Научная статья на тему 'Формирование профессиональных и надпрофессиональных компетенций студентов вуза кооперации'

Формирование профессиональных и надпрофессиональных компетенций студентов вуза кооперации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных и надпрофессиональных компетенций студентов вуза кооперации»

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И НЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА

КООПЕРАЦИИ

ДУДУКАЛОВ В.В.

При всей неоднозначности происходящих сегодня в области образовательной деятельности изменений, стоит указать серьезные подвижки в отечественном образовании, направленные на его оптимизацию. К таким позитивным изменениям, прежде всего, стоит отнести внедрение идеи о получении выпускниками вузов так называемых профессиональных компетенций. При выявлении всего комплекса компетенций следует помнить, что согласно закону «Об образовании», образование имеет две составляющие: воспитание и обучение. Содержание профессионального обучения отражено в Государственных образовательных стандартах уже сегодня, содержание же профессионального воспитания действующими стандартами пока не регламентируется. Отсюда можно сделать вывод, что каждое учебное заведение высшего профессионального образования имеет обязанность и право на разработку собственной модели профессионального воспитания, поскольку государство в аттестационных требованиях указывает лишь на необходимость общего разностороннего воспитания. Такая воспитанность является, с нашей точки зрения, основным компонентом надпрофессиональной (общей) компетенции выпускника.

Профессиональное воспитание в педагогике трактуется в тесной связи с профессиональным обучением как воспитание средствами приобщения к профессии, формирования основ профессиональной культуры и в совокупности с ним составляет профессиональное образование. Истоки профессионального воспитания - это требования, предъявляемые к специалисту обществом. Они сводятся к той пользе, которую может принести обществу специалист в определенной профессии помимо результата, предусмотренного профессиональным обучением.

Позволим в качестве примера привести получение профессиональных компетенций выпускниками вуза кооперации, готовящего специалистов в области кооперативных отношений. Известно, что последние годы российской истории характеризуются укреплением государственной власти, ростом авторитета государства на мировой арене, усилением его влияния во внутриполитической и внутриэкономической жизни. Эти тенденции вполне объяснимы и приветствуются в обществе, так как они смогли обеспечить выход из тяжелого экономического и политического кризиса 90-х, однако, они имеют и свою негативную сторону. Речь идет, прежде всего, о стремлении к регламентации различных сторон жизни общества, в том числе хозяйственной, о росте иждивенческих настроений со стороны некоторых категорий граждан, что вряд ли может позитивно отразиться на рыночной экономике, и привести к существенному росту благосостояния россиян. Государство может обеспечить гражданину определенный прожиточный минимум, но не более того. В вопросе же подъема уровня благосостояния, россиянам, очевидно, придется рассчитывать только на самих себя, принимая более активное участие в хозяйственной деятельности. Сделать это, однако, не так-то просто учитывая то, что государство, крупный и средний бизнес все больше и больше вытесняют мелкий, так и не успевший укрепиться в России. Поэтому, наиболее оптимальной, с точки зрения участия граждан в хозяйственной деятельности, является кооперация - одна из наиболее древних и устойчивых хозяйственных форм, основанная на институте взаимной помощи. На кооперативной идее строится и реализация национального проекта «Развитие АПК».

Мы исходим из того, что особенностями работы в условиях кооперативной организации является соединение двух составляющих. С одной стороны все кооперативные организации занимаются коммерческой деятельностью, а с другой - полученные в результате такой деятельности средства должны использоваться не для личного обогащения, а для удовлетворения различных потребностей пайщиков, то есть предполагается наличие должного профессионального поведения. В результате, была постулирована кооперативная деонтология, как наука о должном поведении участника кооперативного движения. Очевидно, что в этом случае речь идет о соединении в одном человеке профессионализма, позволяющего успешно работать в условиях рыночной экономики и нравственности, позволяющей выполнить гражданский долг перед людьми.

Постановка вопроса о воспитании участника кооперативного движения имеет исторические корни и восходит к работам классиков утопического социализма Т. Мора и Р. Оуэна. Основой теоретических воззрений на воспитание кооператора может служить кооперативная концепция Э. Нила и Т. Хьюза. Сущность профессионального воспитания студента вуза кооперации, как участника кооперативного движения, состоит в воспитании соборности - качества, выражающегося в единении духовного и материального начал личности, развившегося на основе совместной социальной жизни людей, сформированного на основе российских социальных традиций, в процессе мировоззренческой социализации. Анализируя известные нам качества личности, мы обнаруживаем, что о единении духовных и материальных начал личности говорится в исследовании, проведенном ректором Санкт-Петербургского университета С.Н. Трубецким. Он и назвал данное качество - «соборность». С.Н. Трубецкой интерпретирует соборность как совпадение религиозного, нравственного и социального начал личности, противостоящее как индивидуализму, так и социалистическому коллективизму. Говоря о

конкретном организме, С.Н. Трубецкой указывает, что «все конкретные части и органы координированы и в значительной степени подчинены контролю центральных органов. Все элементарные жизни, элементарные сознания впадают в одну общую жизнь и сознание в одну общую индивидуальность.... Рассеянное, раздробленное единичное сознание предшествует в природе сознанию собранному, сосредоточенному, неделимому». С.Н. Трубецкой пишет о том, что общее согласие или единогласие человек непосредственно усматривает в своем сборном сознании. Этот внутренний собор, «который я держу внутри себя со всеми», оказывается предпосылкой собора внешнего, осуществляемого во внешнем собрании, внешнем общении с другими людьми.

Возвращаясь к данному нами определению о сущности профессионального воспитания, необходимо сказать, что под мировоззренческой социализацией мы понимаем процесс становления мировоззрения личности под влиянием совокупности взаимодействий человека и окружающего мира в целом. Мировоззренческую социализацию определяют в первую очередь мега и макрофакторы социализации, такие, как мир, космос, страна, религия.

Критериями профессиональной воспитанности студентов вуза кооперации как участников кооперативного движения, являются: развитие индивидуальности (осознание собственного образа «я» в единстве со множеством других людей); сформированность идентичности своего поведения с профессиональным поведением участников кооперативного движения. Духовность рассматривается нами как отношение человека к самому себе, другим людям, к миру. Материальность, в нашем понимании, базируется на удовлетворении основных потребностей человека, как биологического существа, таких, как потребность в пище, жилье, одежде.

Модель профессионального воспитания студентов вуза кооперации, как участников кооперативного движения, с нашей точки зрения, включает в себя четыре этапа: информационный, эмоционально-оценочный, личностно-смысловой и поведенческий.

Информационный этап модели профессионального воспитания студентов вуза кооперации, как участников кооперативного движения заключается в предоставлении максимально достоверной и полной информации о мировых и российских социальных традициях взаимной помощи, для представления которой необходимо внедрение в учебный процесс специального курса, содержащего полноценную информацию о мировых и российских социальных традициях. Основная цель курса «Основы взаимной помощи» заключается в том, чтобы научить студента вуза кооперации выявлять российские социальные традиции взаимной помощи в жизни сегодняшней российской деревни и на этой основе возрождать кооперативное движение в стране.

Ценностно-ориентировочный этап модели профессионального воспитания студентов вуза кооперации, как участников кооперативного движения, заключается в максимальном использовании традиционных воспитательных структур в эмоциональной оценке жизни, быта, праздников российской деревни, как ведущего направления культурно-массовой работы в вузе кооперации. Важнейшем элементом эмоционально-оценочного этапа модели профессионального воспитания студентов вуза кооперации, как участников кооперативного движения, является организация общественного соуправления на принципах соборности. Разностороннее общее воспитание в вузе должно быть подчинено цели профессионального воспитания студентов вуза кооперации как участников кооперативного движения.

В основе эмоционально-оценочного этапа профессионального воспитания студентов вуза кооперации, как участника кооперативного движения, лежит мировоззренческая социализация.

Содержание личностно - смыслового этапа воспитания студентов вуза кооперации, как участников кооперативного движения, заключается в рассмотрении мировоззренческих идей и глобальных проблем с позиций соборности.

Методика воспитания студентов вуза кооперации, как участников кооперативного движения, в процессе мировоззренческой социализации основана, по нашему мнению, на следующей системе ситуаций: «организация педагогических ситуаций мировоззренческой социализации» - создание условий для профессионального воспитания; «структурирование педагогических ситуаций мировоззренческой социализации» - создание условий для позитивной мировоззренческой социализации; «упорядочение педагогических ситуаций мировоззренческой социализации с позиций соборности» - собственно профессиональное воспитание студентов вуза кооперации.

Поведенческий этап модели профессионального воспитания студентов вуза кооперации, как участников кооперативного движения заключается в максимальном использовании производственных практик, с целью обучения студентов вуза кооперации работе по привлечению новых участников в кооперативное движение.

В основе практической работы по привлечению в кооперативное движение новых участников лежит специальный курс «Педагогика соборности» изучение, которого на выпускном курсе вуза кооперации позволит: обеспечить овладение студентами вуза кооперации системой знаний по воспитанию соборности у специалистов кооперации, потенциальных участников кооперативного движения, школьников общеобразовательных школ; сформировать научные взгляды у студентов вуза кооперации на вопросы воспитания потенциальных участников кооперативного движения в процессе мировоззренческой социализации на основе российских социальных традиций; развивать познавательный интерес у студентов вуза кооперации к современным про-

блемам воспитания на основе российских социальных традиций в процессе мировоззренческой социализации.

Возможным результатом всей деятельности по реализации поведенческого этапа модели профессионального воспитания студентов вуза кооперации, как участников кооперативного движения, является создание ими после окончания вуза или участие в деятельности уже существующей кооперативной организации.

Важнейшим педагогическим условием профессионального воспитания студента вуза кооперации, как участника кооперативного движения, является работа по подготовке преподавателя вуза кооперации к такой работе.

В основе подготовки преподавателя вуза кооперации к профессиональному воспитанию студентов вуза кооперации, как участников кооперативного движения, лежит система мероприятий, включающая в себя обучение в вузе кооперации, обучение по программе дополнительной к высшему квалификации «Преподаватель», «Преподаватель высшей школы», включающей в себя специальный курс «Воспитание соборности в процессе мировоззренческой социализации», практическую работу по привлечению новых участников в кооперативное движение, участие в работе научно-теоретических и научно-практических конференций, подготовка и защита диссертаций по вопросам кооперативного строительства, консультационная деятельность и выполнение работ по заявкам кооперативных организаций.

Главным содержанием подготовки преподавателя вуза кооперации к профессиональному воспитанию студентов вуза кооперации, как участников кооперативного движения, является обучение преподавателя методике формирования у студента вуза кооперации современного научного мировоззрения, а так же методике организации, структурирования и упорядочения ситуаций мировоззренческой социализации с позиций соборности.

Результатом работы по профессиональному воспитанию студентов вуза кооперации, как участников кооперативного движения, станет получение ими компетенции участника кооперативного движения, хотя, очевидно, что в том случае, когда речь идет о профессиях, имеющих деонтологическую составляющую, правильнее говорить о профессионально - надпрофессиональных компетенциях. Это в свою очередь даст возможность более активного внедрения кооперативной идеологии в хозяйственную практику и даст мощный стимул дальнейшему развитию кооперации, укрепит смысложизненные ориентации студентов вуза кооперации, будет способствовать стабилизации всей социально - экономической обстановки в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.