Научная статья на тему 'Модель магистра профессионального образования на основе компетентностного подхода'

Модель магистра профессионального образования на основе компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стайнов Г. Н.

В статье предложен компетентностный подход к формированию профессионально-педагогической компетентности магистра профессионального образования с обоснованием соответствующей модели на основе концепции системного педагогического проектирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF THE TEACHER OF VOCATIONAL TRAINING ON A BASIS OF THE COMPETENCE APPROACH

It offers the competence approach to education of professional-pedagogical competence of the teacher of vocational training with a substantiation of corresponding model on the basis of the concept of pedagogical projecting system.

Текст научной работы на тему «Модель магистра профессионального образования на основе компетентностного подхода»

УДК 378; 372.8

Г.Н. Стайнов, доктор пед. наук, профессор

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»

МОДЕЛЬ МАГИСТРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

В связи с переходом высшего профессионального образования на двухуровневую систему (бакалавр, магистр) и разработкой государственных образовательных стандартов (ГОС) на основе компетентно-стного подхода необходимо наполнение основной образовательной программы (ООП) новыми дисциплинами. Актуальность данной проблемы объясняется тем, что традиционные дисциплины учебного плана «Педагогика», «Методика профессионального обучения» и «Педагогические технологии» изучаются на первой ступени при подготовке бакалавра. Для образовательной программы магистра необходимо обновление, дополнение стандарта нового поколения другими дисциплинами, углубляющими и расширяющими кругозор и профессиональнопедагогическую компетентность магистра по сравнению с подготовкой бакалавра.

В качестве одной из таких дисциплин предлагается курс «Основы системного педагогического проектирования» (СПП), который является реализацией концепции системного педагогического проектирования [1, 2]. Одновременно нужно предусмотреть включение в учебный план подготовки магистра курсовой проект по данному предмету, причем темы курсовых проектов должны быть максимально приближены к темам магистерских диссертаций.

Концепция заключается в том, что педагогическое проектирование является приоритетной функцией преподавателя и представляет собой процесс прогностической образовательной деятельности, состоящей в разработке педагогической системы преподавания своего предмета с моделированием и технологизацией учебного процесса.

Системным педагогическое проектирование называется потому, что, во-первых, при разработке применяются системный подход к обучению и системный анализ на его основе, который требует комплексного проектирования всех составляющих элементов образовательного процесса, и, во-вторых, результатом проектирования является педагогическая система преподавания учебного предмета (или темы, раздела, модуля).

Педагогическая система — совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных элементов (цель, принципы дидактики, содержание, формы, методы, средства, субъекты учебного процесса, системообразующий фактор, обратная связь, резуль-

12

тат обучения), предназначенных для достижения образовательной цели с прогнозируемым результатом посредством совместной деятельности преподавателя и студентов. Педагогическая система состоит из модели и педагогической технологии.

Модель педагогической системы — искусственное (условное) изображение педагогической системы в виде блок-схемы, адекватной реальному образовательному процессу, с целью его научного исследования и практической реализации, фактически это модель образовательного процесса.

Педагогическая технология — процесс реализации элементов модели с выполнением научно обоснованных принципов, т. е. это «механизм» реализации системы для достижения гарантированного успеха.

Концепция предусматривает переход от традиционного планирования к системному педагогическому проектированию. Разработанная педагогическая система состоит из 7 компонентов. Логическая интерпретация системы представлена схемой, выступающей в роли концептуальной модели системного педагогического проектирования [1, 2]. Аннотация сущности системного педагогического проектирования состоит в описании процесса алгоритмом построения семикомпонентной конструкции.

Теперь предоставляется возможность сформулировать методологический аппарат предлагаемого курса системного педагогического проектирования (СПП) для внесения в государственный образовательный стандарт и, соответственно, в учебный план подготовки магистра.

СПП — это наука, основанная на концепции системного педагогического проектирования и представляющая собой совокупность теоретических положений и практических рекомендаций для формирования профессионально-педагогической компетентности преподавателя профессионального образовательного учреждения (магистра).

Объект СПП — целостный образовательный процесс, включающий все его элементы, цель, общедидактические принципы, содержание, формы, методы, средства, субъекты процесса обучения, обратная связь).

Предмет СПП — проектирование педагогической системы преподавателя с моделированием и технологизацией процесса обучения.

ППК = СПК + ПОК + ОУК + ЛЧК.

Рис. 1. Профессионально-педагогическая компетентность магистра

Цель курса СПП — научиться проектировать педагогическую систему преподавания учебного предмета, принимая в качестве системообразующего фактора профессионально-педагогическую компетентность магистра.

Задачи изучения курса СПП:

1) уяснить концепцию системного педагогического проектирования и усвоить ее логическую интерпретацию на основе концептуальной модели;

2) обосновать и построить модель образовательного процесса с комментариями всех составляющих ее элементов;

3) научиться разрабатывать технологию обучения с реализацией принципов, предъявляемых к каждому элементу модели системы;

4) применить спроектированную педагогическую систему для обоснования модели преподавателя на основе компетентностного подхода.

Предлагается развитие компетентностного подхода к подготовке магистров. В целом профессионально-педагогическую компетентность магистра можно представить в виде следующей схемы (рис. 1).

Системно-проектировочная компетентность означает, что преподаватель должен овладеть научной и методологической основами педагогического проектирования и уметь спроектировать педагогическую систему преподавания своего курса. Это позволяет педагогу работать на развитие системного мышления, творческих способностей студентов.

Предметно-отраслевая компетентность — это глубокое знание преподаваемого предмета и понимание его роли в подготовке специалиста, т. е. профессионально-ориентированное содержание своего предмета и знание отрасли, в которой будет работать выпускник образовательного учреждения.

Организаторско-управленческая компетентность — преподаватель должен уметь организовать образовательный процесс, грамотно управлять им, быть компетентным в области менеджмента в образовании и в сфере управления в отрасли, для которой готовится специалист.

Личностно-человековедческая компетентность [3] — преподаватель должен быть творческой личностью, «генератором идей», а не только «передатчиком» знаний, обязан заниматься научной работой в области своего предмета, считать обучающихся личностями, субъектами образовательного процесса, выстраивать бесконфликтные взаимоотношения с ними, обладать такими личностнопрофессиональными качествами, как коммуникабельность, толерантность, креативность, иметь безупречный внешний вид, правильную речь, быть готовым к свободному ответу на любые вопросы и дискуссии, с уважением относиться к мнению ее

участников, принимая его или аргументированно не соглашаясь.

Образовательный процесс нуждается в препо-давателе-человековеде, педагоге — духовном наставнике, а не в узком профессионале, мыслящем в рамках своего предмета, так как обучающиеся могут «черпать» информацию из различных источников и без преподавателя, а общение «лицом к лицу» возможно только с преподавателем, который готов к сотрудничеству с ними и взаимопониманию. В этом отношении у преподавателя должна быть требовательная доброта и доброжелательная требовательность.

В данной публикации остановимся только на первой составляющей профессиональнопедагогической компетентности магистра — системно-проектировочной. Для формирования проектировочной составляющей необходимо использовать модель образовательного процесса [3].

Предлагаемый подход позволяет овладеть будущим магистром системно-проектировочной компетентностью (СПК). СПК — сформированность совокупности профессионально-педагогических действий, направленных на осуществление реализации концептуальной модели системного педагогического проектирования [1, 2] и модели образовательного процесса [1, 2], обеспечивающих технологичность процесса обучения и достижения предсказуемого результата.

Это определение СПК можно выразить формулой как сумму ее структурных составляющих:

СПК = Х ^.

1

Практические рекомендации для аттестации магистра по сформированности системнопроектировочной компетентности

Системно-проектировочная компетентность

СПК = ]Г

1

где Хг — умение спроектировать цель (компетентность в целеполагании); Х2 — умение реализовать принципы дидактики (компетентность в реализации общедидакти-

13

Системно-проектировочная компетентность (СПК) — системно-проектировочная составляющая означает, что преподаватель должен овладеть научной и методологической основами педагогического про ектирования и уметь спроектировать педагогическую систему преподавания своего курса. Система позволяет педагогу работать не на запоминание, не на эксплуатацию памяти, а на развитие мышления, творческих способностей студентов.

Системнопроектировочная компетентность (СПК)

Предметно-отраслевая компетентность (ПОК) — предметно-отраслевая составляющая — это глубокое

знание преподаваемого предмета и понимание его роли в подготовке специалиста, т. е. профессионально-ориентированное содержание своего предмета и знание отрасли, Предметно- \ в которой будет работать выпускник отраслевая \ образовательного учреждения.

Организаторско-управленческая компетентность (ОУК) — организаторско-управленческая составляющая. Преподаватель должен уметь организовать образовательный процесс, грамотно управлять им, быть компетентным в области менеджмента в образовании и быть информированным в сфере управления в соответствующей отрасли, для которой готовится специалист.

Организаторско управленческая компетентность (ОУК)

Личностно-человековедческая компетентность (ЛЧК) — личностно-человековедческая составляющая — это знания, умения, наличие опыта преподавателя в области нравственности и личного обаяния (имиджело-гии), сбережения здоровья и жизненного оптимизма (ортобиотики), упреждения и разрешения конфликтов (конфликтологии), индивидуальной работы с обучающимися и овладение соответствующими технологиями (педагогики).

Рис. 2. Модель магистра (педагога профессионального образования) на основе компетентностного подхода

ческих принципов); Х3 — умение реализовать научный отбор содержания (компетентность в реализации принципов отбора содержания); — умение выбрать организационные формы обучения (компетентность в выборе форм обучения); Х5 — умение обосновать методы обучения (компетентность в обосновании методов обучения); К6 — умение подобрать соответствующие средства обучения (компетентность в подборе средств обучения); ^ — умение сформулировать системообразующий фактор и реализовать его принципы (компетентность в сущности и принципах реализации системообразующего фактора); — умение спроектировать внутреннюю и внешнюю обратную связь.

В заключение можно изобразить модель магистра (преподавателя профессионального образо-

вательного учреждения) в виде следующей схемы (рис. 2).

Список литературы

1. Стайнов, Г.Н. Основы системного педагогического проектирования: учебное пособие / Г.Н. Стайнов. — М.: ФГОУ ВПО МГАУ, 2007. — 107 с.

2. Стайнов, Г.Н. Концепция системного педагогического проектирования как инновационная основа формирования профессионально-педагогической компетентности преподавателя: научное издание / Г.Н. Стайнов. — М.: ФГОУ ВПО МГАУ, 2007. — 28 с.

3. Профессиональная компетентность. Диагностика уровня человековедческой компетентности педагога: методические рекомендации / Отв. ред. Л.Я. Олиференко. — М.: ИПК и ПРНО М.о., 2002. — Вып. 18. — 23 с.

УДК (378:330)+658.56

Т.В. Горбунова, канд. пед. наук, доцент

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калужский государственный педагогический университет имени К.Э. Циолковского»

Т.Н. Субботина, соискатель Негосударственное образовательное учреждение

«Московский гуманитарно-экономический институт» (Калужский филиал)

система управления качеством экономической подготовки специалистов

Эффективность системы экономической подготовки специалистов в значительной степени обусловлена эффективностью управления этой системой. Как известно, управление — это воздействие на

14

управляемую систему с целью обеспечения требуемого ее поведения. В этом контексте управление качеством — это воздействие на систему качества подготовки специалистов в целях удовлетворения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.