Научная статья на тему 'Потребительская кооперация и система кооперативного образования Республики Коми в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг'

Потребительская кооперация и система кооперативного образования Республики Коми в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
299
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / КООПЕРАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / РЕСПУБЛИКА КОМИ / CONSUMER COOPERATION / COOPERATIVE EDUCATION / GREAT PATRIOTIC WAR / KOMY REPUBLIC

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гагиева Анна Капитовна

Статья посвящена роли потребительской кооперации в системе кооперативного образования республики Коми в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSUMER COOPERATION AND SYSTEM OF COOPERATION EDUCATION IN THE REPUBLIK OF KOMI IN THE GREAT PATRIOTIC VAR

The aim of this report to show such problem as the role of system consumer cooperation education of the Republic of Komi in the Great Patriotic Var and consumer cooperation contribution in the 1941-1945 years, ect.

Текст научной работы на тему «Потребительская кооперация и система кооперативного образования Республики Коми в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг»

the problems peculiar to organizational construction of consumers' cooperative society of Chuvashiya are allocated, comparison with a condition of consumers' cooperative society of the country as a whole is lead.

Key words: consumers' cooperative society, rural consumer societies, organizational construction, cooperative democracy, the share capital, auditing activity, integration of rural consumer societies, a professional training of cooperative workers.

ВЯЗОВА Ольга Георгиевна, родилась в 1970 г., окончила Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова (1993), канд. ист. наук, доцент кафедры археологии, этнографии и региональной истории Чувашского государственного университета. Автор 45 работ.

УДК 338.436:378(470.13) (09)

ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ И СИСТЕМА КООПЕРАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 гг.

А. К. Гагиева

Статья посвящена роли потребительской кооперации в системе кооперативного образования республики Коми в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Ключевые слова: потребительская кооперация, кооперативное образование, Великая

Отечественная война, Республика Коми.

Изучение государственной политики в области кооперации и кооперативного образования в 1941-1945 годах, несмотря на наличие солидной историографии, продолжает оставаться актуальным1. Это связано как с событиями шестидесятилетней давности, так и с общей проблематикой вопросов, связанных с местом и ролью кооперации в экономике страны советского периода. Для Республики Коми, данная тема приобретает особую актуальность по нескольким причинам. Во-первых, в современной историографии практически отсутствуют работы, характеризующие развитие кооперативной системы Республики Коми в заявленный промежуток времени. (Исключение, пожалуй, составляет коллективная монография, посвященная проблемам кооперации Коми АССР в XX веке под редакцией А.Н. Турубанова2). Во-вторых, кооперация изучаемого региона и ее образовательные учреждения имели ряд специфических черт, которые были связаны как с традиционными условиями хозяйство-

1 Гагиева А.К. Исторический опыт и проблемы кооперативного образования России в 20-90-е годы XX века (на материалах Республики Коми). Саратов, 2004. С. 4-26.

2 Потребительская кооперация Республики Коми.

Очерки истории. - Под общей редакцией доктора исторических наук АН.Турубанова. Сыктывкар, 2000 (далее -Потребительская кооперация Республики Коми).

вания населения республики до 1917 года, так и с теми производственно-экономическими отношениями, в которые была включена изучаемая территория в 30-40-е годы. Имеется в виду не только индустриализация, но и размещение здесь ГУЛАГа.

Основной целью данной работы является исследование развития кооперации, ее образовательных учреждений в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Для достижения цели были использованы как опубликованные, так и неопубликованные (архивные) источники. К последним следует отнести материалы Российского Государственного Архива Экономики, Национального Архива Республики Коми, а также документы, отложившиеся в текущем архиве Коми республиканского союза потребительских обществ. Большую помощь при подготовке данной статьи оказали материалы Музея потребительской кооперации3.

В исследуемый период изучаемая территория в административном отношении представляла Коми Автономную Советскую

3 Российский государственный архив экономики (далее - РГАЭ), Национальный архив Республики Коми (далее - НА РК), Текущий архив Коми Республиканского потребительского общества (далее - Текущий архив КРПО), Материалы Музея потребительской кооперации г. Сыктывкар (далее - Материалы Музея).

Социалистическую Республику (Коми АССР), входящую в состав Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. К 1941 году кооперативная система здесь была представлена, в основном, организациями потребительской кооперации, заготовительная и другие ее виды практически развиты не были4. Количество потребительских обществ в Коми АССР в годы войны составило 137 единиц (до войны

- 135). Численность работников на 1 января 1944 года составляла 2958, а на 1 января 1945 года - 3004 человека5.

С началом Великой Отечественной войны перед кооперацией страны и республики была поставлена задача снабжения продовольственными товарами населения страны. В 1941 году СНК СССР и ЦК ВКП (б) было принято постановление «О мерах по увеличению производства товаров широкого потребления и продовольствия из местного сырья». Получаемые от государства товарные ресурсы должны были пополняться кооперацией за счет развития ее собственного производства. Огромное значение в этот период приобрело изыскание источников их пополнения, поэтому за 1941-1945 гг. сеть производственных предприятий потребительской кооперации в стране была увеличена в 4,4 раза, а их продукция - в 6,3 раза6. В трудных условиях военного времени потребкооперация выполняла большую народнохозяйственную задачу по созданию новых отраслей, организации подсобных хозяйств и открытию производственных предприятий по выработке товаров широкого потребления.

Всего в 1943 году заготовителями и кооперацией было закуплено от населения и поставлено государству 1,9% от всех заготовок зерновых и 3,7% картофеля7. По системе кооперации страны в годы войны в среднем за год было собрано - 178 тыс. тонн картофеля, 83 тыс. тонн овощей, 1,5 млн. штук яиц и другой продукции. Например, в Коми АССР было собрано в 1941 году овощей -92, а в 1945 - 3725 тонн. Потребительская кооперация заготовляла яйца и осуществляла закупку хлеба для государства. В Республике Коми резко увеличились заготовки зерна -с 3970 тонн в 1941 году до 7740 тонн в 1945 году8.

4 Потребительская кооперация Республики Коми... С.

84-86.

5 Текущий архив КРПО, д. «Разные справки за 19531961 гг.», л. 101, об. 102.

6 Потребительская кооперация Республики Коми...С. 85.

7 История советского крестьянства. М., 1988. Т.3. С. 241.

8 Потребительская кооперация Республики Коми...С. 87.

Чтобы сохранить качество продукции и высвободить транспорт для перевозки других грузов на кооперативных предприятиях и в крестьянских печах проводилась сушка картофеля, моркови и лука. За 1944 год кооперативными организациями страны было выработано 17 тыс. тонн сушеных овощей и картофеля, или в 5 раз больше, чем в 1940 году. Заметно были увеличены заготовки дикорастущей продукции, особенно грибов, ягод, калины, лекарственных трав и растений. В 1943 году кооператоры страны заготовили 13 тыс. тонн сушеных грибов.

Кроме этого, на государственное снабжение через потребительскую кооперацию были приняты рабочие и служащие, проживавшие в деревне, но не связанные непосредственно с сельским хозяйством. Особое внимание уделялось снабжению детских учреждений, больниц и интернатов, инвалидов войны и семей военнослужащих, а в тыловых районах - эвакуированного населения. Снабжение остального сельского населения было поставлено в зависимость от увеличения ими производства и продажи государству сельскохозяйственных продуктов. С этой целью потребительская кооперация вела широкую встречную продажу промышленных товаров сдатчикам продукции сельского хозяйства и поощрительную продажу товаров передовым колхозникам- механиза -торам и животноводам. Были осуществлены мероприятия по перестройке сельской торговли, расширению производства товаров и заготовок. Этому же способствовало и развитие подсобных хозяйств. Незадолго до конца войны по стране насчитывалось около 20 тыс. таких подсобных хозяйств. В Коми АССР в 1944 году функционировало 120 подсобных хозяйств, где большое внимание уделялось откорму свиней. Кроме свиней, предприятия Коми потребкооперации содержали и крупный рогатый скот. Так, на 1 января 1944 года числилось 100 голов крупного рогатого скота, в том числе 39 коров и 136 лошадей, на 1 января 1945 года - 67 голов (из них 38 коров) и 114 лошадей9. Из отходов промышленности и местного сырья выпускались товары, необходимые населению и колхозам. Всего предприятиями кооперации было произведено 1,2 млн. пар валенок, 3,5 млн. пар чулок и носков, 2,9 тыс. тонн мыла и много других товаров10. Как и в довоенный

9 Текущий архив КРПО. д. «Разные справки за 19401945 гг.».

10 Титаев В.Н. Власть. Бедность. Кооперация. Саратов, 2003. С.119.

период, кооперация северных районов и Сибири принимала участие в общесоюзных заготовках пушнины. Кооперация являлась единственной организацией в стране, которая решала эту задачу. К сожалению, в годы войны резко сократились добыча и заготовка пушнины в связи с сокращением числа охотников.

Если в целом по системе потребительской кооперации страны число предприятий общественного питания в годы войны сократилось, то в Архангельской, Вологодской, Кировской и Коми АССР эта сеть несколько выросла. Это объясняется появлением здесь промышленных и лесозаготовительных предприятий, а также массовым притоком населения. На 1 января 1944 года количество столовых, чайных и буфетов превышало довоенный уровень в Кировской области на 57%, в Архангельской - на 37%, в Коми АССР увеличилось почти вдвое. В 1941 году здесь было 82 столовые с оборотом в 16544 тыс. рублей, а в 1945 году соответственно -164 и 17610 тыс. рублей11.

На потребительскую кооперацию Коми АССР в годы войны легло и обеспечение товарами первой необходимости заключенных ГУЛАГа и спецпереселенцев, которые прибывали в Коми АССР, Мордовскую АССР и другие республики. Еще 1 июля 1931 года СНК СССР принял постановление «Об устройстве спецпереселенцев», согласно которому Центросоюзу было предложено обеспечить завоз продовольствия и промышленных товаров во все места их расселения. К середине 30-х годов только в поселках Коми АССР трудилось несколько тысяч спецпереселенцев. Потребительской кооперацией здесь было открыто 25 лавок и 6 магазинов, которые снабжались по «остаточному принципу». Запасов продовольствия не создавали, а продукты, которые завозились, были очень низкого качества. В ассортимент входили: мука, сахар, крупа, редко растительное масло и макароны12. К сожалению, в исторической литературе еще не исследован вопрос, связанный с деятельностью потребительской кооперации в местах проживания спецпереселенцев и политических заключенных. Опубликованные документы, относящиеся к данному периоду, позволяют предположить, что отношение руководителей местных потребсоюзов к данному

11 Клементьев П.А. Развитие потребительской кооперации Коми АССР. Сыктывкар, 1965. С.15.

12 Игнатова Н.М. Горькие судьбы.//Покаяние. Мартиролог. Т.1. Сыктывкар, 1998. С. 240,257.

контингенту населения было «прохладным», а в иных случаях на данную категорию вообще не обращали никакого внимания. Так, в справке «О готовности торгующих организаций Коми АССР к приему спецпереселенцев», составленной в 1940 году и представленной секретарю обкома КПСС, отмечалось, что «со стороны Комипотребсоюза и Комилеспродторга проявляется явно безответственное отношение к обеспечению продовольствием участков, заселяемых спец-переселенцами. На сегодняшний день руководство Комипотребсоюза и Комилеспродторга не составило даже расчета потреб -ности продуктов, то есть, по существу, они точно не знают, какое количество продуктов им нужно завезти и на какие участки»13. И это было в тот момент, когда спецпереселен-цы уже поступили в республику. В результате, люди просто умирали от истощения.

Оккупация западных районов СССР и уменьшение фондов товаров для широкого рынка привели в первый период войны к резкому сокращению товарооборота. Война задержала развитие потребительской кооперации на длительный период, так как хозяйству страны был нанесен огромный ущерб. На оккупированной территории были разорены 17154 потребительские общества или 53% от общего числа кооперативов страны. Были полностью уничтожены 34486 предприятий и зданий, принадлежавших кооперации, и частично разрушены 24594 (44%) здания. Торговая сеть потребительской кооперации к 1943 году сократилась, по сравнению с довоенной, в 2,6 раза, а сумма ущерба составила - 6 млрд. руб.14

В годы Великой Отечественной войны работники потребкооперации вместе со всем советским народом внесли свой вклад в разгром фашистской Германии. Сотни работников ушли на фронт, многие были награждены орденами и медалями. По данным «Книги Памяти кооператоров - Героев Советского Союза и России» 136 работников системы были удостоены этого высокого звания15. Типичными примерами здесь могут являться подвиги кооператоров Коми АССР. В ноябре 1942 года по комсомольской путевке ушла на фронт 19-летняя бухгалтер Коми потребкооперации, уроженка села Гам Усть-Вымского района А. Исакова. Три года про-

13 НАРК ф. 605, оп. 4, д. 10, л. 6.

14 Титаев В.Н. Власть. Бедность. Кооперация. Саратов, 2003. С. 125.

15 Солдаты Отечества. Книга памяти кооператоров -

Героев Советского Союза и России. М., 2005.

служила она в зенитно-артиллерийском полку в Мурманске. В одну из белых ночей над их расположением был сброшен с самолетов немецкий парашютный десант. Один из десантников опустился недалеко от землянок, где жили девушки. Они и взяли его в плен. С 1943 по 1945 годы проходила службу в 320-м авиационном полку Л.Ф.Доронина, уроженка Усть-Вымского района. Работала на обслуживании самолетов, подвозила горючее на машинах, затем переквалифицировалась на санинструктора. После войны 34 года проработала продавцом Айкинского сельпо в д. Вомын16.

Принимал участие в защите Сталинграда и бывший председатель правления Коми респотребсоюза П.А. Клементьев. В боях под Ржевом был тяжело ранен Н. Н. Шарыгин (в 1954-1958 годах заместитель председателя правления Коми респотребсоюза), выпускник кооперативного техникума командир взвода В. Шахов форсировал реку Волхов, освобождал Новгород, участвовал в штурме Кенигсберга. На Волховском, Ленинградском и Первом Прибалтийском фронтах воевал В.В. Путинцев (после войны - начальник ОРСа Сысольского и Кажимского леспромхозов, УРСа «Комилеса»). На Калининском, Первом Белорусском и Первом Прибалтийском - Д.Е. Косолапов (после войны - начальник УРСа комбината «Печорлес», председатель правления Коми респотребсоюза). На Карельском и Третьем Украинском - П.Н. Котков (после войны - директор заготконторы, председатель правления Ухтинского райпотребсоюза, зам. председателя правления Коми респотребсоюза по производству и строительству). На Волховском, Четвертом Украинском и Дальневосточном - А. И. Пыстин (после войны

- зам. начальника УРСа «Комилес», первый заместитель председателя Коми респотребсоюза) . Принимал участие в боях на Нарвском плацдарме, в Восточной Пруссии, на Висле Н.С.Мурзанаев (с 1958 по 1986 год работал в системе потребкооперации экономистом, начальником производственного отдела, начальником отдела по торговле промышленными товарами). Освобождал от фашистов Болгарию, Венгрию и Чехословакию П.А. Кувардин (в 1946-1962 годы - председатель ОК профсоюза работников потребкооперации) и многие другие. Все они были награждены правительственными наградами17.

В годы войны продолжала развиваться система кооперативного образования. На изу-

16 Потребительская кооперация Республики Коми... С. 88.

17 Материалы Музея. дд.123-136.

чаемой территории оно было представлено лишь учреждениями среднего профессионального образования. Постановлением Центросоюза от 13 сентября 1943 года в г. Кирове, на базе кооперативной школы был открыт кооперативный техникум, а в 1946 году на востоке страны - Сретенский18. В Коми АССР функционировал Сыктывкарский кооперативный техникум, открытый в 1930 году.

Многие выпускники кооперативных техникумов страны внесли свой вклад в победу. Например, политрук Д.П. Абаляев -выпускник Тверского кооперативного техникума, М.В. Дякин - из Липецкого кооперативного техникума, И.Н. Зибров - из Астра -ханского кооперативного техникума, Н.С. Чуриков - из Саратовского кооперативного техникума и многие другие19. Погибли на фронтах Великой Отечественной войны выпускники Сыктывкарского кооперативного техникума: уроженец с. Корткерос старшина Н.И. Вишератин, зам. политрука 199 стрелкового батальона, уроженцы Сысольского района рядовой 86 отдельного лыжного батальона И. П. Пунегов и командир отделения сержант В. В. Морозов20.

Несмотря на трудности и лишения, система кооперативного образования в незанятых врагом районах продолжала работать. Кооперативные техникумы учили, воспитывали и образовывали молодое поколение. В архивах страны сохранились уникальные документы, показывающие работу таких образовательных учреждений. Рассмотрим ее на примере Сыктывкарского кооперативного техникума. В 1942 году, согласно директивному письму председателя оргбюро Коми потребсоюза, коллектив педагогов и учащихся был переведен в здание строительного тех-никума21. Здание отапливалось дровами, но до войны дрова привозили на машинах потребсоюза, которые теперь были мобилизованы для нужд фронта. Каждый учащийся должен был в течение зимы отработать с классным руководителем 10 дней в 17 км от города на заготовке леса для техникума. Занятия шли в две смены, не было читального и спортивного залов, специальных кабинетов и многого другого. После войны техникум вернулся в свое здание, но его материальная база оставляла желать лучшего. Имелось лишь четыре кабинета - физико-

18 РГАЭ ф.484, оп.19, д.1141.

19 Солдаты Отечества. Книга Памяти кооператоров -Героев Советского Союза и России. М.,2005.

20 Материалы Музея, оп. 1, д.204.

21 НА РК ф.1547,оп.1, д.34.

химический, кабинет бухгалтерского учета, планирования и товароведения, военный кабинет и кабинет, где работали директор, завуч, секретарь, заведующий курсами, бухгалтер и завхоз. Не хватало постельного белья для учащихся, учебных пособий, товарных образцов. В общежитии проживали 56 человек, остальные жили на частных квартирах22. Имелось лишь самое необходимое для проведения занятий, но особенно необходимы были военный кабинет для хранения оружия, аудитории, спортзал и лыжная база.

В учреждениях среднего профессионального кооперативного образования изменился и преподавательский состав, так как многие преподаватели ушли на фронт. В штате преподавателей Сыктывкарского кооперативного техникума из 17 человек в 1940-1948 годах было всего 10 преподавателей, из них 2 преподавателя специальных дисциплин и 8 - общеобразовательных. В годовых отчетах о работе техникума было отмечено, что «...преподавательский состав Сыктывкарского кооперативного техникума работает неплохо, но проявляет большую пассивность в организации и проведении учебно-методической работы техникума... Совершенно недостаточно в техникуме проводится политическая, культурно-массовая и военнофизкультурная работа»23. С 1945 по 1948 учебные годы в техникуме было прочитано только три лекции: «V глава краткого курса истории ВКП(б)», «О творческой деятельности Чернышевского» и «Об учении Коперника».

Центросоюз на протяжении всего изучаемого периода контролировал работу кооперативных техникумов, курсов и школ, но в годы войны этот контроль стал более жестким. Так, в 1942 году в Сыктывкарском кооперативном техникуме работала комиссия Центросоюза по проверке учебно-методической работы. Признав его деятельность в целом удовлетворительной, она сделала следующие выводы: «1. Обязать директора Михайлова укреплять учебную и трудовую дисциплину среди учащихся и преподавательского состава техникума с целью создания большевистского порядка в техникуме... 5. Обязать директора техникума Михайлова установить строгий контроль за соблюдением дежурства преподавателями в общежитии и за проведением консультаций. 6. По-настоящему развернуть борьбу с нарушителями учебной и трудовой дисциплины путем усиления политико-воспитательной работы

22 НА РК ф.1547,оп.1, д.34.

23 НА РК ф. 469, оп. 1, д. 667, л. 6, 7, 10, 11.

среди учащихся. Предупредить директора техникума, что если он не улучшит работу техникума, то в отношении его будут приняты самые строгие меры взыскания. Указать зам. директора Коми потребсоюза тов. Бабину на нетерпимость, в дальнейшем, к систематическому невыполнению плана подготовки кадров по Коми потребсоюзу»24. Такой же проверке техникум подвергался в 1943, 1944 и 1945 годах, то есть в течение всех военных лет. На каждого преподавателя составлялась характеристика, в которой указывались положительные и отрицательные стороны его педагогической деятельности. При нарушениях дисциплины или невыполнении учебного плана преподавателей отстраняли от работы.

Профиль подготовки специалистов в изучаемое время остался неизменным. Готовили плановиков, бухгалтеров и товароведов. Продолжало функционировать подготовительное отделение и курсы. Всего за годы войны было подготовлено более 800 бухгалтеров, 100 плановиков и 120 товароведов25. Это больше, чем в предыдущие годы, и связано с тем, что в военное время перед кооперацией были поставлены задачи, которые можно было решить, опираясь только на свои силы. Как показывают отчеты о работе Сыктывкарского, Вологодского, Архангельского и других кооперативных техникумов за 1940-1945 учебные годы, система кооперативного образования была относительно стабильна. Отсев составлял в разные годы от 10 до 14%26. Причины были самые различные: «...болезнь, не сдали вторично экзамены, исключены по неуспеваемости и за нарушение дисциплины, выезд родителей, тяжелое материальное положение, неявка в начале года на занятия». В национальных республиках лица коренной национальности составляли 76%, русские -20% и другие национальности - 4%. Большинство студентов были членами ВЛКСМ. Девушки составляли 80% из общего числа учащихся27.

Студенты стремились хорошо учиться. Во всех кооперативных техникумах в военные годы окрепло и развивалось соревнование между группами и учащимися за звание «Лучшая группа» и «Лучший учащийся». Учиться

24 Там же оп. 1, д. 444, л. 11.

25 Там же.

26 Подсчитано автором: НА РК ф. 469, оп.1, д. 444, л. 1-71; ф. 1547, оп. 1, дд. 10, 11, 12 и др.; РГАЭ ф. 484, оп.10, дд. 385, 482, 486.

27 НАРК ф. 1547, оп. 1, д. 10; ф. 469, оп. 1, д. 444, л.

1-71.

было очень трудно, так как, кроме учебы, студенты должны были работать на заготовке леса и в колхозе. Вот как вспоминала этот период бывший директор Сыктывкарского кооперативного техникума А.Н. Нечаева: «Мне особенно запечатлелась работа в техникуме в годы Великой Отечественной войны. Это были годы очень трудные и тяжелые. Карточная система, скудное питание, худенькая одежонка... Летние каникулы в период войны переносились на сентябрь месяц. А июль и август отводились на трудовые работы. Кроме заготовки дров мы должны были работать в колхозе и на сплаве. В колхозе убирали с поля лен, жали серпами овес и ячмень... Еще вспоминается работа на сплаве на Сыктывкарском лесозаводе. Здесь летом 1943 года с учащимися поднимали из воды баграми лес... Это была очень тяжелая работа и опасная... Часть учащихся поднимали лес из воды и складывали в штабеля... За выполнение нормы получали 200 грамм хлеба вдобавок к своей норме»28. За хорошую работу двум учащимся техникума было присвоено звание «Лучший сплавщик Коми АССР» с вручением грамоты Президиума Верховного Совета Коми АССР, 13 учащихся стали стахановцами и получили премии. Все стремились по мере сил внести свой вклад в борьбу с гитлеровскими захватчиками. Помимо работы на сплаве и в колхозах, учащиеся и преподаватели должны

были «собирать грибы и ягоды и сдавать в заготпункты не менее 40 килограммов ягод и 15 килограммов грибов»29.

Таким образом, в годы Великой Отечественной войны кооперация решала ряд общественно-политических задач: обеспечение населения продуктами питания, развитие старых и открытие новых отраслей производства, и так далее. Система кооперативного образования продолжала функционировать. Несмотря на то, что в Коми АССР кооперативный техникум не имел своей материально-технической базы, и обучение шло на площадях существующих учебных заведений, государственных и общественных организаций, проблема подготовки кадров для отрасли оставалась первостепенной и рассматривалась как приоритетная. Вместе с тем, работу по подготовке кадров следует оценивать не только с точки зрения кадрового вопроса в данный исторический период. Ее значение выходит за рамки полученных результатов. В кооперативном образовании с самого начала его формирования была заложена идея комплексного решения проблемы одновременной подготовки кадров массовых профессий, специалистов среднего звена и руководителей-организаторов, что, в конечном счете, дало возможность системе в дальнейшем проявить свою жизнеспособность и эффективность.

A.K. Gagieva. CONSUMER COOPERATION AND SYSTEM OF COOPERATION EDUCATION IN THE REPUBLIK OF KOMI IN THE GREAT PATRIOTIC VAR.

The aim of this report to show such problem as — the role of system consumer cooperation education of the Republic of Komi in the Great Patriotic Var and consumer cooperation contribution in the 1941—1945 years, ect.

Key words: consumer cooperation, cooperative education, Great Patriotic War, KOMY Republic.

ГАГИЕВА Анна Капитовна, родилась в 1957 г., окончила Сыктывкарский государственный университет (1980), доктор ист. наук, доцент, профессор Коми республиканской Академии государственной службы и управления. Автор 100 работ.

28 Материалы Музея д^5.

29 НАРК ф. 1547, оп. 1, д. 1; ф. 469, оп. 1, д. 444.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.