Научная статья на тему 'Реализация социально-педагогической функции сельской потребительской кооперации Липецкой области'

Реализация социально-педагогической функции сельской потребительской кооперации Липецкой области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / СЕЛЬСКИЙ СОЦИУМ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МИССИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ / CONSUMER COOPERATIVE / RURAL COMMUNITY / SOCIAL AND PEDAGOGICAL FUNCTION / EXPERIMENTAL SOCIAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY / THE SOCIAL AND PEDAGOGICAL MISSION OF CONSUMER COOPERATIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подкутова С. Л.

В статье представлен опыт реализации социально-педагогической функции сельской потребительской кооперации Липецкой области. Показано, что государство может рассматривать потребительскую кооперацию как потенциальный социально-педагогический ресурс социального развития села

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL FUNCTION OF THE RUSSIAN RURAL CONSUMER COOPERATIVE

The article touches upon the methods of realization of social and pedagogical function of the rural consumer cooperative in Lipetsk region. It brings home the idea that the state may regard consumer cooperative as a potential social and pedagogical resource of the social development of the rural community

Текст научной работы на тему «Реализация социально-педагогической функции сельской потребительской кооперации Липецкой области»

Таким образом, мы видим, особенность стандартов нового поколения состоит в реализации идей компетентностного подхода. Происходит перенос акцента с преподавателя и содержания дисциплины («подход, центрированный на преподавателе») на студента, и ожидаемые результаты образования («подход, центрированный на студенте») является проявлением существенного усиления направленности образовательного процесса на студента как отражение важнейшей из мировых тенденций в развитии высшего профессионального образования.

The article deals with the essence of concepts «competence» and «professional competence». The article defines the structure and content of «professional competence» of psychologists of education. The article analyzes «common cultural» and «professional competencies» of psychologists of education and federal state educational standard to the line of training «psychology - pedagogical education» (baccalaureate).

The key words: professional competence, competencies, psychologist of education, professional competences of psychologists of education.

Список литературы

1. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога / В.Н.Введенский. Педагогика. 2003. №10. С. 51-55.

2. Гришанова Н.А. Развитие компетентности специалистов как важнейшее направление реформирования профессионального образования /Н.А. Гришанова // Квалиметрия в образовании: методология и практика: материалы Х Симпозиума. Кн.6. М.: Изд-во Исслед. центра проблем качества подготовки специалистов, 2002.

3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.

4. Исаев В.А. Образование взрослых: компетентностный подход: монография / В.А.Исаев. Великий Новгород, 2005.

5. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В.Кузьмина. М., 1990.

6. Маркова А.К. Психология труда учителя / А.К.Маркова. М., 1993.

7. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К.Маркова. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.

8. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. М., «Когито-Центр», 2002.

9. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов / Ю.Г. Татур // Высшее образование сегодня. 2004. № 3. С. 20-26.

10. Федеральный Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 050400 Психолого-педагогическое образование.

11. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В.Хуторской. Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64

Об авторах

Мельников С.Л. - кандидат педагогических наук, профессор Брянского государственного университета им. академика И.Г. Петровского, [email protected]

Карнеева О.А. - кандидат психологических наук, доцент Брянского государственного университета им. академика И.Г. Петровского, [email protected]

УДК 37.013.42

РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ СЕЛЬСКОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

С.Л. Подкутова

В статье представлен опыт реализации социально-педагогической функции сельской потребительской кооперации Липецкой области. Показано, что государство может рассматривать потребительскую кооперацию как потенциальный социально-педагогический ресурс социального развития села.

Ключевые слова: потребительская кооперация, сельский социум, социально-педагогические функции, опыт социально-педагогической деятельности, социально-педагогическая миссия потребительской кооперации

В условиях новой российской реальности модернизация страны, выдвинутая Президентом РФ в качестве общенациональной задачи, требует поиска инноваций, нестандартных решений в развитии реги-

онов России, научно-инновационном развитии Российской Федерации. Поставленная задача диктует необходимость повышения значимости социальной педагогики как науки и практической деятельности различных социальных институтов, призванной объединить их инновационный потенциал в решении актуальных социально-педагогических проблем человека и социума, в повышении качества жизни людей.

Для Российской Федерации особое значение имеет модернизация сельского социума, где проживает 26,7% населения. Этот сектор должен стать важной сферой трудозанятости значительной части населения страны, базой развития агропромышленного комплекса, призванного обеспечить продовольственную независимость и безопасность государства.

В новых условиях развития многоукладных форм хозяйствования на селе потребительская кооперация становится ведущим сектором социальной экономики. Возможность участвовать в социальном преобразовании общества посредством сочетания хозяйственной и социальной деятельности - одна из ее сильных сторон и особенностей, отличающая потребительскую кооперацию от различных коммерческих структур и других субъектов рынка. Важно, что прибыль от коммерческой деятельности организаций потребительской кооперации направляется не только на развитие хозяйственной деятельности, но и на реализацию широких социальных целей.

Далеко не случайно А.В. Чаянов, теоретик и активный участник кооперативного движения прошлого, высоко оценивал как экономическую, так и социальную, культурно-просветительскую составляющую потребительской кооперации, подчеркивал её преобразующее влияние на жизнь села. В статье «Что такое аграрный вопрос?» А.В. Чаянов отмечал: «Крестьянская кооперация покрыла собой нашу деревню и переродила её. Стал развитее и культурнее наш крестьянин...» [3, с.9]. «На службу всему населению она поставила всеохватывающую деятельность по созданию домов культуры, народных театров, клубов, библиотек, читален, организации лекций и бесед, культурно-оздоровительных и образовательных мероприятий» [1, с. 214].

Современная потребительская кооперация, располагая большим опытом хозяйственной работы на селе, высококвалифицированными кадрами, достаточно развитой социально-экономической базой, мощной сетью учебных заведений для подготовки специалистов, сегодня может рассматриваться государством как потенциальный социально-педагогический ресурс социального развития села.

В Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года, разработанной Центросоюзом РФ, подчёркивается, что потребительская кооперация может стать серьёзной силой не только в достижении индивидуальных целей потребителей, работников системы потребкооперации и пайщиков, укреплении их личного благосостояния и социальной защищённости, но и в реализации общегосударственных задач, приоритетных национальных проектов «Развитие АПК», «Образование», «Доступное жильё» [2] .

Опыт Липецкой области показывает, что потребительская кооперация, выполняя социально-педагогические функции, может стать важнейшим инновационным ресурсом модернизации сельского социума, развития многоукладной экономики села, фактором решения социальных проблем сельских жителей.

Сегодня во всех 18 районах Липецкой области функционирует потребительская кооперация. Её организации обслуживают 6 городских и 299 сельских поселений. Многоотраслевая хозяйственная деятельность потребительской кооперации области осуществляется в основном в сельской местности и включает такие отрасли, как промышленность, заготовки, торговля, общественное питание, предоставление социальных услуг.

Потребительская кооперация имеет широкую сеть предприятий: магазины, палатки, киоски, автомагазины, лавки на дому (для жителей малых сельских населённых пунктов). В 2010 году Липецкий областной потребительский союз по договорам с муниципальными районами осуществлял развозную торговлю в 473 села области (частота завоза 1 раз в неделю). С учетом малочисленности многих населенных пунктов потребкооперация области внедряет приемлемые формы организации торговли. К примеру, в селе Вершина Тербунского района, где проживает всего 38 жителей, действует организованная потребительским обществом «Меркурий» лавка на дому. Отметим, что 35,5% товаров в магазинах потребительской кооперации - товары собственного производства жителей села.

Потребительская кооперация Липецкой области обладает разнообразным опытом социально-педагогической деятельности. Интересен опыт работы сельских магазинов, которые в большинстве районов являются не только торговыми точками, но и информационными, и даже общественными центрами.

Потребительская кооперация области реализует на селе различные виды услуг: бытовые (ремонт и пошив одежды и обуви, техническое обслуживание радио-электронной аппаратуры, ремонт и изготовление металлоизделий); производственные (забой скота и птицы, переработка зерна, сушка овощей и плодов); сельскохозяйственные (вспашка земли, обработка садов, ремонт сельхозтехники, ветеринарные услуги); транспортные, услуги по хранению сельскохозяйственных продуктов, услуги общественного питания (изго-

товление кулинарных и кондитерских изделий по заказам, обслуживание банкетов, вечеров).

В числе основных направлений социально-педагогической деятельности сельской потребкооперации области отметим следующие:

- создание новых рабочих мест (за последние пять лет (с 2006 по 2010 годы) в районах Липецкой области было открыто 565 новых рабочих мест, преимущественно в малых городах и крупных сёлах);

- подготовка кадров рабочих профессий, таких, как «заготовитель сельскохозяйственной продукции и сырья», «повар», «продавец продовольственных товаров», «продавец непродовольственных товаров», «кассир».

- профессиональная подготовка кадров специалистов системы потребкооперации (за последние пять лет в системе профессионального кооперативного образования подготовлено 1261 специалист среднего профессионального образования, 1619 специалистов высшего профессионального образования);

- материальная помощь пайщикам, финансовая поддержка в развитии социальной инфраструктуры села (за последние пять лет по системе Липецкого облпотребсоюза на социальную миссию израсходовано средств на сумму 44582 тыс. руб.);

- организация досуга населения (проведение праздничных мероприятий, ярмарок, выставок-продаж предметов народного творчества; обеспечивание торговой деятельностью мероприятий, проводимых в районах; организация дискотек).

Социальная миссия потребительской кооперации по экономической поддержке сельского населения реализуется в таких формах, как: доставка социально-значимых товаров в отдалённые населённые пункты; содержание планово-убыточных магазинов; обслуживание (чаще в кредит) бюджетных организаций - школ, детских домов, больниц; товарный кредит населению - содействие развитию личных подсобных хозяйств населения и др. При этом потребительские общества несут значительные расходы, которые не берут на себя частные предприниматели.

Бесспорно, в реализации социально-педагогических функций сельской потребительской кооперации значительную роль играют социально-педагогические инициативы областного потребительского союза и районных потребительских обществ, личность их руководителей, поддержка местных органов власти. В области немало примеров инициативной деятельности руководителей районных потребительских обществ. К примеру. Председатель Задонского районного потребительского общества стал инициатором соревнований по рыбной ловле среди работников и пайщиков райпо, что позволяет объединять сельских жителей, в основном мужчин, на основе общих интересов. В посёлке Тербуны Тербунского района открыто кафе «Колос» с караоке, в Грязинском районе открыта закусочная в селе Карамышево, в которой есть музыкальный центр, караоке, настольный теннис, что даёт возможность организовать культурный досуг сельской молодёжи. В Краснинском районе райпо финансово поддерживает районную футбольную команду, что позволяет обеспечить полезную занятость молодёжи, формирует интерес к спорту, здоровому образу жизни.

Результаты социально-педагогического исследования по изучению развития социально-педагогического потенциала системы потребительской кооперации в условиях сельского социума, проведённого в 15 районах Липецкой области в 2011 г. и охватившего опросом руководителей районных потребительских обществ, показали, что районные потребительские общества:

- участвуют в социальном обустройстве сельских территорий, на что указали 67% респондентов;

- уделяют внимание досуговой деятельности своих работников; по оценкам респондентов 40% потребительских обществ занимаются этим постоянно, 60% - иногда;

- уделяют внимание вопросам досуга сельского населения района, по оценкам респондентов 40% потребительских обществ занимаются этим постоянно, 53% - иногда;

- уделяют внимание вопросам социальной защиты населения (пайщикам, работникам райпо и членам их семей постоянно оказывают помощь 75 % потребительских обществ, иногда - 25%; жителям поселения, а именно, инвалидам постоянно оказывают помощь 33% потребительских обществ, иногда - 54%; ветеранам войны и труда постоянно оказывают помощь 60 % потребительских обществ, иногда - 40%; многодетным семьям постоянно оказывают помощь 33 % потребительских обществ, иногда - 67%; малоимущим семьям постоянно оказывают помощь 20 % потребительских обществ, иногда 40 %: всегда - 20%, иногда - 40%);

- осуществляют сотрудничество с общеобразовательными муниципальными учреждениями в таких формах как финансовая поддержка, проведение ремонтных работ, совместное проведение культурно-досуговых мероприятий, участие в профессиональной социализации сельской молодёжи, на что указали 80% респондентов;

- содействуют трудоустройству сельской молодёжи, в том числе школьников в летний период, на что указали 90% респондентов;

- оказывают молодёжи поддержку в целях привлечения к работе в организации (66% потребительских обществ реализуют целевое направление молодежи с полным или частичным возмещением затрат на обучение в кооперативном вузе; 40 % потребительских обществ осуществляют единовременные материальные выплаты; 13% потребительских обществ оказывают содействие в решении жилищно-коммунальных проблем)

Проведенное исследование показало: 46,3% руководителей оценивают состояние потребительской кооперации своего района как стабильное, 33,3% - считают, что потребительская кооперация района работает в режиме развития и 20,4% - отмечают её упадок.

Таким образом, обладая существенным экономическим потенциалом, современная система потребительской кооперации России, как некоммерческая организация, продолжает выполнять и социальные функции, участвуя в развитии инфраструктуры села, в создании новых рабочих мест, в организации досуга населения, в развитии народных и хозяйственных промыслов, в оказании социальной помощи сельскому населению, социальным учреждениям (дошкольным, школам, больницам), но с каждым годом ограничивая их объём.

Сегодня в современной социально-педагогической практике имеют место следующие противоречия между:

- потребностями изменившейся социально-экономической ситуации на селе и целями, задачами, содержанием социально-педагогической деятельности системы потребительской кооперации России;

- имеющимися у системы потребительской кооперации России историческим опытом, ресурсами и неразработанностью научно-теоретических механизмов их реализации;

- возможностью потребительской кооперации решать социально-педагогические проблемы в сельском социуме и отсутствием специально-подготовленных кадров в системе потребительской кооперации;

- существующим у кооперативного образования потенциалом в реализации социально-педагогических функций в сельском социуме и отсутствием действенных механизмов его использования.

За последние 20 лет в потребительской кооперации России произошли глобальные изменения. Созданы предприятия новых форм собственности, обновлено торговое и информационное обслуживание населения, расширены производственные мощности предприятий, сферы бытовых услуг. Потребительская кооперация участвует в государственной программе поддержки малого бизнеса. Обновляясь в экономическом плане, потребительская кооперация, в тоже время, катастрофически теряет свои позиции в организации социально-педагогической деятельности с населением.

Несмотря на то, что социально-педагогическая миссия потребительской кооперации огромна, в настоящее время её педагогический потенциал в целом утрачивается. Нарушена взаимосвязь федерального центра - Центросоюза России и областных потребительских союзов, взаимодействие кооперативных образовательных учреждений России. Снизилась интеграция самих образовательных учреждений и потребительских обществ на местах. Не востребованы современной потребительской кооперацией идеи исторического опыта в области социальной поддержки сельского населения. Утрачивается преемственность в подготовке кадров, их воспроизводстве, в опыте работы потребительских обществ. Девальвируются ценности, принципы, традиции, этика и культура социально-педагогической деятельности потребительских обществ, необходимые для их развития.

Возрастает потребность по-новому осмыслить функциональное назначение системы потребительской кооперации в современном российском обществе, поскольку она как социальный институт, опираясь на свой внутренний потенциал, призвана выполнять социально-педагогическую функцию в сельском социуме.

Современная система потребительской кооперации России, развиваясь в русле мировых тенденций, не может игнорировать принятые Международным Кооперативным Альянсом кооперативные принципы (одним из которых является забота об обществе), а также ценности, такие как взаимная помощь, демократия, равенство, справедливость и солидарность, реализовать которые можно только на педагогической основе.

Анализ исторических исследований по проблемам потребительской кооперации (Вахитов К.И., Гагиева А.К., Гибнер Н.П., Козлова Е.Н., Меркулов А.В., Тотомианц В.Ф., Туган-Барановский М.И., Файн Л.Е., Хейсин М.Л., Хижняков С.С., Чаянов А.В.) показал, что, начиная с конца XIX века, на всех исторических этапах жизни российского общества, потребительская кооперация России играла важнейшую роль в социально-экономическом развитии села, выполняя не только хозяйственные задачи, но и социально-культурные функции, удовлетворяя культурно-просветительные, образовательные потребности сельского населения. Содержание данной деятельности в различные исторические периоды определялось существующими социально-экономическими, политическими, социокультурными потребностями страны. Многие исторические идеи социально-педагогической деятельности сельской потребительской кооперации не утратили своей актуальности и сегодня. Осмысление

богатейшего опыта досоветского периода социально-педагогической деятельности потребительской кооперации является сегодня особенно актуальным, ибо социально-экономические условия ее развития во многом схожи с досоветским периодом развития страны.

Огромное преимущество современной потребительской кооперации заключается в том, что она берёт на себя часть функций государства - социальную поддержку сельского населения, - что объективно накладывает на государство обязанность оказывать поддержку кооперации для выравнивания её позиций на рынке образования, труда и услуг. Даже царское правительство на всех этапах становления кооперации не оставалось безучастным к ней, видя в кооперативной организации способ уменьшения социальной напряжённости в сельских сообществах, средство решения части социальных задач, которые государство не способно взять на себя.

Сегодня, когда значительная часть сельского населения живёт в ограниченных материальных условиях, в условиях бедности и даже нищеты, укрепление взаимодействия потребительской кооперации с органами государственного управления на федеральном, региональном и местном уровнях должно стать приоритетным направлением модернизации аграрно-сельского сектора страны.

Проведённые нами исследования позволяют утверждать: процесс развития социально-педагогического потенциала системы потребительской кооперации как условие обновления российского села может быть эффективен, если:

- социально-педагогическая деятельность системы потребительской кооперации станет социальным заказом государства и общества;

- ведущая роль в его развитии будет принадлежать профессионально педагогическому сообществу - образовательным учреждениям системы потребительской кооперации;

- сельская молодёжь в процессе профессионального самоопределения будет включена в социально-экономическую, социально-педагогическую деятельность системы потребительской кооперации посредством профессиональных проб, социальных и образовательных практик;

- содержание профессиональной подготовки кадров для системы потребительской кооперации обогатится их социально-педагогической компонентой;

- воспитательно-образовательное пространство сельского социума станет основой для интеграции системы потребительской кооперации с другими социальными институтами (образованием, культурой, семьёй).

The article touches upon the methods of realization of social and pedagogical function of the rural consumer cooperative in Lipetsk region. It brings home the idea that the state may regard consumer cooperative as a potential social and pedagogical resource of the social development of the rural community.

The key words: Consumer cooperative, rural community, social and pedagogical function, experimental social and pedagogical activity, the social and pedagogical mission of consumer cooperative

Список литературы

1. Бондаренко Н.В., Кущетеров Р.М., Кочкарова З.Р. История и теория кооперации: Учебник для студентов кооперативных вузов / Под общ. ред. Кущетерова Р.М. Ставрополь: Ставропольский кооперативный институт, 1998, 312 с.

2. Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года // Деловой вестник. 2008. №4. С. 4-32

3. Чаянов А.В. Что такое аграрный вопрос. М., 1917. 64с

Об авторе

Подкутова С.Л.- кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета экономики и товароведения Липецкого института кооперации (филиала) Белгородского университета кооперации, экономики и права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.