АКТУАЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В РАБОТЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ РОССИИ С.Л. Подкутова
В статье рассматривается исторический опыт и современное состояние потребительской кооперации России в сельском социуме, особенности ее главной составляющей - социальной миссии. Подчеркивается, что потребительская кооперация может стать действенным элементом в социальноэкономическом развитии села. Обосновывается необходимость разработки новых социальнопедагогических форм и технологий социальной работы в системе потребительской кооперации в сельском социуме.
Ключевые слова: потребительская кооперация России, сельский социум, социальная педагогика.
Сегодня много говорится о судьбе села, деревни, их возрождении. Предлагаются различные рецепты этого процесса, такие как развитие малого бизнеса, фермерских хозяйств, местного самоуправления. Но при этом не придается должного внимания испытанному временем уникальному социальному опыту потребительской кооперации. Кооперация и по сей день многим неведомый и не признанный в России сектор социальноэкономического развития села. А между тем коллективный, по-русски общинный способ производства, сбыта, снабжения, кредита денежных средств, культурно-просветительской работы исторически свойственен именно потребительской кооперации. Последнее время стал чаще подниматься вопрос о необходимости усиления внимания государства к проблеме возрождения кооперации. Так, в рекомендациях парламентских слушаний в Государственной Думе 22 апреля 2008 г. отмечено, что «она обладает всеми необходимыми предпосылками, чтобы стать действенным элементом механизма реализации государственных программ и проектов развития сельскохозяйственного производства и возрождения села». Но на потребительскую кооперацию больше смотрят как на экономическую организацию, забывая о ее огромной социальной роли. Возникает необходимость раскрыть социальную сущность потребительской кооперации России и рассмотреть новые подходы в ее развитии с учетом современных социально-педагогических форм работы в социуме.
Многозначный термин «кооперация» происходит от латинского соорегайо, состоящего из двух частей: со (сит) - совместно, заодно и opus (operis) - труд, работа.
Следовательно, ставшее международным слово «кооперация» можно в самом общем виде перевести как сотрудничество, совместную деятельность, объединенное действие.
В широком смысле под кооперацией наука подразумевает в одном случае всеобщее свойство окружающего нас мира с его связями и отношениями, в другом - синоним самого человеческого общества, в третьем -основной социальный механизм, созданный людьми для поддержания общественной жизни, либо общественное взаимодействие, взаимопомощь, трудовую ассоциацию, солидарность [1]. Иногда кооперацию сравнивают со зданием, кирпичиками которого являются люди, цементом - их интересы, фундаментом - кооперативы.
Посмотрим ретроспективным взглядом на исторические вехи развития кооперации.
Чтобы облегчить свою участь в 1831 г. ссыльные декабристы создали на Петровском заводе в Забайкалье первое потребительское общество «Большая артель». Они и не представляли, что великий социальный заряд, который содержало их начинание, достигнет самых отдаленных уголков России, внесет радикальные перемены в жизнь поколений многих россиян. Важно подчеркнуть: кооперативное движение быстро разрасталось не по чьим-то указам и приказам, а самопроизвольно, в силу привлекательности. Добрая молва о кооперации волной катилась от деревни к деревне, от региона к региону. Малообеспеченные люди, целые группы и слои населения, нуждающиеся в социальной защите, видели в ней реальный путь избавления от нужды, создавали кооперативы и вступали в них, объединялись в кооперативные союзы. Кооперативная идея, кроме эко-
номических выгод, облегчающих жизнь людей, привлекала еще и тем, что кооперация представляла собой общественное движение, основу которого составляло единение людей, утверждение многих других нравственных ценностей. В практике сельской кооперации широко использовался принцип трудовой взаимопомощи - в случае пожара, падежа скота и других бедствий. Членам кооперативов, нуждавшимся в материальной помощи, ежемесячно выплачивалось пособие в установленном размере, а в некоторых случаях (болезнь, потеря кормильца) сумма пособия могла быть существенно увеличена. Кооперация заботилась вопросами образования, здравоохранения, культуры. Как отмечал известный русский мыслитель конца XIX - начала XX в. М.И. Туган-Барановский: «Кооперация была раньше придумана отдельными людьми как средство преобразования существующего социально-экономического строя, и лишь в непосредственной связи с этим творческим замыслом кооперация стала могучей социальной силой» [2]. Ученый того времени профессор А.Н. Анциферов писал: «Кооперация создает основу для пробуждения высших духовных интересов человека, для развития того, что по праву может быть названо культурной жизнью...» [3].
В советский период, когда утверждалось, что кооперативная форма собственности является менее зрелой, чем государственная, потребительскую кооперацию, располагавшую развитой материальной базой и кадрами, государство использовало для аккумулирования товарных ресурсов и нормированного снабжения населения продуктами питания и товарами первой необходимости. Но свою просветительскую миссию кооперация продолжала исполнять, несмотря на внедрение новой пролетарской культуры. В последующем сфера деятельности потребительской кооперации стала сужаться.
В годы нэпа допущенные государством рыночные отношения заметно оживили традиционные формы сельской кооперации с социальной направленностью, но ненадолго, началось не совсем добровольное объединение крестьян в колхозы и совхозы, «огосударствление» кооперации. Отметим, что с 30-х гг. XIX в. она была оттеснена в сельскую местность и последующую свою судьбу связала с развитием села.
В период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. потребительская кооперация подчинила свою работу задачам снабжения и укрепления тыла армии; организовала подсобные хозяйства по выращиванию овощей, разведению птицы, откорму животных, производственную деятельность (изготовление обуви, одежды и т. п.); открыла предприятия общественного питания; снабжала всем необходимым детские сады, интернаты.
На протяжении всего рассматриваемого периода излюбленным местом сельского жителя был сельский магазин потребительской кооперации - сельпо. Здесь приобретались товары первой необходимости, сдавались излишки с приусадебного участка, обсуждались местные новости и проблемы, имелась какая-то литература, т. е. магазин выполнял определенную социальную функцию, а главное - не утратил ее и по сей день.
В советские времена нашей истории кооперация фактически превратилась в придаток государственных структур, потеряв свою самобытность. Но, в отличие от государственных структур, не распалась, не ушла из деревни. Обращаясь к историческому опыту сельской кооперации, ее возможностям как в хозяйственном, так и в социокультурном плане С.С. Хижняков отмечает: «Несмотря на все потери, понесенные в советскую эпоху, потребительская кооперация России располагает значительным организующим потенциалом, позволяющим ей возродить свою систему, восстановить все утраченные направления кооперативного движения и формировать на этой основе социально ориентированный кооперативный сектор рыночной экономики» [4].
Проведенный исторический анализ развития системы потребительской кооперации показывает универсализм кооперативного движения: являясь крупной и старейшей кооперативной системой России, кооперация за 177-летнюю историю доказала свою жизнеспособность в условиях различных социально-экономических систем. Это - уникальный социально-экономический институт: саморазвивающаяся, самодеятельная и само-финансируемая общественно-хозяйственная организация.
Сегодня успешное функционирование и развитие системы потребительской кооперации возможно только при взаимодействии с
другими социальными институтами, активном и согласованном участии образовательных учреждений, межинституциональной открытой среды, социума, семьи. И прежде всего на основе той науки, которая является важной для всех сфер жизнедеятельности общества, специалистов разных профессий -социальной педагогики, как науки, «интегрирующей знания о системе целенаправленной, педагогически организованной поддержки жизненных сил человека, разумного построения его отношений с окружающим миром и людьми, самим собой на основе инициативной активности и нравственной самоорганизации жизни в конкретном социуме» [5]. Социальная педагогика как область науки и сфера практической деятельности нацелена на преобразование окружающей среды, создание гуманных отношений в социуме, социальной защиты человека в постоянно меняющейся социальной среде, что сопоставимо с реализацией социальной миссии системы потребительской кооперации, развитие которой отмечено в Концепции развития потребительской кооперации до 2015 г.
Обратимся к современному состоянию системы потребительской кооперации. Сегодня экономическая деятельность потребительской кооперации - торговля, заготовки, производство, услуги. Но важнейшей особенностью потребительской кооперации, отличающей ее от различных коммерческих структур и других субъектов рынка и обеспечивающей ей жизнеспособность, было и остается сочетание хозяйственно-финансовой деятельности с социальной при приоритете социальных целей над экономическими. Традиционные виды деятельности являются базой, обеспечивающей возможности для реализации социальных программ.
Что же представляет собой социальная деятельность потребительской кооперации?
Наиболее важные составляющие социальной деятельности потребительской кооперации заложены в таких ценностях, как взаимопомощь, взаимная ответственность, демократия, равенство, справедливость и солидарность. Эти ценности внедряются в жизнь с помощью кооперативных принципов, которые максимально точно отражают человеческие ценности, а также интересы и потребности людей: добровольность, незави-
симость, демократичность, честность, открытость, социальная ответственность, забота о других.
Социальная деятельность потребительской кооперации включает не только вышеназванные черты. Сегодня усилия каждой кооперативной организации и потребкооперации в целом направлены в первую очередь - на борьбу с бедностью, решение проблемы занятости людей, создание рабочих мест за счет освоения новых видов производств и услуг, возрождение народных промыслов, развитие на селе сферы услуг, оказание помощи остро нуждающимся сельским жителям. Во многих районах России потребительская кооперация реально осталась единственной экономической структурой на селе, и только она снимает остроту безработицы в деревне. В настоящее время организации потребительской кооперации оказывают сельскому населению значительную социальную поддержку, в таких формах как:
- доставка социально-значимых товаров в отдаленные населенные пункты и их реализация по ценам райцентров;
- выпечка и реализация хлеба по ценам ниже себестоимости;
- содержание планово-убыточных магазинов;
- обслуживание (часто в кредит без процентов) бюджетных организаций (школ, детских домов, приютов, больниц и т. д.);
- товарный кредит населению.
Такая помощь существенна и ее размеры выражаются в значительных суммах.
Важная кооперативная деятельность -поддержка сельской семьи. Семья всегда была и остается основой российского общества, обеспечивая статус в сохранении этноса. Потребительская кооперация оказывает материальную помощь многодетным семьям, доставляет детей в школу своим транспортом, предоставляет льготы для поступления в учебные заведения потребительской кооперации. Заботясь о многосемейных пайщиках, инвалидах, пенсионерах, больных, оказывают им моральную и материальную поддержку - обрабатывают огороды, обеспечивают дровами, стройматериалами, продают товары со скидкой. На собрания пайщиков в селах люди приходят семьями, как на праздник, потому что это дает им возможность после обсуждения рабочих вопросов отдохнуть
всей семьей, например, послушать концерт, посмотреть новый фильм. Кроме того, потребительская кооперация на своей материальной базе организует клубы по интересам, вечера отдыха, спортивные соревнования.
«Потребительским обществом в миниатюре» продолжает оставаться сельский кооперативный магазин. Он является не только торговым, но и информационным, и даже общественным центром на селе, через него осуществляется «живая» связь со всеми сельскими жителями. Во многих из них открыты библиотеки, чайные столы, где покупатель, особенно престарелый, может выпить бесплатную чашку чаю. В магазинах имеются телефоны, на территории магазина оборудованы детские площадки. Сегодня сельский магазин расширяет свои функции. Магазин выявляет свободные ресурсы, закупает и оказывает содействие в сбыте излишков сельхозпродуктов, произведенных на подворьях, помогает селянам в получении работы, предоставлении разного рода услуг - словом, делает все возможное для создания сельским жителям нормальных условий жизни. Ведь продавцы сельских магазинов хорошо знают местное население, осведомлены в том, кому нужна работа, материальная или иная помощь. Поэтому магазин системы потребительской кооперации на селе являются центром организации и проведения работы по всем направлениям ее деятельности.
Особое внимание потребительская кооперация уделяет сельской школе. Они функционируют в едином социальном пространстве. Сами условия работы сельской школы предполагают тесную связь с кооперативными организациями, расположенными на территории сельского округа.
Школа на селе призвана осуществлять образование, адекватное потребностям сельского социума, а значит потребностям сельскохозяйственного производства, социальной сферы села, потребностям сельской семьи, личности. Миграция сельской молодежи в город, ведущая к уменьшению численности трудоспособного населения, заставляет рассматривать проблему сельского образования не только с позиции социальной, но и производственной необходимости. Участвуя в возрождении деревни, решении ее социальных проблем, кооперативное образование стремится утвердить кооперативную философию,
идеологию и культуру в повседневной жизни через сельские школы. Чтобы повысить интерес к системе потребкооперации, по договоренности с Министерством образования России в сельских школах введен курс «Основы кооперации». Программа курса предусматривает получение школьниками знаний о системе потребкооперации, правовых, организационных, экономических и социальных основах ее деятельности. Школьники привлекаются к обслуживанию сельского населения.
За длительный период своего развития потребительская кооперация создала сеть собственных учебных заведений: вузов, техникумов, колледжей и профессиональнотехнических училищ. В потребительской кооперации сегодня 170 учебных заведений. Подготовка специалистов ведется более чем по 30 специальностям. В основном это специальности экономического профиля: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Экономика и управление на предприятии», «Товароведение и экспертиза товаров», «Технология продуктов общественного питания», «Маркетинг», «Прикладная информатике в экономике» и т. п. В учебных планах подготовки специалистов и среднего, и высшего профессионального образования предусмотрено изучение дисциплин, формирующих нравственные начала, мировоззрение и кругозор молодежи, знакомящих с историей потребительской кооперации и кооперативным движением.
Среди специальностей кооперативного образования не видно тех, которые обеспечивают социальную составляющую в деятельности системы потребительской кооперации, являющейся важной и принципиальной частью ее целостности. Ведь кооперативное образование рассматривается как важный фактор воспитания, возрождения нравственности и духовности на селе. Да, многие ученые учебных заведений потребительской кооперации ведут научные поиски в тесном контакте с членами потребительских обществ, участвуют в решении важных для системы прикладных задач, оказывают непосредственную практическую помощь просветительского, методического, консультативного и другого характера. Но, на мой взгляд, обеспечить более «свежее» развитие социальной миссии потребительской кооперации в
современных условиях может тесное сотрудничество именно с социальной педагогикой.
Важная роль в деле воспитания кооператоров принадлежит организационно-кооперативной работе, проводимой совместно работниками кооперации и самими сельскими жителями, общественно-массового (подготовка и проведение собраний, семинаров, конференций, изучение запросов пайщиков), культурно-просветительского (проведение
вечеров, организация кружков художественной самодеятельности, спортивных секций, мероприятий просветительского плана) и социально-бытового (устройство детских игровых площадок) характера.
Конечно, все вышеназванные направления деятельности системы потребительской кооперации заслуживают признания. Но, в настоящее время потенциал потребительской кооперации используется недостаточно, т. к. ее деятельность как бы «замкнута сама в себе», видна рассогласованность в деятельности самих потребительских обществ и учебных заведений потребительской кооперации. К сожалению, крайне низка педагогическая грамотность работников системы потребительской кооперации. У потребительской кооперации недостаточно именно педагогических знаний, чтобы направить усилия на развитие потенциала, творчества, инициативы пайщиков, на укрепление нравственного, морально-этического и духовного воспитания сельского жителя.
Возвращаясь к вышеизложенному, дальнейшее устойчивое развитие системы потребительской кооперации видится в расширении ее связей именно с социальной педагогикой. На мой взгляд, здесь важна педагогическая компонента социальной педагогики, с помощью и посредством которой наполнится педагогическим содержанием деятельность системы потребительской кооперации. «Социальная педагогика учит принимать в социокультурной и экономической политике педагогически выверенные, человечески
ориентированные, обоснованные решения; помогает на деле овладевать навыками общения, коммуникативности, толерантности; уважать индивидуальные и групповые различия, по достоинству оценивать, поддерживать в каждом человеке человеческое, нравственно-духовное начало; овладевать умением помогать людям жить, помогать человеку
находить в себе самом внутренние резервы жизнеспособности» - отмечается в журнале «Социальная педагогика в России» [6]. Это особенно важно, т. к. социальная педагогика всегда предполагает соучастие, сотрудничество, побуждение человека к инициативе, действию, самопомощи, взаимопомощи, к решению проблем личных, семейных, ближайшего окружения и общества в целом, что органично переплетается с кооперативными ценностями и принципами. «Сегодня именно социально-педагогическая подготовленность с ориентацией на нравственные, гуманистические, воспитательные ценности становится приоритетной в профессиональной компетентности специалистов разного профиля и уровня» [6].
Специфика современной социальной педагогики в том, что она ориентируется на деятельностное социальное партнерство различных субъектов и профессиональных сообществ. Только посредством интеграции деятельности системы потребительской кооперации и социальной педагогики и, конечно, других социальных институтов можно решать социально-экономические, социально-психологические и собственно педагогические проблемы населения сельского социума (в т.ч. пайщиков системы потребительской кооперации).
Отсутствие на сегодняшний день серьезного социально-педагогического обеспечения социальной деятельности системы потребительской кооперации - как на уровне конкретного региона, так и в стране в целом -сдерживает эффективный, поступательный процесс реализации возможностей такого социального института как система потребительской кооперации России в развитии сельского социума; препятствует полноценному осуществлению ею своей социально обусловленной миссии, определенной Концепцией развития потребительской кооперации до 2015 г. Необходимо разрабатывать новые социально-педагогические формы и технологии социальной работы в системе потребительской кооперации в сельском социуме, что требует появления в сельских потребительских обществах человека «новой» для них профессии - сельского социального педагога.
1. Вахитов К.И. История потребительской кооперации России. М., 2008.
2. Туган-Барановский М. И. Социальные основы кооперации. // Образ будущего в русской социально-экономической мысли конца XIX -начала XX века. Избранные произведения / сост. Я.И. Кузьминов. М., 1994. С. 189-190.
3. Отзывы ученых и общественных деятелей о кооперации. М., 1918. С. 4-5.
4. Хижняков С. С. Исторический опыт кооперации в социальном обустройстве села. М., 2008.
5. Социальная педагогика: монография / под ред. В.Г. Бочаровой. М., 2004. С. 29.
6. Социальная педагогика как социокультурный феномен // Социальная педагогика в России. 2008. № 1. С. 11.
Поступила в редакцию 20.09.2008 г.
Podkutova S.L. Topicality of socio-pedagogical element in the Russian consumer cooperatives’ functioning. The article touches upon the historical development and the current state of consumer cooperatives of the rural community in Russia, as well as the specifics of the social mission of consumer cooperatives as its main element. The author emphasizes that consumer cooperatives can become an efficient means of the rural social and economic development. The author also substantiates the necessity of working out new socio-pedagogical forms and technologies of social work in the system of rural consumer cooperatives.
Key words: Russian consumer cooperatives, rural community, Social Pedagogy.
АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КОЛЛЕДЖА Н.А. Филонова
В статье представлены взгляды известных отечественных и зарубежных психологов, акмеологов на профессиональную компетентность и составляющие ее компетенции специалиста. Автор обосновывает и раскрывает акмеологическую компетенцию преподавателя колледжа в структуре профессиональной деятельности как важную составляющую его личностных и профессиональных достижений.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, профессиональная компетенция, акмеоло-гическая компетенция преподавателя колледжа.
Сегодня образование становиться стратегической областью, а его качество национальным достоянием. Включение России в Болонский процесс актуализирует задачу обеспечения качества профессионального образования, определяя курс на «европейское измерение» и провозглашая его обязательным элементом нового образовательного порядка.
Цель современного среднего профессионального образования (СПО) заключается в подготовке конкурентоспособных специалистов, готовых к личностно-профессиональным достижениям и непрерывному саморазвитию.
Для реализации поставленной цели системой среднего профессионального образования выдвинут ряд основных практических задач:
- обеспечение необходимого уровня профессиональной подготовки специалистов, способных к продуктивной деятельности;
- формирование у выпускников готовности к адаптации и последующей интеграции в условия научно-технического прогресса общества;
- развитие у выпускника личностно-деловых и профессионально-значимых качеств.
В последние десятилетия в международной практике стали разрабатываться профессиональные стандарты, представляющие собой подробно изложенные требования к должностным обязанностям, знаниям, умениям и навыкам, а также профессиональным компетенциям специалистов. Современное общество требует такого уровня развития личности будущего специалиста в процессе профессионального образования, который даст ей возможность в дальнейшем опере-