Научная статья на тему 'Проблемы развития торговой сети Красноярского края в 1930-е гг'

Проблемы развития торговой сети Красноярского края в 1930-е гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
307
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ / ТОРГОВАЯ СЕТЬ / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ТОРГОВЛИ / СНАБЖЕНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ / TRADE / TRADING NETWORK / TRADE MATERIAL-TECHNICAL BASE / SUPPLY / MODERNIZATION / KRASNOYARSK TERRITORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алексеев О. Г., Мариненко Л. Е.

Статья посвящена изучению состояния торговой сети Красноярского края в 1930-е гг. В контексте концепции модернизации авторы рассматривают динамику развития торговой сети в годы первых советских пятилеток. Оценивая уровень развития материально-технической базы торговли 1930-х гг., авторы пришли к выводу, она характеризуется экстенсивным ростом, не сопровождавшимся качественными изменениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF TRADING NETWORK DEVELOPMENT IN KRASNOYARSK TERRITORY IN THE 1930s

The article is devoted to the condition of the trading network in Krasnoyarsk territory in the 1930s. The authors examine the dynamics of trading network development in the years of the first Soviet five-year plans in the context of modernization concept. Evaluating the level of the trade material-technical base development in the 1930s, the authors came to the conclusion that it is characterized by the extensive growth and is not accompanied by qualitative changes.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития торговой сети Красноярского края в 1930-е гг»

УДК 339 О.Г. Алексеев, Л.Е. Мариненко

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТОРГОВОЙ СЕТИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ В 1930-е гг.

Статья посвящена изучению состояния торговой сети Красноярского края в 1930-е гг. В контексте концепции модернизации авторы рассматривают динамику развития торговой сети в годы первых советских пятилеток.

Оценивая уровень развития материально-технической базы торговли 1930-х гг., авторы пришли к выводу, она характеризуется экстенсивным ростом, не сопровождавшимся качественными изменениями.

Ключевые слова: торговля, торговая сеть, материально-техническая база торговли, снабжение, модернизация, Красноярский край.

O.G. Alekseev, L.E. Marinenko PROBLEMS OF TRADING NETWORK DEVELOPMENT IN KRASNOYARSK TERRITORY IN THE 1930s

The article is devoted to the condition of the trading network in Krasnoyarsk territory in the 1930s. The authors examine the dynamics of trading network development in the years of the first Soviet five-year plans in the context of modernization concept.

Evaluating the level of the trade material-technical base development in the 1930s, the authors came to the conclusion that it is characterized by the extensive growth and is not accompanied by qualitative changes.

Key words: trade, trading network, trade material-technical base, supply, modernization, Krasnoyarsk Territory.

Проблема эволюции торговли в годы первых пятилеток является актуальной в контексте изменения курса экономической политики последних десятилетий в России, перехода от плановой экономики к рыночной. Научное изучение взаимодействия плановой экономики и рынка в истории советского государства позволит найти эффективные формы их развития в настоящее время. Исторический опыт может быть использован в управленческой деятельности, при разработке и реализации моделей экономического развития страны и регионов на современном этапе.

Целью данной статьи является изучение динамики развития торговой сети Красноярского края в 1930-е годы в контексте модернизационных процессов. Методологической основой исследования является концепция модернизации - процесс трансформации традиционного общества в современное. При работе над статьей были использованы принципы объективности, историзма, детерминизма, системный подход, сравнительноисторический метод.

Территориальные рамки исследования охватывают Красноярский край, территория которого в первой половине 1930-х годов входила в состав Восточно-Сибирского края. И лишь 7 декабре 1934 года постановлением Президиума ВЦИК был образован Красноярский край.

В 1920-е годы в экономике страны существовало три сектора: государственный, частный, кооперативный. Большую роль в снабжении населения товарами и продуктами питания играл частный сектор. Торговая деятельность привлекала те слои населения, которые имели уже имели подобный опыт, они сохранили необходимые связи и средства. Кроме того, организация частного торгового дела требовала меньше затрат, нежели другие отрасли экономики. Во второй половине 1920-х годов шел процесс вытеснения рыночных отношений, создания административно-командной системы и плановой экономики. В сфере государственного сектора расширилось бюрократическое регулирование, отражением которого являлось жесткое централизованное планирование, в том числе и в области снабжения населения. По сути это был уникальный эксперимент создания государственной торговли при одновременном вытеснении всех остальных секторов. Однако государство оказалось не в состоянии обеспечить полностью потребности населения страны в товарах и продуктах питания. Государственная легкая и пищевая промышленность СССР в данный период не имели возможности обеспечить товарное покрытие для возрастающего покупательского спроса населения страны. В соответствии с экономическим курсом, в будущем предполагалось основное внимание уделить увеличению объемов производства тяжелой индустрии, а никак не легкой и пищевой промышленности. Кроме того, курс индустриализации предполагал увеличение

экспорта продовольственных товаров и технического сырья для обеспечения импорта промышленного оборудования.

Материально-техническая база торговли является отражением многих объективных экономических процессов в стране. В 1930-е годы все сферы общественной жизни в СССР были подчинены задаче быстрого наращивания промышленного потенциала. Социалистическая модернизация осуществлялась за счет колоссального напряжения всех сил, изъятия необходимых материальных средств у различных групп населения. Торговля являлась инструментом стимулирования и подстегивания хода индустриализации, централизованно распределяя товарные фонды страны в первую очередь среди тех групп населения, которые работали на важных народнохозяйственных объектах страны. В стране в конце 1920-х годов на фоне роста покупательной способности населения и систематического недоснабжения региона промтоварами часть покупательного фонда, из-за невозможности реализовать его в торговле, осела в виде сбережений на руках у населения, эти средства также необходимо было перераспределить в фонд промышленного строительства.

Поступление товаров и продуктов в Сибирь происходило в результате деятельности нескольких торговых организаций, основными из них являлись государственная торговля и потребительская кооперация. В 1928 году государственных торговых предприятий на территории Сибири было 866, в 1929 году - 777, в 1930 г. - 605 [12]. Статистические данные свидетельствуют о сокращении количества торговых предприятий в регионе в конце 1920-х годов. Однако в 1931 году по инициативе власти начинается обратный процесс, связанный с расширением розничной сети торговли. Подобное изменение курса политики, вероятно, было связано с пониманием торговли как средства изъятия денежных средств, которые имелись у населения, чтобы направить их на нужды создания промышленного потенциала страны.

Торговая сеть Восточно-Сибирского края в 1931 году состояла из 3933 торговых точек, из них 787 находились в городе и 3146 в сельских поселениях, численность торговой сети росла в последующие годы, и к 1933 году этот рост составил 32,5% для сельской торговли, для городской 24% [2]. Учитывая, что в 1931 году городское население составляло 501 тыс. чел., а сельское 1944,5 тыс. чел. [23, с. 336-337], в среднем один магазин обслуживал 641 чел. в городе и 617 чел. в деревне. В действительности же на городскую торговую сеть приходилось гораздо большее количество покупателей, так как в условиях голода, товарного дефицита крестьяне ехали в города, в надежде достать там необходимые товары и продукты питания. Подтверждением данного вывода могут служить и данные о торговых оборотах предприятий торговли. Годовой оборот одного магазина городской торговой сети Восточно-Сибирского края в 1933 году составлял 332,2 тыс. руб., а в сельской 132,1 тыс. руб. [1, с.70]. Для сравнения в 1924-1925 годах в Омской губернии среднем только на одну торговую точку частных предпринимателей приходилось 520 жителей, и в Иркутской - 364 жителя на одно торговое предприятие. В целом же сибирский регион по сравнению с другими, особенно центральными территориями страны, был несравнимо хуже обеспечен торговым обслуживанием. На каждые 10 тыс. сельских жителей здесь приходилось в среднем 5,3 торговых точки, а средний розничный оборот на душу населения в 1925-1926 годах здесь составлял 45,5 руб., а по РСФСР -76,7 руб. [13, с.105]. В отличие от планового хозяйства частные предприниматели более гибко реагировали на потребности рынка.

Существующая розничная торговая сеть являлась явно недостаточной для обслуживания сельского населения региона, даже несмотря на то, что в сельской местности радиус действия одной торговой точки к

1933 году уменьшился по сравнению с 1931 годом с 382 до 291 км2 [1, с.71]. Планы местного руководства предусматривали снижение нагрузки торговых предприятий в 1933 году до количества 622 чел. на одно торговое предприятие, за счет увеличения числа ларьков, палаток и развозной торговли [2]. Но даже к

1935 году подобных показателей не удалось добиться. В 1935 году в Красноярском крае приходилось на одну торговую точку 2,4 населенных пункта и 772 покупателя, а на каждое сельпо 7,3 населенных пунктах и 2380 покупателей [20], потому зачастую крестьяне, чтобы купить необходимый товар, ходили за много километров в ближайшую лавку сельпо. В среднем у сельпо имелось 2-3 лавки. По сравнению с общесоюзными показателями сеть сельпо Восточно-Сибирского края была крупнее, но все же явно недостаточной для нормального обслуживания сельского населения [19]. Развивалась развозная торговля, которая могла обслуживать отдаленные населенные пункты. Впрочем, и в городах далеко не все предприятия торговли являлись стационарными, среди них были палатки, ларьки, которые в основном торговали в летнее время.

В первой половине 1930-х годов стали создаваться универмаги, специализированные магазины. В

1934 году в городах Восточной Сибири появились магазины системы «Гастроном». В 1933 году для обслуживания сельских жителей стали открываться районные магазины (далее - раймаги), которые должны

были продавать товары широкого ассортимента. В 1934 году в районных центрах и крупных рабочих поселках создавались районные универмаги. По ассортименту продаваемых товаров они должны были соответствовать городским магазинам. Политика центрального руководства, направленная на приближение обслуживания сельского потребителя к уровню города через создание на селе специализированных магазинов, постепенно формировала у колхозного крестьянства иной тип потребления, более приближенный к городскому. Это являлось показателем урбанизационных процессов на селе, постепенно в деревне распространялся городской образ жизни.

Более реалистичное планирование темпов промышленного роста и увеличение объема капитальных вложений в развитие материально-технической базы торговли и снабжения, во второй половине 1930-х годов, способствовали количественному росту торговой сети Красноярского края. Темпы роста торговой сети Красноярского края иллюстрирует таблица.

Торговая сеть Красноярского края на конец 1935-1937 гг. [11]

Показатель 1935 г. 1936 г. 1937 г.

Всего по краю 3668 3692 4059

В т.ч.: город 728 893 937

село 2940 2799 3122

Если сопоставить численность городского и сельского населения края с количеством торговой сети, то в 1937 году на 1000 чел. в городе приходилось 1,6 торговых единиц, а на селе 2,2.1 Для сравнения в Восточно-Сибирском крае на 1000 чел. приходилось в городе 2,64 торговых точки, а на селе 1,83 [1, с.71]. Более низкие показатели развития городской торговой сети Красноярского края вызваны тем, что он был сельскохозяйственным районом, в то время как в Восточно-Сибирском крае большой поток ресурсов снабжения направлялся в Читинскую область для обеспечения рабочих горнорудной промышленности. Поэтому там были выше городские показатели материально-технической базы торговли.

Наибольший удельный вес в сельской торговле Красноярского края во второй половине 1930-х годов по-прежнему занимали смешанные магазины, на втором месте находились ларьки и палатки, а специализированные магазины занимали не более 10% торговой сети [4]. По плану 1940 года количество раймагов в крае должно было составлять 39 единиц, получается, что 2,83 раймага должны были обслуживать 100 тыс. жителей села.2 Такие показатели роста специализированной сети свидетельствуют о низком уровне развития торговых предприятий в крае. Преобладание смешанных магазинов и лавок означало наличие в них товаров узкого ассортимента, без специализации торговли. Очень слабо развита была полустационарная мелкорозничная торговая сеть, на весь край имелось в конце 1930-х годов всего 305 ларьков и палаток, которые не могли своевременно обслужить те сельские районы, где по каким-либо причинам не было стационарных торговых единиц. Для сравнения среди частных торговых фирм Сибири в 1920-е годы преобладали мелкие и мельчайшие предприятия: лотки и палатки, площадью не более 2,5 м2. Они составляли 80% всех частных торговых заведений региона. 17-19% торговых предприятий представляли собой средние по величине фирмы, обслуживаемые не более как одним наемным приказчиком (не считая владельца), и имеющие не более одного складского помещения. И лишь 2-3 % предприятий были относительно крупными. На них работало несколько наемных рабочих [25]. Однако небольшие размеры торговых точек не мешали частнику успешно конкурировать с государственными и кооперативными организация. Потребителя привлекало качество обслуживания, впрочем, как и различные уловки, рекламные акции, к которым прибегали предприниматели. Очевидно, что крупные специализированные магазины в 1920-1930-е годы не получили широкого распространения, но в отличие от периода НЭПа, специализированная торговая сеть в это время была ориентирована на формирование нового типа потребления.

Политика улучшения обслуживания городского и сельского населения не утратила своей актуальности и в конце 1930-х годов. В связи с недостаточным развитием специализированных торговых предприятий, постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 25 января 1939 года предписывало увеличивать

1 Душевые показатели высчитаны из расчета 585 тыс. чел. городского и 1374 тыс. чел. сельского населения в 1939 г. в Красноярском крае.

2 Душевые показатели высчитаны из расчета 1374 тыс. чел. сельского населения Красноярского края в 1939 г.

торговую сеть села прежде всего за счет райунивермагов и сельмагов (сельских магазинов) [18, с.351] К 1940 году по сравнению с 1937 годом специализированная торговая сеть в стране выросла более чем в 2,5 раза [18, с.363].

В Красноярском крае к июню 1939 года имелось 36 раймага (районных магазина). По плану предполагалось построить восемь новых раймагов. В середине 1939 года в стадии строительства находились девять, причем шесть из них в тех районах, где районные магазины имелись, но их помещения не соответствовали культурному районному магазину. Еще три строились в тех районах, где их не было до этого времени. Отчеты свидетельствуют, что в конце 1939 года имелось 39 раймагов, лишь четыре района в крае их не имели, причем три из них - это районы Крайнего Севера [5]. В процессе строительства и переоборудования сельмагов имелся ряд недостатков. Планы строительства не были своевременно доведены до райпотребсоюзов, графиков окончания строительства во многих районах не было. Отмечались случаи открытия сельмагов в неприспособленных для этого помещениях. К июню 1939 года было открыто лишь 28 сельмагов вместо запланированных 155, а 77 сельмагов находилось в процессе переоборудования. Отставание от плановых показателей связано с тем, что в 1939 году произошло резкое сокращение объема средств для развития торговли, поэтому от Центросоюза часто не поступали необходимые деньги для строительства и переоборудования.

В 1936 году количество торговых единиц в городах Красноярского края увеличилось за счет развертывания специализированной сети, в их числе 9 гастрономов, 4 магазина рыбсбыта, 3 магазина маслопрома, 3 магазина хлебопечения, 1 магазин союзтекстильодежды [6]. Во второй половине 1930-х годов в г. Красноярске появились специализированные магазины, которых не было ранее. Функционировало 4 гастронома, 4 мясных магазина, 2 овощных магазина, 6 магазинов культтоваров, 2 магазина санитарии и гигиены, 3 рыбных магазина, 2 галантереи, 1 магазин электротоваров. Самым крупным магазином являлся универмаг Наркомторга РСФСР, который давал оборот 35 млн руб. в год [19, с.60].

Специализированная сельская торговая сеть была подчинена задаче стимулирования хода заготовки сельскохозяйственной продукции. Поэтому в период посевной и уборочной кампаний в сельской местности для обслуживания колхозников непосредственно на рабочем месте создавалась дополнительная торговая сеть в виде ларьков, развозок, разноски. Так, в 1938 году в Красноярском крае было дополнительно открыто к существующей сельской торговой сети 2309 ларька, 1050 развозок (развозная торговля), 443 разносок (разносная торговля) [21]. Полустационарная сеть не смогла полностью обеспечить потребности сельского покупателя. Это подтверждают и статистические данные. В 1935 году в Красноярском крае товарооборот развозной торговли на период уборочной кампании по плану должен был обеспечивать в расчете на душу населения сахара на 34 коп., соли - 17 коп., ниток - 2 коп., кожаной обуви - 5 коп., мыла хозяйственного - 35 коп., чая - 3 коп., спичек - 26 коп. [8]. Такие низкие показатели были вызваны невысоким удельным весом товарных фондов, предназначенных для сельскохозяйственных работ, в товарообороте Восточно-Сибирского региона.

Основная масса стационарной розничной торговой сети размещалась в помещениях с малой площадью торгового зала. В Восточно-Сибирском регионе в 1937 году сельская торговая сеть была мелкой. Из 2908 магазинов 913 (31,4%) имели торговые залы площадью до 20 м2, 1322 (45,5%) - от 21 до 40 м2, 421 (14,5%) - от 41 до 60 м.2 Около 91% магазинов в сельской местности были мелкими, способными торговать лишь очень ограниченным ассортиментом товаров [14, с.29]. Площадь торговых залов в Восточной Сибири была ниже средних показателей в среднем по стране. В СССР 1935 году площадь торговых залов магазинов была в среднем около 41,8 м2 [15, с.440].

Магазины и лавки в сельских поселениях находились в крайне убогом состоянии. В сельской местности Красноярского края имелись торговые точки, расположенные в малоприспособленных крестьянских домах и амбарах [9]. В докладной записке уполномоченного ЦК профсоюза работников потребительской кооперации Сибири и Урала по Красноярскому краю приводились следующие факты: «В Тюхтетском районе раймаг не отремонтирован, печи не работают, двери не утеплены. В центральной лавке за неимением печей нельзя работать зимой. Склад размещается в двух непригодных амбарах». В одном из отчетов об организации торговой сети в Красноярском крае приводились следующие факты: «Лавка Назимовского сельпо Енисейского района помещается в старой избе со сгнившим и провалившимся потолком и подпорками. Во время дождя товар приходится перетаскивать. И таких лавок в Енисейском районе девять. Очень остро стоит вопрос со складской сетью. Имеющиеся складские помещения не обеспечивают потребности в них. В ряде случаев товары вовсе хранятся под открытым небом» [5].

Торговая сеть была плохо оснащена торгово-технологическим оборудованием. В одном из отчетов о состоянии торговли в системе потребительской кооперации Красноярского края в 1939 году отмечалось, что весы

и весоизмерительные приборы в районной торговой сети находятся в крайне неудовлетворительном состоянии. В связи с тем, что количества ремонтных бригад для обслуживания торгового оборудования недостаточно, проверка и ремонт весоизмерительных приборов были произведены лишь в 36 из 52 районов [21].

В Красноярском крае не имелось нужного количества складских помещений для хранения товаров и особенно скоропортящихся продуктов. В соседних Иркутской и Читинской областях в начале 1937 года имелось всего 326 складских помещений общей площадью 61425 м2, из них 95 складов из огнестойкого материала. Из 134 продовольственных складов 15 были предназначены для хранения овощей, фруктов. Их площадь (3766 м2) позволяла разместить даже с учетом нарушения норм хранения всего 2100-2500 т. Если сопоставить эти данные с численностью населения Читинской и Иркутской областей (2150 тыс. чел.), то в расчете на душу населения в хранилища закладывалось овощей, фруктов 1,16 кг [14, с. 30]. Недостаточные темпы развития складской сети в свою очередь препятствовали увеличению розничного товарооборота. Подобными причинами объясняется и тот факт, что в четвертом квартале 1936 года при проверке состояния складов торговых организаций, баз и розничной торговой сети Красноярского края было выявлено непригодных в продажу товаров на сумму в 3,1 млн руб. [9].

В Восточно-Сибирском регионе в 1937 году из 2908 сельских магазинов только 1418 имели кладовые (48,7% от общей численности), 349 - подвалы (12%), 122 - ледники (4%). Это предопределило то, что товары в магазины завозились редко. В 159 магазинов товары завозились один раз в месяц и реже, в 1067

- три-четыре раза в месяц, в 705 - через три-пять дней. Кроме того, на селе 324 магазина не имели отопления и только 108 магазинов имели электрическое освещение [14, с.30]. На основании этих статистических данных можно заключить, что состояние материально-технической базы сельской системы снабжения не могло обеспечить бесперебойную торговлю скоропортящимися продуктами, расширить ассортимент промышленных товаров и продуктов питания. Качественных изменений в состоянии складского хозяйства региона не произошло, по-прежнему использовались старые неприспособленные помещения.

Ассортимент товаров в торговой сети был очень узкий. Товарный дефицит, недостаточное выделение товарных фондов в регионы, плохая организация системы снабжения, неразвитая материально-техническая база являлись причинами перебоев в торговле необходимыми товарами и продуктами. Многочисленные проверки выявляли факты отсутствия товаров первой необходимости в магазинах. В 1936 году Госторгинспекция Красноярского края провела проверку 1111 точек городской и сельской торговой сети. При проверке выяснилось, что нарушения ассортиментного минимума было отмечено в 16% городских торговых предприятий, а сельских - 57,1% [10]. Сельская торговая сеть испытывала постоянные перебои с поставкой промтоваров и продуктов. На одном из совещаний о состоянии торговли в районах Красноярского края приводились следующие факты: в Тюхтетском районе совершенно нет керосина, не хватает обуви. В Балахтинском районе нет в продаже мыла, керосина, рыбы, консервов, растительного масла. В Ачинском районе отсутствуют рыба, колбаса, сыр и масло, напряженная обстановка с промтоварами [23]. Нехватка товаров первой необходимости была следствием остаточного принципа распределения товарных фондов для сельской местности.

Вследствие дефицита товаров сокращался режим работы торговой сети в сельской местности. Магазины и лавки иногда работали всего несколько часов в день. Особенно это было характерно для работы хлебных ларьков. Сельский корреспондент Кирюхин сообщал, что в 1936 году в Уярском районе хлебные ларьки работали в сутки не более двух часов. Селькор Важенин писал, что в Минусинском районе хлебные ларьки начинали торговлю в девять утра, а закрывались в три часа [17]. Причиной тому было напряженное положение с товарными фондами муки и неразвитость отрасли хлебопечения в регионе. В отчетах местного руководства приводились следующие факты работы сельской торговой сети Восточно-Сибирского региона в 1936 году: восьмичасовой рабочий день был у 87% продовольственных, 97% непродовольственных и 92% смешанных магазинов [18, с.114]. Продолжительность рабочего дня практически всех предприятий торговли не превышала восьми часов. Статистические данные основывались на тех сведениях, которые сообщили продавцы о режиме своей работы. В действительности же, поток жалоб граждан свидетельствовал о том, магазины и лавки часто были закрыты из-за отсутствия продукции или из-за халатного отношения работников торговли к своим обязанностям.

Неразвитость материально-технической базы сельской торговой сети и невысокий объем товарных фондов для восточносибирской деревни оказывали влияние на размер товарооборота, который во второй половине 1930-х годов оставался примерно на том же уровне, как и в условиях карточной системы.

Торговые обороты сельской сети Красноярского края в месяц в 1935 году были следующими: сельпо в среднем имело прибыль 22400 руб., лавка сельпо - 7440 руб., раймаг - 90910 руб., культмаг - 5640 руб. В

1936 году показатели увеличились: так, сельпо в месяц давало прибыль в среднем 44100 руб., лавка сельпо

- 11660 руб., раймаг - 56000 руб., культмаг -10960 руб. [11]. Увеличению оборота в сельской торговой сети края способствовала реорганизация работы потребительской кооперации. На основании постановления СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 29 сентября 1935 года было запрещено производить какие-либо изъятия из текущих накоплений сельпо (за исключением отчислений из прибыли в размере 10%). Увеличивалась доля сельпо в торговых накидках до 70% (если кооперация получала за каждый кг сахара 10 копеек на покрытие своих расходов, то сельпо должно было получать не меньше 7 коп., а остальные 3 коп. должны были быть разделены между Райсоюзом, Крайпотребсоюзом, Центросоюзом) [16].

Таким образом, увеличение оборота внутренней торговли не возможно без развития ее материально-технической базы, она влияла на объем товарной массы, которую могла пропускать торговая сеть. Остаточный принцип финансирования торговли в первой половине 1930-х годов препятствовал качественным изменениям в этой отрасли. Во второй половине 1930-х годов в связи с тем, что государство начинает вкладывать больше средств в сферу торговли наблюдается положительная динамика в развитии торговой сети.

Численность предприятий торговли Красноярского края в годы первых пятилеток увеличилась. Особенностью Красноярского края было то, что нагрузка сельской торговой сети была ниже городской, что объяснялось аграрной спецификой региона. Создавались новые специализированные магазины в городах и сельских поселениях, которые должны были продавать товары народного потребления широкого ассортимента, создавая тем самым новый тип потребления, способствуя эволюции социокультурного типа сельского жителя. Гораздо более высокие темпы роста наблюдались у смешанной торговой сети, но даже они были явно недостаточны для обслуживания покупателей. Неравномерность расположения магазинов, лавок в сельских поселениях вызывала неоднократные жалобы жителей села. Многие населенные пункты были лишены торговых точек. Местное руководство региона на основе предписаний правительства пыталось сделать более равномерным расположение торговых предприятий в районах, но отсутствие материальных ресурсов для реорганизации значительно замедляло темпы строительства новых пунктов торговли.

Изменения носили экстенсивный характер, при увеличении числа предприятий торговли на территории края не менялось состояние материально-технической базы. Материальная база торговли не претерпела за годы первых пятилеток качественных изменений. Многие здания, где располагались предприятия торговли, были построены в дореволюционный период и требовали ремонта, они зачастую не имели необходимых помещений, оборудования и инвентаря. Малоприспособленные помещения, отсутствие необходимых условий для хранения промтоваров и продуктов не позволяли реализовать среди населения хотя бы тот объемом товарной массы, который централизованно распределялся в районы. Вследствие неудовлетворительного состояния материально-технической базы торговля Красноярского края в 1930-е годы смогла обеспечить население лишь ограниченным количеством промышленных товаров и продуктов питания. Все эти факторы препятствовали увеличению розничного товарооборота, изменению качества обслуживания населения.

Литература

1. Внутренняя торговля РСФСР за 1931-1934 гг. - М.: Пищепромиздат, 1935. - 110 с.

2. ГАИО (Государственный архив Иркутской области). Ф. 602. Оп. 1. Д. 52. Л. 10-13.

3. ГАКК (Государственный архив Красноярского края). Ф. 1478. Оп. 1. Д. 1178. Л. 20.

4. ГАКК. Ф. 1478. Оп. 1. Д. 1187. Л. 4.

5. ГАКК. Ф. 1478. Оп. 1. Д. 1204. Л. 44.

6. ГАКК. Ф.1332. Оп.1. Д.68. Л.7.

7. ГАКК. Ф.1332. Оп.1. Д.73. Л.3.

8. ГАКК. Ф. 1478. Оп. 1. Д. 1152. Л. 5.

9. ГАКК. Ф. 1478. Оп. 1. Д. 1173. Л. 20.

10. ГАКК. Ф. 1478. Оп. 1. Д. 1173. Л. 81.

11. ГАКК. Ф. 1478. Оп. 1. Д. 1178. Л. 21.

12. ГАРФ (Государственный архив Российской Федерации). Ф.374. Оп.19. Д.303.Л.48.

13. Демчик Е.В. Частный капитал в городах Сибири в 1920-е гг.: от возрождения к ликвидации / под ред. Г.Л. Соболева. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1998. - 240 с.

14. Еремин М.В. Материально-техническая база торговли в Забайкалье в предвоенный период // Проблемы краеведения / отв. ред. А.И. Сизиков, Л.Ф. Берсенев. - Чита, 1972. - Вып.6. - С.28-31.

15. История социалистической экономики СССР: в 7 т. Т. 4. Завершение социалистического преобразования экономики. Победа социализма в СССР, 1933-1937 гг. / под. ред. И.А. Гладкова, А.Д. Курского, А.И. Косого. - М.: Наука, 1978. - 519 с.

16. Нодель В.А. Ликвидация карточек, снижение цен и развернутая советская торговля. - М.: Партиздат ЦК ВКП(б), 1935. - 55 с.

17. Потребитель жалуется (по письмам из районов) // Красноярский рабочий. - 1936. - №161. - С.3.

18. Рубинштейн Г.Л. Развитие внутренней торговли в СССР. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1964. - 396 с.

19. Погребняк А.И., МариненкоЛ.Е., Алексеев О.Г. Торговля Красноярского края в советский период: мо-ногр. - Красноярск: Изд-во Краснояр. гос. торг.-экон. ин-та, 2009. - 314 с.

20. ЦДНИ ИО (Центр документов новейшей истории Иркутской области). Ф. 2526. Оп. 1. Д. 86. Л. 21.

21. ЦХИДНИ КК (Центр хранения и изучения документов новейшей истории Красноярского края). Ф. 26. Оп. 1. Д. 53. Л. 34.

22. ЦХИДНИ КК. Ф. 26. Оп. 1. Д. 580. Л. 38.

23. ЦХИДНИ КК. Ф. 26. Оп. 1. Д. 392. Л. 42.

24. ЦХИДНИ КК. Ф. 216. Оп. 1. Д. 730. Л. 7-11.

25. Шейхетов С.В. Нэпманы в Сибири. URL: http://zaimka.ru/soviet/cheikh1_p1.shtml.

26. Экономико-статистический справочник по Восточно-Сибирскому краю. - Иркутск: Издание Крайгиза, 1932. - 428 с.

УДК 331.25 Р.С. Акбулатов

ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В СССР И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ПРИЧИНЫ КРИЗИСА, МЕХАНИЗМ РЕФОРМИРОВАНИЯ)

Статья посвящена развитию российской пенсионной системы. В статье представлена сравнительная характеристика советской и постсоветской системы пенсионного обеспечения, проанализированы причины проведения пенсионной реформы 2002 года.

Ключевые слова: работник, персонифицированный учет, пенсионное обеспечение, реформа, прожиточный минимум, заработок, идеология, советский период, социальная политика, трудовые отношения.

R.S. Akbulatov

CHARACTERISTICS OF THE PENSION SYSTEM IN THE USSR AND THE RUSSIAN FEDERATION (THE CAUSES OF CRISIS, REFORMING MECHANISM)

The article is devoted to the development of Russian pension system. The comparative analysis of Soviet and post-Soviet system of pension provision is given in the article. The reasons for pension reform of2002 are analyzed.

Keywords: employee, personalized recording, pension provision, reform, living wage, earnings, ideology, Soviet period, social policy, labour relations.

Пенсионное обеспечение - это сфера жизненно важных интересов всего населения любой страны. Его качественные и количественные характеристики свидетельствуют об уровне социального, экономического, правового и культурного развития государства и общества. Вопрос устройства пенсионной системы во многом определяет порядок в стране, степень согласия в обществе, устойчивость и динамику экономического и социального развития. Формирование, становление и развитие пенсионных систем зависят от значения, придаваемого обществом защите доходов пожилого населения и размера ресурсов, которое оно готово для этого предоставить. Под гарантией дохода пенсионеров обычно понимают его достаточный размер и регулярность получения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.