ТЕОРИЯ КООПЕРАЦИИ
УДК 334.735(470.344)«20»
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ ЧУВАШИИ В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ (1945-1950 гг.)*
О. Г. Вязова
В статье показаны основные направления организационного строительства потребительской кооперации Чувашии в послевоенные годы (1945-1950 гг.), а именно восстановление и расширение кооперативной демократии, кооперирование сельского населения, укрепление паевого хозяйства, реорганизация структуры и кадровое обеспечение потребительской кооперации. Выделены успехи и проблемы, свойственные организационному строительству потребительской кооперации Чувашской АССР того времени, проведено сравнение с состоянием потребительской кооперации страны в целом.
Ключевые слова: потребительская кооперация, сельские потребительские общества (сельпо), организационное строительство, кооперативная демократия, паевой капитал, ревизионная деятельность, укрупнение сельпо, подготовка кадров кооперативных работников.
Потребительская кооперация, зародившись в дореволюционной России, пройдя сложный этап развития в советские годы, продолжает, несмотря на экономический кризис, функционировать и сегодня. В настоящее время в составе Центросоюза Российской Федерации насчитывается более 50 тыс. магазинов (из них 20 тыс. закупают сельхозпродукцию у населения), почти 7 тыс. предприятий общественного питания (столовых, кафе, баров, ресторанов), более 8,4 тыс. цехов по производству промышленной продукции (в основном пищевой), 6,7 тыс. приемо-заготовительных пунктов и других объектов по закупке и хранению сельскохозяйственной продукции, около 30 тыс. пунктов по оказанию населению бытовых услуг. Организации потребительской кооперации обеспечивают работой около 300 тыс. человек [1]. Немаловажное место потребительская кооперация занимает и в экономике Чувашской Республики. Она снабжает товарами и услугами 60% сельского населения республики, занимает 25 % в обороте розничной торговли средних и крупных предприятий Чувашии, производит 27 % республиканского объема производства хлеба и хлебобулочных изделий, 10% - колбасных изделий, 55% -безалкогольных напитков, 61% - плодо-
овощных консервов, обеспечивает занятость более 9 тыс. человек, а также ежегодно создает более 100 новых рабочих мест [2].
Поразительная стойкость системы потребительской кооперации привлекает внимание историков, экономистов, общественных деятелей. Однако степень активности исследования потребительской кооперации в регионах России различна. Так, в Чувашии наиболее плодотворно анализируются современные экономические вопросы ее деятельности [3], в то время как исторический аспект, на наш взгляд, требует дальнейшего изучения. В частности, в чувашской историографии потребительской кооперации отсутствуют исследования, посвященные ее деятельности в период восстановления народного хозяйства в годы первой послевоенной пятилетки. Данный аспект только кратко затрагивался в брошюре, изданной Чуваш -потребсоюзом в 1990 г. [4].
В первую послевоенную пятилетку (19451950 гг.) коренным образом изменились условия функционирования потребительских обществ. В декабре 1947 г. в стране была проведена денежная реформа и отменены карточки на продовольственные и промышленные товары, что восстановило свободную торговлю, а также потребовало организа-
ционного укрепления потребительской кооперации. В связи с этим в статье предполагается на основе неопубликованных и опубликованных источников Государственного исторического архива Чувашской Республики и Российского государственного архива экономики (г. Москва) исследовать основные направления организационного строительства потребительской кооперации Чувашии в 1945-1950 гг.
Одним из главных направлений организационного строительства потребкооперации в послевоенной пятилетке становится укрепление кооперативной демократии, которая существовала чисто формально. В справке Центросоюза СССР и РСФСР о работе потребительской кооперации указывалось, что «с 1930 г. областные (краевые) съезды потребкооперации не созывались. Выборная форма управления сельпо и райпотребсоюзов существовала все время, но с 1935 г. по 1939 г. выборы органов управления и контроля проводились формально и крайне нерегулярно. Фактически, правления сельских потребобществ и райпотребсоюзов не выбирались, а назначались» [5], что являлось одним из серьезных нарушений устава. К тому же пайщики не пользовались никакими преимуществами, кооперирование населения часто производилось «под соль», «под водку» и другие товары, а паи собирались как доплата к цене продаваемого товара [6]. «В результате многие пайщики были не знакомы с уставом и не знали своих прав и обязанностей в отношении кооператива. Пайщики не чувствовали себя хозяевами кооператива, не сознавали своей ответственности за состояние и результаты его работы, а руководители не чувствовали своей ответственности перед пайщиками и работали в отрыве от них» [7].
Для ликвидации подобных негативных явлений с 15 мая по 1 июля 1947 г. впервые после 1930-х гг. во всех сельпо и райпотребсоюзах Чувашии были проведены отчетно-выборные собрания. Они прошли при активном участии пайщиков и их уполномоченных, было высказано большое количество критических замечаний. В результате, в руководящий состав потребкооперации пришли новые люди. Состав председателей сельпо обновился на 35,8%, председателей ревизионных комиссий сельпо - на 70,6%, председателей правлений райпотребсоюзов -18,4%, ревизионных комиссий - на 70%. В органы общественного контроля на собраниях пайщиков было избрано 3869 членов лавочных комиссий [8]. Но демократические
принципы деятельности потребительской кооперации закрепились не сразу. Еще в 1949 г. имели место снятия председателей сельпо без проведения собраний пайщиков.
Обращение внимания на самодеятельность кооперативной массы, привлечение пайщиков к работе сельпо дали огромные положительные результаты. В 1947 г. по сравнению с 1946 г. в 2 раза сократилось количество растрат, совершенных в системе потребительской кооперации [9]. Проблема растрат и хищений, существовавших в потребительской кооперации, беспокоила и руководство Центросоюза. Поэтому в 1949 г. принимается решение о проведении аттестации материально ответственных работников. В ходе нее должны были быть освобождены от работы, связанной с материальной ответственностью, все лица, имевшие судимость за растраты, хищения и другие корыстные преступления [10]. В ходе проведенной аттестации из системы Чувашпотребсоюза были уволены 58 человек, имевшие судимость [11]. К сожалению, аттестация не могла решить всех проблем, так как хищения и растраты приобрели просто катастрофические размеры. Так, в 1949 г. во всех райпотребсоюзах были обнаружены случаи растрат и хищений, из 154 сельпо только 32 сельпо не имело растрат в течение года [12]. Очень эффективными в этом плане могли стать внезапные и постоянные ревизии торговых кооперативных заведений, сельпо и райпотребсоюзов. Но Постановление СНК СССР от 15 апреля 1936 г., в котором рекомендовалось проводить не реже 1 раза в год документальные ревизии всех предприятий и организаций системы потребительской кооперации, выполнялось неудовлетворительно. В 1950 г. не было подвергнуто ревизии свыше 5 тыс. потребительских обществ и райпотребсоюзов страны [13]. В Чувашии из 154 сельпо документальные ревизии были проведены в 144 [14]. Вместе с тем, с каждым годом в Чувашской АССР сокращалось количество сельпо, не подвергнутых ревизиям. К примеру, в 1946 г. ими не было охвачено 28 сельпо, в 1949 г. - всего
10. В 1950 г. предполагалось значительно расширить ревизионную деятельность. В первом квартале 1950 г. план проведения внезапных ревизий был выполнен уже на 84,7%, в течение года планировалось провести ревизии в 31 райпотребсоюзе, в 105 сельпо по 1 разу и по 2 раза в 48 сельпо [15].
Отчетно-выборные собрания, проходившие в системе потребительской кооперации
летом 1947 г., не только улучшили борьбу с хищениями и растратами, но и активизировали деятельность по вовлечению новых членов. В 1947 г. в потребительские общества вступили более 7 тыс. человек, что позволило выполнить план по привлечению новых пайщиков на 241,2% [16]. Значительное перевыполнение плана привело к пересмотру заданий по кооперированию населения Чувашии. Если в 1947 г. планом предусматривалось кооперировать всего 3000 человек, то в 1949 г. уже - 10000 человек, и с таким высоким заданием Чувашпотребсоюзу справиться не удалось. Медленное вовлечение новых членов в сельские потребительские общества, на наш взгляд, объяснялось высоким размером паевого взноса, который в 1946 г. составлял 200-280 руб., в то время как даже в 1948 г. ежемесячная оплата труда колхозника равнялась примерно 4,4 руб., 12,7 кг зерна, 11,0 кг картофеля, 2,9 кг овощей и 0,7 кг сена [17]. Подсчитывая доходы колхозников, необходимо иметь в виду, что они складывались также из доходов, полученных от личного подсобного хозяйства. Их удельный вес в доходах колхозников в послевоенные годы оставался достаточно высоким, но постепенно снижался: в 1946 г. он составлял 69,5%, в 1950 г. - 45,3% [18]. Даже учитывая вклад личного подсобного хозяйства в материальное обеспечение колхозников, следует признать, что паевой взнос в размере 200-280 руб. был очень обременительным для желающих вступить в потребительский кооператив.
В результате в 1950 г. в потребительских обществах Чувашии состояло чуть больше 274 тыс. человек, что было меньше, чем в последний предвоенный год, когда пайщиков насчитывалось более 292 тыс. человек. В первой послевоенной пятилетке дойти до довоенной численности членов потребительских обществ в целом по стране также не удалось, она была достигнута только в 1963 г. [19].
После окончания Великой Отечественной войны, особенно в условиях восстановления свободной торговли, большое значение приобрело укрепление паевого хозяйства кооперативных организаций. Но паевой фонд потребительской кооперации в стране рос медленно. Паевой взнос (в млн. руб.) в 1945 г. составлял 3086,5, в 1946 г. - 3293,7, в 1947 г. - 3499,6 и в 1948 г. - 3627,9 [20]. В Чувашской АССР сбор паевых взносов осуществлялся еще более сложно. Если в 1947 г. паевых взносов было собрано на 2247 тыс. руб., что составило 125% плана, то в последующие годы
Чувашпотребсоюз не выполнял данные плановые задания. В 1950 г. удалось собрать всего 642 тыс. руб., или 42,8% плана [21]. Невыполнение планов объяснялось слабой работой среди пайщиков, а также срывами заданий по вовлечению новых членов. Сложная ситуация со сбором паевых взносов была во всем Центросоюзе СССР и РСФСР. По его данным, план по сбору паевых взносов в 1950 г. был выполнен только на 50% [22].
В 1946 г. был принят «Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг.», направленный на скорейшую ликвидацию последствий войны. В связи с этим он потребовал поднять значение прибыли и хозяйственного расчета в народном хозяйстве страны как дополнительного стимула роста производства. Это обязывало и кооператив -ные организации усилить внимание к мобилизации внутренних ресурсов, режиму экономии, ликвидации бесхозяйственности и непроизводительных затрат, рентабельной работе, к борьбе за сверхплановые накопления [23]. Во многих регионах страны реализация поставленных задач проходила очень сложно, поэтому 111 Всесоюзный съезд потребительской кооперации, проходивший в мае
1948 г., принял решение о слиянии мелких, убыточных потребительских обществ. Уже в следующем году в Чувашии из-за убыточной работы были ликвидированы 6 сельпо и 1 рабкооп, в частности, прекратили существование Мыслецкое, Пандиковское, Тюрар-ское, Василькасинское, Малокармалинское, Александровское сельпо и Кирский рабкооп. Проводилась работа по слиянию и укрупнению Тобурдановского, Шумшевашского, Стемасского, Явлейского, Антинского, Сы-ресинского, Сурско-майданского, Сиявско-го, Хоршевашского, Турмышского и Ямашев-ского сельпо. Однако проведенных мероприятий оказалось недостаточно, и план накоплений по системе был сорван, вместо установленного плана накоплений в 9835 тыс. руб. потребкооперация получила убыток в сумме 2242 тыс. руб., при этом 55% сельских потребительских обществ год закончили с убытками [24]. В 1950 г. в целях улучшения финансового положения было продолжено слияние слабых потребительских обществ, что дало положительные результаты. Число убыточных сельпо за год сократилось и составило 39,7% [25], а год потребкооперация закончила без убытков. В то же время была проведена реорганизация Кувакинского, Шемуршинского, Первомайского райпотреб-
союзов, как хозяйственно не оправдавших свое существование, в районные потребительские общества (райпо). Это дало дополнительную экономию в средствах по содержанию административно-управленческого персонала ликвидируемых в этих районах 7 сельпо [26].
Организационное строительство неразрывно связано с кадровым обеспечением системы потребительской кооперации. Уже в 1945 г. удалось полностью укомплектовать аппарат Чувашпотребсоюза руководящими работниками, чуть хуже обстояло дело с кадровым обеспечением районного звена потребительской кооперации, в частности, не хватало 8 инструкторов райпотребсоюзов [27]. Обеспечение необходимыми специалистами в первое время во многом решалось благодаря демобилизации военнослужащих Красной Армии. В 1945 г. в структуру руководящего аппарата Чувашпотребсоюза возвратилось 10 человек.
При этом острой проблемой оставалась большая текучесть кадров кооперативных работников. К примеру, в 1949 г. сменили 115 номенклатурных и 445 материально-ответственных работников, большинство которых в период проведения отчетно-выборной кампании, не справилось со своими обязанностями [28]. В связи с этим особое внимание стало обращаться на профессиональные и личные качества людей, рекомендуемых для работы в организациях потребительской кооперации. Вновь выбираемые председатели, главные бухгалтеры, инструкторы-ревизоры, плановики райпотребсоюзов, директора райзаготконтор стали проверяться не только по документам, но и в ходе личных бесед, проводимых членами правления, а также руководством отдела кадров Чуваш-потребсоюза. Следует отметить, что после войны значительно возросло внимание к кадровым аспектам со стороны Центросоюза СССР и РСФСР. Так, Центросоюзом 4 ноября
1949 г. было принято постановление «О состоянии работы по подбору и воспитанию кадров в системе потребительской кооперации», 23 марта 1950 г. - «Об усилении контроля за выполнением Постановления Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 25 января 1939 г. «О работе потребительской кооперации», в части соблюдения установленного порядка освобождения и перемещения председателей правлений райпотребсоюзов и сельпо» [29].
Состоянием дел в области кадрового обеспечения потребительской кооперации
Чувашии были обеспокоены и партийные органы республики. Серьезные ошибки в работе по подбору и воспитанию кадров в системе Чувашпотребсоюза были вскрыты на II пленуме Чувашского обкома ВКП(б), проходившем в августе 1950 г., в докладе первого секретаря Т. А. Ахазова и в выступлениях других товарищей. Поэтому отдел кадров Чувашпотребсоюза значительно расширил свою деятельность: были проверены Кува-кинский, Сундырский, Первомайский, Чебоксарский райпотребсоюзы, Сундырское, Ювановское, Кувакинское, Кладбищенское, Кугесинское, Тархановское и некоторые другие сельпо. В ходе проверок выявились райпотребсоюзы, в которых кадровым вопросам не уделялось должного внимания. В частности, особо был отмечен председатель правления Алатырского райпотребсоюза В.В. Благовещенский, который проблемами кадрового обеспечения занимался совершенно недостаточно: вопросы по кадрам на заседании правления райпотребсоюза не ставились, председатели сельпо также на заседания по вопросу работы с кадрами не вызывались, производственные совещания с работниками проводились нерегулярно, политико-воспитательная работа отсутствовала, халатно велись личные дела, учет и выдача трудовых книжек. В результате не было заведено личных дел даже на некоторых работников самого аппарата райпотребсоюза, в том числе на председателя В. В. Благове -щенского, заместителя главного бухгалтера по финансовым вопросам Тарасова, работавшего в Алатырском райпотребсоюзе второй год, договора с материально-ответственными лицами были заполнены в 1946-1947 гг. и больше не продлевались. Отсутствие хорошо поставленной работы с кадрами негативно сказывалось на общей деятельности Алатыр-ского райпотребсоюза, к примеру, в течение 1950 г. план товарооборота из квартала в квартал не выполнялся [30].
Проведенные отделом кадров проверки позволили выявить руководителей, чья работа могла стать примером для других. Так, председатель правления Ядринского райпотребсоюза К.Н. Ярузов добился закрепления председателей сельпо на своих должностях. В райпотребсоюзе все председатели сельпо работали больше двух лет, а председатель Кукшумского сельпо Дьяконов трудился на своей должности более 13 лет, председатель Ядринского сельпо Толстов - 5 лет. Удовлетворительно была поставлена работа с кадрами и в Калайкасинском сельпо Сундырского
райпотребсоюза. Здесь регулярно проводились общие собрания и производственные совещания с продавцами по вопросам развертывания культурной торговли, выполнения плана товарооборота и соблюдения трудовой дисциплины. Председатель сельпо Дубровский за 13 лет руководящей работы изучил товароведение, великолепно освоил технику торговли, своим опытом делился с молодыми сотрудниками, что позволяло из месяца в месяц выполнять и перевыполнять план товарооборота [31]. Можно привести другие многочисленные примеры, свидетельствующие о непосредственной связи кадрового состава организаций потребительской кооперации и эффективности их деятельности. В результате принятых мер по устранению ошибок и недостатков в работе по подбору и воспитанию кадров состояние с кадровым обеспечением в Чувашпотребсоюзе в 1950 г. несколько улучшилось: уменьшилась текучесть плановиков-экономистов и главных бухгалтеров райпотребсоюзов, директоров райзаготконтор [32].
Свой значительный вклад в обеспечение кадрами организаций потребительской кооперации вносили Чебоксарский кооперативный техникум, деятельность которого была восстановлена в 1943 г., и торговокооперативная школа, действовавшая при Чувашпотребсоюзе. Техникум готовил бухгалтеров, плановиков и технологов общественного питания. Это учебное заведение обеспечивало специалистами со средним специальным образованием не только Чувашию, но и соседние регионы. В кооперативноторговой школе действовали три отделения: бухгалтерское, инструкторско-ревизорское и торговое. На всем протяжении первой послевоенной пятилетки школа постоянно увеличивала объемы подготовки кооперативных работников, если в 1946 г. она выпустила 55 специалистов, в 1947 г. - 84, в 1949 г. -уже 90 человек [33]. В отличие от кооперативного техникума школа готовила кадры только для Чувашской АССР.
Активнее из Чувашии молодые люди стали отправляться на курсы Центросоюза, московские вузы и техникумы, что позволило произвести обновление аппарата самого Чувашпотребсоюза. В 1950 г. был полностью укреплен ранее систематически недоукомплектованный организационно -ревизионный отдел молодыми специалистами, окончившими годичную инструкторско-ревизорскую школу Центросоюза, значительно обновилось торговое управление за счет закончивших
Московский институт советской торговли. В
1950 г. в техникуме Центросоюза СССР и РСФСР на заочном отделении обучались 48 работников потребительской кооперации Чувашии и еще 5 человек в заочном институте советской торговли [34].
Различные курсы повышения квалификации организовывались непосредственно Чувашпотребсоюзом. В 1950 г. в целях повышения деловой квалификации кадров была проведена техническая учеба, рассчитанная на 130 часов. В программу курсов вошли вопросы планирования, финансирования, бухгалтерского учета, правовые аспекты функционирования потребкооперации. Эти курсы закончили 113 человек. В течение года также были организованы различные семинары, которые посетили 302 человека [35]. Целенаправленные и постоянные мероприятия по улучшению кадрового обеспечения организаций потребительской кооперации в послевоенные годы дали положительные результаты. На 1 января 1951 г. в Чувашпотребсоюзе насчитывалось 176 специалистов с высшим и средним специальным образованием, из них только 13 человек являлись преподавателями и сотрудниками Чебоксарского кооперативного техникума. В 1945 г. в системе потребкооперации Чувашии насчитывалось всего 66 человек с высшим и средним специальным образованием, только в IV квартале 1945 г. были приняты на работу два специалиста с высшим образованием [36]. Следует отметить, что ситуация с обеспечением высококвалифицированных кадров в Чувашии была лучше, чем в некоторых других соседних национальных регионах. Во многом этому способствовало возобновление деятельности в Чувашии кооперативного техникума. В Мордовии, к примеру, в 1947 г. только один человек из работников системы Мордовпотребсоюза имел высшее образование [37].
Таким образом, организационное строительство в потребительской кооперации Чувашской АССР в послевоенные годы осуществлялось по нескольким направлениям. Во-первых, шло восстановление демократических принципов функционирования потребительских обществ и союзов, в 1947 г. впервые после 1930-х гг. во всех организациях потребительской кооперации Чувашии и страны были проведены отчетно-выборные собрания. Во-вторых, расширилась ревизионная деятельность Чувашпотребсоюза, что в первую очередь должно было способ -ствовать уменьшению случаев хищений и
растрат. В-третьих, в связи с войной произошло сокращение количества пайщиков, поэтому особое внимание стало уделяться привлечению новых членов в потребительские общества и укреплению паевого хозяйства кооперативных организаций. В-четвертых, для финансового укрепления сельпо, вновь как во второй половине 1930-х гг., стало проводиться слияние мелких потребительских обществ, что позволило сократить число убыточных сельских потребобществ. В-пятых, дальнейшее прогрессивное развитие невозможно было без улучшения кадрового состава потребительской кооперации, в области чего удалось достичь значительных успехов.
Представленный в статье материал в то же время свидетельствует о том, что в организационном строительстве кооператорам Чувашии не удалось решить всех проблем, многие из них были характерны и для потребительской кооперации страны в целом. В частности, очень медленно рос паевой капитал потребительской кооперации, не всегда выполнялись планы проведения документальных ревизий, что требовало продолжения усиленной работы в области организационного строительства.
Источники и литература
* Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда. Проект № 09-01 -22109 а/В.
1. http://www.rus.coop/union/97871. Дата обращения 1.10.2009 г.
2. http://www.chuvashpotrebsouz.ru. Дата обращения 1.10.2009 г.
3. ПортновМ.С. Социально-экономические основы оптимизации информационной службы в системе потребительской кооперации (По материалам потребительских обществ Чувашской Республики): Дис. ... канд. социол. наук: 22.00.03 Казань, 2004, Егорова В.Н. Развитие потребительской кооперации как социально-ориентированной рыночной системы: Автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Н. Новгород, 2004 и др.
4. Потребительская кооперация Чувашской АССР. 1920-1990 гг. Чебоксары, 1990.
5. Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 484. Оп. 1. Д. 4733. Л. 6,7.
6. Вахитов К. И. История потребительской
кооперации России. Учебник. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. С. 229.
7. РГАЭ. Ф. 484. Оп. 1. Д. 4733. Л. 13.
8. Государственный исторический архив Чувашской Республики (ГИА ЧР). Ф. 191. Оп.15. Д. 209. Л. 49 об., 50.
9. ГИА ЧР. Ф. 191. Оп. 15. Д. 209. Л. 45 об.
10. РГАЭ. Ф. 484. Оп. 1. Д. 5480. Л. 36.
11. ГИА ЧР. Ф. 191. Оп. 15. Д. 296. Л. 38.
12. Там же. Л. 35.
13. РГАЭ. Ф. 484. Оп. 1. Д. 6154. Л. 4.
14. ГИА ЧР. Ф. 191. Оп. 15. Д. 296. Д. 37.
15. Там же. Оп. 15. Д. 174. Л. 9, Д. 296. Л. 37, 39.
16. Там же. Д. 203. Л. 48.
17. Подсчитано по: Очерки истории сельского хозяйства и крестьянства Чувашии. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1989. Часть первая. С. 251, Харитонова В. Г. Колхозное крестьянство Чувашской АССР в 1946-1958 годах: численность, состав, трудоучастие // Исследования по аграрной истории Чувашии: сб.ст. Чебоксары, 1989. С. 50; ГИА ЧР. Ф. 191. Оп. 15. Д. 174. Л. 5.
18. История социалистической экономики СССР. М.: Изд-во «Наука», 1980. Т. 6. С. 127.
19. Вахитов К.И. Указ. Соч. С. 230.
20. Вместе ради будущего. 170 лет потребительской кооперации России. М., 2001. С. 132.
21. ГИА ЧР. Ф. 191. Оп. 15. Д. 209. Л. 48, Д. 368. Л. 16.
22. РГАЭ. Ф. 484. Оп. 1. Д. 6154. Л. 6.
23. Вместе ради будущего. 170 лет потребительской кооперации России. С. 132.
24. ГИА ЧР. Ф. 191. Оп. 15. Д. 296. Л. 3, 27.
25. Там же. Оп. 18. Д. 4. Л. 230.
26. Там же. Оп. 15. Д. 365. Л. 2 об; Оп. 18. Д. 4. Л.
266.
27. Там же. Оп. 15. Д. 149. Л. 2.
28. Там же. Д. 296. Л. 41.
29. Там же. Д. 365. Л. 4.
30. Там же. Л. 5.
31. Там же. Л. 5 об.
32. Там же. Л. 7 об.
33. Потребительская кооперация Чувашии. Документы, материалы, воспоминания, фотографии. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2000. С. 116.ГИА ЧР. Ф. 191. Оп. 15. Д. 174. Л. 12, Д. 296. Л. 40;
34. ГИА ЧР. Ф. 191. Оп. 15. Д. 365. Л. 7 об., 10.
35. Там же. Л. 9 об.
36. Там же. Ф. 1904. Оп. 1. Д. 30. Л. 4-8; Ф. 191. Оп. 15. Д. 149. Л. 3 об., Д. 365. Л. 11.
37. Очерки истории потребительской кооперации Республики Мордовия / Саран. коопер. ин-т; Под ред. Б.Ф. Кевбрина. Саранск, 1996. С. 49.
O.G. Vyazova. ORGANIZATIONAL CONSTRUCTION CONSUMERS' COOPERATIVE SOCIETY of CHUVASHIYA IN POST-WAR YEARS (1945-1950).
In article the basic directions of organizational construction of consumers' cooperative society of Chuvashiya in post-war years (1941-1950), namely restoration and expansion of cooperative democracy, cooperation of agricultural population, strengthening of a share facilities, reorganization of structure and personnel maintenance of consumers' cooperative society are shown. Successes and
the problems peculiar to organizational construction of consumers' cooperative society of Chuvashiya are allocated, comparison with a condition of consumers' cooperative society of the country as a whole is lead.
Key words: consumers' cooperative society, rural consumer societies, organizational construction, cooperative democracy, the share capital, auditing activity, integration of rural consumer societies, a professional training of cooperative workers.
ВЯЗОВА Ольга Георгиевна, родилась в 1970 г., окончила Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова (1993), канд. ист. наук, доцент кафедры археологии, этнографии и региональной истории Чувашского государственного университета. Автор 45 работ.
УДК 338.436:378(470.13) (09)
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ И СИСТЕМА КООПЕРАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 гг.
А. К. Гагиева
Статья посвящена роли потребительской кооперации в системе кооперативного образования республики Коми в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Ключевые слова: потребительская кооперация, кооперативное образование, Великая
Отечественная война, Республика Коми.
Изучение государственной политики в области кооперации и кооперативного образования в 1941-1945 годах, несмотря на наличие солидной историографии, продолжает оставаться актуальным1. Это связано как с событиями шестидесятилетней давности, так и с общей проблематикой вопросов, связанных с местом и ролью кооперации в экономике страны советского периода. Для Республики Коми, данная тема приобретает особую актуальность по нескольким причинам. Во-первых, в современной историографии практически отсутствуют работы, характеризующие развитие кооперативной системы Республики Коми в заявленный промежуток времени. (Исключение, пожалуй, составляет коллективная монография, посвященная проблемам кооперации Коми АССР в XX веке под редакцией А.Н. Турубанова2). Во-вторых, кооперация изучаемого региона и ее образовательные учреждения имели ряд специфических черт, которые были связаны как с традиционными условиями хозяйство-
1 Гагиева А.К. Исторический опыт и проблемы кооперативного образования России в 20-90-е годы XX века (на материалах Республики Коми). Саратов, 2004. С. 4-26.
2 Потребительская кооперация Республики Коми.
Очерки истории. - Под общей редакцией доктора исторических наук АН.Турубанова. Сыктывкар, 2000 (далее -Потребительская кооперация Республики Коми).
вания населения республики до 1917 года, так и с теми производственно-экономическими отношениями, в которые была включена изучаемая территория в 30-40-е годы. Имеется в виду не только индустриализация, но и размещение здесь ГУЛАГа.
Основной целью данной работы является исследование развития кооперации, ее образовательных учреждений в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Для достижения цели были использованы как опубликованные, так и неопубликованные (архивные) источники. К последним следует отнести материалы Российского Государственного Архива Экономики, Национального Архива Республики Коми, а также документы, отложившиеся в текущем архиве Коми республиканского союза потребительских обществ. Большую помощь при подготовке данной статьи оказали материалы Музея потребительской кооперации3.
В исследуемый период изучаемая территория в административном отношении представляла Коми Автономную Советскую
3 Российский государственный архив экономики (далее - РГАЭ), Национальный архив Республики Коми (далее - НА РК), Текущий архив Коми Республиканского потребительского общества (далее - Текущий архив КРПО), Материалы Музея потребительской кооперации г. Сыктывкар (далее - Материалы Музея).