_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_
/ Науч. ред. М. В. Свентицка : № 4, 2011. - С. 12 - 22.
2. Васильева, О. В. Операционный состав рассуждения как вида речемыслительной деятельности: языковая подготовка специалиста по международным отношениям // Языки и культуры: эффективная коммуникация в условиях глобализации : материалы Межвуз. науч.-практ. конф., РУДН, г. Москва, 21 апреля 2011 г. -Москва, «Цифровичок», 2011. - С. 16 - 24.
3. Васильева, О. В., Жданов, В. Н. Прогноз в речевых высказываниях специалистов по международным отношениям // Culture and Language, № 76, March 2012, Япония, Саппоро: университет Саппоро, 2012. - С.199 - 210.
© Васильева О.В., 2016
УДК 37.01
П.Д.Гаджиева
канд.пед.наук., доцент ДГПУ E-mail: [email protected] г.Махачкала, РД
КРЕАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
Аннотация
В данной статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с необходимостью раскрытия творческого потенциала педагога; в ней даны содержательные компоненты креативности преподавателя, а также определены критерии определяющие уровень сформированности креативной культуры педагога.
Ключевые слова Творчество, креативность, педагогическая креативность.
В современных условиях российской действительности высшее учебное заведение представляет собой то социальное образование, с которого начинается национальное возрождение России. Специфика и творческий характер деятельности преподавателя современного вуза предъявляют дольно жесткие требования к представителям этой профессии.
Качество профессиональной деятельности преподавателя вуза зависит от статуса вуза как центра науки, образования, культуры, его готовности к саморазвитию в этих направлениях, корпоративного духа вуза, владения преподавателями эффективными вузовскими технологиями, уровня профессиональной культуры преподавателей.
Креативность педагогической деятельности предполагает научный взгляд на процесс изучения педагогических явлений и многозначность их решения. Одной из областей человеческого ума, в которую пока еще не вторглись компьютеры, является творческое (креативное) мышление [3, с.28].
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить следующие компоненты креативности педагога: интерес к парадоксам; склонность к сомнению; чувство новизны; острота мысли; творческое воображение; интуиция; эстетическое чувство красоты; остроумие; способность открывать аналогии; смелость и независимость суждений; самокритичность; логическая строгость; способность пользоваться различными формами доказательств.
Творческую личность отличает особое сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих ее креативность. Понятие «творчество» следует рассматривать: как создание новых оригинальных ценностей, имеющих общественную значимость; как созидание чего-то нового, в том числе и во внутреннем мире самого субъекта; как источник и механизм движения атрибута материи. Творчество - это деятельнбость, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний и умений.
Таким образом, творчество обусловлено творческим потенциалом личности, которое, если вести речь
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_
о преподавателях, формируется на основе накопленного или социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы, и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. С другой стороны, опыт убеждает, что творчество приходит только тогда, только к тем, кто стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта. Наличие или отсутствие в человеке творческого начала, творческого отношения к своему труду и становится тем водоразделом, который приходит между специалистом - творцом и специалистом-ремесленником. Следовательно, творческая деятельность преподавателя выражается в способности оригинально и самостоятельно осуществлять профессиональную деятельность [2, с. 54].
Под креативностью преподавателя высшей школы понимается умение создавать новые способы решения педагогических задач, а под педагогическим искусством - сумма знаний, умений, без которых невозможно творчески решить эти задачи.
Таким образом, педагогическое творчество понимается как выработка и воплощение преподавателем в постоянно меняющихся условиях учебно-воспитательного процесса, в общении со студентами оптимальных и нестандартных педагогических решений.
Креативность и самореализация преподавателя высшей школы взаимосвязаны, дополняют друг друга. Высокопрофессиональный преподаватель никогда не творит наедине сам с собой, а всегда в соавторстве с обучаемыми [1].
В психолого-педагогической литературе выделяются следующие критерии оценивания креативности преподавателя: умение всесторонне анализировать и объективно оценивать педагогические процессы и явления; видеть нерешенные проблемы теории и практики обучения и воспитания студентов; принимать нестандартные решения по перестройке учебно-воспитательной работы; настойчиво внедрять инновационные технологии обучения, доказавшие свою эффективность; умело использовать опыт профессионального обучения, накопленный в результате психологических и педагогических исследований.
Таким образом, научное и педагогическое творчество - сложный и многоступенчатый процесс. Для эффективной реализации педагогического творчества, преподавателям необходимо знание основных этапов творческой деятельности и подходов к ее осуществлению с учетом специфики высшей школы. Список использованной литературы:
1. Гаджиева П.Д. - Креативность преподавателя в высшей школе. Ж. Мир науки, культуры и образования. Горно - Алтайск, №3, 2015 г.
2. Батоврина Е. Креативность: дань моде или необходимость? 10 способов сломать рамки шаблонного мышления // М.: 2004 г.
3. Барышева Т.А. Креативность. Диагностика и развитие: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2002. 205с.
© Гаджиева П.Д., 2016
УДК 378
Ю. А. Гребенщикова
студент 3 курса института государственного управления и предпринимательства Уральский Федеральный Университет, г. Екатеринбург, РФ Научный руководитель: Л. Б. Артемьева Старший преподаватель кафедры Физического воспитания Уральский Федеральный Университет, г. Екатеринбург, РФ
«НОРМЫ ГТО» ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ
Аннотация
В данной статье рассмотрены проблемы внедрения системы физической подготовки «Готов к труду и