Научная статья на тему 'Основные методологические принципы исследования кооперативного образования в России в ХХ в'

Основные методологические принципы исследования кооперативного образования в России в ХХ в Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / ПРИНЦИПЫ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД / МЕТОДЫ / КООПЕРАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / METHODOLOGY / PRINCIPLES / SOCIALIZATION / CIVILIZATIONAL APPROACH / METHODS / COOPERATIVE FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ешкилева Татьяна Васильевна, Гагиева Анна Капитоновна

В статье рассмотрены основные методологические принципы исследования кооперативного образования в России в ХХ веке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BASIC METHODOLOGICAL PRINCIPLES OF RESEARCH OF COOPERATIVE FORMATION IN RUSSIA IN THE XX-TH CENTURY

In article the basic methodological principles of research of cooperative formation in Russiain the XX-th century are considered.

Текст научной работы на тему «Основные методологические принципы исследования кооперативного образования в России в ХХ в»

УДК 334.73.01

ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КООПЕРАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В ХХ в.

Т.В. Ешкилева, А.К. Гагиева

В статье рассмотрены основные методологические принципы исследования кооперативного образования в России в ХХ веке.

Ключевые слова: методология, принципы, социализация, цивилизационный подход, методы, кооперативное образование.

Цель настоящей работы: рассмотреть основные методологические принципы исследования кооперативного образования в России в ХХ веке. В настоящее время этот вопрос не получил широкого освещения ни в исторической, ни в философской, ни в социологической литературах. Для его решения были использованы взаимосвязанные «работающие в единстве» принципы научного познания -объективности, историзма, детерминизма и системности, цивилизационного и формационного подходов, реализация которых осуществлялась в рамках ряда общенаучных и социальных методов исторического исследования. В соответствии с принципом научной объективности рассматривалась вся оказавшаяся в поле зрения автора совокупность информации о кооперативном образовании с целью создания возможно более полного представления о предмете исследования.

Авторы стремились к всестороннему изучению и правдивому изложению явлений и факторов действительности, исключающему идеологическую и любую пристрастность в их интерпретации и оценках. Вместе с тем стремление к получению объективно'-научных знаний и соответствующему раскрытию темы вполне «уживалось» с выражением собственных позиций авторов по целому ряду дискуссионных вопросов проводимого ими исследования.

Основополагающим являлся и принцип историзма, предполагавший (применительно к данной работе) изучение кооперативного образования не как изолированного процесса, а как составной части общественнополитической страны в целом. Этот же принцип обязывал авторов рассматривать исторические явления в развитии, на этапах становления и с учетом последующих изменений, выходя в случае необходимости за пределы хронологических рамок исследования. При этом принцип историзма способствовал и объективному освещению образовательной деятельности как неотъемлемой части всего

процесса социального и культурного развития национальных регионов с учетом экономических и политических реалий, а также менталитета населения.

Принципы детерминизма и системности способствовали раскрытию обусловленности и объективной оценке кооперативного образования (через обобщение и оценку фактов, а также статистических данных социального и культурного развития страны), предоставили авторам возможность точной классификации форм и методов системы кооперативного образования, позволили вскрыть внутренние закономерности развития отдельных сторон этой системы в регионах России. Так, система подготовки кадров для кооперативного образования и образовательная деятельность кооперации рассматривалась авторами как элемент советской системы образования в целом.

По мере необходимости решения тех или иных задач авторы использовали совокупность различных методов исследования как общенаучных (логический, статистический и метод классификации), так и специально-исторических (проблемно-хронологический, сравнительно-исторический). Общенаучные методы позволили авторам выделить ключевые моменты в процессе становления кооперативного образования, выстроить их в определенный причинно-следственный ряд, выявить и использовать источники в соответствии с авторской концепцией. Кроме того, они позволили на основе изученных количественных данных прийти к выводу о происходивших в исследуемый период качественных изменениях в кооперативном образовании и значительно конкретизировать картину различных форм просветительной и воспитательной деятельности кооперации. Для того чтобы выявить общий исторический фон, на котором происходили изучаемые нами события, отразить наиболее значимые направления государственной политики в

области образования в целом, а также проследить эволюцию кооперативного образования, его содержание и формы, необходимо использовать проблемно-хронологический метод исследования.

Применение сравнительно -историче -ского метода способствовало выявлению региональных и локальных особенностей кооперативного образования в национальных регионах России, причем в контексте непрерывно меняющейся социально-экономической и политической ситуации в стране в целом. Кроме того, благодаря этому методу осуществлялось постоянное сопоставление теоретических основ и политических установок правящей партии в области образования.

В целом же совокупное применение указанных методов сделало возможным определить с более полной научной достоверностью место кооперативного образования в стране и в регионах, а также роль кооперативного просвещения в развитии кооперативного движения и духовной жизни населения.

Авторы использовали в работе возможности формационного подхода к анализу явлений и событий культурной жизни, что позволило уяснить реальную обстановку в регионах, позицию, занимаемую кооперацией в отношении проводимой государством образовательной политики. Вместе с тем, не отвергая достижений и возможностей формационного подхода, авторы посчитали необходимым использовать и возможности утверждающихся в отечественной исторической науке новых методологических подходов, в том числе цивилизационного, в основе которого лежит новая парадигма характера и ступеней развития человеческого общества, отражающая качественные изменения в его состоянии со второй половины XX века. Авторы считают, что соответствующие данной парадигме современные методологические подходы и принципы исследования получили наиболее глубокую разработку и четкую формулировку в известном учебном пособии «История России: проблемы цивилизационного развития» [1].

Отметим, что новая исследовательская концепция может и должна дополнять прежнюю, которая достаточно верно отражала состояние индустриально-рыночного хозяйства России в XX веке. Определяющую роль в этой концепции играли производственноэкономические факторы и определенный уровень соответствия производительных сил производственным отношениям. В условиях, когда все отчетливее проявляется зависимость достижения экономического роста от

использования не только трех классических факторов производства, труда, земли и капитала, но и множества политических, социальных, социокультурных факторов и мотивов в деятельности людей, концепция «цивилизационного подхода» привносит в методологию исследования ряд качественно новых моментов, которые нашли отражение в данной работе.

Первый из них сформулирован в исход -ном положении авторов вышеназванного труда и гласит: «Если формационная теория абсолютизирует линейное (от формации к формации) развитие и экономическую составляющую истории, то цивилизационный подход предполагает многовариантность и цикличность исторического процесса» [2].Таким образом, этот современный подход вносит существенные изменения, прежде всего, в один из обозначенных выше основополагающих методологических принципов -принцип детерминизма. Некоторые процессы и явления кооперативного образования в рассматриваемый нами период просто не поддаются объяснению с позиций «чистого» детерминизма, то есть учения об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности исторических процессов и явлений (например, включение кооперации в образовательную деятельность государства в 1935 году, «взрыв» кооперативного образования в национальных регионах РСФСР после 1935 года, а также «провалы» в работе целых кооперативных союзов во многом были обусловлены не объективными факторами, а «приступами» политического недоверия к кооперации со стороны некоторых партийных органов).

Второй момент, привносимый в данное исследование «цивилизационным подходом», отражает обоснованную в рамках концепции этическую идею верховной, абсолютной ценности личности, что предопределяет стремление к всестороннему развитию способностей человека, превращению свободного времени в главное богатство общества. Этот подход не отрицает определяющей роли производственно-экономических факторов в удовлетворении потребностей людей, а предполагает такой уровень их развития, который позволяет сделать доминирующей роль социокультурных факторов в этом процессе. В исследовании авторы следовали этим требованиям и поставили в центр исторического анализа заявленной им социокультурной проблемы человека с его интересами и ментальностью.

Цивилизационный подход рассматривает образование как процесс и результат усвоения знаний, как систему и как необходимое условие для подготовки человека к жизни. Взаимосвязь и взаимозависимость проблем общества и проблем образования проявляются одновременно и как причина и как следствие одно относительно другого. Диалектика свойств педагогического процесса не всегда замечаема и остается зачастую неучтенной. Структурирование педагогической теории, исходя из принципов детерминизма и системности, позволяет совершенствовать педагогические знания в единстве с методом.

Образование доперестроечного периода выглядело завершенным, достигнув крайности по траектории «естественность -оформленность». Оно возвеличило методику, направляя на образовательную практику формализующие предписания, которые, будучи внешними, порождали либо естественное сопротивление, либо пассивность и безразличие, либо инертную исполнительность. В условиях переоценки социальных ценностей, лежащих в основе законов образования, в научной литературе был выработан методологический подход, который сделал логику и диалектику науки соизмеримыми с практикой сегодняшнего дня. В результате базовые критериальные подходы к системе образования определялись как сфера духовного обслуживания населения, как оптимальное средство его образования.

Исследуемая тема не ставила задачей рассмотрение всего комплекса проблем образования и кооперации в стране. Однако диалектический характер взаимосвязи и взаимодействия двух категорий: «кооперации» и «образования» - несомненны.

Определяющая роль кооперации в этом процессе не означает отсутствия в нем активной «обратной связи». Скорее, наоборот, кооперативное образование рассматривается как часть всей системы образования, имеющей свои специфические черты. Признавая принципы историзма и системности, авторы исследуют понятие «кооперация» и «образование» с целью дать исходное понятие «кооперативное образование», которое в настоящее время еще не сложилось, так как для современного этапа исторических исследований характерно отставание в разработке теории. Новый подход, безусловно, отвечает задачам исследования социальноориентированных систем, к числу которых, несомненно, относится и кооперация, сочетающая в себе финансово-хозяйственную

деятельность с выполнением социально-культурной миссии, включающей и кооперативное образование. Авторы солидарны с исследователями, которые утверждают, что «кооперация - это форма труда, хозяйственное предприятие, общественное движение. Она возникает на этапе складывания единого внутреннего и мирового рынка в результате усиления процесса разделения труда в новое время, в условиях элементарных демократических свобод, работает в системе развитого денежного обращения, ориентирована не только на удовлетворение собственных нужд, но и на рынок, оформлена организационно, официально зарегистрирована, функционирует на основе выработанных принципов, вооружена кооперативной теорией; проявляет в своей работе устойчивость» [3].

Преимуществом «цивилизационного подхода» является и признание новых моментов в исследовании кооперативного образования, исходя из выше обозначенного определения кооперации. В первую очередь, это признание в качестве приоритета «кооперативного воспитания» на основе кооперативной идеологии и кооперативной философии. Являясь с одной стороны частью общей системы образования страны, кооперативное образование в исследуемый период также решало задачи обучения, образования и просвещения, но с другой стороны сохранило кооперативную идею, которая основывалась на признании приоритета человеческой личности.

Кооперативное образование является международным стандартом, принятым Международным Кооперативным Альянсом (МКА). Вопросы его развития находились в поле внимания МКА с момента его создания. При этом альянс в области образования исходил из признания того, что «проблема вовлечения молодежи в кооперативную деятельность в наши дни приобретает перво -степенное значение». «К сожалению, - как указано далее в документах, - юноши и девушки не спешат занять свое место в кооперативном сообществе». Именно поэтому в 1995 году, объявленном Организацией Объединенных Наций Международным годом молодежи, было опубликовано «Послание к молодежи МКА». В этом документе МКА, часто именуемый «Кооперативным Интернационалом», приложил все усилия, чтобы представить молодым кооперацию «как эффективный инструмент, которым они могут воспользоваться в трудную минуту утраты грез и иллюзий» [4]. Он предложил следую-

щие пути приобщения молодежи к кооперативному движению: выявление в среде предрасположенности к кооперативной деятельности; создание условий формирования навыков кооперативной работы среди обучающихся; решение вопросов реализации профессиональной подготовки в системе кооперативного образования и так далее.

При исследовании проблем кооперативного образования необходимо обратиться и к зарубежному опыту его развития. Следует подчеркнуть, что международное сообщество уделяет значительное внимание проблемам образования. Этому вопросу посвящены отчеты комиссии ЮНЕСКО по разработке вопросов образования и обучения в XXI веке, материалы Международного конгресса ЮНЕСКО «Образование и информатика, политика в области образования и новые информационные технологии», Модельный Закон «Об образовании взрослых», принятый на заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ и другие [5].

По мнению зарубежных исследователей, современные подходы к кооперативному образованию должны базироваться на четырех основополагающих принципах [6].

Первый из них заключается в том, что необходимо научиться познавать окружающий мир, сочетая общую культуру с возможностью глубинной работы в ограниченном числе дисциплин. Это означает также умение в полной мере использовать возможности, которые предоставляются системой непрерывного образования.

Второй принцип - научиться «делать» так, чтобы приобрести не только профессиональную квалификацию, но и в более широком смысле компетентность, дающую возможность ориентироваться в различных ситуациях и работать в определенной группе лиц, в рамках различных социальных и производственных условий. Научиться «делать», то есть научиться работать, опираясь при этом на квалификацию и компетентность,

- важный стимул образования и одну из его главных целей.

Третий принцип - научиться существовать вместе, развивать знания о других, их истории, традициях и образе мышления. Исходя из этого, необходимо выработать новые подходы к образованию, которые благодаря осознанию растущей взаимозависимости могли бы привести к совместному анализу рисков и запросов, ожидающих общество в будущем, осуществлению совместных проектов и готовности решать

неизбежные конфликты на пути «разума и согласия».

Четвертый принцип - научиться жить для того, чтобы способствовать расцвету собственной личности, быть в состоянии действовать, проявляя независимость, самостоятельность суждений и личную ответственность. Для этого в области образования не следует пренебрегать ни одной потенциальной возможностью каждой личности: памятью, способностью к самоанализу, эстетическим чувствам, физическими возможностями и способностями к коммуникации.

Эти же принципы стали основой Модельного Закона для взрослых, который закрепляет:

- признание права на образование в любом возрасте как одного из важнейших фундаментальных прав человека;

- ориентацию на общечеловеческие ценности и идеалы гуманизма;

- содействие гуманизации интересов личности, социальной общности и общества в целом;

- обеспечение доступности образования, понимаемой как реальная возможность получить надлежащую подготовку до начала трудовой деятельности и преемственно продолжить учебу в зрелом возрасте;

- обеспечение автономности образовательных учреждений, невмешательство органов центральной и местной власти в работу образовательных учреждений, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

- взаимодействие и партнерство государственных органов, неправительственных и общественных организаций в данных сферах;

- государственная поддержка общественной инициативы;

- гласность в вопросах разработки, принятия и реализации решений, затрагивающих интересы взрослого населения в области образования;

- учет специфики образовательных потребностей различных категорий взрослого населения;

- государственная поддержка образовательных учреждений и взрослых учащихся;

- содействие в получении и продолжении образования лицам, нуждающимся в особой социальной защите;

- учет мирового опыта и рекомендательных документов международных организаций.

При анализе международных основ

образования особое внимание уделяется вопросам непрерывности процесса образования и политике в области обучения взрос -лых. В современных условиях эти вопросы приобретают первостепенное значение не только для обучения молодежи в кооперативных ВУЗах, техникумах и колледжах, но и для профессиональной переподготовки тех, кто уже работает в организациях потреб -кооперации. Они получили образование в то время, когда в образовательных программах практически отсутствовали дисциплины, связанные с рыночной экономикой, современными методами управления и новыми информационными технологиями. Изучение опыта организации образования за рубежом приводит к выводу о необходимости сообщать знания о кооперации на ранних стадиях обучения молодежи непосредственно в общеобразовательных школах, через введение в школьные курсы факультативов по истории развития кооперации.

Международная политика в области образования исходит из того, что, во-первых, молодежь сама должна сформировать собственные интересы и обеспечить им поддержку; во-вторых, национальные правительства должны поддержать позитивные устремления молодежи, расширять ее деятельность, создавать условия для активного участия в жизни общества. При этом главной целью является создание необходимых социальных условий для развития молодых людей посредством поддержки инновационной деятельности, социальной защиты незащищенной части молодежи, стимулирование творческой активности, навыков и стимулов к саморазвитию. Ключевыми позициями при этом являются: занятость, образование, здравоохранение и другие проблемы [7].

Исходя из этого, любое образование, в том числе кооперативное, может рассматриваться только как совокупность целей, направлений и реализаций. В конкретных условиях может отдаваться определенное преимущество в решении определенных вопросов образовательной деятельности, но в любом случае - это комплекс, совокупность, всесторонность реализации образовательной деятельности. В основе образования лежит воспитание. Не случайно в ноябре 1991 года и в апреле 2000 года Госкомитет по делам молодежи ликвидировался как самостоятельное подразделение, а его функции передались Министерству образования. Таким образом, за образованием признавался приоритет в воспитании подрастающего

поколения. Это признано и опытом зарубежных стран. В Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры ЮНЕСКО существовал как отдельный департамент.

Критически подходя к оценке исторического опыта развития страны, анализируя причины, которые привели к необходимости поиска радикальных шагов по изменению всех элементов функционирования общества, можно прийти к выводу, что одним из самых негативных факторов была жесткая, излишне централизованная система управления, в значительной мере бюрократизированная и неспособная к изменениям. Система не требовала инициативы, творчества, заинтересованности. Такое положение дел зачастую усугублялось игнорированием местных особенностей территорий, ведь административно-командная система, провозглашая установку на «выравнивание» социально -территориальных различий, не нуждалась в исследовании территориальных интересов, что вело к растущему несоответствию между реальной обстановкой и принимаемым решением. Все это в полной мере относилось и к вопросам образования [8].

Выход из ситуации был найден в признании необходимости разработки становления и развития отраслевых образовательных систем. И это не случайно. Ведь история человеческого общества всегда развивалась в конкретных проявлениях, [9] и все социальные процессы протекали не в некой абстрактной макросистеме, именуемой страной, а на уровне конкретных территориальных систем [10]. Все это имело прямое и действенное выражение в кооперативном образовании.

Кооперация - основное звено в сложной системе проведения целостной политики в отношении отраслевого образования, поэтому необходимо с учетом обязательного предварительного изучения положения дел в кооперации определить основные проблемы, которые и станут приоритетами кооперативного образования. На основе этих приоритетов и должны реализовываться в дальнейшем программы кооперативного образования.

Цель кооперативного образования - помочь кооперации ориентироваться в постоянно меняющемся и усложняющемся обществе, обеспечить условия для самостоятельного выбора имеющихся и создания новых возможностей для собственного роста, нейтрализации негативных и использование позитивных

особенностей развития и жизненного самоопределения кооперации.

На основе проведенного исследования отметим преимущества кооперативного образования. Одним из них является высокая эффективность, так как присутствует ориентация на конкретно-особенные условия развития кооперации. На уровне системы местные кооперативные органы, призванные работать с кооперативными образовательными учреждениями, вступают в непосредственный контакт с низовыми потребительскими обществами, ради которых и работает весь комплекс под названием «кооперативное образование». Эффективность достигается тем, что есть возможность контролировать и корректировать весь процесс функционирования кооперативного образования в регионах, который представляет собой взаимосвязанные вопросы как разработки, так и реализации. Преимуществом является и то, что кооперативное образование достаточно конкретно. Строго определены его сроки. Это упрощает контроль со стороны вышестоящих организаций. Возможность сравнения различных подходов в осуществлении образовательной деятельности, сопоставления опыта территорий в части разработок по образованию и кооперативному воспитанию также может быть отнесена к преимуществам кооперативного образования.

Понятие «кооперативное образование» ранее не разрабатывалось, оно вошло в научный оборот сравнительно недавно. Необходимость разработки и реализации кооперативного образования присутствует в достаточной мере в работах ученых и в высказываниях партийного руководства, а также в документах Центросоюза только с конца 1980-х - начала 1990-х годов. Лишь в последнее время появились работы историков по кооперативному образованию. Ситуация осложнялась тем, что кооперативное образование в той или иной мере изучалось смежными научными направлениями - демографией, экономикой и социальной географией.

Следует отметить, что образование в целом, и в том числе кооперативное, в рассматриваемый период претерпевало существенные изменения. Оно шло в общем русле изменений в общественно-политическом устройстве российского общества, в движении от социалистических общественных отношений к рыночным.

Во «Всеобщей декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей Объединенных Наций 10 декабря 1948 года,

указывалось, что «Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным, по меньшей мере, в том, что касается начального и среднего образования. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого». Эти положения были существенно развиты в Международном пакте «Об экономических, социальных и культурных правах», принятом на XXI сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 года. В нем говорилось: «Участвующие в настоящем пакте государства признают право каждого человека на образование. Начальное образование должно быть обязательным и бесплатным для всех, среднее образование в его различных формах, включая профессионально-техническое среднее должно быть открыто и сделано доступным для всех путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования; высшее образование должно быть сделано одинаково доступным для всех на основе способностей каждого путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования» [11].

Данные положения международных документов в Советском Союзе были полностью реализованы, получение образования на всех стадиях было бесплатным, то есть за государственный счет, полностью обеспеченным государством. В условиях перехода к рыночным отношениям в России начался отход от общественно-значимых завоеваний, движение не в сторону международных норм демократизации образования, а в обратном направлении - к постепенному введению платного образования. Разумеется, это один из наиболее проигрышных факторов современной образовательной политики.

Причем, в отличие от капиталистических и развивающихся государств, за сохранение государственной системы образования больше выступали руководители учебных заведений и преподаватели, нежели молодые люди.

В исследуемый период система воспитания в образовательных учреждениях также изменилась. Изменилась и суть воспитания, и его направленность. От коммунистического, по названию и содержанию, оно стало ориентироваться на общечеловеческие ценности. По форме организации воспитательного процесса оно шло от жестко органи-

зованного волею одной политической партии к «свободному плаванию в море» политического плюрализма и ориентации на самовоспитание, самоорганизацию, формирование личных взглядов и убеждений.

Отвергнув опыт системы воспитания в социалистическом обществе, при коммунистическом режиме и пройдя мимо практики воспитания в капиталистических странах, при реформировании российского общества, воспитание, как феномен практически, выпало из политики, общества, государства.

В обществе разработкой теории воспитания и реализацией его на практике занимались одновременно и во взаимосвязи государство и государственные учреждения, общественные организации, заменившие систему, которую замыкали КПСС и ВЛКСМ. Компартия и комсомол прекратили свое существование, а их преемник, как и появившиеся новые политические партии, молодежные объединения, объективно и субъективно отошли от воспитания молодежи. Государство добровольно утрачивало свои позиции в вопросах воспитания, что проявилось, в первую очередь, в ограничении школы только вопросами обучения. Причем обучение рассматривалось только как овладение знаниями, которое по существу содержит в себе и вопросы воспитания. Практически было утрачено патриотическое и гражданское воспитание. Падение нравственных критериев значительной части молодежи не восполнялось нравственным воспитанием. Не культивировалось экономическое воспитание. Существенно сократились возможности для овладения молодежью отечественной и мировой культурой, нравственными и культурными ценностями. Одновременно все реальней проявлял себя кризис семьи и семейного воспитания.

Таким образом, современная политика в системе образования была «обескровлена» в сфере воспитания молодого поколения. Именно для этой сферы человеческого бытия была наиболее опасна и непредсказуема потеря преемственности, традиционности, наследственности.

Несомненно, самовоспитание и самоорганизация - важные атрибуты демократии и гражданского общества, но именно в гражданском обществе они должны сосуществовать и соразвиваться с государственными и общественными системами воспитания.

Все это позволило сделать вывод о том, что «воспитательная» часть в системе образования нуждалась в совершенствовании, раз-

витии, комплексности и последовательности ее решения.

Современная политика общества в области образования, в том числе и государства, получила развитие и корректировку с учетом состояния общества, положения в нем образования, возможностей и способностей общества и государства. Вместе с тем, в конце XX века политика в области образования была инертна и недостаточно эффективна.

Это же относилось и к политике в области отраслевого образования, в нашем случае - кооперативного. До 90-х годов XX века в системе обучения образовательных учреждений кооперативной системы отсутствовали идеи кооперативного просветительства, кооперативного воспитания и кооперативной психологии. При некоторых положительных тенденциях система кооперативного образования была все же недостаточно эффективна. Она слабо влияла на положение дел в организациях потребкооперации. При довольно большом перечне новых специальностей в количественном соотношении среди выпускников ВУЗов и техникумов преобладали специальности бухгалтеров, экономистов и товароведов. Доля специалистов, от которой в значительной степени зависела успешная деятельность организаций потребительской кооперации в условиях перехода к рыночным отношениям и ужесточения конкуренции, - коммерсантов, менеджеров, маркетологов, юристов, специалистов по компьютерной технике, составляла по экспертным оценкам всего 15-17% от общего числа выпускников при необходимой потребности не менее 35-40% [12].

Включение в учебные планы ВУЗов новых учебных дисциплин в ряде случаев потеснило изучение теории кооперации. Обучение студентов велось в отрыве от деятельности организаций и предприятий потребкооперации. Учебные заведения были слабо обеспечены компьютерной техникой, имели устаревшее лабораторное оборудование. Не на должном уровне велось в некоторых ВУЗах обучение иностранным языкам.

Наряду с подготовкой специалистов в рамках вузовских программ, актуальными стали различные формы послевузовского профессионального обучения, ориентированные на формирование состава руководителей, способных взять на себя управление хозяйственной деятельностью кооперативных организаций и предприятий, обеспечив их адаптацию к работе в условиях рыночных отношений и конкуренции. Учеба не должна

была быть формальной. В практику постепенно вводились собеседования с небольшими группами лиц по конкретным вопросам, обучение их путем коллективного разбора конкретных ситуаций, через составление вариантов бизнес-планов и их критического сопоставления, привитие работникам навыков экономического подхода и поиска наиболее выверенных решений. Руководители кооперативных организаций должны были помнить, что широко распространенные слова: менеджмент, маркетинг, рыночные технологии - это не схоластика, не свод готовых истин, а ключ к анализу конкретных явлений и к принятию правильных решений. Работники кооперативных организаций должны были также научиться владеть искусством популяризации кооперации, создания вокруг нее благоприятного общественного климата. Для этого необходимо было проанализировать развитие кооперативного образования в отдельных регионах страны, его успехи и просчеты, использовать исторический опыт становления, формирования и развития основных форм кооперативного обучения, начиная с кружков, курсов, семинаров по кооперации и заканчивая вузовским и послевузовским кооперативным образованием. Накопление знаний по истории кооперативного образо -вания и теории кооперативного движения имело не только теоретическую, но и практическую значимость. Это подтверждалось и изменением содержания кооперативного воспитания. В настоящее время новым здесь является акцент на духовных и нравственных началах в бизнесе и в жизни. Этому способ -ствует забота о человеке, борьба с бедностью, целенаправленное развитие и пропаганда кооперативной культуры. Все вышеназванное воспитывается и формируется в студенческой среде кооперативных образовательных учреждений. В работах профессора Е.В. Наумовой определены задачи по формированию ценностных ориентаций у студенческой молодежи. Указывается, что в современных условиях проблема воспитания студенческой молодежи приобретает особую актуальность и значимость [13]. От качественного решения этой проблемы, создания необходимых условий всестороннего развития личности во многом зависит будущее развитие системы потребительской кооперации. Современная молодежная политика включает в себя всю совокупность воспитания студенческой молодежи: гражданское, правовое, политическое, нравственное, эстетическое и профессио-

нальное. Система воспитания предполагает формирование у студентов социально-значимых качеств, готовности их реализации в интересах кооперации, общества и государства.

Воспитание - это философско-мировоззренческая подготовка молодежи к активной жизнедеятельности, формирование самосознания, ценностного отношения к личности, обществу, государству, социокультур -ным, духовным идеям и ценностям. Воспитание студентов учебных заведений системы Центросоюза Российской Федерации предполагает воспитание нравственных принципов, утверждение ценностей и эстетических норм потребительской кооперации. Такой стратегический (фундаментальный) уровень воспитания обеспечивает ценностный подход к формированию личности, ее общих способностей, гражданского воспитания, усвоению ценностей общечеловеческой и национальной культуры. Стратегические цели воспитания молодых кооператоров обусловлены многовариантностью системы воспитания, так как молодое поколение является не только преемником и носителем кооперативной культуры, идеологии, но в одно и то же время становится носителем, как общечеловеческих ценностей, так и ценностей российской культуры и менталитета российского гражданина.

Следовательно, система воспитания студенческой молодежи должна формировать качества, обеспечивающие ее социальную активность, заинтересованное участие в общественной, экономической и культурно -досуговой деятельности. Учебным заведениям необходимо целенаправленно формировать образ инициативного, имеющего высокую квалификацию, прагматически ориентированного, но ограниченного принципами гуманистической морали, законопослушного и именно потому преуспевающего молодого человека. Система воспитания молодежи в кооперативных учебных заведениях должна быть весьма универсальной и в то же время достаточно определенной. Это особенно важно сегодня, когда в связи с продолжающимся социально-экономическим, культурно-образовательным и духовным расслоением общества возникло многообразие представлений о личности и обществе, столкнулись разнообразные групповые, классовые и личные интересы. Исходным пунктом выступает задача исследования современной молодежи. Она, как никогда, сегодня «разорвана-расколота» (социально,

политически, по межнациональному и конфессиональному признаку). Даже в одной студенческой группе формально объединены молодые люди с совершенно разными, часто полярными ценностями, мировоззренческими установками - взглядами. Велика среди них и социальная дифференциация.

Большая разница в их возможностях продвижения по ступеням социальной иерархической лестницы. Важная роль в процессе воспитания студенчества отведена ориентации на определенные ценности, которые выступают одним из стратифицирующих факторов и оказывают определяющее воздействие на реальные жизненные планы молодых людей. Роль ценностей особенно велика в процессе обучения молодежи. Они становятся сильными мотиваторами поведения студентов. Кооперация для существования и успешного функционирования нуждается в пропаганде кооперативных ценностей, которые становятся важнейшими общественными нормами. Практическая реализация этих ценностей достигается путем их осознания и усвоения индивидом, а также их трансформацией в ценностные ориентации.

В научной литературе ценностная ориентация соотносится с такими понятиями, как социализация личности, развитие ее потребностей, формирование идеалов и другие. В основе системы ценностных ориентаций лежат мировоззренческие, идеологические, правовые, моральные и другие ценности общества, поэтому ее формирование есть не что иное, как процесс становления самой личности, ее индивидуального сознания и индивидуальной психологии под воздействием непосредственного социального окружения. Таким образом, ценностные ориентации молодежи выступают в качестве связующего звена между объективной социальной средой и ее индивидуальным сознанием и поведением. Ценностные ориентации молодежи складываются под влиянием многих факторов, взглядов и убеждений, разделяющихся большинством общества, а также личного, обыденного жизненного опыта, самостоятельного анализа реальностей, системы образования и воспитания. Ценностные ориентации формируются в период так называемой первичной социализации человека к 18-20 годам, а затем остаются достаточно стабильными. Вот почему знание ценностных ориентаций студентов показывает, в каком направлении идут в реальной жизни процессы обучения и воспитания в высшей школе, как происходят перемены в

вузовском образовании, как и в чем это проявляется. Современный образовательно -воспитательный процесс только в том случае носит эффективный характер, если преподаватель в своей профессиональной деятельности ориентируется сам и ориентирует студентов на усвоение общечеловеческих, нравственных и кооперативных ценностей. Для ВУЗов системы потребительской кооперации небезразлично, что входит в круг общественно-политических и личных ценностей ученых и преподавателей, так как их ценностные ориентации являются своеобразным промежуточным звеном, связывающим студента с потребительской кооперацией, способом приобщения молодежи к участию в ее социальной и экономической деятельности. Основные направления воспитательной деятельности в настоящее время разработаны во всех университетах и институтах потребительской кооперации [14]. Воспитательные системы в кооперативных образовательных учреждениях многообразны и отличаются вариативностью своего содержания по типу профессиональных задач и сложившейся молодежной субкультуры. Поэтому воспитательная система каждого учебного заведения уникальна как по содержанию, так и по результатам своей деятельности.

Вместе с тем, воспитательные системы не могут быть статичными, они развиваются вместе с обществом, а также вместе с созданием новых общественно-исторических условий и изменений «социального заказа» государства, направленного на развитие и изменение системы образования и воспитания в России. Разрабатывая принципы создания современных воспитательных систем в учебных заведениях, следует учитывать важнейшую особенность воспитания. Как показывает практика и проведенные научные исследования, она состоит в том, что в настоящее время происходит объективный процесс перемещения акцента с общественного воспитания на самовоспитание личности. Этот инновационный процесс свидетельствует о влиянии на воспитание расширяющихся демократических процессов в обществе, либерализации экономики, развитии рыночных отношений, овладении молодежью новыми социальными навыками, практическими умениями в области экономики, науки, техники и образования [15].

Существенной особенностью воспитательных систем кооперативных высших и средних специальных учебных заведений должна стать ориентированная поддержка

вхождения молодежи в открытое информационное сообщество. Поэтому важнейшее место в воспитании студентов должны занять такие личностные качества, как коммуникативность, понимание особенностей различных культур, психологии, условий развития наций и национальностей. Обобщая сформулированные идеи, можно определить основные принципы разработки и развития воспитательных систем кооперативных учебных заведений:

- связь воспитания с жизнью, что предполагает взаимообусловленность воспитательной деятельности и общественной практики;

- творческий характер и динамизм воспитания, отражающие развитие и обогащение воспитательного процесса;

- деятельностный подход к воспитанию, учитывающий будущую профессию студента и означающий реализацию принципа совпадения интересов общества и личности;

- гуманистический характер системы общих и конкретных целей, задач и направления воспитания;

- единство воспитания и самовоспитания;

- одновременность воспитания, осуществляемого различными образовательными и общественными структурами для реализации воспитательных целей и формирования целостного духовного облика молодого человека;

- последовательность и преемственность в содержании воспитательного процесса, форм, методов и средств, предполагающих поэтапное формирование конкретных качеств личности в зависимости от уровня обучения и его направления, социализации личности студента.

Социализация - это совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых личность усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ей функционировать в качестве полноценного члена общества.

Вместе с тем, это и процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям. Понятие социализация родственно понятию воспитание. Но воспитание означает, прежде всего, направленные действия, посредством которых человеку сознательно стараются привить желаемые черты и свойства. Социализация, наряду с воспитанием, включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым он приобщается к культуре и становится полноправным

членом общества. Но социализация - это не просто внешнее влияние, регулирующее проявление присущих индивиду биопсихоло-гических импульсов и влечений, а процесс формирования целостной личности.

Индивидуальность не предпосылка социализации, а ее результат. Социализация

- это сложный, многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности. Социальная активность - главное качество социализации.

Содержанием социализации является выработка соответствующих социальных позиций личности. Решение общенациональных задач России, вывод ее из кризиса и возрождение во многом зависят от процесса социализации студенческой молодежи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Социализация личности студента определяется взаимодействием ряда факторов:

- демократизм, означающий не только воспитание специалиста, способного эффективно осуществлять жизнедеятельность в условиях демократических реформ, но и демократизацию самой системы воспитания, переход от системы с однонаправленной идеологией и принудительным воздействием на субъект воспитания, к системе, основанной на взаимодействии, на педагогике сотрудничества преподавателя и студента;

- гуманистическое отношение к субъектам воспитания, предполагающее отношение к личности студента как к самоценности и гуманистическую систему воспитания, направленную на формирование целостной личности, способной к саморазвитию и успешной реализации личных интересов и целей в жизни;

- духовность, проявляющаяся в формировании у студента духовных ориентаций, потребностей к освоению и производству ценностей культуры, соблюдению общечеловеческих норм гуманистической морали, интеллигентности и менталитета российского гражданина;

- патриотизм, предполагающий формирование национального сознания у студенческой молодежи как одного из основных условий жизнеспособности молодого поколения и обеспечивающий целостность России, связь между поколениями, освоение и приумножение национальной культуры во всех ее проявлениях, воспитание гражданских качеств и социальной ответственности за

благополучие своей страны и сохранение цивилизации;

- конкурентоспособность, выступающая как специфическая особенность демократического общества, предполагающая формирование соответствующего типа личности специалиста, способного к динамичной горизонтальной и вертикальной социальной и профессиональной мобильности, смене деятельности.

Социализация личности студента должна проходить в системе, базирующейся на двух уровнях. На первом, определяемом как стратегический и фундаментальный, формируются качества личности студента, обусловливающие его жизнеспособность в обществе. Данный уровень системы воспитания рассчитан на формирование качественно нового общества, основанного на демократических принципах и соответствующего ему нового типа личности.

Второй уровень системы воспитания решает конкретные практические задачи в соответствии с требованиями к личности различных аспектов и сторон социально -профессиональной деятельности специалиста высшей квалификации, его социально -политической ориентации и так далее. Этот уровень может быть обеспечен как путем использования разнообразных воспитательных структур в ВУЗе - общественных, спортивных, культурно- досуговых организаций, так и вариативностью содержания форм и методов воспитания. Если на первом, базовом уровне, в процессе воспитания у студента формируются общие способности и гражданские качества личности, необходимые каждому молодому человеку, то на втором уровне

- специальные способности, личностные качества, ценностно-мировоззренческие установки и морально-этические принципы в зависимости от принадлежности будущего специалиста к той или иной профессионально-социальной группе, согласно требованиям этой группы, ее традициям и ценностям.

Вариативность системы воспитания на втором уровне позволяет учитывать и другие аспекты формирования личности, такие, например, как половое воспитание («мужественность» или «женственность»), возрастной аспект (по возрастным группам молодежи), толерантность и тому подобное. В процессе социализации у студента формируются качества, которые обеспечивают его включенность в различные сферы жизнедеятельности.

При этом учитываются интересы студен-

тов, у них формируется установка на социальную активность, участие в общественнополитической жизни и другие. Каждый студент осознает себя частью образовательной системы и решает проблемы, встающие при получении образования, с позиций той специальности, которую он получает. Перед педагогами стоит задача обеспечить подготовку кадров в соответствии с современными требованиями, перестроить содержание учебного процесса в учебных заведениях, подготовить новые учебники и пособия, сформировать непрерывную систему переподготовки и повышения квалификации работников и преподавателей учебных заведений. Социализируя личность студента, мы, с одной стороны, воспитываем студента как будущего гражданина демократического общества, а с другой, формируем качества будущего профессионала. Обеспечение потребительской кооперации профессиональными кадрами учебные заведения должны осуществлять через систему среднего, высшего профессионального образования и послевузовского образования по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам. И, конечно, образовательную деятельность образовательные учреждения должны осуществлять в тесном взаимодействии с организациями потребительской кооперации.

Социализация личности студентов кооперативных образовательных учреждений

- важное условие не только сохранения кооперации как системы, но и залог ее дальнейшего развития. Воспитывая студентов на кооперативных принципах, образование выполняет важную методологическую задачу: с одной стороны сохраняет своеобразие системы кооперативного образования, а с другой позволяет ей на демократических позициях активно взаимодействовать как с кооперацией, так и с государством. Кооперативное образование при этом является определяющим и системообразующим.

Источники и литература

1. История России: проблемы цивилизационного развития /Под ред. В.В. Рыбникова, В.А. Ди-неса. Саратов, 1999.

2. Там же.

3. Петров В.В. История становления кооперативной мысли в России (1861 -1929 гг.). Автореф. дисс. д.и.н. Саратов, 2000.

4. http: //fecoop.chat.ru / fon 7.htm.

5. Марничев Ю.М. Основы организации, управления и информационного обеспечения потребкооперации. М., 2001. С. 353-366.

6. Там же.

7. ООН, Генеральная ассамблея. Сороковая сессия. Резолюция 40/14, 18 ноября 1985 года; Политика и программы, касающиеся молодежи: участие, развитие, мир. ООН Генеральная ассамблея Сорок первая сессия, 24 сентября 1986 года. Доклад Генерального секретаря; Политика и программы, касающиеся молодежи: участие, развитие, мир. Доклад Генерального секретаря. ООН, Генеральная ассамблея. Сорок третья сессия, 13 сентября 1988 года; То же. Сорок пятая сессия, 10 октября 1990 года; Контроль за ходом осуществления международных планов и программ действий. Календарный план мероприятий в ознаменование десятой годовщины Международного года молодежи и Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, до 2000 года и на последующий период. Доклад Генерального секретаря ООН. Тридцать третья сессия, 8-17 февраля 1993 года.

8. Карпова Т.П., Межевич Н.М. Социально -территориальная общность: Современное понимание и перспективы исследования // Научный коммунизм. 1990. № 3. С.112.

9. Карлов В.В. О региональном изучении советского народа как новой исторической общности людей // Вестник МГУ. Сер. 8. История -1985. № 3. С.37.

10. Пушкарев В.М. Совершенствование управ-

ления социальным развитием региона // Экономическая социология и перестройка. М., 1989. С. 112. Политика и программы, касающиеся молодежи: участие, развитие, мир. ООН, Генеральная Ассамблея. Сорок первая сессия, 24 сентября 1986 года. Доклад Генерального секретаря // Международные документы по молодежной политике. С. 88-95.

11. Мариничев Ю.М. Указ соч. С. 365.

12. Наумова Е.В. Воспитание и формирование ценностных ориентаций студенческой молодежи // Фундаментальные и прикладные исследования. Научно-теоретический журнал. М., 2004. № 2-3. С. 44-51.

13. Кевбрин Б.Ф. История и перспективы развития Саранского кооперативного института // Фундаментальные и прикладные исследования. Научно-теоретический журнал. М., 2004. № 2-3. С. 35-43.

14. Зимняя И.А., Бондаренко Б.Н., Кравченко Т.А., Морозова Н.А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.

15. Гагиева А.К. Исторический опыт и проблемы кооперативного образования России в 2090-е годы ХХ века (на материалах Республики Коми). Саратов, 2004. С. 140-166.

Eshkileva T.V., Gagieva A.K. THE BASIC METHODOLOGICAL PRINCIPLES OF RESEARCH OF COOPERATIVE FORMATION IN RUSSIA IN THE XX-TH CENTURY

In article the basic methodological principles of research of cooperative formation in Russiain the XX-th century are considered.

Key words: methodology, principles, socialization, civilizational approach, methods, cooperative formation.

ЕШКИЛЕВА Татьяна Васильевна родилась в 1964 г., окончила Коми республиканскую академию государственной службы и управления (1998), преподаватель Коми государственного педагогического института. Автор 5 работ.

ГАГИЕВА Анна Капитоновна родилась в 1957 г., окончила Сыктывкарский государственный университет (1980), доктор ист. наук (2006), профессор Коми республиканской академии государственной службы и управления. Автор 110 работ.

УДК 658.009.12

НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

М. В. Романова

Статья посвящена актуальным вопросам повышения финансовой устойчивости организаций потребительской кооперации в современных условиях. Особое внимание уделяется характеристике факторов, оказывающих существенное влияние на уровень финансовой устойчивости райпо. Приведены результаты анализа финансовой устойчивости

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.