Научная статья на тему 'Роль потребительской кооперации в социально-экономическом развитии Северо-Западного региона'

Роль потребительской кооперации в социально-экономическом развитии Северо-Западного региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
211
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильина Л. И.

В статье дается анализ показателей многоотраслевой деятельности организаций потребительской кооперации Северо-Западного региона. Производится оценка роли потребительских союзов в формировании объема продаж территории, производстве основных видов продукции, заготовках сельскохозяйственной продукции, развитии социальной инфраструктуры региона. Вскрываются причины неустойчивого состояния организаций потребительской кооперации. Обосновываются направления укрепления составляющих экономического потенциала в системе потребительской кооперации и усиления ее роли в социально-экономическом развитии регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль потребительской кооперации в социально-экономическом развитии Северо-Западного региона»

27 (84) - 2008

Стратегия развития региона

роль ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО РЕГИОНА

Л. и. ильина,

кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой сыктывкарский филиал Российского университета кооперации

Основу деятельности любой отрасли экономики составляет экономический потенциал, состоящий из трех основных слагаемых — материально-технической базы, финансовых ресурсов и кадрового потенциала, — оказывающих существенное влияние на уровень социально-экономического развития соответствующей территории. Визуальное представление составляющих экономического потенциала в системе потребительской кооперации дает рис. 1.

Потребительская кооперация является важным субъектом рыночных отношений. В соответствии с Гражданским кодексом РФ потребительская кооперация — некоммерческая организация, деятельность которой направлена на улучшение обеспечения населения, особенно сельского, товарами и услугами. Осуществляя многоотраслевую финансово-хозяйственную деятельность, она обслуживает 81 % населения Российской Федерации, из них 91 % — сельского [3]. Так, в 2007 г. в расчете на одного человека обслуживаемого населения в целом по потребительской кооперации продано товаров на сумму, в два с лишним раза большую, чем в 2002 г. [2]. Существенный вклад в решение социально-экономических проблем Российской Федерации вносит Северо-Западный регион потребительской кооперации, рассматриваемый автором в рамках Северо-Западного федерального округа. Реализация социальной миссии потребительской кооперации в значительной степени зависит от результативности ее предпринимательской деятельности, которая в рыночных условиях определяется эффективным финансовым менеджментом.

Северо-Западный регион зоны деятельности потребительской кооперации включает 9 потребительских союзов и занимает территорию площадью 1 677 тыс. км2, что составляет 9,8 % территории Российской Федерации и 10,5 % территории Центросоюза России. Северо-Западный регион охватывает 149 районов с 20 841 населенными пунктами и численностью населения 9 129 тыс. чел. Из общей численности населения потребительской кооперацией обслуживается 25 %.

Оценка данных, представленных в табл. 1, показывает, что доля Северо-Западного региона сокращается, как в численности населения Российской Федерации, так и в численности населения зоны деятельности Центросоюза России. Однако следует отметить рост доли региона в численности населения, обслуживаемого потребительской кооперацией, с 6 в 1996 г. до 6,6 % в 2006 г.

Наиболее крупными потребительскими союзами в регионе по площади являются Архангельский и Коми, однако по численности обслуживаемого населения они уступают таким потребительским союзам, как Ленинградский, Псковский, Вологодский, что объясняется более низкой плотностью населения и влиянием социально-демографических факторов. По данным табл. 1, видно, что за исследуемый период произошло сокращение зоны деятельности потребительской кооперации и в Северо-Западном регионе, как по числу населенных пунктов, так и по численности обслуживаемого населения. Темпы снижения этих показателей в 2006 г. по сравнению с 1996 г. составили, соответственно,

Рис. 1. Составляющие экономического потенциала потребительской кооперации

5 и 13 % и были более ощутимы, чем по Центросоюзу России. Одной из причин является снижение численности населения территории, и этот фактор более существенно сказался на Северо-Западном

регионе. Рост доли региона в численности населения, обслуживаемого потребительской кооперацией, на наш взгляд, обусловлен более эффективной деятельностью организаций потребительской кооперации. Так, к примеру, в двух потребительских союзах (Ленинградском и Коми) произошло увеличение численности обслуживаемого населения, а в ряде потребительских союзов она уменьшилась незначительно.

Снижение темпов деятельности организаций потребкооперации подтверждается показателями, определяющими ее масштабы: числом хозрасчетных организаций, кооперативных участков и численностью пайщиков (табл. 2). Это свидетельствует о том, что на долю СевероЗападного региона приходится 7,0 % всех кооперативных организаций, 8,2 % численности пайщиков. При увеличении числа организаций потребительской

Таблица 1

Показатели деятельности потребительской кооперации Северо-Западного региона за 1996—2006 гг. [3]

Регион, потребсоюз Площадь территории, тыс. км2 Число районов зоны деятельности потребительской кооперации,ед. Число населенных пунктов зоны деятельности потребительской кооперации,ед. Численность населения территории, тыс. чел. Численность населения, обслуживаемого потребительской кооперацией, тыс. чел.

2006 г. Отклонение к 1996г. 2006 г. Отклонение к 1996 г. 2006 г. Отклонение к 1996 г. 2006 Отклонение к 1996 г. 2006 Отклонение к 1996 г.

Российская Федерация 17075 - 1551 -156 94307 -12770 143474 — 28812 -7680

Центросоюз РФ 15993 - 1551 -156 94307 -12770 115590 -9916 28812 -7680

Северо-Западный регион, всего 1677 - 149 -4 20841 -1156 9129 -1369 2276 -102

В том числе: Карельский 172 - 14 + 1 234 -45 703,1 -152,9 111 -5

Коми 416 - 11 -1 260 -48 996,4 -320,6 199 +34

Архангельский 587 - 21 + 1 2532 -230 1304,5 -324,5 225 -36

Вологодский 146 - 25 -1 4587 -280 1245,5 -155,5 300 -27

Калининградский 15 - 13 - 811 - 943 - 321 -7

Ленинградский 86 - 17 -1 1370 -172 1652,9 -102,1 452 +29

Мурманский 145 - 4 -1 24 -8 872,8 -105,2 61 -8

Новгородский 55 - 21 -1 3296 +98 674,1 -96,9 270 -45

Псковский 55 - 23 -1 7727 -275 736,7 -111,3 337 -37

Доля Северо-Западного региона в показателях, %: Центросоюза 10,5 — 9,6 +0,3 22,1 +0,9 8,2 — 0,9 7,9 +0,6

Российской Федерации 9,8 - - - - - 6,7 -0,9 -

Таблица 2

Число организаций, численность пайщиков и число кооперативных участков в потребительской кооперации Северо-Западного региона РФ за 2000 — 2006 гг. [3]

Всего организаций, Численность пайщиков, Число кооперативных Численность пайщиков

Потребсоюз ед. тыс. чел. участков, ед. на 1 участок, чел.

2006 г. Оклонение к 2000 г. 2006 г. Отклонение к 2000 г. 2006 г. Оклонение к 2000 г. 2006 г. Отклонение к 2000 г.

Центросоюз РФ 5180 + 115 7 025,5 -3 500,2 52 524 +3 159 134 -74

Северо-Западный, всего 411 +15 576,4 -179,2 4372 +766 132 -65

В том числе:

Архангельский 120 +28 66,1 — 41,4 520 +60 133 — 27

Вологодский 55 - 71,7 -28,2 556 - 129 -51

Мурманский 17 - 21,1 -8,1 17 - 1241 -477

Карельский 25 - 8,0 -45,2 171 -7 47 -248

Коми 35 - 42,5 -29,7 445 + 154 95 -90

Калининградский 43 -5 101,4 -3,6 480 + 143 216 -20

Ленинградский 52 -10 67,0 -14,7 310 -12 211 -81

Новгородский 49 -4 86,5 +8,2 870 + 19 99 +6

Псковский 15 +6 112,1 -16,5 1003 +409 112 -73

Доля региона в показателях Центросоюза, % 7,0 +0,3 8,2 +1,0 8,3 +1,3

кооперации и кооперативных участков происходит снижение численности пайщиков, и в том числе численности пайщиков, приходящихся на один кооперативный участок. Так, численность пайщиков на один кооперативный участок по Северо-Западному региону сократилась на 65 чел. Темпы этого снижения вдвое превышали показатели Центросоюза России. На снижение этого результативного показателя оказало влияние уменьшение численности пайщиков на один кооперативный участок во всех организациях, кроме Новгородского потребительского союза.

В числе основных показателей для оценки социально-экономического положения страны в целом и отдельных ее регионов, характеристике масштаба и структуры потребительского рынка используется величина продаж. Продажи в значительной мере влияют на организацию денежного оборота, определяют бюджетные поступления и находят отражение

10,80%

6,66%

30,42%

36%

17,01%

□ Центральный

□ Северо-западный Ш Южный

[Я Приволжский Ш Уральский Ш Сибирский

8,99%

Рис. 2. Распределение объема продаж потребительской кооперации по регионам РФ за 2006 г.

во многих других макроэкономических показателях. Распределение объема продаж потребительской кооперации по регионам показано на рис. 2.

Из этого видно, что наибольшую долю в объеме продаж потребительской кооперации Российской Федерации имеет Приволжский регион (30,42 %). Наименьшую — Уральский (6,66 %), значительная доля (17,01 %) приходится на исследуемый нами Северо-Западный регион.

Исследование вклада потребительской кооперации в формирование этого показателя в РФ, по данным табл. 3, свидетельствует, что доля потребительской кооперации в объеме продаж РФ в целом (без учета неорганизованного рынка) с 1990 по 2006 г. существенно сократилась.

Так, за исследуемый период доля Северо-Западного региона в формировании объема продаж потребительской кооперации Российской Федерации уменьшилась с 24,2 до 7,6 %. Из представленных в табл. 3 данных видно, что темпы этого снижения были вдвое ниже, чем по Центросоюзу в целом (его доля продаж определилась величиной в 3,2 %). Более значительное снижение уровня объемов продаж потребительской кооперации в объеме продаж территории Северо-Западного региона наблюдалось за 1996—2002 гг. (с 24,2 до 8 %). Основная причина—изменение отношений собственности в Российской Федерации. Потребительская кооперация оказалась неспособной быстро адаптироваться к рынку, так как лишилась поддержки государства в прежних объемах, были потеряны хозяйственные связи с поставщиками и крупными потребителями продукции и услуг.

Таблица 3

Доля потребительской кооперации РФ в объеме продаж территории без учета неорганизованного рынка за 1996 — 2006 гг. в действующих ценах, % [3]

Потребсоюз Год Отклонение 2006 г. к 1990 г.

1996 2002 2003 2004 2005 2006

Центросоюз РФ 22,2 4.7 4,5 4,2 3,7 3,2 -23,1

Северо-Западный регион, всего 24,2 8,0 8,2 8,0 7,8 7,6 -16,2

В том числе: Карельский 18,8 4,3 4,5 4,1 3,9 3,7 — 15,1

Коми 14,3 1,6 1,5 1,4 1,2 1,0 -13,3

Архангельский 25,8 6.7 7,1 6,5 6,2 6,0 -19,8

Вологодский 31,4 14,7 14,5 13,4 13,5 13,5 -17,9

Калининградский 27,2 5,3 4,8 3,7 3,6 3,5 -23,7

Ленинградский 38,7 8,1 8,9 7,9 6,8 6,5 -32,2

Мурманский 20,4 0,9 0,7 0,6 0,5 0,5 -19,9

Новгородский 30,8 28,3 27,0 25,5 23,4 22,6 -8,2

Псковский 38,2 28,5 26,3 24,6 22,5 22,4 -15,8

Изменение доли Северо-Западного региона, пунктов — — 16,2 + 0,2 — 0,2 — 0,2 — 0,2 —

Значительные потери объектов собственности и кадрового потенциала в системе потребительской кооперации вызвали структурные изменения в объемах ее многоотраслевой деятельности. Анализ показывает, что за 2002—2006 гг. темпы снижения оборотов розничной торговли в объемах продаж территории стабилизировались, хотя негативная тенденция их сокращения по СевероЗападному региону и в целом по Центросоюзу России пока не преодолена.

Роль Северо-Западного региона в формировании объемов деятельности потребительской кооперации Российской Федерации показана в табл. 4 и на рис. 3.

Как показывают приведенные данные, доля потребсоюзов Северо-Западного региона в совокупном объеме деятельности и оборотах розничной торговли и общественного питания составляет 16—17 %, за исследуемый период по отмеченным показателям она возросла. На-

Таблица 4

Доля Северо-Западного региона в показателях деятельности потребительской кооперации РФ за 1996 — 2006 гг., % [3]

Показатель Год Отклонение 2006 г. к 2002 г. (+, -)

1996 2003 2004 2006

Совокупный объем деятельности 13,1 15,2 15,5 16,0 +2,9

Оборот розничной торговли — всего 13,6 15,8 16,1 17,0 +3,4

В том числе: Оборот общественного питания 12,5 14,5 15,6 14,9 +2,4

Выработка продукции общественного питания 13,4 15,0 15,7 14,8 + 1,4

Оборот оптовой торговли 20,1 22,0 22,6 22,6 +2,5

Закупки сельхозпродуктов и сырья 11,3 11,4 11,1 10,5 -0,8

Производство промышленной продукции 11,2 12,7 13,1 13,5 +2,3

Платные услуги населению 4,6 9,7 10,8 7,9 +3,3

Темп роста, % 300 п

250

200

150

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

100

50

0

ш

И Оборот розничной торговли

Н Оборот общественного питания

■ Оборот оптовой торговли

□ Объем промышленной продукции

□ Объем закупок

2000

2002

2003

2004

2005 2006 Год

Рис. 3. Темпы роста объемов деятельности потребительской кооперации Северо-Западного региона за 1996—2006 гг.

ибольшую долю в обороте общественного питания региона имеют Вологодский, Псковский, Новгородский потребительские союзы — 15,5—22,2 %, на эти же потребительские союзы, приходится более высокая доля (16,8 — 21,3 %) в общем розничном обороте, включая оборот общественного питания.

Основным фактором, оказывающим влияние на рост оборотов общественного питания, является выработка продукции общественного питания. Высокие темпы прироста выработки продукции общественного питания в 2006 г. имели Коми и Калининградский потребительские союзы, в которых они превышали прирост оборотов общественного питания. Вместе с тем эта доля не превышает по

Темп изменения, % 250

200 -

150

100

50

I Мясо

□ Яйцо

□ Молоко

□ Картофель

В Овощи

1999

2001

2002

2004

2005

2006

Рис. 4. Темпы изменения закупок основных видов сельскохозяйственной продукции потребкооперацией РФ за 1996—2006 гг.

Темп роста, % 160 -,

140

120

100

60

40

20

1999

2001

2002

2004

2005 2006 Год

Рис. 5. Темпы роста производства основных видов продукции в потребительской кооперации Северо-Западного региона в 1996

региону 70 %, а в целом по потребительской кооперации — 66 %. Представленная динамика выработки продукции общественного питания региона свидетельствует о негативной тенденции снижения ее доли в оборотах общественного питания, которая прослеживается во всех потребительских союзах Северо-Западного региона.

Увеличение объемов выработки продукции общественного питания в значительной степени зависит от роста объемов закупок сельскохозяйственной продукции и сырья. Как свидетельствуют данные, представленные на рис. 4, происходит снижение темпов роста основных видов продукции по потребительской кооперации РФ. Так, существенное снижение темпов роста наблюдается по таким видам продукции, как молоко, яйцо, плоды.

Отмеченная тенденция является характерной и для Северо-Западного региона. При относительном росте объемов закупок почти по всем видам продукции прослеживается постепенное снижение доли закупок потребсоюзами региона в общем его объеме в системе потребительской кооперации. Это обусловлено значительным сокращением материально-технической базы заготовок, а также уменьшением производства сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах территории. Так, за 1996—2006 гг. произошло снижение числа объектов основных средств, составляющих материально-техническую базу заготовок почти по всем видам деятельности. Высокие темпы увеличения закупок по всем основным видам сельскохозяйственной продукции обеспечивают Ленинградский, Новгородский, Псковский, Калининградский потребительские союзы.

В целом, по системе потребительской кооперации в 2006 г. 30 потребительских союзов снизили объемы закупок мяса, молока, картофеля, овощей и плодов. Значительные темпы снижения закупок по мясопродуктам были допущены Ленинградским потребительским союзом, молокопродуктам — Новгородским и Псковским потребительскими

I Плоды

Год

вХпеб и хлебобулочные изделия |-| Колбасные изделия

|-| Консервы

в Безалкогольные напитки

д Кондитерские изделия

-2006 гг.

0

0

союзами, яйцу — Новгородским и Архангельским потребительскими союзами, овощам и плодам — Архангельским потребительским союзом.

Существенную долю Северо-Западный регион имеет в формировании оборота оптовой торговли (22,9 %), весь его прирост обеспечивается за счет деятельности Новгородского и Псковского потребительских союзов. Более трети товаров в кооперативные розничные торговые предприятия Новгородской области поступает через оптовое звено. В то же время в Карельском и Коми потребительских союзах с оптовых предприятий в розничную сеть завозится товаров менее 1 %.

Оценка показателей, представленных на рис. 5 , показывает, что темпы роста основных видов продукции в системе потребительской кооперации, кроме производства хлеба и хлебобулочных изделий, снижаются. В большей мере эта тенденция является характерной для таких видов продукции, как консервы и кондитерские изделия.

Анализ динамики и структуры показателей в табл. 4 показывает, что доля Северо-Западного региона в производстве промышленной продукции потребительской кооперации РФ до 2006 г. увеличивалась. Так, за 1996—2005 гг. она возросла с 12,3 до 13,7 %. Однако в 2006 г. объем промышленной продукции региона в процентах к 2005 г. составил 97,4 %, а его доля в аналогичном показателе Центросоюза России уменьшилась до 13,6 %.

Снижение темпов роста производственной деятельности является характерным и для ряда потребительских союзов, особенно в хлебопекарном производстве. К примеру, существенно сократили объемы производства промышленной продукции такие потребительские союзы, как Ленинградский — по хлебу и хлебобулочным изделиям, Псковский — по колбасным изделиям, Архангельский — по консервам, Новгородский — по кондитерским изделиям, Коми — по безалкогольным напиткам.

В кооперативной промышленности потребительской кооперации Северо-Западного региона в 2006 г. произведено продукции на 2,1 млрд руб., ее объем в сопоставимых ценах составил к 2002г 89,1 %, к 2005 г. — 91,4 % и сократился во всех потребительских союзах, кроме Мурманского, Коми, Карельского. Снижение выработки промышленной продукции кооперативными предприятиями обусловлено уменьшением производственных цехов. За 1990—2006 гг. их число сократилось на 4 786 ед., в том числе по производству пищевой продукции — на 4 106 ед.

Следует отметить, что расширение производственной деятельности сдерживается невозможнос-

тью приобретения современного технологического оборудования для промышленной переработки скота, производства консервов, колбасных и хлебобулочных изделий из-за недостатка финансовых ресурсов; отсутствием квалифицированных кадров — менеджеров, способных эффективно использовать эти технологии; низкой конкурентоспособностью товаров на потребительском рынке в связи с отсутствием надлежащей рекламы, подтверждающей повышенную пищевую ценность и хорошие вкусовые качества продукции, выработанной из экологически чистого сырья.

Реализуя рекомендации научно-практических конференций, организации потребительской кооперации все большее внимание уделяют решению социальных вопросов на селе, развитию сферы услуг. В настоящее время организациями потребительской кооперации РФ оказывается 212 тыс. услуг 140 видов, открыто 263 Дома бытовых услуг в 106 районах. Весомую долю в реализацию социальной миссии на селе вносит и Северо-Западный регион. По расчетам автора, представленным в табл. 4, доля платных услуг, оказываемых потребительскими союзами Северо-Западного региона, увеличилась с 1996 по 2006 гг. с 4,6 до 7,9 %.

Нижегородский, Псковский и Архангельский потребительские союзы проводят активную работу по созданию комплексной системы бытового обслуживания сельского населения, включающей районные кооперативные дома бытовых услуг, организующие бытовое обслуживание в районе, стационарные цехи и пункты бытового обслуживания в крупных поселениях, пункты приема заказов на оказание услуг через магазины в небольших селах и деревнях. В Архангельском потребительском союзе работу по оказанию услуг организуют 11 домов быта, в Калининградском — 5. Значительное число предприятий, цехов и пунктов по оказанию бытовых услуг населению организовано в Коми, Вологодском и потребительских союзах.

Потребительские союзы Северо-Западного региона с 2001 г характеризуются наличием собственных средств в обороте, доля которых увеличилась за 5 лет на 28 пунктов и составила в оборотных активах в 2006 г 64,1 %, что более чем вдвое превышает соответствующий показатель по Центросоюзу РФ. Наибольшую долю собственных оборотных средств в оборотных активах имели Псковский, Коми и Новгородский потребительские союзы. Основным источником формирования оборотных активов в большинстве потребительских союзах остается кредиторская задолженность, которая имеет тенденцию к увеличению.

Снижение темпов роста основных показателей деятельности организаций потребительской кооперации Северо-Западного региона за исследуемый период оказывает существенное влияние на финансовое состояние потребительских союзов.

Следует отметить, что финансовый результат деятельности потребительских обществ до 01.01.2005, согласно ст. 297 Налогового кодекса РФ, определялся также с включением фонда потребительской кооперации в расходы. Предоставление этой льготы потребительским обществам значительно уменьшало величину прибыли до налогообложения и сумму чистой прибыли. Так, в 2004 г., почти во всех потребительских союзах наблюдалась тенденция снижения темпов роста прибыли до налогообложения, кроме Архангельского и Коми.

Финансовый результат деятельности потребительских союзов Северо-Западного региона за 2005 г. по сравнению с 2004 г. уменьшился на 41,9 млн руб. Темп роста прибыли в 2005 г. по сравнению с 2004 г. снизился на 13,1 %. Прослеживалась тенденция снижения доли прибыли Северо-Западного региона в формировании ее величины по потребительской кооперации РФ [1].

С 2006 г. основным отчетным показателем в системе потребительской кооперации становится чистая прибыль, величина которой по сравнению с 2005 г. в связи с отменой льготы по налогу на прибыль существенно возросла, что положительно сказалось на росте рентабельности продаж и способствовало росту доли чистой прибыли региона в показателе Центросоюза.

Снижение уровня издержек обращения по потребительским союзам Северо-Западного региона в

2005—2006 гг. обусловлено не только увеличением оборотов по всем видам деятельности, но и снижением их величины на величину фонда развития потребительской кооперации в связи с отменой ст. 297 НК РФ. Все это оказало существенное влияние на финансовые результаты организаций потребительской кооперации, и в том числе в Северо-Западном регионе. Так, чистая прибыль в 2006 г по сравнению с 2005 г. по Центросоюзу России возросла на 547,7 млн руб., в том числе. по Северо-Западному региону — на 122,9 млн руб. Соответственно, рост рентабельности составил 0,33 и 0,56 пункта. Вместе с тем рост финансовых результатов не является характерным для всех потребительских обществ, что подтверждается показателями, приведенными в табл. 5.

Из представленных данных видно, что в большинстве потребительских союзов Северо-Западного региона количество убыточных организаций значительно сократилось. Их доля в общей численности убыточных организаций по Центросоюзу России уменьшилась с 8 до 6,7 %. Однако, в целом по региону их количество уменьшилось незначительно по причине увеличения убыточных организаций в Архангельском потребительском союзе на 73,9 % и возникновения их в Новгородском потребительском союзе. В целом по региону доля убыточных организаций колеблется от 8,2 % в Калининградском потребительском союзе до 33,3 % в Архангельском. Не имеет убыточных организаций лишь один Псковский потребительский союз. Для укрепления своего финансового положения и увеличения финансовых ресурсов потребительским союзам Северо-Западного региона следует проводить рациональную финансовую политику.

Таблица 5

Численность убыточных организаций в потребительских союзах Северо-Западного региона в 2004-2006 гг., ед. [3]

Потребсоюзы Всего Доля к общему количеству, %

2004г. 2006г. Отклонение к 2004г., % 2004г. 2006г.

Центросоюз РФ 1046 804 76,9 20,1 15,5

Северо-Западный, всего 84 81 96,4 23,6 19,7

В том числе: Архангельский 23 40 173,9 30,3 33,3

Вологодский 9 7 77,7 16,7 12,7

Мурманский 5 4 80,0 31,3 23,5

Карельский 4 2 50,0 17,4 8,0

Коми 12 9 75,0 31,6 25,7

Ленинградский 21 12 57,1 31,8 23,1

Калининградский 10 4 40,0 30,3 8,2

Новгородский — 3 — — 20,0

Псковский — — — — —

Доля региона в показателях Центросоюза, % 8,0 6,7 — — —

В проекте Концепции развития потребительской кооперации до 2015 г. предполагается использовать современные подходы к финансовой стратегии и планированию. В рамках реализации этой стратегии важнейшей составляющей, на наш взгляд, является политика управления доходами и расходами.

Управление объемом продаж как важным звеном потребительского рынка и основным экономическим показателем деятельности организаций потребительской кооперации требует применения финансовыми менеджерами более эффективных методов его анализа, планирования и прогнозирования, направленных на выявление неиспользованных резервов общего объема оборота по потребительским союзам; отдельным товарам и товарным группам.

В рыночных условиях хозяйствования для активизации процессов насыщения потребительского рынка отечественными товарами требуется проведение расчетов внутреннего спроса на них в каждой торговой организации потребительской кооперации по товарным группам, составляющим наибольшую долю в объеме продаж.

При разработке прогнозных планов торгово-финансовой деятельности и обосновании темпов роста оптово-складского оборота следует использовать экономико-математические модели; при прогнозировании объемов продаж применять метод анализа безубыточности с расчетом точки безубыточности, запаса финансовой прочности, вклада на покрытие и операционного рычага; график расчета точки безубыточности для установления конкурентной цены и получения наибольшей прибыли.

Некоторое снижение уровня издержек обращения в потребительской кооперации обеспечивается за счет роста объемов продаж, однако эти возможности уменьшаются в связи со снижением в последние годы темпов роста оборотов по всем видам деятельности; не прослеживается устойчивых тенденций в снижении расходов на продажу и увеличении собственных оборотных средств.

Это определяет необходимость проведения более эффективной политики управления издержками в рыночных условиях, включающей такие этапы, как анализ, планирование (прогнозирование), контроль с использованием различных приемов и способов; применение современных моделей управления товарными запасами, способствующих их оптимизации, методов управления расходами при выборе учетной политики потребительскими обществами; осуществление разработки и реализации целевых программ по экономии издержек обращения и сокращению затрат торговых организаций с учетом результатов их хозяйственной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целях увеличения величины чистой прибыли необходимо учитывать опыт Чувашского, Удмуртского, Алтайского, Астраханского, Оренбургского потребительских союзов, рационально применяющих различные методы учетной политики по управлению расходами и системы налогообложения, способствующие их оптимизации и снижению налоговой нагрузки.

Рост экономического потенциала в системе потребительской кооперации и усиление ее роли в социально-экономическом развитии регионов во многом будут определяться:

• привлечением дополнительных инвестиционных ресурсов для укрепления материально-технической базы потребительских союзов и реализации перспективных программ их развития;

• созданием условий для укрепления кадрового потенциала организаций путем подготовки молодых специалистов в кооперативных и других учебных заведениях;

• разработкой механизмов, стимулирующих привлечение новых пайщиков и рост паевого фонда как основы деятельности системы и укрепления финансового потенциала. Реализации этих направлений в значительной

мере будет способствовать эффективное взаимодействие потребительской кооперации с государственными структурами и крупными общественными объединениями при разработке региональных программ развития продовольственного рынка, региональных пилотных проектов участия потребительских обществ и их союзов в реализации Государственной программы развития сельского хозяйства на 2008—2012 гг.

ЛИТЕРАТУРА 1 .Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 г.// Деловой вестник «Российской кооперации». 2008. № 4.

2.Основные показатели социально-экономической деятельности потребительской кооперации России. — М.: Центросоюз потреб. обществ РФ, 2006.

3. Кузнецов Е. Консолидация и сплочение для достижения целей // Рос. кооперация. 6 марта 2008, № 9 (529).

4.Рекомендации парламентских слушаний в Государственной Думе «О роли потребительской кооперации в социально-экономическом развитии регионов России» // Рос. Кооперация, 15 мая 2008. № 18 (528).

5. Ильина Л.И. Разработка методологии финансового обеспечения развития системы потребительской кооперации / Л.И. Ильина: монография. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2006. — 316 с.

6. Ильина Л.И. Финансовая стабильность как фактор повышения конкурентоспособности кооперативной экономики // Инновационный потенциал и его реализация в потребительской кооперации: [материалы международной науч.- практич. конф. конференции]. М.: Российский университет кооперации, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.