менение диэлькометрического анализа является следующим этапом работы по изучению собственных дипольных моментов молекул и их поляризуемости.
Наличие различных теорий и различных методик определения собственного дипольного момента и поляризуемости молекул, показывает что данный вопрос не изучен до конца и является довольно актуальным и в наши дни.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Верещагин А.Н. Поляризуемость молекул. М.: 1980.
2. Осипов В.А., Минкин В.М. Справочник по дипольным моментам. М.: 1965.
3. Минкин В.И., Симкин Б.Я., Миняев Р.М. Теория строения молекул // Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов на/Д.: Феникс, 1997. 560 с.
4. Иоффе Б.В. Рефрактометрические методы химии. Л.: Химия, 1983. 352 с. Ил.
5. Минкин В. И., Осипов О.А., Жданов Ю.А. Дипольные моменты в органической химии. Л.: Химия,
1968.
Н. А. Шутова
ИНЖЕНЕРНАЯ И КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ
Основная цель любого образовательного учреждения - подготовка востребованных специалистов, которые могли бы безбоязненно использовать передовые информационные технологии на предприятиях. Это возможно, если вести процесс подготовки студентов в течение всего периода обучения, используя средства автоматизации. Использование информационных технологий - обязательное условие качественного обучения и подготовки будущих специалистов. Изучение начертательной геометрии и инженерной графики на современном уровне можно осуществить с помощью средств компьютерной графики.
Инженерная и компьютерная графика раскрывает перед студентами широкий спектр взаимодействия графики и человека, использование графических инструментов, устройств, материалов, обеспечивает развитие креативных возможностей, необходимый профессионалу объем графических знаний, умений, навыков, всестороннее развитие приемов умственной деятельности, что предусматривает хорошо развитое пространственное мышление и является профессионально значимым элементом деятельности современного специалиста.
Использование компьютерной техники становится основой профессиональной и психологической подготовки студентов к последующему усвоению сложных проблем автоматизации проектирования и конструирования, в частности автоматизации чертежно-графических работ, которая приобретает все больше преимуществ перед традиционным чертежом.
Появившаяся в конце 90-х годов XX века система КОМПАС - 3D привлекает внимание своей доступностью и предназначена для быстрого и удобного выполнения чертежей в полном соответствии с ГОСТами ЕСКД. Русский, предельно простой интерфейс дает очевидное преимущество системе КОМПАС перед зарубежными системами проектирования и способствует быстрому обучению работе с системой.
Внедрение систем КОМПАС позволяет вести обучение в вузе на качественно новом уровне. Студенты, прошедшие школу использования лицензионных продуктов компании АСКОН, становятся специалистами высокого класса, обладающими всеми необходимыми профессиональными навыками для работы с информационными технологиями.
Работая с системой КОМПАС-3D, студенты учатся решать следующие задачи: разрабатывать чертежную и текстово-графическую документацию в соответствии со стандартами и ГОСТами;
• моделировать изделия с целью создания конструкторской и технологической документации, необходимой для их выпуска (деталировок, сборочных чертежей, спецификаций и т.д.);
• моделировать изделия с целью расчета их геометрических и массо-центровочных характеристик;
• моделировать изделия для передачи геометрии в расчетные пакеты;
• создавать изометрические изображения изделий (например, для составления каталогов, создания иллюстраций к технической документации, разработки наглядных пособий по спецкурсам);
• разрабатывать параметрические модели и чертежи типовых деталей.
Обучение основных команд графического пакета осуществляется одновременно с выполнением заданий инженерной и компьютерной графики. Более эффективное усвоение цикла инженерной графики происходит, когда студент получает параллельные навыки выполнения графических изображений на бумаге и в компьютерной среде.
Изучение КОМПАС 3D начинается с выполнения рабочих чертежей, пример задания приведен на рисунке 1. В ходе выполнения заданий студенты сразу могут представить результат и объем работы. Первое задание, которое выполняют наши студенты - построение рабочего чертежа детали и в ходе выполнения этого задания студенты начинают пользоваться возможностями программы КОМПАС 3D.
Отдельного изучения команд вне связи с заданием не предусматривается. Студенты учатся задавать стили линий, штриховок, работать с сопряжениями, оформлять основную надпись, пользоваться привязками, знакомятся с различными вариантами простановки размеров, справочником материалов. В результате студенты отрабатывают навыки, полученные на дисциплинах Графика», «Материаловедение» и приобретают навыки работы с программным продуктом КОМПАС 3D и Справочником материалов, учатся пользоваться справочной системой программы.
Кроме того, изучаются возможности работы с графическими изображениями, созданными в системе КОМПАС 3D, формируется понятие о трехмерном моделировании деталей и сборок.
По каждой теме курса следует выполнять графические работы на бумаге формата А4 и с использованием программы автоматизации проектно-конструкторских работ КОМПАС. Например, по теме «Виды» выполнять упражнения на построение основных видов предмета ручным и машинным способами. Так же можно задавать упражнения на творческую тему: используя выученные операции в системе КОМПАС, создавать орнамент - узор украшения предметов окружающего быта или придумать плоский контур самих предметов, так, чтобы он отвечал вашему эстетичному вкусу.
Фрагмент выполнения лабораторной работы №1 «Построение видов» Построение изображений основных видов детали
Исходные данные для выполнения лабораторной работы № 1 задаются как в виде аксонометрического изображения детали со всеми необходимыми для построения размерами (рис. 1а), так и координатами точек (рис. 1б) ее двух видов. На рис. 1 показаны оба варианта для различных деталей.
Рис. 1а
Исходные данные задания лабораторной работы: а) изометрическая проекция детали
Рис. 1б
Исходные данные задания лабораторной работы: б) комплексный чертеж детали
Для построения изображений детали по заданным размерам существует несколько вариантов ввода значений в поля Панели свойств. Рассмотрим два варианта на примере построения отрезков.
Первый способ:
а) переместить курсор в точку, которая будет началом отрезка. По мере перемещения курсора в поле Т1 будут отображаться координаты места положения начальной точки отрезка;
б) щелкнуть мышью. В поле Т1 автоматически будут внесены значения координат указанной точки. На переключателе рядом с полем отобразится перекрестие, указывающее на то, что параметр зафиксирован;
в) переместить курсор в точку, которая будет концом отрезка. По мере перемещения курсора в поле Т2 будут указываться координаты местоположения курсора. Одновременно в поле Длина будет указываться расстояние от начальной точки отрезка до текущего положения курсора, а в поле Угол - угол фантома отрезка (рис. 2). Для точного позиционирования второй точки задайте длину отрезка и угол его наклона к оси X.
Рис. 2
Построение отрезка по его длине и углу наклона
Второй способ - ввод значений координат точек:
а) щелкнуть дважды мышью на Панели свойств в текстовом поле координат по оси X. Содержимое поля выделится. Оно доступно для редактирования;
б) ввести с клавиатуры нужное значение координаты начала отрезка по оси X;
в) нажать клавишу Tab. Курсор переместится в тестовое поле координаты Y. Поле станет доступно для редактирования. После ввода координаты Y нажать клавишу Enter для фиксации ввода координат начала отрезка - точка 1;
г) аналогично вводим значения координат для конечной точки отрезка.
Редактирование изображения детали
При построении изображений зачастую возникает потребность что-то исправить или дополнить. Для этого используется пункт меню Редактор, в котором расположены команды редактирования документов. Этот пункт меню является контекстно-зависимым. При работе с документом Чертеж в этом меню находятся команды редактирования его элементов (рис. 3).
Редактор Выделить Вид Вставка V
Отменить сы+г
в Повторить ЗЫ^+А^+ВасЬрасе
Вырезать сы+х
Щ Копировать СЫ+1п5еЛ
А Вставить 5Ы№+1п5егЬ
Специальная вставка...
Удалить К
Разбить К
Выровнять по границе
■ Выделить все СЫ+А
Сдвиг К
Ц Поворот
а Масштабирование
Симметрия
Копия к
Деформация к
и
Выделить Вид Вставка I
-И: Объект Рамкой |П Вне рамки
Секущей рамкой ./] Секущей ломаной
I
Рис. 3. Выпадающее меню Редактор
Рис. 4. Выпадающее меню Выделить
Как уже было отмечено ранее, треугольники в соответствующей строке команды Редактор указывают на расширение этих команд. Для активизации таких команд, как Поворот, Симметрия и т.д., необходимо:
1) щелкнуть мышью по пункту Выделить в Главном меню;
2) в появившемся меню (рис. 4) выбрать пункт Рамкой;
3) выделить Рамкой элемент изображения, который нужно редактировать. Например, построить симметрию какого-либо изображения. При этом активизируется панель Редактирование (рис. 5);
4) щелкнуть по кнопке —' - Симметрия на инструментальной панели Редактирование;
5) указать последовательно первую точку р1, а затем вторую р2 принадлежащих оси симметрии
(рис.6). Для завершения построений нажмите кнопку * в Панели свойств.
р1
р2
Рис. 5. Инструментальная панель Редактирование
Рис. 6. Построение симметричного изображения
Построение дополнительного вида
Дополнительный вид строится в соответствии с ГОСТ 2.305-68**. Для создания дополнительного вида необходимо использовать панель Обозначения, на которой выбираем кнопку I Стрелка взгляда (рис. 7).
Обозначения
Рис. 7
Инструментальная панель Обозначения Инструментальная панель Панель свойств приобретает вид, показанный на рис. 8.
1X1 Хт1 143.010 217.308 у т2 153.Ё1Ё 227.915 тз 155.616 229.915 Текст 1
Рис. 8
Инструментальная панель Панель свойств
Графическим курсором указываем место размещения стрелки взгляда и угол ее наклона. На инструментальной Панели свойств в поле Текст появляется надпись, которая будет проставлена на чертеже для обозначения дополнительного вида. Если ее нужно изменить, щелкают мышью в поле Текст и инструментальная панель принимает вид, показанный на рис. 9. После этого появляется диалоговое окно Введите текст.
эрмат Сервис Окно Справка Библиотеки
Я Лх) ^ 1 = и„50
! . СОЗТ 1:уре - £Д.
В | £
ок Отмена Справка -»Системный вид
— — -
1 1
1
Рис. 9
Вид Панели свойств при изменении текста команды Стрелка взгляда Окончательный результат выполнения лабораторной работы представлен на рис. 10.
Рис. 10
Основная надпись в процессе ее заполнения
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
1. Кудрявцев Е.М. «ОМПАС-3D V7. Наиболее полное руководство (электронная книга). Спб.: ЗОА «Ас-кон» , 2007.
2. Лабораторный практикум по машинной графике / под ред. А.Д. Киселевича, В.А. Ермаковой, А.С. Корнеева и др. М.: Высшая школа, 2006.