Научная статья на тему 'Возможности формирования политехнической компетенции студентов агроинженерных специальностей в процессе общетехнической подготовки'

Возможности формирования политехнической компетенции студентов агроинженерных специальностей в процессе общетехнической подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петлина Т. П.

Основная задача общетехнической подготовки в агроинженерном вузе заключается в том, чтобы студенты получили знания об устройстве и работе сельскохозяйственного оборудования, основных свойствах конструкционных материалов, овладели умениями по раскрытию принципов, лежащих в основе технологических процессов. Общетехническую подготовку следует рассматривать как многоаспектную, т. е. как политехническую, графотехническую, теоретико-практическую, фундаментальную, интегративную.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects of polytechnic competence development of students of agroengineering specialties in process of general technical training

The primary purpose of general technical training in agroengineering high school is to provide the students with knowledge of design and operation of agricultural machinery, basic properties of constructional materials, to develop their abilities of revealing technological processes principles. The author claims that general technical training should be considered as a multiple-aspect complex incorporating polytechnic, schematic-and-technical, theoretic-and-practical, fundamental, and integrative aspects.

Текст научной работы на тему «Возможности формирования политехнической компетенции студентов агроинженерных специальностей в процессе общетехнической подготовки»

по привлечению новых участников в кооперативное движение.

8. Результат работы по профессиональному воспитанию бакалавров аграрного вуза как участников кооперативного движения даст мощный стимул дальнейшему развитию сельскохозяйственной кооперации, стабилизирует цены на продовольствие, будет способствовать стабилизации всей социальноэкономической обстановки на селе, решит проблемы национального проекта «Развитие АПК», укрепит смысложизненные ориентации выпускника аграрного вуза.

Таковы, как считает автор статьи, основные положения, которые обеспечат профессиональную подготовку бакалавра аграрного вуза как участника кооперативного движения, сделают аграрные вузы особой воспитательной системой, сенситивной для

полноценной профессиональной подготовки специалиста в области кооперативных отношений. Естественно, описать данную компетенцию в государственном стандарте весьма затруднительно, потому что такая воспитанность не является универсальной для всей системы профессионального образования, а разрабатывается аграрным вузом самостоятельно и включается в содержание образования в качестве вузовского компонента стандарта третьего поколения.

В сочетании с профессиональным обучением конкретной профессии профессиональное воспитание студента аграрного вуза как участника кооперативного движения позволит сформировать образовательную модель, удовлетворяющую потребности общества, государства и самого выпускника аграрного вуза.

УДК 378

Т.П. Петлина, канд. пед. наук, доцент

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарская государственная сельскохозяйственная академия», г. Кинель

возможности формирования политехнической компетенции студентов агроинженерных специальностей в процессе общетехнической подготовки

Рассмотрение политехнического аспекта следует начать с понятия «политехнический». Согласно определению, данному в толковом словаре авторов С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, понятие означает «относящийся к различным отраслям техники или основанный на разностороннем знакомстве с техникой» [1]. Следовательно, этот аспект общетехнической подготовки направлен на то, чтобы формировать у будущих инженеров знания о принципах работы технических узлов и механизмов, функционирующих в различных отраслях сельского хозяйства (агрономии, животноводстве, перерабатывающей отрасли и др.). А также формировать умения выделять принципы, лежащие в основе работы различных механизмов, навыки совершенствования этих знаний, умений.

Графотехнический аспект предусматривает формирование у студентов графических и инженерно-технических знаний, умений, соответствующих реальному уровню сложности выполняемых производственных задач и решаемых проблем, включает оценку ситуаций, прогнозирование причин неисправностей технических узлов, поиск приоритетных вариантов их устранения, составление описаний устройств, принципов действия механизмов, контроль и оценку правильности принятых

решений при выполнении инженерно-технических задач.

Теоретико-практический аспект данной подготовки направлен на развитие способностей студентов применять на практике приобретенные графические, инженерно-технические знания, умения по разработке, организации производственных процессов, в основе которых лежит сходство принципов действия оборудования, механизмов, инструментов, технологий и видов обрабатываемых материалов; научить их внедрять полученные знания, умения в производство; способствовать изобретательности и творчеству.

Фундаментальный аспект предусматривает формирование фундаментальных понятий, заложенных в учебных программах, объединяющих учебный материал, а также других взаимосвязей общетехнических дисциплин.

Интегративный аспект общетехнической подготовки обеспечивает достижение целостности данного образовательного процесса по горизонтали и по вертикали. Основой интегрирования общетехнических дисциплин являются межпредметные связи, которые служат способом раскрытия в содержании обучения современных тенденций развития науки, техники, технологии, возникающих

83

под влиянием процессов теоретизации, гуманизации и т. д.

Благодаря межпредметным связям наука предстает перед студентами не только как система знаний, умений, но и как система методов. Межпредметные связи следует рассматривать как средство отражения в содержании каждого учебного предмета и в учебной деятельности студентов продуктов межнаучной интеграции смежных предметов.

Существуют различные виды межпредметных связей:

1) фактические связи — связи между учебными предметами на уровне фактов;

2) понятийные связи, направленные на формирование понятий, общих для родственных предметов;

3) теоретические связи — системы научных знаний в данных предметных областях;

4) философские связи, отражающие категории материалистической диалектики (общее, частное и особенное, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность, содержание и форма, сущность и явление) [2].

Осуществлению взаимосвязей между предметами в свое время большое внимание уделяли: И.Ф. Гербарт, А. Дистервег, Я.А. Коменский, Д. Локк, И.Г. Песталоцци и др. В дальнейшем К.Д. Ушинский доказал, что знание и идеи, которые черпаются из различных учебных предметов, обобщаясь и объединяясь, образуют взаимосвязанные представления о реальных явлениях.

Подготовка студентов по общетехническим дисциплинам преследует цель — достижение определенного результата, т. е. сформированность их общетехнической компетентности. Возрастающая технологичность современного сельскохозяйственного производства повышает требования к общетехнической подготовке выпускников агроинженерных вузов. Это указывает на повышение уровня сформи-рованности графических и инженерно-технических знаний, умений, навыков студентов, изучающих общетехнические дисциплины, а также на повышение уровня развития их способностей к анализу множества разрозненных фактов, умений видеть скрытые связи, изменять планы и способы решения задач при изменениях ситуаций, обобщений результатов своей деятельности.

Л.В. Львов, сравнивая понятия «компетентность» и «компетенция», утверждает, что достижение какого-то результата есть компетентность, а компетенция — это процесс, в котором она формируется [3]. Автор статьи согласен с мнением Л.В. Львова и считает, что обучение студентов по общетехническим дисциплинам — это процесс, предусматривающий формирование компетенций, результатом которого является сформированность их общетехнической компетентности.

84

Согласно определению, данному в словаре «Профессиональное образование» С.М. Вишняковой, компетентность (от лат. сотрйеш — надлежащий, способный) — это мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач. В отличие от термина «квалификация», включает помимо сугубо профессиональных знаний, умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию [4].

По мнению Г.И. Огарева, компетентность — это категория оценочная, она характеризует человека как субъекта специализированной деятельности в системе общественного развития труда, имея в виду уровень развития его способности выносить квалифицированные суждения, принимать адекватные и ответственные решения в проблемных ситуациях, планировать и совершать действия, приводящие к рациональному и успешному достижению поставленных целей [3].

Б.И. Хасан утверждает, что компетентность — это то, чего из желаемого или измененного достиг конкретный человек [3].

И.Г. Шишов и И.Г. Агапов определяют компетентность как общую способность и готовность личности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированные на самостоятельное участие личности в учебнопознавательном процессе, а также направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность [3].

Г.Н. Стайнов определяет общетехническую компетентность как совокупность интегративных критериев, определяемых комбинацией следующих структурных составляющих:

• технико-технологические знания на прогностической ступени абстракции;

• успешное мотивированное восприятие; широкий диапазон и глубина знаний, сформирован-ность умений применять знания в практической деятельности;

• наличие пространственного воображения, гибкость мышления, диалектическое мировоззрение, владение методами анализа, синтеза, сравнения [5].

На основе обобщения различных взглядов ученых на понятие «компетентность», автор определяет общетехническую компетентность как уровень готовности студента к политехнической деятельности на основе графических и инженерно-технических знаний, умений и способности к самосовершенствованию.

Целью статьи является разработка научнотеоретического обоснования формирования поли-

технической компетенции студентов агроинженер-ных специальностей в процессе общетехнической подготовки.

Политехническая компетенция как неотъемлемая часть общетехнической компетентности студента обеспечивает полифункциональность и широ-копрофильность профессиональной деятельности инженера, что особенно важно для современного специалиста, поэтому данная тема исследования является актуальной.

Что заключается в понятии «политехническая компетенция»? Во-первых, следует рассмотреть определения разных ученых, раскрывающие содержание данного понятия.

А.М. Новиков под компетенцией подразумевает субъективный компонент человеческой культуры: знания, умения и навыки [3].

Б.И. Хасан отмечает, что компетенция — это то, на что претендует человек или то, что назначается ему как должное быть достигнутым [3].

А.В. Хуторской рассматривает компетенцию как некоторое отчуждение, заранее заданное требование к образовательной подготовке студента, необходимое для качественной продуктивной деятельности [3].

Г.П. Щедровицкий компетенцию определяет как предметную область, в которой личность хорошо осведомлена и в которой она проявляет готовность к выполнению деятельности [3].

«Компетенция» в словаре «Профессиональное образование» С.М. Вишняковой, определяется как круг вопросов, в которых данная личность обладает познаниями и опытом [4].

Во-вторых, политехническое обучение — это обучение, обеспечивающее знакомство обучающихся с основными принципами всех процессов производства и одновременно формирующее навыки обращения с орудиями производства [4].

Следовательно, политехническая направленность общетехнической подготовки должна предусматривать овладение студентами системой знаний об основных принципах производственных процессов и формирование умений и навыков обращения с орудиями сельскохозяйственного производства, развитие политехнического мышления.

На основе рассмотрения определений и применения их к своему исследованию под политехнической компетенцией автор статьи понимает способность студента к обобщениям инженернографических знаний, знаний о принципах работы сельскохозяйственного оборудования, уметь применять их на практике, а также совершенствовать навыки в области политехнических действий.

Инструментальным средством формирования политехнической компетенции студента в процессе общетехнической подготовки в агроинженерном вузе является самосовершенствование, которое опи-

рается на самоактуализацию, самоорганизацию, самовыражение, самоконтроль, самооценку своих знаний, умений, которые определяют уровень развития его политехнического мышления.

Совершенствование процесса общетехнической подготовки студентов, вызванное современными требованиями к агроинженерно-му образованию, предполагает моделирование личностно-ориентированной технологии обучения, обеспечивающей сформированность готовности студентов к профессиональной деятельности и предусматривающей развитие их способностей к политехническим действиям.

Основной идеей является определение возможностей построения такой педагогической технологии формирования политехнической компетенции, применение которой позволяло бы повышать уровень инженерно-графических умений и уровень развития политехнического мышления. В итоге автор отдает предпочтение методу моделирования.

Метод моделирования означает (словарь «Профессиональное образование») создание идеальной с точки зрения научных данных модели организации и условий функционирования педагогического процесса или какой-либо его части [4].

Задачей моделирования технологии обучения по общетехническим дисциплинам является выявление закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективного процесса подготовки студентов. Базой данного метода исследования является система методологических подходов: на философском уровне — диалектико-материалистическая теория познания, учение о противоречии как всеобщем источнике развития, теория развития личности в процессе учебно-познавательной деятельности, идея развивающего обучения; на общенаучном уровне — системный, деятельностный, личностный, развивающий, информационный и контекстный подходы (при системообразующей роли компетентностно-контекстного подхода), интегрирование общетехнических дисциплин.

Процесс формирования способности к обобщению знаний о принципах работы сельскохозяйственного оборудования, графических и инженерно-технических знаний, умений применять их на практике заключается в создании концептов, моделирующих пространство адекватного политехнического развития, в обосновании системы принципов, а также создание на их основе модели, позволяющей расширить диапазон педагогических воздействий на эффективность развития политехнического мышления студентов при сосредоточении усилий на графотехническую деятельность.

Определяющие педагогические условия повышения эффективности овладения студентами политехнической деятельностью включают графи-

85

ческие, инженерно-технические знания, умения, навыки, обобщенные способы решения графотехнических задач, а также способность к совершенствованию политехнической компетенции на основе системы развивающих графотехнических ситуаций и заданий разного уровня, реализованных в технологию проблемно-обучающих блоков, отражающих структуру, обеспечивая будущим инженерам готовность к эффективной профессиональной деятельности.

Личностно-ориентированное обучение по общетехническим дисциплинам рассматривается как альтернатива традиционному когнитивно-ориентированному и понимается как особый тип образования, основывающийся на организации взаимодействия студентов и педагогов, при которой созданы оптимальные условия для развития у студентов способности к самообразованию, самоопределению, са-

мостоятельности и самореализации себя. Центр тяжести данной системы — личность студента.

Список литературы

1. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений — 4-е изд. / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.

2. Рапацевич, Е.С. Современный словарь по педагогике / Е.С. Рапацевич. — Минск: Современное слово, 2001. — 928 с.

3. Львов, Л.В. Учебно-профессиональная компетентность, сущность, содержание и оценка: монография / Л.В. Львов. — Челябинск: ЧГАУ, 2006. — 132 с.

4. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. — М.: НМЦ СПО, 1999. — 538 с.

5. Стайнов, Г.Н. Педагогическая система преподавания общетехнических дисциплин: монография / Г.Н. Стайнов. — М.: Педагогика- Пресс, 2002. — 200 с.

УДК 378. 147

С.П. Сорокоумов, канд. с.-х. наук, доцент

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Орловский государственный университет»

классификация модулей обучения почвоведов и учителей агротехнологии предметам сельскохозяйственного блока дисциплин

Образование становится важнейшим механизмом реализации модели устойчивого развития, воспроизводства интеллектуальных ресурсов и обеспечения высокого качества производительных сил общества, предполагающих полноценное формирование и самореализацию творческого потенциала каждой включенной в этот процесс личности. Сейчас уже никого не удивляет необходимость определения гуманистической парадигмы непрерывного образования, ориентированной на модель устойчивого развития, на самоценность личности, на гуманное отношение к человеку и природе, на отражение в образовательном процессе закономерных тенденций развития образования: фунда-ментализации и технологизации, усиления интеграции и углубления его дифференциации. Основными задачами профессионального образования, по мнению Г.М. Романцева и П.Ф. Кубрушко, являются разработка и экспериментальная апробация моделей реформирования системы подготовки кадров — ее организации, структуры, содержания, принципов взаимодействия с образовательной практикой и инновационными процессами в образовании, способствующими повышению качества подготовки специалистов [1, с. 64-70], при этом

86

ученые поднимают непростой в плане подходов к решению вопрос дифференцированной бипро-фессиональной подготовки специалистов различных отраслевых и квалификационно-уровневых специализаций. А это выводит на необходимость и учет инвариантности профессиональной подготовки будущего специалиста. Инвариантная структура содержания профессионального образования отражает структуру совокупного объекта изучения и инвариантную структуру профессиональной деятельности, которые остаются неизменными для педагога профессионального обучения любой квалификации.

Их выполнение направлено на удовлетворение требований общества к повышению качества образования, одним из направлений которого является его внешняя и внутренняя дифференциация. Это обеспечивается расширением образовательных маршрутов как по горизонтали, так и по вертикали разных типов и предполагает осуществление дифференцированного подхода к подготовке специалистов разных профилей, к организации их самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы. Реализации всех этих задач и подчинено интегративно-модульное обучение студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.