С. Л. Подкутова
(Липецк)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СИСТЕМЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ РОССИИ
В статье рассматривается исторический и современный опыт образовательной деятельности системы потребительской кооперации России. Подчёркивается актуальность осмысления богатейшего опыта досоветского периода образовательной деятельности потребительской кооперации, а также важность учёта последующего её развития для решения современных социально-педагогических проблем, особенно в сельской местности
В историю потребительской кооперации начало XXI века войдёт как время поиска решений в возрождении этой системы, в том числе в области кооперативной образовательной деятельности. Обоснованность таких предположений подтверждает исторический опыт кооперативного движения в России. Обращение к тому, как решались системой потребительской кооперации многие проблемы образовательной деятельности в начале минувшего века, даст возможность познать и использовать, с учётом фактора исторического времени, лучшие методы образовательной и просветительской деятельности потребительской кооперации при решении современных социальных проблем, особенно в сельской местности.
Образование является одним из принципов кооперации. Более чем сто лет назад выдающийся экономист Джон Стюард Милль в выступлении на конгрессе британских кооператоров сказал: «Образование желательно для всего человечества; это -жизненная необходимость для кооператоров» [1, с. 340].
Обратимся к истории образовательной деятельности системы потребительской кооперации России.
В 1907 г. при содействии Московского союза потребительских обществ открылись курсы подготовки кооператоров при Народном университете Шанявского в Москве. Первый всероссийский кооперативный съезд призвал все кооперативы - городские и сельские - поддержать это начина-
ние отчислением средств, учреждением стипендий и направлением кооператоров на учёбу [7, с. 33].
Одна за другой возникали кооперативные школы и курсы на местах.
Образовательная деятельность кооперации не ограничивалась подготовкой и просвещением собственных кадров. На средства кооперативов открывались и содержались разнообразные школы, училища для широких слоёв населения. С. С. Хижня-ков, исследуя исторический опыт кооперации в социальном обустройстве села, приводит данные о финансировании в 19131916 гг. содержания ремесленных классов при местной школе; покупке учебников для сельских школ; об открытии за счет средств кооператоров школ, где кроме общеобразовательных дисциплин мальчики обучались кузнечному, столярному, слесарному и токарному ремеслам, девочки - шитью; о финансовой помощи малообеспеченным ученикам и т.д. [7, с. 33-34].
Потребительская кооперация помогала не только школьному образованию, она уделяла огромное внимание и организации внешкольной работы среди взрослого населения.
Видный идеолог кооперативного движения прошлого века М. И. Туган-Баранов-ский отмечал: «Устройство народных чтений и внешкольные систематические занятия, деревенский театр, спектакли, народные дома и чайные, играющие роль деревенских клубов, организация торговли книгами, совместная выписка газет, устройст-
во библиотек, читален, кинематографы, организация кооперативных праздников -таковы формы образования, осуществляемые кооперативными организациями в деревне...» [6, с. 239]. М. И. Туган-Барановский первым поставил вопрос о воспитательной роли потребительской кооперации, которая могла быть осуществлена только через систему кооперативного образования.
В начале прошлого века активно открывались Народные дома, которые содержались на попечительские средства. В них организовывались библиотеки, музеи, публичные лекции и чтения, народные театры, танцы для молодёжи.
Кооперация устраивала различные выставки, свидетельствующие о разнообразии её деятельности: сельскохозяйственные, ремесленные, кустарные, молочные. Издавалось большое количество собственных газет, журналов («Вестник кооперации», «Вестник кооперативных съездов», «Известия Совета Всероссийских кооперативных съездов» и др.), брошюр, различные кооперативные отчёты, памятки, что играло огромную роль в просвещении населения. Необходимо отметить, что среди публикаций выделяются работы, посвящённые борьбе с безграмотностью взрослого населения.
Теоретик и активный участник кооперативного движения прошлого А. В. Чаянов считал, что кооперация должна «.не только помочь крестьянину получить в своём хозяйстве большую выгоду, но и помочь ему в деле просвещения, в деле устроения его духовной жизни. В этом деле кооперация может дать очень много, может быть, даже гораздо больше, чем в других сторонах деревенской жизни» [8, с. 13]. По А. В. Чаянову, значение кооперативного образования не только в том, что оно даёт знания своим слушателям, но и в огромной воспитательной роли, в привитии навыков высокой культуры, в расширении кругозора, во «...взращении духовности».
Свой вклад в понимание проблемы кооперативного образования внёс В. И. Ленин, считая, что при помощи культурно-просветительской деятельности кооперации про-
изойдёт организационное и социальное изменение положения крестьянства.
Таким образом, в конце XIX - начале XX веков потребительская кооперация, имея серьёзный экономический потенциал, распространила свою деятельность на удовлетворение образовательных и культурнопросветительских потребностей населения, особенно сельского.
В советские времена нашей истории кооперация фактически превратилась в придаток государственных структур, потеряв свою самобытность. Но свою просветительскую и образовательную деятельность она продолжала исполнять, не смотря на внедрение новой пролетарской культуры, жесточайший контроль со стороны партии.
В годы нэпа допущенные государством рыночные отношения заметно оживили традиционные формы сельской кооперации с социальной направленностью. Важно отметить, что в данный период государство поддерживало кооперацию, предоставляя льготы по кредитам, налогам, аренде и др. Это осуществлялось недолго; затем началось не совсем добровольное объединение крестьян в колхозы и совхозы, реформирование и огосударствление кооперации. Отметим, что с 30-х годов прошлого века она была оттеснена в сельскую местность и последующую свою судьбу связала с развитием села.
А. К. Гагиева, исследуя исторический опыт образовательной деятельности потребительской кооперации России, акцентирует внимание на существенном изменении позиций Центросоюза, произошедшем в 30-е годы, когда был осуществлён переход от культурно-просветительской к образовательной деятельности с выдвижением на первый план работы по подготовке и переподготовке профессиональных кадров. Центр воспитательной и образовательной деятельности кооперации был перенесён с курсов и кружков в кооперативные школы, кооперативные техникумы, кооперативные институты. К концу 30-х годов прошлого века в системе Центросоюза сложилась система отраслевого кооперативного образования [2, с. 33].
В годы Великой Отечественной войны работники кооперации внесли свой вклад в разгром фашистской Германии. Кооператоры обеспечивали товарами первой необходимости фронт и тыл, участвовали в сборе тёплых вещей для фронтовиков, оказывали помощь эвакуированным и раненым, детским садам, яслям, интернатам. В годы войны система кооперативного образования продолжала готовить кадры для кооперации и других отраслей народного хозяйства. Приём студентов в вузы и техникумы в годы войны не сократился, а даже увеличился. Выпускники вузов и техникумов системы потребительской кооперации в полном составе направлялись на работу по восстановлению народного хозяйства в районы, которые освобождались от немецких оккупантов [2, с. 34].
Война нанесла большой урон системе потребительской кооперации, но кооперация продолжала развиваться.
В 1946 г. было восстановлено начальное профессиональное кооперативное образование. В 1955 г. был открыт Новосибирский кооперативный институт, в 1959 г.
- Московский. Проблема подготовки кооперативных кадров была актуальна. В эти годы закладывался фундамент высокоэффективной системы кооперативного образования, которая доказала свою жизнеспособность в последующие годы [2, с. 35].
Образовательная деятельность кооперации была неразрывно связана как собственно с кооперацией, так и с системой российского образования. Она включала три уровня образования: начальное, среднее и высшее. Центросоюз, областные и районные потребительские общества уделяли постоянное внимание переподготовке и дополнительному образованию кооперативных кадров. Особое внимание обращалось на качество образования, повышение квалификации педагогических кадров, воспитательную работу среди студенчества.
Большое распространение получило индивидуально-практическое обучение на предприятиях потребительской кооперации. Обучение проходило на рабочих местах, что позволяло удовлетворять потребности системы в рабочих кадрах на местах.
В среде кооперативных образовательных учреждений были популярными выезды студенческих молодёжных агитбригад в потребительские общества на местах, выпуск газет, бюллетеней, плакатов с кооперативной тематикой, пропагандой кооперативной идеологии.
Рассматривая образовательную деятельность потребительской кооперации в 60-80-е годы прошлого века, необходимо отметить, что она, сочетая в себе целый комплекс социально-культурных, просветительных и образовательных мер, способствовала повышению культурного уровня как населения страны, так и пайщиков потребительской кооперации, особенно в сельской местности. Во главе всех начинаний стоял Центросоюз СССР, определявший образовательную и кадровую политику.
На дальнейшее развитие кооперативного образования и кооперации в целом повлияло ухудшение экономического состояния потребительской кооперации накануне реформ, потеря кооперативной собственности, её передел в пользу управленческого аппарата, сокращение числа работников в системе и другие причины. Но в отличие от государственных структур, потребительская кооперация не распалась и, главное, не ушла из деревни.
В 1992 г. российским парламентом принят закон «О потребительской кооперации в Российской Федерации». В 1998 г. были приняты «Программа стабилизации и развития потребительской кооперации Российской Федерации на 1998-2002 годы» и ряд других документов. Однако полностью выйти из кризиса потребительская кооперация не смогла. Потеряв более половины своих материальных ресурсов, она вошла в новые рыночные отношения, изменив направления и формы деятельности. Каждый потребительский союз превратился в самостоятельную финансово-хозяйственную единицу. Изменилась и структура образования. Предпочтение было отдано многообразию, диверсификации и изменению содержания образования [2, с. 39].
Вся система кооперативного образования перешла на компенсационную основу обучения, начальное кооперативное обра-
зование было переведено в систему дополнительного образования.
В конце 1990-х годов в стране в кооперативной системе образования существовало 3 университета, 64 техникума, 4 колледжа. Каждый университет активно открывал по всей стране свои филиалы. Основными задачами этого периода являлись сохранение кадрового, научного и интеллектуального потенциала кооперативного образования, поддержка материально-технической базы.
Проведённый исторический анализ развития образовательной деятельности системы потребительской кооперации в России показывает универсализм кооперативного образования: являясь крупной и старейшей кооперативной системой России, кооперация в целом и кооперативное образование за свою 177-летнюю историю доказали жизнеспособность в условиях различных социально-экономических систем.
Современная система образования потребительской кооперации является частью национальной образовательной системы, обеспечивает высокое качество подготовки специалистов и занимает достойное место на рынке образовательных услуг. Сегодня кооперативное образование рассматривается как важный фактор социально-экономического развития потребительской кооперации.
Базовыми высшими учебными заведениями потребительской кооперации являются Московский, Белгородский и Сибирский университеты, при них работают филиалы, многие из которых имеют статус институтов. Потребительская кооперация России имеет 65 техникумов и колледжей [5]. Подготовка специалистов ведется более чем по 30 специальностям. В учебных планах среднего и высшего профессионального образования предусмотрено изучение дисциплин, формирующих нравственные начала, мировоззрение и кругозор молодёжи, знакомящих её с историей потребительской кооперации и кооперативным движением.
Возрастает значимость участия системы потребительской кооперации в реализации вопросов воспитания и образования
молодёжи, проживающей в сельской местности. С целью повышения интереса к системе потребительской кооперации, «уровня экономической грамотности, деловой подготовки и социальной адаптации выпускников общеобразовательных учреждений» Департамент образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации рекомендовал ввести изучение факультативного курса «Основы потребительской кооперации» для учащихся 10-11 классов.
В каникулярное время организации потребительской кооперации создают в сельской местности рабочие места для молодёжи и школьников. Школьники привлекаются к обслуживанию сельского населения, работе с инвалидами и ветеранами.
Сегодня на селе продолжается социально-просветительская работа, проводимая совместно кооперативным образованием, работниками кооперации на местах и самими сельскими жителями. Характер этой работы можно определить как общественномассовый (подготовка и проведение собраний, семинаров, конференций, изучение запросов пайщиков), культурно-просветительский (проведение вечеров, организация кружков художественной самодеятельности, спортивных секций, мероприятий просветительского плана) и социально-бытовой (например, устройство детских игровых площадок).
Но в настоящее время потенциал образовательных учреждений потребительской кооперации используется недостаточно, очевидна рассогласованность в деятельности потребительских обществ и учебных заведений потребительской кооперации.
Развивая современную систему кооперативного образования, необходимо использовать всё лучшее, что накоплено за историю её существования.
Образовательная деятельность потребительской кооперации не может быть успешной без поддержки со стороны центральных и местных органов власти. Как показывает исторический опыт, государство всегда было в курсе проблем кооперации, оказывая на неё определённое влия-
ние. Учитывая это, необходимо активизировать поиск путей и методов укрепления сотрудничества потребительской кооперации с органами государственной власти.
В каждый конкретный исторический период образовательная деятельность потребительской кооперации, как социальное явление, зависела от социально-экономических, политических и социокультурных условий. На современном этапе кооперативного движения необходимо, наконец, воплотить положение о поддержании кооперации «сверх обычного» [4, с. 371], «ни в
каком случае не стеснять кооперацию, а всемерно помогать и содействовать ей» [3, с. 251].
Осмысление богатейшего опыта досоветского периода образовательной и культурно-просветительской деятельности потребительской кооперации, а также учёт её последующего развития и современного состояния представляется сегодня особенно актуальным. Возникает необходимость рассмотреть новые подходы в развитии образовательной деятельности потребительской кооперации.
Литература
1. Вахитов К. И. История потребительской кооперации России: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. - 400с.
2. Гагиева А. К. Исторический опыт и проблемы образовательной деятельности потребительской кооперации России в 20-90-е годы XX века : автореф. ... д-ра ист. наук. - Саратов, 2006. -46 с.
3. Ленин В. И. Полн. собр. соч. - М.: Издательство политической литературы, 1963. - Т. 43. - 562 с.
4. Ленин В. И. Полн. собр. соч. - М.: Издательство политической литературы, 1975. - Т. 45. - 730 с.
5. Теплова Л. Е. Основы потребительской кооперации : учебное пособие для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. -2-е изд. - М.: Вита-Пресс, 2005. - 160 с.
6. Туган-Барановский М. И. Социальные основы кооперации.
- М.: Экономика, 1989. - 495 с.
7. Хижняков С. С. Исторический опыт кооперации в социальном обустройстве села : методическое пособие. - М.: ИСПС РАО, 2008. - 128 с.
8. Чаянов А. В. Краткий курс кооперации. - М.: Московский рабочий, 1990. - 80 с.
---------^----------