ного бюджетов на общую сумму 812,2 млн руб. При этом 72% льготного кредитования обеспечил ОАО «Россельхозбанк».
Сбытовые кооперативы способствуют активизации производства молока в хозяйствах всех форм, но особенно в мелкотоварном секторе. Для успешного развития и повышения товарности молока в крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах необходимо объединение вынесенных за пределы основного производства обслуживающих функций.
Не во всех районах Ульяновской области кооперация развивается одинаково успешно. По реализации молока лучше всего развивается кооперация в Майнском, Старомайнском, Павловском, Мелекесском районах.
Необходима государственная поддержка, стимулирование развития в сельской местности сельскохозяйственных потребительских молочных кооперативов первого уровня с целью оказания услуг сельскому населению в сбыте и переработке произведенной ими молочной продукции, а также кооперативов второго уровня для оказания услуг кооперативам первого уровня по хранению, переработке и сбыту конечной молочной продукции.
При этом важно выстроить эффективную систему управления данным процессом. В число приоритетов первого (регионального) уровня системы управления кооперацией входят: разработка нормативно-правовой, методической базы, необходимой для ее реализации, а также стимулирование создания двухуровневой системы кооперации;
1. 2.
3.
4.
5.
В условиях развития социально ориентированной экономики Российской Федерации особое место отводится потребительской кооперации
проведение обучающих семинаров с руководителями районного и поселенческого уровня о сути мероприятий; разработка направлений формирования в регионе материально-технической базы по хранению, переработке и реализации молочной продукции.
В число приоритетов второго (районного) уровня системы управления входят: проведение информационно-консультационной работы среди сельского населения о сути Программы; разработка типовых бизнес-планов для получения кредита в банках; оказание помощи малым формам хозяйствования в подборе и оформлении земельных участков, необходимой инфраструктуры; контроль выполнения целевых показателей Программы.
В число приоритетов третьего (поселенческого) уровня системы управления входят: проведение информационно-разъяснительной работы в поселениях с целью выявления инициативных сельских граждан, желающих участвовать в кооперации; оказание методической и консультационной помощи в организации сельскохозяйственных потребительских кооперативов; обеспечение выполнения поставленных задач.
В целях повышения контроля и ответственности следует заключать трехсторонние соглашения о сотрудничестве по реализации мероприятий по развитию кооперации в области, районах и сельских поселениях, где непосредственно функционируют потребительские молочные кооперативы.
Центросоюза РФ как социально-экономической системе, стратегическим направлением развития которой является повышение качества жизни.
ЛИТЕРАТУРА
Ткач А.В., Жуков А.С., Заготовительная деятельность потребительской кооперации на селе // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2013. № 2. С. 38-41.
Ткач А.В., Нечитайлов А.С., Жуков А.С. Кооперация — механизм повышения конкурентоспособности сельского хозяйства России // АПК: экономика, управление. 2013. № 5. С. 48-53.
Ткач А.В., Нечитайлова Н.С., Интеграционные процессы в потребительской кооперации России // Международный сельскохозяйственный журнал. 2013. № 1. С. 3-8.
Нечитайлов А.С., Ткач А.В. Формирование регионального продовольственного рынка // Вопросы региональной экономики. Научный журнал. ФТА. 2013. № 3 (16). С. 94-99.
Ткач А.В., Габдуллин Р.Р., Маркетинг в деятельности сельскохозяйственных кооперативных организаций // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. Научно-теоретический журнал. 2012. № 4. С. 63-69.
УДК 334.735
Наталья Романченко,
кандидат экономических наук, доцент, Председатель Правления Пермского крайпотребсоюза, Владимир Романченко,
кандидат экономических наук, Председатель Совета Пермского крайпотребсоюза, Александр Ткач,
доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, заведующий сектором интеграции и кооперации в АПК Всероссийского научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Раскрываются стратегические перспективы развития потребительской кооперации с использованием кооперативных форм и принципов, отражена роль вертикальных кооперативных и интегрированных структур в производстве, намечены стратегические направления перспективного развития потребительской кооперации, изложены различные варианты потребительской кооперации, освещены методические подходы к формированию потребительских кооперативов. S u m m a r y
This article aims to enlighten the strategic perspectives of consumer cooperation development taking into account different forms of cooperation and cooperation principles. This paper investigates the role of the vertical cooperatives and different structures in the production process, strategic directions of consumer cooperation development as well as methodic approaches to creation of consumer cooperatives.
Ключевые слова: потребительская кооперация, потребительские общества, продовольственная безопасность, продовольственное обеспечение, интеграция в АПК, снабженческо-сбытовые кооперативы, потребительские кооперативы, закупки сельхозпродукции, переработка сельхозпродукции, производственные кооперативы, сельское хозяйство, вертикальные кооперативы, кооперативные предприятия, хозяйства населения, ЛПХ, К(Ф)Х, сельскохозяйственные организации.
Keywords: rnnsumer cooperation, consumer societies, food safety, food supply, integration in agriculture, supply and marketing cooperatives, consumer cooperatives, purchase of agricultural products, agricultural products processing, production cooperatives, agriculture, vertical cooperatives, cooperative enterprises, households, agricultural organizations.
Потребительская кооперация Центросоюза РФ представляет собой целостную скоординированную систему, состоящую из потребительских обществ, которые составляют основное структурное звено системы. В зависимости от территории деятельности выделяют следующие виды кооперативов: сельские потребительские общества (сельпо); поселковые потребительские общества (поспо); районные потребительские общества (райпо); городские потребительские общества (горпо); потребительские общества, действующие на территории иных населенных пунктов. В системе «общества — союз» особая роль принадлежит Центросоюзу РФ, который выступает союзом потребительских обществ, содействует их развитию в областях, краях, республиках. Центросоюз РФ формирует социально-экономическую и научно-техническую политику потребительской кооперации, представляет и защищает интересы потребительских обществ и их союзов в органах власти, принимает участие в разработке и реализации государственных программ, в которых исполнителями являются общества и союзы. Взаимоотношения между потребительскими обществами и их союзами строятся на основе уставов и договоров. Потребительская кооперация была и остается одним из надежных партнеров государственных органов власти и местного самоуправления в решении социальных проблем сельских жителей.
Основным местом и сферой деятельности Центрального союза потребительских обществ РФ, согласно решению правительства страны от 1935 г., является работа в сельской местности по обслуживанию населения, формированию социальной и производственной инфра-
В 2013 г. потребительские общества увеличили объемы закупок сельхозпродукции и сырья по сравнению с 2009 г. на 39%. При этом доля закупок продукции сельского хозяйства в совокупном объеме деятельности ежегодно увеличивалась и в 2013 г. составила 9,4% против 8,4% в 2009 г. Объемы закупок молока возросли с 206,3 тыс. т (2009 г.) до 251,8 тыс. т (2013 г.), или на 22%. Рост происходил ежегодно по сравнению с предыдущим годом. Увеличились объемы закупок плодов с 44823 т (2009 г.) до 48179 т (2013 г.), или на 7,5%, кожсырья
Платные услуги населению в совокупном объеме деятельности потребительских обществ составляют 1,9% (2013 г.), и за последние 5 лет они повысились на 10,7%. Увеличился объем и бытовых услуг с 515,9 млн руб. до 538,4 млн руб., или на 4,4%. Однако сократился объ-
структуры сельской территории, предоставлению услуг сельским жителям в сфере закупок и реализации излишков сельскохозяйственной продукции, обеспечению сельских поселений промышленными и продовольственными товарами, развитию мелкотоварного производства в целях повышения трудовой занятости и материального благосостояния сельчан.
В настоящее время потребительские общества Центросоюза РФ в сельской территории осуществляют торговлю товарами народного потребления, в ряде районных административных центров организуют общественное питание в столовых, кафе, ресторанах, заготавливают и частично перерабатывают сельскохозяйственную продукцию, выращенную хозяйствами населения, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными производителями и сельскохозяйственными организациями.
Многие потребительские общества организуют в небольших количествах переработку закупленной у производителей сельскохозяйственной продукции, вырабатывают и реализуют в сельских магазинах полуфабрикаты, предоставляют платные услуги населению по вспашке огородов, переработке сельхозпродукции.
Однако после 1990 г. показатели работы потребительских обществ Центросоюза РФ существенно ухудшились. С каждым годом сокращается число пайщиков — основы потребительской кооперации. Так, на начало 2014 г. их насчитывалось 2627,2, что на 30,5% ниже уровня 2009 г. Одновременно уменьшилось и число потребительских обществ на 9,2%, а количество районов, в которых осуществляют свою деятельность потребительские общества, сократилось на 2,9% (табл. 1).
свиного — на 13,6%. Объемы закупок мяса остались на прежнем уровне и составили 77,8 тыс. т.
Значительно хуже сложилась ситуация в сфере закупок других видов продукции и сырья. Так, объемы закупок картофеля в последние годы сократились с 92,2 тыс. т (2009 г.) до 73,3 тыс. т (2013 г.), или на 20,5%, закупки овощей уменьшились на 1,7%. Особенно заметно снижение объемов закупок этой продукции последние 2 года (табл. 2).
ем услуг парикмахерских, по ремонту и пошиву одежды, раскрою тканей, ремонту бытовой радиоаппаратуры, ремонту и строительству жилья и других построек, ремонту часов, прокату, заточке режущих инструментов, ритуальных услуг (табл. 3).
Таблица 1
Основные показатели деятельности потребительской кооперации Центросоюза Российской Федерации
Показатели 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2013 г. в % к 2009 г.
Численность пайщиков, тыс. человек 3776,9 3717,8 3587,0 2879,9 2627,2 70
Количество потребительских обществ 2972 2919 2721 2762 2699 91
Число районов, где работают ПО 1372 1371 1313 1320 1332 97
Таблица 2
Закупки сельхозпродукции и сырья потребительскими обществами
Показатели 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2013 г. в % к 2009 г.
Закупки мяса, тыс. т 77,9 80,2 79,3 79,9 77,8 99,8
в % к предыдущему году 97,3 103,1 100,3 100,9 97,5 х
Закупки молока, тыс. т 206,3 210,3 222,4 237,2 25,8 122
в % к предыдущему году 99,6 102,5 106,9 106,7 106,3 х
Закупки картофеля, тыс. т 92,2 115,0 87,7 81,1 73,3 80
в % к предыдущему году 98,6 124,8 77,6 92,4 90,6 х
Закупки овощей, тыс. т 82,4 84,7 88,0 81,8 81,0 98
в % к предыдущему году 100,8 102,8 106,8 93,3 99,5 х
Закупки плодов, тыс. т 44,8 48,7 52,6 49,9 48,2 108
в % к предыдущему году 90,6 108,9 110,8 94,9 96,7 х
Шерсть (в переводе на чистое волокно), тыс. т 1,4 1,4 1,4 1,3 1,2 83
Кожсырье крупное, тыс. шт. 256,3 279,3 269,3 253,8 223,3 87
Кожсырье мелкое, тыс. шт. 257,9 268,7 241,9 223,1 172,8 67
Кожсырье свиное, тыс. шт. 8,8 9,0 11,5 11,8 10,0 114
Таблица 3
Бытовые и производственные услуги, оказанные потребительскими обществами России (в сопоставимых ценах)
Показатели 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2013 г. в % к 2009 г.
Платные услуги населению, млн руб. 4484,2 4680,0 5202,8 4986 4964,1 111
в % к совокупному объему деятельности 2,1 2,1 2,2 2,0 1,9 х
в % к предыдущему году 92,6 98,9 104,9 95,8 8 9 х
Объем бытовых услуг, млн руб. 515,9 528,7 530,0 533,0 538,4 104
в % к предыдущему году 83,8 97,1 95,4 100,6 94,0 х
Ремонт и строительство жилья и других построек, тыс. руб. 1040 1029 853 719 585 56
Прочие услуги, тыс. руб. 20551 21614 19474 16534 30601 150
Обеспечение сельского населения лекарственными препарата- пунктов. Ветеринарные услуги оказывают 1306 ветеринарных ап-ми и медикаментами осуществляют 438 аптек, аптечных киосков и тек (табл. 4).
Таблица 4
Обеспечение населения лекарственными, ветеринарными препаратами и медикаментами, ед.
Показатели 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2013 г. в % к 2009 г.
Аптеки, аптечные киоски, пункты 546 543 531 484 438 80
В том числе аптеки 130 200 217 179 142 109
Ветеринарные аптеки, киоски, пункты 1420 1984 1825 1565 1306 92
В том числе ветеринарные аптеки 120 111 104 103 102 85
Для организации досуга сельского населения в потребительских обществах имеется 7948 библиотек, действует 2217 детских и 186 спортивных площадок, 285 коллективов художественной самодеятельности. В последние годы работа в этом секторе значительно уменьшилась.
За последние 5 лет потребительские общества сократили объемы производства: хлеба и хлебобулочных изделий — на 22,2%, колбасных изделий — на 39,3, кондитерских изделий — на 7,3, консервов — на 27,8, безалкогольных напитков — на 12,7% (табл. 5).
Таблица 5
Производственная деятельность потребительских обществ России
Показатели 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2013 г. в % к 2009 г.
Производство хлеба и хлебобулочных изделий, тыс. т 556,8 536,9 497,1 466,3 433,5 78
в % к предыдущему году 93,9 96,5 94,9 93,8 93,1 х
Производство колбасных изделий, тыс. т 15,5 14,1 11,8 10,0 9,4 61
в % к предыдущему году 85,7 91,0 85,5 84,8 94,2 х
Производство кондитерских изделий, тыс. т 39,1 39,6 37,8 36,8 36,2 93
в % к предыдущему году 96,3 101,4 96,9 97,4 98,4 х
Производство консервов, млн условных банок 38,9 29,2 29,1 29,2 28,1 72
в % к предыдущему году 90,0 75,1 99,6 100,4 100,4 х
Производство безалкогольных напитков, млн дкл 6,8 7,9 6,2 5,9 5,9 87
в % к предыдущему году 90,7 113,7 78,9 95,1 100,3 х
Расширение деятельности потребительских обществ на селе сдерживается в связи с тем, что значительная часть техники и оборудования морально и физически устарела, а для приобретения новых нет средств. Усугубляет ситуацию и диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.
Имеющиеся материально-технические ресурсы по ряду позиций используются вполне достойно. Центросоюзом РФ принимаются меры по их наращиванию. Так, с 2009 по 2013 гг. увеличилось количество цехов по производству: хлеба и хлебобулочных изделий — на 10,8%, колбасных изделий — в 6,6 раза, кондитерских изделий — на 98,3%, по переработке молока — на 30%, выработке майонеза — в 2,5 раза, производству полуфабрикатов — в 5,6 раза, пельменей — в 4,5 раза, по улову и переработке рыбы — в 1,9 раза, прочих цехов по производству продовольственных товаров — в 1,8 раза по сравнению с 2009 г.
Однако по ряду направлений деятельности материально-техническая база существенно ослабла. Так, сократилось число цехов по производству: консервов — на 17%, в том числе плодоовощных — на 30, безалкогольных напитков — на 3, по переработке овощей и фруктов — на 31, масла животного — на 80, масла растительного — на 71, макарон — на 43, соления и копчения рыбы — на 21, скотоубойных пунктов — на 36, мельниц — на 52, крупорушек — на 67, промышленных зернодробилок — на 13% по сравнению с 2009 г. (табл. 6).
Государственная поддержка и стимулирование деятельности потребительской кооперации Центросоюза РФ — это совокупность мер, принимаемых органами государственной власти в целях обеспечения правовых, экономических и социальных основ создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, составляющих систему потребительской кооперации России. Формами государственной поддержки и стимулирования деятельности потребительской кооперации являются налоговое, финансовое и иное стимулирование. Основные меры государственной поддержки и стимулирования деятельности потребительской кооперации направлены на развитие ее экономических возможностей для улучшения торгового и иного обслуживания сельских жителей.
Для повышения эффективности использования потенциала потребительских обществ в развитии сельского хозяйства государству необходимо решить следующие вопросы:
> разработать и утвердить на заседании Правительства России государственную стратегию развития в стране потребительской кооперации всех форм и видов, взаимосвязь их с потребительскими обществами Центросоюза РФ, сформулировать четкий механизм ее реализации, установить жесткие временные рамки для федерального и регионального уровней и обеспечить организацию выполнения;
Таблица 6
Материально-техническая база потребительских обществ России, ед.
Показатели 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2013 г. в % к 2009 г.
Всего цехов 4170 3940 3717 4482 5246 126
В том числе по производству:
хлеба и хлебобулочных изделий 1630 1558 1477 1641 1806 111
колбасных изделий 25 207 182 173 165 660
консервов 64 58 56 54 53 83
по переработке овощей и фруктов 72 66 61 55 50 69
по переработке молока 20 24 23 24 26 130
Скотоубойные пункты 138 120 111 99 88 64
> принять на федеральном уровне нормативно-правовые акты, обеспечивающие эффективные условия производственно-финансовой деятельности сельхозпроизводителей при заинтересованном участии в этом процессе потребительских обществ Центросоюза РФ, законодательно обеспечить правовые и экономические преимущества кооперативной системы в сравнении с другими формами хозяйствования, установить статус кооперативной коллективной собственности;
> разработать и выстроить в стране вертикальную систему специализированных кооперативных организаций от первичных кооперативов до общероссийских кооперативных союзов, определив в них место и роль потребительских обществ Центросоюза РФ, в общегосударственном кооперативном движении;
> в период организации, становления и на первых этапах функционирования субъектов кооперации государству следует дать первоначальный капитал кооперативам, взять под защиту их развитие, обеспечить заинтересованность вступления в кооперативы как сельхозпроизводителей, так и потребительских обществ, преодолев сопротивление крупных хозяйств, акционерных обществ и холдингов, препятствующих развитию кооперации, в которой они в настоящее время не заинтересованы;
> осуществлять обмен опытом и распространение передовых методов работы лучших потребительских обществ и кооперативов страны как на федеральном, так и на региональном уровнях;
> обеспечить трудовую мотивацию, материальную и социальную заинтересованность работников потребительской кооперации в повышении конкурентоспособности своих предприятий розничной торговли и общественного питания, в росте эффективности сельскохозяйственного производства и социального развития села;
> включать потребительские общества Центросоюза РФ в качестве соисполнителей в число участников по реализации Государственных программ по развитию сельского хозяйства, так как они работают на селе и имеют многолетний опыт, материально-техническую базу, торгово-заготовительную сеть, перерабатывающие предприятия, квалифицированные кадры и развитую систему их подготовки для развития производства, заготовок, переработки и сбыта сельхозпродукции. При участии потребительских обществ Центросоюза РФ в реализации целевых программ по обслуживанию населения предоставить им все виды государственной поддержки, которые имеют сельскохозяйственные потребительские кооперативы.
ООО «Россельхозбанк» и ООО «Росагролизинг» рекомендуем предоставлять потребительским обществам Центросоюза РФ банковские услуги по приобретению техники и оборудования по более низкой цене, чем с помощью кредита с субсидированной процентной ставкой.
Для расширения деятельности потребительских обществ Центросоюза РФ открываются новые возможности при реализации программ «Начинающий фермер» и «Семейные животноводческие фермы», в которых потребительские общества закупают излишки сельхозпродукции. Малые формы хозяйствования на селе являются сырьевой базой и потенциалом для расширения закупочной деятельности потребительских обществ, выступающих основным каналом сбыта произведенной хозяйствами населения и фермерами продукции.
Учитывая что хозяйства населения, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели производят более 80% овощей и картофеля, около половины молока и до 30% мяса, потребительские общества Центросоюза РФ позволят им занять достойное место на продовольственном рынке, выступить с большими партиями сельскохозяйственной продукции на рынках крупных городов и промышленных центров.
Особое место в расширении закупочной деятельности потребительских обществ Центросоюза РФ занимает малый и средний бизнес сельхозпроизводителей, к которому относится 18 тыс. малых и средних сельскохозяйственных организаций, около 280 тыс. фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей, более 2 млн личных подсобных хозяйств.
Потребительские общества Центросоюза РФ обслуживают 89 тыс. сельских населенных пунктов, в том числе 54 тыс. поселений с численностью жителей в каждом менее 100 человек. Потребительские общества нуждаются в поддержке на возмещение расходов по организации торгового обслуживания населения в труднодоступных и малонаселенных пунктах.
В условиях рыночной экономики роль потребительских обществ в удовлетворении потребностей населения снизилась. Пайщики потребительских обществ не реализуют своих прав как собственники и принимают незначительное участие в их экономической деятельности. Российское законодательство исходит из принципа собственности на имущество не пайщиков, а юридических лиц. В современном законодательстве нет четкого определения кооперативной формы собственности. Нередко кооперация воспринимается как одна из форм частной собственности.
Эффективность деятельности потребительских обществ могла бы быть выше, если бы они получили более высокий уровень государственной поддержки с учетом их видов деятельности на селе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Романченко Н.Н., Романченко В.К., Ткач А.В. Развитие торгово-закупочной деятельности потребительской кооперации в Пермском крае в усло-
виях рынка // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2014. № 3. С. 30-33.
2. Романченко Н.Н., Ткач А.В. Кооперация в АПК России // АПК: экономика, управление. 2014. № 3. С. 30-36.
3. Романченко Н.Н., Романченко В.К., Ткач А.В. Торгово-закупочная деятельность потребительской кооперации в условиях ВТО // Фундаменталь-
ные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. Научно-теоретический журнал. 2014. № 1. С. 3-10.
4. Романченко Н.Н., Ткач А.В. Потребительская кооперация на селе в развитии малых форм хозяйствования // Экономика сельского хозяйства
России. 2014. № 3. С. 58-65.
5. Ткач А.В., Жуков А.С. Заготовительная деятельность потребительской кооперации на селе // Экономика сельскохозяйственных и перерабатыва-
ющих предприятий. 2013. № 2. С. 38-41.
6. Нечитайлов А.С., Ткач А.В., Жуков А.С. Кооперация — механизм повышения конкурентоспособности сельского хозяйства России // АПК: эко-
номика, управление. 2013. № 5. С. 48-53.
7. Ткач А.В. Научная школа: «Организационно-экономические проблемы развития кооперации» // Фундаментальные и прикладные исследования
кооперативного сектора экономики. Научно-теоретический журнал. 2013. № 5. С. 3-6.
8. Ткач А.В., Габдуллин Р.Р. К вопросу о развитии потребительской кооперации на селе // Экономика сельского хозяйства России. 2013. № 11. С.
35-42.
УДК 631.15
Павел Порфиров,
аспирант Всероссийского научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства
РАЗВИТИЕ ЛЬНЯНОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ
Освещаются эволюция и главные направления и этапы развития отрасли льноводства, излагается зарождение льноводческой хозяйственной деятельности в России, рассматриваются перспективы развития льноводческого комплекса с использованием кооперативных форм и принципов, отражена роль интегрированных структур в льноводческом комплексе, изложены различные пути в развитии отрасли льноводства, изложены методические подходы к формированию кооперативов в льноводческом комплексе. S u m m a r y
This article aims to enlighten evolution of linen industry and its key steps of development. The paper investigates future perspectives of the flax industry taking into account cooperative forms, and integrated structures in flax production. This research describes different methodological approaches to the formation of cooperatives in the flax industry and outlines various ways in the development of linen production.
Ключевые слова: льноводство, лен как сельскохозяйственная культура, выращивание льна, переработка льна, сбыт льнопродукции, потребительские свойства льна, закупки льнопродукции, переработка льна-сырья, производство льняных тканей, кооперация в льноводческом комплексе, льняной комплекс, льнозаводы, ремесло в сфере переработки льна.
Keywords: flax, flax as a crop, cultivation of flax, flax, sales of flax products, consumer properties of flax, procurement of flax, flax-raw materials, production of linen fabrics, cooperation in linen industry, linen industry, flax factories, craft in processing of flax.
Лен-долгунец в России был известен давно как популярное растение, что подтверждается летописями и законодательными актами. Его возделывали вблизи бассейнов рек Волги, Ладоги, Онеги. Широкое развитие лен получил в Х веке, когда льняные ткани, пряжа и масло шли не только на внутреннее потребление, но и на реализацию с развитием торговых отношений России со странами Европы. Открытие торговых путей на Белом море стимулировало возделывание льнопродукции в северных районах страны. Одновременно расширились посевы льна в Ярославской, Костромской, Владимирской и других губерниях.
Выращивание льна-долгунца сопровождалось развитием крупной мануфактурной его переработки, налаживались внешние торговые связи. Большое внимание развитию льна уделял Император Петр I. По его указанию в России строились как государственные полотняные фабрики, так и частные предприятия по переработке льна. Поощрялась внешняя торговля не сырьем льна, а выработанной из него льно-продукцией с учетом спроса иностранных потребителей. Был издан указ о расширении возделывания льна во всех губерниях. Екатерина II в 1762 г. сняла ограничения на экспорт льна, в 1764 г. разрешила вывоз за границу льносемян. Экспортные поставки льнопродукции способствовали увеличению его производства внутри страны. В структуре экспортируемых Россией товаров лен занимал первое место. С 1760 до 1792 гг. продажа Россией льноволокна на внешнем рынке увеличилась с 547,8 тыс. пудов до 1115,7 тыс. пудов, или в 2 с лишним раза.
С середины XIX века в России активизировалось развитие отечественной крупной льняной промышленности, расширялся рынок сбыта льноволокна внутри страны, увеличивались посевные площади льна-долгунца с 650 тыс. десятин (1860 г.) до 1173 тыс. десятин (1897 г.), или в 1,8 раза. Основой русского льноводства в те годы был труд крестьянства, остро нуждавшегося в заработках, а лен являлся основным источником получения денег в сельском хозяйстве. Рост объемов производства льна позволил увеличить экспорт в Европу льнопродукции с 11123 тыс. пудов (1880 г.) до 15400 тыс. пудов (1895 г.), или на 38%. Русский лен успешно конкурировал на европейском рынке с другими поставщиками. Россия стала крупнейшим в мире производителем льняного волокна, которое было основным сырьем льняных заводов Англии, Франции и других стран Западной Европы.
Льноводы России заявили о необходимости организации образцовых льноводческих хозяйств, при которых должны быть агрономические станции для проведения химических исследований почв под посевы льна, изучать климатические факторы, технологию выращивания льна, проводить льняные выставки и исследования функционирования льняной промышленности. В 1885 г. Вольное экономическое общество (ВЭО) издало сочинение Ф.Н. Королева «Руководство к льно-возделыванию, получению льняного волокна и сельскохозяйственной его обработке». В 1891 г. в Смоленске была проведена льноводная выставка. В 1895 г. ситуация в льноперерабатывающей промышленности обсуждалась на первой сессии сельскохозяйственного совета при Министерстве земледелия и государственного имущества России, где были приняты меры по улучшению льноводства: организация снабжения льноводов улучшенными сортами семян; проведение опытных посевов семенного льна; содействие распространению машин для очистки и сортировки семян, а также устройству семенных складов и хозяйств, с производством льна на волокно и семя; организация как на опытных станциях, так и в льноводных хозяйствах опытов с применением к культуре льна различных приемов обработки почвы и посева, а также разработка вопроса о наилучших севооборотах с льном в крестьянских хозяйствах; содействие распространению сведений об улучшении мочки, мятья, трепания и вообще обработке льна; организация в широких размерах демонстрирования обработки льна на выставках, съездах льноводов, в крупных льноводных центрах и т.п.; содействие распространению среди крестьян мялок наилучшего типа и производству их кустарями; увеличение персонала подготовленных инструкторов по обработке льна; оказание содействия земствам, сельскохозяйственным обществам и частным лицам по устройству в главнейших льноводных районах льноводных станций и заведений; проведение местных выставок льноводных продуктов с выдачей премий за лучшие экспонаты.
Наиболее высоким спросом в текстильной промышленности пользуется волокно льна-долгунца, который признан выгодной культурой, дает хорошее волокно, высокорослый, лист редкий, мало ветвится, головки при созревании не растрескиваются, не осыпается, легко вымолачивается. Успешному росту льна необходимо, чтобы в течение года выпадало осадков не менее 650 мм, из которых 200-300 мм — с апреля