Научная статья на тему 'Развитие потребительской кооперации России в современных условиях'

Развитие потребительской кооперации России в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1576
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / КООПЕРАТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СЕЛЬСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ / ЗАКУПКА / ПРОИЗВОДСТВО / ПРОДАЖА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Родичева В.П.

В статье проанализированы результаты социально-экономической деятельности потребительской кооперации России за период с 2009 г. и по настоящее время. Определены пути увеличения оборотов товаров и продукции в розничной торговле, общественном питании, в заготовительной и производственной деятельности кооперативных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие потребительской кооперации России в современных условиях»

Вопросы экономики

16 (154) - 2013

УДК 334.735; 338.22

развитие потребительской кооперации

россии в современных условиях

В. П. РОДИЧЕВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета Е-mail: rodichevav@rambler. ru Брянский филиал Российского университета кооперации

В статье проанализированы результаты социально-экономической деятельности потребительской кооперации России за период с 2009 г. и по настоящее время. Определены пути увеличения оборотов товаров и продукции в розничной торговле, общественном питании, в заготовительной и производственной деятельности кооперативных организаций.

Ключевые слова: потребительская кооперация, экономическое развитие, кооперативная организация, сельское население, закупка, производство, продажа.

Потребительская кооперация России является одной из крупнейших кооперативных систем, осуществляющих торговую, заготовительную, производственную деятельность, оказывающих социальные и бытовые услуги населению.

Важнейшей задачей любой экономической системы, в том числе и потребительской кооперации, является обеспечение устойчивого и сбалансированного развития.

В настоящее время потребительская кооперация является массовым движением, она занята решением задачи государственной важности - устойчивым обеспечением селян товарами и услугами.

Всей своей деятельностью кооператоры способствуют улучшению жизни и быта сельских жителей, стабилизации социальной обстановки на селе. Потребительская кооперация является основной структурообразующей хозяйственной системой, что очень значимо для развития сельских территорий страны.

Развитию кооперативов в стране за последние годы придается большое значение, так как их деятель-

ность позволяет удовлетворять потребности не только своих работников, пайщиков, но и повышать уровень жизни и занятость обслуживаемого населения.

Организации потребительской кооперации осуществляют свою деятельность на основе кооперативных принципов и ценностей, демократического управления и социальной идеологии.

Кооперативные организации занимаются эффективной и целенаправленной деятельностью, призванной не только достигать индивидуальных целей работников потребительской кооперации и пайщиков, но и участвовать в реализации общегосударственных задач, связанных с повышением уровня жизни населения, решением проблем продовольственной безопасности страны и реализацией социальной миссии на селе.

Высшей организацией системы потребительской кооперации является Центросоюз Российской Федерации (Центросоюз), объединяющий и направляющий деятельность всех организаций потребительской кооперации - членов Центросоюза. Главная цель Центросоюза, его социальная миссия, заключается в содействии развитию, защите прав и интересов потребительских обществ и их членов - пайщиков.

Высшие исполнительный и контрольный органы управления Центросоюза состоят из представителей пайщиков, работающих и не работающих в организациях потребительской кооперации. Высшим органом управления Центросоюза, а значит и всей системы потребительской кооперации страны, является общее собрание представителей потребительских обществ Российской Федерации.

Представительный орган управления Центросоюза - Совет Центросоюза Российской Федерации -состоит из представителей пайщиков.

16 (154) - 2013

Вопросы экономики

Советом назначается исполнительный орган -Правление Центросоюза, которое формирует аппарат управления из специалистов.

Контрольный орган управления - ревизионная комиссия Центросоюза - осуществляет проверки финансово-хозяйственной деятельности как предприятий Центросоюза, так и организаций потребительской кооперации - членов Центросоюза.

Центросоюз объединяет потребительские общества и потребительские союзы в единое социально-экономическое движение страны. Объединение потребительских обществ и потребительских союзов осуществляется на основе уставов и учредительных договоров. Чтобы все потребительские общества и их союзы (включая Центросоюз) работали слаженно, как единая система, нужна постоянная совместная работа: совместное принятие решений по развитию социально-экономической деятельности потребительской кооперации и совместный контроль за деятельностью организаций.

В настоящее время организации потребительской кооперации производят мясную и молочную продукцию, безалкогольные напитки и пиво, хлебные и кондитерские изделия, консервы и полуфабрикаты, материалы для ремонта и строительства, изделия из шерсти и меха. Они выращивают зерно, овощи и фрукты, картофель, разводят крупный рогатый скот, овец, лошадей, свиней, птицу, заготавливают сельскохозяйственную продукцию, произведенную на личных подворьях (молоко, мясо, овощи) а также лекарственные травы, свежие и сушеные грибы и ягоды из экологически чистых районов. Кроме этого организации потребительской кооперации оказывают услуги:

- сельскохозяйственного назначения: сепарирование молока, заготовка сена, вспашка огородов, ветеринарная помощь;

- бытовые: пошив одежды, ремонт бытовой техники, обуви, часов, парикмахерские услуги;

- строительные: возведение домов, ремонт и отделка помещений, обустройство приусадебных участков.

По состоянию на 1 января 2012 г. социально-экономическая деятельность потребительской кооперации России представлена следующими показателями: количество предприятий розничной торговли - 46 585, в том числе 43 596 магазинов, предприятий общественного питания - 5 655, рынков - 257, торговых баз и складских помещений -5 272, скотоубойных пунктов - 151, пунктов по приему молока - 1 811, магазинов - приемозагото-

вительных пунктов - 14 491, специализированных приемозаготовительных пунктов - 1 002, квасильно-засолочных пунктов - 81, грибоварочных пунктов -37, овоще-картофеле-фруктохранилищ - 360, цехов по производству пищевой продукции - 3 717, стационарных парикмахерских - 762, стационарных пунктов по оказанию бытовых услуг - 3 065 и др. Численность работников потребительской кооперации составляет 219 518 чел.

Совокупный объем деятельности организаций потребительской кооперации системы Центросоюза за 2011 г. составил 239 293млн руб., за 2010 г. - 228 млрд руб., за 2009 г. - 206,5 млрд руб.

За 2009 г. организациями потребительской кооперации в розничной торговле продано товаров на 144,3 млрд руб. При этом превалировала реализация продовольственных товаров, их доля в обороте розничной торговли достигла 76 % по сравнению с 74,5 % в 2008 г.

Оборот розничной торговли в 2010 г. составил 159 млрд руб., или 104,7 % в сопоставимых ценах к 2009 г. Наметились положительные тенденции в структуре оборота. Продажа непродовольственных товаров возросла на 6,6 %, в результате их доля в обороте увеличилась с 24 до 24,5 %. Доля продовольственных товаров, прирост которых составил 4,1 %, соответственно снизилась с 76 до 75,5 %.

На рост объемов реализации непродовольственных товаров оказало влияние увеличение продажи товаров в кредит. За год в кредит продано непродовольственных товаров на 1,4 млрд руб., что на 30 % больше, чем в 2009 г. Доля товаров, проданных в кредит, во всей продаже непродовольственных товаров составила 3,7 против 3,2 % в 2009 г.

Оборот розничной торговли в 2011 г. составил 166,2 млрд руб. Из всего объема оборота розничной торговли 70 % (116,1 млрд руб.) приходится на сельскую местность.

Оборот общественного питания в 2009 г. составил 12,1 млрд руб. При этом выработка собственной продукции общественного питания достигла 9,4 млрд руб., что составило 78 % по отношению к обороту общественного питания. В 2008 г. этот показатель составлял 72 %.

В 2010 г. оборот общественного питания составил 12,9 млрд руб. и увеличился на 2,1 % в сопоставимых ценах по сравнению с 2009 г.

Предприятиями общественного питания выработано собственной продукции на 10,7 млрд руб. с ростом на 11,9 % в действующих ценах. Соотноше-

Вопросы экономики

16 (154) - 2013

ние объема продукции собственного производства общественного питания к обороту общественного питания возросло на 1,7 п. п. и составило 79,8 против 78,1 % в 2009 г.

В 2011 г. оборот общественного питания организаций потребительской кооперации превысил 14 млрд руб., который в значительной мере сформировался за счет продукции собственного производства. Выработано полуфабрикатов, кулинарных, кондитерских изделий и блюд на 11,7 млрд руб., что составляет более 80 % оборота общественного питания.

В 2009 г. населению оказано платных услуг почти на 4 млрд руб., в том числе бытовых - на 489 млн руб., в 2010 г. - 4,7 млрд руб. и более 500 млн руб., в 2011 г. -5,2 млрд руб. и 533 млн руб. соответственно.

Кооперативными организациями закуплено сельхозпродуктов и сырья в 2009 г. на 17,3 млрд руб., в том числе 77,5 тыс. т мяса, 200 тыс. т молока, 218 тыс. т картофеля и плодоовощной продукции. Однако кооперативным организациям не удалось превысить объемы закупок 2008 г.

За 2010 г. закуплено сельскохозяйственной продукции и сырья на 20,4 млрд руб., что на 3 млрд руб. или на 9,9 % в сопоставимых ценах больше, чем в 2009 г. В этом году заготовлено 80,2 тыс. т мяса, 210,3 тыс. т молока, 115 тыс. т картофеля, 84,7 тыс. т овощей, 48,7 тыс. т плодов. Закупки мяса, молока, овощей и плодов увеличились на 102,5-108,9 %, картофеля - возросли на 24,8 %.

В 2011 г. закуплено сельскохозяйственной продукции и сырья в личных подсобных хозяйствах населения, крестьянских (фермерских) хозяйствах, других малых формах хозяйствования на 22,2 млрд руб.

За 2011 г. приобретено 79,3 тыс. т мяса, 222,4 тыс. т молока, 87 тыс. т картофеля, 87,8 тыс. т овощей, 52,6 тыс. т плодов. По сравнению с 2010 г. прирост закупок обеспечен по всем основным видам, кроме картофеля. Объемы закупок картофеля снизились по сравнению с 2010 г. на 23,6 % из-за неурожая в отдельных регионах.

Объем произведенной продукции за 2009 г. составил 19,2 млрд руб., в том числе продовольственных товаров - 18,4 млрд руб. Выработано свыше 550 тыс. т хлеба и хлебобулочных изделий, свыше 15 тыс. т колбасных изделий, 39 тыс. т кондитерских изделий, 39 млн условных банок (муб) консервов, почти 7 млн дал безалкогольных напитков. Произведено полуфабрикатов на 1,9 млрд руб.

За 2010 г. произведено промышленной продукции на 19,9 млрд руб., что на 0,7 млрд руб. больше,

чем в 2009 г. Однако в сопоставимых ценах объем производства сократился на 2,6 %. Снизились объемы выпечки хлеба и хлебобулочных изделий и колбасных изделий на 3,5 и 9 % соответственно. Наиболее существенное сокращение объемов имело место в производстве консервов, их производство снизилось на четверть. На объемы производства консервов повлияли засуха и неурожай овощей и плодов в 2010 г. в ряде регионов. В то же время производство кондитерских изделий увеличилось на 1,4 %, безалкогольных напитков на 25 %.

За 2010 г. кооперативной промышленностью выработано хлеба и хлебобулочных изделий 536,9тыс. т, колбасных изделий - 14,1 тыс. т, кондитерских изделий -39,6 тыс. т, консервов - 29,2 муб, безалкогольных напитков - 7,9 млн дал. Полуфабрикатов выпущено на сумму 2,2 млрд руб., рост к 2009 г. составил 17,3 %.

За 2011 г. кооперативными предприятиями выпущено продукции на 20,5 млрд руб., в том числе изготовлено 497 тыс. т хлеба и хлебобулочной продукции, 11,8 тыс. т колбасных изделий, 38 тыс. т кондитерских изделий, 29 муб консервов, 6,2 млн дал безалкогольных напитков. Выпуск полуфабрикатов достиг 2,4 млрд руб.

Потребкооперация становится все более активным участником процесса возрождения сельских территорий, укрепления сельского уклада жизни, все более эффективным инструментом улучшения жизни людей.

Организации потребительской кооперации системы Центросоюза за 2008-2012 гг. увеличили объемы заготовок и переработки сельскохозяйственной продукции на своих предприятиях с 30 до 45 млрд руб. Прирост оборота розничной торговой сети за пять лет ожидается в объеме 58 млрд руб. В целом по системе совокупный объем деятельности достигнет 250 млрд руб. За 2008-2012 гг. закуплено 394тыс. т мяса, более 1 млн т молока, 470 тыс. т картофеля и более 600 тыс. т плодов и овощей. Кооперативной промышленностью выработано за пять лет 2 610 тыс. т хлеба и хлебобулочных изделий, 69 тыс. т колбасных изделий, почти 200 тыс. т кондитерских изделий, 170 муб консервов, 35 тыс. т безалкогольных напитков, более чем в 2 раза увеличилось производство полуфабрикатов.

В развитие материально-технической базы организациями системы вложено почти 19 млрд руб. Введено в действие около 1 500 предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, 130 цехов по переработке сельскохозяйственной продукции.

16 (154) - 2013

Вопросы экономики

Вместе с тем во многих кооперативных организациях современные формы и методы работы, предусмотренные в Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года, в определенной мере остались нереализованными. Это не позволило добиться динамичного развития как отдельных отраслей деятельности, так и организаций в целом. Практически не использованы конкурентные преимущества и возможности экономической интеграции в рамках единой консолидированной системы потребительской кооперации.

Отчетно-выборное 140-е общее Собрание представителей потребительских обществ Российской Федерации постановило: в 2013-2017 гг. считать приоритетными направлениями деятельности потребительских обществ, союзов потребительских обществ всех уровней продолжение внедрения в практическую работу положений Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года, обеспечение инновационных направлений развития, осуществление диверсификации и интеграции в отраслях деятельности, увеличение численности пайщиков, сохранение ее уникальности и целостности, популяризацию идей кооперации, формирование ее имиджа и репутации как социально ориентированной системы.

В результате исследования экономического развития организаций системы потребительской кооперации выявлено:

- во-первых, в стране имеются объективные предпосылки для устойчивого экономического развития организаций потребительской кооперации;

- во-вторых, организации потребительской кооперации осуществляют свою деятельность в большей части в сельской местности, где они имеют мощную разветвленную инфраструктуру;

- в-третьих, обслуживая в основном население с низкими доходами, потребительская кооперация выполняет социальную функцию государства, оказывая помощь людям многими необходимым для них услугам (торговыми, бытовыми, культурными). Особенно важным здесь является ее вклад в обслуживание населения, проживающего в отдаленных, труднодоступных местах, поэтому потребительская кооперация имеет право на получение от государства материальной и финансовой помощи;

- в-четвертых, несмотря на мировые экономические кризисы, влияющие на экономику всей

страны, в том числе и на организации потребительской кооперации, система потребительской кооперации, обладая кооперативными принципами, ценностями и конкурентными преимуществами, способна адаптироваться к любой экономической ситуации, успешно решать свои хозяйственные задачи и осуществлять социальную миссию; - в-пятых, имея мощную материально-техническую базу, финансовую поддержку со стороны пайщиков и систему высших и средних специальных учебных заведений по подготовке и переподготовке квалифицированных кадров, потребительская кооперация имеет потенциальные возможности к переходу на инновационный путь деятельности, обеспечить себе устойчивое экономическое развитие. Чтобы сформировать самостоятельный кооперативный сектор экономики, способный успешно конкурировать на рынке, необходимо усилить государственную поддержку кооперации, в том числе путем укрепления законодательной базы, выстраивания потребительских взаимоотношений между кооперативными организациями, органами законодательной, исполнительной власти и местного самоуправления.

Проанализировав значение потребительской кооперации в нескольких аспектах, можно сделать вывод о том, что в сложившихся условиях потребительская кооперация своей многогранной деятельностью способствует повышению уровня жизни сельского населения и может служить действенным рычагом в выполнении задач, поставленных в различных программах развития страны.

Список литературы

1. Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года. URL: http://www. rus. coop/upload/docs/useful_docs/koncepciya. docx.

2. О приоритетных направлениях развития потребительской кооперации системы Центросоюза Российской Федерации на 2013-2017 годы: постановление отчетно-выборного 140-го Собрания представителей потребительских обществ РФ от 25.12.2012. URL: http://cheb. ruc. su/news/detail. php?ID=7202.

3. Основные показатели социально-экономической деятельности потребительской кооперации Российской Федерации за 2009-2011 гг. М. : Центросоюз, 2010, 2011, 2012.

4. Учет, анализ и контроль в организациях системы потребительской кооперации / под ред. О. В. Медведевой. Ростов н/Д: Феникс, 2011. 478 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.