Научная статья на тему 'Перспективы развития потребительской кооперации в аграрном секторе региональной экономики (на примере Челябинской области)'

Перспективы развития потребительской кооперации в аграрном секторе региональной экономики (на примере Челябинской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООПЕРАТИВНЫЙ / СИСТЕМА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ / МЕХАНИЗМ / СБЫТОСНАБЖЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кислицкий М.М.

В статье представлен материал по истории Челябинского областного союза потребительских обществ. Рассмотрено современное состояние и перспективы развития потребительской кооперации в экономике региона на примере Челябинской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития потребительской кооперации в аграрном секторе региональной экономики (на примере Челябинской области)»

УДК 332.122

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ ВАГРАРНОМСЕКТОРЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ (на примере Челябинской области)

м. м. кислицкий,

преподаватель кафедры управления сельскохозяйственным производством E-mail: mmk74@rambler.ru Челябинская государственная агроинженерная академия

В статье представлен материал по истории Челябинского областного союза потребительских обществ. Рассмотрены современное состояние и перспективы развития потребительской кооперации в экономике региона на примере Челябинской области.

Ключевые слова: кооперативный, система, социально-экономический, механизм, сбытоснабженческая деятельность.

С юридической точки зрения традиционно различают три основных вида организации предприятия, соответствующих государственному, кооперативному и частному секторам экономики. Каждый из них имеет свои особенности.

В кооперативный сектор входят предприятия, главной задачей которых является не максимизация прибыли. Куда важнее здесь — равноправие участников в управлении вне зависимости от раз-мерадоли. Такие предприятия представляют своим работникам услуги по минимальным ценам. Деятельность таких организаций проходит в нескольких сферах: производство, розничная торговля, бытовые услуги, кредитование, страхование.

При разработке концепции перехода потребительской кооперации к функционированию в условиях рыночной экономики ее руководители исходили из необходимости сохранить достигнутые результаты и полезный опыт, максимально соеди-

нить преимущества рыночного механизма и задачи кооперации в интересах своих работников.

Для этой системы разгосударствление означало ее выделение из-под прямого управления и контроля государственных органов, предоставление реальной самостоятельности в рамках прав, определенных законом и уставами кооперативных образований.

С позиций приватизации смена собственника в кооперации означала бы по существу ликвидацию самого характера ее собственности, а это ни в коем случае не отвечает курсу на многообразие форм собственности в стране, развитие конкуренции между ними.

Поэтому нельзя, чтобы принципы приватизации государственных предприятий торговли, общественного питания, других отраслей механически распространялись и на потребкооперацию. Наоборот, приватизация государственных предприятий предполагает возможность приобретения их в собственность потребительской кооперации.

При выполнении Указа Президента Российской Федерации от 16.02.1992 №144 «О коммерциализации деятельности предприятий потребительской кооперации» в системе областных потребсоюзов началась коммерциализация. Новая экономическая и социальная обстановка заставила пересмотреть организационную структуру потребительской кооперации, значительно сократить административный аппарат.

Коренные изменения в деятельности этой сферы создают дополнительные возможности для углубления международного сотрудничества на взаимовыгодной основе. Центросоюз развивает такие виды сотрудничества, как организация за рубежом стажировокдля специалистов системы, приглашение ведущих ученых, лекторов. Для ознакомления с опытом зарубежных кооператоров представители Центросоюза выезжали на стажировку во Францию, ФРГ, Бразилию и др. Дальнейшее развитие получили связи с кооператорами Великобритании, Норвегии, Швейцарии, Испании, Италии.

Международная деятельность Центросоюза способствует укреплению позиций потребительской кооперации России на международной арене, росту ее авторитета в мировом кооперативном сообществе. В 1992г. Центросоюз России принят в члены Международного кооперативного альянса.

Дальнейшее развитие кооперативного сектора в нашей стране идет путем формирования сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов (снабженческо-сбытовых, заготовительных, перерабатывающих, кредитных). В частности, основные мероприятия национального проекта «Развитие АПК» включают в себя появление в стране 1 ООО кредитных, 550 перерабатывающих и 1 ООО заготовительных и снабженческо-сбытовых кооперативов.

Активное развитие этого сектора национальной экономики касается многих регионов, в том числе и Челябинской области. Исторически это выглядит следующим образом.

Первое Челябинское общество потребителей было создано по инициативе рабочего чаеразвесочной фабрики А. П. Албычева в 1909 г. А 21 августа 1916 г. решением собрания уполномоченных потребительских кооперативов Челябинского уезда был создан Челябинский союз потребительских кооперативов, который в 1917г. объединил потребительские учреждения Челябинского, Троицкого, Кустанайского, Шадринского, Екатеринбургского, Златоустовского уездов. Потребсоюз располагался по улице Уфимской, 35 в Челябинске.

Революция не разрушила кооперативного движения. Напротив, губернский продовольственный комитет и совещание уполномоченных потребительских кооперативов, состоявшееся 24 ноября 1919г., приняли решение о реорганизации потребсоюза в Губернский союз потребительских кооперативов (райпотребсоюзов). Губпотребсоюз вошел в систему Центросоюза.

Шло время, менялись названия улиц, городов, губернии переименовывались в области, уезды —

в районы. Челябинская губерния вошла в состав Уральской области на правах округа, и в соответствии с этим Губпотребсоюз был переименован в Челябинский окружной союз.

От бывшего Уралоблпотребсоюза были приняты 9 горпо и райкоопов, 18 заготовительных районных контор 2-й группы и 9 — 3-й, 54 райпот-ребсоюза, объединявших 871 сельпо и 37 мелких горпо. Помимо этого от Башпотребсоюза было принято 2 райпотребсоюза и 30 сельпо. Неизменным оставалось место нахождения облпотребсоюза, менялся лишь в связи с административными перипетиями адрес (Уфимская 35, она же Рабоче-Крестьянская, 35, затем — Кирова, 112). Неизменными были и остаются поныне задачи: вовлечение трудящихся области в потребительскую кооперацию, повышение культурного уровня и материального благосостояния населения.

На протяжении семидесяти лет во главе кооперативного движения находились творческие, талантливые люди. Первым председателем облпотребсоюза стал Шумилинский (кроме фамилии в архивах не сохранилось никаких данных об этом человеке). Затем за короткий промежуток времени сменили друг друга Ратнер и Шанаурин. В годы Великой Отечественной войны потребсоюз возглавляли Осипов, Казанцев и Федотов. С 1946 по 1954г. во главе областной кооперации находился И. М. Гоголев.

Для подготовки кадров потребительской кооперации области в 1965 г. в Челябинске открылся кооперативный техникум. Сегодня это учебное заведение, имеющее многолетние традиции, выпустившее за четыре десятилетия 16 тыс. специалистов по таким востребованным специальностям, как экономика, бухгалтерский учет, товароведение, менеджмент, технология продукции общественного питания.

На базе техникума в 1985 г. создан Музей потребительской кооперации Челябинской области, создано два филиала в Еткуле и Чебаркуле, а в 2003 г. открыт филиал Сибирского университета потребительской кооперации.

Время тяжелейших испытаний, выпавших на долю потребительской кооперации, — 1990-егг. Об-лпотребсоюз лишился части собственности, ушла часть пайщиков и работников кооперации. Однако идея единения людей оказалась жизнеспособной. Постепенно происходит осознание самобытности потребительской кооперации как социально ориентированной системы: борьба с бедностью, безработицей, бездуховностью стала главной заботой челябинских кооператоров.

Сегодня облпотребсоюз насчитывает в своих рядах около 172тыс. пайщиков, объединенных в 17 районных потребсоюзов, 73 потребительских общества, 7 райпо. В систему региональной кооперации входят следующие организации: Челябинский кооперативный техникум; Челябинская торгово-закупочная база; ООО «Комбинат производственных предприятий»;

ООО «Златоустовский горкоопторг»; ООО «Мясоперерабатывающий завод»; 805 розничных торговых предприятий; 50 предприятий общественного питания; 5 действующих колбасных цехов; 23 хлебопекарни; 2 мельницы; консервный завод; автобаза; зверохозяйство.

Социальная миссия кооперации — борьба не только с бедностью, но и с бездушием. Магазины на селе по существу являются едва ли не единственным местом общения. Вот почему именно здесь организуются чайные столы, а рядом оборудуются детские площадки. Говоря иначе, потребительские общества не только развивают экономику села, но

^ 200 000

(О 1С

о JS £ S

t

^

и с в с

и

te

S 150 000

100 000

50 000

2005

2006

2007

2008

Рис. 1. Совокупный объем деятельности Центросоюза России за 2005—2009 гг.

млн руб.

2 500

ю с

Е к

с

&

с сс с U

ю

^

а к

4

5

¡S Е-

2 000

1 500

1 000

500

0

2005

2006

2007

2008

Рис. 2. Совокупный объем деятельности Челябинского областного союза потребительских обществ за 2005—2009гг., млн руб.

и помогают решать многочисленные социальные проблемы сельского населения.

Ежегодно кооператоры принимают участие в традиционных выставках, где можно ознакомиться со всем ассортиментом продукции, выпускаемой предприятиями потребсоюза. Для определения стратегии развития потребительской кооперации области с 1999 г. проводятся научно-практические конференции. Залогом выполнения их рекомендаций является высокий интеллектуальный потенциал кооператоров, прежде всего руководителей и специалистов.

Рост совокупного объема деятельности Центрального союза потребительских обществ Российской Федерации — Центросоюза России показан нарис. 1.

Тенденция к росту совокупного объема деятельности видна и в Челябинском облпотребсоюзе (рис. 2).

Тенденция общего показателя к росту вызывает оптимизм. Но при рассмотрении структуры роста (табл. 1) видно, что его основой является розничная и оптовая торговая деятельность, в то время как показатели производства и закупок сельскохозяйственной продукции у населения снижаются и имеют колебательный характер.

Данная негативная ситуация вызвана перестройкой экономических отношений в обществе и встраиванием потребительской кооперации в данную систему. Это привело к деформации понимания миссии и целей потребительской кооперации на селе.

Определение миссии позволяет уточнить цели агропромышленной компании (АПК) и добиться, чтобы каждый ее работник разделял эти цели. Далее на основе целей составляются планы и проводится контроль за их выполнением (рис. 3).

По этому поводу Б. Карлоф пишет так: «Базовая деловая стратегия формируется на основе корпоративной миссии, а затем подразделяется на функциональные стратегии в соответствии с различными отделами или функциями компании» [2]. Далее он отмечает, что формирование функциональ-

2009

2009

0

Таблица 1

Показатели деятельности Челябинского облпотребсоюза за 2005—2009гг., млн руб. [1]

Показатель 2005 2006 2007 2008 2009

Совокупный объем деятельности в действующих ценах, млн руб. 1 395 1 498 1 760 2 179 2 198

(%-в сопоставимых ценах)

В том числе оборот розничной торговой сети_в действующих ценах, млн 804 986 1 251,8 1 589 1 605

руб. (%-в сопоставимых ценах)

Охват товарооборотом потребительской кооперации денежныхдоходов 10,0 10,7 38,7 38,7 38,7

сельского населения, направленных на покупку товаров, %

'Удельный вес потребительской кооперации в товарообороте территории, % 0,9 0,8 0,8 0,7 0,6

Товарооборот общественного_питания в действующих ценах, млн руб. 34 45 58,0 79,9 83,7

(%-в сопоставимых ценах)

Оптовый оборот в действующих ценах, млн руб. (%—в сопоставимых 128 43 27,9 33,0 27,4

ценах)

% к розничному товарообороту 16,0 4,3 2,2 2,1 1,7

Стоимость платных услуг.населению в действующих ценах, млн руб. 21,9 25 25,5 24,5 23,4

(% — в сопоставимых ценах)

В том числе стоимость бытовых услуг в действующих ценах, млн руб. 2,9 3,4 4,7 5,6 5,2

(% — в сопоставимых ценах)

Объем закупок в действующих ценах, млн руб. (% — в сопоставимых ценах) 235 198 226,1 271 274

Объем продукции (работ, услуг) в действующих ценах, млн руб. 172 201 171,0 183 184

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(% — в сопоставимых ценах)

Закупки основных видов сельхозпродуктов и сырья

Мясопродукты,т 1 391 1 394 987 1 097 1099

% освоения товарных ресурсов населения 4,6 5,0 4,4 3,9 5,9

молокопродукты,т 2 500 2 665 2 290 2 370 1 800

% освоения товарных ресурсов населения 2,17 2,79 1,66 1,6 2,9

Яйца, тыс. шт. 3 404 3 453 3 464 3 155 3 455

Картофель, т 1 055 1 529 800 1 300 1 353

% освоения товарных ресурсов населения 1,2 1,4 1,1 0,9 0,6

Овощи, т 727 934 965 1415 1 640

% освоения товарных ресурсов населения 0,9 3,0 2,8 3,6 1,8

Плоды, т 829 835 813 744 790

Выработка основных видов продукции

Хлеб и хлебобулочные изделия, тыс. т 6,5 6,4 5,8 5,7 5,3

В том числе в расчете на 1 чел., кг/г. 12,5 14,0 43,7 42,5 39,6

% к нормативу (при норме 83 кг/г. на 1 чел.) 15,0 16,9 52,6 51,2 47,7

Колбасные изделия, т 837 601 183 0 0

Кондитерские изделия, т 490 444 367 378 384

Консервы, туб 355 1 118 3 377 2 166 4 030

Безалкогольные напитки, тыс. дал 39 39,6 9,7 36,3 13,9

Полуфабрикаты, млн руб. 6,2 12,1 13,3 16,8 22,0

Рис. 3. Структура взаимосвязи общества и промышленной корпорации

ной стратегии — это неподнятая целина делового менеджмента, где скрыты большие резервы.

В процессе формирования функциональной стратегии определяется наиболее целесообразная

структура управления и распределения задач среди работников АПК. Уделяя этому вопросу должное внимание, можно более результативно воздействовать как на величину вклада того или иного функционального подразделения в общее дело, так и на величину затрат на финансирование этого подразделения.

Какой бы ни была АПК (по размерам и формам собственности), ее функции (по составу) не изменяются. Меняется только структура (значимость) функций в зависимости от внешней среды

предприятия и его целеполагания (внутренней направленности действий). Суть функциональной стратегии как раз и состоит в определении этой зависимости на ближайшую и отдаленную перспективу. Она определяется также составом функциональных подразделений, ориентацией работников надостижение поставленных задач.

Алгоритм работ по формированию функциональной стратегии АПК представлен на рис. 4. Он включает в себя ряд блоков, последний из которых имеет обратную связь с функциональной моделью АПК.

Данная модель включает в себя несколько определяющих частей. Они имеют определенную (последовательную) связь друг с другом. Прежде всего это «типология функций».

Общая деятельность, как справедливо отмечают некоторые авторы, «подразделяется наряд основных функций: производство, продажа, снабжение, финансовый контроль. Координация всех этих видов деятельности внутри предприятия требует создания различных структур в зависимости от размеров, специфики и технологии компании» [3].

Первое «функциональное поле» предприятия построил Г. Файоль. Он выделил шесть основных функций (серий операций), определяющих его состав:

— техническая, охватывающая производство, переработку сырья и полуфабрикатов;

Методическая и организационная подготовка

т

Разработка типологии функции

т

Предвидение результатов деятельности

г

Построение функционального поля

Рис. 4. Алгоритм работ по формированию функциональной стратегии АПК

— коммерческая, заключающаяся в закупке составляющих и продаже продукции;

— финансовая, касающаяся мобилизации и управления финансовыми ресурсами, необходимыми для производственного цикла;

— функция безопасности, связанная с защитой имущества и людей;

— бухгалтерская, отвечающая за составление отчетов, определение себестоимости;

— административная, целью которой являются прогнозирование, организация, координирование, контроль и управление.

Современные специалисты по организации управления предприятием основываются на этих функциях, иногда критикуя или дополняя их. Так, некоторые авторы настаивают на наличии «социальной функции предприятия, объединяющей в себе обслуживание потребителей и осуществление своей роли по отношению к рабочим и служащим, работающим на данном предприятии». «Такие ставшие в настоящее время классические функции, как социальные отношения, отношения, связанные с ведением юридических дел, не фигурируют в той классификации в достаточно четком виде» [4].

В условиях рыночной конкуренции потребительская кооперация выступает стабильной и социально значимой системой в региональной экономике. Такой ее статус поддерживается традиционным для кооперативного вида деятельности закупом сельскохозяйственной продукции у населения и организацией перерабатывающего производства. Эта деятельность связана с решением ряда проблем.

Основной трудностью для потребительской кооперации становится масштабность обслуживаемой территории за счет удаленных и малочисленных населенных пунктов. Ввиду этого возрастают транспортные расходы, составляющие большую долю всех расходов кооператоров.

Рассредоточенность населенных пунктов вызывает проблему, обусловленную климатическими особенностями региона: осенней и весенней распутицей, снежной и холодной зимой. Все это ведет к дополнительным затратам на обслуживание транспорта.

Важной задачей является также оперативная переработка закупаемой у населения сельскохозяйственной продукции. Такая необходимость связана со сроками хранения продукции. Скажем, сырое молоко хранится около суток, поэтому возникает проблема его хранения и оперативной доставки на перерабатывающее производство.

Построение функциональной

модели промышленной корпорации

Исходя из перечисленных аспектов, можно выделить следующие перспективы развития потребительской кооперации в регионе.

Во-первых, необходим логистический координационный центр региональной системы потребительской кооперации. В его задачи входит минимизация транспортных и временных издержек предприятий, входящих в систему потребительской кооперации региона.

Во-вторых, повышение качества планирования деятельности и создание новых производств. При этом под планированием в первую очередь необходимо понимать создание бизнес-плана.

В-третьих, перспективным направлением является кооперативно-государственное сотрудничество. Основная его задача заключается в реализации совместных социально-экономических программ. При этом варианте развития необходимо включение системы потребительской кооперации в национальный проект развития АПК и в стратегии развития субъектов РФ.

Имеется положительный, но не получивший массового применения опыт сотрудничества потребительской кооперации с муниципальной властью. Основой такого сотрудничества является социальная защита сельского населения. Учреждения потребительской кооперации обеспечивают населенные пункты муниципалитета, в том числе малые, товарами и услугами первой необходимости, а власти компенсируют часть транспортных издержек. При этом важно правильно выстроить диалог между населением, властью и потребительской кооперацией.

Стоит отметить и инновационное направление в деятельности потребительской кооперации, связанное с информационными потоками. Здесь речь идет в первую очередь о постоянном монито-

ринге проблем и потребностей населения, а также о необходимости доведения до людей информации о работе потребительских кооперативов. Широкое применение может найти участие населения в работе потребкооперации. Это возможно при включении жителей в процесс планирования и в реализацию контрольной функции (для повышения качества обслуживания).

Перспективы развития потребительской кооперации связаны с историей ее создания и деятельности. Эта связь проявляется через преодоление сложившихся стереотипов и сохранение положительного опыта работы. Так, историческим фактором объясняются взаимоотношения населения и потребительской кооперации.

В качестве обобщения отметим следующее. После многих лет застоя неизбежно активное возрождение села. И челябинские кооператоры принимают в этом непосредственное участие. Растет число пайщиков и людей, работающих в кооперации. Изменяется отношение селян к собственному труду и к себе. Они поверили в возможность лучшей жизни. А вера, основанная на сотрудничестве и реальныхделах, обладаетреальной силой.

Список литературы

1. Информационные материалы Центрального союза потребительских обществ Российской Федерации, 2010.

2. Карлоф Б. Деловая стратегия. Пер. с англ. М.: Экономика, 1991. 239 с.

3. Попов А. ^.Экономика фирмы (акционерного предприятия). Челябинск: УралГАФК, 2000. 51 с.

4. Рише К. Экономика предприятия. Пер. с франц. М.: Аристей, 1995. 150 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.