ISSN 1994-5094 ♦-
71 -♦
Nina Anatolievna Kuznetsova,
Doctor of Economics,
professor of the department of marketing,
economics of enterprises and organizations,
Saratov socio-economic institute (branch)
of Plekhanov Russian University of Economics
Antonina Vladimirovna Illina,
PhD in Economics,
associate professor of the department of marketing, economics of enterprises and organizations, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics
Galina Viktorovna Pukach,
PhD in Economics,
associate professor of the department of marketing, economics of enterprises and organizations, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics
УДК 338.43
Нина Анатольевна Кузнецова,
доктор экономических наук, профессор кафедры маркетинга, экономики предприятий и организаций, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
Антонина Владимировна Ильина,
кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга, экономики предприятий и организаций, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
а7к [email protected] ОЙ*
Галина Викторовна Пукач,
кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга, экономики предприятий и организаций, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
galina111056«f rambler .ru «Й.
РАЗВИТИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ВИРТУАЛЬНЫХ КООПЕРАТИВОВ
Целью исследования является выявление новой формы кооперативной деятельности - виртуальных снабженческо-сбытовых кооперативов. Проведен анализ развития кооперации на современном этапе, показавший, что в настоящее время в Российской Федерации зарегистрировано более 6 тыс. сельскохозяйственных потребительских кооперативов, 1,5 тыс. из которых являются сбытовыми и снабженческими. С учетом развития информационных технологий выявлены тенденции распространения виртуальных предприятий и виртуальных сбытовых и снабженческих кооперативов. Рассмотрены основные черты данного вида кооперативов, их преимущества, особенности деятельности и возможные проблемы, связанные с ее осуществлением. Отмечено, что данная форма кооперативной деятельности имеет схожие задачи с реально зарегистрированными и реально действующими кооперативами, а также то, что на сегодняшний день организационно-экономические вопросы деятельности виртуальных потребительских снабженческих и сбытовых кооперативов мало изучены и требуют дальнейшего исследования.
Ключевые слова: сельскохозяйственные потребительские снабженческо-сбытовые кооперативы, сельхозтоваропроизводитель, виртуальные кооперативы, преимущества и проблемы организации виртуальных кооперативов, характерные черты виртуального кооператива.
DEVELOPMENT OF VIRTUAL CONSUMER AGRICULTURAL COOPERA-TIVES
The research aims to identify a new form of cooperative business activity, which is virtual supply and sales cooperatives. The authors present an analysis of the development of cooperation and reveal that at present more than six thousand agricultural consumer cooperatives are registered in the Russian Federation, 1500 of which are supply and sales cooperatives. Taking into account the development of information technologies, the authors identify current trends in the establishment of virtual enterprises and virtual supply and sales cooperatives. Most significant aspects of this type of cooperatives, their advantages, operations, and possible functional problems are considered. It is concluded that this form of cooperative activity is largely similar to bricks and mortar cooperatives; however, organizational and economic issues of virtual consumer supply and sales cooperatives are still poorly understood and require further study.
Keywords: consumer agricultural supply and sales cooperatives, agricultural producers, virtual cooperatives, advantages and problems of organizing virtual cooperatives, characteristic features of a virtual cooperative.
Современная сельскохозяйственная потребительская кооперация получила новый импульс своего развития с принятием в 1995 г. Закона РФ «О сельскохозяйственной кооперации». В настоящее время одной из форм взаимодействия рыночных агентов являются сельскохозяйственные потребительские сбытовые и снабженческие кооперативы [1].
Сбытовые кооперативы, осуществляющие обмен между второй и третьей сферами агропромышленного комплекса [5], создаются обычно с целью продажи, сортировки, мойки, сушки, хранения, расфасовки, упаковки, транспортировки, заключения сделок, изучения рынков сбыта, рекламы сельскохозяйственной продукции или продуктов ее переработки, а также для выполнения других работ,
72 ♦-
Вестник СГСЭУ. 2018. № 5 (74) -♦
охваченных понятием сбытовой (торговой) деятельности. Снабженческие кооперативы осуществляют межотраслевой обмен между первой и второй сферами агропромышленного комплекса, предшествующими самой сельскохозяйственной деятельности, по поставкам семян, молодняка скота и птицы, закупкам и поставкам потребительских товаров сельхозпроизводителям (продовольствия, книг, одежды, предметов быта и т.д.), закупкам и продажам средств производства, удобрений, кормов, ГСМ, средств защиты рабочих, оборудования, техники, ядохимикатов и других товаров. Подобные кооперативы получили распространение по всему миру, в том числе в странах Западной Европы, США, Латинской Америки, Африки. В России данный вид кооперации также получил большое развитие. Так, по данным Росстата, в настоящее время в РФ зарегистрировано более 6 тысяч сельскохозяйственных потребительских кооперативов, 985 из них снабженческие и 425 - сбытовые. В Саратовской области широкое распространение получили кооперативы по сбыту молока, зерна, овощной продукции, картофеля, плодово-ягодной продукции, мяса, а также по снабжению сельхозтоваропроизводителей средствами производства. Начало развития снабженческо-сбытовой кооперации в регионе положили сельскохозяйственные потребительские зерновые кооперативы, по некоторым из которых объем оказываемых услуг членам кооператива достигает более 200 млн руб. Но в последнее время наибольшее распространение получили молочные кооперативы, которых в Саратовской области зарегистрировано более шестидесяти.
Развитие информационно-компьютерных технологий привело к появлению новой формы организации деятельности предприятий - «виртуальное предприятие». Однако научно обоснованное определение этого понятия отсутствует, хотя его можно представить как объединение экономических агентов для достижения совместных целей. Это предприятие функционирует в виртуальном информационном пространстве и предполагается, что оно ведет свою деятельность посредством сети Интернет. Это форма организации производителей услуг, товаров, работ путем совместного объединения ресурсов с целью повышения эффективности деятельности. В то же время требует изучения и другой феномен виртуальной самоорганизации сельхозтоваропроизводителей - потребителей средств производства, связанный с развитием информационных технологий и совершенствованием взаимодействия экономических агентов. Это объединения с целью получения доступа к определенным товарам и услугам и их приобретению. Представители таких объединений осуществляют совместные покупки удобрений, запчастей, семян и других товаров и услуг путем самоорганизации посредством сети Интернет для приобретения непосредственно у производителя крупной партии товара по оптовым, наиболее выгодным ценам. Потребители - члены кооператива объединяются вокруг организатора - руководителя кооператива,
в функции которого входит взаимодействие с дилером, поставщиком или производителем товара. По существующим законам о кооперации затраты на осуществление своей деятельности кооператив покрывает за счет комиссионных или установленных тарифов на услуги.
Для расчета с поставщиком кооператив может предложить членам несколько вариантов оплаты поставляемого товара: или полную предоплату согласно заказу, или частичную, или без предоплаты. Хотя последний вариант расчетов связан с определенными рисками в случае последующего отказа потребителя от поданного заказа. Члены кооператива - потребители объединяются не с целью получения прибыли, а с целью экономии затрат на приобретение необходимых для ведения сельскохозяйственного производства товаров или услуг. Интерес потребителя является превалирующим в деятельности виртуального потребительского кооператива. В настоящее время совместные покупки приобретают все возрастающую популярность, однако изучается обычно юридическая сторона механизма их функционирования [3], исследования же организационно-экономических вопросов их деятельности отсутствуют.
По нашему мнению, можно выделить следующие характерные черты виртуального потребительского кооператива [4]:
- некоммерческий характер деятельности (направленность на экономию затрат при приобретении средств производства);
- функционирование в виртуальном информационном пространстве, т.е. использование возможностей сети Интернет упрощает формирование кооперативного объединения, увеличивается возможность доступности информации более широкому кругу потребителей и совершенствует взаимодействие между ними;
- наличие руководителя или руководящего органа, который обеспечивает взаимодействие между членами кооператива и внешним контрагентом. Этим отличается кооператив от двусторонних платформ, нацеленных на совместное потребление, которые обеспечивают согласование большого числа потребителей с большим количеством провайдеров или поставщиков;
- координация деятельности членов кооператива является целью кооператива (т.е. объединение активов участников не является целью организации кооператива);
- целевой характер деятельности кооператива (нацеленность на выполнение долгосрочных функций по снабжению или сбыту);
- непрерывный характер деятельности кооперативного образования;
- взаимодействие участников кооператива основано на доверии.
Предложения об участии в совместных закупках можно будет размещать на интернет-форумах и на специализированных сайтах. Но специфический характер функционирования виртуального потребительского кооператива создает определенные
ISSN 1994-5094 ♦-
73 -♦
проблемы его участникам, которые требуют дополнительного исследования [4]:
1. Проблемы организации кооперативного объединения. Кооператив занимается поставками того товара, который реально необходим потребителю-члену кооператива и по его заказу. Для того чтобы сформировать необходимый объем товара, на который поставщиком предлагаются выгодные оптовые цены, необходимо привлечь соответствующее число участников - заказчиков данного вида товара, что требует определенного времени. Длительное ожидание поставок не всегда удовлетворяет потребителей.
2. Трудности, связанные с недобросовестностью потребителей - членов кооператива, когда заказчик может отказаться от получения уже поступившего товара, тем более если он был оформлен на условиях частичной предоплаты или без нее. Хотя правильно разработанная система взаимоотношений и взаиморасчетов может устранить эти сложности.
3. Проблемы, которые могут возникнуть при своевременно поданном отказе участника сделки от оплаченного заказа, так как это может привести к уменьшению требуемой партии товара и увеличению цены на него.
4. Отсутствие гарантии на поставляемый товар. Обмен бракованных товаров не всегда возможен или происходит за счет приобретателя.
Но как свидетельствует опыт функционирования таких кооперативов, для потребителей положительные моменты превалируют над отрицательными сторонами.
Развитие организационных и информационно-компьютерных технологий повлияло на деятельность и сельскохозяйственных потребительских сбытовых кооперативов, которые стали создавать их виртуальные формы. В качестве примера можно привести деятельность молочного сбытового кооператива, который объединил производителей козьего молока и молочных продуктов из него [2]. Позиционируя себя как надежный поставщик высококачественной и вкусной молочной продукции, имея свой логотип и товарный знак, формируя значительные партии товара, данный кооператив реализует свою продукцию через интернет, имея постоянный круг покупателей. Зерновые снабжен-ческо-сбытовые потребительские кооперативы уже давно используют возможности виртуальной реальности, участвуя в электронных торгах и продавая значительные партии своей продукции через интернет.
Виртуальные сельскохозяйственные потребительские как снабженческие, так и сбытовые коо-
перативы могут выполнять задачи, присущие реальным кооперативам [1]:
- выполнение услуг по сбыту конечной продукции, полуфабрикатов или сырья по максимально высокой цене и на лучших условиях, что способствует развитию здоровой конкуренции на рынке;
- объединение в крупные партии продукции членов кооперативов, организация сушки, очистки, подработки и хранения продукции членов кооперативов, а также переработки - частичной или полной -продукции в конечные продукты или полуфабрикаты в соответствии с тенденциями рынка;
- организация эффективного централизованного снабжения членов кооперативов необходимой техникой и материалами на лучших условиях и по наиболее приемлемым ценам в целях снижения производственных затрат, повышения производительности и рентабельности, организации продажи техники и других средств производства по лизингу и в кредит;
- распространение новых технологий и ноу-хау в регионе;
- внедрение новых продуктов и услуг, необходимых членам кооперативов и другим заинтересованным сторонам;
- содействие процессу развития института частного независимого малого предпринимательства в АПК;
- содействие процессу экономического и социального развития сельского сообщества региона.
Существование таких кооперативов соответствует как запросам потребителей и производителей продукции, так и современному уровню развития технологий, но требует дальнейшего исследования.
1. Буздалов И.Н. Теория и проблемы современного кооперативного движения в России // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2016. № 3. С. 7-19.
2. Заводило О.В. Инновационный потенциал пищевой промышленности // Научная мысль и современный опыт в решении системных проблем развития: сб. науч. тр. по итогам науч.-исслед. работы ученых Саратовского социально-экономического института (филиала) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» в 2013 г. Саратов, 2014. С. 57-58.
3. Костина С.Е. Правовая природа совместных покупок // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2015. № 4. С. 44-47.
4. Котляров И. Феномен виртуальных потребительских кооперативов // Общество и экономика. 2016. № 12. С. 74-82.
5. Прущак О.В. Стратегические приоритеты устойчивого развития регионального АПК// Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2016. № 5 (64). С. 42-47.