Научная статья на тему 'Модель целостного процесса развития социальной зрелости будущих педагогов в вузе'

Модель целостного процесса развития социальной зрелости будущих педагогов в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ЦЕЛОСТНЫЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ / СТУДЕНЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Руднева И. А.

Дана характеристика социальной зрелости как целостного личностно-профессионального качества будущих педагогов. Предложена авторская модель целостного процесса развития социальной зрелости будущих педагогов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель целостного процесса развития социальной зрелости будущих педагогов в вузе»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070

- Что Вам вспомнилось, о чем подумалось?

- Какое было настроение у композитора, когда он сочинял эту музыку?

- Было ли у Вас когда-нибудь такое настроение? Когда? В связи с чем?

- Когда Вам захотелось бы еще раз услышать это произведение?

- Что особенного сделал композитор, чтобы мы его поняли? Как этого достиг? (средства выразительности в единстве с образным содержанием).

- Как бы вы назвали это произведение? И другие вопросы, которые всякий раз конкретизируются в связи с уникальностью, индивидуальностью, неповторимостью музыкальных произведений.

Итак, осмысленное восприятие музыки воспитывает культуру слышания жизни через мир музыкальных образов-интонаций на эмоционально-чувственной волне, что обогащает внутренний мир ребенка бесценным опытом со-чувствия, со-переживания, со-страдания всему живому (человеку, природе, искусству). Этот опыт постижения основ жизни через музыку дает человеку ощущение полноты бытия и истинное наслаждение от общения с прекрасным в искусстве. Список использованной литературы:

1. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс: книга первая и вторая. 2-е изд. - Л.: Музыка, 1971.

2. Казачков С.А. От урока к концерту. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1990.

3. Марченко О.И. Музыка живого слова // Русская словесность. - 2003. - № 2.

4. Медушевский В.В. Специфика искусства. Сущность и специфика музыки // Спутник учителя музыки / С.С.Балашова, В.В. Медушевский, Г.С. Тарасов и др.; сост. Т.В. Челышева. - М.: Просвещение, 1993.

5. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. - М.: Композитор, 1993.

© Рогачёва М.Е., Шишлянникова Н.П., 2016

УДК 37.032

И.А. Руднева

К. п. н., доцент

Факультет социальной и коррекционной педагогики Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Российская Федерация

МОДЕЛЬ ЦЕЛОСТНОГО ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ

Аннотация

Дана характеристика социальной зрелости как целостного личностно-профессионального качества будущих педагогов. Предложена авторская модель целостного процесса развития социальной зрелости будущих педагогов

Ключевые слова

Социальная зрелость, личность, целостный учебно-воспитательный процесс, будущие педагоги, студенчество

Анализ философской, психологической и педагогической литературы показал, что проблема места человека в обществе, ожиданий и требований общества к растущим поколениям, проблема смысла жизни, идеального результата воспитания существует в науке и практике довольно давно. Идеология и политика государства, социально-экономический уровень развития общества влияют на формирование мировоззрения и системы ценностей отдельного человека, в большей и меньшей степени задают направление и границы развития личности в процессе социализации. В кризисные, переломные периоды развития каждой общности

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

людей представления об идеальном человеке, о новых поколениях подвергаются пересмотру, изменяются, дополняются новым содержанием.

Определенный уровень личностного развития человека, результат социализации, в ходе которой он адекватно исполняет роли взрослого человека, в психологии называется зрелостью. В реальном процессе жизнедеятельности человека социальная и психологическая зрелость образуют единый феномен, что фиксируется в понятиях «социальный интеллект», «социальное сознание», «социально направленное поведение». Сущность феномена социальной зрелости личности проявляется в ее ценностях, целях, жизненных смыслах, в отношении с ценностями и целями развития общества и цивилизации. Социальная зрелость может трактоваться как достаточно высокий уровень освоения человеком норм и ценностей для эффективной реализации основных социальных ролей и функций. Важное значение для понимания сущности социальной зрелости личности имеет принцип единства личных и общественных интересов, нахождение баланса между ними. Социально зрелая личность успешно сочетает потребность в интеграции в общество и потребность в индивидуализации. Социальная зрелость понимается нами «как целостный личностный динамично развивающийся феномен, являющийся результатом процесса социализации/ индивидуализации, характеризующий человека, обладающего гуманистическими ценностями, чувством собственного достоинства и активной субъектной позицией в отношении собственной жизни и профессии. Социальная зрелость личности является одной из целей профессиональной подготовки будущего педагога, основой его профессиональной компетентности, обеспечивающей эффективное выполнение профессиональных обязанностей» [3, с. 7].

В ходе осуществления педагогического исследования технология моделирование позволяет представить процесс развития социальной зрелости личности схематично и наглядно. Модель - это искусственно создаваемый объект, заменяющий некоторый объект реального мира (объект моделирования) и воспроизводящий ограниченное число его свойств. Понятие модели относится к фундаментальным общенаучным понятиям, а моделирование - это метод познания действительности, используемый различными науками. Разработка модели реально осуществляемого на практике процесса развития социальной зрелости личности способствует созданию целостного видения основных компонентов процесса. К их числу относятся: диагностический, целевой, содержательный, процессуальный и контрольный компоненты.

Изучение исходного уровня развития социальной зрелости личности - это первый компонент процесса. В процессе диагностики собирается вся необходимая информация об особенностях и условиях протекания процесса социализации студентов. Результаты диагностики служат основой для определения целевого компонента процесса развития социальной зрелости личности. Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели - развития социальной зрелости личности - до конкретных задач создания условий для формирования определенного социального опыта. Цель является отражением планируемого результата, того, к чему стремится педагог. Исследовательская цель определяется нами как достижение положительной динамики в развитии социальной зрелости. В соответствии с целью определяется система исследовательских задач: разработать и корректировать цель, систему дидактических и воспитательных задач на основе результатов диагностики; осуществить отбор основного и дополнительного содержания учебного материала, ориентированного на идеи о гуманизме, человеческом достоинстве, творчестве и свободе; апробировать систему педагогических ситуаций; проанализировать и оценить результаты опытно-экспериментальной работы.

Как мы отмечали, механизмом развития социальной зрелости личности является приращение социального опыта. Следовательно, педагогический процесс развития социальной зрелости будущих педагогов в учебно-воспитательном процессе вуза представляется как целенаправленное создание педагогом ситуаций интенсивного обогащения социального опыта у студентов, вызывающих проявление активных состояний формируемого качества. Успешность процесса развития социальной зрелости во многом определяется отбором содержания и средств построения педагогических ситуаций.

Содержательный компонент процесса развития социальной зрелости личности отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу. Содержание образования,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

определяемое на основе государственных образовательных стандартов, дополняется мировоззренческими идеями о смысле жизни, о ценности другого человека, идеями о человеческом достоинстве, свободе и творчестве, которые составляют нравственно-гуманистическую основу жизнеустройства современного российского общества. В соответствии с целью предлагается использовать дополнительное содержание учебного материала - научные взгляды и авторские интерпретации представлений о назначении человека, о смысле жизни. К их числу относятся видеоматериалы, фрагменты документальных и художественных фильмов, притчи, цитаты, отрывки художественных произведений, легенды, записи песен, электронные ресурсы, на которых размещена информация о деятельности социальных служб в России и за рубежом.

Основным средством развития социальной зрелости будущих педагогов, как целостного качества и сложного личностного феномена, мы избрали педагогическую ситуацию. Педагогическая ситуация, как часть целостного учебно-воспитательного процесса, характеризуется единством деятельности педагога и воспитанников и вызывает в личности проявление активных состояний развиваемого качества, как результат взаимодействия и взаимосвязей всех компонентов (Л.Г. Бородаева, Е.А. Крюкова, В.А. Павлов, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков). Процессуальный компонент процесса развития социальной зрелости будущих педагогов - это взаимодействие педагогов и студентов их сотрудничество, организация и управление процессом, позволяющие достичь конечного результата. Логика развития социальной зрелости личности предполагает последовательное развертывание педагогической деятельности на трех стадиях - ориентировочной, актуализирующей, рефлексивной. На каждой стадии целостного процесса развития социальной зрелости последовательно решаются задачи формирования у студентов опыта смыслотворчества, сотрудничества и критичности.

На первой - ориентировочной - стадии создавались условия для поддержки студентов, определяющихся в отношении гуманистических ценностей, будущего жизнеустройства и профессии. Ведущим педагогическим средством выступали практико-ориентированные ситуации, формирующие опыт смыслотворчества. Вторая - актуализирующая - стадия целостного процесса развития социальной зрелости студентов ориентирована на создание условий для актуализации потребностей, стремлений личности, ее ресурсов, необходимых для постановки и достижения личных, профессиональных и социальных целей. Ведущим педагогическим средством на второй стадии выступали практико-ориентированные ситуации, формирующие опыт сотрудничества. Третья - рефлексивная - стадия целостного процесса развития социальной зрелости связана с развитием умений студентов осознанно и обоснованно применять теоретические знания на практике, анализировать систему отношений человека к другим людям и себе самому. Ведущим педагогическим средством на третьей стадии выступают практико-ориентированные ситуации, формирующие опыт критичности.

Наконец, контрольный компонент процесса развития социальной зрелости личности отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью. Мониторинг качества процесса развития социальной зрелости осуществляется с помощью методов количественного и качественного анализа. Учитывая сложность и многомерность исследуемого качества, которым является социальная зрелость, в ходе эксперимента мы чаще прибегали к качественным, а не количественным методам оценки результатов. Свою эффективность показали следующие методы диагностики: метод экспертной оценки, метод наблюдения, метод сравнения, анализ монографических характеристик.

Проведенное исследование, анализ результатов опытно-экспериментальной работы подтверждает актуальность и значимость дальнейшего изучения проблемы социального развития студентов. Перспективным представляется изучение проблемы социальной зрелости личности как целостного качества в динамично меняющемся современном обществе и контексте социального заказа государства, отраженного в ряде документов. Также требуется научная разработка процесса профессиональной подготовки будущих специалистов социально-образовательной сферы в условиях модернизации российской системы образования, проблема применения предложенной модели процесса в профессиональной подготовке студентов-бакалавров в контексте изучения потенциала учебных дисциплин и модулей; дальнейшая разработка педагогических средств развития социально зрелой личности будущего педагога.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070

Список использованной литературы:

1. Бородаева Л.Г. Ориентация студентов педагогического вуза на гуманистические идеи Марии Монтессори: на примере дисциплин психолого-педагогического цикла: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Волгоградский государственный педагогический университет. Волгоград, 2001.

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 08.10.2015).

3. Руднева И.А. Практико-ориентированные ситуации как средство формирования социальной зрелости студентов: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Волгоградский государственный педагогический университет. Волгоград, 2011.

© Руднева И.А., 2016

УДК 744+378

А.В. Рычкова

К.пед.н., доцент

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова,

г. Москва

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТРЕХМЕРНОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

ПРОГРАММЫ «КОМПАС-3Б»

Аннотация

Рассматривается методика обучения твердотельному моделированию при изучении дисциплины «Инженерная и компьютерная графика» для формирования профессиональных компетенций будущих специалистов и их готовности к самостоятельному работе по созданию электронных трехмерных моделей с использованием программы «КОМПАС-SD».

Ключевые слова

Инженерная графика, компьютерная графика, трехмерное моделирование, графический редактор КОМПАС, информационные технологии.

В основе программы «КОМПАС - 3D» лежит парадигма трехмерного и поверхностного моделирования. Чертежно-графический редактор «КОМПАС» позволяет использовать многочисленные библиотеки стандартизованных элементов и изделий, а также поддерживает все требования стандартов ЕСКД по созданию конструкторской документации. Его применение открывает широкие возможности для интенсификации процесса разработки электронных чертежей и моделей, обеспечивает высокое качество при их выполнении и, что не мало важно в настоящее время, поддерживает широко используемые форматы расширения (DWG, STEP, IGES, ACIS, DXF), позволяющие осуществлять экспорт-импорт данных с различными CAD/CAM/CAE системами [1].

Дисциплина «Инженерная и компьютерная графика» предполагает ознакомление со следующими темами: введение в компьютерную инженерную графику, назначение и характеристика программы «КОМПАС-3D», этапы компьютерной разработки чертежа, модель детали и ее свойства, выполнение эскизов модели, наращивание и редактирование модели, выполнение чертежа по модели, установка параметров чертежа, построение разрезов и сечений, простановка и редактирование размеров, ввод текста, редактирование основной надписи.

Охватить такой большой объем материала можно только при использовании современных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.