УДК334. 735 (470.344) "20"
РЕФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ ЧУВАШИИ В 30-Х ГГ. XX ВЕКА
© 2009 О.Г. Вязова
Чувашский государственный университет, г. Чебоксары
Поступила в редакцию 09.06.2008
В статье рассматривается реформирование потребительской кооперации Чувашии, проводившееся в 30-х гг. XX в. Показаны положительные и отрицательные стороны изменений организационной структуры потребкооперации Чувашской АССР. Сделан вывод о том, что реорганизации организационной системы потребительской кооперации, имевшие место в 1930-х гг. во многом были обусловлены социально-экономическими и общественно-политическими процессами, проходившими в стране в то время.
Ключевые слова: новая экономическая политика, хлебозаготовительный кризис, закрытые распределители, закрытые рабочие кооперативы, карточное снабжение населения, плановая экономика, национализации кооперации, ликвидация и восстановление сельских потребительских обществ, нео-нэп, укрупнение сельских потребительских обществ.
1930-е гг. в истории нашей страны являются сложным периодом. Это время проведения форсированной индустриализации и коллективизации, формирования командно-административной системы управления экономикой. В то же время глобальным изменениям подверглась и вся система потребительской кооперации страны, в результате которых значительно были ограничены демократические основы ее функционирования, усилены централизация и формализм в управлении. Интерес к истории потребительской кооперации 1930-х гг. связан и с тем, что данный этап в развитии кооперативного движения Чувашии является совершенно не изученным. В советский период основное внимание уделялось исследованию коллективных кооперативных предприятий (колхозов), хотя некоторые общие сведения о функционировании других видов кооперативов все же представлялись в общих работах по истории Чувашии1. Среди специальных работ можно отметить только объемную статью П.Л. Лебедева, посвященную развитию потребительской кооперации и ее роли в социалистическом преобразовании Чувашии2.
В данной статье предполагается рассмотреть одну из сторон деятельности потребительской кооперации, а именно: реформирование ее системы, проведенное в 1930-х гг. Основными источниками послужили архивные, опубликованные и не опубликованные, документы, а также материалы периодической печати.
Последние годы новой экономической политики были насыщены дискуссиями, проходив-
Вязова Ольга Георгиевна, кандидат исторических наук, доцент, докторант кафедры археологии, этнографии и региональной истории. E-mail: [email protected]
шими как среди государственных, партийных деятелей, так и экономистов. В какой-то степени причиной их активизации стало заявление партийного руководства в конце 1924 г. о завершении восстановительного периода, когда советская экономика впервые дала объемы продукции, сопоставимые с дореволюционными. Отныне промышленное производство не могло расти исключительно за счет пуска прежде стоявших предприятий. В связи с этим особую остроту приобрели споры о путях дальнейшей модернизации промышленности страны. В результате победу одержали те, кто допускал даже возможность использования насильственных методов при максимальном получении всех необходимых средств из сельского хозяйства. Первой пробой реализации на практике такого подхода к деревне стал выход из хлебозаготовительного кризиса 1927/1928 гг., когда вновь, как в годы военного коммунизма, стали использоваться принудительные меры для изъятия у крестьянства хлебных запасов, и были оставлены в прошлом экономические меры воздействия на сельскохозяйственный рынок. Хлебозаготовительный кризис 1927/1928 гг. и выбранные пути выхода из него решили судьбу и новой экономической политики, так как выяснилось, что, отказавшись от принципов нэпа, гораздо легче и проще решать проблему накоплений. В статье "Год великого перелома" И.В. Сталин приводил данные о росте капитальных вложений в крупную промышленность с 1,6 млрд. руб. в 1928 г. до 3,4 млрд. руб. в 1929 г., т.е. в два с лишним раза3. Резкое увеличение вложенных средств в крупную промышленность было результатом и использования неэкономических методов воздействия на крестьян.
В то же время началось и более решительное наступление на частную торговлю, что привело к затруднению товарооборота между городом и деревней. В обеспечении горожан продовольственными продуктами добавилось проблем с началом массовой насильственной коллективизации деревни в 1929 г., так как она привела к значительному снижению поголовья продуктивного скота, домашней птицы, сокращению частного садоводства и овощеводства. Эти трудности подтолкнули государство к введению в 19281929 гг. карточного снабжения городского населения и привели к реформированию потребительской кооперации. Многие городские потребительские общества были ликвидированы, а вместо них на предприятиях и в учреждениях стали создаваться закрытые распределители (ЗР) и закрытые рабочие кооперативы (ЗРК). Созданию закрытых распределителей было посвящено специальное постановление ЭКОСО РСФСР, принятое 10 декабря 1930 г. В нем предлагалось Центросоюзу в первую очередь обеспечивать товарами закрытые распределители, принять решительные меры к качественному улучшению кадров закрытых распределителей4. Вопросы создания закрытых распределителей и закрытых рабочих кооперативов обсуждались не только государственными, но и партийными органами. В соответствии с решением январского 1931 г. пленума крайкома ВКП(б) Нижегородского края (Чувашская АССР с 1929 г. входила в состав Нижегородского края) были установлены следующие промышленные предприятия, при которых должны были быть организованы самостоятельные закрытые рабочие кооперативы: Ижевский завод №10, Вурнарский фосфоритный завод, Шумерлинский дубильно-экст-рактовый завод "Большевик" и др.5.
Свертывание рыночных отношений, формирование плановой экономики отразились на всех направлениях деятельности потребительской кооперации. С целью решения возникающих проблем, а также для подведения итогов отчетов и выборов на местах в июле 1930 г. в Москве состоялся II съезд потребительской кооперации. На нем были приняты решения организационного характера, которые в целом соответствовали духу происходящих в стране изменений: ограничение кооперативной демократии и максимум централизации во всей системе потребительских союзов и потребительских обществ, целевое решение задач, выдвинутых сталинским руководством, невзирая на требования пайщиков. В частности, было решено объединить Центросоюз РСФСР и Центросоюз СССР в единый Центросоюз СССР и РСФСР6. Съезд рекомендовал создание центральных рабочих ко-
оперативов в индустриальных центрах, на крупных новостройках и в городах со значительным числом рабочих; организацию районных потребительских обществ, обслуживающих сельские местности, в них должны были быть включены также рабочие совхозов, промышленных предприятий, расположенных на селе7. В соответствии с принятым на съезде решением в 1930 г. Чувашсоюзом (Чувашским республиканским союзом потребительских обществ) было произведено укрупнение своей сети с созданием 18 районных многолавок, 2 горпо и 1 рабкоопа. Основной задачей этой реорганизации, как указывалось в работе "Десять лет Чувашской АССР", "явились централизация планирования, ускорение и удешевление товаропродвижения, усиление культурно-бытовой работы"8. В ходе реорганизации были ликвидированы товарные базы Чувашсоюза, за исключением одной, которая должна была стать основной базой по завозу в республику мелких товаров. Сокращение числа потребительских обществ должно было дать и существенную экономию средств. К концу 1930 г. потребительская кооперация приобрела совершенно новый облик. Но уже в следующем году проведенное реформирование пришлось отменить. Через год также были отменены и решения, касающиеся организационных вопросов, принятые в июле 1930 г. II съездом потребительской кооперации. Полная ликвидация сельских потребительских обществ (сельпо) привела к созданию огромных районных потребительских обществ, медленно реагирующих на потребности сельских потребителей и сложно управляемых, поэтому в 1931 г. в республике были восстановлены 252 сельпо с выборными правлениями. Тем самым потребительская кооперация вновь была приближена к населению. Таким образом, провести полную реорганизацию сети потребительской кооперации в сторону усиления централизации ее функционирования и управления не удалось. Оказалось, что лишенная сельских обществ потребительская кооперация не в состоянии организовать более или менее нормальное снабжение сельских жителей и колхозное крестьянство, а в условиях проведения массовой коллективизации, усилившей напряженность в российской деревне, успешное выполнение данных функций потребкооперацией становилось особенно важным.
Реформирование Центросоюза СССР и РСФСР, осуществленное в начале 1930-х гг., в ходе которого в его составе были созданы отраслевые секции, оказало влияние и на региональные союзы. В 1931 г. при Чувашсоюзе было организовано 5 отраслевых объединений, созданы трест сельскохозяйственных предприятий, авто-
номные секции лесрабкоопов и общественного питания9. В начале 1932 г. потребительская кооперация Чувашии была представлена 18 райпот-ребсоюзами, 2 центральными рабочими кооперативами, 5 закрытыми рабочими кооперативами, 12 лесрабкоопами, 10 секциями общественного питания, 18 районными заготовительными конторами и 251 сельпо10. Для того, чтобы укрепить райсоюзы, в 1933 г. было решено ликвидировать объединение розничной торговли Чувашсоюза, а принадлежащие ему торговые точки передать райсоюзам, центральному рабочему кооперативу и закрытым рабочим кооперативам11.
Закрытые рабочие кооперативы, распределявшие по карточкам продукты питания и одежду, не подчиненные руководству предприятия, со временем стали мешать администрациям заводов и новостроек использовать снабжение как средство повышения производительности труда. Деятельность ЗРК существенно была ограничена постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О расширении прав заводоуправлений в деле снабжения рабочих и улучшении карточной системы" от 4 декабря 1932 г. Вместо закрытых рабочих кооперативов и кооперативных закрытых распределителей на их материально-технической базе стали создаваться государственные организации - отделы рабочего снабжения (ОРСы) - сначала на крупнейших заводах и новостройках, а затем на всех государственных предприятиях. Только в течение 1933 г. по стране было преобразовано в отделы рабочего снабжения 2005 потребительских кооперативов с годовым товарооборотом в 3616,7 млн. руб. и с 31782 торговыми предприятиями (19167 в городах и 12615 на селе)12. Эти действия государства А.П. Макаренко назвал первой массовой национализацией потребительской кооперации13. В Чувашии ликвидация ЗРК и ЦРК не носила столь масштабного характера. В 1933 г. перестали существовать только 12 рабочих кооперативов лесопромысловой кооперации. Вместо них на предприятиях лесной отрасли появились отделы рабочего снабжения. Вплоть до 1936 г. численность ЦРК и ЗРК оставалась относительно стабильной. В 1932 г. в ЧАССР действовали 11 гор-по, ЦРК и ЗРК, в первом полугодии 1935 г. - 1014.
Следующая масштабная реорганизация потребительской кооперации была проведена в 1935 г. Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 29 сентября 1935 г. "О работе потребительской кооперации в деревне" были разграничены сферы деятельности кооперативной и государственной торговли15. По решению директивных органов, деятельность потребкооперации была ограничена торговым обслуживанием жителей деревень, рабочих поселков и неболь-
ших городов. Вся материально-техническая база оптовой и розничной торговли, предприятий питания, промышленности и других отраслей потребкооперации была безвозмездно передана государственным предприятиям. Этим актом было обеспечено монопольное положение государственной торговли в городах, а кооперативной - в сельской местности. Выполняя решения советского государства, потребительская кооперация передала Наркомату внутренней торговли в 651 городе 26138 розничных торговых предприятий, 7096 предприятий общественного питания. Государственной промышленности были переданы 255 хлебозаводов, 1139 пекарен, 6 чайных фабрик, 43 молочных завода, Московский и Ленинградский пивоваренные заводы, 17 холодильников, рыбные хозяйства и рыболовецкий флот. Это была вторая национализация потребительской кооперации, в результате которой она потеряла 3,2 тыс. городских потребительских обществ с оборотом 15,9 млрд. руб.16.
Вытеснение потребительской кооперации из городской торговли в целом по стране растянулось на несколько лет. В Чувашии еще в 1938 г. проводились мероприятия по разграничению сфер влияния государственной торговли и потребительской кооперации. Совнарком Чувашской АССР 13 мая 1938 г. обратился в Совнарком СССР с просьбой "разрешить сосредоточить всю работу Чувашторга в городах и промышленных центрах республики (Чебоксары, Алатырь, Канаш, Шумерля, Цивильск, Ядрин, Мариинс-кий Посад, Козловка, Вурнары), передать находящиеся в них магазины и ларьки, а также производственные предприятия потребительской кооперации - Чувашторгу; сосредоточить всю работу Чувашсоюза на обслуживании деревни и районных центров, не являющихся городами и промышленными центрами. Передать магазины и лавки, а также производственные предприятия Чувашторга в сельской местности потребительской кооперации - Чувашсоюзу"17.
В 1935 г. также началась реформа всей сети потребительской кооперации Чувашии. План реорганизации разрабатывался при участии партийных и государственных органов республики. Он предполагал сохранить 21 райпотреб-союз с оптовыми функциями, один райпотреб-союз реорганизовать в райпо и 3 райпотребсою-за оставить без оптовых функций. Намечалась также организация оптовых баз промышленности и межрайбаз Чувашсоюза. Совместным постановлением Совнаркома ЧАССР и обкома ВКП(б) от 14 ноября 1935 г. "О перестройке сельской сети потребкооперации" предложенный план был утвержден. Но он не получил поддержки в Центросоюзе, и постановлением его Пре-
зидиума от 27 декабря 1935 г. все райпотребсою-зы были ликвидированы с возложением полного обслуживания сельпо непосредственно на Чувашсоюз. Подобная полная или частичная ликвидация райпотребсоюзов была проведена и в других регионах страны. В Мордовии из 23 райпотребсоюзов, существовавших до начала 1936 г., было оставлено четыре с оптовыми функциями. Сеть районов деятельности ликвидированных рай-потребсоюзов была принята на непосредственное обслуживание Мордовским потребсоюзом, а в трех районах были организованы райпо18.
Начавшееся реформирование потребительской кооперации соответствовало духу неонэпа, хронологические рамки которого условно можно определить 1932-1936 гг. В эти годы наряду с чисто административными методами управления экономикой вновь стали использоваться и экономические методы. Так, в 1932 г. были частично восстановлены рыночные отношения. Колхозам, колхозникам и единоличникам разрешили реализовывать излишки своей продукции на колхозном рынке, где цены определялись спросом и предложением. Следующим шагом на пути расширения использования экономических методов стала отмена в 1934-1935 гг. карточной системы обеспечения городского населения. При этом государственными и партийными органами больше внимания стало уделяться увеличению рентабельности, прибыльности в работе всех элементов экономики страны. Отказ от такого промежуточного звена в управлении потребительской кооперацией как райпотребсоюзы, должен был сократить расходы на содержание аппарата управления.
Согласно постановлению президиума Центросоюза, действовавшие в Чувашии 25 райпот-ребсоюзов перестали существовать в первом квартале 1936 г. В связи с этим хозяйственное обслуживание сельпо было возложено полностью на вновь созданное торговое управление республиканского союза через Чебоксарскую, Ка-нашскую, Алатырскую и Шумерлинскую межрайонные базы. Организационная работа с сельскими потребительскими обществами стала проводиться через штат районных инструкторов. Наладить их нормальную работу не удалось, так как в течение 1936-1937 гг. среди районных инструкторов наблюдалась громадная текучесть кадров. К примеру, в Козловском районе сменилось за два года 3 инструктора, то же самое имело место в Красночетайском районе, в отдельных районах вообще в течение длительного времени должности районных инструкторов были вакантными. После ликвидации райпотребсоюзов, которые занимались снабжением сельпо, возникли сложности с обеспечением селян необходи-
мыми товарами. Межрайонные базы не всегда могли снабдить потребительские общества всем необходимым, а баз промышленности в республике было недостаточно. В результате в конце 1937 г. на совместном заседании Совнаркома ЧАССР и обкома партии ВКП(б) было принято решение о восстановлении райпотребсоюзов19. 31 декабря 1937 г. Президиум Центросоюза согласился с решением Чувашского правительства и обкома партии о восстановлении деятельности райпотребсоюзов и разрешил президиуму Чувашсоюза организовать в течение первого квартала 1938 г. 25 райпотребсоюзов с оптовыми функциями20. В первом квартале 1938 г. проводилась работа по наделению вновь созданных рай-потребсоюзов оборотными средствами, и к началу второго квартала все мероприятия по восстановлению райпотребсоюзов были завершены21.
Реформирование 1935 г. затронуло и сельские потребительские общества. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 29 сентября 1935 г. для развития материально-технической базы потребкооперации на селе предусматривало выделение ссуды в пределах 30 млн. руб. При этом Госбанку СССР предлагалось кредитовать сельпо с оборотом свыше 20 тыс. руб. в месяц и вновь открываемые сельмаги, при условии их безупречной работы. Устанавливалось, что сельпо могут покупать товары не только с баз райпотреб-союзов и межрайбаз потребкооперации, но и с ближайших баз государственной промышленности и кустарно-промысловой кооперации22. Принятие данного решения с целью повышения рентабельности работы потребительской кооперации было вполне оправданно. В Чувашии, к примеру, в 1934 г. именно мелкие сельпо с годовым оборотом менее 175 тыс. руб. были преимущественно убыточными. Среди мелких сельпо убыточные составляли 67%, а в составе сельпо с годовым оборотом более 175 тыс. руб. убыточных насчитывалось всего 36%. Помимо этого издержки обращения мелких сельпо были немного выше, чем крупных23.
Кредитами, предоставляемыми государством, могла воспользоваться только небольшая часть сельских потребительских обществ, так как их подавляющее большинство вплоть до 1940 г. имело оборот менее 20 тыс. руб. Пытаясь обеспечить кредитование потребительских сельских обществ, руководители региональных союзов стали проводить мероприятия по укрупнению сельпо. На это же их нацеливало и постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 29 сентября 1935 г. В связи с этим в Нижегородском крае число сельских сельпо в 1936 г. сократилось с 433 до 27924, в Чувашии на 1 января 1936 г. осталось 138 сельпо вместо 197, действовавших в июне
1935 г.25. В первую очередь закрытию и реорганизации подвергались нерентабельные и убыточные сельпо, а также торговые лавки, не приносящие прибыль.
К сожалению, в погоне за сокращением убыточных сельпо и торговых кооперативных предприятий не всегда учитывалось мнение населения, так как закрыть потребительское общество и лавку было легче, чем наладить успешную их работу. В феврале 1936 г. колхозники деревни Сятра-Марково Марковского сельсовета Иш-лейского района написали письмо в президиум Чувашсоюза с просьбой об открытии ларька в деревне, так как после ликвидации Ишлейского сельпо за товарами им приходилось ходить в районный центр Ишлей-Покровское, которое находилось в 15 км от деревни26. На просьбу жителей Сятра-Марково руководство Чувашсоюза никак не отреагировало. В архивном фонде республиканского потребительского союза можно найти и другие примеры обращений жителей сельских населенных пунктов с просьбой об открытии лавок и сельпо.
Однозначно оценить сокращение сельских потребительских обществ и торговой сети потребительской кооперации невозможно, так как оно имело как свои плюсы, так и минусы. В целом, на наш взгляд, эта реформа оказала больше позитивное, чем негативное воздействие на экономическое состояние чувашской потребкооперации, способствовала ее финансовому оздоровлению. Ликвидация райсоюзов привела к значительной экономии издержек обращения Чувашсоюза. Если 1935 г. потребкооперация Чувашии закончила с убытком, то в 1936 г., как сообщала газета "Красная Чувашия", была получена прибыль в размере 2110 тыс. руб. Убыточными являлись 13 сельпо или 9,3%27. Правда, в отчете Чувашсоюза о работе в 1936 г. приводились другие данные. В нем отмечалось, что убыток получили 31 сельпо из 137 действовавших в
1936 г., что составило 22,6%28. Сегодня достаточно сложно определить причину такого значительного расхождения данных, представленных в газетной статье и в отчете самого потребительского республиканского союза. Тем не менее, показатели эффективности работы потребительских обществ Чувашии в 1936 г. были намного лучше, чем в 1934 г., когда хозяйственный год с убытками завершили 41% или 84 сельских потребительских общества29. Подобное сокращение сети, проведенное в чувашской потребительской кооперации в 1935 г., было организовано и во многих других районных страны. Оно в первую очередь коснулось убыточных и мелких сельских потребительских обществ и в целом благоприятно сказалось на состоянии системы.
В Нижегордском крае в 1936 г. торговые издержки были снижены на 2% по сравнению с 1934— 1935 гг., что дало экономии около 6 млн. руб. Издержки обращения за первое полугодие 1936 г. составили 9,04% к обороту вместо 10,5% в 1935 г. и 13,3% в 1934 г., в связи с чем была фактически ликвидирована убыточность сельпо. Если к моменту издания постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 29 сентября 1935 г. в крае было 155 убыточных сельпо, то на 1 июня 1936 г. осталось 18. Вместо крупных убытков, имевшихся в работе потребительской кооперации края, в 1936 г. она получила 6,3 млн. руб. прибыли30.
Однако в последующие годы чрезмерное укрупнение сельпо, сокращение торговых точек было признано не совсем верным и в отчетах Чувашсо-юза реформирование потребкооперации Чувашии, начатое в 1935 г., стало характеризоваться как вредительство, проводимое руководством Чувашсою-за и Центросоюза, а их руководители были подвергнуты необоснованным репрессиям.
В 1930-х гг. происходят изменения в системе создания новых сельских потребительских обществ. Их появление уже не являлось результатом волеизъявления населения, проживающего на определенной территории. Решение о создании новых сельпо все чаще принималось Чуваш-союзом и закреплялось республиканским правительством. Так, 7 июля 1939 г. было принято решение СНК ЧАССР "О разукрупнении и организации новых сельпо в связи с образованием новых и изменением административных границ отдельных районов Чувашской АССР". Им было подтверждено создание новых 7 сельских потребительских обществ и 1 рабкоопа31. Следовательно, административный принцип в 1930-х гг. проник и в такую сферу, как создание потребительских кооперативов, тем самым нарушая одно из основных условий функционирования подлинно кооперативных предприятий - добровольность их создания.
В 1940 г. сеть потребительской кооперации ЧАССР была представлена 28 райпотребсоюза-ми, 148 сельпо, 5 рабкоопами и 3 горкоопами. Несмотря на постоянные реорганизации, в 1930-х гг. последовательно расширялись торговые обороты потребкооперации республики. Ее розничный оборот за период с 1934 г. по 1940 г. увеличился в более чем в 2 раза - с 81,5 млн. руб. до 180,2 млн. руб., а удельный вес потребительской кооперации в розничном товарообороте ЧАССР поднялся до 52% против 43% в 1935 г.32. Кооператоры увеличивали производственную деятельность. Предприятия Чувашпотребсоюза вырабатывали хлебные и колбасные изделия, фрукто-во-газированные воды, пиво, брагу, квас и т.д.
Таким образом, преобразования, проводив-
шиеся в организационной системе потребительской кооперации в 1930-х гг., были во многом обусловлены социально-экономическими и общественно-политическими процессами, происходившими в стране в рассматриваемый период. Очень часто их инициаторами являлись не кооператоры, а государственные и партийные структуры. Тем не менее, созданная в Чувашии в 1930-х гг. сеть потребительской кооперации позволяла выполнять ставившиеся перед ней государством задачи и расширять торговую и производственную деятельность.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. 15 лет Советской Социалистической Чувашии (1920
- 1930 гг.). - Чебоксары, 1935; Развитие экономики и культуры Чувашской АССР. - Чебоксары, 1960 и др.
2. Лебедев ПЛ. Развитие потребительской кооперации и ее роль в социалистическом преобразовании Чувашии // Вопросы социалистической экономики Чувашской АССР. Учен. зап. Чебоксары, 1957. - Вып. XVII. - С. 39 - 70.
3. Правда. 1929. 7 ноября.
4. Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства РСФСР (1917?1938 гг.).
- 1931 - №1. - ст. 8.
5. Государственный общественно-политический архив Нижегородской области (далее ГОПА НО), ф. 2, оп. 1, д. 771, л. 145.
6. Никонов И.И. Кооперация России в 30-е годы. - Кострома, 1997. - С. 50.
7. Кистанов Я.А. Потребительская кооперация СССР (исторический очерк). - М., 1951. - С.252.
8. Десять лет Чувашской АССР. 1920 - 1930. - Чебоксары, 1930. - С. 189.
9. Потребительская кооперация Чувашии. Документы, материалы, воспоминания, фотографии. - Чебоксары, 2000. - С. 72.
10. Красная Чувашия. 1932. 11 января.
11. Государственный исторический архив Чувашской Республики (далее ГИА ЧР), ф. 191, оп. 1, д. 1174, л. 104.
12. Вахитов К.И. Кооперация. Теория. История. Практика. Избранные изречения, факты, материалы, комментарии. М, 2004. - С. 432.
13. Макаренко А. П. Теория и история кооперативного движения. - М.,1999. - С. 275.
14. ГИА ЧР, ф. 203, оп. 1, д. 236, л. 3.
15. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам в 5-ти т. 1917-1967 гг. Сб. док. за 50 лет. - М.: Политиздат, 1967. - Т.2. 1929-1940 гг. - С. 555 - 562.
16. Макаренко А. П. Указ. соч. - С. 275 - 276.
17. ГИА ЧР, ф. 203, оп. 1, д. 621, л. 103 - 106.
18. Очерки истории потребительской кооперации Республики Мордовия. - Саранск, 1996. - С. 40 - 41.
19. ГИА ЧР, ф. 203, оп. 1, д. 498, л. 90.
20. Российский государственный архив экономики (далее РГАЭ), ф. 484, оп. 1, ед. хр. 2881, л. 7.
21. ГИА ЧР, ф. 191, оп. 1, д. 1214, л. 2.
22. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам... - Т. 2. - С. 556.
23. ГИА ЧР, ф. 203, оп. 1, д. 236, л. 88.
24. ГОПА НО, ф. 2, оп. 1, д. 3262, л. 8.
25. ГИА ЧР, ф. 191, оп. 1, д. 1214, л. 34.
26. Там же, л. 3 об.
27. Красная Чувашия. 1937. 15 августа.
28. ГИА ЧР, ф. 191, оп. 15, д. 2, л. 55.
29. Там же, ф. 203, оп. 1, д. 236, л. 103.
30. РГАЭ, ф. 484, оп. 1, д. 614, л. 91.
31. ГИА ЧР, ф. 203, оп. 1, д. 765, л. 9.
32. Лебедев П.Л. Указ. соч. - С. 67.
REFORMATION OF CHUVASH CONSUMER'S CO-OPERATIVES IN 1930s
© 2009 O.G. Vyazova
Chuvash State University, Cheboksary
The reformation of Chuvash consumer's cooperatives, held in mid-1930s is analyzed in the article. Positive and negative aspects of the changes in the organizational structure of the Chuvash consumer's co-operatives are revealed. The author concludes that the reorganization of the organizational system of the consumer's cooperatives was caused by socio-economic and socio-political processes of 1930s.
Key words: New economic policy, grain procurement crisis, closed retail establishments, closed working cooperative societies, ration-card system, planned economy, nationalization of cooperation, liquidation and restoration of rural consumer's societies, neo-NEP, consolidation of rural consumer's societies.
Olga Vyazova, Candidate of History, Associate Professor, Doctoral Candidate, Archeology, Ethnography and Regional History Department. E-mail: [email protected]