УДК 334.735
Т. Н. КУТАЕВА, И. В. ШАВАНДИНА
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УСЛУГ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
Ключевые слова: услуги, потребительская кооперация, эффективность услуг.
Аннотация. Рассмотрены основные направления повышения эффективности услуг, предоставляемые организациями потребительской кооперации.
Проблемы оздоровления финансового положения организаций потребительской кооперации являются комплексными и тесно связанными с решением задач организационно-управленческого, структурного, инвестиционного, финансового характера.
Основами претворения этих задач на практике служат принятые Центросоюзом целевые программы по реализации Концепции развития потребительской кооперации РФ до 2015 года с определением основных направлений на краткосрочный период [2].
Потребительская кооперация является некоммерческой, социально-ориентированной системой, обладающей конкурентными преимуществами, наиболее полное использование, которых является весомыми факторами повышения эффективности услуг, предоставляемых населению.
Необходимо отметить, что наличие объективных преимуществ и значительных резервов не обеспечивает кооперативным организациям области автоматических результатов. Одним из основных препятствий на пути к экономическому росту и повышению эффективности предоставляемых услуг становится медленный процесс преобразований на уровне организаций.
Эффективное функционирование организаций является залогом ее динамичного эффективного развития. Нужна действенная и эффективная стратегия развития потребительской кооперации, ориентированная на дальнейшую диверсификацию их деятельности, принятия дополнительных мер, направленных на оздоровление финансового положения.
© Кутаева Т. Н., Шавандина И. В.
Предложенная нами программа содержит стратегию развития, комплекс мер, направленных на повышение эффективности услуг и финансовое оздоровление организаций потребительской кооперации.
Основные направления повышения эффективности услуг организации потребительской кооперации представлены на рис. 1.
Рис. 1. Основные направления повышения эффективности услуг организаций потребительской кооперации
Срок реализации программы: 2012 - 2015 гг.
Перечень и описание программных мероприятий.
Первое направление - создание современной конкурентоспособной торговой системы, системы общественного питания, ориентированных на рынок и коммерческую деятельность [1].
1. Основные направлениями развития розничной торговли.
Основные направления деятельности по повышению эффективности услуг розничной торговли должны быть отражены в разработанных мероприятиях совершенствования товарной, ценовой, сбытовой и коммуникативной политики организаций потребительской кооперации.
В области товарной политики - формирование единой системы сетевой розничной торговли с учетом развития следующих мероприятий:
- увеличить объемы услуг розничной торговли за счет оптимальной структуры товарооборота, формирования эффективного ассортимента товаров, расширения ассортимента товаров за счет реализации товаров собственного производства кооперативных организаций, увеличение в структуре розничного товарооборота доли непродовольственных товаров;
- провести переспециализацию магазинов в зависимости от численности проживающего населения, национальных традиций и природно-климатических условий в специализированные магазины, торгующие продовольственными и непродовольственными товарами (открытие магазинов «Текстиль для дома», «Визит», «Хлеб», «Сладкоежка», «Молоко», «Мебель», «Товары для дома», «Хозяин» и другие);
- активизировать работу по созданию единой торговой сети потребительской кооперации на базе унифицированной программы по автоматизации розничной торговли в районах и селах, разработать этапы перевода магазинов на автоматизированную систему с учетом подготовки информационной базы, программного обеспечения и обучения персонала, разделить бизнес-процессы Центрального офиса, районного офиса и автоматизированного магазина;
- концентрировать аппарат управления торговой сетью в едином центре, существенно сократить бизнес-функции в магазинах и передать их менеджерам;
- активизировать процесс развития для сельской торговли магазинов новых форматов торговли (торговый центр, супермаркет, магазин у дома) под едиными кооперативными брендами;
- шире распространять магазины, совмещающие торговлю и другие виды деятельности - магазин - приемозаготовительный пункт, который наряду с торговлей выполняет следующие функции: закупку всех видов сельскохозяйственной продукции, прием заказов на бытовые услуги (ремонт сложной бытовой техники, часов и др.), информирование пайщиков;
- проводить маркетинговые исследования, формировать единую систему маркетинговой политики.
В области ценовой политики основными направлениями являются:
- проводить анализ ценовой политики предприятий-кон-
курентов;
- проводить анализ собственной ценовой стратегии и политики;
- изучать и внедрять современные подходы к процессу ценообразования;
- разработать политику льгот и скидок для покупателей, создать единую систему дисконтов в торговых предприятиях потребительской кооперации.
В области сбытовой политики основными направлениями
являются:
- установить эффективность договорных отношений, снизить затраты по доставке товаров и развить собственную логистику в системе потребительской кооперации;
- организовать контроль над расчетами с поставщиками.
В области коммуникативной политики необходимо отметить основные направления:
- разработать мероприятия по проведению рекламных компаний, организовать информационное вещание в средствах массовой информации по обеспечению защиты прав потребителей, развитию торгового обслуживания и проблемным вопросам отрасли;
- повышать культуру обслуживания и имидж предприятий розничной торговли. Магазины потребительской кооперации должны выделяться среди предприятий других форм собственности; иметь привлекательный внешний вид и интерьер.
2. Основные направления развития услуг общественного питания.
Основные мероприятия повышения эффективности отрасли общественного питания:
- повысить объемы деятельности отрасли и эффективность
работы;
- приближать услуги к населению и налаживать обратную связи с населением путем организации мониторинга потребностей;
- провести реконструкцию и техническое перевооружение предприятий общественного питания на основе использования современных энергосберегающих технологий, модернизацию технологического оборудования отрасли (перевод работы предприятий на газ, оснащение современным энергосберегающим оборудованием);
- внедрять инновационные технологии приготовления пищи и обслуживания;
- организовать доставку приготовленных блюд по заказам потребителей;
- учитывать в работе региональные особенности, национальные кухни и обрядовые;
- перевести действующие торговые точки и открыть новые фирменные магазины «Отличный вкус» в районах и крупных селах области с созданием при них мини-пекарен, кондитерских, пирожковых цехов, вырабатывающих и реализующих широкий ассортимент собственной продукции.
3. Основные направления развития платных услуг:
Основная цель - развитие новых направлений видов услуг:
- шире развивать сеть нетрадиционных услуг: парикмахерских, бытовых услуг, аптек, ветеринарных аптек;
- развивать туристический и экскурсионный бизнес, придорожный сервис;
- развитие сети домов быта, комплексных приёмных пунктов, стационарных предприятий с учётом их востребованности и конкурентной среды в районах.
Второе направление - диверсификация развития потребительской кооперации.
Основные мероприятия проведения диверсификации организаций:
- обеспечить подготовительные мероприятия проведения диверсификации организации, составить прогноз развития новых вариантов работ, видов товаров и т. п.;
- обеспечить наличие нескольких вариантов диверсификации, чтобы можно было их сопоставить и выбрать наиболее эффективный;
- проводить исследование рынков потенциальных товаров и услуг и выбор стратегических зон хозяйствования (сегментация, вторжение на смежные или ранее захваченные зоны);
- открытие новых потребностей и способов их удовлетворения для создания новых типов продуктов, производств;
- использовать различные формы диверсификации - внутреннюю (открытие в составе действующего предприятия участков, цехов) и внешнюю (создание подразделения вне действующего предприятия или открытие нового предприятия).
Третье направление - создание информационной системы координации развития сферы услуг потребительской кооперации.
Информационная система должна представлять собой автоматизированную базу данных, где информация собирается по кустовому принципу: районные центры (на базе данных районного потребительского общества) - центры субъектов Российской Федерации (на базе данных региональных союзов потребительских обществ) - центр общероссийского уровня (на базе Центросоюза Российской Федерации). Внешний доступ в информационную систему осуществляется через интерактивный Интернет-портал с обязательной регистрацией участников системы.
Четвертое направление - наращивание объемов закупок сельскохозяйственной продукции при гарантированном сбыте.
Основные направления в области развития закупок:
- строительство и ввод в эксплуатацию комплексных стационарных и передвижных приемозаготовительных пунктов, комплексов глубокой заморозки;
- модернизация действующих овощехранилищ и их оснащение современным высокотехнологичным оборудованием;
- приобретение оборудования для оснащения цехов переработки овощей, в том числе высокотехнологичного оборудования для первичной обработки плодов, грибов и ягод: линий для сортировки продукции, вакуумной упаковки, шоковой заморозки и т. д.
- предоставление владельцам личных подсобных хозяйств товарных кредитов под сдаваемую сельскохозяйственную продукцию и сырье.
Пятое направление - организация эффективного государственно-кооперативного партнерства.
Основные направления:
- развивать формы взаимовыгодного сотрудничества с местной администрацией;
- интеграция в решение общегосударственных проблем, в том числе повышения благосостояния сельского населения, развитие на основе эффективного взаимодействия с государственными институтами;
- заключать соглашения с органами государственной власти и местного самоуправления с целью поддержки заготовительных предприятий потребительской кооперации, включая предоставление земельных участков, зданий и сооружений для организации заготовительных пунктов.
Шестое направление - развитие интеграционных процессов на базе организаций потребительской кооперации Центросоюза.
Основные мероприятия:
- создание региональных кооперативных банков. Основная цель - предоставление средств организациям потребительской кооперации на поддержку и проведение ими мер по оздоровлению финансового состояния и повышения эффективности услуг. Внутрисистемную финансовую помощь необходимо построить с соблюдением основных принципов кредитования - обоснованность, срочность, возвратность;
- развитие интеграции в потребительской кооперации на трех
уровнях.
Седьмое направление - формирование деловой элиты потребительской кооперации.
Отсутствие стандартных решений, постоянно меняющиеся условия хозяйствования и рыночной коньюктуры требуют определенной подготовки кадров и персонала оптимизировать бизнес-процессы в организации.
Основные направления подготовки кадров:
- повысить квалификацию руководителей и специалистов среднего звена путем проведения с участием ученых проблемных семинаров, диспутов, деловых игр, тренингов;
- создать на всех уровнях эффективные бизнес-команды;
- повысить уровень компетенции работников и создать эффективную систему материальной и нематериальной мотивации труда.
Восьмое направление - улучшение работы с пайщиками по сохранению и приумножению их численности.
Основные мероприятия по работе с пайщиками:
- повысить экономическое участие пайщиков путем вовлечения членов кооператива в инвестирование его деятельности;
- определить механизм, нацеленный на постепенное увеличение паевого фонда и доведение его до 20 - 30 процентов в общей сумме капитала потребительского общества;
- поднять материальную мотивацию пайщиков за участие в работе кооператива.
Девятое направление - совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей деятельность организаций потребительской кооперации.
В целях повышения эффективности потребительской кооперации требуется внесение изменений в действующее законодательство (табл.1).
Таблица 1 - Предложения по внесению изменений в законодательные акты
Наименование нормативного правового акта Содержание изменений Обоснование
ФЗ от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» Предоставить организациям потребительской кооперации меры государственной поддержки: льготы на оплату электроэнергии, возможность участия на льготной основе в программах финансовой аренды (лизинга), Субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам в размере 95 % ставки рефинансирования ЦБ РФ по кредитам Организации потребительской кооперации осуществляют виды деятельности, сходные с деятельностью сельскохозяйственных потребительских кооперативов, целесообразно предоставить аналогичные меры государственной поддержки
ФЗ от 24 июля 2009 г. N° 212-ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд РФ» Установление на 2011—2014 гг. льготного пониженного тарифа страховых взносов для организаций кооперации, применяющих единый налог на вмененный доход или упрощенную систему налогообложения по аналогии с сельскохозяйственными товаропроизводителями, применяющими единый сельскохозяйственный налог Распространение льготного периода позволит создать равные условия деятельности потребительской и сельскохозяйственной кооперации, расширить возможности для увеличения объемов закупок сельскохозяйственной продукции, что в свою очередь будет способствовать созданию новых рабочих мест, повышению жизненного уровня сельского населения
ФЗ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» Отнесение хозяйственных обществ, учредителями которых являются потребительские общества со стопроцентным участием в формировании уставного капитала, к субъектам малого и среднего предпринимательства Изменение условий функционирования организаций потребительской кооперации с малым и средним бизнесом позволит полно использовать потенциал кооперации, увеличить вклад в социальное развитие села
Основная цель - распространить на организации потребительской кооперации условий государственной поддержки, действующих в отношении сельскохозяйственных производителей. В этих целях потребуется внесение изменений в действующие законодательные акты. Это обусловлено тем, что кооперативные организации предоставляют услуги торгового, бытового обслуживания в сельской местности, а также функции по инфраструктурному обслуживанию сельхозпроизводителей.
В концепции развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, принятой Правительством РФ в декабре 2010 года, говорится, что для устойчивого развития сельских территорий в субъектах Российской Федерации необходимо разработать региональные и муниципальные программы развития сельских территорий. Основой разработки таких программ должны стать стратегии развития сельских поселений нашей страны, которые определяют потенциал сельского поселения и перспективы его социальноэкономического развития.
Усиление государственной поддержки необходимо в области устойчивого развития сельских территорий в разделе диверсификации сельской экономики, политики, повышения занятости и доходов населения, наращивание и модернизация рабочих мест на объектах инфраструктуры агропродовольственного рынка и сбыта сельскохозяйственной продукции [3].
Предложенная нами программа и основные направления развития потребительской кооперации позволят повысить эффективность всех отраслей деятельности. В связи с этим в программе заложена настоятельная необходимость совершенствования эффективности потребительской кооперации с учетом особенностей данной системы, ее задачами и перспективами дальнейшего развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арустамов Э. А. Организационно-экономические факторы конкурентоспособности потребительской кооперации в рыночной среде / Э. А. Арустамов // Российская кооперация. 2010. № 2. С. 11-14.
2. Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года. М.: Центросоюз Российской Федерации, 2010. 17 с.
3. О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ. Закон РФ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ / И. Смагина. Комментарий к ФЗ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». М.: Юстицинформ, 2010. 325 с.
STRATEGIC DIRECTIONS OF INCREASE EFFICIENCY OF SERVICES OF CONSUMERS' COOPERATIVE SOCIETY
Keywords: services, consumers' cooperative society, efficiency of
services.
Annotation. The basic directions of increase of efficiency of the services, provided by the organizations of consumers' cooperative society are considered.
КУТАЕВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА - доцент кафедры экономики и статистики, Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Россия, Княгинино, ([email protected]).
ШАВАНДИНА ИРИНА ВАЛЕРЬЕВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и статистики, Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Россия, Княгинино, ([email protected]).
KUTAEVA TATYANA NIKOLAEVNA - the docent of the chair of economics and statistics, the Nizhniy Novgorod state engineering-economic institute, Russia, Knyaginino, ([email protected]). SHAVANDINA IRINA VALERIEVNA - the candidate of economic sciences, the docent of the chair of economics and statistics, Russia, Knyaginino, ([email protected]).____________________________