Научная статья на тему 'Методика обучения трехмерному моделированию с использованием программы «Компас-3D»'

Методика обучения трехмерному моделированию с использованием программы «Компас-3D» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1915
458
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА / КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА / ТРЕХМЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ГРАФИЧЕСКИЙ РЕДАКТОР КОМПАС / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рычкова А.В.

Рассматривается методика обучения твердотельному моделированию при изучении дисциплины «Инженерная и компьютерная графика» для формирования профессиональных компетенций будущих специалистов и их готовности к самостоятельному работе по созданию электронных трехмерных моделей с использованием программы «КОМПАС-3D».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика обучения трехмерному моделированию с использованием программы «Компас-3D»»

Список использованной литературы:

1. Бородаева Л.Г. Ориентация студентов педагогического вуза на гуманистические идеи Марии Монтессори: на примере дисциплин психолого-педагогического цикла: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Волгоградский государственный педагогический университет. Волгоград, 2001.

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 08.10.2015).

3. Руднева И.А. Практико-ориентированные ситуации как средство формирования социальной зрелости студентов: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Волгоградский государственный педагогический университет. Волгоград, 2011.

© Руднева И.А., 2016

УДК 744+378

А.В. Рычкова

К.пед.н., доцент

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова,

г. Москва

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТРЕХМЕРНОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

ПРОГРАММЫ «КОМПАС-3Б»

Аннотация

Рассматривается методика обучения твердотельному моделированию при изучении дисциплины «Инженерная и компьютерная графика» для формирования профессиональных компетенций будущих специалистов и их готовности к самостоятельному работе по созданию электронных трехмерных моделей с использованием программы «КОМПАС-SD».

Ключевые слова

Инженерная графика, компьютерная графика, трехмерное моделирование, графический редактор КОМПАС, информационные технологии.

В основе программы «КОМПАС - 3D» лежит парадигма трехмерного и поверхностного моделирования. Чертежно-графический редактор «КОМПАС» позволяет использовать многочисленные библиотеки стандартизованных элементов и изделий, а также поддерживает все требования стандартов ЕСКД по созданию конструкторской документации. Его применение открывает широкие возможности для интенсификации процесса разработки электронных чертежей и моделей, обеспечивает высокое качество при их выполнении и, что не мало важно в настоящее время, поддерживает широко используемые форматы расширения (DWG, STEP, IGES, ACIS, DXF), позволяющие осуществлять экспорт-импорт данных с различными CAD/CAM/CAE системами [1].

Дисциплина «Инженерная и компьютерная графика» предполагает ознакомление со следующими темами: введение в компьютерную инженерную графику, назначение и характеристика программы «КОМПАС-3D», этапы компьютерной разработки чертежа, модель детали и ее свойства, выполнение эскизов модели, наращивание и редактирование модели, выполнение чертежа по модели, установка параметров чертежа, построение разрезов и сечений, простановка и редактирование размеров, ввод текста, редактирование основной надписи.

Охватить такой большой объем материала можно только при использовании современных

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

информационных технологий [2]. Одним из путей по решению данной проблемы является применение предложенной в статье методики организации и проведения обучения по компьютерной инженерной графике.

Опыт преподавания показывает, что усилить обратную связь с обучаемыми в начале каждого практического занятия можно проведением автоматизированного тестового контроля [3]. Для его проведения используются разработанные программная оболочка и конструктор тестов, а также созданный банк тестовых заданий к каждому занятию. Его составление и практическое использование считается приоритетной задачей при подготовке компьютерного тестирования.

При объяснении новых учебных вопросов на практических занятиях рекомендуется применять сочетание мини-лекции и компьютерного практикума [4]. Новый материал, в зависимости от особенностей графических построений, анализируется и разбивается на блоки, соответствующих разделам курса компьютерной графики.

При изложении мини-лекции слушателям преподносится минимум необходимого теоретического материала, например, основные операции при разработке модели детали (рис. 1), разработка и оформление электронного чертежа детали и т.д.

Возможная последовательность выполнения модели детали

Ns операции Элемент детали Операция Плоскость построения эскиза

1 Основание Выдавливание ZX

2 Цилиндр Приклеить выдавливанием ZX

3 Ребра Приклеить выдавливанием XY

4 Отверстие Вырезать выдавливанием ZX

5 Прямой вырез Вырезать выдавливанием YZ

6 Секторный вырез Вырезать вращением YZ

Рисунок 1 - Основные операции при разработке модели детали

Изложение лекционного материала с одновременной демонстрацией в программе КОМПАС позволяет использовать прикладные программы как средство обучения, позволяет акцентировать зрительное внимание студентов на важных вопросах темы за счет использования принципа наглядности в обучении [4, 5].

При самостоятельной подготовке к практическим занятиям обучаемые могут использовать также электронный учебник «КОМПАС-3D» и методические рекомендации по работе с программным обеспечением [6].

Для повышения познавательной активности студентов при освоении сложного материала представляется полезным продемонстрировать возможности и результаты, достигаемые с использованием изучаемого материала. Например, управление изображением в окне, просмотр разработанной модели с различных направлений и в различных масштабах и др. После такой демонстрации у большинства обучаемых повышается мотивация изучения графического пакета и использования программы при моделировании и создании конструкторских документов [7].

При разработке и подборе заданий учитывается необходимость использовать широкий арсенал возможностей программы КОМПАС для изучения тонкостей графического редактора.

Отработка компьютерного практикума позволяет развивать у обучаемых пространственное мышление, осуществлять закрепление знаний геометрических фигур, их взаимного сопряжения и компоновки.

Предлагаемые для практической отработки задания способствуют развитию графической культуры студентов, их творческому самовыражению и проявлению самостоятельности в принятии решений по

использованию графических примитивов, по созданию моделей и оформлению элементов чертежа и др.

На практических занятиях используются методические указания, описывающие настройки параметров, способы редактирования, выделения объектов, алгоритмы создания чертежей и моделей. В процессе выполнения обучаемыми электронных чертежей деталей учитывается рациональный выбор количества изображений, правильность графических построений, соблюдение требований ЕСКД по оформлению конструкторского документа.

Графический редактор «КОМПАС-3D» позволяет создавать системные и новые виды, использовать дерево модели. Студенты легко усваивают эти функции при выполнении заданий на построение электронных чертежей деталей.

Таким образом, использование современных информационных технологий, программы КОМПАС активизирует процесс преподавания компьютерной инженерной графики, повышает интерес студентов к моделированию, эффективность и качество обучения, а также позволяет заложить прочные, глубокие знания учебного материала и практические навыки. Список использованной литературы:

1. Рычкова А.В., Смирнов А.А. Методические аспекты повышения эффективности обучения в smart-университете // Открытое образование. 2015. №5. С. 39—43.

2. Смирнов А.А. Встроенные языки прикладных экономических систем // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2016. № 2-1 (63). С. 135—137.

3. Смирнов А.А. Особенности обучения конечного пользователя прикладных программных продуктов языкам пользовательского программирования // Перспективы развития информационных технологий. 2015. № 26. С. 110—115.

4. Тельной В.И., Рычкова А.В. Организация самостоятельной работы студентов при изучении курса инженерной графики // Вестник МГСУ. 2015. № 1. С. 120—128.

5. Смирнов А.А. Реализация основных принципов smart образования при обучении в магистратуре // В сборнике: Ценности и интересы современного общества Информационные технологии. Материалы конференции.2014. С.147—152.

6. Смирнов А.А. Роль компьютерной обработки информации в современном развитии общества. Влияние возрастания объемов информации на развитие общества // В сборнике: Ценности и интересы современного общества материалы Международной научно-практической конференции. 2013. С. 171—176.

7. Рычкова А.В., Тельной В.И., Царева М.В. Разработка трехмерных моделей при проведении занятий по компьютерной графике // В сборнике: Интеграция, партнерство и инновации в строительной науке и образовании Сборник материалов Международной научной конференции. Ответственные редакторы: Т.И. Квитка, И.П. Молчанова. 2015. С. 332—334.

© Рычкова А.В., 2016

УДК: 378.147.227

А.А. Смирнов

К.э.н., доцент

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова,

г. Москва

ПРИМЕНЕНИЕ НЕЧЕТКОЙ ЛОГИКИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЗНАНИЙ

Аннотация

В настоящее время, возникла необходимость в использовании новых образовательных технологий, обеспечивающих более эффективный процесс преобразования информации в знания. Повышение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.