Научная статья на тему 'Профессиональное становление будущего педагога'

Профессиональное становление будущего педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
347
43
Поделиться
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилов Д.А., Корнилова А.Г.

Личностное становление студента будущего педагога представлено профессиональной компетентностью педагога, формирование которой обеспечивается его социализацией, дополняющей практическую направленность профессионального образования.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Данилов Д.А., Корнилова А.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Профессиональное становление будущего педагога»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070

Около 35% студентов относятся к нормам ГТО равнодушно, не проявляя ни малейшего интереса, 20% - попросту не понимают их значения и 35% студентов видят в этом повод для самосовершенствования. Нашлись и те, кто воспринимает принятые нормы как «непосильную ношу» для своего здоровья.

Несмотря на растущую популярность здорового образа жизни, сейчас студенты находятся на достаточно низком уровне физической подготовки. Введение норм ГТО может поднять этот уровень, но подготовка к их сдаче должна начинаться в младших классах школы и нормы должны быть выполнимыми.

Согласно анкетированию, более половины опрошенных студентов занимаются спортом, стараются поддерживать хорошую физическую форму, но при этом считают, что занятия спортом должны являться личным и добровольным выбором каждого.

Вероятно, такое мнение о нормах ГТО сложилось у студентов из-за мест проведения спортивных мероприятий и содержания занятий по физической подготовке в рамках учебного процесса.

Например, спортивной инфраструктуре БГТУ им. В.Г. Шухова может позавидовать любое высшее учебное заведение. Стадион, тир, два бассейна, спортзалы, площадки для мини-футбола и пляжного гандбола, силовые городки, теннисные корты, ледовая арена, зал гиревого спорта [2]. Не каждый университет может таким похвастаться. В некоторых из них студенты вынуждены заниматься в полуподвальных помещениях, полуразрушенных залах. А ведь еще А.П.Чехов отмечал, что облезлые стены и грязные коридоры дурно влияют на способность студента к обучению. Возможно, прежде чем вводить нормы ГТО, стоит создать условия для тренировок, популяризировать спорт не нормами и значками, а укреплением здоровья и получением радости. Молодежь должна заниматься в свое удовольствие. Но нормы служат некой формой унификации, порождая перфекционизм, и забывая об индивидуальных особенностях.

Но, как бы ни относились студенты к нормам ГТО, ничего уже не изменишь. Это проект государственного масштаба, в него вложены миллионы рублей. Эффективность его введения можно будет оценить лишь через несколько лет.

Список использованной литературы:

1. Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 172 "О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)"

2. http://www.bstu.ru/about/press_center/intervy/sport

© Артемьева Л. Б., Гребенщикова Ю.А., 2016

УДК 378.126

Д.А.Данилов

Чл.-корр.РАО, д.пед.н., проф. СВФУ, А.Г.Корнилова

Д.пед.н., проф., зав.каф.соц.пед. СВФУ г.Якутск, Российская Федерация

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Аннотация

Личностное становление студента - будущего педагога представлено профессиональной компетентностью педагога, формирование которой обеспечивается его социализацией, дополняющей практическую направленность профессионального образования.

Ключевые слова

Социализация педагога, профессиональная компетентность, окружающая среда, социально-педагогический

опыт, социальная компетенция.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

Развитие современного общества связано с глобализацией - процессом создания общемировой системы на основе взаимопроникновения социальных, политических, экономических, идеологических, культурологических и других идей. В России наше общество испытывает многочисленные общественно-политические, социально-экономические катаклизмы. Многие сферы жизни возводятся в ранг общемировых образцов. Экономика стала развиваться на законах рынка и бизнеса. Господство рыночных отношений в жизнедеятельности насаждает власть денег, вещей, способствуя потребительскому настрою людей. В последние десятилетия все резко изменилось: политика и экономика, культура и социальная сфера, индивидуальные и общественные отношения, весь образ жизни людей.

В условиях глобализации реформирование образования осуществляется путем внедрения европейского и американского опыта (ЕГЭ в школе; бакалавриат, магистратура в вузе), что преподносится как инновация в российской системе образования. Одновременно с этим связана потеря уникальных качеств российского образования путем их замены европейскими стандартами. В этой связи имеется замечание В.И.Андреева: «За последние 10 лет мы убедились, что ни в экономике, ни в области образования европейские и американские рецепты для нас не годятся. А в чистом виде они вообще не применимы» [1]. Это не значит, что нужно отмахиваться от всего, что наработано европейской, американской системой образования. Верный путь, когда российское образование опирается на свои передовые традиции, на идеи отечественного образования, осмысливая зарубежный опыт с ориентацией на глобализацию развития социально-экономической сферы.

Социальный кризис наблюдается и в жизненном пространстве растущего человека. Тестовые испытания на предмет выявления у школьников ценностных ориентаций показывают, что приоритетные места у них занимают вещизм, ориентация на личное материальное благополучие, преклонение перед всем иностранным, недооценка доброты, милосердия. СМИ по своим каналам рассказывают о преступных событиях, показывают картинки страшных форм поведения людей. И у детей мера внимания увеличивается к негативному, позитивное гаснет, и негативное становится как будто единственно возможным образом жизни и примером для подражания. В этих действиях СМИ игнорируется положение К.Д.Ушинского о воспитании детей на позитивном жизненном материале, который рождается в ходе совместной с детьми созидательной деятельности, сопровождающейся успехом каждого ребенка, позволяющей ему проявить свою индивидуальность.

Все это значительно усложняет решение многих вопросов образования и осуществления педагогической деятельности, что в целом обеспечивается компетентностью педагога. Модернизация образования зависит от уровня качества профессиональной подготовки педагогов. Отсюда возникает проблема подготовки компетентных специалистов в сфере образования. Компетентность педагога традиционно характеризуется профессиональными знаниями и умениями, а в современных условиях наряду с ними и умением оценивать условия, ситуации, определяющие качество педагогического процесса.

Вместе с тем задачу личностного становления студента невозможно разрешить средствами только учебного процесса, ибо приходится признать существование факторов более сильных, чем образовательная среда. В связи с этим встают вопросы об интегрированном подходе к изучению факторов, влияющих на личностное становление студентов в вузе, а также об их преобразовании в педагогические, оказывающие скоординированное позитивное воздействие на становление личности студента как субъекта деятельности и жизни в целом.

Как видно, компетентные воспитатель, учитель, преподаватель должны в своей педагогической деятельности исходить из того, что источником, питающим развитие личности, является окружающая социальная среда, содержащая в своей системе как позитивный, так и негативный материал в разнонаправленных общественных отношениях, которые определяют становление личности. И педагог, решая разные педагогические задачи, должен взаимодействовать с источником, питающим развитие личности, а также взаимодействовать с ним, вступая с ним в деятельностный контакт.

На основе этого нами в процессе опытной работы в Педагогическом институте Северо-Восточного федерального университета учебная программа подготовки социальных педагогов, педагогов-психологов, менеджеров образования дополнена внесением раздела «Социализация педагога». Социализация будущего

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

педагога представляет собой многогранный процесс активного его участия в освоении культуры социальных отношений, в формировании определенных социальных ролей и функций для развития профессионального самосознания и активной жизненной позиции. Задача заключается в выработке у студентов личных убеждений, чувств и привычек, соответствующих решению задач педагогической деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Специфика социализации студентов связана с их возрастным периодом. Начало студенчества (17-18 лет) является завершающим этапом перестройки организма подростка в организм взрослого человека. У них наблюдаются слабая социальная активность, неустойчивость ценностных ориентаций, самоконтроля. Однако, с точки зрения их личностной социализации, профессионально-трудового и духовно-нравственного становления юношеский возраст с 17 до 23 лет сензитивен для наиболее активного личностного становления. Специалистами отмечается, что студенчество среди других групп молодежи выделяется активностью жизненной позиции, высоким уровнем образовательной подготовки, своей мобильностью и адаптивностью [2, С.16].

Социализация в личностном становлении будущего педагога предусматривает формирование профессиональных качеств его личности. Для этого студент вступает в контакт с агентами социализации, т.е. с людьми, с которыми он взаимодействует, а также с разными социальными процессами, усваивая системы ценностей, норм, установок социальной общности, которые связаны с решением педагогических проблем. В процессе взаимодействия с ними он использует средства социализации (продукты материальной и духовной культуры, приобщение к видам и типам отношений в общении, игре, предметно-практической и духовно-практической деятельности, спорте и др.), т.е. социально-педагогические средства в условиях окружающей среды.

Сфера образования, охватывающая все параметры окружающей действительности: природно -климатические условия, социально-экономическую, культурную жизнь социума, менталитет жителей и т.д., оказывает влияние на формирование компетентности педагогов. А.В.Мудрик, изучающий вопросы социализации, среди разного уровня факторов личностного становления подчеркивает микрофакторы (семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные и частные организации, микросоциум) [3]. Так, среда социализации относится к микрофакторам. Также современная жизнь проходит в сложных условиях глобальных социальных, экономических, политических, культурных преобразований. Будущий педагог, чтобы стать профессионалом в своей завтрашней деятельности, все это должен освоить практически.

Для профессионализации будущих педагогов в Северо-Восточном федеральном университете на кафедрах профессиональной педагогики, психологии, управления образованием и социальной педагогики согласно программе опытной работы нами в течение ряда лет осуществляется социализация студентов во всех формах их взаимодействия с условиями, факторами деятельности людей в социальной среде. В своей работе мы руководствуемся известным положением: образование, как социальный институт и средство социализации, призвано научить обучающихся адаптироваться к социуму путем усвоения знаний, культурных и духовных ценностей, помочь им соединять в своей жизни материальное и духовное, общественное и индивидуальное, рациональное и иррациональное, знание и нравственность.

Отсюда в своей работе мы исходим из выдвинутой нами идеи, что профессионализация предусматривает развитие, самореализацию студента, приобретение им интеллектуального потенциала и творческого начала в себе, включив его в социально-экономические процессы общества. Данная идея соответствует задаче высшего педагогического образования создавать эффективные психолого-педагогические условия для развития социальной активности будущих педагогов. В процессе обучения они создаются использованием практико-ориентированных, деятельностных, личностно-ориентированных технологий, которые, как показывает опыт, недостаточно развивают социальную активность студентов.

И внимание было обращено на внеаудиторную работу, направленную на приобретение студентами практики в профессиональной деятельности. Для решения этой задачи использовались возможности студенческого самоуправления, научно-исследовательской, художественно-творческой, спортивной,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

волонтерской деятельностей. Активная самостоятельная внеучебная работа в соответствии с потребностями и возможностями студентов способствовала тому, что внеучебный процесс стал приоритетным. В результате процесс внеаудиторной деятельности позволил на более качественном уровне формировать и развивать профессиональный социально-психолого-педагогический опыт взаимодействия будущих педагогов с учениками, их родителями, с жителями и работниками социума.

В опытной работе профессиональная подготовка опирается на технологии психолого-педагогического сопровождения, проявляющейся в понимании, принятии и следовании рядом со студентами педагогов-кураторов. Сопровождение студентов предполагает изучение их интересов, способностей, возможностей, потребностей и взаимодействия с окружающими, также направлено на формирование у студентов ответственности за решение личностных профессиональных проблем. Психолого-педагогическое сопровождение по формированию у будущих педагогов профессионального самоопределения, самопознания, как необходимый фактор развития их социальной активности, в нашем опыте имеет три этапа.

Первый этап посвящен знакомству студентов (в нашей практике, начиная со второго курса) со спецификой педагогической профессии, которая связана с «самостью» человека, работающего, прежде всего, над собой. Студенты для себя создают программу своей социальной деятельности, в каких школах, учреждениях вести наблюдения, что изучать и т.д. Куратор-педагог обучает студентов уметь общаться с учениками и с другими людьми, пользоваться рефлексией, самодиагностикой, т.е. работать над собой, чтобы определить свои профессиональные способности и самостоятельно добывать в окружающей действительности ценности для своей будущей работы. Он осуществляет постоянный контроль поведения, общения, деятельности студентов, также в различных жизненных ситуациях отстаивает их интересы. Одновременно педагог обсуждает достижения и трудности в их социально-педагогической деятельности, помогает советом, рекомендациями. Как видно, на данном этапе основные методы педагогического сопровождения куратора-педагога опека, забота, защита студента. При таком подходе у студента формируется понимание других, доверие к ним, проявляется готовность к социальной деятельности.

На втором этапе готовность студентов к социально-педагогической деятельности проявляется в их стремлении активно участвовать в работе, чтобы реализовать свой потенциал профессиональных способностей. И они составляют для себя программу действий. Здесь педагог-куратор занимает позицию наставника, что выражается в творческом взаимодействии со студентом, поддерживая его активность. Он учит его за короткий промежуток времени выявлению и пошаговому построению программы деятельности, что способствует различению содержательной и операциональной сторон изучаемых явлений. Все это рождает самостоятельность и креативность будущих педагогов в проектировании, реализации профессиональной педагогической деятельности.

Абсолютную самостоятельность в социально-педагогической деятельности студенты проявляют на третьем этапе, встав на путь решения поставленных в программе задач. Они стремятся их решать самостоятельно и активным участием в разнообразной деятельности социума, связанной с обучением, воспитанием и развитием личности обучающегося. Так, в частности, в процессе знакомства с семейным воспитанием студенты находят взаимодействие учителей и родителей, направленное на единение социально-педагогической их деятельности, на активное участие родителей во всех проводимых школой делах по совершенствованию качества обучения и формирования личности учащихся.

Педагог-куратор занимается миссией консультанта, советчика, когда он мало или почти не вмешивается в осуществление самостоятельной творческой работы студентов, наблюдая за их работой и действиями. В итоге этих наблюдений куратор совместно со студентами проводит анализ их действий. В целом, на всех трех этапах педагогической поддержки, как показала опытная работа, психолого-педагогическое сопровождение социально-педагогической работы студентов является необходимым условием развития социальной активности и профессионального становления будущих педагогов.

Как показала опытная работа, в процессе социализации растет компетентность будущих педагогов, как владение аналитическими, прогностическими, информационными, рефлексивными, развивающими, организаторскими, коммуникационными, исследовательскими умениями и навыками и развивается как итог овладения практико-ориентированными в профессиональной деятельности психолого-

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

педагогическими знаниями. Также студенты овладели умениями и навыками практической деятельности, а также социальной компетенцией - знаниями основ социального взаимодействия с обществом, коллективом, активным участием в работе общественных организаций и в социальной деятельности.

Таким образом, социализация будущих педагогов на основе известного положения, что образовательная система открыта для взаимодействия с окружающей средой, с ее учреждениями и коллективами, открывает личность студентов пространству жизненных смыслов и деятельности, формируя и развивая их педагогические способности, стимулируя их творческое отношение к выбранной профессиональной деятельности.

Список использованной литературы:

1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. -2-е изд. - Казань: Центр инновац.технологий, 2000.- 608с.

2. Межвузовский центр проблем развития личности студентов. - Вестник №1. - М: МЦРЛС, 1998. - 36 с.

3. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2000. - 192 с.

© Данилов Д.А., Корнилова А.Г., 2016

УДК 37

В.А. Дорошенко, к.т.н., доцент Уральский федеральный университет, М.Р. Москаленко, к.и.н., доцент Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург, Российская Федерация

ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ В УРОВНЕВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ И НАУЧНОЙ КУЛЬТУРЕ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА

Аннотация

В данной работе рассматриваются вопросы изучения истории науки и техники в уровневом профессиональном образовании. Изучается место и роль истории научно-технического знания в развитии научной культуры молодого специалиста.

Ключевые слова

История науки и техники, уровневое профессиональное образование

Современное высшее профессиональное образование ставит целью обеспечение подготовки квалифицированного работника соответствующего уровня (бакалавра, специалиста, магистра) -компетентного, свободно владеющего собственной профессией и ориентирующегося в смежных областях знаний, готового работать на уровне современных международных стандартов и постоянно совершенствовать профессиональную подготовку. Отметим, что значительное число компетенций, а также знаний, умений и владений будущих бакалавров и магистров формируют именно вспомогательные учебные дисциплины, задавая общий уровень эрудиции выпускника, расширяя его научный кругозор и развивая культуру мышления [1, с. 33]. И здесь большое значение имеет изучение истории научно-технического знания, которая может изучаться в рамках таких учебных дисциплин, как «История науки и техники», «История и философия науки» и ряда других, которые способствуют повышению уровня эрудиции студента и культуры его научного мышления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Естественно, что подходы к изучению истории науки и техники для учащихся бакалавриата и магистратуры должны быть различными. Если у бакалавров главное направление - повышение научно-