государственное управление в области мониторинга земель, земельного контроля, землеустройства и ведения земельного кадастра; установление порядка изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд; изъятие для нужд Российской Федерации земельных участков, в том числе путем выкупа; разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель; иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации законодательством страны. Российская Федерация также осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Следовательно, в Земельном кодексе очерчен весьма широкий круг публично-правовых и частноправовых функций органов государственной власти, основываясь на котором и следует подходить к построению модели организационной структуры федерального органа исполнительной власти, отвечающего за государственное управление землей и недвижимым имуществом в стране.
Создание эффективной и динамичной системы управления земельными ресурсами — главная современная стратегическая задача. Сохранившаяся с советских времен система, при которой к управлению землей имели отношение несколько министерств и ведомств, должна быть упразднена. В большинстве стран мира существует, как правило, один правительственный орган, который несет полную ответственность за управление земельными ресурсами. Только один орган управления может занимать нейтральную позицию и беспристрастно и сбалансированно учитывать одновременно интересы государства и всех заинтересованных сторон.
Существенной проблемой эффективного управления и использования земельного фонда остается слабое развитие фермерских хозяйств. Фермерское хозяйство — это объединение людей, которые владеют имуществом и осуществляют хозяйственную деятельность при личном участии. Им необходима
помощь со стороны государства. К примеру, существует федеральная программа, согласно которой молодежи, работающей в сельской местности, выделяют деньги на строительство дома. В то же время для фермеров, которые тоже работают на селе, таких льгот не предусмотрено. Главной мерой, которая способна решить данную проблему, можно считать льготное кредитование.
Фермерские хозяйства могут воспользоваться такими банковскими предложениями, как разовый кредит фермерам или кредитная линия. В частности, если хозяйству требуется обновить сельхозтехнику путем покупки новой (отечественной, зарубежной) или обзавестись необходимым для работы оборудованием, можно получить кредит в рамках Целевой программы, называемой «Кредит под залог приобретаемой техники и (или) оборудования».
Еще один важный вопрос эффективности землепользования — «дачная амнистия». У большинства граждан, получивших земельные участки на предприятиях и в организациях для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, построивших своими руками и за счет собственных средств на таких земельных участках садовые и дачные домики, отсутствуют документы, подтверждающие их права на эти объекты недвижимого имущества. Все это не позволяло вовлекать такие объекты недвижимого имущества в гражданско-правовой оборот, использовать их в качестве залога, в том числе для целей ипотечного жилищного кредитования, снижало доходы местного бюджета, формируемого за счет земельного налога и налога на имущество физических лиц, затрудняло передачу их по наследству.
Таким образом, вопросы, возникающие в процессе формирования и развития земельных отношений, остаются открытыми, и необходимо их решать поэтапно. Переход на современные методы управления землепользования позволит реализовывать принципы устойчивого развития и сохранить окружающую среду при одновременном повышении эффективности использования земельных ресурсов.
Литература
1. Гольцблат А. Сделки с землей в России: Купля-продажа, аренда, приватизация, ипотека. — М., 2005. — 100 с.
2. Завьялов А.А. Государственное управление оборотом недвижимого имущества. Тенденции и перспективы. — М., 2006. — 246 с.
О РОЛИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ РОССИИ В УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
И.Э. Сорокина,
заведующий кафедрой товароведения и коммерции Вологодского института бизнеса,
кандидат экономических наук [email protected]
В статье рассмотрены особенности кооперативного сектора экономики, его проблемы и основные направления развития в условиях глобализации мировой экономики. Особое внимание обращено на возрастающую роль кооперации в решении государством социально-экономических задач, устойчивом развитии сельских территорий.
Ключевые слова: потребительская кооперация, устойчивое развитие, сельские территории, экономическая эффективность, демографическая политика
УДК 334.63; ББК 65.208
Рыночные преобразования в экономике России ведут к радикальной перестройке хозяйственного механизма. В формирующихся новых отношениях возрастающий интерес вызывает кооперация, представляющая в начале XXI века распространенное общественное явление. В основе ее деятельности лежат кооперативные принципы, принятые Международным кооперативным альянсом (МКА), одобренные Международной
организацией труда (МОТ) и Организацией объединенных наций (ООН). По различным оценкам, в кооперативном секторе мировой экономики трудятся более 800 млн человек в более чем 100 странах с самыми разными социально-экономическими и природно-климатическими условиями, а услугами кооперативных предприятий (организаций) в сфере торговли, массового производства, сбыта и заготовок сельскохозяйственной продукции,
в строительстве, эксплуатации и аренде жилья, кредитно-банковском деле, страховании, транспорте, образовании, средствах массовой информации и др. пользуются около половины населения Земли. В настоящее время в мире свыше 700 тыс. кооперативов, включающих 120 видов и разновидностей, которые распределяются по континентам неравномерно: 63% — в Азии, 22% — в Европе, 13% — в Америке и 2% — в Африке. [4]
В развитых странах кооперативный сектор служит важным институтом развития малого и среднего предпринимательства и является, таким образом, одним из условий качественного функционирования рынка. Как особый общественно-хозяйственный институт, кооперация служит инструментом соединения, формирования и осуществления коллективного интереса, органично включает частные интересы в систему, сохраняя при этом сложившиеся социально-экономические структуры.
В ряде стран давно уже сложился кооперативный сектор экономики — особая область хозяйственной деятельности, которую осуществляют кооперативные предприятия и организации. Кооперативный сектор — социально-экономическая система макроэкономического масштаба, основанная на кооперативной собственности, совмещении экономической эффективности и социальной ответственности субъектов воспроизводственного процесса. Институциональный анализ этапов развития кооперативного сектора показывает, что существует тенденция увеличения числа кооперативных форм, появляются новые типы кооперативов, усложняются их функции.
Наиболее массовой является потребительская кооперация, охватывающая 22,2 млн жителей (57% всего сельского населения страны), около 100 тыс. сел и деревень. Являясь старейшим видом кооперации в России, она объединяет в своих рядах более 3 тыс. потребительских обществ и 76 региональных союзов, 3,8 млн пайщиков. Система потребительской кооперации расширяет и совершенствует свои многочисленные функции и спектр услуг. В 2009 году совокупный объем деятельности составил 206,5 млрд рублей, незначительно (на 1%) увеличившись по сравнению с предыдущим годом. Кооперативный сектор национальной экономики имеет значительную материально-техническую базу (около 100 тыс. предприятий), осуществляет многоотраслевую деятельность (торговую, заготовительную, производственную, по оказанию услуг), располагает сетью высших и средних профессиональных учебных заведений, в которых в настоящее время обучается более 100 тыс. человек. [10]
Основным видом деятельности традиционно является розничная торговля. В последние годы розничная торговля и общественное питание потребкооперации имеют устойчивый рост как в действующих, так и в сопоставимых ценах. Оборот розничной торговли и общественного питания в 2009 г. составил 156,2 млрд рублей и по отношению к 2000 г. вырос более чем в 3 раза. За последние пять лет оборот общественного питания увеличился на 26,0% в сопоставимых ценах. [7]
Фактически кооперативные организации потребительской кооперации работают на рынке с низкой платежеспособностью населения. При этом отмечается рост оборота розничной торговли и общественного питания в расчете на одного человека, обслуживаемого потребкооперацией. За последние годы существенно увеличился охват оборотом потребительской кооперации денежных доходов сельского населения. В структуре потребительских расходов удельный вес средств, направленных на покупку товаров (в расчете на одного человека в год), возрос с 9,6% в 1999 году до 15,6% в 2009 г. Следует отметить, что рост продажи непродовольственных товаров заметно опережает рост продажи продовольственных товаров, что является положительной тенденцией и свидетельствует о повышении жизненного уровня обслуживаемого населения. В 2009 г. оборот по продаже непродовольственных товаров возрос на 22%, продовольственных — на 21,2%. [10]
В развитии торговли особое внимание уделяется совершенствованию структуры товарооборота, внедрению прогрессивных форм и методов обслуживания населения, среди которых наиболее распространенным является самообслуживание. Сейчас этот метод применяется примерно в 4 тыс. кооперативных магазинах и отделах. На круглосуточный режим работы переведены 1800 предприятий розничной торговли. Растет число специализированных магазинов. Наибольшее количество магазинов самообслуживания имеется в Новгородском, Воронежском, Нижегородском потребсоюзах, развитая специ-
ализированная торговая сеть — в Кировском, Краснодарском, Алтайском, Пермском потребсоюзах. В настоящее время организации потребительской кооперации способствуют повышению доходов сельских жителей, предоставляя им рабочие места и осуществляя массовые закупки выращенной ими сельхозпродукции и сырья.
В настоящее время отмечается эффективное развитие основных отраслей хозяйственной деятельности кооперативного сектора экономики. Наряду с торговлей приоритетными вновь становятся заготовительная отрасль, особенно закупки мяса и молока, и бытовое обслуживание населения. Количество предоставляемых организациями потребительской кооперации сельскому населению услуг приближается к 300 тысячам, их оказывается 146 видов, в том числе 7700 услуг парикмахерских, 18 тыс. услуг по ремонту жилья, более 8 тыс. услуг по ремонту бытовой техники и часов. На селе открыто 265 домов быта. Действуют 1610 комплексных приемных пунктов, 35 тыс. стационарных предприятий и пунктов бытового обслуживания и 50 тыс. пунктов приема заказов, организованных в розничных торговых и других предприятиях. Многие виды услуг стали оказывать недавно.
Кооперативные организации ежегодно расходуют значительные средства на социальную поддержку населения (помощь малоимущим и инвалидам, оказание бесплатных услуг и т.п.), обустраивают в магазинах библиотеки, бесплатные чайные столы, детские игровые площадки, организуют спортивные секции, художественную самодеятельность и т.д. Работая на селе, они развивают социальную сферу, оказывают медицинские услуги, открывают аптеки, располагают сетью образовательных учреждений, ведут жилищное строительство. Но при имеющихся достижениях кооперативные организации имеют и нерешенные проблемы, как внешние, так и внутренние.
Внешние проблемы — это проблемы, решение которых зависит от государственной политики по отношению к кооперативному сектору экономики в целом и к потребительской кооперации в частности. Сегодня из поля зрения государства выпало само понятие кооперативного сектора экономики. Нет единого закона для всех видов кооперации. В Гражданском кодексе Российской Федерации [1] не нашло отражения понятие кооперативной собственности. В Налоговом кодексе отсутствует защитный механизм для организаций кооперативного типа. Земельный кодекс не учитывает, что земли потребительских кооперативов в свое время были экспроприированы, поэтому не совсем справедливо выкупать их на общих основаниях. Нуждается в координации и консолидации российское кооперативное движение в целом.
Потребительская кооперация не включена в число участников приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса». К сожалению, в проекте игнорируются существование потребительской кооперации, ее место и роль в создании внутренних рынков субъектов Федерации, в формировании местных бюджетов, в развитии сельской промышленности, в концентрации путем закупок у населения ресурсов продовольствия, дикорастущих грибов, ягод, папоротника, лекарственного и технического сырья, в создании инфраструктуры торговли, общественного питания, сферы услуг.
В обход потребительской кооперации выбран более дорогой, длительный в реализации и трудоемкий вариант. Он заключается в создании новых кооперативов — сельскохозяйственных потребительских, которые будут дублировать уже существующие потребительские общества и их союзы по всем направлениям деятельности: по сбыту сельскохозяйственной продукции фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств населения, по обеспечению их техникой, семенами, молодняком скота и птицы, продовольственными и непродовольственными товарами народного потребления, по переработке заготовленной продукции, по предоставлению услуг предприятиям торговли, общественного питания, других предприятий сферы услуг. Все это уже осуществляет потребительская кооперация, имея сложившуюся материально-техническую базу; значительный кадровый потенциал, воспроизводство которого гарантировано наличием мощной системы профессионального кооперативного образования; около 4 млн пайщиков, экономические отношения с которыми создают клиентский (партнерский) потенциал; имидж социально ориентированной системы. Главное: потребительские общества
и союзы уже существуют как система, что упрощает соглашения между ними и органами управления.
Социально-экономический потенциал потребительской кооперации реализован далеко не полностью. Ее развитие, основанное на поддержке государства и принципах самоорганизации, самоуправления, самофинансирования, самоокупаемости затрат в рамках приоритетных государственных проектов, могло бы стать мощным фактором развития сельской экономики в целом.
Потребительская кооперация, кроме традиционной деятельности (торговля, общественное питание, заготовки, производство, промысловая, кустарническая деятельность; переработка, услуги), способна осуществлять на селе строительство жилья для населения, обустройство и ремонт сельских дорог, развивать придорожный сервис (кафе, магазины, бензозаправочные станции, техническое обслуживание автомобилей, мотели), организовывать медицинскую помощь пайщикам, содержать аптеки и ветеринарные аптеки, осуществлять озеленение территорий и т.д.
Одна из актуальных проблем потребительской кооперации
— повышение ее конкурентоспособности в новой глобальной экономической среде, которая обусловлена следующими конкурентными преимуществами: многоотраслевым хозяйством на основе коллективной собственности, участием в реализации государственных программ и приоритетных национальных проектов, наличием своего целевого рынка — пайщиков и обслуживаемого сельского населения, кооперативными ценностями и принципами, этикой, определяющей самобытность системы, имиджем организаций потребительской кооперации, наличием организационного единства системы и общностью экономических интересов хозяйствующих субъектов, позволяющих снизить предпринимательский риск, возможностью самореализации, участия пайщиков в управлении, использованием в развитии концепции социально-этического маркетинга.
Глобализация затрагивает производство товаров, работ, услуг, использование трудовых ресурсов, инвестиций, технологий, влияет на эффективность производства и обращения, производительность труда и конкурентоспособность. Она ведет к социально несправедливой экономике. Ей следует противопоставить иную парадигму развития, которая отвечала бы интересам всех экономических субъектов. Такой парадигмой может стать экономика, которая не преследует цели достижения максимальной прибыли, а ориентирована на оптимальное сочетание предпринимательских (хозяйственных) и потребительских (социальных) интересов и в состоянии обеспечить экономическое развитие общества без серьезных социальных потерь.
Логика развития экономики приводит к необходимости выбора ее социальной модели, позволяющей сохранить целостность национальных рынков (как условие политической и экономической независимости), региональных рынков (как условие существования здоровой социальной среды и прежде всего обеспечения занятости), осуществлять заботу об обществе и каждом его члене (как условие безопасности страны в целом и каждого ее региона). Социальная экономика — единственно возможный способ разрешения противоречий между глобальной экономикой и экономикой устойчивого развития.
Элементы социальной экономики в действующей системе мирохозяйственных связей присущи международному кооперативному движению, в первую очередь потребительской кооперации, с ее социальной направленностью. Экономика XXI
в. видится не только глобальной, но и в какой-то мере кооперативной, воспринимающей основные ценности и принципы, выработанные двухвековой историей развития теории и практики мирового кооперативного движения — самого мощного (после церкви) объединения людей.
Позиция российской кооперации и всего Международного кооперативного альянса по отношению к глобализации состоит в признании ее неотвратимости и понимании своего предназначения в смягчении результатов глобализации, защите национальных и региональных рынков. Такая позиция требует корректировки парадигмы развития потребительской кооперации. Изменение парадигмы не затрагивает миссии потребительской кооперации, ее деятельности как социально ориентированной системы, направленной на удовлетворение материальных и иных потребностей своих членов. Эта составляющая остается приоритетной и реализуется в форме социальной работы. Но-
вая парадигма сохраняет экономические отношения с пайщиками, понимание их значимости как социальной и клиентской базы, усиливающей позиции системы в конкурентной борьбе за покупателя. Корректировка парадигмы относится к финансово-хозяйственной деятельности, что вызвано усиливающейся экспансией глобальных торговых сетей, их появлением в зоне деятельности потребительских обществ и союзов.
В условиях глобализации конкуренция выходит за пределы регионов и стран, трансформируется в экономическое противостояние между потребительской кооперацией и транснациональными объединениями. Конкурентная сила организаций потребительской кооперации регионов — субъектов Российской Федерации определяется их способностью противостоять глобальным национальным сетям, объединениям, ассоциациям.
Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в Российской Федерации» [2] декларирует гарантии государственной поддержки потребительским обществам и их союзам с учетом их социальной значимости, а также гражданам и юридическим лицам, создающим эти потребительские общества и их союзы. Однако на практике размеры такой поддержки ничтожны, многочисленные кооперативные предприятия и организации поставлены в неравные условия с предприятиями малого бизнеса, хотя большинство из них
— малые предприятия. Они не присутствуют в федеральных и региональных программах развития малого бизнеса, агропромышленного комплекса. Государственная политика ориентирована не на каждое кооперативное предприятие, а на систему потребительской кооперации в целом.
Новая парадигма развития потребительской кооперации должна способствовать укреплению внутрисистемных коммерческих отношений, использованию интеграционных возможностей горизонтальных и вертикальных связей, что позволит получить значительный синергетический эффект даже без дополнительных инвестиций. [9] В настоящее время в коммерческой деятельности внутри системы превалирует автономность, что выражается: в наличии слабой связи между оптовой и розничной торговлей; отсутствии внутрисистемной координации производства потребительских товаров, специализации производства, рассчитанного не на внутрирегиональный, а на межрегиональный (межобластной, межрайонный) спрос; недостаточном применении маркетинговых подходов в розничной торговле, общественном питании с целью координации их совместной деятельности; слабой коммерческой вертикали управления, отсутствии механизма формирования и регулирования коммерческих операций как согласованных, взаимовыгодных действий всех субъектов экономических отношений внутри системы.
Другое направление, характеризующее новую парадигму,
— развитие модели потребительской кооперации как инновационной системы, сохраняющей социальную ориентацию, но функционирующей по законам рынка. Инновационность проявляется во внедрении прогрессивных технологий, современной техники, достижении международных стандартов, использовании маркетинговых технологий продвижения товаров и услуг, совершенствовании управления на основе методов менеджмента отношений, современных компьютерных технологий. Новая парадигма нацеливает на сочетание крупномасштабного производства со средними и мелкими предприятиями, оснащенными самой современной техникой и применяющими новые технологии. Для торговой отрасли это развитие сети специализированных магазинов, внедрение самообслуживания, создание дополнительных ценностей торгового предложения; проникновение информационных технологий в торговый бизнес, повышение доступности товаров и услуг за счет продаж посредством Интернет-сайтов, виртуальных магазинов, сфокусированного маркетинга продаж по каталогам и телефону, использования передвижных магазинов; расширение рынка за счёт продаж через кабельные и телевизионные сети, широкого внедрения франчайзинга и т.д.
В соответствии с новой парадигмой потребительские общества и союзы при выработке стратегии развития вынуждены учитывать диверсификацию в городах транснациональных торговых сетей, в сельских местностях — крупных отечественных сетей. Объективные возможности противостоять крупным сетям потребительская кооперация имеет. Потребительская кооперация по своей сути сама является сетью. По крайней мере она
была таковой до «перестройки», что определяло ее высокую конкурентоспособность. Она обладала всеми признаками сети, в том числе такими, как существование в едином комплексе оптовой и розничной торговли, наличие вертикальной хозяйственной интеграции, единая ценовая и ассортиментная политика. В последнее десятилетие потребительская кооперация утратила очень важные составляющие: хозяйственную вертикаль управления, крупный опт, обеспечивающий закупку товаров крупными партиями, централизованный их завоз в магазины, единую систему управления товарными запасами и издержками обращения.
Представляет угрозу тенденция к организационной раздробленности потребительской кооперации, инициированная фискальной политикой государства. Некоторые организации для перехода на упрощенную систему налогообложения дробятся, взамен одной создается до десяти новых. Выигрывая тактически, они проигрывают в стратегии развития. В условиях глобализации в конечном итоге выживут только мощные кооперативные организации.
В новой парадигме потребительская кооперация должна представляться как глобальная сеть. Потребительским обществам и их союзам необходимо ориентироваться на воссоздание прежних элементов сетевой торговли и приобретение таких новых качеств, как компьютерное управление, централизованная система работы с поставщиками товаров. Определяющее условие развития потребительской кооперации на принципах торговой сети — собственный опт, а также предпочтительность внутрисистемных закупок. Только с помощью крупного опта можно закупать товары по низким ценам, а следовательно, пускать их в реализацию в рознице также по низким ценам. Резерв повышения конкурентоспособности состоит в развитии собственного крупного опта. Очень перспективное направление развития торговых сетей — создание сети автомагазинов (автолавок).
Таким образом, новый взгляд на развитие потребительской кооперации обусловлен экспансией глобальных торговых сетей. Он предполагает изменение интеграционных внутрисистемных коммерческих отношений, которые должны быть ориентированы на получение синергического эффекта, развитие модели потребительской кооперации как инновационной системы, выстраивание потребительской кооперации в форме системной торговой сети.
Внутренние (внутрисистемные) проблемы связаны с сохранением кооперативного единства, потребительской кооперации как системы. Существование потребительских обществ и союзов в системе — неоценимое преимущество, способ самоорганизации и самозащиты. Это один из факторов, способствующих выживанию потребительской кооперации в любой экономически нестабильной обстановке. Заметим, что сельскохозяйственные производственные кооперативы и сельскохозяйственные потребительские кооперативы не сохранились по причине отсутствия вертикали управления, придающей системе прочность.
Учитывая продолжительное влияние потребительской кооперации России на жизнь сельских территорий, в условиях глобализации существенно усилится ее роль в решении одной из актуальных социально-экономических задач — устойчивого развития сельских территорий. Несмотря на то что проблема устойчивого развития до недавнего времени связывалась главным образом с состоянием окружающей среды, не менее важными ее составляющими выступают социальные, политические, экономические, технические, культурные аспекты. В настоящее время большинством ученых устойчивое развитие трактуется как развитие, порождающее экономический рост, справедливо распределяющее его результаты, восстанавливающее окружающую среду в большей мере, чем разрушающее ее, увеличивающее возможности людей, а не обедняющее их. В связи с этим основными элементами концепции устойчивого развития становятся экология, экономика и социальная сфера, в качестве цели выступает благополучие людей. В Российской Федерации переход к устойчивому развитию рассматривается как процесс, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений. Устойчивое развитие сельских территорий страны нацелено на предотвращение сельской миграции, борьбу с бедностью, расширение занятости и повышение благосостояния
сельского населения, обеспечение равенства возможностей в улучшении качества жизни, здоровья, безопасности, развития личности. Оно предполагает формирование саморазвиваю-щихся социально-экономических территориальных систем, способных противодействовать антропогенной перегрузке и разрушению ландшафта, обеспечивающих сохранение культурных ценностей, долговременное использование всех природных ресурсов для сельского хозяйства, местной промышленности, ремесел, промыслов, туризма и других видов хозяйственной деятельности, обеспечивающих достижение достойных условий жизни населения (рис. 1).
Предпосылки устойчивого развития сельских территорий могут быть созданы на основе решения следующих задач:
— обеспечение занятости сельского населения и повышение его доходов;
— развитие высокопроизводительного сельского и лесного хозяйства;
— развитие в сельской местности предприятий по переработке сельскохозяйственной
продукции, производству товаров из местного сырья, традиционных ремесел и промыслов;
— развитие производственной и социальной инфраструктуры села, способствующей повышению производительности труда и качества жизни (транспортная, информационная инфраструктура, сбытоснабженческие организации, торговля, коммунальное хозяйство, сфера здравоохранения и образования, социально-бытовые, культурно-просветительские учреждения и др.);
— диверсификация экономики сельских территорий на основе развития сферы услуг, туризма, гостиничного хозяйства и т.п., повышение экономической активности населения вне сельскохозяйственной сферы;
— стимулирование внедрения ресурсосберегающих, малоотходных технологий, охраны и восстановления природных ресурсов, производства экологически безопасных продуктов;
— повышение привлекательности проживания и создание самобытного имиджа в сельских поселениях, развитие жилищного строительства;
— осуществление эффективной демографической политики, регулирования миграционных потоков;
— создание эффективной структуры управления сельскими территориями на всех уровнях власти и системы местного самоуправления, ориентированной на решение проблем сельского населения.
Решению перечисленных задач в настоящее время активно способствует деятельность организаций потребительской кооперации, функции которой традиционно были связаны с повышением уровня и качества жизни обслуживаемого сельского населения. В связи с обострением социально-экономических проблем развития сельских территорий в конце XX века и продолжающимся глубоким системным кризисом села, кооперативные организации существенно усилили социальную составляющую своей деятельности. Обеспечивая предпосылки для устойчивого развития сельских территорий, потребительские общества, а также их союзы, одновременно стремились к максимальной реализации своего экономического потенциала, формированию конкурентных преимуществ, завоеванию доверия и поддержки со стороны государственных и муниципальных органов власти.
Начиная с 2001 г. потребительская кооперация как социально ориентированная система ставит задачу усиления ответственности за социально-экономические условия жизни сельского населения. Главным стратегическим направлением ее деятельности выбрана борьба с бедностью и за улучшение качества жизни сельского населения. Механизмы реализации этой стратегии проявляются в направлениях, полностью соответствующих составляющим обеспечения устойчивого развития сельских территорий. На первое место выдвигается борьба с бедностью на основе содействия развитию сельскохозяйственного производства в крестьянских (фермерских) хозяйствах, обеспечения их молодняком скота, кормами, семенами, удобрениями, гарантией закупок выращенной продукции по справедливым ценам. Важнейшим направлением работы становится создание новых рабочих мест в организациях потребительской кооперации на основе развития торговли, общественного питания, сферы производственных и бытовых
Социальнодемографическое развитие; преодоление бедности; улучшение качества и повышение уровня жизни, уменьшение оттока молодежи и трудоспособного населения
Культурное и
духовное
развитие:
сохранение
сельским
населением
духовных
ценностей,
культурного
наследия
Развитие экономики: сельского, лесного хозяйства; торговли; сферы услуг; диверсификация сельской экономики; развитие
производственной и социальной инфраструктуры; создание новых рабочих мест; эффективное использование всех видов ресурсов на селе
Устойчивое развитие сельских территорий
Долговременное экономически эффективное развитие при сохранении природных основ жизнедеятельности и обеспечения социальной защищенности всех слоев населения
Охрана природы: сохранение окружающей среды; обеспечение экологического равновесия при ведении сельского и лесного хозяйства; содержание культурного ландшафта, особо охраняемых территорий региона
Хозяйственный
и социальный
контроль над
территорией:
обеспечение
общественного
порядка,
пожарная
охрана, охрана
природных
ресурсов и т.п.
Структурные (функциональные) преобразования: создание новых экономических и административных структур, нацеленных на удовлетворение нужд местного населения, развитие связи, транспорта, информатизация села, обслуживание инженерных коммуникаций
Рис. 1. Основные составляющие устойчивого развития сельских территорий
услуг, возрождения народных промыслов, создания малых производств с ориентацией на местный рынок, организации временных, сезонных работ. Способствуя занятости и повышению доходов сельского населения, организации потребительской кооперации совместно с органами государственной власти и местного самоуправления принимают активное участие в формировании социальной инфраструктуры села, культурном и духовном развитии. В сельских поселениях магазины потребительских обществ существенно расширяют свои функции, превращаясь в торгово-бытовые пункты, информационно-просветительские, культурные центры.
Новый этап в обеспечении устойчивого развития сельских территорий связан с осуществлением приоритетных национальных проектов и прежде всего «Развитием агропромышленного комплекса». В рамках реализации этого проекта деятельность организаций потребительской кооперации направляется на развитие действующих и создание новых снабженческо-сбытовых структур, перерабатывающих предприятий. Концепция развития потребительской кооперации, разработанная на период до 2015
г., предусматривает интеграцию потребительской кооперации в процесс реализации приоритетных национальных проектов, государственных программ развития села, агропромышленного комплекса, занятости населения, жилищного обеспечения, образования. [5] Кооперация определена как важнейший элемент и ведущее звено института гражданского общества в улучшении жизни сельского населения страны.
Следует отметить, что, выполняя важную роль в обеспечении устойчивого развития сельских территорий, кооперативные организации реализуют свои собственные стратегические задачи стабильного поступательного развития, расширения и интенсификации деятельности. Устойчивое развитие организаций потребительской кооперации, в контексте решения обозначенных проблем, предполагает формирование и сохранение в течение длительного времени потенциала, который включает следующие характеристики:
1) способность объективно и точно оценивать изменения в потребностях обслуживаемого населения, прогнозировать динамику спроса на товары, услуги, развивать разнообразные виды деятельности в соответствии с ожиданиями сельского населения;
2) способность планировать и реализовывать эффективную стратегию развития на основе инноваций, своевременного обновления технологий, организации управления, диверсификации деятельности, создания условий для снижения затрат на обеспечение факторами производства на единицу совокупного объема оборота;
3) способность эффективно управлять своими отношениями с государственными и муниципальными органами власти, общественными организациями, средствами массой информа-
ции, населением для поддержания имиджа социально-ориентированной системы, активно участвующей в реализации проблем повышения уровня и качества жизни населения.
Таким образом, с учетом процессов глобализации мировой экономики, нарастающей межрегиональной конкуренции и рыночной асимметрии, новых социально-экономических и политических аспектов в развитии страны актуализируется роль потребительской кооперации в экономической, социальной, политической жизни страны. Потребительской кооперации как социальной модели развития экономики предстоит разрешать противоречия между глобальной экономикой и экономикой устойчивого развития, участвовать в формировании кооперативного сектора экономики, обеспечении устойчивого развития сельских территорий.
Направлениями деятельности кооперативных организаций в связи с этим являются: координация деятельности потребительских обществ с учетом территориальных, климатических, экономических, культурных, демографических и иных особенностей регионов; определение совместно с потребительскими обществами и союзами социальной стратегии и концепции развития, экономической и научно-технической политики развития потребительской кооперации регионов; представление и защита интересов потребительских обществ (их союзов) в федеральных и региональных органах государственной власти и органах местного самоуправления; участие в разработке и реализации региональных программ развития организаций потребительской кооперации; разработка концепции и программы развития торговой, производственной, заготовительной, социальной и иной деятельности, определение наиболее эффективных организационно-правовых форм, содействие структурной перестройке и новой инвестиционной политике; совершенствование и развитие хозяйственных связей кооперативных организаций внутри регионов страны, а также между ними; формирование современной идеологии кооперативного образования и научной деятельности; подготовка, переподготовка кадров и повышение их квалификации через сеть образовательных учреждений потребительской кооперации регионов; объединение интеллектуальных и иных ресурсов потребительских обществ с целью эффективного решения специфических региональных проблем; организация обмена опытом в различных сферах деятельности потребительских обществ с учетом региональных особенностей; торговая, производственная, заготовительная, строительная, образовательная, медицинская, посредническая и иная предпринимательская деятельность, направленная на развитие потребительской кооперации регионов, страны в целом; участие кооперативных организаций в процессе международного инновационного научно-технического сотрудничества (МИНТС), интеграция в международное инновационно-технологическое пространство.
Литература
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. — М.: Проспект, 2008. — 544 с.
2. Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» в ред. Федеральных законов от 11.07.1997 №97-ФЗ, от 28.04.2000 №54-ФЗ, от 21.03.2002 №31-Ф3.
3. Бернвальд А.Р., Олдак П.Г. Потребительская кооперация: Проблемы и перспективы развития // Вестник Сибирского университета потребительской кооперации. — Новосибирск, 2004. — Вып. 2.
4. Елютин О. Кооперация в России — невостребованный опыт // Наука и жизнь. — 2003. — №5. — С. 58-64.
5. Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2015 года: http://www.doncoop. ru/about/docs/6/3
6. Коряков И.А. Принципы кооперативного движения. — Чита: Изд-во ЗИП Сибирского университета потребительской кооперации, 1998.
7. Основные показатели социальнo-экономической деятельности потребительской кооперации России за 2009 г. Центральный союз потребительских обществ Российской Федерации — М., 2010.
8. Основные показатели социально-экономической деятельности потребительской кооперации России за 2006 г. Центральный союз потребительских обществ Российской Федерации — М., 2007.
9. Наговицина Л.П., Наговицин А.А. Изменение парадигмы развития потребительской кооперации в условиях глобализации // Кооперация Сибири: история и современное состояние: Сб. науч. тр. — Новосибирск, 2006. — Вып. 5.
10. http://www.rus.coop/union