Научная статья на тему 'Курс «Дидактика высшей школы» для аспирантов — инновационный проект обоснования модели преподавателя в компетентностном формате'

Курс «Дидактика высшей школы» для аспирантов — инновационный проект обоснования модели преподавателя в компетентностном формате Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИДАКТИКА / МОДЕЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СУБКОМПЕТЕНЦИИ / DIDACTICS / TEACHING MODEL / PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCY / KEY COMPETENCIES / SUBCOMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стайнов Геннадий Николаевич

Обоснована модель педагога профессионального образования на базе изучения курса «Дидактика высшей школы». Предлагается, что общая профессионально-педагогическая компетентность состоит из ключевых компетенций и субкомпетенций в преподавательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COURSE «HIGHER EDUCATION DIDACTICS» FOR POSTGRADUATE STUDENTS AS INNOVATIVE PROJECT OF TEACHER MODEL DEVELOPMENT IN TERMS OF COMPETENCY APPROACH

The author provides grounds for a vocational training teacher model on the basis of the course «Higher Education Didactics». He suggests that the integral professional and pedagogical competency should consist of key core competencies and subcompetencies in teaching activity.

Текст научной работы на тему «Курс «Дидактика высшей школы» для аспирантов — инновационный проект обоснования модели преподавателя в компетентностном формате»

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378.372.8

Т.Н. Стайнов, доктор пед. наук

Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина

КУРС «ДИДАКТИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ» ДЛЯ АСПИРАНТОВ — ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ОБОСНОВАНИЯ МОДЕЛИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В КОМПЕТЕНТНОСТНОМ ФОРМАТЕ

Одним из важнейших элементов системы подготовки специалистов в учреждениях высшего профессионального образования является преподаватель. От качества подготовки преподавателей вуза зависит и качество не только выпускников-специа-листов, но и качество преподавателей в начальных и средних профессиональных образовательных учреждениях, так как они готовятся в вузах. Тем более это актуально для подготовки педагога профессионального обучения на инженерно-педагогическом факультете МГАУ имени В.П. Горячкина. В этом смысле большое значение имеет аспирантура.

Аспирантура — основная форма подготовки научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского образования. Аспирант (от лат. стремящийся к чему-либо) в данном случае человек с высшим образованием, стремящийся к ученой степени кандидата наук. Подготовка аспирантов осуществляется по отраслям наук и научным специальностям в соответствии с номенклатурой специальностей научных работников.

Как вытекает из предназначения аспирантуры, ее выпускники должны быть готовы к преподавательской деятельности. В связи с этим предлагается в период обучения в аспирантуре ввести

50 ------------------------- ---------- Вестник ФГОУ ВПО

для аспирантов курс «Дидактика высшей школы». Этот курс будет весьма полезен и для молодых преподавателей, оставленных работать в университете и не имеющих педагогического образования (такой опыт есть в МГАУ им. В.П. Горячкина, в МГУ леса и в МГУ природообустройства). С учетом этого аспирант за время обучения в аспирантуре обязан:

1) полностью выполнить индивидуальный учебный план;

2) сдать соответствующие кандидатские экзамены;

3) изучить курс «Дидактика высшей школы»;

4) завершить работу над кандидатской диссертацией.

Далее приведены дефиниции курса «Дидактика высшей школы», объект, предмет, цель и задачи его изучения, а также примерная программа (издана отдельно).

Дидактика высшей школы (ДВШ) — это наука, основанная на концепции системного педагогического проектирования и представляющая собой совокупность теоретических положений и практических рекомендаций для формирования профессионально-педагогической компетентности пре-

МГАУ № 3'2011 ----------------------------------

подавателя высшего профессионального образовательного учреждения (вуза).

Объект ДВШ — целостный образовательный процесс, включающий все его элементы (цель, системообразующий фактор, общедидактические принципы, содержание, формы, методы, средства, субъекты процесса обучения, обратная связь, результат).

Предмет ДВШ — проектирование педагогической системы преподавания с моделированием и технологизацией процесса обучения.

Цель курса ДВШ — научиться проектировать педагогическую систему преподавания учебного предмета, принимая в качестве системообразующего фактора профессионально-педагогическую компетентность преподавателя.

Цель студента Цель преподавателя

На основе мотивированного желания, стремления и готовности к самосовершенствованию, расширению интеллектуального кругозора, развитию способностей стать образованным человеком. Следовать правилу: не «получить», а посредством своей познавательной деятельности и помощи преподавателей «взять», приобрести знания, умения и навыки в созданных в вузе условиях для формирования профессиональной компетентности будущего специалиста. Задачи (условно, образно ^ 4 «Д»): 1) добывать (новые знания!) 2) добиваться (понимания, усвоения!) 3) думать (развивать мышление!) 4) действовать (применять знания!) Создать организационно-педагогические условия для успеха образовательного процесса и способствовать студентам в познавательной деятельности. Задачи (условно, образно ^ 4 «О»): 1) обеспечить цикл лекций на высоком научном уровне с приоритетом системного, творческого мышления преимущественно методом дедукции 2) обеспечить четкое проведение практических занятий и разработку творческих заданий для самостоятельной работы студентов 3) обеспечить методической литературой и рекомендовать дополнительные научные источники 4) обеспечить консультации и обратную связь

ПРИНЦИП СИНЕРГЕТИКИ: «(1 + 1) > 2»

(совместно, согласованно работать для усиления эффекта познания)

Рис. 1. Дидактические цели и задачи субъектов образовательного процесса

№ п/п Формулы (знаковые модели) Расшифровка формул (описание моделей)

І ОП = О + В + Р Образовательный процесс — комплексное, суммарное, функциональное триединство обучения, воспитания и развития, нацеленное на образованность личности.

2 Э = Р Р ^оп х преп^ студ Эффективность образовательного процесса равна произведению работы преподавателя на самостоятельную работу студента. Следствия: а) если Рпреп ^ max, Рстуд.^- max, то Э ^ max б) если Рстуд = 0, то Э = 0

3 Уоп = МЖУ + ТРП Успех образовательного процесса обеспечивается мотивированным желанием студента учиться и творческой работой преподавателя.

4 Роп = РО + РВ + РР Результативность образовательного процесса интегрально определяется итогами (результатами) обучения, воспитания и развития ^ ^ ^ Успеваемость Поведение Умение мыслить (знания) (поступки) (интеллект) Образованность (в том числе профессиональная компетентность)

ПРИНЦИП ЭЙДЕТИКИ:

(сохранение в памяти ярких, наглядных образов предметов, явлений, процессов после прекращения их воздействия на органы чувств)

Рис. 2. Ключевые понятия (образы, модели) качества образовательного процесса

--------------------------- Вестник ФГОУ ВПО МГАУ № 3'2011 ------------------------------------------- 51

Рис. 3. Сущность образовательного процесса и его триединства

Постоянное пополнение знаний, самообразование, самосовершенствование, в том числе посредством научно-исследовательской работы вообще и в области своего предмета в частности, формирование профессионально-педагогической компетентности

«Передача» знаний, а точнее, создание условий для восприятия, понимания, усвоения, закрепления знаний и приобретения умений и навыков их применения обучающимися. Стремление к достижению педагогического мастерства в образовательном процессе и успеха в формировании профессиональной компетентности будущего выпускника-специалиста

3 Распространение знаний, обмен педагогическим опыт исследований, инновационных подходов как в образе предмета (участие в научных конференциях, издание ций, публикация статей и т. д.). ом с коллегами, апробирование результатов научных вательном процессе, так и в области преподаваемого учебников, учебных пособий, методических рекоменда-

4 Уяснение, понимание и принятие к действию концепции системного педагогическогопроектирования, овладение методологией педагогического проектирования, умение спроектировать педагогическую систему преподавания своего предмета и разрабатывать проект проведения конкретного учебного занятия по соответствующей теме на основе моделирования образовательного процесса и разработки технологии обучения

Рис. 4. Основные дидактические функции преподавателя

4

1

Задачи изучения курса ДВШ следующие:

1) уяснить концепцию системного педагогического проектирования и усвоить ее логическую интерпретацию на основе концептуальной модели;

2) обосновать и построить модель педагогической системы (модель образовательного процесса) с комментариями ко всем составляющим ее элементам;

3) научиться разрабатывать технологию обучения предмету с реализацией принципов (требований), предъявляемых к каждому элементу модели системы;

4) применить спроектированную педагогическую систему для обоснования модели преподавателя на основе компетентностного подхода. Причем под профессионально-педагогической компетентностью понимается интегральная профессионально-квалификационно-личностная характеристика, включающая совокупность ключевых (основных) компетенций и единичных (субкомпетенций), необходимых для преподавательской деятельности.

Целесообразно предложить начинающему преподавателю (выпускнику аспирантуры) некоторые основополагающие рекомендации к первой лекции для установления контакта с аудиторией и ориен-

52 ---------------------- ---------- Вестник ФГОУ ВПО

тировать студентов на активизацию самостоятельной работы, а не ожидать «получения» знания без особого труда.

Такой педагогический прием сразу обозначит кредо преподавателя, сущность предстоящего образовательного процесса и роли в нем студентов.

К таким материалам (в презентационной форме для мультимедийной демонстрации) относятся:

• дидактические цели и задачи субъектов образовательного процесса (рис. 1);

• наглядные опорные сигналы образовательного процесса (рис. 2);

• сущность образовательного процесса и его триединства (рис. 3);

• основные дидактические функции преподавателя (рис. 4);

• профессионально-педагогическая компетентность преподавателя (рис. 5).

Список литературы

Стайнов, Г.Н. Дидактика высшей школы на основе системного педагогического проектирования: учеб.-ме-тодич. пособие / Г.Н. Стайнов. — М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2010. — 148 с.

МГАУ № 3'2011 ------------------------------------

Субкомпетенции (СК1) (единичные компетенции)

СЮ. 1 - умение спроектировать цель СЮ .2 - умение реализовать принципы дидактики

СЮ .3 - умение провести научный отбор содержания

СЮ .4 - умение выбрать формы обучения СЮ .5 - умение обосновать методы обучения СЮ .6 - умение подобрать средства обучения СЮ .7 - умение сформулировать системообразующий фактор и реализовать его принципы

СЮ .8 - умение спроектировать внутреннюю и внешнюю обратнук связь и проанализировать результативность образовательного процесса

Профессионально-педагогическая компетентность преподавателя (ППК)

3

Субкомпетенции (СКЗ) (единичные компетенции)

Ключевые компетенции (К)

1 Г

К1 / Системно-' проектировочная компетенция К2 Предметно- \ отраслевая \ компетенция

(СПК)

СКЗ. 1 - основополагающие принципы образования (по ЮНЕСКО)

СКЗ.2 - структура организации и управления в системе образования СКЗ.З - система наук, формула прогресса (образование, наука, производство, инновации)

СК 3.4 - принципиальные подходы к содержанию образования СКЗ.5 - ступени и уровни образования СКЗ.б-знание сущности Болонского процесса СК 3.7 - термины и определения (по ФГОС ВПО)

СКЗ.8 - структура организации иуправления в отрасли, для которой готовится специалист

Организаторско-управленческая компетенция (ОУК)

(ПОК)

Личностнопрофессиональная компетенция (ЛИК)

ППК = СПК + ПОК + ОУК + лпк

Субкомпетенции (СК2) (единичные компетенции)

СК 2.1- дефиниция курса

и его значение в профессиональной

деятельности

СК 2.2 - объект, предмет,

цель и задачи изучения курса

СК 2.3 - профессиональная

направленность курса, воспитательные

и развивающие возможности

СК 2.4 - структура объекта будущей

профессиональной деятельности

выпускника

СК 2.5 - техника в отрасли СК 2.6 - технология в отрасли СК 2.7 - формы собственности в отрасли СК 2.8 - основные экономические категории в отрасли, понятие о бизнес-плане и логистике

Субкомпетенции (СК4) (единичные компетенции)

СК 4.1- мотивация (мотивированное желание работать в профессии педагога)

СК 4.2 - стимулирование (моральное удовлетворение и материальная обеспеченность в профессии)

СК 4.3 - возможность реализации своих способностей

СК 4.4 - чувство комфортности в профессии СК 4.5 - креативность и интеллект СК 4.6 - коммуникабельность и толерантность СК 4.7 - высокая культура

СК 4.8 - доброжелательность и требовательность

Рис. 5. Компетентностная модель преподавателя высшей школы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Профессионально-педагогическое образование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.