Системно-проектировочная компетентность (СПК) — системно-проектировочная составляющая означает, что преподаватель должен овладеть научной и методологической основами педагогического про ектирования и уметь спроектировать педагогическую систему преподавания своего курса. Система позволяет педагогу работать не на запоминание, не на эксплуатацию памяти, а на развитие мышления, творческих способностей студентов.
Системнопроектировочная компетентность (СПК)
Предметно-отраслевая компетентность (ПОК) — предметно-отраслевая составляющая — это глубокое
знание преподаваемого предмета и понимание его роли в подготовке специалиста, т. е. профессионально-ориентированное содержание своего предмета и знание отрасли, Предметно- \ в которой будет работать выпускник отраслевая \ образовательного учреждения.
Организаторско-управленческая компетентность (ОУК) — организаторско-управленческая составляющая. Преподаватель должен уметь организовать образовательный процесс, грамотно управлять им, быть компетентным в области менеджмента в образовании и быть информированным в сфере управления в соответствующей отрасли, для которой готовится специалист.
Организаторско управленческая компетентность (ОУК)
Личностно-человековедческая компетентность (ЛЧК) — личностно-человековедческая составляющая — это знания, умения, наличие опыта преподавателя в области нравственности и личного обаяния (имиджело-гии), сбережения здоровья и жизненного оптимизма (ортобиотики), упреждения и разрешения конфликтов (конфликтологии), индивидуальной работы с обучающимися и овладение соответствующими технологиями (педагогики).
Рис. 2. Модель магистра (педагога профессионального образования) на основе компетентностного подхода
ческих принципов); ^ — умение реализовать научный отбор содержания (компетентность в реализации принципов отбора содержания); K4 — умение выбрать организационные формы обучения (компетентность в выборе форм обучения); ^ — умение обосновать методы обучения (компетентность в обосновании методов обучения); К6 — умение подобрать соответствующие средства обучения (компетентность в подборе средств обучения); ^ — умение сформулировать системообразующий фактор и реализовать его принципы (компетентность в сущности и принципах реализации системообразующего фактора); ^ — умение спроектировать внутреннюю и внешнюю обратную связь.
В заключение можно изобразить модель магистра (преподавателя профессионального образо-
вательного учреждения) в виде следующей схемы (рис. 2).
Список литературы
1. Стайнов, Г.Н. Основы системного педагогического проектирования: учебное пособие / Г.Н. Стайнов. — М.: ФГОУ ВПО МГАУ, 2007. — 107 с.
2. Стайнов, Г.Н. Концепция системного педагогического проектирования как инновационная основа формирования профессионально-педагогической компетентности преподавателя: научное издание / Г.Н. Стайнов. — М.: ФГОУ ВПО МГАУ, 2007. — 28 с.
3. Профессиональная компетентность. Диагностика уровня человековедческой компетентности педагога: методические рекомендации / Отв. ред. Л.Я. Олиференко. — М.: ИПК и ПРНО М.о., 2002. — Вып. 18. — 23 с.
УДК (378:330)+658.56
Т.В. Горбунова, канд. пед. наук, доцент
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калужский государственный педагогический университет имени К.Э. Циолковского»
Т.Н. Субботина, соискатель Негосударственное образовательное учреждение
«Московский гуманитарно-экономический институт» (Калужский филиал)
система управления качеством экономической подготовки специалистов
Эффективность системы экономической подготовки специалистов в значительной степени обусловлена эффективностью управления этой системой. Как известно, управление — это воздействие на
14
управляемую систему с целью обеспечения требуемого ее поведения. В этом контексте управление качеством — это воздействие на систему качества подготовки специалистов в целях удовлетворения
потребностей личности, общества, производства и т. д. [1].
Для описания системы управления качеством необходимо, в первую очередь, обозначить объект и субъект управления.
В рассматриваемой системе объектом управления выступает качество экономической подготовки специалиста.
Экономическая подготовка специалиста представляет собой одну из взаимосвязанных подсистем структуры профессионального образования как педагогической системы и подразумевает, что будущий специалист овладеет необходимым объемом компетенций, достаточных для ориентации профессионального поведения при включении в различные виды экономической деятельности. Целью и результатом экономической подготовки является квалифицированный профессионал, подготовленный к включению в стабильную производственную среду, требующую определенных знаний и навыков.
Как любая система, экономическая подготовка характеризуется составом (совокупность элементов), структурой (связи между элементами), целями и функциями. Как любая система, система экономической подготовки функционирует во внешней среде и находится под ее влиянием.
Под единицей системы экономической подготовки с позиции управления авторы статьи считают учебную дисциплину экономического профиля, включенную в учебный план подготовки специалиста по той или иной специальности.
Обращение к понятию «качество образования» выявляет разные подходы к определению его как феномена педагогической науки и практики.
В соответствии с семейством стандартов 180 управление качеством подразумевает, в первую очередь, обеспечение качества процесса производства товара или услуги.
В педагогике под качеством образования чаще всего понимается «соотношение цели и результата», «мера достижения цели» (В.А. Болотов, Н.Ф. Ефремова, В.П. Панасюк, М.М. Поташник и др.) [2].
Современное качество образования все чаще рассматривается сегодня как свойство, обусловливающее способность удовлетворять потребителей образовательных услуг разных уровней. Г.А. Бор-довский, Т.И. Шамова, П.И. Третьяков, А.М. Моисеев в трактовке качества образования обращают внимание на способность образовательного учреждения удовлетворять установленные и прогнозируемые потребности [3, 4].
Как отмечают В.А. Федоров и Е.Д. Колегова, пока нет единого однозначного определения «качество образования», что обусловлено сложным междисциплинарным, системным характером этой категории [5]. Частично такие сложности объясняются следующим.
Во-первых, сформировался многосубъектный потребитель и задатчик целей образования, каждый из которых отличается своими представлениями о качественном образовании:
• для студента образование качественное, если оно содействует развитию его личности и профессиональной карьере;
• для академического сообщества приоритетным показателем качества образования является его культуросообразность;
• для работодателя образование качественное, если подготавливает компетентного работника;
• для общества качество образования отражается в личности, способной к эффективному социальному жизнетворчеству и т. д.
Во-вторых, сложности объясняются также тем,
что приходится рассматривать качество различных образовательных объектов:
• образование как социальный институт характеризуется качеством всей образовательной системы в целом, например национальной, региональной и др.;
• в любой образовательной системе можно выделить качество образовательного процесса, обеспечивающего непосредственное получение результатов и их качества;
• в свою очередь, качество самих результатов образования отражает качество интериоризации потребителем всего содержания образовательных услуг как учебно-воспитательного процесса. Таким образом, в контексте современных тенденций модернизации системы профессионального образования объект управления — качество экономической подготовки специалиста рассматривается нами как степень соответствия результата процесса обучения по дисциплинам экономического профиля требованиям-целям, предъявляемым потребителями образовательных услуг.
Управление качеством образования основывается на следующих концептуальных положениях:
1. Качество образования — системообразующий фактор образовательной политики.
2. Управление качеством образования ориентировано на социальных заказчиков: государство, общество, личность.
3. Управление качеством образования возможно лишь при наличии и объективном использовании информации, систематически или постоянно получаемой в результате контроля качества образования.
4. Контроль качества образования должен проводиться независимыми от органов управления службами.
5. Составными частями управления качества образования являются управление функционированием и развитием образовательных систем.
Для управления качеством экономической подготовки специалистов необходимо спроектировать
15
систему управления, которая была бы ориентирована на качество, реализовывала специфические для управления качеством функции управления и органично вписывалась в общую систему управления образовательными процессами (рис. 1).
В настоящее время имеется несколько определений понятия системы. В энциклопедическом словаре под системой подразумевают множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность, единство. Основными атрибутами системы являются элементы, связи между ними, целостность и относительная самостоятельность системы, единство ее по отношению к среде и наличие в системе структуры как способа взаимосвязи и взаимодействия элементов. В качестве основного атрибута системы выступает компонент, т. е. часть системы, вступающая в определенные отношения с другими ее частями. Обычно в качестве компонентов системы выступают подсистемы.
Для изучения свойств системы выделяют ее состав и структуру. Состав системы формируется набором ее компонентов (элементов и подсистем), определяющих свойство целостности. Структура — внутренняя организация целостной системы, представляющая способ взаимосвязи и взаимодействия образующих ее компонентов или, иными словами, это мера упорядоченности системы. Свойства си-
Рис. 1. Этапы проектирования систем управления
ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Управление 1^-"
Обратная связь
Требования
потребителей
ЭЛЕМЕНТ (ЕДИНИЦА) СИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
(дисциплина экономического профиля, включенная в учебный план подготовки специалиста)
Рис. 2. Структура системы управления экономической подготовкой специалиста
стемы определяются не столько составом, сколько свойствами ее структуры.
Система управления — это совокупность взаимосвязанных элементов, участвующих в воздействии на объект управления и обеспечивающих его движение в направлении цели (рис. 2).
К концепциям управления качеством педагогического процесса можно отнести теорию оптимизации учебно-воспитательного процесса Ю.К. Бабанского. С точки зрения управления качеством образования данная теория представляет собой интеграцию многих идей, относящихся к различным подходам теории управления социальными системами. Среди них можно выделить следующие основные идеи и положения:
• эффективность (качество) обучения и воспитания можно достичь при реализации стратегии оптимизации самого учебно-воспитательного процесса и его элементов;
• стратегия оптимизации учебно-воспитательного процесса осуществляется по определенным педагогически ориентированным критериям (учет конкретных условий обучения и воспитания, уровень реальных учебных возможностей обучающихся, оптимальные нормы времени);
• оптимизация учебного процесса возможна при управлении им как целостным единством учения и преподавания, системой закономерностей,
принципов, содержания, форм и методов, внутренних и внешних условий обучения и др.
Особенно актуальным в управлении качеством экономической подготовки специалистов становится необходимость оптимального подхода к прогнозированию, проектированию, осуществлению и оценке результата педагогической деятельности с учетом всех факторов и последствий. Осуществить такой подход на практике позволяет технология управления.
Технология, в переводе с греческого, — «учение о мастерстве, искусстве, умении», своей целью имеет получение максимально эффективного результата деятельности человека. Имея свои истоки в области техники, технология по праву находит сегодня свое место в социальных науках, в том числе и в педагогических.
Технология в образовании — это научно обоснованная система, которая в логике своего саморазвития пользуется результатами, полученными во многих областях
Образовательный
результат
научного знания (техника, информатика, прогнозы социально-экономического развития, социология, педагогика, психология, экономика и менеджмент, логика, системный анализ содержания обучения, теория организации, кибернетика и т. д.). Сегодня можно выделить несколько технологических аспектов в образовании. Первый аспект связан с использованием технических средств деятельности, обучения в частности — телевидение, радио, компьютер и т. д. Второй аспект связан с четким разветвленным программированием деятельности человека — диагноз — прогноз — цель — организация — осуществление и регулирование — контроль — коррекция. Следующий аспект связан с построением технологии на основе системного подхода и представлением ее в качестве изучения, разработки и применения принципов оптимизации учебного процесса на основе новейших достижений науки и техники.
Обобщая имеющиеся в литературе определения технологий управления, можно сделать вывод, что технология управления рассматривается как в узком, так и в широком смысле этого слова.
Во-первых, технология как рационально построенная совокупность определенных действий, операций педагога по управлению деятельностью группой и направленных на достижение поставленных целей (запланированного результата) — это технологический процесс (цепочка). Таким образом, наблюдается тенденция понимать технологию как нормативно-объективированное описание деятельности участников, что является необходимым условием для упорядочивания образовательной системы и процесса управления ею.
Во-вторых, в широком смысле слова, технология управления — это системная категория, выступающая как научная основа, регламентирующая научные подходы к анализу и организации педагогического процесса с учетом эмпирических инноваций и обеспечивающая направленность этого процесса на достижение высоких практически значимых результатов в развитии личности учащихся. Таким образом, педагогическая технология выступает в форме организованного знания о способах и средствах оптимальной деятельности.
Педагогические технологии сегодня — основной источник инноваций в образовании, которые могут и должны привести к радикальному изменению качества образовательного процесса.
С позиции общей теории управления технология управления обладает четырьмя существенными признаками: технология обладает целью (для чего она предназначена), содержани-
ем (что необходимо делать, чтобы достичь цели), совокупностью способов и средств ее реализации (как реализовать содержание), фактом достижения цели (результатом). В этой связи технология управления рассматривается как система целенаправленной деятельности субъектов образовательного процесса, состоящей из совокупности содержательных, информационно-предметных и процессуальных аспектов, направленных на обеспечение качественного результата готовности будущего специалиста к жизнедеятельности в новых социально-экономических условиях, заданного целями образования. Технология управления обладает признаками системности, современности, оптимальности, интегральности, концептуальности и научности и может быть представлена в виде модели (рис. 3).
Технология управления — это открытая система, состоящая из четырех основных компонентов: цели, содержания, механизма (формы, методы и средства), результата. Качественное состояние и работоспособность системы регулируют два основных фактора: социальный заказ общества на качество специалиста и мотивация личности главных участников образовательного процесса — менеджеров и членов группы (педагогов или учеников). Все компоненты системы тесно взаимосвязаны и обладают своими существенно значимыми на современном этапе особенностями: цель должна быть диа-гностично задана; содержание деятельности должно иметь интегративный, междисциплинарный характер; формы, методы и средства должны способствовать активизации самостоятельной творческой деятельности членов группы; результат должен быть прогнозируемым и оптимально высоким при заданных условиях. Существенно значимым в обеспечении качества работоспособности рассматриваемой системы и ключевым в понимании технологического подхода в образовании является взаимосвязь целей и результата технологии управления, отработка системы контроля и оценки результатов в соответствии с заданными целями.
Потребности общественных институтов
Рис. 3. Модель технологии управления
Для рассматриваемой системы управления качеством экономической подготовки специалистов субъектами управления являются преподаватели и студенты. Максимизировать заданные результаты образования личности позволяет изменение роли менеджера в образовательном процессе. Личность менеджера, выступая как ведущее звено образовательного процесса, как источник знаний, умений и опыта социально-ценностных отношений, является одновременно и помощником в становлении и развитии личности всех субъектов образовательного процесса. Изменяется характер воздействия на личность, приобретая управленческий характер. Управленческий подход дает возможность представить психологическую структуру деятельности менеджера как процесс управления деятельностью участников образовательного процесса, которая является объектом управления со стороны менеджера. Главный момент управления — это постановка участника образовательного процесса в позицию активного субъекта собственной деятельности, демократического взаимодействия, сотрудничества, вдохновения и развитие у него способности к самоуправлению. Позиция авторитарной власти утрачивается, заменяется позицией внимания к инициативе, к становлению и развитию личности. Во-вторых, процесс деятельности организуется в многообразных формах поисковой мыслительной и учебно-трудовой деятельности как продуктивный творческий процесс. При этом главной задачей образовательного процесса выступает выращивание личности специалиста, отличающейся индивидуальностью, богатой знаниями и опытом творческой деятельности.
Основные функции играют интегрирующую роль в системе управления качеством образования. Это проявляется в том, что они находят свое отражение в той или иной мере или комбинации в специфических функциях.
Состав специфических функций характеризует как специфику объекта управления, так и реальные проблемы его функционирования и развития. Авторы акцентируют внимание на следующих специфических функциях управления качеством экономической подготовки специалистов:
1. Управление качеством кадрового обеспечения. Эта функция включает квалификационный уровень, систему повышения квалификации, организацию работы, мотивацию труда преподавателя.
2. Управление качеством образования студентов. Содержание данной функции отражается в требованиях к системе опорных знаний и умений студента, значимых для изучения конкретной дисциплины экономического профиля, к формированию групп студентов с учетом их индивидуальных особенностей, организации студенческих коллективов, системе самоуправления своей учебной и профес-
18
сиональной деятельностью, воспитанию гражданских и профессиональных качеств.
3. Управление качеством технологии образования. В развитии образования заметна тенденция увеличивающихся возможностей проектирования разнообразных технологий образования, выбор наиболее эффективной их них. Это и составляет основу данной функции управления качеством.
4. Управление информационно-методическим обеспечением предполагает регулирование учебной и научной информации как студентом, так и преподавателем, использование наиболее эффективных методических схем освоения знаний.
5. Управление качеством материально-технического обеспечения включает оформление и использование оборудования и учебных помещений, компьютерных классов для самостоятельной работы. Здесь большое значение имеет своевременное обновление техники.
6. Управление качеством учебной программы включает развитие концепции обучения по специальности и компетенцию выпускника, требования к уровню освоения учебной программы, организацию практики и контрольно-обобщающих мероприятий и пр.
В данном исследовании авторы предположили, что удовлетворить требования потребителей к качеству экономической подготовки специалистов возможно, если применить систему управления качеством экономической подготовки специалистов, построенную на основе модульно-рейтинговой технологии; управляемая самостоятельная работа студентов является главным системообразующим компонентом процесса управления качеством экономической подготовки специалистов.
Список литературы
1. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. — М.: ИПК «Изд-во стандартов», 2001.
2. Болотов, В.А. Система оценки качества российского образования / В.А. Болотов, Н.Ф. Ефремова // Педагогика. — 2006. — № 1. — С. 22-31.
3. Горбунова, Т.В. Технология управления как средство формирования технологической культуры специалистов образования / Т.В. Горбунова // Эффективность управленческой деятельности в образовании: Сб. материалов межрегиональной научно-практической конференции (Калуга, 14-16 октября, 2003 г.). — Калуга: Институт повышения квалификации работников образования, 2003. — С. 28-33.
4. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.И. Шамова, П.И. Третьяков, Н.П. Капустин; под ред. Т.И. Шамовой. — М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2001. — 320 с.
5. Федоров, В.А. Инновационные технологии в управлении качеством образования / В.А. Федоров, Е.Д. Коллего-ва; под ред. Г.М. Романцева. — Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2002. — 176 с.