Научная статья на тему 'Теоретические предпосылки проектирования педагогической системы общетехнической подготовки инженера'

Теоретические предпосылки проектирования педагогической системы общетехнической подготовки инженера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ОБЩЕТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ / PEDAGOGICAL SYSTEM / PEDAGOGICAL DESIGNING / GENERAL TECHNICAL TRAINING / THEORETICAL PRECONDITIONS OF DESIGNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стайнов Геннадий Николаевич

Подчеркивается актуальность повышения уровня общетехнической подготовки инженера, обосновывается, что результат общетехнической подготовки имеет характер промежуточного в системе высшего профессионального инженерного образования, закладывает фундамент для дальнейшего овладения той или иной профессией и вносит определенный вклад в формирование общетехнической компетентности выпускника вуза. Рассматриваются теоретические предпосылки проектирования педагогической системы общетехнической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стайнов Геннадий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL PRECONDITIONS OF DESIGNING OF PEDAGOGICAL SYSTEM OF THE GENERAL TECHNICAL TRAINING OF THE ENGINEER

The urgency of increase of level of the general technical training of the engineer is underlined, proved that the result of the general technical training has character intermediate in system of the higher professional engineering education, lays the foundation for the further mastering by this or that trade and brings the certain contribution to formation of the general technical competence of the graduate of high school. Theoretical preconditions of designing of pedagogical system of the general technical training are considered.

Текст научной работы на тему «Теоретические предпосылки проектирования педагогической системы общетехнической подготовки инженера»

зования, для построения индивидуальных образовательных траекторий.

Целесообразно рекомендовать ученым Учебно-методического объединения ППО, используя накопленный в профессионально-педагогическом образовании опыт, развивать исследования проблем профессионально-педагогического образования. Одновременно с этим необходимо обеспечивать повышение квалификации профессорско-преподавательского состава.

Таким образом, можно отметить:

1. На протяжении долгого времени система ППО стремилась к тому, чтобы профессиональнопедагогическая подготовка соответствовала тем требованиям, которые в разные годы выдвигались профессионально-техническим, а затем начальным профессиональным образованием. Оживление в развитии ППО коррелирует с периодами роста потребностей экономики страны в рабочих кадрах высокой квалификации.

2. Прогрессивная идея интегрированной отраслевой и психолого-педагогической подготовки, впервые реализованная еще до революции, получила свое дальнейшее развитие в 1970-80 гг., а в настоящее время является основной формой подготовки педагогов профессионального обучения.

3. Сегодня наблюдаются процессы изменения профессионально-квалификационной структуры начального профессионального образования, отход от традиционного профессионально-технического

образования, что оказывает влияние на квалификационную структуру высшего ППО и трансформацию инженерно-педагогического образования в профессионально-педагогическое.

4. Реализация компетентностного подхода (новое поколение ФГОС высшего ППО) в профессионально-педагогическом образовании требует разработки соответствующих образовательных программ, учебников, учебных пособий и множество других научно-методических и учебно-методических материалов.

5. С учетом изменений, происходящих в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании, необходимо по-новому взглянуть на систему ППО, на современном уровне дополнить его теоретические основы и не только объяснить и разработать стратегию и тактику его дальнейшего развития, но и обоснованно оптимизировать современную практику данного перспективного вида образования.

Список литературы

1. Теория и практика профессионально-педагогического образования: коллективная монография / Под ред. Г.М. Ро-манцева. — Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2007. — 305 с.

2. Фёдоров, В.А. Методологические подходы к разработке организационно-педагогических основ управления развитием профессионально-педагогического образования / В.А. Фёдоров // Изв. Уральского отделения РАО. Сер. «Образование и наука». — 1999. — Вып. 1 (1). — С. 52-69.

УДК 378.1

Г.Н. Стайнов, доктор пед. наук, профессор

ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРА

В связи с изменением социально-экономических условий в нашей стране идет модернизация высшей школы. Наука, производство и образование оказались не подготовленными к резкому повороту от централизованного планового регулирования к рыночным отношениям, в том числе от государственного распределения выпускников вузов к их свободному трудоустройству. Сложившаяся ситуация в полной мере отражается на выпускниках технических вузов. Переход к информационному обществу характеризуется возникновением и динамичным развитием новых производств, наукоемких технологий, углублением интеграции науки, техники, производства

и образования. Это формирует потребность в специалистах с высоким уровнем профессиональной подготовки в условиях наукоемких высокотехнологичных производств, что требует фундамента-лизации высшего технического образования. Наблюдается высокий спрос на выпускников технических вузов со стороны иных структур, где им приходится сталкиваться с объективными изменениями в характере и содержании деятельности инженеров (с новыми критериями качества продукции, ее сертификации, экономической эффективности, социальной ценности и др.), а также работать в новых службах (менеджмент, маркетинг, мониторинг, дизайн и т. д.).

В этом плане узкая направленность инженерной подготовки не соответствует динамике общественной практики, которая предполагает возможность профессиональной и личностной самореализации выпускника технического вуза в любой сфере социально-экономической деятельности.

Потребность в инженерных кадрах не только в наукоемком производстве, но и в других структурах обусловливает тенденцию к подготовке инженеров широкого профиля, что способствует адаптации специалистов к создавшейся социально-экономической обстановке [1, 2].

Поэтому в этих условиях важной задачей высшей технической школы становится подготовка специалистов не только для конкретной области деятельности, но и развитие личности каждого студента, расширение его профессиональной и социальной компетентности, повышение общей культуры. Выпускник технического вуза в современных условиях более востребован, если подготовлен как инженер широкого профиля. Широкопрофильность не исключает фундаментализации образования. Напротив, фундаментальность образования, обеспечиваемая изучением предметов естественно-научного цикла, предусматривает последующую общетехническую подготовку высокого уровня, что в совокупности и определяет широкопрофильность специалиста.

Общетехническая подготовка является одним из важных факторов фундаментализации, широко-профильности и профессиональной мобильности специалиста с инженерным образованием. Для осуществления общетехнической подготовки требуется проектирование педагогической системы. Методологической основой исследования и проектирования системы являются фундаментальные положения теорий познания, информации и управления, основополагающие идеи теории деятельности, развития творческого процесса, труды ученых по общей разработке форм, методов, средств и закономерностей проектирования и организации учебной деятельности, а также синергетический подход к исследованию и проектированию открытой педагогической системы преподавания с перманентной реализацией в учебном процессе комплекса принципов активизации познавательной деятельности и формирования общетехнической компетентности обучающихся.

Для этого проведено системное исследование с деятельностным и комплексным подходами, позволяющее перейти от пассивно-репродуктивных к активно-творческим методам обучения в разных организационных формах на основе рационального использования составляющих компонентов учебного процесса.

Формирование творчески мыслящей личности осуществляется путем проектирования педагогической системы с разработкой технологии проблемно-

поисковой деятельности, поиска и постановки познавательных задач, сочетания научного и педагогического творчества преподавателя на материале общетехнических дисциплин. Признаком любой системы является наличие системообразующего фактора, который доминирует во всех элементах системы. Для российской педагогической системы таковым системообразующим фактором является формирование общетехнической компетентности. Системное исследование позволяет представить процесс обучения как четко спроектированную работу студентов в активных видах деятельности, а перед преподавателями поставить задачу моделирования различных видов деятельности и управления процессом. Системным исследование можно назвать потому, что учебный процесс рассматривается как педагогическая система, состоящая из взаимосвязанных, взаимозависимых компонентов, и исследуются все элементы системы, а также потому, что исследование проводится во всех основных организационных формах процесса обучения. Деятельностный подход указывает на то, что на всех этапах проектирования формирование общетехнической компетентности осуществляется через деятельность обоих субъектов — преподавателя и обучающихся. Комплексный подход в работе означает, что не один, а все компоненты процесса обучения «наполняются», изменяются, совершенствуются, так как только такой подход ведет к совершенствованию всей системы в целом.

Концептуальная суть исследования выражается четырьмя основными положениями.

Первое концептуальное положение заключается в том, что в качестве исходной основы исследования принято педагогическое проектирование как вид прогностической деятельности педагога, состоящей в разработке и исследовании педагогической системы преподавания на этапах организационно-подготовительном, моделирования, проектирования технологии обучения и внедрения с реализацией принципов педагогического проектирования: 1) принципа системности, предполагающего понимание педагогического проектирования как подсистемы, т. е. элемента системы более высокого уровня, функционально связанной и зависимой от нее; 2) принципа адекватности проекта реальному учебному процессу; 3) принципа синергетики, предусматривающего проектирование процесса обучения как совместную, согласованную деятельность преподавателя и деятельность студентов; 4) принципа поэтапности, требующего последовательности педагогического проектирования.

Второе концептуальное положение состоит в том, что результатом проектирования на этом этапе является модель педагогической системы преподавания предмета, включающая все элементы системы (цель, содержание, субъекты учебного процесса,

49

формы, методы и средства, в том числе дидактический контрольный инструментарий обратной связи) и состоящая из целевой, информационной, познавательной и управляющей частей.

Третьим концептуальным положением является проектирование и исследование технологии обучения как процесса реализации модели педагогической системы в целом и ее элементов в отдельности. Результатом педагогического проектирования на этом этапе является технология обучения как совокупность процедурных действий преподавателя и студентов при реализации элементов системы для достижения образовательных целей с прогнозируемым результатом (гарантированным успехом).

Четвертое концептуальное положение предусматривает проектирование и исследование подсистемы формирования общетехнической компетентности, т. е. такой организации процесса обучения посредством активизации познавательной деятельности, при которой учебный материал общетехнических дисциплин становится предметом мыслительных и практических действий каждого обучающегося, закладывая основы творческой личности для дальнейшей профессиональной инженерной деятельности и межотраслевой мобильности. Формирование общетехнической компетентности выделяется в педагогической системе в отдельный элемент и осуществляется через совокупность сформулированных принципов формирования общетехнической компетентности: 1) адаптации к процессу обучения общетехническим дисциплинам; 2) соответствия ступени абстракции изучаемого материала накопленному тезаурусу студентов; 3) единства научной и педагогической деятельности преподавателя; 4) принципа непрерывного формирования и развития профессионального творческого мышления. Это концептуальное положение осуществляется путем разработки подсистемы формирования общетехнической компетентности студентов на основе сформулированных принципов с выявлением средств и условий их реализации.

Бесспорно, чтобы выпускникам была присуща общетехническая компетентность, они должны иметь высокую общетехническую подготовку, содержание которой должно отвечать как определенным задачам, вытекающим из общих требований к содержанию высшего образования, так и задачам, содержащим специфические требования к профессиональной подготовке инженера в соответствии с образовательным стандартом.

Общепрофессиональная подготовка инженера содержит блок дисциплин, отражающих научные основы техники и технологии межотраслевого назначения, характерных для группы отраслей (подотраслей, производств). И, если содержание таких дисциплин в некоторой степени надо профилировать согласно содержанию деятельности в конкрет-

50

ной отрасли, к которой относится профессия, то существенными признаками общетехнической компетентности (в рамках общетехнической подготовки инженера) следует считать совокупность интегральных критериев, в качестве которых могут выступать следующие структурные составляющие:

1) технико-технологические знания на прогностической ступени абстракции, успешное мотивированное восприятие и усвоение студентами основных научных понятий, законов, формул, методов расчета, физической сущности процессов, явлений общетехнического профиля;

2) широкий диапазон и глубина знаний, сфор-мированность у студентов умения применять знания в практической деятельности, уверенность в своих потенциальных возможностях проявления самостоятельности в области инженерной профессии, способность принимать ответственные решения, мобильность для ориентации в изменяющихся условиях, способность рационально организовывать и планировать свою работу;

3) постоянное стремление учиться и обновлять свои знания, наличие интереса к научным исследованиям, гибкость мышления, коммуникативные способности, общая и профессиональная культура, диалектическое мировоззрение, владение методами анализа, синтеза, сравнения;

4) наличие абстрактного, системного и творческого мышления, пространственного воображения, творческого отношения к профессиональной деятельности, способность к смелому принятию решений в нестандартных ситуациях, готовность и стремление к профессиональному самосовершенствованию, готовность быстро адаптироваться при изменении техники, технологии, организации и условий труда.

При определении содержания и структуры общетехнической компетенции исходят из видов профессиональной деятельности инженера и квалификационных требований к специалисту, предусмотренных Государственным образовательным стандартом.

Первая составляющая структуры общетехнической компетентности обеспечивается реализацией принципа адаптации к образовательному процессу, овладением студентами технико-технологическими знаниями на основе мотивации, стимулирования, выявления и широкого использования преподавателем межпредметных связей, формирования логического мышления в области политехнических знаний о видах энергии, преобразователях видов энергии, преобразователях параметров различных видов энергии и т. д.

Вторая составляющая структуры общетехнической компетентности обеспечивается реализацией принципа соответствия ступени абстракции изучаемого материала тезаурусу студентов посредством

использования потенциала способностей обучающихся для восприятия материала более высокой ступени абстракции.

Третья составляющая структуры общетехнической компетентности обеспечивается реализацией принципа единства научной и педагогической деятельности преподавателя, в том числе посредством повышения сложности учебного материала за счет применения в учебном процессе результатов своих научных исследований в области преподаваемой дисциплины.

Четвертая составляющая структуры общетехнической компетентности обеспечивается реализацией принципа непрерывного формирования и развития профессионального творческого мышления студентов посредством поиска и разрешения проблемных ситуаций, решения познавательных задач, выполнения творческих заданий, реального курсового проектирования.

Необходимым условием разработки и реализации педагогической системы является общепедагогическая компетентность преподавателя, т. е. для достижения высокого уровня общетехнической компетентности обучающихся преподаватель общетехнических дисциплин должен обладать общепедагогической компетентностью, основными составляющими которой являются: 1) технико-технологические знания в области профессии будущих выпускников, в том числе владение в совершенстве своим предметом; 2) знания в области педагогики;

3) знания в области общей методики преподавания;

4) профессиональные и личностные качества для педагогической деятельности и овладение частной методикой преподавания соответствующего общетехнического курса на основе спроектированной педагогической системы обучения своему предмету.

Первая составляющая структуры общепедагогической компетентности обеспечивается отраслевой технико-технологической базовой подготовкой преподавателя. Вторая составляющая включает совокупность знаний в области теории обучения (дидактики). Третья составляющая обусловлена личным опытом самостоятельной практической педагогической деятельности. Четвертая составляющая предусматривает наличие способностей, от уровня развития которых зависит осуществление преподавательской деятельности.

Выстроена обоснованная логическая цепочка: общетехническая подготовка является важным фактором фундаментализации, широкопрофильности и профессиональной мобильности ^ педагогическая система обучения ОТД является средством совершенствования общетехнической подготовки ^ системообразующим фактором педагогической системы выступает формирование общетехнической компетентности ^ одним из средств формирования общетехнической компетентности является ак-

тивизация познавательной деятельности студентов при изучении общетехнических дисциплин за счет реализации общепедагогической компетентности преподавателя.

Автор опирается на положение, что для полного успеха процесса обучения в его основе должна быть педагогическая аксиома: необходимо сочетание внутренних (мотивов) и внешних (стимулов) факторов заинтересованности обоих субъектов учебного процесса — обучающегося и преподавателя. Определен синергетический подход к проектированию педагогической системы, структурно-логическое построение и этапы ее разработки и исследования. Отмечается, что современным педагогическим исследованиям присуща синергетическая концепция как методологический поиск описания и прогнозирования нелинейных, многомерных, открытых явлений и процессов и осуществляется синергетический подход к проектированию педагогической системы. Сформулированы также условия, необходимые для реализации принципов проектирования, и представлена логическая схема теоретических основ исследования.

Выделены четыре этапа проектирования педагогической системы обучения общетехническим дисциплинам:

1) организационно-подготовительный (анализ исходных данных, условий, факторов, характеристик, изучение Государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению и квалификации, учебного плана, типовой программы по предмету и т. д.);

2) этап моделирования (разработка прогнозной теоретической модели педагогической системы, ее состава — совокупности элементов, строения, структуры);

3) технологический этап (разработка технологии обучения на основе модели, организация и управление процессом познания с осуществлением прямой и обратной связи);

4) аналитический этап (анализ и оценка степени соответствия реализованного образовательного процесса спроектированному с целью внесения коррекции или полного изменения модели и технологии педагогической системы).

Успешность и полнота достижения цели формирования общетехнической компетентности творчески мыслящей личности зависят от качества реализации элементов системы.

Логика теоретического подхода к проектированию и исследованию педагогической системы преподавания общетехнических дисциплин заключается в выделении четырех этапов проектирования педагогической системы общетехнических дисциплин; в обосновании принципов проектирования и условий их реализации; в построении теоретической модели и разработке технологии обучения; в обосно-

51

вании принципов формирования общетехнической компетентности, условий и средств их реализации при профессиональной подготовке инженера.

Исходя из поставленной проблемы создания педагогической системы обучения студентов общетехническим дисциплинам в инженерном вузе необходимо построить адекватную теоретическую модель и разработать педагогическую технологию. Это осуществляют посредством реализации прогностической деятельности — педагогического проектирования (проектирования педагогических систем).

Процесс проектирования начинается (после организационно-подготовительного этапа) с проектирования модели педагогической системы, которая при последующем этапе проектирования деятельности двух субъектов образовательного процесса (педагогической технологии) и дальнейшей реализации системы трансформируется в результат деятельности — специалист-инженер. Такой подход к педагогическому проектированию реализуется через формирование общетехнической компетентности, образующей свою подсистему в составе педагогической системы. Для повышения роли общетехнической подготовки в профессиональном образовании инженера необходимо к методике обучения отдельной общетехнической дисциплине подходить системно, а системообразующим фактором выступает формирование общетехнической компетентности.

Для достижения цели должна быть разработана адекватная педагогическая технология, предусматривающая прогнозируемый результат (гаранти-

рованный успех) в процессе обучения. Это означает, что при соблюдении определенных принципов, методов, средств реализации предписываемой технологии будет получен прогнозируемый результат (в количественных показателях достижения цели) или гарантированный успех (в качественных показателях достижения цели) при изучении общетехнических дисциплин.

Педагогическое проектирование становится необходимым видом работы преподавателя общетехнических дисциплин, в задачу которого входит создание в проекте всего того, что необходимо в образовательном процессе для достижения цели с прогнозируемым, предсказуемым результатом. Используя приведенные теоретические предпосылки и обоснованную методологию, преподаватель общетехнических дисциплин (и не только их) может разработать педагогическую систему на разном иерархическом уровне в другой когнитивной среде: по профессии, специальности, квалификации, по циклу учебных курсов, по отдельным предметам и дисциплинам; по учебному модулю, разделу, теме; на отдельное учебное занятие по конкретной теме.

Список литературы

1. Стайнов, Г.Н. Активизация познавательной деятельности при изучении педагогического спецкурса «Методика преподавания общетехнических дисциплин»: учеб. пособие / Г.Н. Стайнов. — М.: МГАУ, 1994. — 59 с.

2. Стайнов, Г.Н. Проектирование педагогической системы преподавания учебного предмета: методические рекомендации / Г.Н. Стайнов. — М.: МГАУ, 2002. — 57 с.

УДК 378

В.П. Косырев, доктор пед. наук, профессор

ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Инженерно-педагогический факультет МГАУ, открытый в 1975 году на базе педагогического отделения МИИСП, имеет богатые традиции и опыт подготовки кадров для системы начального и среднего профессионального образования.

Подготовка преподавателей на педагогическом отделении МИМЭСХ была организована в 1934 г. из числа специалистов-практиков с высшим инженерным образованием. В течение почти 50 лет (1953-1999) на нем осуществлялась подготовка инженерно-педагогических кадров для сельскохозяй-

ственных техникумов и профессионально-технических училищ на базе высшего инженерного образования. И в настоящее время наряду с известными ведущими научно-образовательными центрами и научными школами по исследованию и подготовке профессионально-педагогических кадров в Екатеринбурге (РГППУ), Нижнем Новгороде (РГИПУ), Харькове (УИНА) на инженерно-педагогическом факультете МГАУ осуществляется подготовка профессиональнопедагогических кадров для системы профессионального образования сельскохозяйственного профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.