Научная статья на тему 'Организационно-экономический механизм развития кооперации при производстве экологически чистой молочной продукции'

Организационно-экономический механизм развития кооперации при производстве экологически чистой молочной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
366
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / КООПЕРАЦИЯ / COOPERATION / ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТАЯ ПРОДУКЦИЯ / ECOLOGICALLY CLEAN PRODUCTS / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / FOOD MARKET / ОРГАНИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / ORGANIC PRODUCTION OF AGRICULTURE / КРЕСТЬЯНСКИЕ (ФЕРМЕРСКИЕ) ХОЗЯЙСТВА / PEASANT (FARMER) HOLDINGS / ЛИЧНЫЕ ПОДСОБНЫЕ ХОЗЯЙСТВА / МОЛОКОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / MILK PROCESSING PLANTS / ТОВАРНЫЕ РЕСУРСЫ / COMMODITY RESOURCES / PERSONAL SUBSIDIARY PLOTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нечитайлов Александр

Рассматривается состояние молочно-продуктового подкомплекса, производство экологически чистой продукции отечественными сельскохозяйственными производителями, роль составляющих организационно-экономического механизма в развитии кооперации и ее место в повышении эффективности молочного животноводства, значимость кооперативных форм хозяйствования в функционировании крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств населения и индивидуальных предпринимателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This research article examines the state of milk products industry, production of ecologically clean products of domestic agricultural producers, the role of the components of the organizational-economic mechanism in development of cooperation and its place in improving the efficiency of dairy farming, the importance of cooperative forms of management in the functioning of the peasant (farmer) holdings, personal subsidiary plots and individual entrepreneurs.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономический механизм развития кооперации при производстве экологически чистой молочной продукции»

УДК 631.14

Александр Нечитайлов,

аспирант Всероссийского научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ КООПЕРАЦИИ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОЙ МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ

Рассматривается состояние молочно-продуктового подкомплекса, производство экологически чистой продукции отечественными сельскохозяйственными производителями, роль составляющих организационно-экономического механизма в развитии кооперации и ее место в повышении эффективности молочного животноводства, значимость кооперативных форм хозяйствования в функционировании крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств населения и индивидуальных предпринимателей. S u m m a r y

This research article examines the state of milk products industry, production of ecologically clean products of domestic agricultural producers, the role of the components of the organizational-economic mechanism in development of cooperation and its place in improving the efficiency of dairy farming, the importance of cooperative forms of management in the functioning of the peasant (farmer) holdings, personal subsidiary plots and individual entrepreneurs.

Ключевые слова: интеграция, кооперация, экологически чистая продукция, продовольственный рынок, органическая продукция сельского хозяйства, крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, молокоперерабатывающие предприятия, товарные ресурсы.

Keywords: integration, cooperation, ecologically clean products, food market, organic production of agriculture, peasant (farmer) holdings, personal subsidiary plots, milk processing plants, commodity resources.

Поступательное развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов в молочно-продуктовом подкомплексе — важная составляющая функционирования системы продовольственного обеспечения населения страны молочными продуктами отечественного производства. Учитывая, что около 50% молока производится малыми формами хозяйствования, чрезвычайно важно обеспечить их таким спектром услуг, которые позволили бы успешно развивать молочный рынок, гарантированный сбыт, переработку молока-сырья и реализацию молочной продукции. Отдельные вопросы развития потребительских и перерабатывающих молочных кооперативов, их ассоциаций и союзов отражены в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.

Однако проблемы становления и развития кооперативов в мо-лочно-продуктовом подкомплексе, а также особенности организационно-экономического механизма взаимоотношений элементов кооперативной системы производителей, переработчиков и продавцов молока и молочной продукции, характер и направления их внешних связей, в научном плане исследованы недостаточно, нет научно обоснованной программы развития в стране сельскохозяйственных потребительских кооперативов в молочно-продуктовом подкомплексе.

В связи с этим анализ и оценка организационно-экономического механизма развития кооперации в молочно-продуктовом подкомплексе Ульяновской области, его особенности представляют определенный как теоретический, так и практический интерес для работников АПК. Научно обоснованный организационно-экономический механизм потребительских молочных кооперативов обеспечивает успешное функционирование всего молочно-продуктового подкомплекса.

В связи с этим при анализе и оценке сложившегося в молочно-про-дуктовом подкомплексе Ульяновской области организационно-экономического механизма были поставлены и решены следующие задачи:

> определено место и роль сельскохозяйственных потребительских молочных кооперативов в инфраструктуре молочно-про-дуктового подкомплекса, дана оценка современным тенденциям их развития;

> проанализировано развитие кооперации в молочно-продукто-вом подкомплексе Ульяновской области, определены возможности перенесения имеющегося положительного опыта в другие регионы страны;

> обоснованы предпосылки создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов в молочно-продуктовом подкомплексе России;

> проанализированы направления государственного регулирования развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов в молочно-продуктовом подкомплексе;

> рассмотрена действующая модель сельскохозяйственного потребительского кооператива в молочно-продуктовом подкомплексе области;

> обоснован организационно-экономический механизм функционирования сельскохозяйственных потребительских кооперативов в молочно-продуктовом подкомплексе области;

> разработаны методические подходы к экономической оценке функционирования сельскохозяйственных потребительских кооперативов в молочно-продуктовом подкомплексе.

Объектом и предметом исследования является организационно-экономический механизм развития кооперации в молочно-продукто-вом подкомплексе, его особенности и отношения, складывающиеся в процессе развития.

Информационной базой анализа и оценки организационно-экономического механизма развития кооперации в молочно-продуктовом подкомплексе послужили законодательные нормативные акты Ульяновской области, материалы годовой отчетности сельскохозяйственных предприятий, материалы служб государственной статистики, Министерства сельского хозяйства РФ и некоторых субъектов РФ, отчеты научно-исследовательских организаций, научные и практические результаты собственных исследований научных сотрудников сектора интеграции и кооперации в АПК Всероссийского научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства РАН.

При анализе организационно-экономического механизма развития кооперации в молочно-продуктовом подкомплексе региона определены место и роль сельскохозяйственных потребительских молочных кооперативов, выявлены подходы к государственному регулированию работы сельскохозяйственных потребительских молочных кооперативов, дана оценка действующей в области модели сельскохозяйственной потребительской кооперации в молочно-про-дуктовом подкомплексе.

С углублением разделения труда в молочно-продуктовом подкомплексе повышается экономическая развитость и упрочнение кооперационных связей между партнерами. Концентрация производства в молочно-продуктовом подкомплексе выступает в виде одной из четырех форм: укрупнение предприятий, специализация, комбинирование и кооперирование, которые нередко дополняют друг друга.

В молочно-продуктовом подкомплексе характер кооперационных взаимосвязей между конкретными видами учитывает потребительский спрос на молоко и молочную продукцию. Производительные силы в молочном подкомплексе определяют характер разделения труда, так как труд и функции работника разделяются в соответствии с имеющимися конкретными средствами производства.

При рассмотрении кооперации в молочно-продуктовом подкомплексе важным является вопрос оптимального уровня концентрации,

Рис. Составляющие организационно-экономического механизма кооперации в молочном подкомплексе

позволяющего с наибольшей эффективностью использовать имеющиеся факторы производства. На размеры кооперативных формирований влияют природно-экономические условия, качественный состав и породность молочного стада, степень механизации и автоматизации производственных процессов, мощность и сроки службы техники, квалификация работников, плотность населения, удаленность от рынков сбыта, рынков сырья и предприятий молокоперерабатывающей промышленности, плотность дорог с твердым покрытием и др.

Организационно-экономический механизм развития кооперации в молочно-продуктовом подкомплексе реализуется во всех сферах воспроизводства — производстве, распределении, обмене и потреблении молочной продукции. Спрос на продовольствие, с одной стороны, является неизменным, что можно считать положительным моментом для его производителей. С другой стороны, данный спрос может быть неэластичным, что определяется особенностями ценообразования на него. Неэластичность спроса имеет свои негативные последствия именно для второй сферы молочного подкомплекса — производителей молочной продукции, когда при высоких цена на молоко спрос падает, что может привести к снижению общих доходов. Это не затрагивает интересов предприятий переработки и торговли, хотя и они заинтересованы в сохранении своей сырьевой базы.

Молочный рынок можно представить как совокупность экономических отношений, производителей и потребителей молочной продукции. Эти отношения в определенной форме существуют также внутри молочно-продуктового подкомплекса и групп производителей и выражаются в конкуренции. Молочный рынок также можно представить как механизм взаимодействия покупателей и производителей молока, основанный на рыночных отношениях. Предложение молочной продукции организует целая система различных организаций и предприятий — производители молока, предприятия переработки, посредники и объекты инфраструктуры. Спрос на молоко определяется ценой и доходом населения, определяющим платежеспособный спрос на молочную продукцию.

Спрос на молочную продукцию является определяющим для наращивания объемов производства молока, что, в свою очередь, обуславливает потребности молочно-продуктового подкомплекса в материальных и финансовых ресурсах. Он формирует спрос предприятий розничной, оптовой торговли и общественного питания, а также предприятий пищевой промышленности. Таким образом, определяющим, для развития молочно-продуктового подкомплекса, выступает платежеспособный спрос. Спрос на молочную продукцию имеет тенденцию к росту вследствие увеличения численности населения. Кроме того, в структуре потребительской корзины российские домохозяйства все

большую долю тратят на продовольствие, где молочная продукция занимает устойчиво значительное место.

Организационно-экономический механизм развития кооперации в молочно-продуктовом подкомплексе в общегосударственном масштабе предполагает рассматривать инфраструктуру молочного рынка как совокупность экономических агентов сферы обращения, включающих:

> производственную инфраструктуру — комплекс отраслей, обеспечивающих условия для процесса производства молока (грузовой автотранспорт, оптовая торговля, складское хозяйство, электро-, газо- и водоснабжение, связь и информационное обслуживание);

> социальную инфраструктуру — отрасли, связанные с воспроизводством рабочей силы (здравоохранение, образование);

> институциональную инфраструктуру — институты, регулирующие экономику (государственный аппарат, кредитно-финансовая сфера);

> экологическую инфраструктуру — субъекты экономики, обеспечивающие охрану окружающей среды.

Организационно-экономический механизм развития кооперации в молочно-продуктовом подкомплексе призван объединять в единую систему все стадии и сферы общественного воспроизводства — производство, обращение и потребление. Развитие объектов инфраструктуры молочного подкомплекса способствует ускорению товарооборота, обороту капитала, росту финансовой и экономической эффективности процесса общественного воспроизводства.

Основная цель развития инфраструктуры молочного рынка состоит в том, чтобы обеспечить максимально быстрое и минимально затратное прохождение молока-сырья и молочной продукции от производителя к потребителю. Это требование обусловлено не только необходимостью увеличить скорость товарооборота, но и особенностями молочного рынка, зачастую ограниченным сроком годности молочных продуктов питания.

Кооперация в молочно-продуктовом подкомплексе может рассматриваться по разным признакам: по отраслевому — межотраслевая, внутриотраслевая; по территориальному — региональная, локальная; по функциональному назначению — обслуживание отрасли, продвижение молочной продукции на рынок.

Организационно-экономический механизм развития кооперации в молочно-продуктовом подкомплексе включает следующие составляющие: торгово-посредническая деятельность; складское хозяйство;

информационное обеспечение; тароупаковочная служба; транспортное обслуживание; кредитно-финансовое и организационное обеспечение; нормативно-правовая регламентация участников кооператива.

В условиях кооперации в молочно-продуктовом подкомплексе эта инфраструктура представляет собой вспомогательную, обособленную от производственной деятельности систему, предоставляющую услуги и создающую блага участникам основного молочного производства, оказание и потребление которых обеспечивают непрерывность процесса производства. К инфраструктуре молочного рынка можно отнести кооперативы, осуществляющие транспортные, ремонтные работы, правовое и финансовое консультирование, работы по телефонизации, кредитные кооперативы и кооперативы, осуществляющие другие виды услуг и связанные с различными структурными составляющими агропродовольственного рынка (рис.).

Потребительские кооперативы в молочно-продуктовом подкомплексе способствуют продвижению продукции своих пайщиков на молочный рынок. Кооперативные объединения производителей молока для сбыта продукции должны формироваться как альтернативная структура цепным торговым сетям. Государство должно поддерживать сельскохозяйственные потребительские кооперативы, используя экономические рычаги стимулирования развития производителей молока-сырья. Значительную часть сельскохозяйственных потребительских молочных кооперативов можно отнести к различным подсистемам инфраструктуры молочного рынка.

Субъекты сферы обслуживания молочно-продуктового подкомплекса не создают нового продукта, однако способствуют его созданию, переработке и продвижению продовольствия от производителя к потребителю.

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы в молочно-продуктовом подкомплексе представляют собой систему и входят в качестве подсистемы в различные системы: систему агропромышленного комплекса, финансовую систему, кредитно-денежную систему, систему социального обеспечения, систему предприятий разных организационно-правовых форм.

К пониманию сущности системы сельскохозяйственной потребительской кооперации в молочно-продуктовом подкомплексе необходимо подходить с точки зрения системного подхода, когда она представляет собой относительно обособленную и иерархически упорядоченную совокупность элементов (производителей молока различных организационно-правовых форм, потребительских молочных кооперативов, их союзов и ассоциаций, включающих все уровни от регионального до федерального), обладающих определенными организационно-экономическими связями, обусловленными их функциями и кооперативными принципами.

В современной сельскохозяйственной молочной кооперации выявлено наличие определенных признаков системности: существование цели функционирования системы, наличие структурных составляющих элементов системы и ее внутренних устойчивых организационно-экономических связей, целенаправленное взаимодействие элементов системы, наличие критериев эффективности ее функционирования. Система сельскохозяйственной потребительской молочной кооперации имеет основную и сопутствующие ей вспомогательные цели функционирования. Основная цель функционирования данной системы — содействие росту эффективности производства молока и молочной продукции посредством предоставления им широкого спектра услуг на более выгодных условиях. Особенностью сельскохозяйственной потребительской молочной кооперации является стремление кооперирующихся субъектов к максимальному согласованию своих интересов, в отличие от иных форм объединения, когда, например, интересы производителей молока и молокоперерабатывающих предприятий носят антагонистический характер.

Ключевой задачей, стоящей перед молочно-продуктовым подкомплексом является улучшение ситуации по обеспечению населения молочными продуктами отечественного производства.

Одно из перспективных направлений повышения эффективности молочно-продуктового подкомплекса — сельскохозяйственная потребительская кооперация, которая в Ульяновской области осуществляется в рамках региональной Программы развития агропромышленного комплекса до 2020 г. Одной из главных задач эффективной работы сельскохозяйственных потребительских молочных кооперативов является обеспечение сбыта молока и молочной продукции на кооперативных рынках, где им создаются преимущества.

Согласно закону, кооперативы получили право выступать в качестве управляющей рынком компании, а также вести торгово-закупочную деятельность. На практике при реализации молока и молочной продукции, произведенными малыми формами хозяйствования, имеют место определенные трудности, связанные с посредниками. В стране пока нет системной правовой базы по сбыту молочной продукции отечественных сельскохозяйственных производителей. Считаем целесообразным передать управление молочными рынками сельскохозяйственным потребительским кооперативам первого и второго уровней, обеспечив прямой доступ на рынок сельским производителям, минуя посредников и дополнительных наценок.

В настоящее время одним из направлений развития молочного рынка Ульяновской области является укрупнение и специализация торговых предприятий, постепенный переход преимущественно на магазинные формы торговли. В Ульяновской области насчитывается 33 розничных рынка, из которых 25 универсальных, где реализуются как продовольственные, так и непродовольственные товары. Снабжение предприятий торговли молочными продуктами питания осуществляется в соответствии с заключенными договорами.

Организационно-экономический механизм развития кооперации в молочно-продуктовом подкомплексе предполагает соблюдение следующих условий:

> установление сбалансированного соотношения между сетевыми компаниями розничной торговли на молочных рынках на региональном уровне;

> расширение возможностей производителей в сбыте молочных продуктов населению, в том числе путем расширения ярмарочной торговли;

> недопущение административных барьеров при перемещении молочной продукции в межрегиональном товарообороте, либерализация предпринимательской деятельности на молочных рынках, предупреждение действий по заключению соглашений, направленных на ограничение конкуренции;

> осуществление мер по стимулированию торговли молочной продукцией через создание оптимального количества торговых мест при ее реализации, формирование и развитие торговой инфраструктуры с учетом одновременного уменьшения арендной платы для малых предприятий розничной торговли.

Самообеспечение отечественной молочной продукцией во многом зависит от уровня государственной поддержки молочно-про-дуктового подкомплекса. При этом среди методов государственного регулирования должны преобладать экономические рычаги: ценовая и бюджетная политика, льготное кредитование и налоги, формирование эффективной таможенной политики и другие экономические меры, содействующие дальнейшему развитию молочно-продуктового подкомплекса. Федеральные, региональные и целевые программы должны стать основной формой государственной поддержки молочного производства.

Производственный потенциал АПК позволяет обеспечить основную часть потребностей в молочной продукции за счет развития отечественного молочного скотоводства.

Для завоевания определенной ниши на молочном рынке сельскохозяйственный молочный потребительский кооператив должен решать такие задачи, как авансирование приобретения хозяйствами оборотных средств в кризисные периоды, расширение сырьевых зон, увеличение льготных кредитов. Объединение интересов производителей разных сфер молочно-продуктового подкомплекса будет способствовать развитию вертикальной кооперации, что позволит сочетать молокоперерабатывающую деятельность кооператива с кредитно-финансовой и снабженческо-сбытовой. Такая необходимость вызвана тем, что, не получив вовремя достаточных ресурсов для приобретения средств производства, хозяйства не смогут выполнить обязательства по запланированному объему и качеству молочной продукции.

Анализ ситуации, сложившейся в кооперации молочно-продукто-вого подкомплекса, показывает, что пока еще не в полной мере реализованы возможности и преимущества кооперативных принципов. Необходимо заметить, что в Ульяновской области кооперативный сектор в молочно-продуктовом подкомплексе укрепил свои позиции и играет все большую роль на молочном рынке.

Хозяйства населения выполняют функцию самообеспечения молоком и молочной продукцией сельского населения, вносят существенный вклад в продовольственное обеспечение, выступают в качестве основного, а нередко, единственного места приложения труда и главного источника дохода на селе. По данным Федеральной службы государственной статистики, доля доходов от личных подсобных хозяйств в совокупных доходах семьи составила: в 1990 г. — 21,5%, в 1996 г. — 41,6%, в 2011 г. — 65%.

Повышению роли хозяйств населения в молочно-продуктовом подкомплексе способствует кооперация их с сельскохозяйственными и другими формами предприятий, совершенствование организационно-экономических связей и отношений в системе АПК, укрепление материально-технической базы и углубление взаимоотношений с другими сферами.

Постановка вопроса о направлениях и экономических основах развития кооперации личных подсобных хозяйств с сельскохозяйственными предприятиями в современных условиях связана не только с характером различий субъектов кооперации (предприятие — межхозяйственное объединение), что совершенно очевидно предполагает различия в материально-техническом обеспечении личных подсобных хозяйств производственно-техническим потенциалом. Речь идет, прежде всего, о целевой установке на кооперированное развитие личных подсобных хозяйств и сельскохозяйственных предприятий, на рост эффективности, а следовательно, и устойчивости их развития как экономической основы, и не только развития каждого из предприятий и личного подсобного хозяйства в отдельности, а и в кооперации друг с другом.

В России в настоящее время функционирует 261,4 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств с общей земельной площадью 19,2 млн га, в том числе 18,2 млн га сельскохозяйственных угодий (9,4% от сельскохозяйственных угодий во всех категориях хозяйств), пашни — 14 млн га, что составляет 12% от пашни во всех категориях. Средний размер фермерского земельного участка составляет около 73 га, в том числе сельскохозяйственных угодий — 70 га, пашни — 50 га.

В России насчитывается 6399 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, из них 1739 — снабженческо-сбытовых, 1040 — перерабатывающих, 733 — кредитных. Удельный вес работающих

В Ульяновской области, как и в целом по России, государственная поддержка малых форм хозяйствования на селе осуществляется по линии: Министерства сельского хозяйства Российской Федерации — как часть Государственной программы развития сельского хозяйства; Минэкономразвития Российской Федерации — в рамках общих мер поддержки малого и среднего предпринимательства; Минздравсоц-развития Российской Федерации — как элемента региональных программ по снижению напряженности на рынке труда.

По данным Министерства сельского хозяйства Ульяновской области, в 2011-2012 гг. малым формам хозяйствования в рамках Госпрограммы развития сельского хозяйства перечислено субсидий на об-

сельскохозяйственных потребительских кооперативов составляет 69% (кредитных — 70,4%, перерабатывающих — 65%, снабженческо-сбытовых — 69,7%).

В отдаленных сельских районах личные подсобные и фермерские хозяйства являются, как правило, главным источником производства молока, а также равноправными партнерами потребительских молочных кооперативов.

Существенную роль играют хозяйства населения и крестьянские (фермерские) хозяйства в производственной жизни в развитии сельских территорий, решении социальных вопросов села, обеспечении занятости, поддержании доходов сельского населения. Решить сложившиеся проблемы можно с помощью кооперации малых форм хозяйствования, совершенствования их экономических взаимоотношений с крупными хозяйствами. Хозяйства населения нуждаются в практической помощи сельскохозяйственных предприятий, что стимулирует их к кооперации, прежде всего, с более крупным общественным производством.

В данном случае кооперация сопровождается общественным разделением труда, укрупнением производства, повышается защищенность труда и сохраняется его социально-общественный характер. Целесообразно объединение кооперативов, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств в соответствующие союзы (ассоциации) кооперативов, созданные на базе хозяйств, имеющих молокоперера-батывающие мощности.

В Ульяновской области управление процессами развития кооперации в молочно-продуктовом подкомплексе стало прерогативой органов государственного и муниципального управления (районное звено), а оперативное — сельских и поселковых администраций. Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации здесь в последние годы осуществлялось в рамках областной целевой программы «Развитие малых форм хозяйствования на селе в Ульяновской области на 2010-2012 ггоды». Малые формы хозяйствования на селе представлены 168,2 тыс. гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, 69 сельскохозяйственными потребительскими кооперативами и 520 крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. На их долю приходится (от общего объема производства продукции в области): 69% молока, 49% мяса скота и птицы, 72% овощей, 91% картофеля (табл.).

щую сумму 918 млн руб., в том числе 679 млн руб. из федерального и 239 млн руб. из областного бюджетов. При этом среди прочих форм поддержки 59% приходится на субсидирование процентных ставок по полученным кредитам.

Динамика кредитования граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, показывает устойчивую положительную тенденцию как в целом по России, так и по Ульяновской области. За 2012 г. в Ульяновской области привлечено льготных кредитов на сумму 1 млрд 665 млн руб. Всего же, с начала реализации национального проекта (2006-2012 гг.), им выдано 50315 льготных кредитов на общую сумму 6 млрд 925 млн руб. По этим кредитам выплачено субсидий из федерального и област-

Таблица

Динамика развития малых форм хозяйствования в АПК Ульяновской области

Показатели 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2013 г. в % к 2009 г.

Количество СХПК, ед. 19 38 52 62 69 в 3,3 р

Численность ЛПХ, тыс. чел. 171 170,2 170,2 168,2 168,2 98,4

Количество К(Ф)Х, ед. 743 680 680 480 520 70,0

Производство молока -всего, тыс. т 286,8 271,8 260,5 261,0 267,5 93,3

Доля молока, произведенного МФХ, в общем объеме производства, % 72,6 70,3 70,1 70,3 69,0 95,0

Производство мяса — всего, тыс. т 54 57,5 61,5 68,9 85,8 158,9

Доля мяса, произведенного МФХ, в общем объеме производства, % 78,2 73,2 68,8 61,5 49,4 63,2

Производство овощей -всего, тыс. т 73,0 77,8 76,3 120,7 98,9 135,5

Доля овощей, произведенных МФХ, в общем объеме производства, % 68,1 72,1 73,7 73,6 72,4 106,3

Производство картофеля -всего, тыс. т 228,6 248,5 90,0 282,9 231,4 101,2

Доля картофеля, произведенного МФХ, в общем объеме производства, % 93,3 89,4 90,8 90,3 91,2 97,7

Источник: данные Министерства сельского хозяйства Ульяновской области.

ного бюджетов на общую сумму 812,2 млн руб. При этом 72% льготного кредитования обеспечил ОАО «Россельхозбанк».

Сбытовые кооперативы способствуют активизации производства молока в хозяйствах всех форм, но особенно в мелкотоварном секторе. Для успешного развития и повышения товарности молока в крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах необходимо объединение вынесенных за пределы основного производства обслуживающих функций.

Не во всех районах Ульяновской области кооперация развивается одинаково успешно. По реализации молока лучше всего развивается кооперация в Майнском, Старомайнском, Павловском, Мелекесском районах.

Необходима государственная поддержка, стимулирование развития в сельской местности сельскохозяйственных потребительских молочных кооперативов первого уровня с целью оказания услуг сельскому населению в сбыте и переработке произведенной ими молочной продукции, а также кооперативов второго уровня для оказания услуг кооперативам первого уровня по хранению, переработке и сбыту конечной молочной продукции.

При этом важно выстроить эффективную систему управления данным процессом. В число приоритетов первого (регионального) уровня системы управления кооперацией входят: разработка нормативно-правовой, методической базы, необходимой для ее реализации, а также стимулирование создания двухуровневой системы кооперации;

1. 2.

3.

4.

5.

В условиях развития социально ориентированной экономики Российской Федерации особое место отводится потребительской кооперации

проведение обучающих семинаров с руководителями районного и поселенческого уровня о сути мероприятий; разработка направлений формирования в регионе материально-технической базы по хранению, переработке и реализации молочной продукции.

В число приоритетов второго (районного) уровня системы управления входят: проведение информационно-консультационной работы среди сельского населения о сути Программы; разработка типовых бизнес-планов для получения кредита в банках; оказание помощи малым формам хозяйствования в подборе и оформлении земельных участков, необходимой инфраструктуры; контроль выполнения целевых показателей Программы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В число приоритетов третьего (поселенческого) уровня системы управления входят: проведение информационно-разъяснительной работы в поселениях с целью выявления инициативных сельских граждан, желающих участвовать в кооперации; оказание методической и консультационной помощи в организации сельскохозяйственных потребительских кооперативов; обеспечение выполнения поставленных задач.

В целях повышения контроля и ответственности следует заключать трехсторонние соглашения о сотрудничестве по реализации мероприятий по развитию кооперации в области, районах и сельских поселениях, где непосредственно функционируют потребительские молочные кооперативы.

Центросоюза РФ как социально-экономической системе, стратегическим направлением развития которой является повышение качества жизни.

ЛИТЕРАТУРА

Ткач А.В., Жуков А.С., Заготовительная деятельность потребительской кооперации на селе // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2013. № 2. С. 38-41.

Ткач А.В., Нечитайлов А.С., Жуков А.С. Кооперация — механизм повышения конкурентоспособности сельского хозяйства России // АПК: экономика, управление. 2013. № 5. С. 48-53.

Ткач А.В., Нечитайлова Н.С., Интеграционные процессы в потребительской кооперации России // Международный сельскохозяйственный журнал. 2013. № 1. С. 3-8.

Нечитайлов А.С., Ткач А.В. Формирование регионального продовольственного рынка // Вопросы региональной экономики. Научный журнал. ФТА. 2013. № 3 (16). С. 94-99.

Ткач А.В., Габдуллин Р.Р., Маркетинг в деятельности сельскохозяйственных кооперативных организаций // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. Научно-теоретический журнал. 2012. № 4. С. 63-69.

[email protected]

УДК 334.735

Наталья Романченко,

кандидат экономических наук, доцент, Председатель Правления Пермского крайпотребсоюза, Владимир Романченко,

кандидат экономических наук, Председатель Совета Пермского крайпотребсоюза, Александр Ткач,

доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, заведующий сектором интеграции и кооперации в АПК Всероссийского научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства

ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Раскрываются стратегические перспективы развития потребительской кооперации с использованием кооперативных форм и принципов, отражена роль вертикальных кооперативных и интегрированных структур в производстве, намечены стратегические направления перспективного развития потребительской кооперации, изложены различные варианты потребительской кооперации, освещены методические подходы к формированию потребительских кооперативов. S u m m a r y

This article aims to enlighten the strategic perspectives of consumer cooperation development taking into account different forms of cooperation and cooperation principles. This paper investigates the role of the vertical cooperatives and different structures in the production process, strategic directions of consumer cooperation development as well as methodic approaches to creation of consumer cooperatives.

Ключевые слова: потребительская кооперация, потребительские общества, продовольственная безопасность, продовольственное обеспечение, интеграция в АПК, снабженческо-сбытовые кооперативы, потребительские кооперативы, закупки сельхозпродукции, переработка сельхозпродукции, производственные кооперативы, сельское хозяйство, вертикальные кооперативы, кооперативные предприятия, хозяйства населения, ЛПХ, К(Ф)Х, сельскохозяйственные организации.

Keywords: rnnsumer cooperation, consumer societies, food safety, food supply, integration in agriculture, supply and marketing cooperatives, consumer cooperatives, purchase of agricultural products, agricultural products processing, production cooperatives, agriculture, vertical cooperatives, cooperative enterprises, households, agricultural organizations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.