Научная статья на тему 'Университет среда социализации молодежи'

Университет среда социализации молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
387
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Университет среда социализации молодежи»

Социология образования

97

Р. МИНЗАРИПОВ, доцент Казанский государственный университет

Рассмотрим социализацию молодых специалистов как совокупность социальных процессов кооперации, общения, конкуренции, адаптации и выделим их особенности в рамках гуманитарной среды классических университетов.

Университет как социальный институт является целесообразно организованным и управляемым учреждением - формой совместной (кооперативной) деятельности совокупности людей (преподавателей, административных руководителей, вспомогательного персонала), обеспечивающих процесс социокультурного воспроизводства, т.е. обучения и воспитания молодых специалистов, трансляции общественно значимых ценностей науки, культуры, морали. Университет реализует задачу формирования социально зрелых граждан, образованных и воспитанных людей именно через взаимодействие преподавателей и студентов в рамках организации. При этом стороны взаимодействия, имея общую цель, реализуют собственные интересы, ожидания, выполняют свойственные им ролевые функции.

Университет функционирует в определенном конкретно-историческом социальном окружении; помимо данного контекста, образовательный процесс детерминирован и культурными факторами - уровнем общественного сознания, состоянием общественной нравственности, науки и научных знаний, других социальных институтов (от политики до религии). Кроме того, нужно учитывать и другие составляющие университетской жизни, такие как материально-техническая база вуза, учебная литература, технические средства и т.д.

Университет строит свою учебно-воспитательную деятельность на основе принципов целесообразности, историзма, коорди-

Университет - среда

социализации

молодежи

нации и субординации, дифференциации и интеграции, комплексности, преемственности и выполняет следующие функции: культурно-образовательную, регулятивно-вос-питательную, организационно-управленческую, коммуникативную, социально-ин-тегративную, социально-трансляционную, а также функции саморазвития личности и социального наследования.

Процесс социализации личности молодого специалиста реализуется через различные формы общения преподавателей со студентами (групповые - индивидуальные, формальные - неформальные, аудиторные - внеаудиторные), организованного в рамках учебной и внеучебной деятельности студентов и преподавателей.

Эффективность образования и воспитания во многом зависит от того, на какой основе осуществляется это общение и какой характер оно носит (свободное или вынужденное, добровольное или принудительное, бессистемное или целенаправленное и т.д.).

В классическом университете взаимоотношения «преподаватель - студент», каковы бы они ни были (в последнее время общение постепенно сводится к минимуму), неизбежно будут транслироваться на профессиональную деятельность и поэтому сами по себе служат обучающим и воспитывающим фактором.

Студенчество - особый социальный слой, наиболее полно отражающий общие изменения в характере и установках молодежи в целом. В процессе трансформации современного российского общества наблюдается смена и существенная эволюция многих стереотипов молодежного сознания и поведения. В частности, по оценкам социологов, глубокие изменения претерпевают ценностные ориентации, жизненные планы

98

Высшее образование в России • № 10, 2006

и цели молодежи. Меняющиеся социальные условия объективно детерминируют специфику социализационных процессов: конкуренция и соперничество пронизывают сегодня все сферы общественной жизни. Происходит становление новых культурных образцов поведения, соответствующих требованиям, которые предъявляет к человеку данный уровень развития цивилизации. Конкуренция означает борьбу между индивидами, группами, общностями за овладение ценностями, запасы которых ограничены и неравным образом распределены между ними. Это характер и содержание труда, материальное вознаграждение, образование, социальные льготы, содержание свободного времени и виды досуга, в определенной мере политическое участие и права человека.

Основной проблемой и серьезной трудностью в организации воспитательной работы в современных условиях выступает многообразие конкурирующих ценностей и идей, отсутствие интегрирующей общенациональной идеологии, нарастание социальной апатии и безразличия, пессимистических и нигилистических настроений в молодежной среде. Это создает предпосылки для распространения «ноувистских» ориентаций («сегодня, сейчас»), девиант-ных (отклоняющихся) форм поведения (алкоголизм, наркомания, деформация половой морали), эгоистических устремлений.

Итак, если кооперация в ходе социализации служит для достижения общих целей, то в ходе конкуренции оспариваются ценности и возникают недружелюбные установки и стереотипы. Поэтому стержнем воспитательной работы должна стать «идеология конкретных дел», а основным ее ориентиром - социальная защита студенчества. Ее просветительско-развлекатель-ная, досуговая функция перестает быть определяющей (хотя с учетом возрастной специфики и остается важной), а на первый план выходит социально-защитная функция - в ее «собесовской» (как соблюдаются права и льготы студенчества, его

отдельных категорий) и инновационной форме (насколько созданы условия для реализации социальной инициативы и предприимчивости студентов).

В ряду кооперации и конкуренции стоит адаптация, в ходе которой индивидом осваиваются культурные нормы, образцы поведения и действий в новой среде. С позиции общества и государства («социальный заказ»)воспитание студенчества призвано обеспечивать интеграцию данной социальной группы в социальную жизнь, заранее исключив возможность провоцирования студентами и будущими специалистами различного рода социальных конфликтов. С позиции самого студента воспитание необходимо для оптимизации процесса адаптации к социальной среде и эффективной его самореализации в будущем за счет овладения не только знаниями, но и ценностями, определяющими воспроизводство тех социальных слоев общества, в которые стремится попасть студент в настоящем и будущем.

Этот процесс непрерывен, так как условия постоянно меняются. Перманентные изменения статуса «Я» - закономерность процесса социализации в условиях трансформации. Современное общество отличается от традиционного большей социальной мобильностью, частой сменой интегрального статуса личности.

Согласно данным авторских исследований процесса социализации (1998-2004гг.), в Казанском государственном университете выявлены следующие типы учащейся молодежи.

♦ Студент достаточно начитанный, с хорошей речью, ориентированный на расширение культурно-мировоззренческого кругозора, с потребностью мировоззренческого самоопределения, самопознания. Задает умные вопросы. Это опора преподавателя, воспитателя.

♦ Студент в меру начитанный, но чаще всего - поверхностно, фрагментарно, без потребности глубокого понимания. Любит «блеснуть» или поставить преподавателя в

Социология образования

99

затруднительное положение репликой или вопросом. Без глубоких мировоззренческий потребностей, часто циник или прагматик. Иногда - хамоват. Этот тип требует особого внимания. Его присутствие, его реакция позволяют выявить в студенческой группе другое отношение к жизни, к знаниям, к самому себе.

♦ Студент малообразованный, но поддающийся культурному воздействию. Следует постоянно стимулировать его движение, рост, отмечать успехи.

♦ Студент малообразованный, малокультурный, лишенный потребности к образованию и самообразованию. Отвергает любые попытки культурного воздействия. Любит задавать вопрос: «Зачем это надо?»

♦ Студент неуверенный (комплексующий), «молчун», в котором может скрываться как предыдущий тип, так и обнаружиться, раскрыться интерес.

♦ Студент-прагматик, конформист. Как правило, в меру образованный, тратит на свое культурное развитие ровно столько времени, сил, чтобы хорошо или средне «выглядеть» перед окружающими.

Полученные данные демонстрируют необходимость уделить особое внимание переориентации внеучебной работы в соответствии с происходящими сложными и противоречивыми процессами в профессиональном самоопределении студентов, создать в вузе адекватную этим задачам гуманитарную среду. С одной стороны, об-

разование становится более функциональным, адекватно и своевременно реагирующим на социокультурные сдвиги, с другой стороны, узкая специализация и прагматичная деловитость накладывают отпечаток на весь стиль жизни студенчества, определяя его поведение и во внеучебное время. Произошло коренное изменение социальной роли и престижа многих инженерно-технических специальностей, отсюда - изменение мотивации выбора профессии и отношения к учебе, удовлетворенности ею, растущее социальное расслоение студенчества. К тому же учтем, что в обществе цивилизованного рынка человек 3-4 раза меняет карьеру, 5-6 раз - виды профессиональной деятельности. Поэтому его нужно готовить (используя и потенциал внеучебного времени) к самообразованию.

Акцент на самовоспитании, самореализации человека отражает общую смену парадигм в общественном сознании - от со-циоцентристских ориентаций (от общества к человеку) с их приоритетами общественного долга и исполнительства - к антропо-центристским ориентациям (от человека к обществу) с приоритетами самостоятельности и личной ответственности человека. Особенно это важно для студенческой молодежи, отвергающей любые попытки регламентировать ее поведение, навязать ей какие-то (даже верные) нормы и установки поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.