Научная статья на тему 'Формирование надпрофессиональной компетенции в негосударственном вузе'

Формирование надпрофессиональной компетенции в негосударственном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование надпрофессиональной компетенции в негосударственном вузе»

РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА

В. ДУДУКАЛОВ, доцент Волгоградский кооперативный институт Российского университета кооперации

В последнее время в ведущих научно-педагогических журналах развернута дискуссия, посвященная проблемам разработки новых стандартов высшего профессионального образования. Ведущая идея ФГОС — необходимость приобретения профессиональной и надпрофессиональной (общей) компетенции как результата освоения образовательной программы.

Что касается профессиональной компетенции, то она формируется в результате профессионального обучения и должна быть универсальной и в государственном, и в негосударственном вузе (ибо стандарт является государственным); что же касается надпрофессиональной (общей) компетенции, то при ее определении для выпускника негосударственного вуза нужно учитывать, на наш взгляд, весьма существенные особенности.

Совершенно очевидно, что надпрофес-сиональные компетенции не сводятся к умению пользоваться оргтехникой, владению иностранным языком, развитию коммуникативных способностей. Государство в аттестационных требованиях указывает на необходимость организации во всех вузах системы разностороннего воспитания, подтвержденного наличием воспитательных структур, планов, отчетов и т.д. Понятно, что такая воспитанность является компонентом надпрофессиональной (общей) компетенции выпускника государственного вуза. Однако уже сегодня ясно, что сочетание профессионального обучения и общего разностороннего воспитания в условиях государственного вуза не дает полноценного профессионального образования. Поэтому ряд государственных вузов уже присту-

Формирование надпрофессиональной компетенции в негосударственном вузе

пил к поиску моделей профессионального воспитания, обеспечивающих необходимую надпрофессиональную компетенцию выпускника.

Речь идет в первую очередь о военных, медицинских, вузах, учебных заведениях МВД, государственной службы и других. По большому счету, мы говорим о специалистах, деятельность которых требует определенного должного поведения, которое определяется именно профессиональным воспитанием.

Наука о должном поведении — деонтология — один из разделов этики. В основе деонтологии лежит принцип пользы, которую может принести человек при запрете или обязанности совершения каких-либо действий. Наиболее разработанными являются педагогическая, медицинская, некоторые другие деонтологии, рассматривающие должное профессиональное поведении работника медицинского учреждения, учителя общеобразовательной школы, военнослужащего, сотрудника органов внутренних дел, журналиста, государственного служащего. То есть речь идет о лицах, поведение которых регламентируется определенными моральными нормами, изложенными в должностной инструкции, кодексах, уставах и т.д. Такие нормы необходимо включать в перечень надпрофессиональных компетенций для ряда государственных вузов.

Требования к профессиональному воспитанию выпускника многократно возрастают в условиях негосударственных учебных заведений. Тому есть ряд причин, обусловленных особенностями целеполагания в воспитании. Прежде всего следует иметь в виду, что негосударственный вуз, представ-

Редакционная почта

149

ляющии интересы совершенно определенного сегмента общества, должен наИти свою уникальную модель профессионального воспитания, которую нужно реализовывать для получения специфической надпрофес-сиональной компетенции.

Приведем пример создания модели должного профессионального поведения в условиях негосударственного экономического вуза, готовящего специалистов в области кооперативных отношений.

Мы исходим из того, что особенностями работы в условиях кооперативной организации является соединение двух составляющих. С одной стороны, все кооперативные организации занимаются коммерческой деятельностью, а с другой — полученные в результате такой деятельности средства должны использоваться не для личного обогащения, а для удовлетворения различных потребностей пайщиков, то есть предполагается наличие соответствующего профессионального поведения. В результате формируется своего рода кооперативная деонтология как наука о должном поведении участника кооперативного движения. Очевидно, что в данном случае речь идет о соединении профессионализма, дающего возможность успешно работать в условиях рыночной экономики, и нравственности, диктующей человеку исполнять свой гражданский долг.

На наш взгляд, для описания этого личностного качества подходит категория «соборность» в интерпретации русского мыслителя С.Н. Трубецкого — как совпадение религиозного, нравственного и социального начал, противостоящее как буржуазному индивидуализму, так и социалистическому коллективизму [1].

В нашем вузе создана модель должного профессионального поведения участника

кооперативного движения; ее реализация в воспитательном процессе включает в себя следующие этапы. Первый направлен на получение знаний о традициях взаимной поддержки и взаимной помощи, для чего в учебный план введен спецкурс «Основы взаимной помощи», имеющий междисциплинарный характер и обеспечивающий когнитивный компонент реализации модели. Второй этап заключается в эмоциональной оценке студентами полученных на первом этапе знаний (в рамках традиционных воспитательных структур), а также в организации общественного соуправления на принципах соборности. Третий этап предполагает наделение полученных знаний личностным смыслом. Учебный материал осваивается с позиции заложенных в нем мировоззренческих идей с последующим обсуждением глобальных проблем человечества в терминах соборности. На четвертом этапе реализации модели профессионального воспитания максимально используются возможности производственных практик, в частности студенты занимаются привлечением в кооперативное движение новых участников.

При разработке моделей надпрофесси-ональной (общей) компетенции в негосударственном вузе необходимо постоянно соизмерять воспитательные цели государства с целями, выдвигаемыми профессиональным сообществом. При их непротиворечивости возможно создание уникальных моделей должного профессионального поведения выпускника негосударственного вуза в интересах всего российского общества.

Литература

1. Трубецкой С.Н. Сочинения. - М., 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.