39 (174) - 2010
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
ВОЗМОЖНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Л. И. ИЛЬИНА, доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и статистики E-mail: [email protected]
Н. Н. МУХАМЕТГАЛИМОВА, старший преподаватель кафедры финансов и статистики E-mail: [email protected] Сыктывкарский филиал Российского университета кооперации
Уточнено понятие торговой сети, доказана необходимость организации региональных торговых сетей как одного из направлений инновационного развития системы потребительской кооперации. Показана эффективность функционирования созданных торговых сетей в потребительских союзах РФ. На основе оценки деятельности торговых организаций потребительской кооперации в северном регионе обоснована возможность создания единой региональной торговой сети в Республике Коми.
Ключевые слова: потребительская кооперация потребительский рынок, регион, потребительский союз, розничная торговля, инновационные технологии, сетевые магазины, единые торговые сети, модели, бизнес-модель.
В условиях финансового кризиса темпы роста оборота розничной торговли организаций потребительской кооперации системы Центросоюза РФ существенно сократились. Основная доля убыточных организаций (12 %) приходится на сферу розничной торговли. В условиях наступления крупных розничных сетей на российский потребительский рынок необходимо повышение конкурентоспособности организаций потребительской кооперации на инновационной основе путем создания единой
кооперативной торговой сети. Проблема организации единых торговых сетей на региональном уровне сдерживается их неготовностью к системным преобразованиям, неразвитостью и низкими темпами обновления материально-технической базы розничной и оптовой торговли. Это определяет актуальность рассматриваемых вопросов.
Практика создания торговых сетей в потребительской кооперации отдельных областей и регионов свидетельствует, что сетевая торговля позволяет централизованно управлять финансами и товарными потоками, получать кредиты под минимальный процент, совершенствовать взаимоотношения с поставщиками и логистическими компаниями, обеспечивать получение высоких конечных финансовых результатов всей совокупности входящих в нее магазинов.
Опыт развития бизнеса в сфере торговли в странах Западной Европы, открытость и свобода доступа на национальные рынки для зарубежных партнеров, интеграция рынков, создание единого экономического пространства способствовали расширению торговли продовольственными и непродовольственными товарами с использованием сетей различных форматов. Указанные сети форми-
руются посредством прихода на потребительские рынки страны и регионов транснациональных и трансконтинентальных корпораций, которые требуют корректировки существующих концепций развития рынков на основе установления единых правил ведения бизнеса с применением инновационных технологий и профессиональных знаний.
В крупных промышленных центрах и городах России действуют такие крупнейшие западные торговые сети как «Рамстор», «Икея» и «Ашан». Потенциал потребительского рынка регионов России стал привлекательным для западных компаний «второго эшелона»: мощных региональных торговых фирм, таких как «Эльдорадо», «Перекресток».
Торговая сеть — это совокупность организаций по продаже товаров населению и экономическим субъектам хозяйствования, использующих сходные торговые форматы и работающих под единой торговой маркой. Развитие торговых сетей предполагает организацию крупных современных магазинов, объединенных общей целью, финансовым центром, распределительным началом, фирменным названием, концентрацией ресурсов в одних руках, что способствует значительному повышению конкурентоспособности организаций.
Многолетняя практика развития торговых сетей за рубежом показывает, что их организация позволяет:
• существенно расширить ассортимент предлагаемых товаров;
• обеспечить гарантированное качество продаваемых продуктов в бесплатной упаковке по достаточно низким ценам с предоставлением скидок;
• приобрести товары в кредит;
• использовать прогрессивные формы торговли (обеспечение круглосуточного режима работы магазинов; продажа товаров методом самообслуживания и др.) [1].
По мнению руководителей Ассоциации кооперативных организаций России Е. Кузнецова и международной организации «Кооперативы Европы» Р. Шлютера, в условиях мирового финансового кризиса, доказавшего несостоятельность капиталистической модели экономического развития, акценты перспектив модернизации мировой экономики в условиях ее глобализации должны быть смещены в сторону развития свободной торговли и предоставления услуг. Это традиционные прерогативы потребительской кооперации, которые должны осуществляться на инновационной основе [2].
Одним из важных инновационных проектов, реализуемых в организациях потребительской кооперации системы Центросоюза Российской Федерации, является создание единой кооперативной торговой сети. Создание такой сети обусловлено необходимостью учета перспектив международной консолидации и внедрения более прогрессивных форм организации торговли и противостояния конкурентам — иностранным инвесторам, функционирующим на российском потребительском рынке.
Региональный рынок не ставит никаких барьеров для входящих в него новых хозяйствующих субъектов, что в итоге может вызвать «следующую волну» вытеснения кооперативных организаций с ниши рынка потребительских товаров, и особенно продуктов питания. Это приведет к снижению объемов продаж, производства, переработки, закупок сельскохозяйственной продукции и сырья, сокращению доли присутствия организаций потребительской кооперации на региональных товарных рынках.
Возможности создания и принципы организации единой торговой сети в системе потребительской кооперации России были выработаны на 135-м Общем собрании представителей потребительских обществ РФ. При организации торговых сетей в регионах предполагалось соблюдение следующих условий:
• участие в создании торговой сети должно быть выгодным всем участвующим в ее организации сторонам;
• сеть должна строиться на региональном уровне;
• недвижимое имущество собственников для развития сети может арендоваться на пятилетний срок;
• потребительские союзы (потребительские общества) вправе участвовать в создаваемой региональной сетевой компании в любом процентном соотношении;
• для создания самостоятельной региональной сети или модернизации торговой деятельности можно воспользоваться консалтинговыми услугами единой торговой сети (ETC) Центросоюза РФ.
Организация ETC предполагает создание торгово-закупочных союзов. В европейских странах наработан положительный практический опыт их деятельности. В настоящее время в такие союзы объединяются и кооперативные организации различных стран, таких как Венгрия, Чехия, Болгария, Словакия. Создание международных торговых аль-
янсов обеспечивает существенные преимущества, начиная от снижения издержек на транспортировку и хранение товаров и заканчивая глобальными вопросами развития отраслей народного хозяйства и мировой экономики [3].
Организациям потребительской кооперации Республики Коми в рамках реализации Доктрины продовольственной безопасности и Программы развития производства, переработки и реализации продукции на кооперативной основе на 2010—2012гг., одобренной 136-м Общим собранием представителей потребительских обществ РФ, необходимо активизировать деятельность отраслей по производству, заготовкам сельскохозяйственной продукции, розничной торговли путем создания региональной единой торговой сети.
В целях успешного выполнения этой программы организациям потребительской кооперации республики в рамках кооперативного законодательства следует пользоваться предоставленными льготами в части:
• использования права получения кредитов на закупку сельскохозяйственной продукции по ставкам наравне с сельскохозяйственными товаропрозводителями и потребительскими кооперативами по соглашению региональных союзов с Россельхозбанком;
• субсидирования процентных ставок, выделения земельных участков и средств союзам потребительских обществ в рамках законодательства о поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций;
• увеличения выручки от продаж до 60 млн руб. при переходе организаций на упрощенную систему налогообложения;
• применения единого налога на вмененный доход (ЕНВД) организациями розничной торговли независимо от численности работающих до 2013г.;
• отмены обязательного использования контрольно-кассовых машин для плательщиков ЕНВД;
• замены обязательной сертификации продуктов питания декларированием качества;
• продления срока использования временных сооружений на рынках до2013 г.;
• отмены лицензирования для организаций в отрасли хлебопечения.
При организации торговых сетей в потребительских союзах регионов с учетом специфики деятельности возможно использование трех вариантов их развития.
Первый вариант предполагает создание торговой сети на основе магазинов, арендуемых у районных потребительских обществ и коммерческих организаций и управляемых централизованно региональной торговой сетью, учредителем которой является ETC Центросоюза России, потребительские обществаи региональные потребительские союзы.
Для создания такой торговой сети в регионе, по расчетам специалистов ETC Центросоюза, необходимо наличие 32 магазинов, которые могут быть арендованы у районных потребительских обществ или коммерческих организаций. Отдаленность от областного (республиканского) центра должна быть не более 200 км, а площадь магазина — не менее 90 и не более 2 000 м2. Число жителей в населенном пункте должно составлять не менее 4 тыс. чел. Необходимым является наличие инженерной инфраструктуры.
Второй вариант организации торговых сетей в регионах предполагает сотрудничество с ETC Центросоюза России на основе частичного франчайзинга. Он является приемлемым в регионах, уже создавших торговые сети под своими брендами. Им могут быть представлены технологии, т.е. оказана технологическая, IT-поддержка без права использования бренда «КООП ТОРГ». В этих регионах возможно также формирование общего ассортимента товаров без проведения процедуры ребрендинга.
Третий вариант — франшиза, при использовании которой потребительский союз или потребительское общество могут полностью выкупить определенный пакет технологий у ETC Центросоюза России, включая брендбук и, таким образом, использовать вывеску «КООП ТОРГ». Все эти модели могут объединяться в одном торгово-закупочном союзе [4].
В 2009 г. единая кооперативная торговая сеть заработала с организацией региональных торговых сетей (РТС) в Ульяновской, Новгородской и Нижегородской областях России. В 2010 г планируется открытие магазинов ETC потребительской кооперации в Ростовской, Саратовской областях и Республике Марий Эл. В перспективе, по заявлению председателя Совета Центросоюза Е. Кузнецова, должен заработать торгово-закупочный союз. На первом этапе в такой союз намерены объединиться семьрегионов [5].
Преимущества создания ETC в системе потребительской кооперации были обсуждены на Всероссийском семинаре, состоявшемся 2—3 декабря 2009 г. в г. Ульяновске на тему: «Развитие региональных торговых сетей на опыте Ульяновского облпотреб-
союза», где была создана сеть из 16 магазинов под брендом «КООП ТОРГ — народный магазин».
Главной целью ее создания являются преодоление убыточности кооперативной торговли, обеспечение социальной стабильности на селе. Районные потребительские общества области, принявшие решение инвестировать часть арендной платы за магазины, стали акционерами ЗАО «РТС Ульяновск». Общая доля районных потребительских обществ в капитале ЗАО составила 16,7%. Основным акционером и инвестором является ETC Центросоюза России.
Функционирование региональной торговой сети, созданной в системе потребительской кооперации Ульяновской области, характеризуется показателями, представленными в табл. 1.
Из данных табл. 1 видно, что организация региональной торговой сети возможна и на базе 16 магазинов. Высокие темпы оборота розничной торговли обеспечиваются за счет широкого ассортимента товаров, использования прогрессивных форм организации торговли. Низкий уровень операционных издержек достигается посредством автоматизированного заказа товаров и компьютерного управления товародвижением по типу сети. Сетевой подход к организации торговли путем создания собственных региональных торговых сетей без участия Центросоюза России имеет место и в других крупных потребительских союзах системы потребительской кооперации.
Опыт организации розничной торговли по типу сети в Новгородском областном потребительском обществе «Облпотребсоюз» свидетельствует о том, что за последние годы общество стало крупнейшим ритейлером на областном рынке. В целях привлечения покупателей действует программа лояльности: проведение регулярных промоакций, предоставление скидок, снижение цен «на товар месяца» и др.
Региональная торговая система, созданная в Удмуртском респотребсоюзе под брендом «Ра-домир», почти два года работает рентабельно. В Нижегородском облпотребсоюзе в отличие от Ульяновской РТС созданы магазины бизнес-моде -ли «мягкий дискаунтер», позволяющие продавать товар различных сегментов: «народная линейка» и «премиум»; формирование ассортиментной матрицы подразделяется на зимнюю и летнюю.
Таким образом, реализация региональных проектов по созданию торговых сетей в системе потребительской кооперации ориентирована на обеспечение высокого конечного финансового ре-
Таблица 1
Организационно-экономическая характеристика инновационного проекта «Ульяновская РТС «КООП ТОРГ — народный магазин» [4]
Показатель Значение, характеристика показателя
Количество магазинов в сети, ед. 16
Инвестиции в один торговый объект, 3,25
млн руб., всего
В том числе на приобретение 2,0
оборудования
Численность руководителей 12
и менеджеров, чел.
Бизнес-модель Жесткий дискаунтер
Форма организации торговли Самообслуживание
Средняя торговая площадь магазина, м2 90-180
Предложение заказа товаров Автоматизированное
Управление товародвижением Компьютерное, сетевое
Ассортимент промышленных и продо- 1 153
вольственных товаров, наименовании
Доля в ассортименте товаров местного 73
производства, %
Средний штат работников одного 8
магазина, чел.
Средняя торговая наценка, % 18
Оборот розничной торговли в год, 225
млн руб.
Оборот розничной торговли 14,1
на 1 сетевой магазин, млн руб.
Уровень операционных издержек, %, 14-15
всего
В том числе:
арендная плата 4
заработная плата 4
затраты на коммунальные услуги 2
расходы на списание товаров 1
Средний уровень снижения цен 15
на продовольственные товары, %
Окупаемость инвестиционного проекта, 3,5
лет
зультата всей совокупности входящих в нее магазинов. Эффективность их функционирования обеспечивается за счет более высоких темпов оборота розничной торговли и снижения операционных издержек за счет внедрения новых инновационных технологий.
Так, в сетевых магазинах уровень доходов от торговых надбавок к обороту складывается в размере 12—15 % при среднем их уровне по районным потребительским обществам 22—24%. Это достигается благодаря тому, что издержки обращения в
сетевых магазинах составляют 8—12% при уровне затрат в среднем по отрасли 18—21 %, что существенно повышает рентабельность продаж. Вместе с тем создание таких сетей позволяет решать многие социально-экономические проблемы на качественно новой технологической основе: способствует созданию новых рабочих мест, увеличению объемов сбыта сельскохозяйственной продукции, улучшению бытового обслуживания сельского населения.
Возможности создания РТС в потребительской кооперации Республики Коми определяются рентабельной деятельностью ее организаций в течение 9 лет (табл. 2).
Представленные данные показывают, что за 2000—2009 гг. наблюдался значительный рост почти всех объемных показателей в отраслях деятельности системы. Увеличение величины собственных оборотных средств способствовало уменьшению зависимости от внешних источников финансирования. Чистая прибыль возросла в 2,9 раза в основном за счет роста оборота розничной торговли и снижения издержек обращения.
В значительной мере этому способствовало укрепление взаимоотношений с органами государственной власти на региональном и муниципальном уровнях. В рамках целевой республиканской Программы «Развитие и поддержка малого предпри-
нимательства и потребительской кооперации в Республике Коми на 2006—2008 гг.» организациями потребительской кооперации Союза потребительских обществ Республики Коми были получены субсидии на возмещение:
• транспортных расходов по доставке товаров в труднодоступные и отдаленные населенные пункты — 4,5 млн руб.;
• части процентной ставки по кредитам — 0,4 млн руб.;
• затрат на организацию закупок картофеля и овощей от населения — 3,7 млн руб.;
• расходов по организации выездного бытового обслуживания населения отдаленных сельских населенных пунктов — 0,7 млн руб.
В целях технического перевооружения объектов материально-технической базы организаций потребительской кооперации была оказана инвестиционная поддержка в форме финансового лизинга в размере 10 млн руб. Это позволило переоборудовать 22 производственных предприятия и приобрести 13 ед. автотранспорта; потребительским обществам передано оборудование (на условиях аренды) на 0,5 млн руб. для организации бытовых услуг населению [6]. Вместе с тем следует отметить, что потенциал потребительской кооперации Республики Коми используется не в полной мере. Об этом свидетельствует снижение оборота
Таблица 2
Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности потребительской кооперации Республики Коми в 2000—2009гг., млн руб. [6]
Показатели Год
2000 2002 2004 2006 2008 2009 2009 к 2000, во сколько раз
Совокупный объем деятельности 245 430 577 721 1 118 1273 5,2
Оборот розничной торговли 194 357 468 588 924 1 042 5,4
Оборот общественного питания 10 17 30 39 73 77 7,7
Оборот оптовой торговли 8 3 3,4 3 4 4 0,5
Объем закупок сельскохозяйственной продукции и сырья 13 20 27 37 42 60 4,6
Объем промышленной продукции 20 20 30 33 47 57 2,8
Объем платных услуг населению 0,2 13 18 21 28 33 165
Доля оборота розничной торговли в совокупном объеме деятельности, % 79,2 83,0 81,1 81,5 87,2 81,9 —
Темпы роста оборота розничной торговли, % - 1,43 0,90 0,90 2,31 1,06 -
Доля продовольственных товаров в обороте розничной торговли, % 80 77 76 75 75 80 100
Наличие собственных оборотных средств -191 40 28 41 39 40 -
Задолженность по ссудам 88 16 18 20 21 21 0,2
Издержки обращения торговли к обороту, % 23 24 23 22 21 21 0,91
Чистая прибыль 11,5 16,4 14,8 13,4 31 33,2 2,9
Темпы роста чистой прибыли, % - 1,84 1,31 1,26 1,57 1,13
Рентабельность продаж, % 5,9 4,6 3,2 2,3 3,4 3,2 0,5
Платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды 29 31 34 51 64 75 2,6
оптовой торговли в 2 раза, среднегодовых темпов роста объемов продаж и чистой прибыли.
Возможность создания единой торговой сети предъявляет повышенные требования к качеству материально-технической базы розничной и оптовой торговли, применению прогрессивных форм их организации. Характеристика объектов материально-технической базы розничной торговли Союза потребительских обществ Республики Коми представлена в табл. 3.
Как показывают данные табл. 3, в 2009 г. количество действующих магазинов в розничной торговой сети к общему их количеству составило 81,5 %. За 2002—2009гг. их число уменьшилось на 24,5 %. Остается неизменной специализированная сеть магазинов по продаже непродовольственных товаров, что негативно характеризует структуру оборота розничной торговли. Так, в 2009 г. в обороте розничной торговли потребительских обществ 80 % приходилось на долю продовольственных товаров. Для сравнения, это соотношение в объеме продаж РФ составляет, соответственно, 54 и 46 %.
Оборот розничной торговли является одним из основных факторов, определяющих величину ресурсного потенциала и расходов на продажу в кооперативных организациях. Это подтверждается данными табл. 2. Так, доля оборота розничной торговли в совокупном объеме деятельности потребительских обществ за 2002—2009 гг. увеличилась с
83,3 до 94 %. Однако следует отметить, что эффективность функционирования розничной торговли снижается в связи с недостаточностью темпов роста объемов продаж.
По данным табл. 2 видно, что в 2009 г. темпы роста оборота розничной торговли к предыдущему году составили 1,13 % и сократились по сравнению с2002г. на0,71 проц. пункта. Наращивание темпов роста объемов продаж сдерживается медленным внедрением прогрессивных форм организации розничной торговли, недостаточной работой потребительских обществ по расширению сети магазинов самообслуживания, организации их круглосуточной работы, открытию специализированных магазинов по продаже строительных материалов, мебели, электротоваров, товаров для детей. Так, количество магазинов самообслуживания по Союзу потребительских обществ Республики Коми в 2009 г. по сравнению с 2002 г. возросло с 1,5 до 8,2 %. Однако этот показатель значительно ниже, чем в целом по Северо-Западному региону, который в 2009 г. составил 12%.
Преимущества внедрения прогрессивных форм организации торговли подтверждаются оценкой работы кооперативных организаций Новгородской области, в которой действует региональная торговая сеть. В облпотребсоюзе на самообслуживание переведено 67 % магазинов, более 50 магазинов работает круглосуточно, расширяется
Таблица 3
Материально-техническая база розничной и оптовой торговли Союза потребительских обществ Республики Комив2002—2009гг., ед. [6]
Показатели Год
2002 2006 2007 2008 2009 2009 к 2002,%
Количество магазинов, всего 379 379 322 298 298 78,6
Из них действующие 322 296 268 245 243 75,5
Доля действующих магазинов в их общем количестве, % 84,9 78,1 83,2 82,2 81,5 -
Сдано магазинов в аренду 23 1 1 - - -
Доля сданных в аренду магазинов в их общем количестве, % 6,1 0,3 0,3 - - -
Закрыто магазинов 60 53 53 53 55 91,7
Доля закрытых магазинов в их общем количестве, % 15,8 14,0 16,4 17,8 18,4 -
Количество специализированных магазинов, всего 12 12 12 12 13 108,3
В том числе: книжные 1 1 1 1 1 100
строительных материалов 2 2 2 2 2 100
хозяйственных товаров 9 9 9 9 10 111,1
Количество магазинов самообслуживания 5 5 5 16 20 400
Доля магазинов самообслуживания в их общем количестве, % 1,5 1,7 1,9 6,5 8,2 -
Количество оптовых баз 3 2 2 2 2 66,6
Количество складских помещений, всего 55 38 32 27 33 60,0
Количество действующих складских помещений 32 22 22 21 26 81,2
Оборот розничной торговли в расчете на 1 действующий магазин, млн руб. 1,1 2,0 2,7 3,8 4,3 390
сеть специализированных магазинов по продаже непродовольственных товаров. В результате Новгородский потребительский союз имеет самый высокий удельный вес в объеме продаж территории (23 %) и охват объемом продаж денежных доходов сельских жителей (49 %).
Оценка деятельности потребительских союзов в 2009 г. свидетельствует, что достигнутые показатели по применению прогрессивных форм обслуживания населения значительно снижаются применительно к общему количеству действующих магазинов. Так, по потребительским союзам Северо-Западного региона доля магазинов, работающих на непрерывной неделе, в круглосуточном режиме и с удлиненным режимом дня составляет, соответственно, 42, 2,1 и 32,2%, при этом доля магазинов, работающих круглосуточно почти вдвое ниже, чем по Центросоюзу России в целом. По Республике Коми аналогичные показатели составляют соответственно 28,2, 03 и 20,6%.
Для эффективного функционирования региональной единой торговой сети необходимо формирование единого распределительного центра на базе развитого оптового звена как основного источника формирования и поддержания товарного ассортимента. Анализ оборота оптовой торговли организаций потребительской кооперации Республики Коми за 2000—2009 гг. свидетельствует, что за исследуемый период темпы роста оборота оптовой торговли уменьшились на 50%. Увеличением объемов оптового оборота и его уровня в розничном характеризовались такие потребительские союзы Северо-Западного региона, как Новгородский и Псковский.
Расчеты экономистов показывают, что при соотношении оптового оборота к розничному в размере 40 % развитие кооперативного опта способствует росту объемов продаж и повышению прибыльности и конкурентоспособности организаций потребительской кооперации. За 2009 г. этот показатель по Северо-Западному региону составил 14%., по Центросоюзу РФ — 9% [7].
Сдерживающими факторами формирования единой торговой сети в потребительской кооперации Республики Коми являются значительная рас-средоточенность торговых организаций и их отдаленность от республиканского центра. К примеру, из 35 потребительских обществ Коми потребсоюза только шесть находятся на расстоянии до 200 км от г. Сыктывкара, т. е. соответствуют требованиям организации на их основе региональных ETC.
Характеристика существующей торговой сети кооперативных организаций в Республике Коми
свидетельствует, что в ней низка доля специализированных магазинов (8,2 % к их общему количеству), в основном функционируют магазины повседневного спроса с узкой ассортиментной матрицей и невысокими объемами продаж. Из данных табл. 3 видно, что в 2009 г. оборот розничной торговли в расчете на 1 действующий магазин составил 4,3 млн руб. Несмотря на рост этого показателя по сравнению с 2002г. в 3,9 раза, его величина в 3,3 раза ниже среднегодового объема продаж магазинов Ульяновской РТС. Отсутствие достаточного количества оптовых баз не позволяет использовать современные информационные технологии для компьютерного управления товародвижением.
Таким образом, оценка функционирования действующей торговой сети Союза потребительских обществ Республики Коми показала, что для организации единой РТС в регионе необходимы разработка и внедрение комплекса организационно-технических мероприятий, обеспечивающего оптимизацию всей структуры продаж. Для этого на первом этапе следует совершенствовать процесс доведения товара до потребителя путем активизации работы отдельных его звеньев. В дальнейшем для создания ассоциированных торговых сетей и их объединения в единую региональную торговую сеть необходимо создать в аппарате Союза потребительских обществ Республики Коми организационную структуру, которая бы взяла на себя функции управления создаваемой сетью.
Организационные вопросы создания региональной единой торговой сети предполагают:
• определение состава магазинов для передачи в сеть в соответствии с установленными требованиями и проведение независимой рыночной оценки их стоимости;
• подготовку учредительных документов, составление и заключение договоров аренды магазинов с потребительскими обществами и коммерческими организациями;
• организацию логистического центра по закупкам и транспортировке товаров;
• составление бюджета затрат на ремонт помещений, приобретение оборудования и программного обеспечения (до 3 млн руб. на один объект);
• создание имиджа РТС (разработку рекламных проспектов, единого стиля в оформлении интерьера торговых залов, дрес-кода руководителей и менеджеров);
• разработку и утверждение единой ассортиментной матрицы для входящих в РТС магазинов с использованием преимуществ мерчендайзинга;
• согласование единого реестра поставщиков и
разработку общего договора поставок товаров;
• организацию обучения руководителей и менеджеров для работы в РТС.
Создание единой региональной торговой сети в Республике Коми возможно по первому и частично третьему вариантам ее организации с использованием опыта Ульяновского облпотребсоюза, на основе магазинов, арендуемых у районных потребительских обществ. Учредителем региональной торговой сети может являться ETC Центросоюза России с организацией закрытого акционерного общества, в котором она должна стать основным акционером и инвестором.
Для создания такой торговой сети в регионе магазины могут быть арендованы у Сысольского, Усть-Вымского, Княжпогостского, Объячевского, Койгородского, Усть-Куломского, Помоздинского потребительских обществ, отдаленность которых от республиканского центра не превышает 200 км. При необходимости могут арендоваться крупные магазины коммерческих организаций в районах республики. Потребительский союз должен выкупить определенный пакет технологий у ETC Центросоюза, позволяющий использовать вывеску «КООП ТОРГ». В дальнейшем для обеспечения эффективной деятельности РТС необходимо ее вступление в единый торгово-закупочный союз.
Список литературы
1. Иванов В. А., Микушева Т. Ю. Развитие сельского предпринимательства на инновационной основе. М.: Экон-Информ, 2009. С. 66.
2. Кооперативы Европы и России создают новую экономическую модель // Российская кооперация. 2009. № 41 (613). С.1,2.
3. 2010-й год системной модернизации. Интервью председателя Совета Центросоюза России Е. Кузнецова пресс-службе Центросоюза // Российская кооперация. 2010. № 4 (628). С. 1,2.
4. КООП ТОРГ — социально-ориентированное решение для российского села // Российская кооперация. 2009. № 49 (621). С.1,2.
5. Кузнецов Е. Семинар в Ульяновске стал и рубежом, и началом нового этапа // Российская кооперация. 2009. № 49 (621). 1, 2.
6. Основные показатели социально-экономической деятельности потребительской кооперации Республики Коми. Сыктывкар: Союз потребительских обществ Республики Коми, 2009.С. 15.
7. Основные показатели социально-экономической деятельности потребительской кооперации России. М.: Центросоюз потребительских обществ Российской Федерации, 2009. С. 25.