УДК 378.1(571) Н.В. Цугленок, Г.И. Цугленок, В.В. Матюшев, Т.Н. Бастрон
ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА - ОСНОВА РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ
СИСТЕМЫ СИБИРИ
В статье обозначены стратегические задачи и определены основные проектные линии образовательной системы России.
Дана характеристика научно-образовательного потенциала вузов Сибири.
Ключевые слова: наука, образование, производство, интеграция, инновация, развитие.
N.V. Tsuglenok, G.I. Tsuglenok, V.V. Matyushev, T.N. Bastron INTEGRATION OF THE SCIENCE EDUCATION AND PRODUCTION AS THE BASIS OF INNOVATIVE SYSTEM DEVELOPMENT IN SIBERIA
Strategic problems are indicated and the basic design lines of educational system in Russia are defined in the article.
The characteristics of scientific and educational potential of the higher education institutions in Siberia are given. Keywords: science, education, production, integration, innovation, development.
Особая роль Сибирского федерального округа связана с его географическим положением, наличием значительного природно-ресурсного, производственного, научно-технологического, образовательного и кадрового потенциала.
Красноярский край - один из самых бурно развивающихся регионов России. Об этом говорят высокие рейтинги инвестиционной привлекательности, присвоенные региону тремя международными рейтинговыми агентствами «Fitch», «Moody's Investor Service» и «Standard & Poor's». Так, например, по шкале Fitch Красноярский край четвертый по уровню из восемнадцати субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, имеющих рейтинг по данной шкале.
Развитие инфраструктуры инновационной системы, вовлечение в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности, ускорение процессов интеграции науки, образования и производства для повышения конкурентоспособности российской экономики и другие вопросы создания российской инновационной системы предусмотрены Правительством РФ [1]. Формируемая инновационная система должна создать условия для вывода экономики страны из зоны преимущественно экспортно-сырьевого развития и поддержать динамику роста перерабатывающих отраслей, чтобы обеспечить конкурентоспособность России в мировом сообществе и ее равноправную интеграцию в мировое экономическое пространство.
В целом Сибирский федеральный округ - территория с населением, составляющим 14% от населения страны, которая производит валовой региональный продукт в объеме 11%, а инвестиции в основной капитал на уровне 8% от общероссийских, имея промышленное производство 11%. Стратегия экономического развития Сибири содержит план, направленный на развитие региона за счет использования инновационных технологий и интеграции Сибири в Евразийскую экономическую зону [2].
Необходимость обеспечения глобальной конкурентоспособности отрасли сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Сибирского федерального округа России обусловлена производством глобально значимых знаний и технологий. Все более значимыми для обеспечения глобальной конкурентоспособности ведущих АПК Сибири и Дальнего Востока становится обладание инновационными технологиями и кадрами с ключевыми современными компетенциями.
Поддержка процессов социального и культурного развития АПК Сибирского федерального округа России должна проводиться через подготовку элитных кадров, в том числе и управленческих. Следует
учесть, что Сибирь и Дальний Восток в ближайшие годы могут выступить зоной «нового освоения» в стране, для которой потребуется огромное количество новых кадров.
Позиционирование России как лидера развития Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) предусматривает кооперацию с научно-образовательным сектором АТР и подготовку кадров для стран этого региона. В настоящий момент в АТР система высшего образования интенсивно развивается как инновационнотехнологическая и кадровая база экономики. Азиатско-тихоокеанский регион для Сибири и Дальнего Востока является наиболее перспективным рынком, российские вузы недостаточно готовят управленцев, способных работать на данном рынке.
Не менее важным условием динамичного развития Сибири является обеспечение региональной экономики квалифицированными трудовыми ресурсами, уровень подготовки которых удовлетворяет потребности рынка труда.
Данная задача приобретает особую значимость в условиях негативных демографических тенденций, проявляющихся в снижении численности трудоспособного населения (на 1,6 тыс. человек в 2006 г.), а также наметившихся диспропорций в сферах подготовки и занятости населения. В частности, существуют реальные диспропорции между потребностями экономики и специализацией их подготовки в учебных заведениях начального и среднего профессионального обучения.
Прогноз кадровой потребности экономики края показывает, что потребность в кадрах, имеющих высшее и среднее специальное образование, к 2010 году возрастет в крае соответственно на 60 и 70 %. Ежегодная потребность экономики региона в квалифицированных рабочих кадрах составляет около 70 тыс. человек, в том числе для реализации инвестиционных проектов - 4,5 тыс. человек.
Учитывая, что процесс повышения качества подготовки квалифицированных кадров продолжителен, недостатки профессионального образования сглаживаются путем установления взаимодействия с бизнесом. Однако такая практика носит несистемный характер, примеры удачного взаимодействия слабо тиражируются.
Согласно демографическим прогнозам численность выпускников вузов регионов Сибири до 2010 года снизится на 26-28%. Однако динамика спроса на образовательные услуги вузов в ближайшие годы будет определяться не демографическим спадом, а спросом населения и реструктуризацией рынка образовательных услуг, диктуемой модернизационными процессами в экономике.
На территории центральной Сибири созданы условия для образования ряда техниковнедренческих и промышленно-производственных зон, основой которых должны стать межрегиональные производственно - технологические кластеры. Реализация этих проектов потребует радикальной структурной модернизации региональной системы образовательных учреждений всех уровней с акцентом на подготовку элитных инженерных кадров и топ-менеджеров для инновационных сегментов экономики АПК. Ядром этого процесса должен стать Союз образовательных и научных учреждений «ВосточноСибирский научно-образовательный и производственный центр Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук» (ВС НОПЦ СО РАСХН). Союз образован на основе партнерства семи отраслевых научных учреждений СО РАСХН, Красноярского ГАУ и Иркутской ГСХА. Партнерами Союза являются Правительства и Министерства сельского хозяйства Красноярского края, Иркутской области, Республик Якутии, Хакасии и Тывы, Сбербанк России, Красноярская продовольственная корпорация, КрасЭнерго, Рос-сельхознадзор, Россельхозбанк и др. Производственная сфера союза состоит из предприятий учебных и опытных хозяйств вышеперечисленных учреждений, Красноярского инновационного агротехнологического центра (КИАТЦ), Красноярского Агробизнес-инкубатора при КрасГАУ, трех венчурных предприятий.
Союз является некоммерческой организацией, созданной и действующей по решению учредителей в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О некоммерческих организациях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Стратегическими задачами ВС НОПЦ СО РАСХН в области образования, НИОКР, социальной ответственности и значимости являются:
• Переход образовательных учреждений ВС НОПЦ СО РАСХН на двухуровневую модель (расширенный бакалавриат и магистратура) и кредитно-модульную систему.
• Разработка новых учебных планов, предполагающих переход к новым образовательным технологиям и проблемно-ориентированному образованию (от передачи накопленных знаний к развитию навыков и способностей самостоятельного решения проблем).
• Ориентация на рынок труда за счет тесного взаимодействия с работодателями, в т.ч. в рамках исследовательско-технологических модулей ВС НОПЦ.
• Интеграция ОКР и НИОКР образовательных учреждений и СО РАСХН с технологическими модулями корпораций в рамках технопарка ВС НОПЦ.
• Практическая ориентированность исследований ВС НОПЦ - согласованность с запросами агроэкономики Восточно-Сибирского макрорегиона.
• Ориентация Союза на максимальную включенность в решение задач и реализацию проектов национального значения, например, усиление роли РФ в АТР, освоение Восточной Сибири и Дальнего Востока, развитие человеческого капитала.
• ВС НОПЦ - важнейшая инфраструктура социально-экономического развития сельских территорий Красноярского края и Сибири в целом.
• Широкая партнерская сеть - включенность в мировое образовательное пространство (вузы-партнеры); социальное партнерство с бизнесом и властью.
Союз является важным элементом обеспечения динамичного социально-экономического развития всего макрорегиона Сибири, который обеспечивает глобальное лидерство научно-образовательных и производственных центров регионов в конкретных научно-технологических областях за счет объединения научноисследовательского потенциала академической науки, кадрового потенциала вузов и возможностей крупнейших агропромышленных корпораций.
Миссия ВС НОПЦ СО РАСХН заключается в создании нового поколения высококвалифицированных специалистов агропромышленного комплекса, лидеров инновационной, производственной и предпринимательской деятельности, научной и профессиональной элиты во благо социально-экономического развития Сибирского региона, страны и мирового сообщества.
Миссия опирается на три базовых принципа:
■ элитность;
■ международность;
■ ориентированность на развитие АПК Восточной Сибири.
Научно-исследовательские институты проводят активную и разноплановую работу по пропаганде и внедрению научно-технических достижений, обучению руководителей и специалистов АПК Восточной Сибири. Научные разработки несут определенный вклад в развитие аграрной науки и подъем сельского хозяйства.
Кадровое обеспечение учебного процесса достигается в первую очередь за счет привлечения для учебной деятельности специалистов высокой научной квалификации из учреждений ВС НОПЦ СО РАСХН, ведущих ученых из академических институтов.
В настоящее время в образовательных учреждениях ВС НОПЦ СО РАСХН ведется подготовка по 9 направлениям магистратуры и 13 направлениям бакалавриата, по 38 специальностям ВПО и 50 специальностям СПО. Послевузовское образование осуществляется по 12 отраслям наук и 30 научным специальностям, дополнительное образование по 35 программам.
Стартовый научно-образовательный потенциал вузов ВС НОПЦ СО РАСХН имеет следующие характеристики:
• общая численность работников - 2619 человек. По выделенным направлениям работают (с учетом совместителей) - 1608 человек, в т.ч. докторов наук -12,8 %, кандидатов наук - 39,7 %;
• суммарный объем бюджетного финансирования образовательной деятельности вузов составляет 1214,23 млн руб. Объем средств, привлекаемых из внебюджетных источников - 397,83 млн руб. Суммарный объем финансирования фундаментальных научных исследований из средств федерального бюджета составляет более 19,1 млн руб., финансирования НИОКР - более 94,3 млн руб.
Объединение научно-исследовательского потенциала академической науки, кадрового потенциала вузов позволяет обеспечить лидерство научно-образовательных и производственных центров регионов в конкретных научно-технологических областях.
Отбор в аспирантуру и докторантуру выстроен и будет развиваться на основе приоритетов для лиц, имеющих опыт работы или научный задел в сфере наукоемких технологий. При этом подготовка магистров будет базой для формирования контингента аспирантов и докторантов. Целевая подготовка аспирантов и докторантов в ведущих академических центрах России рассматривается как важная составная часть кадровой стратегии ВС НоПЦ СО РАСХН.
Партнерство позволяет эффективно использовать материально-техническую базу институтов, учреждений и сельскохозяйственных организаций для учебной и производственной практики. Десятки тысяч квадратных метров площадей лабораторий академических институтов включены в учебный процесс. В лабора-
ториях академических институтов созданы филиалы кафедр. На базе этих лабораторий не только обучаются студенты, но и идет подготовка научных кадров через аспирантуру и магистратуру.
Интеграция научных и образовательных учреждений позволяет проводить совместные исследования по решению актуальных проблем для региона и оказывает влияние на политику дальнейшего развития АПК, сущность которой заключается в необходимости ускоренного внедрения достижений науки в области растениеводства, животноводства, птицеводства и перерабатывающей промышленности. По каждой отрасли созданы научно-технические советы, в которые входят ведущие ученые региона.
Совместные заседания ученых советов определяют планы работы, составляют единый план подготовки аспирантов и докторантов, общий список научных руководителей, согласовывают тематику работ, проводят единую библиотечную политику, координируют деятельность экспериментально-опытных производств, совместно используют уникальное оборудование.
Материалы, полученные в научных лабораториях, используются для написания не только научных работ и монографий, но и учебных пособий. Ежегодно выпускается совместно две-три монографии и столько же учебных пособий.
Ежегодно на базе институтов и учреждений центра проводятся семинары, экскурсии, совещания, выставки, публикуются работы. Создана информационно-консультационная служба, составлены совместные программы интеграции образовательных и научно-исследовательских институтов на перспективу.
Повышение квалификации и переподготовка управленческих кадров для организаций, учреждений, бизнес-структур осуществляется и будет развиваться на основе регионального учебно-методического центра (РУМЦ) переподготовки и повышения квалификации специалистов, международной школы бизнеса и управления. Институты повышения квалификации кадров в области гуманитарных, технологических и экономических наук развиваются на основе новых образовательных программ и с приглашением визит-профессоров, руководителей ведущих научных школ России и мира.
При подготовке кадров будут использованы современные, нестандартные технологии, гибкая модульная структура образовательных программ с учетом заказа потребителя. Результативность обучения должна достигаться за счет использования знаний в конкретном производстве, на собственном рабочем месте, собственном бизнесе. Будет использован командный способ повышения квалификации, позволяющий решать задачи конкретного производства. Структура подготовки кадров будет формироваться на основе среднесрочных и долгосрочных прогнозов потребности в специалистах в Красноярском крае, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, требуемого уровня подготовки и предполагаемой сферы деятельности выпускников. Прогнозы планируется составлять на основе среднесрочных и долгосрочных прогнозов развития экономики АПК, науки, культуры, образования, социальной сферы субъектов федерации Сибири, Дальнего Востока с учетом демографической ситуации в регионах. Для взаимодействия с ними в ВС НОПЦ СО РАСХН создается специализированная информационно-аналитическая служба.
Конкурентоспособность выпускаемых специалистов будет обеспечиваться развитием материальнотехнической базы и персонала вуза, внедрением передовых образовательных технологий и экспериментальных образовательных программ, с учетом требований инвесторов и работодателей, а также широким внедрением в деятельность принципов и инструментов менеджмента качества.
Базой для реализации образовательных программ станут научно-образовательные и инновационные комплексы (НОИК), представляющие собой научно-исследовательские институты, образовательные учреждения и филиалы. В их структуру наряду с образовательными и научными подразделениями должны входить инновационные и другие бизнес-структуры.
В рамках работы информационно консультационной службы (ИКС) в КрасГАУ, на базе научной библиотеки, организовано информационно-библиографическое обслуживание удаленных пользователей (сельхозтоваропроизводителей всех форм собственности).
Агробизнес-инкубатор проводит большую работу по:
- выявлению патентоспособных технологий и оценке их коммерческого потенциала;
- инвентаризации, учету НТР, оценке и продвижению их на рынок.
Создание Агробизнес-инкубатора в ФГОУ ВПО КрасГАУ позволило максимально задействовать интеллектуальный, научный, кадровый, информационный и культурный потенциал.
Результативность НИР выражается в увеличении объемов финансирования, многочисленных публикациях, участии в научных конференциях различного уровня. Востребованность научных разработок в реальном секторе подтверждается широкой географией и разнообразной тематикой заключаемых ежегодных хозяйственных договоров. Выполнение НИР за счет внешних источников свидетельствует о востребованности разработок, а выполнение их на уровне изобретения - об их конкурентоспособности.
Успешное участие ученых университета в различных конкурсах на получение бюджетного финансирования для проведения фундаментальных и прикладных исследований подтверждается грантовой поддержкой их государственными фондами: Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ). Вуз участвует в федеральной программе развития и поддержки малого инновационного предпринимательства.
Включенность в мировое образовательное пространство осуществляется за счет привлечения к преподаванию в вузах визит-профессоров и высококвалифицированных менеджеров из других российских вузов, научных учреждений и из-за рубежа. С целью развития международных контактов в университете создан центр изучения иностранных языков и бизнеса, где ведется обучение преподавателей, аспирантов и студентов, желающих участвовать в международных стажировках и проектах. Центр подготовил свыше 1000 слушателей по английскому, немецкому, французскому языкам. Ежегодно проводятся межвузовские конференции на английском языке по проблемам маркетинга, менеджмента и экономики с участием представителей зарубежных стран.
Продолжается работа по заключению новых договоров с зарубежными высшими учебными заведениями, в течение года подписаны договоры с Капошварским университетом (Венгрия), Латвийским сельскохозяйственным университетом (Латвия).
Возросло количество студентов, проходящих обучение за рубежом, увеличилась география стран, где они учатся и проходят практику, а также количество зарубежных университетов, совместно с которыми выдаются дипломы выпускникам, сейчас их три - Университет Никосии (Кипр), Универститет Лапландии (Финляндия), Королевский институт технологии (Швеция).
Возросло количество грантов индивидуальной мобильности и грантов на научные исследования, полученных из таких стран, как КНР, Великобритания, Германия, Венгрия, Дания, Швеция, Япония и др.
Опережающий научно-технический задел по фундаментальным и прикладным исследованиям позволил сформировать портфель инновационных проектов, отвечающих требованиям экономического развития Сибирского федерального округа.
Таким образом, в качестве приоритетных перспектив развития агропромышленного комплекса Сибири обозначены следующие области:
1. Развитие фундаментальных и приоритетных прикладных исследований, направленных на разработку эколого-биотехнологического мониторинга, освоение эффективных методов биотехнологии, генной и клеточной инженерии и создание на их основе новых высокопродуктивных сортов и гибридов сельскохозяйственных культур.
2. Разработка теоретических и технологических основ новых альтернативных систем земледелия, принципов экологически безопасного землепользования и проектов землеустройства на ландшафтной основе.
3. Рациональные приемы природопользования и охрана окружающей среды.
4. Разработка теории, методов создания новых технологий производства экологически чистых продуктов животноводства, обеспечение ветеринарного благополучия сельскохозяйственных животных.
5. Разработка научных основ создания принципиально новых безотходных экологически чистых технологий и технических средств для производства, хранения, переработки и транспортировки новых видов биологически полноценных продуктов.
6. Разработка научных механико-технологических основ создания техники новых поколений, технического обеспечения АПК в условиях функционирования различных форм собственности и рыночных отношений.
7. Разработка теории и методологии социально-экономического развития и правовое обеспечение агропромышленного комплекса.
8. Новые технологии обучения и управления качеством образования.
Все более значимым для обеспечения глобальной конкурентоспособности ведущих отраслей экономики края становится обладание компаниями инновационными технологиями и кадрами, владеющими ключевыми компетенциями. По данным показателям ведущие российские компании пока уступают своим зарубежным конкурентам. Во многом отставание производительности труда и капитала российских компаний вызвано тем, что они до сих пор эксплуатируют потенциал старых технологических решений и ограниченного кадрового ресурса, включая стремительно устаревающую систему подготовки кадров. Технологический и кадровый ресурс даже в самых передовых отраслях экономики Центральной Сибири постепенно исчерпывается.
В таких условиях крупные российские компании, стремясь сохранить свою технологическую и кадровую конкурентоспособность, прибегают к импорту стандартных технологий, отдельных специалистов и менеджеров, а также передают подряды на технологически сложные работы западным компаниям. Однако очевидно, что сохранить и упрочить конкурентоспособность ведущих секторов экономики Сибири, а тем бо-
лее создавать новые подобные сектора, невозможно без создания в регионе конкурентоспособного инновационно-технологического и кадрового комплекса.
В 2001-2003 годы действовала целевая программа «Создание в Красноярском крае наукоемких производств», направленная на обеспечение взаимосвязи научных организаций, разрабатывающих нововведения, учреждений и предприятий, осуществляющих доведение научной идеи до конкретной технологии, материала или конструкции, а также их внедрение и тиражирование.
В условиях отсутствия в регионе сформированной инновационной системы развитие получают лишь разрозненные ее элементы. Несмотря на ежегодный рост, только 6,7% общего количества организаций осуществляют технологические инновации, что ниже среднероссийского и среднего по округу.
Реализация приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, изложенных в Концепции модернизации российского образования до 2010 года, а также вступление России в Болонский процесс ставит задачу пересмотра учебных программ с обязательным сохранением огромного положительного опыта, накопленного отечественным образованием.
С другой стороны, решение задач, поставленных в приоритетном национальном проекте «Развитие АПК», требует специалистов с высоким уровнем теоретических знаний и хорошей практической подготовкой.
На основе обозначенных стратегических задач определены основные проектные линии:
Развитие высшей школы управления и агробизнеса и магистратуры. (Широкий бакалавриат и магистратура. Подготовка и утверждение учебных планов и программ для магистратуры совместными с работодателями рабочими группами. Выделение управленческого образования. Современная и постоянно обновляемая база используемых образовательных технологий. Концепция непрерывного обучения).
Развитие технологического парка ВС НОПЦ СО РАСХН. (Учебно-лабораторный комплекс Красноярского ГАУ, Иркутской ГСХА, НИИ СО РАСХН. Технологические и учебные центры корпораций).
Создание центров изучения развития человеческого потенциала и исследований харбинской и кипрской организации содружества.(«Фабрика мысли» по актуальным вопросам политики экономики в макрорегионе АТР. Активное участие Попечительского совета в формировании образовательной и научнотехнической стратегии КрасГАУ. Центр изучения важнейших проблем развития общества).
ВС НОПЦ СО РАСХН позволяет обеспечить подготовку современных и конкурентоспособных специалистов по широкому спектру естественнонаучных, инженерно-технических, социально-экономических и гуманитарных направлений.
Структура подготовки специалистов ВС НОПЦ СО РАСХН будет включать следующие уровни:
• довузовская профильная подготовка;
• бакалавриат;
• магистратура;
• аспирантура и докторантура;
• дополнительное образование;
• переподготовка и повышение квалификации.
Организация учебного процесса Сибирского национального исследовательского аграрного университета должна обеспечить новое качество образования и конкурентоспособность вуза в мировом образовательном пространстве за счет многоуровневой и непрерывной системы подготовки кадров.
Приоритет в структуре подготовки в системе высшего профессионального образования будет отдаваться формированию актуального для региона спектра, прежде всего, магистерской подготовки, аспирантуре, докторантуре, различным формам довузовской подготовки и послевузовскому образованию, в том числе подготовке кадров госслужащих, менеджеров бизнес-структур.
Интеграция аграрного образования в мировую образовательную систему предусматривает:
• развитие международного сотрудничества в области аграрного образования; совершенствование программ и учебных планов с учетом мирового опыта; разработку учебных пособий и учебников по проблемам мировой экономики, информационно-консультационной службы, новых информационных технологий и систем устойчивого развития сельской местности, мировых экономических и производственных технологий; осуществление технического переоснащения образовательного процесса с одновременным применением новых образовательных технологий; организацию стажировок и обучение российских студентов и аспирантов за рубежом, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в зарубежных вузах и на сельскохозяйственных предприятиях в странах с развитым агропромышленным производством;
• организацию практического обучения и переподготовку российских фермеров, специалистов в сфере агробизнеса, маркетинга, менеджмента, современных технологий производства и переработки сельскохозяйственной продукции, сервисного обслуживания хозяйств, а также бизнес-школ и учебно-выставочных центров;
• создание условий выпускникам средних и высших профессиональных учебных заведений для овладения иностранным языком;
• организацию прохождения стажировки, обучения и повышения квалификации иностранных граждан в вузах и на сельскохозяйственных предприятиях России в рамках квот, определенных Минобразованием России, и на контрактной основе;
• реализацию совместных проектов, направленных на повышение эффективности сельскохозяйственного производства в учебно-опытных, учебно-производственных и базовых хозяйствах;
• осуществление продвижения образовательных, консультационных услуг и научно-технических разработок на международный рынок; подготовку рекламно-информационных материалов, учебных и научных пуб-
ликаций, участие в выставках и ярмарках; поддержку предпринимательской деятельности российских агрообра-зовательных учреждений в области международного образовательного и научно-технического сотрудничества; осуществление информационной и технической поддержки научной и образовательной деятельности сотрудников и преподавателей российских аграрных образовательных учреждений.
Система непрерывного аграрного образования подразумевает прямое или косвенное участие рынка труда в образовательном процессе. Такое участие должно осуществляться через субъект рынка труда - заказчика - специалиста (работодателя). Обязательность существования заказчика гарантирует трудоустройство специалиста при условии соответствия уровня его подготовки.
Таким образом, формируется триединая модель подготовки специалиста: заказчик - система довузовского образования - система высшего образования и послевузовского образования - система дополнительного профессионального образования и повышения квалификации - заказчик, объединенная единой целью подготовки высококвалифицированных специалистов и обеспечения их эффективного трудоустройства. Подключение потенциального работодателя к образовательному процессу возможно на любом этапе подготовки специалиста через договоры целевой подготовки.
Региональный учебно-методический центр КрасГАУ переподготовки и повышения квалификации специалистов, созданный в целях обеспечения реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года № 446, на основании решения Ученого совета ФГОУ ВПО КрасГАУ (протокол № 9 от 19 сентября 2008 г.) реализует следующие мероприятия:
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов по оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям;
- методическое обеспечение учебного процесса и организации деятельности центров сельскохозяйственного консультирования;
- мониторинг развития консультационной системы;
- маркетинг консультационных услуг в агропромышленном комплексе региона;
- распространение передового опыта оказания консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям;
- интеграция системы консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям с системой информационного обеспечения агропромышленного комплекса, в том числе доступ к государственным информационным ресурсам в области сельского хозяйства и участие в их формировании;
- квалифицированное предоставление консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению, в том числе по организации сельскохозяйственного производства, альтернативным видам деятельности и оформлению кредитов, по которым предоставляются субсидии в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- организация информационного пространства в области базовых и зональных ресурсосберегающих технологий сельскохозяйственного производства, сельскохозяйственного машиностроения, сервисного обслуживания, технического обеспечения агропромышленного комплекса;
- отбор экспонатов, организация и проведение выставок, семинаров, круглых столов и т.д.
- демонстрация совокупного эффекта, достигнутого за счет повышения эффективности использования ресурсосберегающих технологий, решения организационных, технических и экономических проблем сельскохозяйственного производства;
- содействие в выборе и приобретении техники и оборудования.
Основными задачами РУМЦа являются:
- координация деятельности по реализации государственной политики в регионах Красноярского края, Республик Хакасия, Тыва и Иркутской области в части переподготовки и повышения квалификации специалистов по оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям;
- адаптация профессиональных образовательных программ переподготовки и повышения квалификации к региональным особенностям развития сельского хозяйства;
- совершенствование организации, кадрового, материально-технического и методического обеспечения учебного процесса;
- формирование информационных ресурсов инноваций, адаптированных для практического использования в сельскохозяйственном производстве региона.
В соответствии с этими задачами РУМЦ реализует следующие функции:
- осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов по оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению;
- участвует в разработке программ переподготовки и повышения квалификации специалистов по оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений Минсельхоза России;
- содействует обеспечению регионального и муниципальных центров сельскохозяйственного консультирования нормативно-методической документацией;
- участвует в формировании перспективных планов издания учебников и учебно-методических пособий для специалистов по оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям;
- участвует в организации и проведении региональных конкурсов по созданию учебной и методической литературы, аудиовизуальных средств обучения;
- изучает и распространяет опыт работы региональных и муниципальных центров сельскохозяйственного консультирования, сельских консультантов, научно-педагогических и других работников по различным направлениям их деятельности;
- проводит региональные конференции, семинары и совещания по проблемам подготовки специалистов для сельского хозяйства.
Эти функции неразрывно связаны друг с другом и только в совокупности в состоянии обеспечивать полноценный информационно-консультационный процесс.
Результат деятельности РУМЦа - это тесное взаимодействие ИКС в плане подготовки высококвалифицированных консультантов - менеджеров и консультантов технологов в различных отраслях сельскохозяйственного производства.
Научные и образовательные учреждения ВС НОПЦ СО РАСХН являются одними из участников консультационной деятельности. Они, а также подразделения дополнительного профессионального образования располагают базой, необходимой для организации опытно-демонстрационных объектов, и кадрами, осуществляющими в той или иной степени консультационную деятельность.
Научная работа в университете проводится по следующим направлениям:
1. Развитие фундаментальных и приоритетных прикладных исследований, направленных на разработку эколого-биотехнологического мониторинга, освоение эффективных методов биотехнологии, генной и клеточной инженерии и создание на их основе новых высокопродуктивных сортов и гибридов сельскохозяйственных культур.
2. Разработка теоретических и технологических основ новых альтернативных систем земледелия, принципов экологически безопасного землепользования и проектов землеустройства на ландшафтной основе.
3. Рациональные приемы природопользования и охрана окружающей среды.
4. Разработка теории, методов создания новых технологий производства экологически чистых продуктов животноводства, обеспечение ветеринарного благополучия сельскохозяйственных животных.
5. Разработка научных основ создания принципиально новых безотходных экологически чистых технологий и технических средств для производства, хранения, переработки и транспортировки новых видов биологически полноценных продуктов.
6. Разработка научных механико-технологических основ создания техники новых поколений, технического обеспечения АПК в условиях функционирования различных форм собственности и рыночных отношений.
7. Разработка теории и методологии социально-экономического развития и правовое обеспечение агропромышленного комплекса.
8. Новые технологии обучения и управления качеством образования.
Основными формами научной работы в университете являются: выполнение научно-исследовательских работ (фундаментальных, поисковых, прикладных); подготовка диссертаций, учебников, учебных пособий, научных трудов, монографий, статей, докладов, научных отчетов и сообщений, рецензий и заключений; разработка или участие в разработке проектов законов, программ, нормативных документов, экспериментальная проверка теоретических положений, обобщение результатов исследований и выработка рекомендаций; подготовка, проведение и обобщение результатов научных конференций, семинаров, совещаний и творческих дискуссий; рационализаторская и изобретательская работа.
Создание ВС НОПЦ СО РАСХН позволило максимально эффективно использовать уже имеющийся потенциал и выделяемые на реализацию проекта средства федерального бюджета.
Интеграция ВС НОПЦ СО РАСХН в международное образовательное пространство, развитие экспорта образовательных услуг, подготовка конкурентоспособных образовательных программ с целью завоевания международного образовательного пространства невозможны без подготовки высококвалифицированных преподавателей, владеющих иностранными языками.
В настоящее время Красноярский государственный аграрный университет ведет образовательную и научно-исследовательскую деятельность в рамках 12 международных договоров, а именно: М1ТСО (Вьетнам), Северо-восточный сельскохозяйственный университет (КНР), Университет Куинса (Бангладеш), Сельскохозяйственный университет (Монголия), Грузинский государственный аграрный университет (Тбилиси, Грузия), Университет Никосии (Кипр), Хейлудзянский международный торгово-экономический институт, Университет Дежона (Франция), Инновационный Евразийский университет (Казахстан), Университет в Белграде (Сербия), Агрономический факультет (Югославия), Капошварский университет (Венгрия), Латвийский сельскохозяйственный университет (Латвия).
В КрасГАУ сформировалась система повышения квалификации аспирантов, молодых ученых и профессорско-преподавательского состава для участия в международной деятельности, работы и стажировок за рубежом, которая ведется по двум направлениям:
• формирование новых компетенций в области иностранных языков внутриуниверситетской системы повышения квалификации;
• формирование новых компетенций в области иностранных языков через внешние источники повышения квалификации (за рубежом).
В 2006-2008 годах преподаватели КрасГАУ стажировались в Чехии, Великобритании, Японии, Германии, Швеции, КНР. В течение 2007 года велась работа по 4 грантам индивидуальной мобильности и 5 университетским научным и образовательным грантам, в 2008 году - по 5 и 15 соответственно.
Реализация механизма функционирования ВС НОПЦ СО РАСХН позволит получить следующие результаты:
• оперативную разработку и внедрение в образовательный процесс принципиально новых и более эффективных образовательных технологий на основе интеграции образования, науки и инновационной деятельности;
• оперативное доведение результатов фундаментальных и прикладных научных исследований до уровня технологий, образцов, устройств и иной продукции, удовлетворяющей существующие (в том числе, экспортные) запросы и потребности;
• формирование единого образовательного, интеллектуального, экономического и культурного пространства региона за счет подготовки национальных кадров высшей квалификации для региональной экономики и социальной сферы;
• создание инновационного комплекса, направленного на решение задач развития ключевых секторов экономики региона, на основе частно-государственного партнерства;
• более широкое внедрение механизмов обеспечения академической мобильности студентов и преподавателей;
• эффективное международное сотрудничество ВС НОПЦ СО РАСХН с ведущими зарубежными университетами и научными центрами, экспорт образовательных услуг, методик и технологий.
Социально-экономическим эффектом от взаимодействия членов ВС НОПЦ СО РАСХН являются:
• сокращение расходов федерального бюджета по содержанию управленческих структур Сибирского национального исследовательского аграрного университета;
• повышение эффективности использования материально-технического и кадрового потенциала образовательных и научных учреждений;
• сокращение числа бюджетополучателей, обеспечивающее более эффективное управление в части расходования бюджетных средств и контроля за их использованием;
• увеличение доходов бюджета (за счет увеличения объемов оказываемых Союзом платных образовательных и иных услуг, внедрения наукоемких технологий, выпуска наукоемкой продукции); отработка механизмов консолидации бюджетов и интеграции усилий властных структур различного уровня для решения региональных и общероссийских задач;
• оптимизация перечня реализуемых образовательных программ, исключение их дублирования; расширение сферы образовательных услуг, ориентированных на региональные, российский и мировой образовательные рынки.
Литература
1. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года: постановление Правительства РФ от 5 августа 2005 г. № 2473п-П7.
2. Стратегия экономического развития Сибири: утв. Постановлением Правительства РФ № 765-р от 07.07.2002 г.
'--------♦-----------
УДК 628.2.978 Н.В. Цугленок, Я.А. Кунгс, Р.А. Паникаев
ЗАДАЧИ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМ СВЕТОДИОДНОГО ОСВЕЩЕНИЯ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ И ЖИЛЫХ УСТАНОВКАХ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ
В работе дается обоснование использования источников осветительных установок со светодиодами в сельских животноводческих и других помещениях для повышения энергетической эффективности установок для освещения.
Ключевые слова: сельское хозяйство, осветительные установки, светодиод, эффективность.
N.V. Tsuglenok, Ya.A. Kungs, R.A. Panikayev THE TASKS OF INTRODUCTION OF THE SYSTEMS OF LIGHT-EMITTING DIODE LIGHTING IN TECHNOLOGICAL AND HABITABLE INSTALLATIONS OF AGROINDUSTRIAL COMPLEX IN RUSSIA
The substantiation of the lighting installations sources application with light-emitting diodes in rural cattle-breeding and other premises to increase power efficiency of lighting installations is given.
Keywords: agriculture, lighting installations, light-emitting diode, efficiency.
Актуальность исследования светодиодного освещения обусловлена необходимостью оптимизации принципов, методов, способов и средств освещения производственных и технологических помещений. Крайне неудовлетворительное состояние низковольтных ведомственных сетей отдельных агропромышленных предприятий приводит к высокой аварийности и связанной с этим низкой надежностью освещения. Нельзя также забывать и об экологической опасности, связанной с использованием традиционных источников освещения, содержащих как саму ртуть, так и пары ртути.
Электрификация всех отраслей народного хозяйства, в том числе сельского хозяйства, - одно из решающих условий создания материально-технической базы в нашей стране. Серьезное внимание должно уделяться сельскому хозяйству, его электрификации, так как она является основой и непременным условием комплексной механизации и автоматизации всех сельскохозяйственных процессов, резкого повышения производительности труда и коренного подъема сельского хозяйства. Электрификация постоянно претерпевает существенные качественные изменения, заключающиеся в модернизации существующего и создании нового электрооборудования, применении нового электрооборудования, новых проводниковых и электроизоляционных материалов, совершенствовании технологии производства.