Научная статья на тему 'Оценка финансового потенциала в системе потребительской кооперации'

Оценка финансового потенциала в системе потребительской кооперации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
262
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильина Л. И.

В статье приводится характеристика финансового потенциала организаций потребительской кооперации, дается оценка структуры финансовых ресурсов потребительских союзов Северо-Западного региона. Анализируются тенденции изменения источников финансовых ресурсов и эффективность их использования. Разрабатывается политика формирования финансовых ресурсов в системе потребительской кооперации. Приводится расчет необходимой потребности в собственных финансовых ресурсах и обосновываются источники ее покрытия Предлагаются пути привлечения дополнительных источников финансовых ресурсов для развития системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка финансового потенциала в системе потребительской кооперации»

фиНаНсоВый потенциал организаций

ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В СИСТЕМЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

Л.и. ИЛЬИНА,

кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой учетно-экономических дисциплин Сыктывкарского филиала Российского университета кооперации

Денежные потоки и финансовые ресурсы являются непосредственными объектами управления финансами организаций любой организационно-правовой формы, в том числе и системы потребительской кооперации. Финансовые отношения возникают в процессе формирования и движения (распределения, перераспределения и использования) капитала, доходов, фондов, резервов и других денежных источников средств, т. е. финансовых ресурсов.

Успешное функционирование организаций потребительской кооперации в условиях рыночной экономики предопределяет необходимость наличия достаточного количества финансовых ресурсов (капитала, выступающего в различных формах) для

формирования их активов в целях осуществления различных видов деятельности, расширенного воспроизводства и выполнения социальной миссии. Состав финансовых ресурсов организаций системы потребительской кооперации представлен на рис. 1.

Основным элементом структуры источников средств организации потребительской кооперации, представленной на рис. 1, является авансированный (долгосрочный) капитал, состоящий из собственного и заемного капитала.

Капитал организации потребительской кооперации (собственный и заемный) является источником покрытия ее потребностей в финансовых ресурсах долгосрочного назначения. Краткосроч-

Рис. 1. Структура источников финансовых ресурсов организаций потребительской кооперации

финансоВый потенциал организаций

15 (120) - 2008

ные потребности потребительских обществ и их союзов финансируются за счет источников средств краткосрочного назначения, которые также подразделяются на собственные и заемные.

Собственные источники средств для покрытия краткосрочных потребностей организации составляют доходы от обычных видов деятельности (выручка от продажи товаров, продукции, поступления от выполнения работ, оказания услуг); прочие доходы (внутренняя кредиторская задолженность, доходы от сдачи имущества в аренду, продажи основных средств и иных активов и др.).

К заемным источникам средств краткосрочного назначения относятся:

• краткосрочные займы и кредиты, в том числе привлеченные средства населения;

• кредиторская задолженность;

• доходы будущих периодов;

• резервы предстоящих расходов;

• прочие краткосрочные обязательства. Финансовую основу деятельности организации потребительской кооперации составляет сформированный собственный капитал. Приведем краткую характеристику структуры собственного капитала, представленной на рис. 2.

Первоначальное образование уставного капитала (паевого фонда) осуществляется за счет вступительных и паевых взносов пайщиков (граждан или юридических лиц) в формирование имущества потребительского общества (денежные средства, ценные бумаги, земельные участки или земельные доли, другое имущество либо имущественные права, имеющие денежную оценку) [1].

Размеры паевых взносов определяются общим собранием потребительского общества, условия размера закрепляются в уставе в соответствии с положением ст. 9 «Устав потребительского общества» закона о потребительской кооперации [1].

В составе внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов основное место принадлежит привлечению потребительским обществом дополнительного паевого капитала. Увеличение паевого фонда осуществляется за счет:

• паевых взносов при вступлении в потребительское общество новых пайщиков по решению совета;

• увеличения паевого взноса пайщиков путем присоединения кооперативных выплат;

• увеличения размера пая на основании решения собрания пайщиков в порядке, предусмотренном законом о потребительской кооперации [2]. Часть собственного капитала в потребительских обществах формируют прочие внешние источники, к которым относятся: целевое финансирование и поступления; безвозмездное поступление активов; добровольные взносы и пожертвования. В состав резервов, накопленных организацией потребительской кооперации, включаются: резервный капитал (резервы, образованные в соответствии с учредительными документами); добавочный капитал, нераспределенная прибыль. Особенностью формирования добавочного капитала в организациях потребительской кооперации является то, что в его составе отражается не только сумма переоценки внеоборотных активов, но и стоимость фондов потребительской кооперации.

Рис. 2. Структура собственного капитала потребительского общества

В составе внутренних источников формирования собственных финансовых ресурсов в результате осуществления текущей хозяйственной деятельности основное место принадлежит нераспределенной (чистой) прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, — она формирует фонды потребительской кооперации и (или) кооперативные выплаты, т. е. обеспечивает прирост собственного капитала потребительского общества (союза). В состав внутренних источников включаются амортизационные отчисления, однако суммы собственного капитала организации они не увеличивают, а лишь являются средством его реинвестирования.

За счет нераспределенной прибыли полностью или частично в размерах, предусмотренных уставом организации в соответствии с положением [2], формируются следующие фонды потребительской кооперации:

• резервный фонд (предназначен для покрытия убытков от чрезвычайных обстоятельств, при ликвидации потребительского общества по решению собрания пайщиков подлежит присоединению к нераспределенной прибыли);

• неделимый фонд потребительской кооперации (представляет собой часть имущества организации в виде объектов основных средств, имеющих общекооперативное значение, не подлежит продаже, внесению в уставные фонды других организаций, передаче в аренду с правом выкупа, распределению между пайщиками);

• фонд развития потребительской кооперации (предназначен для укрепления кооперативной экономики и осуществления социальной миссии);

• фонд поддержки социальной миссии потребительской кооперации (создан для покрытия расходов по оказанию помощи беднейшим слоям граждан из числа пайщиков потреби-

тельской кооперации в виде льготного или бесплатного обеспечения товарами, работами, услугами, а также их духовно-нравственного развития);

• фонд внеоборотных активов производственной (социальной) сферы предназначен для вложения средств в создание и приобретение объектов зданий и сооружений производственной (социальной) сферы;

• фонд подготовки кадров (используется в целях оплаты услуг образовательных учреждений для тех категорий работников, расходы на обучение и повышение квалификации которых не могут быть включены в расходы по обычным видам деятельности);

• фонд социальной поддержки работников и пенсионеров.

По расчетам автора, примерная структура финансовых ресурсов потребительских союзов Северо-Западного региона приведена в табл. 1.

Из приведенных данных видно, что в 2006 г. финансовые ресурсы потребительских союзов Северо-Западного региона формировались в большей мере за счет собственного, в том числе добавочного, капитала. По сравнению с 2001 г. в составе собственных ресурсов произошли определенные сдвиги. Так, при росте доли собственного капитала удельный вес паевого капитала имел тенденцию к уменьшению по причине постоянного снижения численности пайщиков. За исследуемый период их число уменьшилось на 179,2 тыс. чел. [3].

В 2001 — 2004 гг. в составе собственных финансовых ресурсов выделялся фонд развития потребкооперации как основной источник прироста оборотных средств. Величина нераспределенной прибыли была незначительной, так как во многих потребительских союзах, несмотря на наличие чистой прибыли от хозяйственной деятельности, до сих пор имеет место непокрытый убыток прошлых лет. Отмеченная тенденция роста доли чистой

Таблица 1

Состав и структура финансовых ресурсов потребсоюзов Северо-Западного региона за 2001 — 2006 гг. %

Показатель Год

2001 2004 2006 Изменение, пунктов

Собственный капитал, 48 50 55 +7

в том числе паевой фонд 11 9 8 -3

Добавочный капитал 34 35 33 -1

Фонд развития потребительской кооперации 7 8 - -

Нераспределенная прибыль 6 7 12 +6

Заемный капитал, в том числе 52 50 45 -7

кредиторская задолженность 45 40 35 -10

Рассчитано автором [3].

прибыли в последние годы способствовала снижению в структуре финансовых ресурсов величины заемного капитала, и в том числе кредиторской задолженности. Выявленные тенденции подтверждаются анализом составных частей собственного и заемного капитала Союза потребительских обществ Республики Коми, структура и динамика которых представлена в табл. 2.

Как показывают данные табл. 2, капитал Союза потребительских обществ Республики Коми за период с 2001 по 2006 г. возрос на 23,8 %. Характерным является снижение в структуре финансовых ресурсов доли заемного капитала — с 69,0 до 44,2 % с соответствующим увеличением удельного веса собственного капитала.

Оценка динамики составных частей собственного капитала свидетельствует, что наибольшую долю в его величине составляет добавочный капитал, величина которого в 2006 г. составила 62,2 %. За исследуемый период величина непокрытого убытка уменьшилась по сравнению с 2001 г. в 3,8 раза. Анализ данных показывает, что доля собственного капитала в 2006 г. по сравнению с 2001 г. увеличилась на 24,9 пункта. Это произошло вследствие значительного снижения величины непокрытого убытка, который уменьшился в 3,8 раза. Наблюдается негативная тенденция уменьшения доли уставного капитала, в том числе паевого фонда, за счет уменьшения величины пайщиков и отнесения

Динамика и структура финансовых ресурсов Союза потр

части источников его образования на величину добавочного капитала. Потребительский союз не образует резервных фондов, величина целевого финансирования и поступлений составляет незначительную величину (0,2 %).

За период исследования наблюдались существенные сдвиги и в структуре заемного капитала. Так, доля долгосрочных обязательств, и в том числе заемных средств населения, по сравнению с 2001 г. снизилась на 10 пунктов, что было обусловлено лишь погашением взятых ранее долгосрочных кредитов, привлечения новых займов не производилось. Удельный вес краткосрочных обязательств снизился на 15,1 пункта в основном за счет роста доли кредиторской задолженности, удельный вес которой в составе финансовых ресурсов увеличился на 17,5. Следует отметить, что наблюдается положительная тенденция увеличения доли заемных средств, привлекаемых от населения в общей величине краткосрочных кредитов и займов, причиной которой является более низкая процентная ставка по сравнению с банковской по договорным условиям.

Эффективность использования собственных финансовых ресурсов предполагает анализ их соответствия темпам развития организации потребительской кооперации. В результате такого анализа выявляется соответствие темпов прироста собственного капитала темпам прироста активов и

Таблица 2

збществ Республики Коми за 2001 — 2006 гг., млн руб., %

Показатель Год

2001 2004 2006 2006 к 2001, пунктов

Сумма Доля Сумма Доля Сумма Доля

Собственный капитал, всего, в том числе 49,6 31,0 86,1 54,9 110,5 55,9 +24,9

уставный капитал 10,1 10,0 14,7 9,4 4,6 2,3 -7,6

паевой фонд 10,1 10,1 8,1 5,2 4,5 2,3 -7,7

Добавочный капитал 115,9 72,5 114,9 73,3 123,1 62,2 -10,3

Целевое финансирование и поступления 0,1 3,0 0,2

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) -76,4 -43,8 -20,2

Заемный капитал, всего, в том числе 110,2 69,0 70,7 45,1 87,3 44,1 -24,9

долгосрочные обязательства, из них 19,7 12,3 6,3 4,0 4,5 2,3 -10,0

привлеченные средства населения 0,5 0,1

краткосрочные обязательства, в том числе 90,5 57,0 64,4 41,1 82,8 41,9 -15,1

займы и кредиты, из них 15,4 9,7 12,9 8,2 15,7 7,9 -0,8

привлеченные средства населения 1,5 0,9 3,8 2,4 5,2 2,6 +1,7

Кредиторская задолженность, в том числе 75,1 47,0 45,4 29,0 60,3 30,5 -16,5

поставщики и подрядчики 28,1 17,6 28,7 18,3 42,8 21,6 +4,0

задолженность перед персоналом организации 3,0 1,9 4,0 2,6 6,0 3,0 + 1,1

перед внебюджетными фондами 25,8 16,1 4,4 2,8 1,7 0,9 -15,2

задолженность по налогам и сборам 14,6 9,5 6,5 4,1 7,7 3,9 -5,6

Капитал и резервы, всего 159,8 100 156,8 100 197,8 100 118,0

Составлено и рассчитано автором [4].

объемов совокупной деятельности. Проанализируем эффективность вложения финансовых ресурсов в активы (имущество) на примере Союза потребительских обществ Республики Коми за 2001 — 2006 гг. (табл. 3).

Как свидетельствуют данные табл. 3, наибольшая доля финансовых ресурсов в 2006 г. вкладывалась в оборотные активы — 62,3 %, из них 49,9 % — в товарные запасы, так как в совокупном объеме деятельности 81,4 % приходилось на выручку от продаж. За период с 2001 по 2006 г. имела место тенденция снижения доли вложений во внеоборотные активы, в том числе основные средства. Положительным является то, что темпы прироста собственного капитала опережали темпы роста активов, совокупного объема деятельности и объема продаж. В значительной степени это было обусловлено снижением непокрытого убытка на 56,2 млн руб. Вместе с тем следует отметить, что потребительские общества Коми региона испытывают недостаток собственных финансовых ресурсов для обеспечения расширенного воспроизводства и осуществления текущей деятельности, что выражается в выявленной тенденции уменьшения собственного капитала за счет непокрытого убытка, снижения доли паевого фонда и добавочного капитала, используемых для воспроизводственных целей.

Не менее важной проблемой финансового обеспечения развития организаций системы потребительской кооперации наряду с обеспечением расширенного воспроизводства является изыска-

ние источников финансового покрытия их текущей деятельности. Для этого обратимся к анализу состояния собственных оборотных средств. Оценка изменения собственных оборотных средств по данным бухгалтерской отчетности Коми потребительского союза приведена в табл. 4.

Анализ данных табл. 4 показывает, что в 2006 г. наличие собственных оборотных средств составило 40 466 тыс. руб. (110 448+4 472-74 454) и увеличилось по сравнению с 2004 г. на 18 719 тыс. руб. Увеличение собственных оборотных средств произошло под влиянием роста собственного капитала, внеоборотных активов и снижения долгосрочных обязательств. Как показывают данные, большая часть оборотных активов формируется за счет собственных средств союза. Так, сумма текущих активов в 2006 г. по сравнению с 2005 г. возросла на 14 721 тыс. руб., а краткосрочных обязательств — на меньшую величину — 770 тыс. руб. Это позволило увеличить сумму собственных средств в обороте на 13 951 тыс. руб.

Таким образом, необходимость привлечения заемных средств обусловливается финансовым состоянием организации потребительской кооперации. Основным показателем, определяющим необходимость привлечения заемного капитала, является наличие (недостаток) собственных оборотных средств.

Проведенный нами анализ показывает, что потребительский союз не испытывает острой необходимости в увеличении заемных средств.

Таблица 3

Оценка эффективности использования финансовых ресурсов Союза потребобществ Республики Коми

за 2001 - 2006 гг., млн руб., %

Показатель 2001 г. 2004 г. 2006 г. 2006 г. к 2001 (+, -), %

Сумма Доля Сумма Доля Сумма Доля

Внеоборотные активы — всего, в т. ч. том числе 74,7 46,7 77,0 44,6 74,4 37,6 -9,1

основные средства 65,6 42,1 68,1 39,4 69,7 35,2 -6,9

незавершенное строительство 2,8 1,8 3,4 2,0 2,9 1,5 -0,3

долгосрочные вложения в материальные ценности 5,0 3,2 3,0 1,7 -1,5

долгосрочные финансовые вложения 1,3 0,1 2,5 1,4 1,9 1,0 +0,9

оборотные активы, всего, в том числе 85,1 53,3 95,6 55,4 123,2 62,3 +9,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

запасы, в том числе 62,8 40,3 76,9 44,5 98,7 49,9 +6,4

сырье, материалы и др. аналогичные ценности 5,0 3,2 5,8 3,4 6,2 3,1 -0,4

готовая продукция для перепродажи 56,6 36,4 69,7 40,4 89,7 45,3 +6,6

Дебиторская задолженность 10,7 5,9 13,6 7,9 17,3 8,7 +3,2

Краткосрочные финансовые вложения 2,2 1,4 0,8 0,5 0,9 0,4 -1,0

Денежные средства 4,3 2,8 3,4 2,0 6,1 3,1 -2,5

Всего активов 159,8 100 172,7 100 197,8 100 123,8

Собственный капитал 49,6 98,5 110,5 222,1

Совокупный объем деятельности 346 577 722 208,7

Выручка от продаж 281 468 588 209,2

Составлено и рассчитано автором [4].

Таблица 4

Оценка наличия и использования собственных оборотных средств Союза потребительских обществ РК за 2004 — 2006 г., тыс. руб.

Показатель Год Отклонение (+, -)

2004 2005 2006 2005 к 2004 2006 к 2005

Актив

Внеоборотные активы 70 626 75 154 74 454 +4 528 -700

оборотные активы, в том числе 86 130 108 519 123240 +22 389 + 14 721

запасы, включая НДС 68 885 86 014 98 717 +17 129 + 12 703

дебиторская задолженность 12 410 16 690 17 323 +4 280 +633

краткосрочные финансовые вложения 796 797 901 + 1 + 104

денежные средства 3 466 4 535 6 148 + 1 069 +1 613

прочие оборотные активы 573 483 151 -90 -332

Баланс 156 756 183 673 197 694 +26 917 + 14 021

Пассив

Капитал и резервы, в том числе. 86 092 96 323 110 448 +10231 + 14 125

уставный капитал 14 699 4 849 4 559 -9 850 -290

добавочный капитал 114 915 120 888 123118 +5 973 +2 230

целевое финансирование и поступления 142 80 3 000 -62 +2 920

нераспределенная прибыль (убыток) -43 760 -29 590 -20 227 +14 170 +9 313

долгосрочные обязательства 6 281 5 346 4 472 -1 092 -874

краткосрочные обязательства 64 383 82 004 82 774 +17 621 +770

Баланс 156 756 183 673 197 694 +26 917 + 14 021

Собственные оборотные средства 21 747 26 515 40 466 +4 768 + 13 951

Составлено и рассчитано автором [4].

Однако следует учитывать, что даже при наличии собственных оборотных средств разумная финансовая политика в части привлечения заемных средств позволяет постепенно снижать величину непокрытого убытка, что подтверждается данными табл. 3.

Расчеты состояния собственных оборотных средств Коми потребительского союза (табл. 4) позволяют утверждать о наличии тенденции к их постоянному росту. Данная тенденция является характерной для потребительских союзов СевероЗападного региона и Центросоюза РФ в целом (табл. 5).

Приведенные данные свидетельствует, что за период с 1999 по 2006 г. состояние оборотных средств в организациях потребительской кооперации заметно улучшилось. Так, если в 1999 г. недостаток собственных оборотных средств в целом по Центросоюзу составлял 2 711,9 млн руб., то уже к 2001 г. он уменьшился в 4,6 раза, в 2002 г. наблюдался излишек собственных оборотных средств в сумме 1 707, 3 млн руб., который в 2004 г. возрос в 1,3 раза.

В целом по Северо-Западному региону недостаток собственных оборотных средств имел место только в 1999 г. и составлял в общей величине их недостатка по Центросоюзу довольно незначительную величину — 1,6 %. За период с 2001 по 2004 г. величина излишка оборотных средств постоянно

увеличивалась. В 2006 г. для собственных оборотных средств Северо-Западного региона в величине собственных оборотных средств Центросоюза составила 34,9 %.

Росту собственных оборотных средств способствовало снижение расходов организаций потребительской кооперации в результате отмены льгот по налогу на прибыль, из состава которых был выведен фонд развития потребительской кооперации, внутрихозяйственные отчисления, проценты по заемным средствам пайщиков, что привело к улучшению финансовых результатов их деятельности. Однако, как показывает исследование, изменение условий налогообложения в системе потребительской кооперации в конечном счете привело к расширению налоговой базы и значительному росту налоговой нагрузки. Так, к примеру, в 2006 г. Союзом потребительских обществ Республики Коми сумма всех уплаченных налоговых платежей во все уровни бюджетов составила 26 млн руб. т. е. в 1,1 превысила прибыль до налогообложения и в 2 раза — чистую прибыль. Такое положение не позволяет значительно увеличивать темпы роста капитальных вложений, осуществлять в необходимых объемах техническое перевооружение и реконструкцию объектов материально-технической базы, модернизацию производственного и торгового оборудования.

Таблица 5

Состояние собственных оборотных средств по потребительским союзам Северо-Западного региона РФ за 1999 — 2006 гг., млн руб., %

Показатель Излишек (недостаток) собственных оборотных средств

1999г. 2001г. 2002г. 2004 г. 2006 г. 2006 г. к 1999 (+, -)

Центросоюз РФ -2 711,9 -5 94,3 1 707,3 2 387,5 2 795,4 +5 506,9

Северо-Западный, в т. ч. -43,6 327,0 570,3 815,7 975,8 +932,2

Карельский -48,3 2,4 5,0 - 0,3 12,5 +60,8

Коми -207,6 -64,2 5,2 28,4 40,5 +248,1

Архангельский -233,0 -95,9 -88,7 -48,3 49,3 +282,3

Вологодский 14,9 40,7 62,9 40,6 98,0 +83,1

Калининградский -6,7 2,3 4,5 48,6 120,6 +127,3

Ленинградский 38,6 34,6 93,5 0,6 68,7 +157,4

Мурманский -17,8 -27,7 -22,2 -4,1 32,8 +50,6

Новгородский 53,9 82,3 101,6 120,2 162,7 +108,8

Псковский 129,3 256,6 319,8 344,6 391,3 +264,0

Северо-Западный регион к показателям Центросоюза, % 1,6 - 33,4 34,4 34,9

Составлено и рассчитано автором [3].

Таким образом, анализ формирования и использования финансовых ресурсов потребительской кооперации, выполненный на примере Северо-Западного региона и Республики Коми, показал, что в системе пока не выработана политика управления финансовыми ресурсами, направленная на расширенное воспроизводство основных фондов. Значительная доля чистой прибыли направляется на покрытие убытков прошлых лет и деноминацию обесценившихся паевых взносов пайщиков. Величина амортизационных отчислений является недостаточной, в большинстве потребительских союзов она в 3 — 5 раз меньше суммы чистой прибыли. Возможности ее использования на цели инвестирования уменьшаются по причине снижения темпов роста основных фондов. Вместе с тем обеспечение конкурентоспособной торговой и производственной деятельности в рыночных условиях требует технического переоснащения предприятий розничной торговли, заготовок и кооперативной промышленности. В настоящее время она в значительной мере осуществляется за счет средств государственной поддержки. Например, за последние 5 лет государственная поддержка потребительской кооперации Республики Коми в различных формах составила 37 млн руб.

В целях повышения темпов роста финансовых ресурсов в системе потребительской кооперации необходима разработка политики, направленной на дальнейшее увеличение собственных финансовых ресурсов, привлечение дополнительных средств из различных источников в соответствии с потреб-

ностями развития организаций потребительской кооперации в предстоящем периоде.

Основными этапами в разработке политики формирования собственных финансовых ресурсов при разработке финансовой стратегии организаций потребительской кооперации могут стать:

• определение общей потребности в собственных финансовых ресурсах;

• обеспечение максимального объема привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внутренних и внешних источников. Потребность в собственных финансовых ресурсах потребительского общества (союза) можно определить с использованием методик, предлагаемых российскими и зарубежными экономистами [5, 6].

Так, общая потребность в собственных финансовых ресурсах Союза потребительских обществ Республики Коми на 2007 г. за счет внутренних источников с учетом проведенного анализа составит: 26,5 млн руб., а именно: 26,5 = [(217,6 х 0,6) — 110,5 + 6,4].

Основными планируемыми внутренними источниками формирования собственных финансовых ресурсов потребительских обществ являются суммы амортизационных отчислений, чистой прибыли, фонда развития потребительской кооперации и других фондов. К примеру, по Союзу потребительских обществ Республики Коми, учитывая, что амортизационные отчисления на 2007 г. с учетом среднегодовых темпов изменения составят 2 млн руб., то большую часть финан-

совых ресурсов необходимо будет формировать частично за счет чистой прибыли, направляемой на воспроизводственные цели, и других внешних источников. Ожидаемая величина чистой прибыли за 2007 г. составит 14 млн руб., из этой суммы на воспроизводственную деятельность может быть использовано 4,2 млн руб., т. к. остальная часть прибыли должна быть направлена на погашение убытка прошлых лет и на деноминацию обесценившихся паев пайщиков.

Таким образом, расчеты показывают, что необходимая потребность в собственных финансовых ресурсах не будет обеспечиваться. Поэтому следует изыскивать дополнительные резервы роста прибыли и амортизации в основном за счет увеличения объемов продаж, снижения издержек и использования ускоренных методов амортизации.

Объем привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников призван обеспечить ту их часть, которую не удалось сформировать за счет внутренних источников финансирования (привлечения дополнительного паевого капитала, увеличения сумм целевого финансирования и поступлений).

Программой развития потребительской кооперации Республики Коми на 2006 — 2008 гг. предусматривается дополнительное привлечение в члены пайщиков 5,6 тыс. чел. При среднем размере вступительного взноса в размере 110 руб. привлечение дополнительного паевого капитала может составить 6,2 млн руб., т. е. частично обеспечить недостающую часть финансовых ресурсов потребительских обществ, общая величина которых составит 12,6 млн руб.

Достоверность произведенных расчетов по объему требуемых финансовых ресурсов, выполненная методом формулы, подтверждается расчетами экономистов Союза потребительских обществ РК при непосредственном участии автора. Необходимая потребность в привлечении финансовых ресурсов с учетом расходов по расширению и оптимизации деятельности, включающей развитие материально-технической базы, создание новых рабочих мест, закупки сельскохозяйственной продукции, увеличение числа пайщиков, а также покрытие убытков предприятий розничной торговли определяются суммой в 26,3 млн руб. [7].

Возможности изыскания необходимых дополнительных финансовых ресурсов могут быть частично реализованы за счет привлечения долгосрочных займов, в том числе за счет привлеченных средств населения. Следует отметить, что доля

заемного капитала (долгосрочных обязательств) в 2006 г. по сравнению с 2001 г. в общей величине заемного капитала сократилась на 10 пунктов и составила 2,3 %. Это свидетельствует о том, что Союз потребительских обществ РК не пользуется долгосрочным банковским кредитом, а лишь погашает ранее возникшую задолженность. Учитывая это обстоятельство, недостающая величина финансовых ресурсов в сумме 14,1 млн руб. (26,5-2-4,2-6,2) может быть обеспечена путем привлечения краткосрочных кредитов, в том числе заемных средств населения, и в форме государственной поддержки. Анализ данных табл. 2 показывает, что 72,8 % в величине краткосрочных обязательств Коми потребительского союза приходится на кредиторскую задолженность. В связи с этим потребительскими обществами должна разрабатываться политика управления товарным (коммерческим) кредитом путем определения потребности в нем с учетом планируемого объема товарных запасов, расчета среднего периода его оборота а также обеспечения эффективности использования путем ускорения оборачиваемости сформированных за счет заемного капитала товарных запасов.

Значительному увеличению собственных финансовых ресурсов будет способствовать дальнейшее развитие всех отраслей деятельности за счет:

— активизации участия потребительской кооперации в реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 — 2012 гг. путем расширении закупок, переработки и реализации мяса, молока, картофеля и овощей;

— увеличения продаж личным подсобным и крестьянским (фермерским) хозяйствам комбикормов, удобрений, семян, средств малой механизации, молодняка скота в рамках реализации программ государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства в регионах РФ;

— организации сетевых магазинов, внедрения прогрессивных форм и методов торговли с использованием системы накопительных скидок и разовых бонусных систем;

— обновления, расширения и повышения качества продукции, вырабатываемой кооперативными предприятиями;

— поиск и внедрение новых видов бытовых услуг, оказываемых сельским жителям.

В целях увеличения величины паевого фонда следует предусматривать плановые показатели по привлечению новых пайщиков и осуществлять

постоянный контроль за их выполнением. Важным является более эффективное использование финансовых ресурсов за счет ускорения оборачиваемости оборотных средств и снижения непроизводительных расходов. Пополнению привлеченных

Литература

альтернативных источников финансовых ресурсов будет способствовать увеличение объемов государственной поддержки системе потребительской кооперации в рамках принятия и утверждения целевых комплексных программ.

1. О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации: закон Российской Федерации от 19. 06.1992 № 3085-1 (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 № 31-Ф3).

2. Положение о фондах потребительской кооперации Российской Федерации: постановление 125-го общего собрания представителей потребительских обществ РФ от 14.07.2004.

3. Основные показатели социально-экономической деятельности потребительской кооперации России. — М.: Центросоюз потреб. обществ РФ, 2006.

4. Основные показатели социально-экономической деятельности потребительской кооперации Республики Коми. — Сыктывкар.: Союз потреб. обществ РК, 2006.

5. Бланк И. А. Финансовый менеджмент. — Киев: Ника-Центр, 1999. — 528 с.

6. Petty J. W, Keown al. J, ScottD. F., Martin J. D. Basic Financial Management. - N. Y.: Prentice Hall. - 1999. -956 p.

7. Ильина Л. И. Разработка методологии финансового обеспечения развития системы потребительской кооперации: Монография. — Сыктывкар.: Коми книжное издательство, 2006. — 316 с.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ «ОПЫТ РЕФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВО-БАНКОВСКИХ СИСТЕМ РОССИИ И КИТАЯ»

15-16 октября 2008 г. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации» в сотрудничестве с рядом высших учебных заведений Китая и посольством КНР в России проводит Международный форум «Опыт реформирования финансово-банковских систем России и Китая». Ожидается участие в Форуме представителей государственных структур, учреждений науки и высшего образования, государственных и коммерческих банков, финансовых, страховых и промышленных компаний России, Китая, Германии, Англии и других стран. Общее число участников — свыше 300 человек. На Форуме предполагается обсудить широкий спектр актуальных проблем, в частности:

• Современные тенденции и перспективы развития финансово-банковских систем России и Китая;

• Опыт проведения бюджетных реформ в России и Китае: бюджетная поддержка инноваций;

• Финансовые проблемы реформирования социальной сферы в России и Китае;

• Взаимодействие государства и банков в рыночной экономике;

• Международные стандарты банковской деятельности и особенности развития национальных банковских систем;

• Роль банков развития в инновационной экономике;

• Финансово-экономические инструменты инновационного развития экономики России и Китая;

• Институциональное развитие страхования в инновационной экономике;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Развитие финансово-банковских систем России и Китая как фактор укрепления их позиций на мировом рынке в XXI веке;

• Проблемы модернизации финансово-экономического образования в современных условиях.

В рамках Форума будут проведены пленарные и секционные заседания, а также заседания «круглых столов». участие в форуме бесплатное. Заявки следует направлять в оргкомитет: 8(499)943-94-21; 8(499)943-95-01; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.