Научная статья на тему 'Инженерная и компьютерная графика как составная часть подготовки учителя технологии'

Инженерная и компьютерная графика как составная часть подготовки учителя технологии Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
156
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ / ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА / КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Шутова Надежда Анатольевна

Статья посвящена проблеме изучения начертательной геометрии и инженерной графики на современном уровне с помощью средств компьютерной графики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инженерная и компьютерная графика как составная часть подготовки учителя технологии»

менение диэлькометрического анализа является следующим этапом работы по изучению собственных дипольных моментов молекул и их поляризуемости.

Наличие различных теорий и различных методик определения собственного дипольного момента и поляризуемости молекул, показывает что данный вопрос не изучен до конца и является довольно актуальным и в наши дни.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Верещагин А.Н. Поляризуемость молекул. М.: 1980.

2. Осипов В.А., Минкин В.М. Справочник по дипольным моментам. М.: 1965.

3. Минкин В.И., Симкин Б.Я., Миняев Р.М. Теория строения молекул // Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов на/Д.: Феникс, 1997. 560 с.

4. Иоффе Б.В. Рефрактометрические методы химии. Л.: Химия, 1983. 352 с. Ил.

5. Минкин В. И., Осипов О.А., Жданов Ю.А. Дипольные моменты в органической химии. Л.: Химия,

1968.

Н. А. Шутова

ИНЖЕНЕРНАЯ И КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ

Основная цель любого образовательного учреждения - подготовка востребованных специалистов, которые могли бы безбоязненно использовать передовые информационные технологии на предприятиях. Это возможно, если вести процесс подготовки студентов в течение всего периода обучения, используя средства автоматизации. Использование информационных технологий - обязательное условие качественного обучения и подготовки будущих специалистов. Изучение начертательной геометрии и инженерной графики на современном уровне можно осуществить с помощью средств компьютерной графики.

Инженерная и компьютерная графика раскрывает перед студентами широкий спектр взаимодействия графики и человека, использование графических инструментов, устройств, материалов, обеспечивает развитие креативных возможностей, необходимый профессионалу объем графических знаний, умений, навыков, всестороннее развитие приемов умственной деятельности, что предусматривает хорошо развитое пространственное мышление и является профессионально значимым элементом деятельности современного специалиста.

Использование компьютерной техники становится основой профессиональной и психологической подготовки студентов к последующему усвоению сложных проблем автоматизации проектирования и конструирования, в частности автоматизации чертежно-графических работ, которая приобретает все больше преимуществ перед традиционным чертежом.

Появившаяся в конце 90-х годов XX века система КОМПАС - 3D привлекает внимание своей доступностью и предназначена для быстрого и удобного выполнения чертежей в полном соответствии с ГОСТами ЕСКД. Русский, предельно простой интерфейс дает очевидное преимущество системе КОМПАС перед зарубежными системами проектирования и способствует быстрому обучению работе с системой.

Внедрение систем КОМПАС позволяет вести обучение в вузе на качественно новом уровне. Студенты, прошедшие школу использования лицензионных продуктов компании АСКОН, становятся специалистами высокого класса, обладающими всеми необходимыми профессиональными навыками для работы с информационными технологиями.

Работая с системой КОМПАС-3D, студенты учатся решать следующие задачи: разрабатывать чертежную и текстово-графическую документацию в соответствии со стандартами и ГОСТами;

• моделировать изделия с целью создания конструкторской и технологической документации, необходимой для их выпуска (деталировок, сборочных чертежей, спецификаций и т.д.);

• моделировать изделия с целью расчета их геометрических и массо-центровочных характеристик;

• моделировать изделия для передачи геометрии в расчетные пакеты;

• создавать изометрические изображения изделий (например, для составления каталогов, создания иллюстраций к технической документации, разработки наглядных пособий по спецкурсам);

• разрабатывать параметрические модели и чертежи типовых деталей.

Обучение основных команд графического пакета осуществляется одновременно с выполнением заданий инженерной и компьютерной графики. Более эффективное усвоение цикла инженерной графики происходит, когда студент получает параллельные навыки выполнения графических изображений на бумаге и в компьютерной среде.

Изучение КОМПАС 3D начинается с выполнения рабочих чертежей, пример задания приведен на рисунке 1. В ходе выполнения заданий студенты сразу могут представить результат и объем работы. Первое задание, которое выполняют наши студенты - построение рабочего чертежа детали и в ходе выполнения этого задания студенты начинают пользоваться возможностями программы КОМПАС 3D.

Отдельного изучения команд вне связи с заданием не предусматривается. Студенты учатся задавать стили линий, штриховок, работать с сопряжениями, оформлять основную надпись, пользоваться привязками, знакомятся с различными вариантами простановки размеров, справочником материалов. В результате студенты отрабатывают навыки, полученные на дисциплинах Графика», «Материаловедение» и приобретают навыки работы с программным продуктом КОМПАС 3D и Справочником материалов, учатся пользоваться справочной системой программы.

Кроме того, изучаются возможности работы с графическими изображениями, созданными в системе КОМПАС 3D, формируется понятие о трехмерном моделировании деталей и сборок.

По каждой теме курса следует выполнять графические работы на бумаге формата А4 и с использованием программы автоматизации проектно-конструкторских работ КОМПАС. Например, по теме «Виды» выполнять упражнения на построение основных видов предмета ручным и машинным способами. Так же можно задавать упражнения на творческую тему: используя выученные операции в системе КОМПАС, создавать орнамент - узор украшения предметов окружающего быта или придумать плоский контур самих предметов, так, чтобы он отвечал вашему эстетичному вкусу.

Фрагмент выполнения лабораторной работы №1 «Построение видов» Построение изображений основных видов детали

Исходные данные для выполнения лабораторной работы № 1 задаются как в виде аксонометрического изображения детали со всеми необходимыми для построения размерами (рис. 1а), так и координатами точек (рис. 1б) ее двух видов. На рис. 1 показаны оба варианта для различных деталей.

Рис. 1а

Исходные данные задания лабораторной работы: а) изометрическая проекция детали

Рис. 1б

Исходные данные задания лабораторной работы: б) комплексный чертеж детали

Для построения изображений детали по заданным размерам существует несколько вариантов ввода значений в поля Панели свойств. Рассмотрим два варианта на примере построения отрезков.

Первый способ:

а) переместить курсор в точку, которая будет началом отрезка. По мере перемещения курсора в поле Т1 будут отображаться координаты места положения начальной точки отрезка;

б) щелкнуть мышью. В поле Т1 автоматически будут внесены значения координат указанной точки. На переключателе рядом с полем отобразится перекрестие, указывающее на то, что параметр зафиксирован;

в) переместить курсор в точку, которая будет концом отрезка. По мере перемещения курсора в поле Т2 будут указываться координаты местоположения курсора. Одновременно в поле Длина будет указываться расстояние от начальной точки отрезка до текущего положения курсора, а в поле Угол - угол фантома отрезка (рис. 2). Для точного позиционирования второй точки задайте длину отрезка и угол его наклона к оси X.

Рис. 2

Построение отрезка по его длине и углу наклона

Второй способ - ввод значений координат точек:

а) щелкнуть дважды мышью на Панели свойств в текстовом поле координат по оси X. Содержимое поля выделится. Оно доступно для редактирования;

б) ввести с клавиатуры нужное значение координаты начала отрезка по оси X;

в) нажать клавишу Tab. Курсор переместится в тестовое поле координаты Y. Поле станет доступно для редактирования. После ввода координаты Y нажать клавишу Enter для фиксации ввода координат начала отрезка - точка 1;

г) аналогично вводим значения координат для конечной точки отрезка.

Редактирование изображения детали

При построении изображений зачастую возникает потребность что-то исправить или дополнить. Для этого используется пункт меню Редактор, в котором расположены команды редактирования документов. Этот пункт меню является контекстно-зависимым. При работе с документом Чертеж в этом меню находятся команды редактирования его элементов (рис. 3).

Редактор Выделить Вид Вставка V

Отменить сы+г

в Повторить ЗЫ^+А^+ВасЬрасе

Вырезать сы+х

Щ Копировать СЫ+1п5еЛ

А Вставить 5Ы№+1п5егЬ

Специальная вставка...

Удалить К

Разбить К

Выровнять по границе

■ Выделить все СЫ+А

Сдвиг К

Ц Поворот

а Масштабирование

Симметрия

Копия к

Деформация к

и

Выделить Вид Вставка I

-И: Объект Рамкой |П Вне рамки

Секущей рамкой ./] Секущей ломаной

I

Рис. 3. Выпадающее меню Редактор

Рис. 4. Выпадающее меню Выделить

Как уже было отмечено ранее, треугольники в соответствующей строке команды Редактор указывают на расширение этих команд. Для активизации таких команд, как Поворот, Симметрия и т.д., необходимо:

1) щелкнуть мышью по пункту Выделить в Главном меню;

2) в появившемся меню (рис. 4) выбрать пункт Рамкой;

3) выделить Рамкой элемент изображения, который нужно редактировать. Например, построить симметрию какого-либо изображения. При этом активизируется панель Редактирование (рис. 5);

4) щелкнуть по кнопке —' - Симметрия на инструментальной панели Редактирование;

5) указать последовательно первую точку р1, а затем вторую р2 принадлежащих оси симметрии

(рис.6). Для завершения построений нажмите кнопку * в Панели свойств.

р1

р2

Рис. 5. Инструментальная панель Редактирование

Рис. 6. Построение симметричного изображения

Построение дополнительного вида

Дополнительный вид строится в соответствии с ГОСТ 2.305-68**. Для создания дополнительного вида необходимо использовать панель Обозначения, на которой выбираем кнопку I Стрелка взгляда (рис. 7).

Обозначения

Рис. 7

Инструментальная панель Обозначения Инструментальная панель Панель свойств приобретает вид, показанный на рис. 8.

1X1 Хт1 143.010 217.308 у т2 153.Ё1Ё 227.915 тз 155.616 229.915 Текст 1

Рис. 8

Инструментальная панель Панель свойств

Графическим курсором указываем место размещения стрелки взгляда и угол ее наклона. На инструментальной Панели свойств в поле Текст появляется надпись, которая будет проставлена на чертеже для обозначения дополнительного вида. Если ее нужно изменить, щелкают мышью в поле Текст и инструментальная панель принимает вид, показанный на рис. 9. После этого появляется диалоговое окно Введите текст.

эрмат Сервис Окно Справка Библиотеки

Я Лх) ^ 1 = и„50

! . СОЗТ 1:уре - £Д.

В | £

ок Отмена Справка -»Системный вид

— — -

1 1

1

Рис. 9

Вид Панели свойств при изменении текста команды Стрелка взгляда Окончательный результат выполнения лабораторной работы представлен на рис. 10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 10

Основная надпись в процессе ее заполнения

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1. Кудрявцев Е.М. «ОМПАС-3D V7. Наиболее полное руководство (электронная книга). Спб.: ЗОА «Ас-кон» , 2007.

2. Лабораторный практикум по машинной графике / под ред. А.Д. Киселевича, В.А. Ермаковой, А.С. Корнеева и др. М.: Высшая школа, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.