Научная статья на тему 'Роль потребительской кооперации Северо-Западного региона в реализации Доктрины продовольственной безопасности Российской федерации'

Роль потребительской кооперации Северо-Западного региона в реализации Доктрины продовольственной безопасности Российской федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
234
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ДОКТРИНА / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / КОНЦЕПЦИЯ / РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНЫЕ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛИ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / МОДЕЛЬ КООПЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильина Л. И.

В статье уточнено понятие продовольственной безопасности, доказана необходимость развития сельскохозяйственного производства в России при гарантированной государственной поддержке с участием системы потребительской кооперации. На основе оценки функционирования потребсоюзов Северо-Западного региона в сфере производства, заготовок и переработки сельхозпродукции выявлены проблемы, обоснованы меры по усилению роли потребительской кооперации в реализации Доктрины продовольственной безопасности РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль потребительской кооперации Северо-Западного региона в реализации Доктрины продовольственной безопасности Российской федерации»

УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ

30 (87) - 2010

роль потребительской кооперации северо-западного региона в реализации доктрины продовольственной безопасности российской федерации

Л. И. ильина,

доктор экономических наук,

профессор кафедры финансов и статистики

E-mail: luiza_Ilina@mail. ш

сыктывкарский филиал Российского университета кооперации

В статье уточнено понятие продовольственной безопасности, доказана необходимость развития сельскохозяйственного производства в России при гарантированной государственной поддержке с участием системы потребительской кооперации. На основе оценки функционирования потребсоюзов Северо-Западного региона в сфере производства, заготовок и переработки сельхозпродукции выявлены проблемы, обоснованы меры по усилению роли потребительской кооперации в реализации Доктрины продовольственной безопасности РФ.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, доктрина, потребительская кооперация, концепция, регион, региональные сельхозтоваропроизводители, региональные целевые программы, государственная поддержка, модель кооперации.

В условиях финансового кризиса темпы роста объема валовой продукции сельского хозяйства замедлились, многие сельскохозяйственные организации являются убыточными, что осложняет реализацию принятой Доктрины продовольственной безопасности РФ по обеспечению граждан продуктами питания согласно рациональным нормам потребления. В сложившихся условиях Правительством РФ предпринимаются попытки объединения потенциалов сельскохозяйственной и потребительской кооперации и создания единой модели развития кооперации в сельской местности в целях увеличения объемов предложения качественного продовольствия. Потребительской кооперацией системы Центросоюза РФ для насыщения

продовольственного рынка страны экологически чистыми, качественными продуктами питания разработана перспективная Программа развития производства, переработки и реализации продукции на кооперативной основе. Однако реализация принятой программы в регионах сдерживается недостаточными темпами объемов производства и заготовок сельскохозяйственной продукции и требует развития партнерских отношений организаций потребительской кооперации с властью, обеспечивающих гарантированную господдержку организаций потребительской кооперации. Это определяет актуальность вопросов, рассматриваемых в статье.

Проблема обеспечения граждан России отечественной продукцией и обусловливает необходимость выявления потенциальных возможностей отдельных регионов в ее решении. Автор рассматривает обозначенную проблему на примере СевероЗападного региона.

Продовольственная безопасность выражает состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость, поддерживается стабильность продовольственного рынка и гарантируется физическая и экономическая доступность продуктов питания для населения. По определению Международной организации ФАО, благополучие нации принято считать не по энергии и металлу, произведенным на душу населения, а по обеспечению ее продуктами питания [12, с. 149].

Решение этой проблемы в различных странах в значительной мере зависит от уровня прямой государственной поддержки сельскохозяйственного производства. Следует отметить, что в настоящее время в России он является недостаточным. Доля финансирования сельского хозяйства в расходной части федерального бюджета РФ составляет около 1,5 %, а в структуре ВВП — 4,7 %. Для сравнения: США для развития своего аграрного сектора вместе с различными программами продовольственной помощи населению расходуют около 45 % расходной части государственного бюджета. К примеру, в странах СНГ Белоруссия на поддержку села выделяет 20 %, Азербайджан — 25, Украина — 10, Казахстан — 8 % [10, с. 3].

В последние годы уменьшаются возможности привлечения сельскохозяйственными товаропроизводителями для финансирования своей деятельности и заемных источников средств. Так, кредитные вложения в развитие малых форм хозяйствования в 2009 г. по сравнению с 2008 г. уменьшились с 48,8 до 41, 9 млрд руб. Объемы кредитования фермеров сократились на 20 %, личных подсобных хозяйств — на 10 %.

В результате проведения такой финансовой политики в АПК объем валовой продукции сельского хозяйства в 2009 г. к 1990 г. составил 80,8 %, в том числе объем продукции животноводства — 61,3 %. В 2009 г. выявлен убыток от деятельности сельскохозяйственных организаций в размере 13,5 млрд руб. Убыток от реализации крупного рогатого скота и молока допущен, соответственно, в 87 и 35 субъектах РФ. Поскольку основная часть чистой прибыли предприятий направляется на погашение долгосрочных банковских кредитов, инвестиции в основной капитал в сельском хозяйстве сократились на 24,2 % [3, с. 2].

В сложившихся условиях необходимо дальнейшее наращивание темпов сельскохозяйственного производства, намеченных в программах по развитию сельского хозяйства, социальному развитию села, сохранению и восстановлению плодородия почв. Ориентиром реализации этих программ должна стать доктрина продовольственной безопасности.

В Доктрине продовольственной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента России, говорится, что продовольственная безопасность — это устойчивое отечественное производство пищевых продуктов в рациональных нормах, качество которых соответствует требованиям российского законодательства. Согласно принятой доктрине в течение 4-5 лет страна должна перейти почти к пол-

ному самообеспечению продовольствием. Россия должна обеспечивать потребности своих граждан в зерне на 95 %, в мясе — 85 %, в молоке — на 90 %, в картофеле — на 95 %, в растительном масле — на 80 % [11, с. 1].

Настоятельность принятия такого документа диктуется заполнением внутреннего продовольственного рынка страны импортным товаром более чем на 30 %. По нормативам, разработанным Российской академией наук, о продовольственной независимости можно говорить только в том случае, когда население обеспечивается отечественными продуктами на 80—85 %, 25 % импортозамещения уже составляет критический уровень. По утверждению известного экономиста, руководителя Института экономики РАН Л. Абалкина, состояние внутреннего рынка в стране является очень сложным. Россия пошла на значительное увеличение импорта, в том числе продовольствия. Рост оборота розничной торговли в стране происходит в ущерб продовольственной безопасности, так как государством поддерживается не отечественное, а западное производство [1, с. 6].

В выступлении заместителя председателя Государственной Думы Н. Герасимовой на семинаре-совещании, посвященном выполнению Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», было отмечено, что объемы импорта мяса, птицы, рыбы, сыра, творога и другой сельскохозяйственной продукции постепенно сокращаются. Так, в 2009 г. доля импортного мяса в товарных ресурсах страны уменьшилась с 31,7 до 25,4 %, молока — с 17,6 до 17,1 % [3, с. 2]. Как видно из приведенных данных, критический уровень обеспечения жителей России отечественным мясом пока не преодолен, а доля импортного молока в товарных ресурсах страны снижается очень медленно.

Для обеспечения продовольственной безопасности страны и Севера необходимо производить сельскохозяйственную продукцию, как в зонах со средними природными условиями, так и ниже средних, развивать производство основных продуктов питания на Севере в пределах имеющегося производственного потенциала. В настоящее время в потребительских союзах Северо-Западного региона, функционирующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, ввозимая продукция составляет основу товарных ресурсов по всем видам продовольствия, за исключением картофеля. В полном объеме завозятся такие виды теплолюбивых культур, как бахчевые, фрукты, большинство видов продукции переработки, таких

- 59

как сахар, чай, растительное масло, мука, крупы, овощные консервы, основная часть мясомолочной и овощной продукции. Удовлетворение спроса населения страны в качественном продовольствии предусмотрено Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг.

При функционировании на селе различных организационно-правовых форм хозяйствования на долю фермеров и личных подсобных хозяйств в России приходится только 50 % производства всей продукции сельского хозяйства (для сравнения: в европейских странах и США — около 85 %). В целях увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции и продажи ее населению по доступным ценам необходимо объединение потенциалов малых форм хозяйствования с использованием института кооперации.

Важная роль в решении этой задачи отводится организациям системы потребительской кооперации Центросоюза России. В Концепции развития потребительской кооперации РФ до 2015 г. отмечается, что потребительская кооперация может стать основным проводником в реализации государственных задач по замещению импортной продукции продукцией отечественных сельскохозяйственных производителей, укреплению безопасности России в сфере продовольственного обеспечения [6, с. 8].

Для претворения в жизнь основных направлений указанной Концепции постановлением 136-го общего собрания представителей потребительских обществ РФ был одобрен проект Программы развития производства, переработки и реализации продукции на кооперативной основе на 2010—2012 гг. [7, с. 4]. Целью реализации программы является насыщение продовольственного рынка страны экологически чистыми, качественными продуктами питания на основе сотрудничества различных форм кооперации, личных подсобных хозяйств, модернизации и систематизации структуры мелкотоварного производства в АПК.

В своей статье в газете «Российская кооперация» первый заместитель председателя Правительства РФ В. Зубков заостряет внимание на необходимости объединения потенциалов сельскохозяйственной и потребительской кооперации для создания единой, адекватной современным экономическим условиям модели развития кооперации в сельской местности. По его словам, наряду с системой сельскохозяйственной кооперации, в стране работают структуры потребительской ко-

60 -

операции Центросоюза РФ, располагающие широкой сетью организаций, специализирующихся на закупке, хранении, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции. Материально-техническая база системы потребительской кооперации насчитывает 21 тыс. приемных пунктов, 800 хранилищ и холодильников, 8 тыс. производственных цехов, 53 тыс. предприятий торговли и 7 тыс. — общественного питания [2, с. 1].

В целях наращивания объема выпуска и гарантированного сбыта сельскохозяйственной продукции в 16 регионах России на базе потребительской кооперации уже созданы, а в 19 — создаются специальные накопительные, перерабатывающие и товарораспределительные центры, функционируют 340 кооперативных рынков. Реализуется инновационный проект по созданию федеральной кооперативной торговой сети, в рамках которой действуют региональные торговые сети в Ульяновске, Новгороде, Нижнем Новгороде, Республике Удмуртия. Реализация данного проекта позволит усилить роль кооперативного сектора в развитии экономики села и его социальной сферы, в построении инновационной экономики России в целом.

Определенный вклад в обеспечение продовольственной безопасности вносит и Северо-Западный регион системы потребительской кооперации, на территории которого функционируют 9 потребительских союзов, 4 из которых осуществляют свою деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Проблема увеличения объемов производства и продажи сельскохозяйственной продукции на Севере обусловливает необходимость оценки имеющейся материально-технической базы организаций потребительской кооперации региона и показателей результативности их деятельности в этой сфере хозяйствования. Анализ основных показателей развития материально-технической базы закупок, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции потребительских союзов Северо-Западного региона представлен в табл. 1.

За исследуемый период, как свидетельствуют данные табл. 1, обеспеченность организаций потребительской кооперации региона объектами материально-технической базы во всех сферах деятельности значительно снизилась. Наиболее существенное сокращение, соответственно, 59,0 и 55,5 %, произошло по приемозаготовительным пунктам и производственным цехам. В первом случае это объясняется организацией значительного количества таких заготовительных пунктов на базе кооперативных магазинов. Так, в 2009 г. в потребительских союзах региона функционировало

Таблица 1

Материально-техническая база организаций потребительской кооперации Северо-Западного региона в 2002—2009 гг., ед.

Показатель Год

2002 2005 2007 2008 2009 2009 к 2002, %

Магазины 7 163 6 699 6 555 6 279 6 018 84,0

Предприятия общественного питания 1 031 1 040 962 897 870 84,4

Складские помещения 997 826 829 863 833 83,5

Приемозаготовительные пункты 270 262 195 156 150 55,5

Производственные цехи 880 1 081 826 543 519 59,0

Источник: составлено автором по [8].

2 380 магазинов приемозаготовительных пунктов. Во втором случае — отсутствием необходимых финансовых средств для модернизации имеющихся цехов и приобретения нового оборудования. Отмеченная тенденция сказалась на результатах производственной и заготовительной деятельности организаций потребительской кооперации, отраженных в табл. 2.

Как видно, совокупный объем деятельности в системе потребительской кооперации формируют обороты розничной, оптовой торговли и общественного питания, объемы заготовительной и производственной деятельности, включая оказание платных услуг населению. Структура совокупного объема деятельности не является оптимальной с точки зрения развития сельскохозяйственного производства, так как на 72,3 % складывается из оборота розничной торговли. Достигнутая величина этого показателя за исследуемый период обеспечивалась за счет опережающих темпов роста объемов деятельности в сферах розничной торговли (269,6 %) и общественного питания (259,9 %).

Динамика объемов закупок сельскохозяйственной продукции и сырья, промышленной продукции, кроме 2008 г., не характеризовалась стабильностью. В 2009 г вследствие влияния финансового кризиса их темпы роста значительно сократились.

Деятельность по заготовкам продукции сельского хозяйства, в том числе произведенной в личных подсобных и фермерских хозяйствах, а также собранных дикорастущих растений является одним из ключевых направлений деятельности организаций потребительской кооперации. Наращивание их объемов играет важную роль в защите интересов продовольственной безопасности России. Объемы закупок основных видов сельскохозяйственной продукции организациями потребительской кооперации региона представлены в табл. 3.

Как свидетельствуют приведенные данные, при росте объема закупок сельскохозяйственной продукции по региону за исследуемый период в 1,8 раза (см. табл. 2) наблюдается снижение объема закупок основных ее видов (кроме овощей и плодов). Уменьшаются объемы закупок таких важных про-

Таблица 2

Объемы деятельности потребительских союзов Северо-Западного региона Российской Федерации в 2002—2009 гг., млн руб.

Показатель Год

2002 2004 2006 2008 2009 2009 к 2002, %

Совокупный объем деятельности 14 015,3 19 217,0 24 689,7 34 046,4 34 719,0 207,9

Оборот розничной торговли 9 317,1 12 901,5 17 500,2 24 819,1 25 121,1 269,6

Оборот общественного питания 678,4 1 116,4 1 361,8 1 793,2 1 763,1 259,9

Оптовый оборот 1 234,5 1 849,2 2 049,4 2 373,1 2 748,7 222,6

Объем закупок сельскохозяйственной 1 029,8 1 171,8 1 317,4 1 898 1 865 181,1

продукции и сырья

Объем промышленной продукции 1 557,2 1 923,9 2 145,0 2 832,7 2 878,2 184,8

Объем платных услуг населению 193,3 254,2 315,9 330,3 342,9 177,4

Темпы роста закупок сельскохозяйственной — 113,8 112,4 144,1 98,3 —

продукции и сырья, %

Темпы роста промышленной продукции, % — 123,5 111,5 132,0 101,6 —

Доля объемов заготовки и переработки 18,4 16,1 14,1 13,9 13,7 —

сельскохозяйственной продукции и сы-

рья в совокупном объеме деятельности, %

Источник: составлено автором по [8].

Таблица 3

Закупки основных видов сельскохозяйственной продукции потребительскими союзами Северо-Западного региона в 2002—2009 гг., т

Закупка сельскохозяйственной продукции Год

2002 2004 2006 2008 2009 2009 к 2002, %

Мясо 10 849 11 206 9 474 10 254 8 913 82,1

Молоко 26 685 10 341 6 671 3 760 2 531 9,5

Картофель 9 670 10 850 13 426 11 227 5 536 57,2

Овощи 8 065 8 510 9 397 11 471 12 379 153,5

Плоды 3 130 4 482 4 317 5 644 7 066 225,7

Источник: составлено автором по [8].

дуктов питания, как мясо, молоко, картофель. Так, в 2009 г. по сравнению с 2002 г. потребительскими союзами региона было закуплено молока меньше в 9,5 раза, картофеля — на 42,8 %, мяса — на 17,9 %.

Основными причинами выявленной тенденции являются:

• снижение воспроизводства этих сельскохозяйственных продуктов в личных подсобных хозяйствах региона;

• отсутствие налаженной системы сбыта сельскохозяйственной продукции, закупленной у населения;

• недостаточные объемы государственной поддержки организаций системы потребительской кооперации в этой сфере деятельности. Сравнительная оценка закупок основных видов

продукции, востребованных в районах Севера — мяса и молока в разрезе потребительских союзов Северо-Западного региона приведена в табл. 4.

Из представленных данных видно, что за исследуемый период закупки мяса уменьшились на 17,8 %, что сократило долю региона в объемах заку-

пок системы потребительской кооперации с 12,4 до 11,4 %. При росте закупок молока по Центросоюзу РФ в целом на 126,5 % по Северо-Западному региону за 7 лет они сократились более чем в 10 раз. Закупки молока снизились в большинстве потребительских союзов, кроме Архангельского Коми и Мурманского, осуществляющих свою деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Вместе с тем при общей негативной тенденции закупок мяса в регионе (82,2 % к 2002 г.) такие потребительские союзы, как Коми, Калининградский, и Псковский, обеспечили прирост показателей, достигнутых в 2002 г. В значительной мере этому способствовало принятие областных и республиканских целевых программ развития потребительской кооперации на перспективу. Например, в Республике Коми ежегодно принимаются совместные целевые программы развития малого предпринимательства и потребительской кооперации, в которых выделяются финансовые ресурсы под северный завоз товаров в отдаленные и труднодо-

Таблица 4

Закупки мяса и молока потребительскими союзами Северо-Западного региона в 2002—2009 гг., т

Наименование потребсоюзов Мясо Молоко

2002 2009 2009 к 2002, % 2002 2009 2009 к 2002, %

Центросоюз РФ 90 612 77 893 86,0 163 073 206 338 126,5

Северо-Западный 10 849 8 913 82,2 26 685 2 531 9,5

В том числе: Карельский 75 44 58,7 27 23 85,2

Коми 129 130 100,8 222 350 157,6

Архангельский 1 098 785 71,5 111 404 364,0

Вологодский 672 440 65,5 3 311 142 4,3

Калининградский 1 442 1 534 106,4 182 3 1,6

Ленинградский 3 233 2 300 71,1 297 160 53,9

Мурманский 47 42 89,4 16 18 112,5

Новгородский 2 751 2 097 76,2 6 492 499 7,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Псковский 1 402 1 541 109,9 16 027 932 5,8

Доля закупок Северо-За-падного региона в показателях Центросоюза, % 12,0 11,4 — 16,4 1,2 —

Источник: составлено автором по [8].

ступные районы и районы Крайнего Севера, под создание бытовой и социальной инфраструктуры. Из республиканского бюджета потребительским обществам дотируется часть расходов на закупки молока, мяса и овощей у населения.

Постановлением Правительства Республики Коми в 2009 г. была утверждена долгосрочная республиканская целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Коми на 2010—2011 гг.» в размере 43,9 млн руб. В ней предусмотрено субсидирование части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным для приобретения основных средств, части расходов на развитие материально-технической базы, затрат на электроэнергию и др.

В Новгородской области была принята программа развития потребительской кооперации совместно с комитетом по сельскому хозяйству на 2009—2013 гг. Программа направлена на улучшение работы всех отраслей деятельности потребительской кооперации области. При этом упор сделан на дальнейшее развитие личных подсобных хозяйств граждан и обеспечение занятости населения. По договорам с жителями сел потребительским обществом «Облпотребсоюз» производится поставка молодняка скота на откорм, который обеспечивается кормами, ветеринарным обслуживанием. Выращенный в личных подсобных хозяйствах скот вновь закупается обществом и реализуется в кооперативных магазинах и на организованных сельскохозяйственных рынках. Так, по результатам рейтинговой оценки деятельности потребительских союзов за первый квартал 2010 г. Новгородскому потребительскому обществу «Облпотребсоюз» за развитие заготовительной деятельности было присуждено 1-е место.

В последние годы в организации заготовительной деятельности в системе потребительской кооперации особое внимание уделяется закупкам дикорастущей продукции, так как увеличение объемов ее заготовки, переработки и реализация имеет большое значение для продовольственного обеспечения сельского и городского населения. Объемы закупок основных видов дикорастущей продукции по потребительским союзам СевероЗападного региона приведены в табл. 5.

Как показывают данные, тенденция сокращения объемов заготовок является характерной и для дикорастущей продукции. Так, за исследуемый период наблюдается снижение объемов закупок дикорастущей продукции по всем ее видам. В определенной мере неравномерность закупок по годам обусловлена влиянием природного фактора.

Следует отметить, что существенный вклад в достигнутые объемы заготовок дикорастущей продукции вносят такие потребительские союзы, как Карельский, Вологодский, Архангельский, Коми, Калининградский. Так, 46 % всех закупок плодов и ягод приходится на долю Карельского потребительского союза, 38 % объема закупок клюквы и брусники обеспечивается Новгородским потребительским союзом. Первые места по заготовке грибов занимают потребительские союзы: сухих — Архангельский, свежих — Калининградский, доля каждого составляет 35 % общего объема заготовок.

Деятельность по производству пищевой продукции в системе потребительской кооперации тесно связана с заготовительной и торговой деятельностью, ориентирована на сбыт готовой продукции. Заготовки мясомолочной, плодоовощной и дикорастущей продукции являются основой для производства колбасных и кондитерских изделий, консервов, масла, пельменей, сыра, майонеза, мороженого и др. Кроме того, в производственных цехах организаций потребительской кооперации осуществляется улов, переработка, копчение и соление рыбы, сушение, соление овощей и фруктов, грибов, квашение капусты и др. Динамика объемов производства основных видов продовольственных товаров в организациях потребительской кооперации Северо-Западного региона приведена в табл. 6.

Как видно, с 2002 г. ежегодно продолжало уменьшаться производство хлебобулочных и колбасных изделий. За семь лет снижение составило, соответственно, 41,7 и 50,7 %. Сокращение выработки продукции в хлебопекарном и колбасном производствах за исследуемый период оказывает негативное влияние на темпы прироста объема промышленной продукции, что подтверждается данными табл. 2. Положительным является увеличение производства консервов в основном за счет

Таблица 5

Закупки дикорастущей продукции организациями потребкооперации Северо-Западного региона в 2007—2009 гг., т

Вид дикорастущей продукции Год

2007 2008 2009 2009 к 2002, %

Плоды и ягоды 219 150 104 47,5

Клюква и брусника 400 679 371 92,7

Грибы сухие 3 3 2 66,6

Грибы свежие 50 54 32 64,0

Орехи дикорастущие — — 1,3 —

Источник: составлено автором по [8].

Таблица 6

Производство основных продовольственных товаров потребительскими союзами Северо-Западного региона в 2002—2009 гг.

Наименование продовольственного товара Год

2002 2004 2006 2008 2009 2009 к 2002, %

Хлебобулочные изделия, тыс. т 119 103,3 88,0 74,99 69,38 58,3

Колбасные изделия, т 4 219 3 524 2 804 2 412 2 082 49,3

Консервы, шт. 11 046 10 717 13 182 15 095 14 591 132,1

Кондитерские изделия, т 4 258 4 880 4 662 4 225 4 166 97,8

Безалкогольные напитки, тыс. дкл 707,2 821,8 1 282,1 1 347,8 1 396,2 197,4

Источник: составлено автором по [8].

переработки плодоовощной продукции, а также безалкогольных напитков.

Таким образом, результаты оценки хозяйственной деятельности организаций потребительской кооперации Северо-Западного региона показывают, что прослеживается негативная тенденция в сферах закупок и производства (переработки) сельскохозяйственной продукции, которая влияет и на рост объемов продаж.

Основными причинами, препятствующими развитию этих видов деятельности в организациях системы потребительской кооперации, являются:

• несовершенство законодательной и нормативно-правовой базы, не позволяющей осуществлять их эффективную государственную поддержку;

• высокий уровень конкуренции на рынке сельскохозяйственной продукции, обусловленный установлением демпинговых цен на импортируемую продукцию;

• недостаточность оборотных средств для осуществления закупок сельскохозяйственной и дикорастущей продукции у населения;

• низкий уровень развития материально-технической базы и технологического обеспечения;

• отсутствие единой системы сбыта продукции заготовок;

• слабая интеграция кооперативного производства с системой заготовительной и торговой деятельности.

Следует сказать, что в последнее время предпринимаются определенные шаги по совершенствованию нормативно-правовой базы для создания единых условий государственной поддержки заготовительной и перерабатывающей деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов и потребительских обществ. Предусмотрено субсидирование затрат по обслуживанию краткосрочных и инвестиционных кредитов и займов, привлеченных потребительскими обществами для заготовки и переработки сельскохозяйственной продукции.

Однако инициатива по усилению господдержки в основном исходит от руководства потребительской кооперации. Так, в июне 2010 г. Советом Центросоюза РФ одобрен проект поправки в Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». Она предполагает необходимость отнесения к сельскохозяйственным товаропроизводителям организаций потребительской кооперации, осуществляющих заготовку, первичную и последующую переработку, продажу сельскохозяйственной продукции, торговое и бытовое обслуживание сельского населения. При этом доля доходов от этих видов деятельности в организациях должна составлять не менее 70 % в общей сумме доходов от продажи товаров (работ, услуг). Для претворения в жизнь этой поправки необходимо внесение законопроекта в Государственную Думу РФ.

По мнению депутата Государственной Думы, председателя комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в аграрно-промышленной сфере В. Семенова, поддержка государством системы потребительской кооперации является выгодной, поскольку она всегда может выручить сельскохозяйственного производителя, обеспечив выход его товаров на рынок, минуя посредников, что способствует снижению цены продукции. К примеру, в большинстве развитых стран существуют программы, по которым кооперативные организации, внедряющие новые технологии и оборудование в производство, могут получать до75 % компенсации их стоимости, т. е. внедрение ноу-хау не становится разорительным даже для средних и малых организаций [9, с. 5].

Вышесказанное подтверждает, что государственная поддержка потребительской кооперации является недостаточной. На федеральном уровне она состоит лишь в возможности получения краткосрочных кредитов сроком до одного года на пополнение оборотных средств для закупки сельхозпродукции и ее последующей переработки.

Субсидирование процентной ставки по кредитам составляет 80 %.

В принятых поправках к закону о развитии сельского хозяйства не были учтены предложения Центросоюза РФ о необходимости предоставления инвестиционных кредитов организациям потребительской наравне с сельскохозяйственными товаропроизводителями с субсидированной процентной ставкой сроком до 5 лет на бытовое и социальное обслуживание населения, заготовку и переработку дикоросов.

Распространение мер государственной поддержки, предусмотренных для сельскохозяйственных потребительских кооперативов на организации потребительской кооперации, по мнению Министерства финансов, приведет к расширению числа получателей субсидий, увеличению расходных обязательств федерального бюджета, не предусмотренных законом о федеральном бюджете на 2010 г. и планами на 2011—2012 гг.

Принятие такого решения, по мнению Министерства сельского хозяйства РФ, будет возможным при условии, когда в организациях системы потребительской кооперации:

1) доля объемов заготовок и переработки сельскохозяйственной продукции в сельской местности в их общем объеме будет составлять не менее 50%;

2) доля объемов заготовок и переработки сельскохозяйственной в совокупном объеме деятельности должна быть не менее 50 %.

Однако следует заметить, что если первый показатель составляет более 50 %, то второй, по словам Е. Кузнецова, может достигнуть рекомендуемого Минсельхозом России значения (50 %) только при снижении в структуре совокупного объема деятельности доли оборота розничной торговли, что является невозможным. В целом по системе потребительской кооперации второй показатель составляет 17,7 %; в Северо-Западном регионе — 13,7 % и имеет тенденцию к сокращению, что видно из данных табл. 2. Наибольшую долю в совокупном объеме деятельности он составляет в Южном (25,5 %) и Дальневосточном (24,9 %) регионах, в остальных — колеблется от 15 до 21 %.

Многие региональные органы власти видят решение проблемы государственной поддержки потребительской кооперации путем создания в системе сельскохозяйственных потребительских кооперативов или вступления в уже созданные кооперативы потребительских обществ, что является недопустимым, так как может привести в дальнейшем к отчуждению кооперативной собственности [4, с. 2].

Выравнивание условий государственной поддержки наравне с сельхозтоваропроизводителями по предоставлению техники и оборудования в лизинг на льготных условиях позволило бы более быстрыми темпами обновлять материально-техническую базу заготовок и переработки сельскохозяйственной продукции в организациях потребительской кооперации и реально увеличить объемы заготовительной и промышленной деятельности по производству продуктов питания.

Обеспечить гарантированный сбыт сельскохозяйственной продукции, усилить интеграцию кооперативного производства с системой заготовительной и торговой деятельности, по мнению председателя Совета Центросоюза РФ Е. Кузнецова, позволяет решить реализация проекта торговых сетей на основе кооперирования региональных товаропроизводителей. Проект предполагает их создание за счет финансового участия производителей продуктов питания в виде реальных паевых взносов во вновь создаваемые кооперативы. При этом производителям-пайщикам гарантируется доступ их продукции в магазины сети в любом объеме и ассортименте.

В магазинах сети должно быть не менее 50 % продукции, произведенной пайщиками. При этом торговая наценка на продукцию пайщиков может быть установлена в размере, необходимом только для покрытия операционных издержек. Первичная работа по созданию кооперативов производителей продуктов питания должна быть организована региональными союзами потребительских обществ. Центросоюзом РФ могут быть представлены технологии организации торговой сети на условиях франчайзинга. Внедрение этой модели дает возможность расширить производство сельскохозяйственной продукции в регионах, снизить на нее цену для потребителя, создать альтернативу федеральным торговым сетям [5, с. 2].

Решению проблемы реализации сельскохозяйственной продукции может способствовать заключение договоров на поставку плодоовощной продукции для муниципальных нужд, проведение ярмарок не только в крупных городах, но и в небольших населенных пунктах, главы которых должны создавать необходимые условия для приема кооператоров, хранения и продажи их продукции.

В настоящее время Советом Центросоюза РФ в проект программы развития производства, переработки и реализации продукции на кооперативной основе на 2010—2012 гг. в соответствии с замечаниями ряда министерств, в частности Мин-сельхоза, Минрегионразвития, внесены существен-

65

ные изменения. Доработанный проект программы вновь передан для рассмотрения в Министерство сельского хозяйства РФ. Для ее реализации необходимо выделение части средств, предусмотренных программой развития сельского хозяйства до 2012 г. в размере не менее 2 млрд руб.

Для обеспечения активного участия потребительской кооперации в формировании социально ориентированного рынка в стране и осуществления всех намеченных инновационных проектов требуется совершенствование законодательной базы деятельности ее организаций в следующих направлениях.

Во-первых, необходимо конституционное закрепление в российском законодательстве понятия «кооперативная собственность» как самостоятельной формы собственности, которое позволит организациям потребительской кооперации рассчитывать на получение полноценной государственной поддержки.

Во-вторых, требуется корректировка федерального законодательства по расширению льгот потребительской кооперации в части реализации сельскохозяйственной продукции, закупленной у населения. Так, по нашему мнению, следует внести изменения в Федеральный закон от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс РФ», которые позволят организациям потребительской кооперации, управляющим кооперативными рынками, осуществлять реализацию сельскохозяйственной продукции, закупленной у населения, минуя посредников, на льготных условиях.

В-третьих, учитывая, что 90 % кооперативных организаций применяют упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, увеличение ставки по уплате страховых взносов в бюджет с 2011 г. более чем вдвое увеличит налоговую нагрузку в системе потребительской кооперации. Для ее снижения в Налоговый кодекс РФ следует внести поправку по установлению пониженных тарифов страховых взносов для организаций потребительской кооперации на 2011—2014 гг. Такая преференция предусмотрена для сельскохозяйственных товаропроизводителей, уплачивающих единый сельскохозяйственный налог.

В-четвертых, рассмотреть возможность предоставления организациям потребительской кооперации налоговых льгот по уплате налога на землю и налога на имущество в течение 5 лет в регионах, обеспечивающих занятость населения.

66

Очевидно, аномальные погодные условия 2010 г. внесут определенные коррективы в выполнение принятой Доктрины продовольственной безопасности РФ и окажут негативное влияние на снижение объемов импортозамещения. Это, в свою очередь, потребует активизации деятельности организаций потребительской кооперации России и Северо-Западного региона в следующих направлениях:

• разработки региональных и областных целевых программ по развитию заготовительной и перерабатывающей деятельности организаций потребительской кооперации, предусматривающих меры государственной поддержки из региональных бюджетов, в том числе по предоставлению дотаций на молоко и мясо при закупках этой продукции у населения;

• расширения работы по обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей и граждан отечественным фуражным зерном и комбикормами, организовав их продажу через розничную торговую сеть; по поставке на откорм молодняка скота и свиней в подсобных хозяйствах кооперативных организаций и по договорам с населением;

• развития торговли сельскохозяйственной продукцией, закупленной у населения в магазинах потребительской кооперации и кооперативных рынках, руководствуясь правом предоставленным законодательством по замене обязательной сертификации продукции декларированием ее качества.

Организациям потребительской кооперации, осуществляющим торгово-закупочную деятельность, необходимо добиваться поддержки со стороны региональных и муниципальных органов власти в вопросах:

1) установления пониженного коэффициента К2 при применении упрощенной системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в розничной торговле для магазинов, расположенных в отдаленных сельских населенных пунктах;

2) возмещения всех затрат по северному завозу качественных товаров отечественного производства с предоставлением кредитов на пополнение оборотных средств на срок 2—3 года,

3) возмещения расходов по доставке товаров в труднодоступные населенные пункты и вывозу сельскохозяйственной продукции из глубинных и малонаселенных поселений с выделением транспорта;

4) отнесения организаций потребительской кооперации, расположенных в сельской местности, заготавливающих сельскохозяйственную продукцию, выпускающих и реализующих социально

значимые товары к числу сельскохозяйственных организаций, на которые распространяется льгота по уплате за электроэнергию;

5) разработки механизма, предусматривающего порядок выделения земельных участков организациям потребительской кооперации под новые объекты по переработке и реализации сельскохозяйственной продукции на льготных условиях, в том числе в городах для создания розничных торговых сетей по ее продаже;

6) возможности отнесения к сельскохозяйственным товаропроизводителям организаций потребительской кооперации, осуществляющих переработку и продажу сельскохозяйственной продукции с созданием ООО со 100 %-ным участием в них потребительских обществ и их союзов.

Реализация программы производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции на кооперативной основе в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства до 2012 г. в стране и Северо-Западном регионе при организации эффективной государственной поддержки позволит снизить долю ввозимого импортного продовольствия и внести существенный вклад в выполнение принятой Доктрины продовольственной безопасности России.

Список литературы

1. Абалкин Л. Потребкооперация должна развиваться не вопреки, а благодаря // Российская кооперация. 2010. № 27. С. 6.

2. Зубков В. На кооперативной основе должна развиваться система производства, переработки и реализации продукции // Российская кооперация. 2010. № 16. С. 1, 9.

3. ИшковаЕ. Программа роста есть. Не было бы сбоев // Российская кооперация. 2010. № 22. С. 2.

4. Кузнецов Е. При поддержке потребкооперация способна на большее // Российская кооперация. 2010. № 21. С. 2.

5. Кузнецов Е. Отечественной продукции — дорогу к потребителю // Российская кооперация. 2010. № 25. С. 2.

6. Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года // Деловой вестник «Российской кооперации». 2008. № 4. С. 6.

7. Об итогах работы организаций потребительской кооперации системы Центросоюза РФ в 2009 г. и мерах по развитию системы производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции на кооперативной основе: постановление 136-го общего собрания представителей потребительских обществ РФ от 19.04.2010. // Российская кооперация. 2010. № 16. С. 4.

8. Основные показатели социально-экономической деятельности потребительской кооперации РФ. М.: Центросоюз потребительских обществ РФ, 2009.

9. Потребкооперация выручит, если... // Российская кооперация. 2010. № 22. С. 5.

10. Силаев И. Форма малая — надежды большие // Российская кооперация. 2009. № 7. С. 1, 3.

11. Утверждена Доктрина продовольственной безопасности // Российская кооперация. 2010. № 4. С. 1.

12. Формирование системы государственного регулирования АПК Северного региона / под ред. В. Н. Лаженцева. Сыктывкар: Коми научный центр УрО РАН, 2006. С. 149.

Агентство маркетинговых коммуникаций CNews Conferences

при информационной поддержке Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

7 декабря 2010 года проводит

круглый стол «ИТ-аудит: возможности и результаты»

По вопросам участия, а также за дополнительной информацией обращаться по телефону +7 (495) 363-11-57 либо e-mail: [email protected] http://www.cnews.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.