Научная статья на тему 'О роли потребительской кооперации в решении проблем развития сельских поселений'

О роли потребительской кооперации в решении проблем развития сельских поселений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ / МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / THE CONSUMER COOPERATION / THE DEVELOPMENT OF THE AGRICULTURAL TERRITORIES / THE MEASURES OF THE STATE SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ларинина Т. И.

Обозначена одна из главных государственных задач на селе устойчивое развитие сельских территорий. Определена роль организаций потребительской кооперации в развитии торгового и бытового обслуживания на селе. Предложены меры государственной поддержки потребительской кооперации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSUMER COOPERATION DUG ABOUT IN DECISION OF THE PROBLEMS OF THE DEVELOPMENT OF THE RURAL SETTLINGS

One of the main state tasks in the country a constant development of farm territories is determined. The role of the organization of consumer cooperation in the development of the trade and consumer services in the country is shown. The measures of the state support of the consumer cooperation are suggested.

Текст научной работы на тему «О роли потребительской кооперации в решении проблем развития сельских поселений»

18

Аграрный вестник Урала

№ 12 (54), 2008 г.

Экономика

полнять и конкретизировать действующее законодательство, ужесточать требования к участникам рынка.

Саморегулирование как инструмент целостной системы регулирования имеет конкретные формы и механизмы проявления в хозяйственной практике.

Нами установлено, что для обеспечения устойчивого развития сельских территорий необходимы саморе-

гулирующие организации по ряду направлений (таблица 2).

В пределах своей компетенции са-морегулируемые организации решают социальную задачу улучшения имущественного положения граждан (социальная защита, социальная поддержка). Более того, СРО осуществляет свою деятельность с использованием собственных доходов, накоплений и

кредитов без определенной поддержки со стороны государства.

Наряду с типовыми функциями организации управления СРО в качестве специфической функции нами рассматривается организация информационных и консультационных услуг, сбор и обработка информации по объектам закупочной и сбытовой деятельности.

Литература

1. Гордеев А.В. Реализация Госпрограммы развития сельского хозяйства - залог продовольственной стабильности страны // АПК: экономика, управление . - 2008. - № 7.

2. Крылатых Э.Н. Прогноз развития агропродовольственного сектора России до 2030 года // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2006. - № 9.

3. Милосердов В.В. Сценарии экономического роста в России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2006, № 5.

4. Сёмин А.Н., Зырянова Т. В. Особенности государственного регулирования АПК: вопросы теории и практики. - М.: АгриПресс, 2001. - 716 с.

5. Черданцев В.П. Регулирование регионального АПК. - Пермь: ПГСХА, 2007. - 220 с.

О РОЛИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ

Т.И. ЛАРИНИНА

аспирант, Вятская ГСХА, г. Киров

Ключевые слова: потребительская кооперация, развитие сельских территорий, меры государственной поддержки.

Главная государственная задача на селе - устойчивое развитие сельских территорий, повышение качества жизни сельского населения, развитие деловой активности, создание рабочих мест и социальной инфраструктуры. Потребительская кооперация поддерживает усилия государства, направленные на качественное повышение уровня жизни на селе.

В последние годы в России формируются и реализуются серьёзные институциональные проекты. Государство готово к передаче своих функций крупным серьёзным организациям. Учитывая свои возможности, потребкооперация может взять на себя профильные функции.

Цель и методика исследования

В настоящее время потребительская кооперация России, являясь проверенным временем инструментом вовлечения людей в экономическую жизнь, обеспечивает альтернативную занятость и становиться источником доходов для шести процентов трудоспособного населения села. Во многих регионах от 40 до 60 процентов поступлений муниципальных бюджетов формируется за счёт организаций потребительской кооперации.

Своей деятельностью потребительская кооперация России охватывает около 90 тысяч населённых пунктов, где проживает почти 36 миллионов человек, причём более чем в половине таких населённых пунктов

насчитывается менее ста жителей. Старейшая некоммерческая организация со 117-летней историей сегодня работает на территории всех 39 муниципальных районов Кировской области и объединяет 33 тысячи пайщиков, проживающих, в основном, в сельской местности. Подчёркивая социальную роль потребкооперации области, следует отметить, что, давая работу 12393 работникам с оплатой труда, вдвое превышающей официальный прожиточный минимум, кооперация продолжает сотрудничество с центром занятости, создаёт новые рабочие места, привлекает для сезонных и общественных работ свыше 1000 человек ежегодно. К тому же она является добросовестным налогоплательщиком: организациями потребкооперации только за половину 2008 года уплачено налогов и сборов на сумму 47 млн руб.

Потребительская кооперация -важная составная часть социальной инфраструктуры села, играет существенную роль в жизнеобеспечении сельского населения, в устойчивом развитии сельских территорий. Она обладает необходимыми предпосылками, чтобы стать действенным элементом механизма реализации государственных программ и проектов развития сельскохозяйственного производства и возрождения села.

Организации потребкооперации участвуют в развитии торгового и бы-

тового обслуживания на селе в соответствии с социальной программой «Развитие села до 2012 года». Привычными сферами деятельности потребкооперации являются: продовольственное обеспечение селян, общепит, закупки излишков сельхозпродукции у населения, её переработка на производственных предприятиях. Большое значение для достижения намеченных государством целей по развитию сельского хозяйства, сельскохозяйственных рынков и сельских территорий имеет вовлечение в хозяйственный оборот продукции, производимой гражданами и их объединениями. На огородах у крестьян и в фермерских хозяйствах выращивается основная доля картофеля, разводится мясной и молочный скот. По нашему мнению, на заготовительном рынке должны работать профессионалы, а не перекупщики, чтобы круглый год организованно велись закупки сырья по достойным ценам. Для этого необходимо создание системы, объединяющей производство сельскохозяйственной продукции гражданами, её закупку и переработку, а главное - обеспечение гарантированного договорными обязательствами сбыта, в частности, в рамках государственного и муниципального заказа. Центросоюз при соответствующей государственной поддержке

The consumer cooperation, the development of the agricultural territories, the measures of the state support.

№ 12 (54), 2008 г.

Аграрный вестник Урала

19

готов к проведению такой работы.

Кооперативная торговля - важнейший элемент развития сельской инфраструктуры. Кооперативный магазин является своеобразным очагом культуры селян в дальних деревнях, даёт возможность людям собраться за чайным столом, взять книгу из народной библиотечки, почитать газету «Российская кооперация».

На кооперативные магазины приходится от 20 до 60 процентов в общих объёмах продаж в различных муниципальных районах. Большую социальную значимость для развития сельских территорий имеет то, что кооператоры работают в отдалённых и малочисленных населённых пунктах, а где нет магазинов - обслуживают жителей через автолавки.

Около 15 процентов глубинных сельских магазинов убыточны. Эти убытки покрываются за счёт успешной работы других предприятий. В целом же, финансовая стабильность последних лет позволяет проводить реконструкцию и переоборудование предприятий торговли и общественного питания области, внедрять прогрессивные формы торговли, создавать сеть специализированных магазинов, расширять ассортимент, открывать кафетерии, центры досуга, детские площадки, на что ежегодно затрачивается до ста миллионов рублей. По просьбе селян кооператоры берут на себя не свойственные им ранее функции - организацию бытовых услуг. И, как правило, тарифы на услуги в два-

три раза дешевле городских.

Весной 2008 г. перед кооператорами области остро встал земельный вопрос. Кадастровая стоимость земельных участков для торговли возросла в сотни, а в отдельных поселениях - почти в две тысячи раз. В ряде потребительских обществ сложилась просто критическая ситуация. Чтобы компенсировать увеличение земельного налога, необходимо поднять цены на товары на 10-12 процентов, или сворачивать торговлю в дальних населённых пунктах. Частные предприниматели не заинтересованы в развитии торговли в труднодоступных поселениях. Если кооперация снимет с себя груз социальных проблем, решать их придётся администрациям муниципальных районов и поселений. Таким образом, поступательное развитие сельских территорий немыслимо без обеспечения сельских жителей необходимым объёмом услуг, которые предоставляет потребительская кооперация.

Остро стоит также проблема роста тарифов на услуги естественных монополий. Это отрицательно сказывается на результатах производственной деятельности, особенно хлебопекарных предприятий, которые не только обеспечивают население хлебом, но и являются гарантами выполнения мобилизационных заданий. Помимо названных, существует и ряд других проблем.

Для дальнейшего развития потребительской кооперации, повышения её

Экономика

роли в развитии регионов необходимо совершенствование законодателю полезность и жизнеспособность.

Выводы

К числу первоочередных мер, способствующих развитию деятельности потребительской кооперации в сельской местности, следует отнести:

- предоставление субсидий на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам, получаемым на развитие деятельности потребительской кооперации в сельской местности наравне с сельскохозяйственными кооперативами;

- распространение условий бюджетного лизинга отечественного и импортного оборудования на предприятиях потребительской кооперации;

- упрощение системы сертификации продукции и снижение стоимости услуг по выдаче лицензий, согласований, разрешений, услуг экологических, ветеринарных, санитарно-эпидемиологических и других надзорных учреждений, а также сборов при осуществлении экспертизы качества продукции.

Потребительская кооперация Кировской области - достойный партнёр администраций области и муниципальных районов в решении важных задач, направленных на развитие села, в реализации национальных проектов. Об этом свидетельствуют соглашения о взаимодействии и сотрудничестве, ежегодно заключаемые облпотребсоюзом с администрацией области и региональным отделением партии «Единая Россия».

Литература

1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-1012 годы. - М., 2007.

РАЗВИТИЕ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

А.В. МАЛАНИЧЕВА,

кандидат экономических наук, главный специалист отдела развития фермерских и личных хозяйств граждан, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области, г. Екатеринбург

Ключевые слова: крестьянские (фермерские) хозяйства Свердловской области, развитие, потребительский кооператив, положительный пример.

Все эти аграрные формирования играют важную роль не только в производстве сельскохозяйственной продукции, превращаясь в успешный и выгодный агробизнес, но и, главное, выполняют целый ряд общественнозначимых функций: способствуют решению социальных проблем на селе, обеспечивают рабочие места, занятость и рост доходов сельского населения.

Безусловно, в связи с этим, Правительством области принимаются различные финансовые механизмы государственной поддержки по стабилизации отраслей в сельскохозяйственном производстве.

За январь-ноябрь 2008 года выделено на развитие АПК четыре миллиарда рублей.

Немногие регионы России имеют такую мощную государственную под-

держку в развитии агробизнеса, как в нашей области. А если говорить конкретно, то за последнее время в крестьянских (фермерских) хозяйствах наметилась устойчивая тенденция увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции.

Peasant (farming) facilities Sverdlovsk area, development, consumer cooperative, positive example.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.