Научная статья на тему 'Развитие культуры предпринимательства как педагогическая проблема'

Развитие культуры предпринимательства как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
462
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие культуры предпринимательства как педагогическая проблема»

вателя, обучающегося, родителей, причем в той мере, в какой она могла бы сочетаться со свободой других. Свобода от насилия, уважение к другим мнениям, серьезное восприятие других, знакомство с противоречиями, изучение различных точек зрения при конфликтах и др. - это те возможности, когда руководитель и подчиненный могут и должны реализовать правовые и этические принципы в действии.

Важной задачей является обращение всех сотрудников образовательного учреждения нового типа из простых (пусть даже очень хороших) исполнителей служебных обязанностей, формальных участников новационных процессов в действительных соратников. Понятно, что никакие призывы и убеждения в необходимости перехода педагогов на новую психологическую основу их деятельности не помогут. Следует создавать ситуации, разрешая которые, педагоги перестраивали бы сложившиеся способы учебно-познавательной деятельности. Важными формами психологической ориентации являются различные проблемные семинары, тренинги и диагностика профессионально значимых характеристик педагога.

Главной ценностью гражданско-правовой культуры, ее социальной основой является признание индивидуальной автономии, прав и свобод личности. Понимание права как меры свободы, как формы свободы в реальных отношениях показывает возможность раскрытия приоритета человеческой личности в сложной структуре различных социальных феноменов.

УДК 378.01:234

А. И. Смирнов, А. В. Воробьев

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В настоящее время ни в одной стране мира не существует такой профессии - «предприниматель», несмотря на то, что предпринимательство как занятие существует. Распространенным среди исследователей предпринимательства является мнение, что ему практически невозможно научить. Так, Б. Карлофф пишет, что «люди, начиная какое-либо дело, обнаруживают, что знания, полученные в процессе обычной учебы, оказываются практически бесполезными... связь между деловыми качествами предпринимателя и его образованием отсутствует. Выпускники школ бизнеса не отличаются более мощными способностями к предпринимательству, чем прошедшие подготовку по другим дисциплинам» [2].

Прежде всего, необходимо отметить, что педагогика предприниматель-

ства (как мы будем условно называть это направление педагогической теории и практики) в нашей стране ещё только складывается и не имеет развитой традиции в силу известных социально-исторических обстоятельств. В западных странах такой опыт существует, хотя также не получил статуса определенного научно-педагогического направления и не отличается методологической разработанностью. Вместе с тем, отдельные прикладные наработки в области образования будущих предпринимателей (коммерсантов, специалистов рекламного бизнеса, маркетологов и т. п.) в западных школах представлены весьма основательно как в теоретическом, так и особенно в методическо- технологическом плане.

В зарубежной литературе закрепилась позиция, что предпринимательское поведение обусловлено установками, вызывающими состояние готовности к совершению поступков предпринимательского характера в случае наличия потребности и удовлетворяющей ее ситуации. Г1о данным Р. Хиз-рича и М. Питере, в 50-72% случаев у основателей компаний хотя бы один из родителей имел свободную профессию. Следовательно, при воспитании будущих предпринимателей эти родители заложили в своих детях установки или готовность совершать поступки, характерные для предпринимательского типа поведения [3].

Как указывается в исследованиях, чтобы создавать ситуации, развивающие предпринимательские способности, нужно осознать не только то, что они представляют из себя континуум, в котором люди представлены в виде субъектов с ярко выраженными способностями и без таковых. Необходимо также разбить область применения данного вида деятельности по сложности предпринимательства от крупных фирм, занимающихся «высокой технологией», до мелких предприятий, у которых новаторская функция проявляется лишь на стадии зарождения и эпизодически в процессе работы. Тем, кто обладает яркими предпринимательскими способностями, надо создавать социальные и экономические условия. Ведь талантливые предприниматели, как и творческая интеллигенция, «представляют один из редких ресурсов нации». Дж. Деллан и Е. Лидсей подчеркивают важность государственных мероприятий, стимулирующих инновационные предпринимательские процессы, так как указывают на прямую связь между ними и развитием предпринимательства. Они считают, что в СССР тормоз пред-принимательско-инновационных процессов привел к застою экономики. Только поощрение предпринимательства является правильной экономической политикой государства. Профессор кафедры предпринимательства в США Р. Хизрич и его коллега, профессор факультета маркетинга М. Питере считают, что специальные курсы для предпринимателей могут выработать у слушателей, способных к бизнесу, необходимые умения и дать нужные знания. Ссылаясь на Р. С. Ронстад, они приводят 14 наименований особых предпринимательских умений и знаний:

- ясное понимание предпринимательства; отделение фактов от мифов;

-умение давать взвешенные оценки;

- умение находить нестандартные решения;

- умение вести себя и принимать решения в условиях неопределенности;

- умение вырабатывать новые коммерческие идеи;

- умение оценивать перспективность новых идей;

- знания, необходимые для создания нового дела;

- умение оценить внешнюю ситуацию;

- умение оценивать действия с точки зрения этики и морали;

- умение заключать сделки, устанавливать контакты, вести переговоры;

- умение получить причитающееся и т. д.

По мнению авторов, большинство из перечисленных умений можно выработать у людей, имеющих особые врожденные задатки, что говорит о необходимости первичного отбора на курсы предпринимателей. Остается выяснить, какие именно задатки способствуют проявлению предпринимательских способностей, и тогда появится уникальная возможность выявлять склонных к предпринимательству с раннего детства.

К сегодняшнему дню в педагогике сложилось общее понимание предпринимательства как способности, а также осознана необходимость находить людей, обладающих этим редким даром. Во многих странах мира существует специальная государственная политика, поощряющая предпринимательство, и создаются благоприятные условия для его развития.

Особое место в исследованиях занимает проблема поиска условий и обстоятельств, способствующих или не способствующие данному роду занятий. Чтобы человек проявил себя как талантливый предприниматель, приносящий пользу обществу, недостаточно иметь редкие способности и определенные мотивации. Необходимы благоприятные условия, которые, как питательная среда, взрастят из предпринимательских семян зрелые и сочные плоды экономического благосостояния.

Известно, что для подъема предпринимательского духа в США используются различные меры. Например, программы по отбору и поддержке талантливых детей. По свидетельству Питера Дракера, «аллокационный эффект» образования имеет предпринимательский характер. Это означает, что по мере повышения образования у человека растет способность к принятию самостоятельных решений. По данным «Нью-Йорк Таймс», в Америке среди 100 тыс. видов игрушек все больший удельный вес занимают формирующие предпринимательский навык у детей. Например, «ранец бизнесмена» содержит 76 видов бизнеса! Бизнес-игры существуют для разных возрастных категорий - от 8 до 18 лет. В США существуют специальные образовательные «Программы развития бизнеса», на которые тратится 100 млн долл. в год. Они включают обучение и консультирование начинающих бизнесменов, поддержку 500 институтов малого бизнеса, частные и государственные университеты, поощряют проведение семинаров и конференций по проблемам предпринимательства, публикуют информационные материалы по бизнесу

Другой метод создания режима благоприятствования предпринимательству - использование средств массовой коммуникации, с помощью которых создается социальная атмосфера, формирующая благоприятное для бизнесменов общественное мнение.

Так, в США во времена президента Рейгана была проведена мощная кампания. Она использовала радио- и телевещание. Президент, пытаясь облагородить предпринимательскую активность, выступал с речами под лозунгом «возвращение к традициям» в духе американских ценностей: семья, труд, /добрососедство. Установка Американского института предпринимательства «Новая цель для либерального общества -добродетель» помогает до сих пор вести борьбу с коррупцией, подпольным бизнесом, стимулирует благотворительность и одновременно «возвышает» и гарантирует безопасность предпринимательства.

Однако имеются и другие примеры - создания не просто неблагоприятных, но направленных на полное уничтожение предпринимательства условий в советский период. Тем не менее сейчас имеются все основания считать, что предпринимательскую деятельность не удалось истребить, несмотря на физическое уничтожение ее носителей и идеологические запреты.

Одним из механизмов сохранения данного вида деятельности, но мнению B.C. Ротенберга и В. В. Аршавского, является его превращение в частный случай поисковой активности. Авторами предложена оригинальная гипотеза, подтверждающая неискоренимость шодей с ярко выраженным адаптационным синдромом к внешним неблагоприятным воздействиям. Эти люди, если у них есть задатки к предпринимательству (имеются данные, что около 11 % населения рождается с такими задатками), удовлетворяют потребность в проявлении своих способностей путем поиска постоянных изменений и риска в схожей по некоторым параметрам с предпринимательством деятельностью.

В отечественной системе образования научно-педагогической предпосылкой приобщения молодежи к культуре предпринимательства может служить сложившаяся традиция экономического воспитания и образования, а также формирования экономической культуры учащихся. Уже в начальный период развития отечественной педагогической науки многие видные педагоги (А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий и др.) отмечали значимость экономического воспитания в процессе коллективного труда, приближённого к производительному труду взрослых.

Существенным фактором приобщения учащихся к культуре предпринимательства выступает введенный недавно в образовательные учреждения средней ступени курс «Основы предпринимательской деятельности». Научно-методические и педагогические аспекты преподавания данного курса освещаются в исследованиях Т. Г1. Афанасьева, С. Д. Ахапкина,

В. И. Ерошина, И. В. Липсиц, А. В. Леонтьева, Т. И. Пуденко, Б. А. Райзберг,

В. 3. Черняк и др. Активно разрабатьюается категория предприимчивости как качества личности учащегося (Ю. А. Жадаев, В. Б. Орлов, М. А. Селиванова, А. У. Умаев, М. Н. Умутбаев, Н. В. Чигиринская).

Имеющиеся работы позволяют констатировать, что в рамках профессионального образования реализуются два основных подхода к подготовке специалистов. Один из них - преобладающий - ориентирован на передачу профессионально значимых знаний и умений, позволяющих выпускнику более или менее успешно самореализоваться в качестве наемного работника на рынке труда. Другой подход предполагает, кроме профессиональной подготовки в определенной области, формирование у учащихся знаний, умений и навыков по основам предпринимательства, позволяющих после окончания образовательного учреждения заняться трудовой деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя или владельца малого предприятия, т. е. учащиеся рассматриваются как потенциальные субъекты малого бизнеса. Безусловно, второй подход, при котором формируется готовность к самореализации в двух разных деловых статусах - самостоятельного хозяйствующего субъекта и наемного работника-профессионала, является более продуктивным, поскольку создает условия для более гибкой социальной и профессиональной адаптации выпускников.

Несмотря на то, что большинство ученых и практиков едины во мнении, что изменились объективные требования к выпускникам образовательных учреждений - к их знаниям, умениям, компетентности, социально значимым личностным качествам в сторону формирования их как активных субъектов деятельности, предпринимательская подготовка до сих пор не заняла достойного, соответствующего социальному запросу, места в учебных планах образовательных учреждений.

Исторически курсы по основам предпринимательской деятельности в российской системе образования всех уровней вводились как более или менее адаптированный аналог западных образовательных программ, отражая содержащиеся там цели образования. Зарубежный опыт до сих пор воспринимается как некий стандарт, которому стоит соответствовать, поскольку он взят из системы развитых рыночных отношений. Однако в мировой практике предпринимательского образования не сложилось единого подхода к его целям и содержанию. В разных странах в зависимости от изменения социальных условий, традиций и особенностей образовательных систем содержание, формы и методы обучения варьировались в значительной степени.

Традиционно отмечаемым в литературе недостатком образования является передача знаний в недеятельностной форме, неумение учащихся практически применять полученные знания, несбалансированность теоретических знаний и практических умений. Проведенные исследования показывают, что подавляющее большинство студентов (73%) не в состоянии

справиться с решением задач, требующих соотнесения знаний и умений с требованиями внешних факторов, определяющих конкретную предпринимательскую ситуацию.

Еще одним недостатком результатов предпринимательской подготовки в учреждениях среднего профессионального образования является отсутствие изменений в личностных характеристиках выпускников, существенных для деятельности в качестве субъекта малого бизнеса. Так, например, если формирование навыков делового общения встречается в программах достаточно часто, то такие цели, как развитие творческого потенциала учащихся, формирование нравственных ориентиров ведения бизнеса, отсутствуют. В то же время в процессе изучения уровня творческой активности студентов установлено, что низкий уровень по таким показателям, как чувство новизны, критичность, способность преобразовывать структуру объекта и направленность на творчество, характерен для 39, 46, 61 и 77% студентов соответственно.

Достаточно проблемными являются представления учащихся о моральной стороне бизнеса. До сих пор ведущим мотивом, существенным для подростков и молодежи в их ориентации на занятие бизнесом, является возможность получать «легкие деньги». Так, в Волгограде почти половина опрошенных учащихся считают синонимом предпринимательства торговлю.

Анализ педагогической литературы по проблеме исследования показал, что современная ситуация в сфере организации предпринимательской подготовки в России сводится к классическому преподаванию основ предпринимательства как самостоятельного учебного курса; включению учебного материала по основам предпринимательства в виде модулей в другие предметы; перенос акцента на практическую деятельность обучающихся, при которой организуются минипредприятия, различные предпринимательские проекты.

Многие исследования показывают, что использование современных образовательных технологий, прежде всего, методов активного обучения, способно создать условия для перевода получаемых знаний в деятельностную форму и повысить мотивацию учащихся. Однако это не может кардинально изменить результаты обучения, поскольку проведение занятий существенно ограничено жесткими временными рамками учебного плана и расписания. Кроме того, реализация различных технологий обучения важна для повышения качества учебных результатов, однако не всегда может быть средством решения воспитательных задач. К тому же традиционно воспитательный процесс в образовательном учреждении осуществляется во внеурочное время и в иных организационных формах.

В этой связи важным условием приобщения к предпринимательской деятельности является выход педагогического процесса за рамки традиционного образовательного процесса и организация внеаудиторной деятельности в формах различных студенческих объединений (клу-

бов, факультативов, кружков). Такие студенческие объединения выступают как форма организации особого образовательного пространства, в котором основной акцент делается на организацию и смену различных видов деятельности. Учащиеся выступают в роли равноправных партнеров преподавателя, в качестве субъектов клубной деятельности, членов самоуправляемой организации. Высокий уровень коммуникативной насыщенности и мотивационной привлекательности для молодежи делает эту организационную форму уникальной по своему образовательному и воспитательному потенциалу.

Проблема развития культуры предпринимательства обретает сегодня особое значение в организациях потребительской кооперации.

Динамичное развитие системы потребительской кооперации в век стремительного роста технологий, формирования информационного общества и глобализирующейся экономики во многом зависит от продуктивной, творческо-инновационной деятельности работников потребительской кооперации, от их профессиональной компетентности, ответственности и инициативы, способности к нетривиальному мышлению, принятию нестандартных опережающих решений в изменяющихся социально- экономических условиях. При этом главным мерилом деятельности работника потребительской кооперации становится не столько экономический, сколько социально-нравственный эффект их деятельности, связанный с обеспечением социальной защищенности людей, укреплением их веры в лучшее будущее, утверждением атмосферы доверия и сотрудничества.

Не секрет, что путь к обновлению деятельности потребительской кооперации лежит через обновление профессионального и морального облика личности работника. На это обращает особое внимание в своих выступлениях председатель Центросоюза РФ В. Ф. Ермаков [1].

Интеллектуальное и духовно-творческое развитие работников потребительской кооперации предполагает процесс постоянного обновления знаний. Большая роль здесь отводится образовательным учреждениям потребительской кооперации, в которых сегодня обучается свыше 160 тыс. человек по 58 специальностям различного квалификационного уровня. Как отмечалось в постановлении Центросоюза РФ «О первоочередных задачах по реструктуризации образовательной деятельности потребительской кооперации РФ»: «Требуются масштабные изменения в образовательном мировоззрении, содержании, технологии и самой образовательной деятельности учебных заведений потребительской кооперации».

Для развития основ духовно-нравственного сознания будущих работников потребительской кооперации особое значение в образовательном процессе обретает принцип культур о со образности, согласно которому обучение должно отвечать ценностям культуры и, прежде всего, кооперативным ценностям и опираться на культурные достижения. Немаловажную роль играет также принцип природосообразности обуче-

ния, требующий соответствия образовательных воздействий природе самого обучающегося и гармоничной связи обучения с природной средой.

Интегрирующим принципом интеллектуального и духовно-творческого роста выступает принцип развития, полагающий приоритет развивающих образовательных технологий и методов, которые направлены не только на усвоение знаний, но и на изменение важнейших психологических структур, сознания личности в целом, на формирование опыта самопреобра-зований.

Среди приоритетов, связанных с созданием необходимых условий для высокого качества образования и интеллектуального роста в условиях информационного общества, выделяются те из них, которые относятся, во-первых, к «фундаментализации» содержания образования, использованию в образовательном процессе новых педагогических подходов и, во-вторых, к применению новых информационных и коммуникационных технологий.

Необходимость ориентации на данные приоритеты в подготовке специалистов потребительской кооперации очевидна. Известно, что фундаментальные знания, в отличие от прикладных, поддаются меньшей деформации с течением времени, они дольше служат в профессиональной деятельности специалиста. Как отмечается многими ведущими учеными, сегодня придется вернуться, хотя и на более высоком витке развития, к целостному знанию, к «фундаментализации» содержания образования на основе органичного единства его естественно-научной и гуманитарной составляющих.

Именно посредством «фундаментализации» содержания образования представляется возможным решение проблемы непрерывности и преемственности в образовании всех уровней, которая сегодня рассматривается многими государствами-членами ЮНЕСКО как необходимая основа развития непрерывности образования.

В этом контексте особо важное значение в образовательных программах кооперативных образовательных учреждений приобретают курсы как по отдельным областям знаний, так и по междисциплинарным направлениям, которые содержат наиболее фундаментальные знания, являющиеся базой для формирования общей и профессиональной культуры, быстрой адаптации к новым профессиям, специальностям и специализациям. Следовательно, речь идет о таких знаниях, которые, во-первых, способны формировать широкий, целостный, энциклопедический взгляд на современный мир и место человека в этом мире; а во-вторых, позволяют преодолеть предметную разобщенность и изолированность.

Таким образом, кооперативное образование в ближайшем будущем должно в итоге стать таким социальным институтом, который был бы способен предоставлять будущему специалисту разнообразные наборы образовательных услуг, позволяющих учиться непрерывно, обеспечивать широким

массам работников потребительской кооперации возможность получения послевузовского и дополнительного образования. Для этого необходимо диверсифицировать структуру образовательных программ, дав возможность каждому построить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным и профессиональным способностям.

В новых социальных и экономических условиях новое разрешение получает и противоречие, которое всегда существовало между фундаментальным образованием и профессиональным обучением. Как отмечают многие ученые и специалисты, ориентация на узких профессионалов отражает уровень понимания социальной защищенности личности в предыдущие десятилетия. Ныне ситуация меняется. Знания и профессионализм, а вместе с ними благополучие и успех как назначение высоких ступеней образования все более уступают развитию творческих сил и способностей личности. По мере перехода от развития, основанного на использовании преимущественно человеческих способностей к физическому труду, к развитию, основанному на использовании культурного и интеллектуального потенциала личности, роль образования непрерывно возрастает и становится доминирующей.

На V конференции министров образования государств - участников СНГ особо подчеркивалось, что сегодня реально защищенным в социальном отношении может быть лишь широко образованный человек, способный гибко перестраивать направление и содержание своей деятельности в связи со сменой технологий или требований рынка.

Таким образом, специфика новой образовательной ситуации в системе потребительской кооперации должна проявляться в ее способности не только вооружать знаниями обучающегося, но и формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении ими, развивать умения и навыки самообразования.

Известно, что фундаментальные знания не могут быть усвоены автоматически, их нельзя пассивно впитать от наставников-учителей. Они вырабатываются самой личностью как результат внутренней творческой активности, как продукт эволюции и самоорганизации мышления. Существует множество источников и средств получения информации, существует много педагогических технологий, переводящих эту информацию в знание, но есть лишь один путь преобразования знаний в образование, и этот путь лежит через человеческое сознание, где происходит самое интересное и таинственное рождение и формирование личности. Сегодня как никогда прежде становится ясно, что нет двух одинаковых образований, как нет двух одинаковых личностей, ибо каждая личность - уникальна.

Задача обновления знаний специалистов потребительской кооперации непосредственно сопряжена с необходимостью создания практики непрерывного образования, полагающей наличие развитой сети кур-

сов подготовки, переподготовки и повышения квалификации. В этой связи для образовательной сферы системы потребительской кооперации актуальной становится проблема поиска соответствующей организационной структуры её образовательной системы и учреждений, которые обеспечили бы переход от принципа «образование на всю жизнь» к провозглашенному ЮНЕСКО принципу «образование для всех через всю жизнь». Успешное воплощение этого принципа лежит через создание условий для образования каждого работника потребительской кооперации на всех этапах его жизненного пути.

Гармоничное и всестороннее формирование личности работника потребительской кооперации в современных условиях требует развития его информационной культуры за счет утверждения гуманистических, духовно-нравственных ценностей, которые заложены в самой истории и традициях потребительской кооперации.

Жизнеспособность потребительской кооперации обеспечивалась, во-первых, за счёт многообразия различных форм кооперации, по-разному реагирующих на рыночную ситуацию. Во-вторых, «защитный механизм» кооперации состоит в том, что она (как показывает ее история и практика) способна, не изменяя своим принципам, ассимилировать рациональные структуры и элементы других форм рыночного хозяйства. В-третьих, выживанию и надежности кооперативов способствует их ориентация на самодеятельность и творчество самих кооператоров, постоянный поиск новых решений, вариантов повышения прибыльности и эффективности хозяйства, их национальная и международная солидарность, обмен опытом и взаимная поддержка.

Изучение природы, факторов и механизмов духовно-творческого становления личности имеет исключительно важное значение для того, чтобы найти эффективные пути и средства, способствующие ее формированию. Современное представление о данном процессе складывается на основе результатов теоретических и экспериментальных исследований проблем духовности и практического формирования творческого мышления.

Увеличение роли социальной ориентации и человеческого начала в построении деятельности потребительской кооперации обусловливает необходимость развития у ее работников психологической культу ры. Это особая качественная характеристика личности, которая выражает целостную гуманистическую ориентацию работника потребительской кооперации на понимание себя и внутреннего мира другого человека, его душевного состояния. Проявлениями высокой психологической культуры выступают такие свойства, как отзывчивость, внимательность к людям, коммуникабельность, открытость, готовность к состраданию, сочувствию, бе-зоценочность и некатегоричность суждений, понимание потребностей и мотивов других людей, способность поставить себя на место другого и др. Психологическая культура личности может выступать в качестве крите-

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ В ОБУЧЕНИИ КУРСАНТОВ...

рия уровня зрелости и развития общей культуры личности. Повышение уровня психологической культуры личности является не только одним из условий ее социального становления, но и духовно-творческого развития в целом, поскольку сопрягается с ростом убеждения в ценности и уникальности личности человека.

В современных условиях предпринимательство и социальная ответственность неразрывны. Это ответственность перед обществом за настоящее и будущее. Без социальной ответственности никакое дело не будет поддержано ни персоналом организации, ни потребителями, ни местными органами власти, ни общественными объединениями.

Библиографический список

1. Ермаков, В. Ф. Знать - мало, надо уметь!: доклады, выступления, статьи, интервью. 1998-2002 гг. / В. Ф. Ермаков. - М.: Наука и кооперативное образование, 2003.-344 с.

2. Карлофф, Б. Деловая стратегия / Б. Карлофф. - М.: Экономика, 1992. -

С. 26.

3. Хизрич, Р. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха / Р. Хизрич, М. Питере; общ. ред. В. С. Загашвили. - М.: Прогресс, 1992.-Вып. 1.-191 с.

УДК 078:12,5

А. Б. Псаре в

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ В ОБУЧЕНИИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ МВД РОССИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Потребность в информатизации всех сфер деятельности человека, в том числе и военной, выступает в качестве ведущей тенденции развития современного общества. Стремительное внедрение информационных технологий диктует необходимость поиска новых подходов к организации профессионального образования. В этих условиях требуется переосмыслить цели, структуру и содержание обучения военных кадров, способных успешно функционировать в быстро меняющихся обстоятельствах.

Необходимым атрибутом профессиональной пригодности военного специалиста в современном обществе являются умения использовать информационные технологии, инструментарий и методологию работы с информацией. Такая подготовка возможна, когда профессиональное знание формируется на основе интеграции традиционных и инновационных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.