Научная статья на тему 'Проектирование технологии дифференцированного обучения как средство развития образовательных систем'

Проектирование технологии дифференцированного обучения как средство развития образовательных систем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
426
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА / PROJECTION / EVOLUTION / VOCATIONAL TRAINING SYSTEM / DIFFERENTIATING / PEDAGOGICAL PRODUCTION ENGINEERING / DESIGN CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунова Татьяна Викторовна

Развитие системы профессионального образования рассмотрено в статье как ключевая задача модернизации образовательных систем, связанной с повышением качества образовательных результатов. Технология дифференцированного обучения является объективным следствием проектирования инноваций в профессиональном обучении. Она способствует решению главного противоречия образовательных процессов обеспечение гарантированно качественного результата в условиях сложной динамики образовательных потребностей личности, общества, работодателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECTION OF PRODUCTION ENGINEERING OF DIFFERENTIATED INSTRUCTION AS A RESOURCE OF EVOLUTION OF EDUCATIONAL SYSTEMS

Developing of system of vocational training is observed in paper as a key problem of remodelling of the educational systems bound to an upgrading of educational effects. The production engineering of differentiated instruction is an objective consequence of projection of innovations in vocational training. It contributes in the solution of the principal contradiction of educational processes provision of the guaranteed qualitative result in conditions of the complicated dynamics of educational necessities of the person, company, the employer.

Текст научной работы на тему «Проектирование технологии дифференцированного обучения как средство развития образовательных систем»

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД (НАУЧНО-ПРЕДМЕТНЫЙ)

Науки о творческой, Н4 созидательной деятельности людей

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД (ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ)

()рі ('П111;('|1орско-\.-----.....^ / Личностноуправленческая ^------------- ------

. компетентность К3 К4 компетентность

(ОУК)

(ЛЧК)

Рис. 4. Бинарный подход к содержанию образования

стям, профилям), а преподаватели конкретных дисциплин (или цикла родственных курсов) должны выявить и сформулировать компетентности, ключевые компетенции и субкомпетенции, ориентированные на вклад своего учебного предмета в соответствующую профессию, специальность и т. д.

Для преподавателя профессионально-педагогическая компетентность, ключевые компетенции и субкомпетенции приведены в данной статье, а для других профессий — можно применить методологический подход, предложенный автором в этой публикации.

Список литературы

1. Стайнов, Г.Н. Основы педагогического проектирования: учебное пособие / Г.Н. Стайнов. — М.: ФГОУ ВПО МГАУ, 2007. — 107 с.

Рис. 5. Профессиональная компетентность

2. Стайнов, Г.Н. Концепция системного педагогического проектирования как инновационная основа формирования профессионально-педагогической компетентности преподавателя: научное издание / Г.Н. Стайнов. — М.: ФГОУ ВПО МГАУ, 2007. — 28 с.

3. Профессиональная компетентность. Диагностика уровня человековедческой компетентности педагога: методические рекомендации. Вып. 18; отв. ред. Л.Я. Олиферен-ко. — М.: ИПК и ПРНО М.о., 2002. -23 с.

УДК 378.147; 37.022

Т.В. Горбунова, канд. пед. наук, доцент

ГОУ ВПО «Калужский государственный педагогический университет им. К.Э. Циолковского»

проектирование технологии дифференцированного обучения как средство развития образовательных систем

Модернизация образования в настоящее время Проблемы проектирования педагогических

тесно связана с таким перспективным и ра- систем сегодня актуальны как в практическом, так

дикальным способом его развития, как системное и в научном плане. Педагогическая наука являет-

проектирование педагогических систем. ся практико- и проектно-ориентированной. Глав---------------------------------------------- Вестник ФГОУ ВПО МГАУ № 5'2009 - -----103

ное ее назначение не только описать и объяснить существующие педагогические теории и системы, но и в большей степени обосновать новые, более совершенные, отвечающие современным тенденциям развития образования в соответствии с потребностями потребителей образовательных услуг.

Проблема проектирования в педагогике привлекает в последние годы все более пристальное внимание исследователей. Проектирование рассматривается в социально-педагогическом (Н.А. Алексеев, Н.Н. Гордеева, В.И. Кривоспицкая, Е.А. Крюкова, З.Ф. Мазур, М.Г. Мерзлякова, А.М. Моисеев, А.М. Новиков, В.Е. Родионов и др.) и дидактическом (В.С. Безрукова, Г.В. Девяткина, В.Г. Иванов, Г.Л. Ильин, В.М. Монахов, Г.Е. Муравьева, А.М. Пырский, А.К. Радченко, М.П. Сибирская, Э.Г. Скибицкий, Г.Н. Стайнов, Ю.К. Чернова и др.) аспектах. Методологические подходы к педагогическому проектированию раскрываются в работах Н.Г. Алексеева, В.П. Беспалько, Б.С. Гершунско-го, В.И. Загвязинского, Е.С. Заир-Бек, Г.Л. Ильина, В.В. Краевского, М.М. Левиной, Е.И. Машби-ца, О.Г. Прикота, В.А. Сластенина, А.П. Тряпицы-ной, Г.П. Щедровицкого и др.

Актуальными задачами педагогического проектирования в аспекте развития педагогических систем являются:

• диагностика и анализ состояния действующей педагогической системы и обоснование конкретных направлений поиска по ее развитию;

• прогнозирование развития, выдвижение новых целей функционирования педагогической системы;

• организация и осуществление процессов, обеспечивающих достижение этих целей;

• анализ и коррекция хода и результатов проектной деятельности.

Определяя сущность педагогического проектирования на современном этапе, можно выделить следующие его черты, наиболее важные в контексте рассматриваемой проблемы:

• проектирование выступает как средство направляемого развития образовательной системы на основе взаимодействия педагогических теорий и инновационных педагогических практик и в соответствии с требованиями-целями, предъявляемыми потребителями образовательных услуг;

• потребность в проектировании возникает тогда, когда должен быть осуществлен переход целостной, развивающейся системы от одного состояния в другое;

• деятельность участников педагогического процесса является главным звеном любого процесса и объекта проектирования;

• идея проектирования в образовании является альтернативой механизмам интуитивного пла-

104

нирования, присущего педагогической практике в прошлом, способствуя технологизации учебного процесса; педагогическая технология является результатом проектирования;

• в проектировании педагогическая наука в полной мере реализует свой созидательный потенциал;

• системный подход к процессу и объекту педагогического проектирования, предполагающий их рассмотрение с точки зрения как составляющих его частей, так и связей и отношений между ними;

• личностно-ориентированный характер педагогического проектирования, отражающий главный ориентир гуманистической парадигмы — центральное место в образовательном процессе принадлежит ученику.

В проектировании как цикле определенной деятельности выделяется ряд специфических этапов, обеспечивающих единство замысла и реализации. Начальным этапом является предпроектное обследование имеющихся педагогических систем профессионального образования с целью диагностики и анализа состояния, в котором находится образование.

Анализ теории и практики современных тенденций развития профессиональных образовательных систем показывает, что способность удовлетворять потребности потребителей образовательных услуг разных уровней все чаще рассматривается как свойство, обусловливающее современное качество профессионального образования. Так, в соответствии с главными ценностными ориентирами развития образования, заявленными в Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 гг. [1], может быть выделен базовый критерий качества образовательных результатов, а именно: критерий социальной эффективности образования, отражающий баланс образовательных запросов и интересов личности, общества, государства; наличие образовательных возможностей для свободного (осознанного) выбора индивидуумом путей и способов индивидуального развития; удовлетворение динамичных образовательных запросов и интересов населения, социальных групп и институтов; обеспечение демократичного характера образования.

Современная реальная ситуация в системе профессионального образования характеризуется тем, что существующее состояние образовательной системы не удовлетворяет субъектов, участвующих в образовании; у этих субъектов имеется «свой образ желаемого будущего»; отсутствуют возможности прямого перехода от реального к желаемому.

Современный многосубъектный потребитель отличается своими представлениями о качественном образовании:

• для студента образование качественное, если оно содействует развитию его личности и про-

фессиональной карьере, повышению конкурентоспособности и уровня компетентности, занятию достойного положения в обществе;

• для академического сообщества приоритетным показателем качества образования является его культуросообразность, духовность, здоровье-сбережение, направленность на всестороннее развитие личности;

• для работодателя образование качественное, если подготавливает специалиста, владеющего на высоком уровне компетенциями, составляющими основу эффективного функционирования и повышения производительности профессиональной деятельности;

• для общества качество образования отражается в личности, способной к эффективному социальному жизнетворчеству и т. д.

Следует рассмотреть особенности педагогического проектирования в аспекте решения задачи развития образовательной системы.

М.М. Поташник развитие школы определяет как процесс качественных изменений в составляющих ее компонентах и ее структуре, вследствие которых школа приобретает способность достигать качественно новых, по сравнению с прежними, результатов образования. Появление новых результатов образования личности, которых прежде не было, говорит о том, что школа работала в режиме развития [2, с. 15].

Современным результатом профессионального образования является личность компетентного и конкурентоспособного на рынке труда специалиста, отвечающая требованиям потребителей образовательных услуг — общества, личности, работодателя и т. д. Развитие системы профессионального образования приобретает характер развивающей системы, направленной на усиление поиска нового содержания, технологии, принципиально иного педагогического профессионализма, которые действительно обеспечивали бы развитие личности будущего специалиста в образовательных процессах на основе оптимизации деятельности, диагностики и прогнозирования результатов.

Развитие системы профессионального образования не является самоцелью, а является средством обеспечения оптимальных условий для развития студентов, для качественного повышения результатов образовательного процесса, для надежного выживания образовательного учреждения в нестабильных условиях. Развитие системы профессионального образования — это определенная технология, разумная последовательность шагов и этапов, приводящая оптимальным путем к получению запланированного, высокоэффективного результата в развитии личности будущего специалиста. Технологический характер развития системы профессионального образования обусловлен и современ-

ной «технологической эпохой», главным приоритетом которой становятся способы деятельности, ведущие оптимальным путем к высокоэффективному результату в соответствии с заданной целью. Основное внимание ученых переключилось на развитие технологий, на непосредственное обслуживание практики. Появилось понятие «практикоориентированная наука».

Таким образом, важными тенденциями развития современного профессионального образования являются его технологизация и концентрация на личности участников педагогических процессов. В 90-х годах XX в. центром тяжести системы образования провозглашается личность обучаемого, общепризнанным становится приоритет развития его индивидуальности, самоценности как носителя субъектного опыта, установкой на самоактуализацию и самореализацию личности, доступности образования. Субъектом образования выступает личность, способная к мобильному реагированию на изменения окружающего мира во всем многообразии его противоречий. В этой связи на первый план выступает личностно-деятельностная ориентация образовательного процесса, обеспечивающая за счет активизации самостоятельной учебной деятельности студента становление и развитие его субъектности.

Возникает одно из главных противоречий педагогической практики — противоречие между алгоритмизацией, прогнозируемостью, диагно-стичностью в постановке целей, определенностью результата и гуманистической направленностью образования. Главной проблемой технологизации образования становится его доступность для каждого. Поэтому важным концептуальным положением технологизации образования становится предоставление обучаемому возможности выбирать содержание, способ и технологию обучения. Каждому ученику обеспечивается собственная траектория движения по учебному материалу, отвечающая его целям, потребностям и интересам. Цели образования становятся многопрофильными и многоуровневыми. Появляется потребность в выстраивании множества частных траекторий, идущих в нужном направлении.

С позиций общей теории систем педагогическая система, как преобразование «вход-выход», реализует основную функцию — оказание образовательных услуг в соответствии с требованиями заказчиков — личности, государства, работодателя. Задача учебного процесса — учесть эти требования. Педагогическая система как бы приспосабливается к окружающей (профессиональной) среде, в которой будут функционировать будущие выпускники (причем по иным законам и правилам, чем в образовательном учреждении). Такое приспособление диктует необходимость дифференциации учебной

105

деятельности в соответствии с динамикой потребностей потребителей образовательных услуг для обеспечения получения востребованных результатов обучения.

Дифференциация (от фр. differentiation — разность различие) разделение, различение целого на различные части, формы и ступени. В традиционном понимании дифференциация обучения — форма организации учебной деятельности, учитывающая склонности, интересы, способности учащихся. С учетом современных тенденций развития профессионального образования, модернизации целевых приоритетов, ориентации на качество образовательных услуг как степень соответствия результата процесса профессионального обучения требованиям-целям, предъявляемым потребителями образовательных услуг, можно рассматривать дифференциацию профессионального обучения как форму организации учебной деятельности студентов с учетом потребностей личности, общества и работодателя.

Цели дифференциации учебной деятельности следует рассмотреть с различных точек зрения:

• с психолого-педагогической точки зрения цель дифференциации — индивидуализация профессионального обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления индивидуальных особенностей студентов и их учета для оптимальной реализации задач профессионального обучения, развития мотивации профессиональной деятельности, профессиональных интересов и способностей каждого студента, развития его индивидуальности, самореализация личности;

• с социальной точки зрения цель дифференциации — целенаправленное формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества через наиболее полное и рациональное использование возможностей каждого студента как члена общества в его взаимоотношениях с социумом;

• с профессиональной точки зрения цель дифференциации — решение назревших проблем производства, связанных с унификацией подготовки специалиста в традиционных условиях, путем создания новой системы обучения, адаптированной к изменениям производственной среды за счет возможности построения индивидуальных «заказных» траекторий обучения в соответствии с требованиями конкретного производственного процесса; получение конкурентоспособного, мобильного, гибкого и компетентного специалиста, обладающего не только набором ключевых и общепрофессиональных компетенций, но и специализированными компетенциями для решения задач уникального, единичного производства.

106

Таким образом, дифференциация образовательного процесса становится неизбежным признаком педагогических систем. Проектирование личностно-ориентированных образовательных технологий, учитывающих технологическую сущность и личностную направленность, становится эффективным способом решения обозначенных выше противоречий. Метатехнологией личностно-ориентированного образования становится технология дифференцированного обучения, основанная на приоритете самостоятельной учебной деятельности студентов.

Обобщая имеющиеся в литературе определения технологий в образовании, можно прийти к выводу, что это понятие рассматривается как в узком, так и в широком смысле этого слова. Во-первых, технология рассматривается как рационально построенная совокупность определенных действий, операций педагога по управлению деятельностью студентов и направленных на достижение поставленных целей (запланированного результата) — технологический процесс (цепочка). Таким образом, наблюдается тенденция рассматривать технологию как нормативное описание деятельности участников учебного процесса, что является необходимым условием для упорядочивания образовательной системы и процесса управления ею.

Во-вторых, в широком смысле слова, технология в образовании — это системная категория, выступающая как научная основа, регламентирующая научные подходы к анализу и организации педагогического процесса с учетом эмпирических инноваций и обеспечивающая направленность этого процесса на достижение высоких практически значимых результатов в развитии личности учащихся. Таким образом, технология в образовании выступает в форме организованного знания о способах и средствах оптимальной деятельности.

Понятие «технология дифференцированного обучения» предполагает взаимосвязи всех компонентов процесса профессионального обучения в условиях его дифференциации с изменяющимися потребностями потребителей образовательных услуг к уровню и качеству профессиональной подготовки студентов, конкретизирует цели и результат обучения в соответствии с ними.

Под проектированием технологии дифференцированного обучения автор понимает средство развития образовательной системы в контексте специальной концептуально обоснованной и технологически обеспеченной целенаправленной деятельности по созданию проекта — гибкой педагогической системы дифференцированного профессионального обучения студентов, ориентированной на соответствие образовательного результата потребностям потребителей образовательных услуг — личности, общества и работодателя, в компетентном и конкурентоспособном специалисте [3].

Алгоритм педагогического проектирования технологии дифференцированного обучения

Этап деятельности Форма и метод деятельности Содержание деятельности Практический результат

Изучение и анализ потребностей профшколы в осуществлении дифференцированного обучения Проблемная лекция «Дифференциация обучения как средство решения проблемы становления компетентного специалиста» Совместное обсуждение современного состояния системы профессиональной подготовки. Поиск противоречий и путей их решений. Проба сил в разработке варианта решения Осознание необходимости осуществления дифференциации обучения. Познавательный интерес к проблеме

Сбор и обработка необходимой информации Деловая игра «Эстафета педагогического опыта проектирования и реализации технологии дифференцированного обучения» Выявление опыта, краткое описание сути, аргументация полезности, сравнение с традиционной практикой, выявление положительных и отрицательных сторон, подтверждение его эффективности в профессиональном обучении Мини-банк педагогического опыта проектирования и реализации технологии дифференцированного обучения

Анализ теории и практики проектирования технологии дифференцированного обучения Групповая работа по выполнению профессионального задания. Семинар-исследование Изучение и анализ теоретических вопросов проектирования технологии дифференцированного обучения, поиск наиболее оптимальных вариантов решения выявленных проблем, обоснование этого выбора, предвидение возможных результатов и т. д. Модель проектирования технологии дифференцированного обучения

Разработка идеи выполнения проекта технологии дифференцированного обучения Индивидуальная работа педагогов по разработке проекта технологии дифференцированного обучения Анализ темы, целей и содержания урока, разработка алгоритмов диагностической, прогностической и регулировочной деятельности. Подготовка учебнометодического обеспечения урока, продумывание порядка защиты проекта Проектная папка с рабочими материалами (тесты, анкеты, описания, планы, алгоритмы, схемы, карточки-задания и т. д.)

Защита педагогического проекта технологии дифференцированного обучения Игровое моделирование деятельности педагога — педагогическая игра Знакомство с содержанием разработанного проекта технологии дифференцированного обучения, с описанием конкретной педагогической ситуации, с инструкцией по игровым правилам. Имитация фрагмента урока Фрагмент урока с использованием технологии дифференцированного обучения

Анализ качества проекта технологии дифференцированного обучения Семинар-дискуссия «Педагогическая эффективность технологий дифференцированного обучения» Обсуждение результатов игрового моделирования деятельности педагога на уроке: анализ целей, содержания, форм и методов, учебно-методического обеспечения урока на предмет их оптимальности и целесообразности в дифференцированном уроке. Эффективность деятельности педагога и учащихся. Формулировка выводов, пожеланий и предложений Схема методического анализа урока обучения с использованием технологии дифференцированного обучения. Самооценка проектной деятельности

Проектирование технологии дифференцированного обучения как средство развития образовательной системы связано с инновационными процессами. Инновации стали одним из характерных признаков нашей эпохи. Отсутствие научного осмысления, культуры педагогических инноваций быстро приводит либо к разрушению нормального функционирования образования, либо к административному запрету новаторства, способствующему снижению жизнеспособности образования.

И в данном случае речь идет в первую очередь о формировании культуры инновационных педагогических преобразований, позволяющей осуществить грамотное педагогическое новаторство. Такой культурной формой инновационной деятельности в образовании является проектирование. Для реализации проектировочной деятельности, для гра-

мотной организации проектов, для грамотного построения и реализации инновационных моделей специалист системы образования должен обладать основами проектировочной культуры и научным стилем мышления.

Проектировочная культура педагога является сегодня основой, предопределяющей качество развития не только образовательного учреждения, но и системы образования в целом. Проектировочная культура педагога — знания, умения и готовность реализации следующих функций: диагностирования и прогнозирования образовательной системы, целеполагания, организации и регулирования процесса деятельности в ходе ее осуществления, контроля и оценки, коррекции результатов [4, с. 5].

Безусловно, введение проектной культуры в структуру педагогического профессионализма

107

требует ее целенаправленного формирования через обучение проектировочной деятельности и практический опыт ее реализации (таблица).

Научный стиль мышления педагога включает такие необходимые качества, как диалектичность, системность, логичность, широту видения проблем и возможных последствий их решения.

Условия эффективного проектирования педагогических систем как средства развития профессионального образования таковы: установка педагога на инновации, высокий уровень мотивации; анализ технологических ресурсов — материальных, кадровых, финансовых и т. д.; умение проектировать, технологически реализовывать проект и осуществлять рефлексивный анализ результатов; способность к целеполаганию и распределению целей; целенаправленная организация и анализ деятельности; умение осваивать свой опыт через рефлексию, выражать его в технологической форме; способность к самовыражению; видение «старения» технологии и умение перестраивать ее.

Таким образом, развитие педагогических систем — важнейший внутренний резерв повышения качества и эффективности образовательного результата, а системное проектирование — путь к эффективному выявлению и использованию этого резерва.

Список литературы

1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2019 годы / Распоряжение Правительства РФ от 03.08.2005 г., № 1340-р.

2. Поташник, М.М. Как подготовить проект на получение грантов: методическое пособие / М.М. Поташник — М.: Педагогическое общество России, 2007. — 176 с.

3. Горбунова, Т.В. Проектирование технологии дифференцированного обучения учащихся: учебное пособие / Т.В. Горбунова. — Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2000. — 96 с.

4. Горбунова, Т.В. Проектная культура в технологическом образовании: метод. пособие для учителей технологии и студентов инженерно-педагогических факультетов (специальность — «Технология и предпринимательство») / Т.В. Горбунова. — Калуга: Изд-во КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2002. — 112 с.

УДК 378+371

Н.Н. Иванова, канд. пед. наук, доцент

ФГОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет»

практическая направленность работы

со студентами технического

В настоящее время наблюдается тенденция усиления в обучении профессиональных функций, ориентированных на самостоятельность и ответственность специалиста, его способность идентифицировать собственные профессиональные и образовательные потребности в условиях инновационных и кризисных экономических преобразований. Знание становится не единственным источником долговременного, устойчивого и конкурентного преимущества специалиста, умеющего самостоятельно и критично мыслить, обладать культурной речью, способностью к сотрудничеству, коммуникативностью, способностью к самостоятельному принятию решений, взять на себя ответственность, стремиться к качеству в работе. Чем богаче будет натура специалиста, тем ярче она проявится в профессиональной деятельности, поэтому компетентностный подход является тем источником, который питает эволюционное развитие всей образовательной системы.

Как показали исследования, в которых приняли участие 276 студентов Воронежского государственного аграрного университета (ВГАУ) имени К.Д. Глинки факультетов профессионально-педагогического, агрохимического, технологического, тех-

ВУзА: НОВыЕ формы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нологии животноводства и товароведения, 48 студентов физико-математического факультета Воронежского государственного педагогического университета (ВГПУ) и 52 студента инженерноэкономического факультета Воронежского государственного технического университета (ВГТУ), до 40 % из них имеют уровень коммуникативных способностей ниже среднего уровня и только 25 % студентов имеют организаторские способности выше среднего уровня, что явно недостаточно для потенциальных руководителей различных типов учреждений и организаций. Кроме того, сотрудничество как предпочтительный выход из конфликтной ситуации выбирают менее 20 % студентов (таблица).

Современная ситуация на рынке труда показывает, что углубляется разрыв между теоретической подготовкой специалиста и возможностью приобрести реальный опыт, сформировать необходимые профессиональные качества и развить профессиональные способности. Таким образом, актуальным является противоречие между традиционными взаимоотношениями в процессе обучения и теми формами взаимоотношений, которые будут доминировать в жизни будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.