Научная статья на тему 'Перспективы развития потребительской кооперации в аграрном секторе региональной экономики (на примере Челябинской области)'

Перспективы развития потребительской кооперации в аграрном секторе региональной экономики (на примере Челябинской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
154
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КООПЕРАТИВНАЯ СИСТЕМА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / СБЫТОСНАБЖЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попов Александр Николаевич, Кислицкий Михаил Михайлович

Представлен материал по истории Челябинского областного союза потребительских обществ. Рассмотрено современное состояние и перспективы развития потребительской кооперации. Обоснована необходимость инновационной направленности деятельности по данному направлению интеграции агропромышленного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития потребительской кооперации в аграрном секторе региональной экономики (на примере Челябинской области)»

© Попов А. Н., Кислицкий М. М., 2010

4

Уральский государственный университет физической культуры

454000, РФ, г. Челябинск, ул. Российская, 258 Контактный телефон: (908) 081-75-41

Доктор экономических наук, профессор, директор института экономики

ПОПОВ Александр Николаевич

КИСЛИЦКИЙ Михаил Михайлович

Ассистент, аспирант кафедры управления сельскохозяйственным производством

Челябинская государственная агроинженерная академия

454080, РФ, г. Челябинск, пр. Ленина, 75 Контактный телефон: (908) 572-27-58 e-mail: mmk74@rambler.ru

Перспективы развития потребительской кооперации в аграрном секторе региональной экономики (на примере Челябинской области)

Ключевые слова: кооперативная система; социально-экономический механизм; сбытоснабженческая деятельность.

Аннотация. Представлен материал по истории Челябинского областного союза потребительских обществ. Рассмотрено современное состояние и перспективы развития потребительской кооперации. Обоснована необходимость инновационной направленности деятельности по данному направлению интеграции агропромышленного комплекса.

С юридической точки зрения традиционно различают три основных вида организации предприятия, соответствующих государственному, кооперативному и частному сектору. Каждый из них имеет свои особенности и размеры.

В кооперативный сектор входят предприятия, главной задачей которых не является максимизация прибыли. Главное здесь - равноправие участников в управлении вне зависимости от размера доли. Такие предприятия предоставляют своим членам услуги по минимальным ценам. Их деятельность проходит в нескольких секторах: производстве, розничной торговле, различных услугах, кредитовании, страховании.

При разработке концепции перехода потребительской кооперации к функционированию в условиях рыночной экономики ее руководители исходили из необходимости сохранить достигнутые положительные результаты, имеющийся полезный опыт, максимально соединить преимущества рыночного механизма и задачи потребительской кооперации в интересах своих членов и служащих. Для системы потребительской кооперации разгосударствление означало ее вывыедение из-под прямого управления и контроля органов государственного управления, предоставление реальной самостоятельности в рамках прав, определенных законом и уставами кооперативных образований.

С позиций приватизации смена собственника в потребительской кооперации означала бы по существу ликвидацию кооперативного характера ее собственности, а это ни в коем случае не отвечает курсу страны на многообразие форм собственности и развитие конкуренции между ними.

Принципы приватизации государственных предприятий торговли, общественного питания, других отраслей не должны механически распространяться на потребкооперацию. Наоборот, приватизация государственных предприятий предполагает возможность приобретения их в собственность потребительскими кооперативами.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 16 февраля 1992 г. № 144 «О коммерциализации деятельности предприятий потребительской кооперации» в системе Облпотребсоюза началась коммерциализация. Новая экономическая и социальная обстановка заставляет пересмотреть и организационную структуру потребительской кооперации, значительно сократить административный аппарат.

Активное развитие кооперативного сектора национальной экономики касается многих регионов нашей страны, в том числе и Челябинской области.

Первое Челябинское общество потребителей было создано по инициативе рабочего чаеразвесочной фабрики Албычева в 1909 г. Уже 21 августа 1916 г. решением собрания уполномоченных потребительских кооперативов Челябинского уезда был создан Челябинский союз потребительских кооперативов, который в 1917 г. объединил потребительские кооперации Челябинского, Троицкого, Кустанайского, Шадринского, Екатеринбургского, Златоустовского уездов. Потребсоюз располагался в Челябинске по улице Уфимской, 35.

Революция не разрушила кооперативное движение. Напротив, Губернский продовольственный комитет и Совещание уполномоченных потребительских кооперативов, состоявшееся 24 ноября 1919 г., приняли решение о реорганизации потребсоюза в Губернский союз потребительских кооперативов (райпотребсоюзов). Губпотребсоюз вошел в систему Центросоюза. Шло время. Менялись названия улиц, городов, губернии переименовывались в области, уезды в районы. Челябинская губерния вошла в состав Уральской области на правах округа, в соответствии с этим Губпотребсоюз был переименован в Челябинский окружной союз.

От бывшего Уралоблпотребсоюза было принято 9 горпо и райкоопов, 18 заготовительных районных контор (ЗРК) 2-й группы и 9 ЗРК 3-й группы, 54 райпотребсоюза, объединявших 871 сельпо и 37 мелких горпо. Помимо этого от Башпотребсоюза было принято 2 райпотребсоюза с 30 сельпо. Неизменным оставалось место нахождения Облпотребсоюза, менялся лишь, в связи с административными перипетиями, адрес (Уфимская, 35, она же Рабоче-Крестьянская, 35, затем Кирова, 112). Неизменными были и остаются задачи: вовлечение трудящихся области в потребительскую кооперацию, повышение культурного уровня и материального благосостояния населения.

На протяжении семидесяти лет во главе кооперативного движения стояли творческие и талантливые люди. Первым председателем Облпотребсоюза стал Шумилинский (в архивах не сохранилось никаких данных об этом человеке, даже его имени). Затем за короткий промежуток времени сменили друг друга Ратнер и Шанаурин. В годы Великой Отечественной войны потребсоюз возглавляли Осипов, Казанцев и Федотов. С 1946 по 1954 г. во главе областной кооперации находился И. М. Гоголев.

В 1965 г. с целью подготовки кадров потребительской кооперации области в Челябинске открывается кооперативный техникум. Сегодня это учебное заведение, имеющее многолетние традиции, выпустившее 16 тыс. специалистов по таким востребованным специальностям, как экономика, бухгалтерский учет, товароведение, менеджмент, технология продукции общественного питания.

В 2003 г. на базе техникума был открыт филиал Сибирского университета потребительской кооперации. Кооперативный техникум в свою очередь создал два филиала: в Еткуле и Чебаркуле. В 1985 г. при кооперативном техникуме создан Музей потребительской кооперации Челябинской области.

1990-е - это годы тяжелейших испытаний, выпавших на долю потребительской кооперации. Облпотребсоюз лишился части своей собственности, ушли пайщики, ра-

ботники кооперации. Однако кооперативная идея единения людей оказалась жизнеспособной. Постепенно происходит осознание самобытности потребительской кооперации как социально ориентированной системы: борьба с бедностью, безработицей, бездуховностью становится главной заботой челябинских кооператоров.

Сегодня Челябоблпотребсоюз насчитывает в своих рядах около 172 тыс. пайщиков, объединенных в 17 районных потребительских союзов, 73 потребительских общества, 7 райпо.

Социальная миссия кооперации - борьба не только с бедностью населения, но и с бездуховностью. Магазины на селе, по существу, являются единственным местом общения. Вот почему здесь организуются чайные столы, рядом с магазинами оборудуются детские площадки. Говоря иначе, потребительские общества не только повышают экономику села, но и решают многочисленные социальные проблемы сельского населения.

На рис. 1 показан рост совокупного объема деятельности Центрального союза потребительских обществ Российской Федерации - Центросоюза России. За последние 5 лет отмечается рост данного показателя.

250 ООО -i 200 000 150 000 100 000 50 000 0

172 530

136 377

153 104

W/.

т,

т

201 704

206 068

Wa

Ж

2005

2006

2007

2008

2009

Рис. 1. Совокупный объем деятельности Центрального союза потребительских обществ Российской Федерации за 2005-2009 гг., млн р. [1]

Тенденция к росту совокупного объема деятельности видна и в Челябинском облпотребсоюзе (рис. 2).

2 500 2 000 1 500 1 000 500 0

1 395

2005

1 498

2006

1 760

2007

2 179

W/,

Ж

2008

2 198

2009

Рис. 2. Совокупный объем деятельности Челябинского областного союза потребительских обществ за 2005-2009 гг., млн р. [1]

Тенденция общего показателя к росту вызывает оптимизм. Но при рассмотрении структуры роста видно, что его основой является розничная и оптовая торговая деятельность, в то время как показатели производства и закупок сельскохозяйственной продукции у населения снижаются и имеют колебательный характер.

Данная негативная ситуация вызвана перестройкой экономических отношений в обществе и встраиванием потребительской кооперации в эту систему. Это привело к деформации понимания миссии и целей потребительской кооперации на селе.

В условиях рыночной конкуренции потребительская кооперация выступает стабильной и социально значимой системой в региональной экономике [2]. Такой ее статус поддерживается традиционным для кооперативного вида деятельности закупом сельскохозяйственной продукции у населения и организацией перерабатывающего производства. Но существует ряд проблем:

1) масштабность обслуживаемой территории за счет удаленных и малочисленных населенных пунктов. Ввиду этого возрастают транспортные расходы, составляющие большую долю всех расходов кооператоров;

2) рассредоточенность населенных пунктов, усугубляемая климатическими особенностями региона: осенней и весенней распутицей, снежной и холодной зимой. Все это ведет к дополнительным затратам на обслуживание транспорта;

3) необходимость оперативной переработки сельскохозяйственной продукции, закупаемой у населения, обусловленная небольшими сроками ее хранения. Так, сырое молоко хранится около суток, поэтому оно должно быть доставлено на перерабатывающее производство в максимально короткие сроки.

Исходя из вышеперечисленных проблем, можно выделить следующие перспективы развития потребительской кооперации в регионе.

Во-первых, необходим логистический координационный центр региональной системы потребительской кооперации. Он должен минимизировать транспортные и временные издержки предприятий, входящих в систему потребительской кооперации региона.

Во-вторых, требуется повысить качество планирования деятельности и создания новых производств. При этом под планированием в первую очередь необходимо понимать создание бизнес-плана.

В-третьих, перспективным направлением является кооперативно-государственное сотрудничество. Основная его задача заключается в реализации совместных социально-экономических программ. При этом варианте развития необходимо включение системы потребительской кооперации в национальный проект развития АПК и в стратегии развития субъектов РФ. Имеется положительный, но не получивший массового применения опыт сотрудничества потребительской кооперации с муниципальной властью. Основой сотрудничества потребительских кооперативных обществ с органами местной власти является социальная защита сельского населения. Организации системы потребительской кооперации обеспечивают населенные пункты муниципалитета, в том числе малые, товарами и услугами первой необходимости, а муниципальные власти компенсируют часть транспортных издержек. При этом важно выстроить диалог между населением, властью и потребительской кооперацией.

Стоит отметить и инновационное направление в деятельности потребительской кооперации, связанное с информационными потоками. Речь идет в первую очередь о постоянном мониторинге проблем и потребностей населения, а также о необходимости доведения до населения информации о работе потребительских кооперативов. Широкое применение здесь может иметь метод участия населения в работе потребительской кооперации. Его реализация возможна при включении населения в процесс планирования и в реализацию контрольной функции (для повышения качества обслуживания).

Перспективы развития потребительской кооперации связаны с историей ее создания и деятельности. Эта связь проявляется в преодолении сложившихся в процессе деятельности стереотипов и в сохранении положительного опыта работы. Так, историческим фактором объясняются взаимоотношения населения и потребительской кооперации.

В качестве обобщения отметим следующее. После многих лет застоя идет активное возрождение села. И челябинские кооператоры принимают в этом непосредственное участие. Растет число пайщиков и людей, работающих в кооперации. Изменяется отношение селян к собственному труду и к себе, а главное, они поверили в возможность лучшей жизни. А вера, основанная на сотрудничестве и конкретных делах, обладает реальной силой.

Источники

1. Информационные материалы Центрального союза потребительских обществ Российской Федерации. 2010. М., 2010.

2. Попов А. Н. Экономика фирмы (акционерного предприятия). Челябинск : Урал-ГАФК, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.