2010 История №3(11)
УДК 334. 735 (470.344) «20
О.Г. Вязова
ТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРА ЦИИ ЧУВАШИИ В 30-х гг. XX в.*
Выделяются три этапа в развитии торговой деятельности потребительской кооперации Чувашии в 30-х гг. XXв., выявлены некоторые особенности торговых операций Чувашпотребсоюза.
Ключевые слова: торговая деятельность, потребительская кооперация, Чувашпот-ребсоюз, 1930-е гг.
Потребительская кооперация сегодня продолжает оставаться одним из важнейших факторов социально-экономической жизни Чувашской Республики. По данным Чувашпотребсоюза, она обеспечивает товарами и услугами 60% сельского населения, занимает 25% в обороте розничной торговли средних и крупных предприятий, производит 30% выпускаемых в республике хлеба и хлебобулочных изделий, 21,5% колбасных изделий и 43% безалкогольных напитков. Ей удалось в ходе перехода к рыночной экономике практически полностью сохранить солидную материально-техническую базу своих организаций, созданную совместными усилиями пайщиков и работников кооперации нескольких предыдущих поколений. Чувашпотребсоюз входит в первую десятку потребсоюзов России по объемам основных видов деятельности. Он занимает 8-е место по обороту розничной торговли, 4-е место по обороту общественного питания и 1-е место по производству безалкогольных напитков [1]. Стабильность и успешность в работе потребительской кооперации Чувашии можно объяснить в какой-то степени и накопленным кооператорами определенным положительным опытом в ведении хозяйственных дел. В связи с этим вполне актуальным является обращение к истории развития потребительской кооперации в 30-х гг. XX в., когда она превратилась во второй по значимости после колхозов вид кооперативных объединений.
Деятельность всей кооперативной системы Чувашии в 30-х гг. XX в., в том числе и потребительской, является слабо изученной проблемой в истории кооперации республики. Среди исследователей, занимавшихся данным вопросом, можно назвать только П.Л. Лебедева, издавшего в 1957 г. достаточно объемную статью, посвященную развитию потребительской кооперации и ее роли в социалистическом преобразовании Чувашии [2]. Некоторые, очень краткие сведения о деятельности интересующего нас вида кооперативных объединений имеются в книге В.М. Мастерова и в обобщающих работах по истории Чувашии [3]. При малочисленности специальных исследований по истории потребкооперации Чувашской Республики исследователи в то же время располагают очень ценным сборником документов «Потреби-
* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 09-01-22109 а/В.
тельская кооперация Чувашии. Документы. Материалы, воспоминания, фотографии», подготовленным сотрудниками Г осударственного исторического архива Чувашской Республики в 2000 г. В нем помещены более двадцати документов, рассказывающих о работе Чувашпотребсоюза и потребительских обществ в 1930-х гг.
Торговое направление в работе потребительской кооперации Чувашии, игравшее главную роль в ее деятельности, специально в чувашской историографии не изучалось. Поэтому в данной статье предполагается на основе опубликованных и неопубликованных архивных источников, статистических материалов и данных периодической печати впервые представить развитие торговой деятельности потребительской кооперации в 30-х гг. XX в. Потребительская кооперация, являясь частью рыночной экономики, в последние годы новой экономической политики стала одним из массовых видов кооперативных объединений Чувашии. В 1928 г. она объединяла в своем составе 46614 человек и занимала 58,7% в торговом обороте Чувашской АССР [4. С. 47]. Однако уже со следующего года коренным образом изменяются условия функционирования потребительских обществ.
Начавшаяся невиданная ранее по масштабам индустриализация потребовала мобилизации всех ресурсов и вызвала дискуссии как в партии, так и в руководстве страны. В ней верх одержали сторонники свертывания нэпа и обобществления сельскохозяйственного производства, подчинения его интересам промышленности, государства через коллективизацию. Массовая насильственная коллективизация деревни привела к значительному снижению поголовья продуктивного скота, домашней птицы, сокращению частного садоводства и овощеводства, что вызвало трудности в обеспечении жителей городов продовольственными товарами. Эти трудности потребовали введения в 1928-1929 гг. карточного снабжения городского населения. В то же время стала проводиться активная политика, направленная на ограничение частной торговли. Ее ликвидация была ускорена проведением по отношению к ней жесткой налоговой и кредитной политики, прекращением товарного снабжения, а в 1931 г. последовало законодательное запрещение открывать частные магазины и лавки [5. С. 198]. В этих условиях, в отсутствие развитой государственной торговли, потребительская кооперация превратилась в наиболее разветвленный аппарат по доставке товаров от производителя к потребителю. В 1930-1931 гг. потребкооперация Чувашии заняла монопольное положение в сфере товарного обращения, и розничная торговля в республике почти полностью осуществлялась через кооперативную торговую сеть. Снабжение сельского, а также в преобладающей части и городского населения Чувашии проводилось через потребительскую кооперацию. Государственная розничная сеть республики в 1930 г. была сокращена до 22 единиц, а розничный товарооборот уменьшился до 1,2 млн руб. против 5,1 млн руб. в 1929 г. [2. С. 61-62].
В годы первой пятилетки существенным изменениям подверглась система кредитования кооперации. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 30 января 1930 г. «О кредитной реформе» кредитование потребительской кооперации Госбанком СССР (его филиалами) стало определяться на основании
планов, согласованных с Центросоюзом СССР, республиканскими, краевыми (областными) союзами потребительской кооперации [6. С. 167]. Тем самым под государственный контроль была полностью поставлена система кредитования всех видов кооперативных объединений. Преобразованиям было подвергнуто и организационное строительство потребительской кооперации. В соответствии с постановлениями II съезда потребкооперации, проходившего в июле 1930 г. в Москве, направленными на усиление централизации во всей системе потребительских союзов, в Чувашии были ликвидированы сельские потребительские общества, а вместо них появились 18 районных многолавок. Полная ликвидация сельских потребительских обществ (сельпо) привела к созданию огромных районных потребительских обществ, медленно реагирующих на потребности сельских потребителей, поэтому в 1931 г. в республике были восстановлены 252 сельпо с выборными правлениями. Таким образом, потребительская кооперация вновь была приближена к населению.
Несмотря на изменения организационного строительства, реформирование системы кредитования потребительской кооперации, в начале 1930-х гг. Чу-вашсоюз в целом достаточно прогрессивно развивался, ежегодно увеличивался его розничный торговый оборот. В 1929/30 г. он составил 26994 тыс. руб., в 1933 г. - уже 59147 тыс. руб. [7. Л. 5]. Правда, некоторые опасения вызывала складывавшаяся структура торгового оборота. В отчете о работе Чу-вашсоюза в 1934 г. указывалось: «Удельный вес хлебного вина в общем товарообороте составляет 22,7% против 25% в 1933 г. При некотором снижении в 1934 г. по сравнению с показателями 1933 г. доля хлебного вина в общем товарообороте продолжает оставаться высокой. В некоторых районах и сельпо эти цифры еще выше. В Порецком районе торговля хлебным вином составила 56,5% торгового оборота, в Никулинском сельпо почти 70%» [7. Л. 90 об.]. Рост оборотов торговли алкогольными напитками не очень беспокоил руководство страны, так как, по мнению Сталина, развертывание высокодоходной для государства торговли водкой с точки зрения изыскания средств для индустриализации страны было предпочтительнее по сравнению с привлечением иностранных инвестиций [5. С. 215].
В начале 1930-х гг. значительно возросло число торговых предприятий потребительской кооперации, но их пока оставалось больше, чем государственных. В 1932 г. торговая сеть Чувашской АССР была представлена 108 государственными предприятиями торговли и 1404 кооперативными, но количество государственных торговых точек росло быстрее, чем кооперативных. Так, с 1930 по 1932 г. включительно число государственных магазинов и лавок возросло в 4,5 раза, а кооперативных - в 1,6 раза [8. Л. 23]. Кооператорами стало больше внимания уделяться повышению качества работы торговых предприятий, чего требовали не только решения Центросоюза, но и партийных органов, в частности, этот вопрос был затронут на заседании ЦК ВКП(б) СССР 26 июля 1934 г., поэтому Чувашсоюз занялся ликвидацией обмеров и обвешиваний, имевших место в торговых точках системы. В частности, в 1934 г. была проведена проверка весоизмерительных приборов: метров, гирь, литровых емкостей. В ходе нее было установлено, что 58,1%
весов, 48% гирь, 43% метров требуют ремонта. Вообще было изъято из торговли 6,9% негодных весов, 5,5% гирь, 3% метров и 2% литровых емкостей [8. Л. 92].
Быстрое развитие государственной торговли в начале 1930-х гг. позволило ей стать сильным конкурентом потребительской кооперации. При плановом снабжении кооперативной торговле становилось все сложнее конкурировать с государственной, так как товары в первую очередь поставлялись в государственные торговые предприятия. Многочисленные реорганизации, проводившиеся в потребительской кооперации, также не могли не сказаться на ее функционировании. К 1934 г. государственная торговля заняла первое место в Чувашской республике, охватив 52,5% всего розничного товарооборота, доля потребительской кооперации уменьшилась до 45,1% [2. С. 62]. Необходимо отметить, что доля кооперативной торговли в розничном товарообороте Чувашской республики была несколько больше средних показателей по стране, где в 1934 г. она заняла 37,8% от общего товарооборота [5. С. 205]. Сложившаяся ситуация имела вполне логичное объяснение, и связано оно было с имевшейся структурой населения. Чувашия продолжала оставаться аграрным регионом, где на долю городского населения, даже по переписи 1939 г., приходилось чуть больше 12% [9. С. 9]. Следовательно, большую часть республиканского торгового оборота давала сельская торговля, а в ней преобладала потребительская кооперация.
Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 29 сентября 1935 г. «О работе потребительской кооперации в деревне» были разграничены сферы деятельности кооперативной и государственной торговли [6. С. 555-562]. По решению директивных органов сферы интересов потребкооперации были ограничены торговым обслуживанием жителей деревень, рабочих поселков и небольших городов. Вся материально-техническая база оптовой и розничной торговли, предприятий питания, промышленности и других отраслей была безвозмездно передана государственным предприятиям, тем самым было обеспечено монопольное положение государственной торговли в городах, а кооперативной - в сельской местности. В 1935 г. не только были начаты процессы по преобразованию городских потребительских обществ, но и произошли глобальные изменения в условиях функционирования потребительской кооперации всей страны. Программа второго пятилетнего плана была более социально ориентирована, а некоторая стабилизация ситуации в сельском хозяйстве позволила сократить карточное снабжение населения. 7 декабря 1934 г. было принято постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Об отмене карточной системы по печеному хлебу, муке и крупе...», а 25 сентября 1935 г. - постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О снижении цен на хлеб и отмене карточной системы на мясо, рыбу, сахар, жиры и картофель» [6. С. 510-511]. Отмена карточной системы позволила организовать торгов -лю печеным хлебом, мукой, крупой, мясом, рыбой и некоторыми другими продуктами не только в государственных, но и в кооперативных магазинах по единым поясным государственным розничным ценам. Возможность расширения торговых операций требовала укрепления материальнотехнической базы торговли. Так, в 1936 г. сеть лавок Чувашсоюзом была
увеличена с 653 единиц до 704. В целях лучшего обслуживания потребителя и приведения лавок в культурный вид в течение 1936 г. текущий ремонт был сделан в 97 лавках, капитальный ремонт - в 97, на зиму были утеплены 219 лавок [10. С. 86-87].
В постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 29 сентября 1935 г. Центросоюзу предлагалось открыть в 1935-1936 гг., дополнительно к существующим 4 тыс. районных универмагов, 5 тыс. крупных сельских магазинов (1-2 магазина на каждый район), организовав их в больших селах и в пунктах базарной торговли, являющихся центром тяготения для окружающего населения. Сосредоточить в этих сельских магазинах торговлю промтоварами и хозяйственными товарами [6. С. 555]. Реализуя на практике данное постановление, в Чувашии в 1936 г. были открыты 33 сельских магазина, из них 28 были выстроены на ссуды Центросоюза, появились первые райпрод-маги и райкультмаги [11. Л. 4 об.].
В 1939 г. Центросоюз выделил Чувашии дополнительно на новое строительство краткосрочную ссуду в размере 487 тыс. руб., из которых на возведение сельмагов было направлено 238 тыс. руб. [12. Л. 3]. В результате в
1939 г. вступили в строй 4 раймагазина, 60 сельмагов, в 1940 г. - еще 1 рай-магазин и 32 сельмага. Наряду со строительством магазинов и лавок было сооружено много различных складов при райсоюзах и сельпо для хранения промышленных товаров, сельскохозяйственных продуктов и сырья. В начале
1940 г. потребительская кооперация республики имела 469 товарных и заготовительных складов против 146 в начале 1938 г. [2. С. 67]. Однако темпы строительства новых торговых предприятий не всегда соответствовали запланированным показателям. В постановлении СНК ЧАССР от 7 июля
1939 г. отмечалось, что «совершенно неудовлетворительно осуществляется Чувашсоюзом и райсоюзами план капитального строительства. Полугодовой план строительства магазинов, складов по лимитным капиталовложениям выполнен всего лишь на 66,6%. Особенно плохо развертывается работа по строительству складов (54% выполнения плана)» [13. Л. 10]. Несмотря на это, в 1939-1940 гг. количество торговых предприятий, принадлежащих потребительской кооперации, значительно увеличилось. Их число возросло с 1023 в 1938 г. до 1474 в 1941 г., причем в 3 раза стало больше сельмагов, более чем в 1,5 раза - раймагов, в 5 раз - райпродмагов [11. Л. 4; 14. Л. 4].
Рост торговой сети потребительской кооперации Чувашии во второй половине 1930-х гг. позволил ей стать самой многочисленной торговой организацией на селе, что было характерно и для страны в целом. В конце 1939 г. в Чувашии из 1391 предприятия торговли, работавшего в сельской местности, 1269 являлись кооперативными, что составляло 91,2% [14]. Увеличивались и объемы товарооборота Чувашпотребсоюза (в 1939 г. решением правления Чувашсоюзу было присвоено наименование «Чувашпотребсоюз»), причем они росли более быстрыми темпами, чем государственной торговли. Розничный оборот потребительской кооперации за период с 1934 по 1940 г. увеличился в более чем в 2 раза - с 81,5 млн руб. до 180,2 млн руб. Розничный оборот государственной торговли за тот же период возрос только на 36,2%, достигнув 131,7 млн руб. против 96,7 млн руб. в 1935 г. [2. С. 67]. Причем
динамичнее развивалась торговля в деревне. По сравнению с 1934 г. в 1936 г. розничный товарооборот в целом в республике по городу увеличился на 30,5%, по селу - на 64,6% [15]. Оборот сельской кооперативной торговли Чувашии за годы второй пятилетки возрос в четыре с лишним раза [16]. Как указывалось в объяснительной записке к годовому отчету Чувашсоюза за
1936 г., «увеличение общей массы товарооборота произошло в результате значительных сдвигов по снабжению трудящихся предметами первой необходимости и обязательного ассортимента. Так, сахара по системе Чувашсою-за в 1936 г. было продано на 94,5% больше, чем в 1935 г., кондитерских товаров - на 13%, махорки - на 51%, хлебного вина - на 44%, спичек - на 34%» [10. С. 87]. В 1938 г. было реализовано товаров повседневного спроса на 32,8% больше, чем в 1937 г., в то время как в среднем по Центросоюзу этот рост составил 25% [17. Л. 33]. При этом доля алкогольной продукции в розничном товарообороте потребительской кооперации продолжала оставаться значительной. В 1938 г. она составила 27,2%, в 1939 г. этот показатель немного уменьшился и достиг 22,1% [18. Л. 27]. Алкогольная продукция почти такое же место занимала и в республиканском товарообороте, где она составляла 20,5% [19]. Удельный вес водки и другой алкогольной продукции в объеме розничного товарооборота потребительской кооперации всей страны также был велик и равнялся 17,2% [20. Л. 22].
В годы второй пятилетки произошло некоторое повышение роста материального состояния крестьян (выдача денег по трудодням, в среднем на один колхозный двор, в 1932 г. составила 108 руб., в 1937 г. - 247, в 1938 г. -480, в 1939 г. - 479, в 1940 г. - 462 руб.) [21. С. 119)]. В Чувашии за три года, с 1936 по 1939 г., общие доходы, приходящиеся на один колхозный двор, увеличились на 37,1%, в том числе денежные - на 86,6% [2. С. 66]. В связи с этим повысился спрос сельского населения на промышленные товары, культтовары, предметы быта и хозяйственного обихода. В 1936 г. культтоваров было продано на 183% больше, чем в 1935 г., в 1938 г. по сравнению с
1937 г. ниток было больше реализовано на 75,5%, шерстяных тканей - на 58,5%, трикотажа - на 51% и т.д. [10. С. 87; 17. Л. 33]. В 1938 г. колхозы и колхозники через потребительскую кооперацию купили 120 автомашин, 1200 велосипедов, 850 патефонов, 70 тыс. граммофонных пластинок, 680 швейных машин [22]. Изменение спроса сельского населения нашло соответствующее отражение в структуре розничного товарооборота, что выразилось прежде всего в уменьшении удельного веса в розничном товарообороте группы продовольственных товаров и в некотором увеличении удельного веса группы непродовольственных товаров. Если в 1936 г. соотношение между продовольственными и непродовольственными товарами в розничном товарообороте составляло 61,3 и 38,7%, то в 1940 г. 54,8 и 45,2% соответственно [2. С. 68]. Правда, этот рост был несколько ниже средних показателей по стране. Доля непродовольственных товаров в розничном товарообороте СССР увеличилась с 41,3% в 1937 г. до 50,2% в 1940 г. [23. С. 318].
Показ только цифровых данных об относительном увеличении доли промышленных товаров в товарообороте сети потребительской кооперации и росте продаж продовольственных продуктов в работах, изданных в совет-
ские годы, не позволяет объективно представить состояние сельской торговли потребительской кооперации. Фактически даже в 1939 г. к наиболее востребованным товарам относились хлебобулочные и алкогольные изделия, которые вместе составляли 41,8% реализуемой торговыми предприятиями потребительской кооперации товарной продукции. Такие товары, как колбасные изделия, консервы, чай, резиновая обувь, составляли всего 0,1, 0,2, 0,5 и 0,5% соответственно в торговом обороте потребкооперации [18. Л. 26-28]. Вместе с тем кооператоры не всегда получали все предназначенные им планом промышленные изделия. К примеру, в 1937 г. Чувашсоюз недополучил фондов по шести планируемым товарам (хлопчатка, обувь и др.) на 6,2 млн руб., что отразилось на выполнении плана товарооборота, который был исполнен всего на 90,5% [11. Л. 10]. В последующие годы данная ситуация становится типичной. В 1938 г. потребительскими обществами было недополучено фондируемых товаров на 1,5 млн руб., в 1940 г. - на более чем 1 млн руб. [11. Л. 36; 13. Л. 7]. Это положение, повторяющееся из года в год, привело к неудовлетворению постоянно возрастающего спроса у населения на патефоны, радиоприемники, фототовары, велосипеды, часы, швейные машины и др. Происходило также уменьшение фондов продуктов питания, выделяемых потребительской кооперации. В 1940 г. по сравнению с 1939 г. сахара было отгружено в 3 раза меньше, рыбы - в 2,5 раза, чая - на 21,5%, сельди - на 35% и т.д. Централизованные товарные фонды, выделяемые правительством для села, промышленностью отгружались неудовлетворительно. Сдача фондов значительно отставала от сдачи фондов городским торгующим организациям. Данная ситуация негативно сказывалась на выполнении плановых заданий. Годовой план розничного товарооборота потребительской кооперации страны (включая УССР и БССР) был выполнен только на 74,4% [24]. Произошло и снижение доли потребительской кооперации в общем товарообороте страны с 31% в 1937 г. до 24,2% в 1940 г. [20. Л. 18].
В этих условиях многое зависело от того, как кооператоры организовывали децентрализованные закупки. В Чувашии их размеры особенно увеличились во втором полугодии 1940 г. В отдельных районах децентрализованные закупки обеспечили до одной четверти поступившей в торговые предприятия потребительской кооперации товарной продукции. Следствием расширения децентрализованных закупок стало выполнение в Чувашии плана розничного товарооборота с лучшими показателями, чем в среднем по стране. Кооператорам ЧАССР совсем немного не хватило до выполнения плановых заданий по товарообороту, план по которому ими был выполнен на 93,3% [25. Л. 5].
Особенностью развития потребительской кооперации в Чувашской Республике было, несмотря на уменьшение выделяемых государственных лимитов, постоянное увеличение доли потребительской кооперации в розничном товарообороте. Роль кооперации в республиканском товарообороте была намного больше средних общесоюзных показателей. В 1940 г. удельный вес потребительской кооперации в розничном товарообороте ЧАССР поднялся до 52% против 43% в 1935 г. [2. С. 67].
Согласно данным бюджетной статистики Госплана СССР в 1940 г. три четверти своих закупок сельское население производило через сеть потребительской кооперации [20. Л. 18]. Поэтому при сокращающихся размерах лимитных поступлений особую актуальность получала нормальная организация функционирования ее системы. К сожалению, недовольство у населения иногда вызывала как раз не всегда хорошо поставленная работа самой потребительской кооперации, в которой плохо изучались потребности сельских жителей, не составлялись планы ассортимента завоза товаров на межрайба-зы. Новый товар заказывался без учета товарных остатков, что приводило к затовариванию некоторыми изделиями, имели место и халатность, безответственность отдельных руководителей. В 1937 г. межрайбазы потребкооперации были затоварены кондитерскими изделиями, папиросами, оконным стеклом, что привело к финансовым затруднениям и убыточности в работе некоторых подразделений Чувашсоюза. Данные явления имели место и в других союзах страны, поэтому руководство Центросоюза рекомендовало для ликвидации излишков товаров организовывать ярмарки, вывозить неходовой товар за пределы регионов. В Чувашии же, к примеру, в 1937 г. никаких решительных действий со стороны торгового управления потребсоюза в данном направлении не предпринималось. Из-за такого отношения некоторых руководителей к своим обязанностям имели место перебои в торговле товарами повседневного спроса. Так, в октябре 1938 г. из 237 проверенных торговых точек в 40 не было соли, в 31 лавке - спичек, в 21 - сахара, в 27 -махорки, в 21- хозяйственного мыла [10. С. 94]. В отдельных районах положение со снабжением товарами повседневного спроса было особенно тяжелым. В сентябре 1938 г. в Ибресинском районе по поручению обкома ВКП(б) и СНК ЧАССР находился председатель президиума Чувашсоюза Д.Г. Ларионов. В своем отчете о поездке в район он сообщал, что «с торговлей товарами повседневного спроса (сахар, кондитерские изделия, махорка, папиросы) не только на сланцевых рудниках, но и во всем районе положение явно ненормальное, так как указанных товаров нет не только в рознице, но и на оптовых точках райсоюза» [7. Л. 93]. В 1940 г. в Кувакинском районе долгое время во многих торговых точках не было соли, и за ней колхозники вынуждены были ездить в соседние районы, в то время как Кувакинский райпотребсоюз еще летом приобрел у Порецкого райпотребсоюза 70 т соли, оставив данный нужный товар в с. Порецком на берегу Суры [26. Л. 8]. Но из-за безответственности руководства Кувакинского райпотребсоюза соль так и не была доставлена в сельпо.
Осложняла работу сельпо, райпотребсоюзов, различных подразделений Чувашпотребсоюза существовавшая проблема кадрового обеспечения, которая ощущалась еще более остро из-за репрессий и чисток, затронувших и потребительскую кооперацию Чувашии. В ходе проводившихся проверок в
1937 г. 26% состава аппарата потребительской кооперации было смещено с занимаемых должностей [11. Л. 9 об.]. В следующем году было обновлено 47% председателей сельпо. Обком ВКП(б) из 22 руководителей райпотреб-созов 10 отклонил как не соответствующих своему назначению [26. Л. 30]. Частая сменяемость работников различных уровней привела к тому, что на-
кануне Великой Отечественной войны только 10% кадрового состава потребительской кооперации имели стаж более 5 лет, а 44,5% - менее 1 года [25. Л. 34].
Определенное негативное воздействие на своевременное обеспечение сельских торговых предприятий необходимыми товарами оказывали и транспортные трудности, испытываемые потребительской кооперацией, хотя формально ежегодно увеличивался автомобильный парк Чувашпотребсоюза. Первая крупная партия в количестве 30 грузовых машин потребительской кооперации Чувашии была выделена постановлением президиума Центросоюза СССР и РСФСР 27 декабря 1935 г. [27]. В 1938 г. автопарк насчитывал уже 118 грузовых машин, в 1939 г. планировалось приобрести еще 59 машин и 90 лошадей [17. Л. 41]. Но организация эффективного использования грузовых автомобилей натолкнулась на отсутствие достаточного количества квалифицированных специалистов, которые могли содержать автомашины в хорошем рабочем состоянии. В результате в
1938 г. в Марпосадском союзе сразу же после получения вышли из строя две машины, в Татаркасинском и Красночетайском райсоюзах сгорело по одной новой машине. Следствием плохого содержания автотранспорта стала низкая его используемость, которая в 1938 г. составила всего 30%. Неполная загруженность транспорта случалась и вследствие отсутствия резины, горючего, невозможности быстрого ремонта. Имеющаяся в системе потребкооперации небольшая автомастерская в г. Чебоксары не в состоянии была обеспечить полностью весь парк ремонтом. Отсутствие в магазинах необходимых запасных частей затягивало ремонт отдельных машин до 3-4 месяцев. Большая часть машин в июне 1939 г. простаивала из-за недостатка горючего, которого было выделено Центросоюзом только 16,8 т вместо необходимых 35 т [12. Л. 20].
Несмотря на различные трудности, с которыми приходилось сталкиваться потребкооперации ЧАССР, отдельным сельпо и райпотребсоюзам удавалось успешно организовывать свою работу и обеспечивать своих пайщиков всеми необходимыми товарами. К примеру, в сельмаге Шихазанов-ского сельпо всегда имелся широкий ассортимент товаров, помещение магазина содержалось в чистоте, высоко была поставлена и культура обслуживания покупателей, продавцы работали в халатах и вежливо обслуживали посетителей [26. Л. 36]. Шимкусинское сельпо Янтиковского района в 1940 г. за высокие показатели, достигнутые по всем направлениям деятельности, было выдвинуто на получение Переходящего Красного Знамени Центросоюза и ЦК профсоюза работников торговли и потребкооперации. Это сельпо обслуживало 3 сельсовета и 7 населенных пунктов. Сельпо имело 5 торговых точек, в том числе 2 сельмага и 3 лавки. Все магазины и лавки были хорошо оборудованы, утеплены и имели культурный вид. План по розничному товарообороту сельпо выполнило в 1939 г. на 106,8%. Успешно справилось и с заготовками, выполнение плана по которым составило 103% [25. Л. 45]. В Ибресинском районе, где удельный вес децентрализованных товаров в
1940 г. был самый высокий по сравнению с другими районами и составил 25%, намного лучше обстояло дело и с выполнением плана товарооборота
[25. Л. 10]. Потребительская кооперация привлекалась к обслуживанию колхозников во время сева и уборочной кампании. Это направление в работе рассматривалось как важная хозяйственная и политическая задача. В 1938 г. во время весенней посевной кампании были организованы 150 развозок, свыше 200 коробейников, 60 культповозок. Кроме того, на время уборочных работ были созданы 11 временных ларьков, 3 чайных и 2 столовые [17. Л. 50]. В 1940 г. Чувашпотребсоюз планировал уже в период весенних полевых работ использовать 4 автолавки, 152 повозки для развозной торговли и 808 разносчиков и лотошников. Было решено также во время весеннего сева лавки и магазины в сельской местности открывать на 2-3 часа раньше, чем в обычное время, что позволило бы колхозникам и рабочим МТС покупать необходимые товары до ухода на работу [28].
Таким образом, в развитии торговой деятельности потребительской кооперации Чувашии можно выделить несколько периодов. Первый этап охватывает 1929-1931 гг., когда активное наступление на частную торговлю и полная ее ликвидация в 1931 г., формирование плановой системы экономики в отсутствие разветвленной сети государственной торговли создали благоприятные условия для резкого расширения торговых операций потребительской кооперации. Второй период, который условно можно ограничить первой половиной 1930-х гг., характеризуется сокращением доли потребительской кооперации в республиканском розничном товарообороте, что произошло в результате резкого расширения государственной торговой сети. Негативно на торговых операциях сказывалась и введенная с 1928-1929 гг. карточная система распределения продовольственных продуктов в городах. Третий период - вторая половина 1930-х гг. - становится временем увеличения роли потребкооперации в республиканской торговой системе. Отмена карточного обеспечения городского населения в 1934-1935 гг. расширила возможности потребительской кооперации. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 29 сентября 1935 г. «О работе потребительской кооперации в деревне», фактически завершившее ликвидацию городской потребительской кооперации, имело и положительное значение. Переориентировав потребительскую кооперацию с работы в городах на сельскую местность, оно способствовало расширению сельской кооперативной торговли и улучшению обслуживания сельских жителей. Это особенно важно было для тех регионов, где сельское население преобладало над городским, именно к таким районам относилась Чувашская АССР. Во второй половине 1930-х гг. на селе в Чувашии появляются крупные, специализированные торговые предприятия: раймаги, культмаги, продмаги, в которых наряду с широким ассортиментом продовольственных товаров продавались разнообразные промышленные изделия. К сожалению, поставленная в жесткие рамки плановой системы, не получая в полном размере планировавшиеся фондируемые товары, несмотря на постоянно увеличивающиеся обороты торговой деятельности, потребительская кооперация не могла в полном объеме удовлетворять потребности пайщиков.
Литература
1. Ш¥Ш. сЬиуазИрс^геЬзо^. ги. (дата обращения: 13.03.06).
2. Лебедев П.Л. Развитие потребительской кооперации и ее роль в социалистическом преобразовании Чувашии // Вопросы социалистической экономики Чувашской АССР. Учен. зап. Чебоксары: Чувашгосиздат, 1957. Вып. XVII.
3. Мастеров В.М. Производственная деятельность потребительской кооперации Чувашской АССР. Чебоксары, 1966; 15 лет Советской Социалистической Чувашии (1920-1935 гг.). Чебоксары: Чувашгосиздат, 1935; Развитие экономики и культуры Чувашской АССР. Чебоксары, 1960 и др.
4.ЮшуневН. Чувашская АССР. М.: «Власть советов» при Президиуме ВЦИК, 1933.
5. Вахитов К.И. История потребительской кооперации России: Учебник. 2-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.
6. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам: В 5 т. 1917-1967 гг.: Сб. докл. за 50 лет. М.: Политиздат, 1967. Т. 2: 1929-1940 гг.
7. Государственный исторический архив Чувашской Республики (ГИА ЧР). Ф. 203. Оп.1. Д. 236.
8. ГИА ЧР. Ф. 147. Оп.1. Д. 891.
9. Советская Чувашия за 45 лет: Стат. сб. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1956.
10. Потребительская кооперация Чувашии. Документы, материалы, воспоминания, фотографии. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2000.
11. ГИА ЧР. Ф. 191. Оп. 1. Д. 1214.
12. ГИА ЧР. Ф. 191. Оп. 1. Д. 1250.
13. ГИА ЧР. Ф. 191. Оп. 1. Д. 1238.
14. ГИА ЧР. Ф. 872. Оп. 11. Д. 1037.
15. ГИА ЧР. Ф. 202. Оп. 1. Д. 1501.
16. Красная Чувашия. 1937. 15 авг.
17. ГИА ЧР. Ф. 191. Оп. 1. Д. 1142.
18. ГИА ЧР. Ф. 191. Оп. 1. Д. 1249.
19. ГИА ЧР. Ф. 872. Оп. 11. Д. 1033.
20. Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 484. Оп. 1. Д. 4733.
21. Никонов И.И. Кооперация России в 30-е годы. Кострома: Изд-во КГПУ им. Н.А. Некрасова, 1997.
22. Красная Чувашия. 1939. 21 февр.
23. Кистанов Я.А. Потребительская кооперация СССР (исторический очерк). М.: Центросоюз , 1951.
24. РГАЭ. Ф. 484. Оп. 1. Д. 3833.
25. ГИА ЧР. Ф. 191. Оп. 1. Д. 1283.
26. ГИА ЧР. Ф. 203. Оп. 2. Д. 1142.
27. ГИА ЧР. Ф. 191. Оп. 16. Д. 16.
28. Красная Чувашия. 1940. 6 апр.