Научная статья на тему 'Потребительская кооперация на селе как фактор возрождения сельских территорий России'

Потребительская кооперация на селе как фактор возрождения сельских территорий России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
140
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ АГРОЭКОНОМИКА / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / УСТОЙЧИВОСТЬ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каганович А.А.

А.А. Каганович Потребительская кооперация на селе как фактор возрождения сельских территорий России Региональная агроэкономика, потребительская кооперация, устойчивость, устойчивое развитие, сельские территории, экономическая эффективность, диверсификация, территориальная экология, демографическая политика В статье рассмотрены особенности кооперативного сектора экономики, его проблемы и основные направления развития в условиях глобализации мировой экономики. Особое внимание обращено на возрастающую роль кооперации в решении государством социально-экономических задач на селе, возрождении и устойчивом развитии сельских территорий.A.A.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Kaganovich Consumer cooperatives in rural areas as a factor in the revival Russia Regional agricultural economy, consumer cooperation, stability, sustainable development, rural areas, economic efficiency, diversification, territorial ecology, population policy The article describes the features of the cooperative sector of the economy, its problems and the main directions of development in a globalizing world economy. Particular attention is drawn to the increasing role of cooperation in dealing with the state of socio-economic problems in rural areas, recovery and sustainable development of rural areas.

Текст научной работы на тему «Потребительская кооперация на селе как фактор возрождения сельских территорий России»

его имущества для расчёта с кредиторами. Инструментарий управленческой диагностики может помочь в вопросе своевременного понимания причин, приведших организацию к кризисному состоянию, дать материал для выработки мер по их нейтрализации.

Литература

1. Антикризисный менеджмент / Под ред. А. Грязновой. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 368 с.

2. Родионова Н.В. Антикризисный менеджмент. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 680 с.

УДК 631.1(470.23)

Канд. пед наук A.A. КАГАНОВИЧ

(СПбГАУ, sly-fx@bk.ru)

ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ НА СЕЛЕ КАК ФАКТОР ВОЗРОЖДЕНИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ

Региональная агроэкономика, потребительская кооперация, устойчивость, устойчивое развитие, сельские территории, экономическая эффективность, диверсификация, территориальная экология, демографическая политика

Смена экономических парадигм хозяйствования в Российской Федерации повлекла за собой и перестройку всего хозяйственного механизма. Особое место в этом хозяйственном механизме отводится потребительской кооперации. По нашему мнению, потребительская кооперация - это не просто один из инструментов хозяйствования, - это экономическое явление. Кооперативные принципы работы - уникальные составляющие экономического механизма хозяйствования в условиях нестабильности рыночных отношений. Неслучайно, указанные принципы одобрены ведущими международными экспертными организациями. По оценкам специалистов, членами различного рода кооперативных организаций во всём мире являются более ста миллионов человек. Кооперация функционирует в большинстве стран мира, во всех природно-климатических и экономических условиях. Продукция и услуги кооперативных предприятий и организаций пользуется большим спросом у населения. Наиболее распространёнными сферами деятельности кооперативов являются: сельскохозяйственное производство, заготовительная деятельность, сбытовая деятельность, мелкооптовая и розничная торговля, строительство, транспортные услуги, образовательная деятельность и другие. По данным историка кооперативного движения в России О. Н. Елютина, в мире около одного миллиона кооперативов, которые осуществляют свою деятельность более чем в 170 секторах экономике. Наибольшие число кооперативов функционирует в азиатских странах и Европе. [1].

Кооперативы являются наиболее важным и эффективным звеном в деятельности малых и средних предпринимательских структур. Именно в кооперации отражается природа предпринимательского интереса - извлечение индивидуальной прибыли через коллективный интерес участников рынка с минимальными индивидуальными затратами при производстве и сбыте интегрированного кооперативного продукта (услуги).

В экономически развитых странах уже на протяжении более чем ста лет функционирует так называемый кооперативный сектор экономики. Это особая хозяйственная деятельность, осуществляемая специализированными кооперативными предприятиями, организациями и фирмами. Безусловно, это макроэкономическая социально-экономическая система. Фундаментом такой системы является интегрированная эффективность и ответственность всех субъектов кооперации за конечный продукт (услугу) при кооперативной собственности на средства производства.

Анализ занятости российского населения в кооперативных структурах показывает, что наиболее массовым является такой вид кооперации, как потребительская кооперация. Статистика указывает на то, что более 50% всего сельского населения Российской Федерации, а это более ста пятидесяти тысяч сельских населённых пунктов, вовлечены в данный вид кооперативной деятельности.

По данным Центрального союза потребительских обществ Российской Федерации, на сегодняшней день в стране зарегистрировано более пяти тысяч потребительских обществ и более семидесяти региональных потребительских союзов. Общее число пайщиков составляет более четырёх миллионов человек, при этом тенденция роста членов кооперативного движения постоянно сохраняется. Как показывает практика, чем хуже общее состояние экономики, тем выше показатели активности кооперативного движения в стране. Особенно это характерно для сельских территорий [2,3].

Наблюдается увеличение произведённой продукции в кооперативном секторе экономики на временном отрезке с 2011 по 2015 гг. Этот рост пока ещё незначителен (ежегодный прирост не более одного процента), однако объём реализованной продукции к сентябрю 2015 года составил более 200 млрд. рублей. Основными производителями кооперативного сектора экономики Российской Федерации являются порядка ста тысяч производственных, производственно-заготовительных, торговых и других многоотраслевых предприятий. На их долю приходится более 89% всего реализованного объёма произведённой в кооперативном секторе продукции. Доля сельскохозяйственной продукции в этом секторе составляет около 23%. Наблюдается рост числа высших и средних профессиональных учебных заведений специализированного кооперативного профиля. К сентябрю 2015 года в них обучалось около ста двадцати пяти тысяч студентов [2].

Продолжая анализировать сложившейся в нашей стране сектор потребительской кооперации, мы отмечаем, что приоритетными видами кооперативной деятельности является торговля (92% - розничная и оптово-розничная; 8% - оптовая) и общественное питание. Анализ имеющихся статистических материалов указывает на то, что в данных секторах потребкооперации фиксируется устойчивый рост реализуемой продукции и услуг. Оборот в этих потребкооперативных сегментах к 2015 году превысил 161 млрд. рублей. Этот показатель на 31% выше, чем аналогичный в указанных сегментах и в сопоставимых ценах в сравнении с 2011 годом [3].

В контексте нашего исследования можно отметить повышение эффективности деятельности организаций потребкооперации в таком виде кооперативного сектора экономике, как заготовительная отрасль. Наиболее активно развивается и показывает уверенный рост объёмов реализации заготовленной и переработанной продукции такой вид деятельности, как заготовка мяса и молока.

Активно развивается на селе бытовое обслуживание сельских жителей. По имеющимся у нас данным, к сентябрю 2015 года в сельских населённых пунктах Ленинградской области успешно осуществляют свою деятельность 720 парикмахерских; 2500 бригад по строительству, ремонту и содержанию сельских производственных и жилых зданий и сооружений; 26 сельских домов быта с обязательным функционированием общественных бань; более 500 разного рода приёмных и заготовительных пунктов [1].

Несмотря на ярко выраженную тенденцию развития потребительской кооперации, у данного экономического механизма есть весьма много и нерешённых проблем. Данные проблемы можно подразделить на внешние (объективные) и внутренние (субъективные).

Внешние (объективные) проблемы не зависят от кооперативных организаций. Данные проблемы объективны, так как их решение - задача государственных органов управления. Существует множество законодательных пробелов в отношении кооперации Российской Федерации. Первостепенные из них: законодательное определение понятия «кооперативный сектор экономики»; законодательное определения понятия «кооперативная собственность»;

разработка и принятия единого федерального закона для всех видов кооперативной деятельности; разработка и утверждение налогового механизма защиты кооперативной деятельности; разработка и внедрение в практику особых правил приобретения и использования земли потребительскими кооперативами; координация и консолидация российского кооперативного движения.

Парадоксом является и то, что в число участников приоритетного национального проекта «Развитие АПК» не включена потребительская кооперация. Это означает, что органы государственного управления, и прежде всего, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации игнорируют существующие потребительские кооперативные организации и общества - их место и роль в организации и функционировании региональных рынков сбыта, развитии агропромышленных комплексов субъектов РФ, финансовом наполнении местных бюджетов, организации новых рабочих мест в сельской местности и в целом, устойчивом развитии сельских территорий. Всё это происходит на фоне организации и проведения Минсельхозом России в августе 2015 года в Санкт-Петербурге уже третьего съезда кооператоров России.

Ситуацию, сложившеюся в кооперативном секторе экономики Российской Федерации и направленную, в частности, на устойчивое развитие сельских территорий, можно обозначить как сложную и в какой-то степени тупиковую. Существующие и эффективно работающие многие годы потребительские общества и союзы, властью игнорируются. Параллельно им создаются новые потребительские кооперативы с дублирующими функциями. Но при этом создаваемые кооперативы потребкооперации не имеют элементарной производственной и сбытовой базы.

Если проанализировать деятельность вновь созданных потребительских кооперативов и сравнить полученный результат с эффективностью работы ранее созданных потребительских обществ и союзов, то наблюдается следующая статистическая зарисовка: региональные и муниципальные органы управления, используя свой административный ресурс «мягко» принуждают глав крестьянских хозяйств, руководителей других организационных форм сельскохозяйственного производства сдавать произведённую ими продукцию под реализацию исключительно вновь созданным кооперативам. При этом закупочная цена сдаваемой сельскохозяйственной продукции резко занижается. При этом руководителями таких кооперативов являются лица, близкие к государственному управленческому аппарату. Нередко руководителями новых кооперативов и региональных кооперативных союзов являются родственники представителей региональной и районной власти. Те предприятия, которые отказываются сдавать свою продукцию под реализацию, лишаются государственной поддержки в области обеспечения их новой техникой, молодняком и др.

При этом сложившаяся ранее система потребительской кооперации насчитывает более 5 млн. пайщиков, с которыми имеются гарантированные партнёрские отношения, производственная и сбытовая кооперативная база, имидж, опытный кадровый потенциал и самое главное - уже сложившееся система эффективного взаимодействия с региональными и муниципальными органами власти. Всё это упрощает запуск кооперативного механизма устойчивого развития сельских территорий.

Потенциал потребительской кооперации на селе огромен. При решении внешних проблем данный сектор экономики способен эффективно решать вопросы, не только традиционно относящиеся к нему - розничная торговля, организация питания, заготовительная деятельность, первичная переработка сельскохозяйственного сырья, кустарничество, но и осуществлять строительство домов на селе, причём по новейшем экологически безопасным технологиям, ремонтировать и обустраивать сельскую дорожную сеть, развивать придорожный агротуристический сервис, обслуживать бензозаправочные станции, осуществлять техническое обслуживание автотракторной техники, организовывать через сельские фельдшерско-акушерские пункты (в том числе с использованием абсолютно удаленных дистанционных серверов) медицинскую помощь членам потребительских

кооперативов, организовывать и содержать ветеринарные пункты и аптеки, осуществлять ландшафтные работы в сельских населённых пунктах.

В условиях глобализации практически невозможно при существующей экономической модели развития страны в полной мере защитить российского сельхозпроизводителя. Процесс глобализации затрагивает все сферы производства и услуг, - сферу трудовых ресурсов, инвестиционной деятельности, разработку, адаптацию и внедрение новых технологий, влияет на эффективность сельскохозяйственного производства и производительность труда, конкурентоспособность отечественного производителя. Безусловно, путь глобализации - это путь к социально-несправедливой экономической системе.

Россия способна противопоставить вышеуказанной экономической модели совершенно противоположную парадигму развития. В основе такой парадигмы развития должен находиться социально-экономический интерес всех субъектов общества. По сути, это и есть новый тип общественно-государственного мышления. Новая экономика развития должна быть ориентирована не на достижения максимально возможной прибыли, а должна стремиться к достижению оптимальности предпринимательско-потребительских интересов.

Либеральная модель экономического развития страны наглядно демонстрирует её несостоятельность. Выбор дальнейшего экономического курса очевиден. Из всех существующих экономических моделей - для России, самой приемлемой является социальная экономическая модель. Указанная модель развития позволит сохранить и значительно укрепить целостность как федеральных рынков, так и региональных. Федеральные рынки являются, по крайней мере, достаточным условием политической и экономической независимости страны, региональные рынки являются достаточным условием социальной стабильности в обществе. Единственно возможный способ сохранить политическую и экономическую самостоятельность Российской Федерации - это разрешить сложившееся противоречие между экономикой глобального типа и экономикой устойчивого развития. Инструмент разрешения данного противоречия - социальная модель экономического развития.

Теоретически государство гарантирует поддержку потребительскому сектору экономики (Закон РФ «О потребительской кооперации») [4], однако в действительности -такой поддержки нет. Проведённый сравнительный анализ деятельности кооперативных предприятий и предприятий малого бизнеса указывает на то, что последние находятся в более благоприятных условиях (действуют специальные государственные программы поддержки, субсидии, гранты и т.п.). Парадокс заключается в том, что большинство кооперативных предприятий являются предприятиями малого бизнес.

Поиск направлений дальнейшего развития кооперативного сектора экономики вывел нас на путь создания на базе потребительской кооперации инновационно-кооперативной модели развития экономической системы страны. При этом данное направления развития экономики сохраняет социальную составляющую и остаётся в рамках рыночной экономической модели развития. Инновационная составляющая данной экономической модели ярко проявляется во внедрении в производственный процесс новейших технологий, использования в сельскохозяйственной отрасли современной техники, использования новых маркетинговых моделей продвижения своей продукции на рынок, использования в управлении производством современного менеджмента.

В условиях глобальной экономики выживают только сильные предприятия. Это относится и к кооперативным потребительским предприятиям, союзам и обществам. Сегодня мы наблюдаем совсем иную картину. В связи с доминированием в экономике Российской Федерации фискального принципа работы, предприятия кооперативного сектора являют собой небольшие бизнес-структуры. Причин этому достаточно. Наиболее распространённая - переход предприятия на упрощённую систему налогообложения. С этой целью

кооперативные предприятия дробятся на десятки более мелких предприятий, безусловно, получая тактические преимущества на очень небольшом временном отрезки. Но они крупномасштабно проигрывают в стратегическом развитии.

Таким образом, потребительская кооперация не может конкурировать при сложившихся правилах игры с глобальными экономическими системами. Яркий пример -торговые сети. Необходим синергетический экономический эффект. Он возможен только при условии интеграционных внутрисистемных изменений в коммерческих взаимоотношениях. Только такие отношения могут привести к инновационной модели потребительской кооперации - «российскому экономическому чуду». Ярким социально значимым звеном такой модели будет являться кооперативная торговая сеть реализации продукции.

Внутренние (субъективные) проблемы связанны с отсутствием единства в радах кооператоров. Нет общей кооперативной системы развития. Ослаблен иммунитет к «экономическим болезням». Многие кооперативные общества и союзы находятся в состоянии «экономической комы» и больше «мертвы» чем «живы».

Внутренние проблемы кооперативного движения прежде всего связаны с единством в своих рядах. Речь идёт о воссоздании кооперативной экономической системы - единого эффективно работающего механизма. Потребительские общества и союзы - это уникальный способ социально-экономической самоорганизации, самозащиты и развития социальной экономике.

Уже многое утрачено. Яркий пример таких утрат - сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Основная причина утраты - «аморфность» системы в связи с отсутствием вертикали управления, являющейся для таких систем «ребром жёсткости» и придающей всей системе прочность.

Устойчивость сельского развития, устойчивое развитие сельских территорий всегда напрямую зависела от занятости сельского населения. Потребительская кооперация на селе решала и решает именно эту проблему. В условиях глобализации, неэффективного функционирования либеральный экономической модели сельская потребительская кооперация становится очень актуальной именно в разрезе устойчивости развития сельских территорий.

В недавнем времени ряд учёных-экономистов, не имеющих никого отношения к агроэкономике, считали, что устойчивое развитие сельских территорий - это, прежде всего, сохранение экологической составляющей указанного пространства. Несмотря на то, что экология играет важную роль в процессе территориального развития, главная цель устойчивого развития сельских территорий - это социально-экономическая, политическая и культурная устойчивость на селе.

Научная школа профессора В. А. Ефимова определяет развитие как процесс, порождающий экономический рост всей системы. При этом в процессе развития происходит восстановление окружающей среды, а не её разрушение. По крайней мере, процесс восстановление выше, чем побочный процесс элементного разрушения. В связи с вышесказанным основными элементами территориальной устойчивости на селе являются: развитие, социально-экономическая стабильность с ярко выраженным вектором усиления благополучия жизни сельских жителей и положительная экология.

В России осуществляется постепенный переход от «заброшенности» сельских территорий к их развитию. Фактор устойчивости начинает проявляться только тогда, когда исчезает состояния «заброшенности» сельских территорий. Этот процесс должен протекать сбалансировано. По нашему мнению, это, прежде всего, баланс решений. Устойчивость территориального развития может обеспечить только сбалансированное решение социально-экономических задач и сохранение окружающей среды. Цель данного баланса решений -удовлетворение социально-экономических и культурных потребностей нынешнего и бодучих поколений.

Признаками устойчивости сельских территорий выступают: заметное повышение уровня благосостояния сельских жителей, значительное сокращение сельской миграции, улучшения здоровья жителей села, гарантированная государством личная безопасность и развитие личности как таковой. Устойчивость территориального развития предполагает формирования саморазвивающихся социально-экономических территориальных систем. В основе данных систем заложен не только элемент развития среды, но и элемент противодействия разрушительным функциям (антропогенным, природным, культурным).

По своей природе потребительская кооперация относится к экономическим системам, главной целью которых является улучшение жизни населения на основе самоорганизации и самоуправления. Указанное -полностью совпадает с задачами стратегии устойчивого развития сельских территорий.

Таким образом, потребительская кооперация на селе справедливо рассматривается нами как одна из эффективных экономических моделей устойчивого развития сельских территорий. Именно потребительской кооперации как социальной модели развития экономики предстоит разрешать противоречия между глобальной экономикой и экономикой устойчивого развития.

Литература

1. Елютин О. Н. Кооперация в России - невостребованный опыт // Наука и жизнь. - 2003. - № 5.-С. 58-64.

2. Овчинцева Л.А. Развитие сельского территориального общественного самоуправления // Местное самоуправление и гражданское участие в сельской России. - 2003. - № 3. - С. 54-62.

3. Основные показатели социально-экономической деятельности потребительской кооперации России за 2012 г. Центральный союз потребительских обществ Российской Федерации - М., 2013.

4. Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» в ред. Федеральных законов от 11.07.1997 № 97-ФЗ, от 28.04.2000 № 54-ФЗ, от 21.03.2002 № 31-Ф3.

УДК 430.43 (470.12)

Канд. экон. наук С.Н. ШИРОКОВ (СПбГАУ, agroi@spbgau.ru) Канд. экон. наук Л.А. ШЕВХУЖЕВА (СПбГАУ, shevkhuzheval@mail.ru) Канд. экон. наук О.З. АРОВА (СевКавГГТА, arova_65@mail.ru)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ (по материалам Карачаево-Черкесской Республики)

Государственная программа, сельские территории, социальное развитие, социальная эффективность, методология оценки социального развития

Одним из важнейших направлений развития социальной сферы сельских территорий является реализация федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». Реализация программы предполагает:

- преодоление существенных межрегиональных различий в уровне и качестве жизни сельского населения на основе дифференцированной государственной поддержки из федерального бюджета региональных программ устойчивого развития сельских территорий,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.