Научная статья на тему 'Совершенствование педагогической компетентности преподавателя на инновационной основе концепции системного педагогического проектирования'

Совершенствование педагогической компетентности преподавателя на инновационной основе концепции системного педагогического проектирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
341
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СИСТЕМНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / СИСТЕМНО-ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРЕДМЕТНО-ОТРАСЛЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ОРГАНИЗАТОРСКО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СУБКОМПЕТЕНЦИИ / PEDAGOGICAL COMPETENCE / SYSTEM TEACHING PROJECTING / SYSTEM PROJECTING COMPETENCE / SUBJECT COMPETENCE / ORGANIZATION AND MANAGEMENT COMPETENCE / PERSONAL AND PROFESSIONAL COMPETENCE / PARTS OF THE COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стайнов Г. Н.

В данной статье рассмотрен процесс совершенствования педагогической компетентности преподавателя на основе инновационной концепции системного педагогического проектирования. Определены компоненты педагогической системы и педагогического проектирования. Исследована педагогическая компетентность преподавателя и составляющие ее компетенции. Предложена модель системно-проектировочной компетенции преподавателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article describes how to improve the teaching competence basing on the innovative concept of systemic pedagogical design. The components of the educational system and the teaching projecting also were defined. The pedagogical competence of the teacher and the components of his competence were investigated. The model of the system projecting competence of the teacher was proposed.

Текст научной работы на тему «Совершенствование педагогической компетентности преподавателя на инновационной основе концепции системного педагогического проектирования»

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Предложенный тест на личностное отношение к природе выявил, что отношение к природе осознается глубоко и правильно лишь 20 % обучающихся, 77 % определяют свое отношение как мало активное, а 3 %

- недостаточно осмысленное. Большинство респондентов недооценивали необходимость получения всесторонних знаний экогуманитарной направленности.

Результаты исследования, представленные в рисунке, свидетельствуют, что лишь 11 % респондентов имеют высокий уровень экологических знаний, 35 % - средний и 54 %

- низкий уровень.

Уверенность в необходимости формирования экологической культуры высказывают 70 % студентов. Однако о готовности к экологически сообразной деятельности заявили всего 3 % опрошенных студентов, а судить об уровне развития экологического сознания студентов можно именно по этому показателю. У 98 % экологическое сознание оказалось несформированным (студенты честно признаются, что практически ничего не делают). Ранее участие в природоохранной деятельности принимали всего 7 % студентов, причем большинство опрашиваемых участвовало только в очистке территории и посадке деревьев.

Налицо острый дефицит компетентных специалистов и недостаточность общего уровня экологической грамотности. Существующий уровень компетентности студентов (будущих специалистов) пока не отвечает за-

дачам обновления системы высшего образования. Подтверждением является то, что квалификация выпускников технического вуза - их нравственные качества намного отстают от требований, предъявляемых обществом, работодателями.

Как показывают результаты нашего исследования, главной проблемой является низкий уровень экологической культуры, которая наравне с формированием целостного мировоззрения становится приоритетом, согласно Концепции модернизации российского образования и Экологической доктрине России.

От уровня сформированности экологической компетентности напрямую зависит мировоззрение будущего специалиста, результаты деятельности которого будут сказываться (проявляться) в жизни не только настоящих, но и будущих поколений.

Библиографический список

1. Анисимов, О.С. Экологическая культура: восхождение к духу. Поиски духовно-нравственных оснований коррекции образования и культуры / О.С. Анисимов, С.Н. Глазачев. - М., 2005. - 186 с.

2. Глазачев, С.Н. Экологическая культура / С.Н. Глазачев. - М., 1997

3. Глазачев, С.Н. Экологическая культура учителя: методическая система, педагогические технологии, диагностика / С.Н. Глазачев, С.С. Кашлев, А.А. Марченко. - М.: Горизонт, 2004. -137 с.

4. Хуторский, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторский // Народное образование. - 2003. - № 2.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ НА ИННОВАЦИОННОЙ ОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ СИСТЕМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Г.Н. СТАЙНОВ, проф.каф. педагогики и психологии МГУЛ, д-р пед. наук

Для эффективности повышения квалификации преподавателей, особенно имеющих отраслевое высшее профессиональное образование, но с отсутствием базовой педагогической подготовки, необходимо обратиться к концепции системного педагогического

[email protected]

проектирования [1]. Концепция заключается в том, что педагогическое проектирование является приоритетной функцией преподавателя и представляет собой процесс прогностической образовательной деятельности, состоящей в разработке педагогической системы препода-

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2013

181

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

вания своего предмета с моделированием и технологизацией учебного процесса.

Системным педагогическое проектирование называется потому, что, во-первых, при разработке применяются системный подход к обучению и системный анализ на его основе, который требует комплексного проектирования всех составляющих элементов образовательного процесса, и, во-вторых, результатом проектирования является педагогическая система преподавания учебного предмета (или темы, раздела, модуля).

Педагогическая система - совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных элементов (цель, принципы дидактики, содержание, формы, методы, средства, субъекты учебного процесса, системообразующий фактор, обратная связь, результат обучения), предназначенных для достижения образовательной цели с прогнозируемым результатом посредством совместной деятельности преподавателя и студентов. Педагогическая система состоит из теоретической модели и педагогической технологии.

Модель педагогической системы - искусственное (условное) изображение педагогической системы в виде блок-схемы, адекватной реальному образовательному процессу, с целью его научного исследования и практической реализации, фактически это модель образовательного процесса.

Педагогическая технология - процесс реализации элементов модели с обязательным выполнением определенных научно обоснованных принципов, т.е. это «механизм» реализации системы для достижения гарантированного успеха.

Концепция предусматривает переход от традиционного планирования к системному педагогическому проектированию. Разработанная педагогическая система состоит из 7 компонентов. Логическая интерпретация системы представлена схемой, выступающей в роли концептуальной модели системного педагогического проектирования (рис.1). Аннотация сущности системного педагогического проектирования состоит в описании процесса следующим алгоритмом построения семикомпонентной конструкции.

Компонент 1. Методологическая основа педагогического проектирования выступает как предпосылка теории организации предстоящей деятельности, «стартовая площадка» преподавателя-проектировщика педагогической системы. Поскольку педагогическое проектирование - это процесс, то преподаватель-проектировщик должен разбить этот процесс на этапы, определить методологические подходы, выявить функции этого процесса, применить принципы, которыми следует руководствоваться при проектировании.

Компонент 2. Так как результатом педагогического проектирования является педагогическая система, то она должна иметь системообразующий фактор как концентрированное выражение основной идеи системы.

Компонент 3. Педагогическую систему нужно представить в виде условного изображения в форме блок-схемы, называемой дидактической моделью педагогической системы, которая включает все элементы системы (цель, содержание, формы, методы, средства и др.) и может считаться универсальной моделью педагогической системы преподавания предмета, модуля или темы. Для построения модели руководствуются определенными принципами [1].

Компонент 4. Реализация педагогической системы в образовательном процессе - это тоже процесс, процесс реализации каждого элемента ее модели, но не просто реализация, а реализация с выполнением определенных условий, предписанных требований, принципов и поэтому называемый педагогической технологией, которая обеспечивает достижение цели и предполагаемый результат. При разработке педагогической технологии также руководствуются определенными принципами [1].

Компонент 5. Реализация спроектированной педагогической системы посредством педагогической технологии дает результат, предполагаемый определенным уровнем технологичности и соответствующим уровнем успешности овладения студентами учебным материалом.

182

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2013

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Логическая интерпретация педагогической системы

_______________________i_______________________

Методологическая основа проектирования педагогической системы

I

■ Этапы педагогического проектирования

■ Методологические подходы

■ Функции проектирования

■ Принципы педагогического проектирования

■ Системный подход к научному познанию

■ Системный анализ образовательного процесса

■ Теория проектирования систем и ее приложение в сфере профессиональной деятельности педагога

■ Концепция педагогического проектирования и творческий подход преподава-теля в методологическом, дидактическом, технологическом и организаторском аспектах на основе общепедагогической компетентности

7

I

Научная основа проектирования педагогиче-ской системы

1

Рис. 1. Концептуальная модель системного педагогического проектирования

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2013

183

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Компонент 6. После реализации педагогической системы возникает необходимость «обращения субъекта на самого себя», т.е. анализа преподавателем своей собственной работы (рефлексии) и выявления наличия признаков технологичности системы\1\.

Компонент 7. Проектирование педагогической системы должно опираться на «фундамент» (научную основу педагогического проектирования): системный подход к научному познанию, системный анализ образовательного процесса, теорию проектирования систем и концепцию педагогического проектирования.

Предлагается развитие компетентнос-тного подхода к повышению квалификации преподавателей. В целом профессиональнопедагогическую компетентность преподавателя можно представить в виде следующей схемы.

Общая профессионально-педагоги-

ческая компетентность преподавателя представляет собой совокупность ключевых, базовых компетенций:

ППК = СПК+ПОК+ОУК+ЛПК

Системно-проектировочная компетенция означает, что преподаватель должен овладеть научной и методологической основами педагогического проектирования и уметь спроектировать педагогическую систему преподавания своего курса. Это позволяет педагогу работать на развитие системного мышления, творческих способностей студентов.

Предметно-отраслевая компетенция - это глубокое знание преподаваемого предмета и понимание его роли в подготовке специалиста, т.е. профессионально ориентированное содержание своего предмета и знание отрасли, в которой будет работать выпускник образовательного учреждения.

Организаторско-управленческая компетенция - преподаватель должен уметь организовать образовательный процесс, грамотно управлять им, быть компетентным в области менеджмента в образовании и в сфере управления в отрасли, для которой готовится специалист.

Личностно-профессиональная компетенция. Преподаватель должен быть творческой личностью, «генератором идей», а не только «передатчиком» знаний, заниматься научной работой в области своего предмета, считать обучающихся личностями, субъектами образовательного процесса, выстраивать бесконфликтные взаимоотношения с ними, отдавать предпочтение демократическим формам общения, обладать такими личностно-профессиональными качествами, как коммуникабельность, толерантность, безупречный внешний вид, правильная речь, креативность, готовность к свободному ответу на любые вопросы и возможности дискуссии с уважением к мнению участников, принимая его или аргументированно не соглашаясь.

Образовательный процесс нуждается в преподавателе-человековеде, педагоге- духовном наставнике, а не в узком профессионале, мыслящем в рамках своего предмета, так как обучающиеся могут «черпать» информацию из различных источников и без преподавателя, а общение «лицом к лицу» возможно только с преподавателем, который готов к сотрудничеству с ними и взаимопониманию. В этом отношении у преподавателя должна быть требовательная доброта и доброжелательная требовательность.

В данной публикации остановимся только на первой составляющей профессионально- педагогической компетентности преподавателя - системно-проектировочной. Для формирования проектировочной составляющей необходимо использовать модель образовательного процесса (рис. 2) \11\.

Предлагаемый подход позволяет овладеть повышающими квалификацию преподавателями системно-проектировочной компетенцией (CIIK).

СПК - сформированность совокупности профессионально-педагогических действий, направленных на осуществление реализации концептуальной модели системного педагогического проектирования (рис.

1) или модели образовательного процесса (рис.2), обеспечивающих технологичность процесса обучения и достижение предсказуемого результата.

184

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2013

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Это определение СПК можно выразить формулой как сумму структурных составляющих этой компетенции (т.е. субкомпетенций):

Практические рекомендации для аттестации преподавателя на квалификационную категорию по сформированности системнопроектировочной компетентности

Системно-проектировочная

компетентность преподавателя (СПК)

I I

(при аттестации на I квалификационную категорию - на базе модели образовательного процесса - Схема А3)

СПК = Ykp 1

где К - умение спроектировать цель (компетентность в целеполагании);

К2 - умение реализовать принципы дидактики (компетентность в реализации общедидактических принципов);

К3 - умение реализовать научный отбор содержания (компетентность в реализации принципов отбора содержания);

К4 - умение выбрать организационные формы обучения (компетентность в выборе форм обучения);

К5 - умение обосновать методы обучения (компетентность в обосновании методов обучения);

К6 - умение подобрать соответствующие средства обучения (компетентность в подборе средств обучения);

К7 - умение сформулировать системообразующий фактор и реализовать его принципы (компетентность в сущности и принципах реализации системообразующего фактора);

К 8 - умение спроектировать внутреннюю и внешнюю обратную связь.

Системно-проектировочная компетентность преподавателя (СПК)

(при аттестации на высшую квалификационную категорию - на базе семикомпонентной

концептуальной модели педагогического проектирования - рис. 1)

СПК =

1

где К 1 - овладение методологией педагогического проектирования;

К2 - умение выбрать и обосновать системообразующий фактор;

К3 - умение смоделировать образовательный процесс;

К4 - умение разработать технологию обучения (научно обоснованно реализовать элементы модели);

К5 - умение диагностично спрогнозировать результаты своей работы;

К6 - умение проанализировать педагогическую систему;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К7 - овладение научной основой педагогического проектирования. Примечание. Другие структурные составляющие (ПОК, ОУК, ЛПК) общей профессионально-педагогической компетентности (ППК) преподаватель приобретает самообразованием, самовоспитанием и с учетом имеющихся научных исследований, соответствующих публикаций в педагогической литературе и своего собственного опыта.

Для предлагаемой системы характерны достоинства.

1 Логическая структурированность - совокупность упорядоченно расположенных элементов системы с учетом устойчивых связей между ними, обеспечивающих целостность и тождественность дидактической (теоретической) модели системы реальному образовательному процессу.

2.Практичность - совокупность свойств системы, влияющих на эффективность ее реализации в образовательном процессе и выражающихся:

а) в возможности использования системы в реальном образовательном процессе:

б) в простоте ее освоения и применения;

в) в воспроизводимости технологии и достижении намеченной цели;

г) в моральном удовлетворении преподавателя от овладения методологией про-

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 5/2013

185

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Рис. 2. Блок-схема модели образовательного процесса

Рис. 3. Модель преподавателя (педагога профессионального образования) со сформированной профессионально-педагогической компетентностью

ектирования педагогической системы преподавания своего предмета.

3. Технологичность - соответствие педагогической системы определенным требованиям (принципам) оптимальной ее реализации для достижения прогнозируемого результата в образовательном процессе.

4. Универсальность - система имеет обобщенный характер, ее модель выступает в качестве «оболочки», которую можно наполнить содержанием любою предмета и которая предоставляет возможность сочетания технологичности и творческого поиска преподавателя в образовательном процессе. А самое

186

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2013

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

главное, реализация концепции и соответственно спроектированной системы позволяет формировать профессионально-педагогическую компетентность преподавателя для повышения его квалификации.

В итоге предоставляется возможным изобразить модель преподавателя профессионального образовательного учреждения.

Библиографический список

1. Стайнов, Г.Н. Основы системного педагогического проектирования. учебное пособие / Г.Н. Стайнов - М.: ФГОУ ВПО МГАУ, 2007. - 107 с.

2. Профессиональная компетентность. Диагностика уровня человековедческой компетентности педагога. Методические рекомендации. Вып. 18 / Отв. ред. Л.Я. Олиференко. - М.: ИПК и ПРНО М.о., 2002. - 23 с.

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ОБЩЕТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРА НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ДЕТАЛИ МАШИН»

Г.Н. СТАЙНОВ, проф. каф. педагогики и психологии МГУЛ, д-р пед.наук

Как известно, к исследованию всех процессов, объектов и явлений в окружающей действительности необходим системный подход. Системному подходу к образовательному процессу посвящен ряд работ автора данной статьи [1-6]. Посредством системного подхода обоснована модель образовательного процесса в виде блок-схемы как совокупности элементов педагогической системы [3]. На основе реализации модели образовательного процесса предложена модель преподавателя в компетентностном формате [4].

Системообразующим фактором является формирование профессионально-педагогической компетентности педагога (ППК). Модель состоит из структурных составляющих ключевых компетенций и субкомпетенций [5,6]. В связи с компетентностным подходом к подготовке специалиста, в том числе инженера, преподаватель каждой дисциплины общетехнического цикла должен сформулировать ключевые компетенции, субкомпетенции и «еще более мелкие» единичные компетенции, которые нужно сформировать у студентов в результате преподавания своей дисциплины. В данном контексте, используя опыт работы автора в течение многих лет на инженерном факультете, посвятим последующий материал курсу «Детали машин», поскольку это весьма актуально.

Цель преподавания курса: формирование общетехнической компетентности как

[email protected]

системообразующего фактора (элемента) системы общетехнической подготовки инженера.

Задачи изучения курса:

1) на базе предыдущих общеинженерных дисциплин основательно изучить «Детали машин», с тем чтобы заложить прочный фундамент для профилирующих дисциплин и дипломного проектирования;

2) овладеть основами теории, методами расчета, конструирования, проектирования посредством современных технологий, в том числе автоматизированных систем (APM WinMachine, Компас и др.);

3) уметь рассчитывать детали машин по всем критериям работоспособности, на все виды деформаций с выполнением общих видов, сборочных и рабочих чертежей;

4) научиться обоснованно выбирать материалы в зависимости от условий работы деталей машин;

5) вырабатывать у студентов объемное, системное мышление, смелый творческий подход к решению нестандартных задач, способность к созданию новых машин и технологий.

Так как целью статьи является обоснование модели студента в результате изучения курса «Детали машин», то сосредоточим внимание на общетехнической подготовке как этапе общепрофессионального обучения, направленного на освоение основ техники и технологии межотраслевого назначения.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2013

187

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.