Научная статья на тему 'Оценка состояния и проблемы развития потребкооперации Оренбургской области'

Оценка состояния и проблемы развития потребкооперации Оренбургской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
400
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / КООПЕРАЦИЯ НА СЕЛЕ / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / CONSUMERS' COOPERATION / REGIONAL RETAIL TRADE / RURAL COOPERATION / LOGISTICS INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лазарева Оксана Сергеевна, Варавва Маргарита Юрьевна

В статье представлены результаты оценки современного состояния потребительской кооперации Оренбургской области. Показано, что потребительская кооперация остаётся источником пополнения товарных ресурсов области и играет положительную роль в сдерживании цен на продовольственные товары за счёт собственного производства и поставки товаров первой необходимости непосредственно от товаропроизводителей. Выявлены негативные тенденции в деятельности потребкооперации Оренбургского региона, обозначены проблемы, которые сдерживают её развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE SITUATION WITH CONSUMERS’ COOPERATION AND THE PROBLEMS OF ITS DEVELOPMENT IN THE ORENBURG REGION

The article deals with the results of the current state of consumer cooperatives evaluation in the Orenburg region. It is shown that consumer cooperatives remain one of the main sources of commodity resources replenishment in the region and play a positive role in the curbing of prices on consumer goods at the expense of one’s own production and delivery of essential goods directly from producers. Negative tendencies in the work of consumers’ cooperation of the Orenburg district have been revealed and the problems impeding its development have been pointed out.

Текст научной работы на тему «Оценка состояния и проблемы развития потребкооперации Оренбургской области»

Оценка состояния и проблемы развития потребкооперации Оренбургской области

О.С. Лазарева, к.э.н, М.Ю. Варавва, к.э.н,

Оренбургский филиал РГТЭУ

Торговля — одно из основных и традиционных направлений деятельности потребительской кооперации. Торговые предприятия, входящие в систему потребительской кооперации Российской Федерации, обладают огромным потенциалом развития, осуществляют торговую, заготовительную, производственную деятельность, оказывают социальные и бытовые услуги населению, производящему сельскохозяйственную продукцию [1].

Потребительская кооперация по-прежнему остаётся основной товаропроводящей сетью в

отдалённых и малонаселённых сельских пунктах Оренбургского региона. Сегодня потребкооперация Оренбургской области насчитывает около 1600 розничных предприятий торговли, общественного питания, производственных цехов; получают развитие сеть торгово-закупочных пунктов сельскохозяйственной продукции, сфера бытовых услуг.

Система потребкооперации объединяет более 300 тыс. пайщиков и обслуживает около 500 тыс. человек в 35 районах и 8 городах Оренбуржья, в том числе в таких малонаселённых пунктах, где нет стационарной торговой сети [2].

Ретроспективный анализ позволяет отметить, что совокупный объём хозяйственной деятельно-

сти системы потребительской кооперации области в 2011 г. составил 2629,2 млн руб. и увеличился по сравнению с 2010 г. на 7,7%. В 2011 г. оборот розничной торговли организаций потребительской кооперации составил 1628,4 млн руб., или 103,1% к 2010 г. в сопоставимых ценах. Более высоких темпов роста достигли Новосергиевское «Центральное» сельпо (125,3%), Кваркенское райпо (122,5%), ПО «Саракташское» (119,1%), ПО «Асекеевское» (117,4%), Соль-Илецкое (112,5%), Северное (111,5%) и Красногвардейское (111,1%) райпо. Так, в расчёте на одного обслуживаемого человека организациями потребкооперации продано товаров на 4996 руб. (в 2010 г. — 3915 руб.). По этому показателю лидируют Соль-Илецкое райпо — 13367 руб., ПО «Кувандыкское» — 13181 руб., Бугурусланское райпо — 11326 руб., Новосергиевское «Центральное» сельпо — 11361 руб. и Северное райпо — 10466 руб.

Потребительская кооперация остаётся значительным источником пополнения товарных ресурсов области и играет положительную роль в сдерживании цен на продовольственные товары за счёт собственного производства и организации завоза товаров первой необходимости непосредственно от товаропроизводителей.

В течение 2011—2012 гг. организациями заготовлено сельскохозяйственной продукции на сумму 360,5 млн руб., или 105,1% к 2010 г. Выросли объёмы закупок молочной продукции — 1956 т (103,4%), картофеля — 1113 т (100,3%), овощей — 2156 т (100,2%); произведено 1212 туб консервной продукции (100,2%), 717 т кондитерских изделий (100,3%), 28,7 тыс. безалкогольных напитков (100,3%), 339 т колбасных изделий (100,1%), 10 тыс. т хлебобулочных изделий (100%).

Закупаемые объёмы сельхозпродукции используются в качестве сырья предприятиями переработки и общественного питания, системы потребкооперации, а также для обеспечения организаций социальной сферы.

Наиболее высокие темпы развития производства основных видов продукции обеспечивают Соль-Илецкое, Северное, Красногвардейское райпо, Новосергиевское «Центральное» сельпо.

Оренбургская потребительская кооперация в своей деятельности ориентирована на удовлетворение потребности сельских жителей в товарах и услугах и является партнёром правительства области по вопросам социально-экономического развития на селе.

Региональные товаропроизводители являются постоянными участниками мероприятий по формированию и стимулированию внутреннего спроса (конкурс «Наша марка», «100 лучших товаров», проект «Оренбургское качество»). Для формирования положительного позитивного имиджа на продукцию местных товаропроизводителей и продвижения её на потребительский рынок в об-

ласти реализуется при поддержке правительства Оренбургской области проект «Оренбургское качество». Только в 2012 г. знак «Оренбургское качество» получили 138 товаров, выпущенных на предприятиях Оренбуржья. В подавляющем большинстве это продукты питания: колбасы, ветчина, карбонат, пельмени, кондитерские и макаронные изделия, мороженое, рыба различной обработки, сыры, молочная продукция и др.

В рамках проекта «Оренбургское качество» 170 торговым предприятиям области на безвозмездной основе предоставлено 500 «стопперов» для выделения на витринах продукции местных товаропроизводителей. В настоящее время 58 областных предприятий получили право маркировать свою продукцию знаком «Оренбургское качество», среди них — ЗАО «Оренбургский бройлер», ЗАО «Орский мясокомбинат», ООО «Бузулукское молоко», ЗАО «Хлебопродукт-2» и др.

В 2011—2012 гг. Оренбургская область участвовала в XV и XVI форумах «Покупайте российское», которые проходят в Москве в Международном выставочном центре «Крокус Экспо». В коллективной экспозиции Оренбургской области представлены ведущие предприятия региона: ООО «Оренбургский молочный комбинат», ЗАО «Мясо-маркет» (ТМ «Андреевское подворье»), ЗАО «Орский мясокомбинат» и др. Проводимая выставочно-ярмарочная деятельность способствует поддержанию конкурентоспособности оренбургских товаропроизводителей, развитию и укреплению экономического потенциала области, позволяет производителям продвигать выпускаемую продукцию на региональный и российский потребительский рынки.

В период 2011—2013 гг. администрацией области инициирован ряд важных мероприятий по упорядочению деятельности розничных рынков. Так, на начало 2014 г. в Оренбургской области функционируют 28 розничных рынков, реализующих агропродукцию, из них 11 — сельскохозяйственных, 3 — сельскохозяйственных кооперативных.

Местным сельхозтоваропроизводителям, включая фермерские и личные подсобные хозяйства, упрощён доступ на рынки и ярмарки области для реализации собственной продукции. Под реализацию сельскохозяйственной продукции на рынках и ярмарках области предоставляется 6,8 тыс. торговых мест. Из них 4,3 тыс. торговых мест выделяется гражданам, ведущим крестьянские (фермерские) хозяйства, личное подсобное хозяйство или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством, в том числе 1,6 тыс. торговых мест — на льготных условиях.

С целью обеспечения населения продуктами питания по доступным ценам и оказания поддержки местным товаропроизводителям в городах и районах области организованы сезонные ярмарки и ярмарки выходного дня. Так, в 2013 г. в городах и районах области проведено около 2,6 тыс.

ярмарок выходного дня с привлечением на них сельхозпредприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств, предприятий потребительской кооперации и оптовой торговли, владельцев личных подсобных хозяйств, а также предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности области (товарооборот составил более 1143,0 млн руб.).

Мониторинг цен показывает, что ярмарки выходного дня являются серьёзным конкурентом традиционным розничным рынкам в реализации сельхозпродукции, а упрощённая схема поступления товара на прилавок, минуя посреднические структуры, позволяет значительно снизить цены на реализуемую продукцию.

Доля продаж товаров на розничных рынках и ярмарках в общем объёме оборота розничной торговли в 2013 г. составила 15%.

В 7 муниципальных образованиях (г. Кувандык, г. Орск, Беляевский, Грачёвский, Новосергиев-ский, Первомайский, Соль-Илецкий районы) на розничных рынках предоставлены 269 торговых мест сельскохозяйственным потребительским кооперативам для реализации своей продукции.

В Акбулакском, Красногвардейском, Курмана-евском и Ясненском районах продолжены работы по реконструкции и планированию строительства сельскохозяйственных кооперативных рынков.

В рамках программы «Развитие торговли в Оренбургской области на 2012—2014 гг.» для увеличения объёмов производства потребительских товаров и закупок сельскохозяйственной продукции предусмотрено возмещение организациям и индивидуальным предпринимателям части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на строительство, техническое перевооружение и приобретение автотранспорта для перевозки скоропортящихся продуктов. Так, в 2012 г. субсидии организациям потребкооперации составили 779 тыс. руб.

В настоящее время областной администрацией разрабатывается механизм субсидирования части затрат на сертификацию систем менеджмента качества и безопасности пищевой продукции для оренбургских производителей в общей сумме 12 млн руб. за счёт бюджета программы. Для популяризации положительного опыта успешных производительных хозяйств Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области проводит пресс-туры с посещением представителями СМИ крупных товаропроизводителей в Бузулукском, Новотроицком, Оренбургском, Орском, Новосергиевском районах с последующим широким освещением в СМИ.

Однако в настоящее время сельская торговая потребкооперация подвержена воздействию целого комплекса негативных факторов. Снижение внимания к социальной сфере, особенно в сельских и удалённых поселениях, крайне медленное восстановление приемлемого уровня материального

обеспечения, бытового обслуживания и удовлетворения повседневных потребностей сельского населения отражаются на всех субъектах рынка потребительской кооперации.

В результате сокращения объектов социальнокультурной инфраструктуры в сельской местности отсутствуют необходимые условия для эффективного развития торговли. Высокие тарифы на энергоресурсы, транспортные расходы, низкая платёжеспособность сельчан, дефицит отраслевых кадров не позволяют организациям потребительской кооперации развивать свою деятельность, модернизировать и укреплять материально-техническую базу.

Около половины сельских населённых пунктов области являются отдалёнными, труднодоступными и малонаселёнными, в них проживает почти пятая часть всего сельского населёния Оренбуржья. В инфраструктуре потребительского рынка области удельный вес магазинов системы потребительской кооперации составляет около 6,5%. Основная доля (88%) расположена в малых городах и сельских населенных пунктах, 27,6% из них являются убыточными. В настоящее время предприятия потребительской кооперации обслуживают около 40% населения области и являются основной товаропроводящей сетью в сельской местности [3].

В 337 населённых пунктах отсутствуют торговые объекты, торговое обслуживание в ряде таких поселений осуществляется через магазины-автолавки. Организация торгового обслуживания в данном сегменте рынка является серьёзной проблемой.

На потребительском рынке сегодня актуальна проблема качества товаров. Доля реализуемых в розничной торговле некачественных товаров отдельных групп остаётся значительной. По данным статистики, из общего количества обследованных образцов товаров удельный вес товаров ненадлежащего качества составил: по рыбной пищевой продукции — 32,8%, цельномолочной продукции — 20,2%, мясу и птице — 8,2%, колбасным изделиям — 6,0%, маслу животному — 6,1%, швейным изделиям — 56,6%, обуви — 37,4% [4].

Одной из острых проблем потребкооперации является дефицит и низкая квалификация кадров. Недостаток трудовых ресурсов отмечается в низшем и среднем звеньях: продавцы, кассиры, руководители отделов. Решение данной проблемы возможно путём переподготовки и повышения квалификации кадров, проведения обучающих семинаров, корпоративных тренингов внутри торговых сетевых компаний.

Таким образом, развитие системы потребительской кооперации в Оренбургской области сдерживает ряд факторов:

— недостаток собственных финансовых средств;

— высокий уровень налогов, арендной платы, тарифов на энергоносители и коммунальные услуги;

— высокий процент кредитной ставки;

— значительные транспортные расходы;

— недостаточная платёжеспособность населения.

Для снижения влияния указанных негативных факторов и формирования условий благоприятной среды развития потребительской кооперации важную роль должно сыграть государство. В рамках поддержки и стимулирования сферы потребкооперации необходима реализация комплекса мер, направленных на дальнейшее развитие инфраструктуры и решение отраслевых проблем.

Кардинальным путём решения проблемы более активного продвижения продукции местных товаропроизводителей в оренбургскую торговую сеть может стать государственная поддержка создания в регионе логистических центров в рамках единой логистической системы для торговой сети потребительской кооперации (информационная система, унификация бизнес-процессов, оптовораспределительные центры, комплектация товаров, транспортная и иная инфраструктура) для поставок продукции в сельские поселения. Эта помощь может осуществляться путём включения предприятий потребкооперации в систему субсидирования кредитования, применения льготных тарифов по оплате электроэнергии, предоставления лизинга технологического оборудования и транспорта на льготных условиях, возмещения транспортных затрат по доставке товаров в отдалённые и малонаселённые пункты, расширения сети локальных

рынков для реализации созданной сельхозпродукции, сохранения отечественных традиций производства качественных натуральных продуктов, восстановления и развития культуры их потребления, создания системы преференций для обеспечения рынка продукции эксклюзивного (домашнего) качества, которая может быть востребована наиболее взыскательными потребителями в торговой сети и предприятиях общественного питания; поддержания и развития развозной торговли.

Данные меры в результате должны создать более полное самостоятельное обеспечение товарными ресурсами сельских территорий, что поможет организациям потребительской кооперации снизить влияние негативных изменений на товарных рынках, позволит удерживать цены на приемлемом уровне, сохранить и расширить сферу влияния кооперативной торговли в районных центрах, вернуть и укрепить ранее утраченные позиции на городских рынках.

Литература

1. Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года. URL: http://www.biblio-fond.ru/

2. Информационно-аналитический центр Законодательного собрания. URL: http://www.oren.ru/news//

3. Об утверждении областной целевой программы «Развитие торговли в Оренбургской области на 2012—2014 годы». Постановление от 29 июня 2011 г. N 518-пп. URL: http:// oreneconomy.ru/business/torgovla/

4. Кооперация на селе/Портал Правительства Оренбургской области. URL: http://www.orenburg-gov.ru/magnoliaPublic/ regportal (дата обращения: 03.05.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.