УДК 911.3
ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ
КООПЕРАЦИИ РОССИИ
Л. Н. Шенцева
Воронежский институт кооперации (филиал), Россия Поступила в редакцию 21 июня 2012 г.
Аннотация: В статье рассматривается потребительская кооперация (ПК) России, представлен ее краткий исторический обзор, проанализированы условия и факторы ее развития, дана характеристика деятельности и выявлены главные черты современной территориальной структуры ПК системы Центросоюза РФ, обозначены проблемы и перспективы развития ПК данной формы организации. Приводится обзор современного состояния и проблем развития сельскохозяйственной потребительской кооперации страны.
Ключевые слова: потребительская кооперация, потребительское общество, Центросоюз РФ, региональная система потребительской кооперации, союз потребительских обществ, сельскохозяйственный потребительский кооператив.
Abstract: The article describes the consumer cooperatives in Russia, its short historical review, analysis of the conditions and factors of its development, the main features of the current territorial structure of the consumer cooperative system in Russia, the problems and prospects of the development of this form of organization. The article provides an overview of the current state and problems of agricultural consumer cooperatives of the country.
Key words: consumer cooperatives, cooperative society, the Central Council of the Russian Federation, the regional system of consumer cooperatives, the union of consumer societies, agricultural consumer cooperative.
Коренные изменения в политическом, социаль- и территорий, в содействии формированию и росном и экономическом развитии нашей страны в ту кооперативов среди отдельных лиц и учрежде-
конце ХХ века и усиление процессов глобализа- ний, в поощрении правительств и регулирующих
ции и интеграции России в мировое экономичес- органов на разработку политики, законов и поло-
кое пространство в начале XXI века существен- жений, способствующих развитию кооперативов.
ным образом отразились на развитии отечествен- Зарождение потребительской кооперации Росной потребительской кооперации. ПК России име- сии относят к 1831 году, когда ссыльные декабри-
ет свою историю, ее исследованием занимались сты Петровского завода в Забайкалье (ныне г. Пет-
выдающиеся российские экономисты начала ХХ ровск-Забайкальский) создали Общество «Боль-
века. Потребительская кооперация России - это шая артель». Фактически оно возникло на 13 лет
часть мировой кооперативной экономики, интерес раньше английского потребительского общества
к которой проявился в связи с мировым финансо- рочдейльских пионеров, но стало известно широ-
вым кризисом 2008 года. Кооперативная экономи- кой общественности только в 1968 году, когда в
ка оказалась более устойчивой к подобным потря- архивах Исторического музея Москвы был обна-
сениям и стабилизировала ситуацию во многих ружен и опубликован подлинник Устава общества.
странах. Генеральная Ассамблея ООН объявила Первым юридически зарегистрированным обще-
2012 год Международным годом кооперативов, ством считается потребительское общество (ПО)
основные цели которого заключались в повыше- Кыновское, образованное в 1864 г. в заводе Кын
нии осведомленности людей о кооперативах и их Пермской губернии. С развитием капиталистичес-
вкладе в социально-экономическое развитие стран ких отношений кооперативы получали все боль-
шее распространение. В 70-80 годах Х1Х века были организованы и городские, и сельские ПО в тор-
© Шенцева Л. Н., 2013
говле и в кредитовании. К 1905 году ПК стала весьма распространенной формой организаций. Общая ее сеть составляла 950 обществ и включала 350 тыс. пайщиков [12]. Большое значение для ук-репления позиций ПК имело создание в 1898 году общероссийского кооперативного центра - Центросоюза, как главного органа координации, а в дальнейшем управления системой ПК.
Еще более массовое распространение получает ПК с введением реформы сельского хозяйства в 1906 г. Важным фактором, в немалой степени подстегнувшим развитие ПК в деревне, стал неуправляемый расцвет ростовщичества и перекуп-ничества, что препятствовало крестьянам реализовывать произведенную продукцию по своим ценам. Все это вызывало массовое недовольство крестьянского населения и заставило власти не препятствовать развитию потребительской кооперации [9]. Сельские ПО становятся наиболее многочисленными, социальный состав которых представлен уже и сельской интеллигенцией, и земскими и государственными чиновниками. Множество таких ПО возникает в черноземной полосе, на юге Европейской части страны. В Среднем Поволжье, в связи с его аграрным перенаселением, часть сельского населения активно занялась торгово-посреднической деятельностью. В период Первой мировой войны развивается взаимодействие с государством, в результате чего произошло расширение функций ПО. ПК сумела восстановить рыночное равновесие, хотя бы на время, когда население стало в массовом количестве запасаться продуктами первой необходимости, и на рынке возник ажиотаж на эти товары. На этот период приходится расцвет теории кооперации. Основной вклад в ее развитие внес выдающийся российский экономист М. И. Туган-Барановский. Он считал ПК высшей формой кооперации, но отнюдь не идеализировал ее [1]. Он выдвигал положение о том, что в кооперации заложены основы совершенно иного хозяйственного строя, стоящего выше капитализма и коллективизма, но этот строй скорее идеален и полностью никогда не будет достигнут, но в приближении к которому заключается весь исторический процесс человечества («Социальные основы кооперации», 1919). О роли и месте ПК в своей модели развития сельского хозяйства указывал и А.В. Чаянов («Краткий курс кооперации», 1925). Но его идеи, как известно, так и не были воплощены в нашей стране. В дальнейшем, к сожалению, на протяжении всего советского периода в теории и методологии кооперации
создался определенный вакуум, негативно отразившийся на современной кооперации.
Острый социально-экономический кризис начала 20-х гг. вынуждал власти перейти к НЭП и от политики свертывания и огосударствления кооперации они перешли к политике протекционирова-ния ПК. Для ПК сложились наиболее благоприятные условия функционирования. Предоставление налоговых, кредитных и других льгот способствовало расширению сферы ее деятельности с целью сдерживания развития розничной частной торговли. Государственной торговле принадлежали в основном крупные оптовые предприятия. В период НЭП доля кооперативной торговли доходила в товарообороте потребительских товаров страны до 70%. В 20-х гг. зарождается новая отрасль ПК
- заготовка сельскохозяйственной продукции [4]. В тоже время, в кооперации многое было деформировано или разрушено: ее принципы, функции, организационная структура. В период с 1918 г. по 1949 г. ПК была трижды огосударствлена и лишь отдаленно напоминала ПК досоветского периода. В 50-е гг. повсеместно начало развиваться кооперативное промышленное производство: колбасное, хлебобулочное, кондитерское. В торговле ПК сформировались две крупные подотрасли - оптовая и розничная торговля. ПК обладала широкой торговой сетью и в городах, и, особенно, в сельских районах, представленной кооперативными рынками, крупными, средними и мелкими предприятиями розничной торговли. Управление и развитие ПК России во второй половине ХХ века осуществлялось в соответствии с пятилетними планами и жестким партийно-государственным регламентированием [4].
К концу 80-х годов XX века ПК представляла собой мощную и стабильную систему. На ее долю приходилось более 30% розничного товарооборота страны, она имела свою отлаженную систему заготовок и переработки сельскохозяйственной продукции, развивала международные связи и прочно удерживала достигнутые позиции. Однако либерализация экономики и уход государства от регулирования хозяйственных процессов в 90-е годы со всей остротой отразились на функционировании системы ПК. Слабая законодательная база, конкуренция, недостаточно гибкое управление, процессы разгосударствления и поспешной приватизации оказали мощное разрушительное влияние на систему ПК. Система ПК пребывала в состоянии стохастичности. Объемы ее деятельности значительно сократились, торговля сместилась
в сельские районы, убытки достигали огромных размеров. В обществе возобладало мнение о ненужности ПК. Лишь к началу XXI в. состояние системы стабилизировалось, однако функционирование в конкурентной среде позволило ПК занять только сегмент рынка. В 90-е гг. началось формирование законодательной базы ПК, изучение опыта работы в странах с рыночной экономикой, переосмысление сущности и роли ПК в рыночных условиях. Таков краткий исторический обзор отечественной ПК, отражающий специфику ее развития в нашей стране и позволяющий понять ее современные проблемы.
В настоящее время сектор потребительской кооперации России представлен следующим образом: во-первых, это система ПК Центрального союза потребительских обществ (Центросоюза) РФ, занимающая большую долю данного сектора экономики страны; во-вторых, системой региональных союзов сельскохозяйственных потребительских кооперативов; в-третьих, сетью кредитных потребительских кооперативов и кооперативами в сфере ЖКХ и жилищного строительства. Современная тенденция расширения сектора ПК РФ в целом дает основание полагать, что по своей структуре и функциям он, с некоторой долей условности, приблизился к сектору ПК дореволюционной России.
Существующая статистическая информация позволила нам в большей мере исследовать ПК системы Центросоюза РФ. В настоящее время ПК Центросоюза РФ это - крупная многоотраслевая хозяйственная система, часть агропромышленного комплекса страны, и, в то же время - отдельный специфичный сектор ее экономики. Главное, что выделяет ПК из совокупности субъектов рынка - это особенности формы собственности, принципы организации и управления, а также, разработанная около 100 лет назад, идеология. Торговля ПК - часть внутренней (сельской) торговли. Заготовительно-производственный комплекс - составная часть агропромышленного комплекса страны. Сфера услуг ПК развивается также в сельских поселениях.
С позиций экономической географии ПК - это территориальная экономическая система, которая, во-первых, создана по территориальному признаку; во-вторых, состоит из ряда элементов, осуществляющих экономическую деятельность; в-третьих, обладает целостностью, автономностью, устойчивостью и структурностью, а ее многоотраслевая деятельность (торговая, обслуживающая, за-
готовительная, производственная) направлена на производство благ и услуг для удовлетворения общественных потребностей [8]. Законодательство РФ определяет ПК как организацию смешанного типа, т.к. законодательно она является некоммерческой организацией и представляет собой совокупность обществ пайщиков, их объединений, действующих на основе Устава в целях удовлетворения потребностей своих членов в товарах и услугах, поэтому имеет право заниматься коммерческой деятельностью, выполняя цели своего создания [6]. Специфика собственности ПК проявляется в том, что по своей социально-экономической природе она приобрела характер частной коллективной. При этом, однако, возникает исторически обусловленная проблема права неработающего в ПК пайщика на долю его собственности в имуществе потребительского общества, и, как следствие проблему его низкой заинтересованности в вопросах управления потребительским обществом. Более того, современный пайщик, обезличенный в массе сельского населения, часто не видит реальной экономической или иной выгоды от своего членства (в отличие от ситуации, например в Норвегии, Финляндии, Италии, Испании или Японии) [13].
Рассматривая значение современной ПК, следует отметить, что ПК во-первых, стабильный источник формирования бюджетов сельских муниципальных образований (по данным Центросоюза РФ его организации в 2011 г. внесла 16 млрд. рублей налогов), а во-вторых, компонент рыночных отношений, увеличивающий многообразие форм экономической деятельности и в-третьих, работодатель (в системе ПК Центросоюза РФ занято более 250 тыс. человек), а также источник повышения благосостояния пайщиков. Кроме того, ПК способствует снижению социальной напряженности в сельском секторе экономики, а ее историческое предназначение заключается в сдерживании и смягчении последствий глобализации, в борьбе с бедностью.
Организационная структура ПК Центросоюза РФ унаследовала модель советского периода и представлена следующим образом. Первый уровень - это потребительское общество, второй -районный союз потребительских обществ (если общества созданы по кооперативным участкам), третий - республиканский, краевой, областной союз потребительских обществ и четвертый - Центросоюз РФ - это объединение потребительских обществ и их союзов. Отношения между существующими иерархическими уровнями системы ПК
все больше складываются по принципу холдинг-контроля. Однако в условиях реструктуризации системы ПК на уровне муниципальных районов основным звеном системы является районное потребительское общество со своими филиалами и отделениями, а региональный союз потребительских обществ может объединять и районные союзы, и райпо, и сельпо, и горпо и отдельные потребительские общества. Однако, стоит отметить, что в настоящее время в состав Центросоюза входят уже не все региональные союзы ПО, например, Московский региональный союз потребительской кооперации, Тверской облпотребсоюз, Липецкий и Рязанский облпотребсоюзы представляют собой уже автономные региональные системы, являющиеся партнерами Центросоюза, а не членами. Подобные процессы связаны с развитием экономических и демократических свобод, согласно ФЗ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» и Уставам их деятельности. Кроме того, в состав Центросоюза входят отдельные ПО, выделившиеся из составов своих региональных союзов. Процесс децентрализации в условиях вступ -ления России в ВТО, безусловно, отразится на деятельности всей ПК, но кто окажется в более выгодных условиях - покажет время.
В территориальной структуре рассматриваемой системы ПК в последние годы произошли существенные изменения. В настоящее время ее образуют 76 региональных систем (областных, краевых, республиканских). В Тюменской области функционируют два потребсоюза: Тюменский облпотребсоюз и Тюменский северпотребсоюз, в Приморском крае помимо территориального потребсоюза функционирует еще и отраслевой - рыболовный крайпотребсоюз. Территориальная структура региональных кооперативных систем, в основном, образована районными системами ПК (районными ПО или районными союзами ПО, но гораздо реже) и их подсистемами - внутрирайонными зонами и кооперативными участками. Если районное ПО охватывает достаточно большую территорию, то оно подразделено на кооперативные участки. Кооперативным участком может быть одно село, один или два населенных пункта или другая территориальная структура, объединяющая определенную группу пайщиков (не более 300 человек). Районный союз потребительских обществ может объединять ПО, как с кооперативными участками, так и без них.
Отраслевая структура представлена оптовой и розничной торговлей (70% от общего объема деятельности), общественным питанием, заготовительной и производственной деятельностью, а также сферой услуг, включающей: бытовые, производственные, сельскохозяйственные, медицинские, образовательные, причем на долю образовательных услуг приходится свыше 40% в объемах предоставляемых ПК услуг (более 100 образовательных учреждений готовят специалистов экономического профиля). Социальная структура системы ПК Центросоюза РФ, согласно данным этой организации, она представлена кооперированным населением - пайщиками (в 2011 г. их численность составила 3,5 млн. человек, включая работающих в сфере ПК - или 8,1% сельского населения РФ), работниками, не являющимися пайщиками ПК, и обслуживаемым населением (31,5 млн. человек или 81% - сельских жителей страны). В зоне обслуживания системы ПК расположены около 100 тыс. населенных пунктов, причем более чем в 77 тыс. сельских поселений численность населения не превышает 300 человек. Структура занятости в отраслях ПК России в последние годы сложилась следующим образом: торговля - 44,3 % занятых, общественное питание - 10,2%, промышленность - 17,1%, заготовки - 1,7%, транспорт -7,3 %, в других отраслях - 19,4 %. В период пост-кризисного развития ПК приобрела черты поли-функциональной системы. Наряду с базовыми экономическими функциями повысилась роль неэкономических социальных функций.
Современное развитие ПК России обусловлено влиянием таких факторов, как: негативные последствия реформ 90-х гг. XX в., законодательные преобразования этого периода, возрастающая конкуренция и длительная недооценка значения ПК в социально-экономическом развитии территорий. Институциональные факторы, как часть экономических реформ, имели определяющее значение для ПК. Функционирование ПК в новых условиях началось с ее демонополизации, по Указу Президента «О коммерциализации деятельности предприятий потребительской кооперации в РФ» (1992 г.). Им предписывалось выделить структурные подразделения (магазины, рестораны и проч.) и предоставить им права юридического лица. При этом органы исполнительной власти наделялись правами принудительного разделения подлежащих реорганизации предприятий ПК. Положение дел изменил ФЗ «О потребительской кооперации в
Российской Федерации» (1992 г.), который укрепил позиции ПК на формирующемся рынке, но в то же время он определял ПК как хозяйственную организацию, что уравнивало ее с другими предпринимательскими структурами без учета ее социальной ориентированности.
Особое значение для ПК имел Закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 13.07.1997 г. Он признал организационную структуру потребительских обществ и их союзов как систему потребкооперации в РФ, определил потребительские общества и союзы субъектами собственности, восстановил роль пайщиков. Большое значение для ПК имело и принятие в 2009 г. ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», что говорит о возвращении государства в сферу регулирования торговли. Во-первых, на ПК не распространяются антимонопольные ограничения. Во-вторых, согласно этому закону убыточные магазины в малых поселениях должны поддерживаться за счет региональных бюджетов, что снижает бремя нагрузки на ПК. Однако, не во всех регионах выделяются достаточные или какие-либо средства на поддержку таких магазинов, что связано пока еще с отсутствием соответствующих программ и соглашений. Программы по развитию ПК приняты и осуществляются пока только в Самарской и Волгоградской областях, в Забайкальском крае, Татарстане, Башкортостане [5].
Фактором, оказывающим существенное влияние на развитие современной ПК, является конкуренция. С приходом крупных торговых сетей ПК вытеснена в сельские районы, где, естественно, покупательский поток в десятки и более раз ниже, чем в городах, ниже и покупательский спрос. Поэтому доля ПК в товарообороте страны значительно снизилась - примерно в 10 раз по отношению к 1990 г. Функционирование ПК также связано и с влиянием социально-демографических факторов: невысокие доходы сельского населения (основной части обслуживаемого ПК населения) и устойчивая тенденция его сокращения в результате его естественной убыли и значительной миграции в города, особенно в Центральной России, в Сибири и на Дальнем Востоке, ведет и к сокращению численности обслуживаемого ПК контингента, а так же к снижению показателей деятельности ПО. На фоне всей системы ПК более стабильная ситуация в мусульманских республиках Поволжья, где
сохраняется сельский социум, традиционный уклад жизни, а миграция незначительна.
Анализ отраслевого и регионального развития системы ПК Центросоюза РФ проведен с использованием показателей совокупного объема деятельности (СОД), оборота розничной торговли, объемов закупок и производственной деятельности. В 2011 году размер СОД системы ПК Центросоюза РФ составил 239,3 млрд. рублей [5]. В разрезе регионов этот показатель сильно разнится [10]. Вариационный размах составляет 11353 млн. рублей, а коэффициент вариации достигает значения 128,6. Это показывает значительную поляризацию регионов страны по уровню развития в них ПК. Однако стоит отметить, что регионы России неравноценны по многим параметрам, в том числе и по мощности региональных систем ПК. В разрезе федеральных округов (ФО) значения коэффициента вариации не столь высокие [13]. В расчете на душу сельского населения, как основного контингента обслуживания ПК, наиболее высокие показатели СОД ПК - около 40 тыс. рублей в год отмечаются в Новгородской и Псковской областях и около 25 тыс. рублей - в Смоленской области. Более 15 тыс. рублей - в Удмуртии, Чувашии, Ярославской, Архангельской, Нижегородской и Магаданской областях. Таким образом, уровень развития ПК России по экономическим зонам, ФО и регионам неодинаков и говорит о развитии процесса поляризации системы ПК Центросоюза. Но важно отметить, что динамика СОД за период 2008-2011 гг. в абсолютном и в сопоставимом виде имела положительное развитие, и в течение всего анализируемого периода СОД увеличился более чем на 35 млрд. рублей [11]. В 2012 году положительная динамика сохранилась и СОД составил 245 млн рублей [3]. Но в территориальном и отраслевом разрезе существенных изменений не отмечается.
Оборот розничной торговли потребительской кооперации в последние годы составляет около 4 % розничного товарооборота страны и в 2011 г. он составил 166,2 млрд. рублей или 69,5% совокупного объема деятельности. Поскольку райпо относят к крупным и средним предприятиям торговли, то среди таковых товарооборот ПК выше и составляет в среднем 10-12%, но без торговых предприятий крупных городов и столиц. В тоже время удельный вес оборота розничной торговли отдельных кооперативных систем в обороте розничной торговли сельских территорий регионов может
быть и значительно выше, например, в Удмуртии он достигает 60% и более [5]. Райпо имеют разветвленную торговую сеть (49 тыс. торговых предприятий), размещенную, в основном, в сельских районах страны. В расчете на душу сельского населения оборот розничной торговли по региональным системам ПК, так же как и СОД, сильно разнится. Вариационный размах составляет 99,9 раза. Самый высокий среднедушевой оборот ПК отмечается в Новгородской и Псковской областях - более 20 тыс. рублей в год.
В оборот розничной торговли включается и оборот общественного питания, который составляет в среднем 8,5 % товарооборота. Число предприятий общепита ПК составляет 6 тыс. единиц. В настоящее время отмечается снижение доли оборота общественного питания ПК в СОД. Незначительна и доля оптовой торговли. На общероссийском уровне по развитию оптовой торговли заметно выделяется Амурский облпотребсоюз. Выполняя свою традиционную социальную роль, ПК сохраняет заведомо убыточные магазины в малых сельских поселениях, часто удаленных, покрывая эти убытки за счет прибыли других своих предприятий, что является существенной проблемой торговли ПК. Не исключено, что без поддержки региональных и местных властей в новых экономических условиях ПК будет закрывать такие магазины, что сократит не только торговую сеть ПК, но и сеть социальных объектов сельских поселений [13].
Заготовительная деятельность ПК осуществляется, в основном, в секторе личных подсобных хозяйствах населения. Постоянными сдатчиками сельскохозяйственной продукции и сырья являются более одного миллиона человек. В 2011 г. ПК закуплено 79 тыс. т. мяса, 222 тыс. т. молока, 88 тыс. т. овощей, 87 тыс. т. картофеля, 53 тыс. т. плодов. В денежном выражении это составило 22,2 млрд. рублей. Наиболее высокие показатели заготовительной деятельности ПК за период 2008-
2011 гг. отмечаются в Татарстане и Удмуртии, Самарской области. В целях наращивания объемов выпуска и гарантированного сбыта сельскохозяйственной продукции в 16 регионах России на базе потребительской кооперации уже созданы, а в 19 создаются специальные накопительные, перерабатывающие и товарораспределительные центры. Для сбыта продукции функционируют 340 кооперативных рынков. В условиях вступления России в ВТО это шанс сохранения и поддержки сектора личных подсобных и фермерских хозяйств и системы ПК.
Несмотря на то, что с середины 1990-х гг. объемы производственной деятельности ПК РФ неуклонно сокращаются, в ряде регионов - Удмуртии, Чувашии, Нижегородской области, Кировской области - производство ПК не сворачивается, а модернизируется и развивается [5].
Характерными чертами ПК Центросоюза РФ условиях рыночной экономики, как показало исследование, стали: значительная территориальная дифференциация региональных систем ПК по уровню их развития, существенные различия в объемах хозяйственной деятельности и социальной роли. Главной чертой территориальной структуры системы ПК является то, что выявляются территориально приближенные регионы с высоким или низким уровнем развития ПК. В Западной экономической зоне России в Поволжье - от Нижегородской и Кировской областей до Башкортостана образовался пояс регионов с устойчивым развитием в них потребительской кооперации. Здесь сконцентрировалась основная часть экономического потенциала всей системы ПК страны. В Центральной России относительно высоким уровнем развития ПК выделяются регионы северо-западной части (Смоленская и Брянская области) и центра (Московская область). Кроме того, здесь наиболее ярко проявляются процессы децентрализации в управлении системой ПК на федеральном уровне. При этом некоторые региональные системы ПК, не входящие в систему Центросоюза -Московский союз потребительской кооперации и Липецкий облпотребсоюз - отличаются и значительными объемами деятельности, и динамичным развитием. На Юге России уровень развития ПК почти во всех его регионах, кроме Краснодарского края, значительно ниже среднероссийского, хотя социально-демографическая ситуация указывает на необходимость более активного развития здесь системы потребительской кооперации. В Восточной экономической зоне среднероссийским уровнем развития ПК отличаются Свердловская и Курганская области и группы регионов юга Сибири -Алтайский край, Новосибирская и Кемеровская области. На Дальнем Востоке потенциал ПК сконцентрирован, в основном, в приморских регионах, где среднедушевые показатели деятельности на уровне среднероссийских, а абсолютные показатели деятельности ниже средних по стране [13].
Среди основных проблем развития ПК России можно указать следующие: во-первых, это сокращение территории распространения и резкая территориальная дифференциация региональных си-
стем ПК; во-вторых, сокращение объемов деятельности заготовительной и производственной деятельности; в-третьих, сокращение численности обслуживаемого населения и пайщиков. Кроме этого, нерешенными остаются проблемы управления, отсутствия государственных программ по поддержке ПК и невысокая конкурентоспособность. В связи с вступлением России в ВТО на первый план выдвинулась проблема адаптации ПК к новым условиям рыночных отношений. Стабилизацию положения и дальнейшее развитие в системе ПК Центросоюза РФ видят в использовании новаций в торговле (создание федеральной торговой сети), в производстве, в проведении специализации райпо по производству той или иной продукции, в развитии межрегиональных связей по обмену лучшим опытом управления системы, а также в поддержке со стороны региональных органов власти.
Современной тенденцией кооперативного движения в России является развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации. Она представлена двумя основными формами - это, во-первых, сельскохозяйственные потребительские кооперативы (СПоК), именуемые сбытовыми, снабженческими, перерабатывающими, обслуживающими. Во-вторых, это сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы (СПКК). И те, и другие - это некоммерческие объединения граждан. СПоК объединяют владельцев личных подсобных хозяйств, фермеров, юридических лиц, производителей сельхозпродукции и создаются ими в целях снижения своих затрат или получения дополнительных доходов путем передачи кооперативу функций по реализации, снабжению, переработке продукции и иной деятельности по обслуживанию участников. СПКК объединяют сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельское население и осуществляют выдачу займов за счет средств, привлекаемых от членов кооператива, кредитных организаций и иных источников.
Наиболее заметна роль СПоК в таких регионах, как Пензенская область (около 25 % всех зарегистрированных в стране СПоК), Липецкая, Астраханская, Тюменская области и Красноярский край. Количество действующих в РФ СПоК в
2012 году насчитывало порядка 3400 единиц. В Пензенской области в 2011 году СПоК объединяли более 187 сельхозпредприятий и более 8000 крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств. Объем деятельности СПоК региона в 2011 году составил 200 млн рублей, увеличившись
по сравнению с 2007 годом в 3,2 раза [7]. В то же время СПоК даже этого региона испытывают трудности с состоянием материально-технической базы, отсутствием хранилищ сельхозпродукции и отсутствием эффективной логистики [13]. Однако большое значение имеет тот факт, что деятельность СПоК не подпадает под ограничения Всемирной торговой организации и таким образом получает весомое конкурентное преимущество. В целом, развитие СПоК имеет место прежде всего в тех регионах страны, где оказывается заметная государственная финансово-экономическая под -держка. По оценочным данным, роль СПоК существенно различается по регионам страны, но в среднем они лишь на 1% обеспечивают потребности своих членов [3]. Поэтому сельскохозяйственная не кредитная потребительская кооперация находится на самой ранней стадии своего развития. Несколько заметнее роль СПКК - они удовлетворяют потребности малого сельского предпринимательства на 6 %. Однако их развитие не является равномерным и однонаправленным: около половины СПКК (около 900 единиц) России зарегистрированы в восьми регионах страны - республике Саха (Якутия), Астраханской, Волгоградской, Кемеровской, Самарской и Саратовской областях, а также в Забайкальском и Краснодарском краях. СПКК в настоящее время являются наиболее динамично развивающимся видом кооперации, где аккумулируются финансовые ресурсы, создается многоуровневая система и формируется база для развития других видов кооперативов. В целом темпы развития и СПоК, и СПКК существенным образом будут зависеть от проводимой государством кооперативной политики.
В заключении необходимо отметить, что кооперативный сектор экономики России необходимо расширять и развивать. Особенно систему сельскохозяйственной потребительской и производственной кооперации (как, например, в Испании, Португалии [2, 14]), и кооперации в городской социальной сфере, в т. ч. в здравоохранении, образовании, ЖКХ. В результате через развитие всех видов потребительской кооперации создается новый рыночный механизм социальной защиты населения и еще одно из направлений социальнооптимального регулирования рыночной экономики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Взгляды М. И. Туган-Барановского, А. В. Чаянова, Н. Д. Кондратьева, Л. И. Юровского и современность : сборник обзоров / ред. и сост. Н. А. Макашева. - Москва : ИНИОН, 1991. - 141 с.
2. Киселева Г. В. Социальная направленность деятельности потребительской кооперации России и кооперации зарубежных стран / Г В. Киселева. - Белгород : Кооперативное образование, 2001. - 217 с.
3. Концепция развития кооперации на селе на период до 2020 года. - URL:http://akkor.ru/wp-content/ uploads-Proekt-koncepcii.pdf (дата обращения: 10.08.2013).
4. Макаренко А. И. Народное предпринимательство: возвращение к истокам / А. И. Макаренко // Деловой вестник «Российской кооперации». - 2005. - № 10. -С. 32-38.
5. Материалы 138-го Собрания представителей потребительских обществ России // Российская кооперация. - 2012. - № 15. - С. 1-7.
6. О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации : закон Рос. Федерации от 19.06.1992 N 3085-1. - М. : Дашков и К, 2003. - 32 с.
7. Палаткин И. В. Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Пензенской области / И. В. Палаткин, А. С. Салмина // Вестник Белгородского университета кооперции, экономики и права. Сер. Экономические науки. - Белгород, 2013. - №2 (46). -С. 116-122.
8. Поросенков Ю. В. Потребительская кооперация Воронежской области (проблемы развития и террито-
Шенцева Лариса Николаевна
кандидат географических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-юридических дисциплин Воронежского института кооперации (филиала Белгородского университета кооперации, экономики и права), г. Воронеж, т. (473)264-10-85, (473)264-10-87, E-mail: [email protected]
риальной организации) / Ю. В. Поросенков, Л. H. Шенцева, М. А. Алехин. - Воронеж : Научная книга, 2007. -С. 29-45.
9. Потапова Л. В. Становление и развитие потребительской кооперации Среднего Поволжья в конце Х1Х
- начале ХХ века : автореф. дис. ... канд. истор. наук / Л. В. Потапова. - Самара, 2007. - 18 с.
10. Социально-экономическое положение потребительской кооперации Российской Федерации в 2011 г. : статистический сборник. - Москва : Центросоюз, 2012.
11. Социально-экономическое положение потребительской кооперации Российской Федерации в 2008 г. : статистический сборник. - Москва : Центросоюз, 2009.
12. Файн Л. Е. Отечественная кооперация : исторический опыт / Л. Е. Файн. - Иваново : Изд-во Ивановского государственного университета, 1994. - 276 с.
13. Шенцева Л. Н. Потребительская кооперация России: территориально-экономический анализ системы и проблемы ее развития как составной части АПК / Л. Н. Шенцева // Вестник Воронежского государственного аграрного университета : теоретический и научнопрактический журнал. - 2013. - № 1 (36). - С. 327-335.
14. Шенцева Л. Н. Особенности развития кооперативного сектора экономики в развитых странах мира / Л. Н. Шенцева // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. География. Геоэкология. - Воронеж, 2005. - № 1. - С. 55-61.
Shentseva Larisa Nikolayevna
Candidate of Geographical Sciences, Associate Professor of the Chair of humanities and socio- legal disciplines of Voronezh Institute of Cooperatives (branch of Belgorod University of Cooperation, Economics and Law), Voronezh, tel. (473)264-10-85, (473)264-10-87, E-mail: lorashentseva@yandex. ru