Научная статья на тему 'Развитие пространственного воображения студентов 2-го и 3-го курсов на занятиях по графике с использованием программы kompas-3d LT v10'

Развитие пространственного воображения студентов 2-го и 3-го курсов на занятиях по графике с использованием программы kompas-3d LT v10 Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
222
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПАС 3D LT / ЧЕРТЕЖ / ДЕТАЛЬ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Шутова Надежда Анатольевна

В статье раскрываются возможности программы КОМПАС 3D LT при создании документов чертеж и деталь. Приводятся примеры документов, создаваемых программой, выполненных студентами третьего курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the features of the program KOMPAS 3D LT when creating documents drawing and detail. Are examples of documents created by the program executed by third-year students.

Текст научной работы на тему «Развитие пространственного воображения студентов 2-го и 3-го курсов на занятиях по графике с использованием программы kompas-3d LT v10»

УДК 744 ББК 30.11

Н.А. Шутова

РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ 2-го и 3-го КУРСОВ

НА ЗАНЯТИЯХ ПО ГРАФИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОГРАММЫ KOMPAS-3D LT V10

Аннотация. В статье раскрываются возможности программы КОМПАС 3D LT при создании документов - чертеж и деталь. Приводятся примеры документов, создаваемых программой, выполненных студентами третьего курса.

Ключевые слова: КОМПАС 3D LT, чертеж, деталь.

N.A. Shutova

DEVELOPMENT OF SPATIALI MAGINATION OF STUDENTS OF THE 2nd AND 3rd YEA-RIN THE CLASSROOM FORGRA-FIKE FROM THE SOFTWARE COMPAS-3D LT V10

Abstract. The article describes the features of the program KOMPAS 3D LT when creating documents - drawing and detail. Are examples of documents created by the program executed by third-year students.

Key words: COMPAS-3D LT, drawing, detail.

Система K0MnAC-3D LT предназначена для выполнения учебных проектно-конструк-торских работ в различных отраслях деятельности. Она может успешно использоваться студентами машиностроительных, приборостроительных, архитектурных, строительных вузов и техникумов при выполнении домашних заданий, курсовых и дипломных работ. Студентами профиля «Технология» система K0MnA^3D LT используется при выполнении лабораторных и курсовых работ по дисциплине «Графика» на втором и третьем курсах.

Программа K0MnA^3D LT разработана специально для операционной среды MS Windows и в полной мере использует все ее возможности и преимущества для предоставления пользователю максимального комфорта и удобства в работе.

По сравнению с традиционными Windows-приложениями в КОMПАС-3D LT наложены ограничения на одновременную работу с несколькими документами. Таким образом, в главном окне системы может быть открыт только один документ: чертеж, фрагмент или деталь.

Команды вызываются из страниц Главного меню, контекстного меню или при помощи кнопок на Инструментальных панелях. При работе с документом любого типа на экране отображаются Главное меню и несколько панелей инструментов: Стандартная, Вид, Текущее состояние, Компактная. Состав меню и панелей зависит от типа активного документа. Команды, управляющие отображением инструментальных панелей, находятся в меню Вид - Панели инструментов.

Пользователь может изменять состав Главного меню и системных Инструментальных панелей, а также создавать собственные панели. Для вызова диалога, позволяющего произвести эту настройку, служит команда Сервис - Настройка интерфейса...

Для ввода параметров и задания свойств объектов при их создании и редактировании служит Панель свойств. В Строке сообщений (если ее показ не отключен при настройке системы) отображаются подсказки по текущему действию или описание выбранной команды.

Команды для выполнения многих часто используемых действий можно вызвать из контекстного меню. Эти меню появляются на экране при нажатии правой кнопки мыши. Состав меню будет разным для различных ситуаций. В нем будут собраны наиболее типичные для данного момента работы команды.

Типы документов КОМПАСА LT

Тип документа, создаваемого в системе КОMПАС-3D LT, зависит от рода информации, хранящейся в этом документе. Каждому типу документа соответствует расширение имени файла и собственная пиктограмма.

Студентами профиля «Технология» на втором курсе изучается создание типа графического документа, как чертеж.

Чертеж - основной тип графического документа в КОMПАС-3D. Чертеж содержит графическое изображение изделия, основную надпись, рамку, иногда - дополнительные объекты оформления (знак неуказанной шероховатости, технические требования и т.д.). Чертеж КОMПАС-3D всегда содержит один лист заданного пользователем формата. В файле чертежа КОMПАС-3D могут со-

держаться не только чертежи (в понимании ЕСКД), но и схемы, плакаты и прочие графические документы. Файл чертежа имеет расширение cdw.

В 5-м семестре третьего курса студентами - технологами осваивается создание такого документа, как деталь.

Деталь - модель изделия, изготавливаемого из однородного материала, без применения сборочных операций. Файл детали имеет расширение m3d.

Фрагмент - вспомогательный тип графического документа в KOMnAC-3D. Фрагмент отличается от чертежа отсутствием рамки, основной надписи и других объектов оформления конструкторского документа. Он используется для хранения изображений, которые не нужно оформлять как отдельный лист (эскизные прорисовки, разработки и т.д.). Кроме того, во фрагментах также хранятся созданные типовые решения для последующего использования в других документах. Файл фрагмента имеет расширение frw.

Каждый документ хранится в отдельном файле на диске и при необходимости загружается в систему для редактирования, вывода на бумагу, использования в качестве прототипа и т.д.

Работа с файлами в KOMnAC-3D LT практически ничем не отличается от подобной работы в других приложениях Windows. Поэтому можно с успехом использовать все приемы открытия и сохранения файлов, уже знакомые по другим системам.

В KOMnAC-3D LT существует два типа графических документов: основной - чертеж и вспомогательный - фрагмент.

Чертеж содержит один лист стандартного или пользовательского формата. Лист никак не связан с изображением, хранящимся в чертеже. Условно можно считать его лежащим в специальном слое, который расположен поверх всех графических объектов. Поэтому при смене формата листа изображение, находившееся "под ним", остается на своем прежнем месте, а рамка и основная надпись сдвигаются.

С точки зрения проектировщика вид - это изображение обращенной к наблюдателю видимой части поверхности предмета. Объекты, содержащиеся в одном виде KOMnAC-3D LT, могут формировать как одно изображение (вид, разрез, сечение или выносной элемент), так и сразу несколько. В принципе, чертеж может состоять из одного единственного вида, который будет содержать все необходимые изображения.

Очевидны следующие преимущества программы:

- получение изображения в различных масштабах без ручного пересчета размеров - он производится автоматически;

- удобство компоновки изображений на листе чертежа: каждый вид можно масштабировать, перемещать и поворачивать целиком, как один объект;

- автоматическое выполнение линий чертежа, размеров, шрифта, соответствующих ГОСТ ЕСКД.

Эти возможности заметно ускоряют создание сборочных чертежей, чертежей крупных объектов, насыщенных чертежей.

Процесс оформления чертежа включает в себя заполнение основной надписи. Когда выполняется новый чертеж, к нему применяется стиль оформления, действующий по умолчанию для всех создаваемых чертежей.

Чтобы приступить к заполнению основной надписи, нужно выбрать команду Вставка -Основная надпись. Можно также просто дважды щелкнуть мышью по таблице основной надписи. Ячейки основной надписи станут доступными для редактирования.

Завершив заполнение таблицы основной надписи, необходимо вызвать из контекстного меню команду Создать объект или нажать комбинацию клавиш <Ctrl> + <Enter>. Начало проектирования детали. Деталь может состоять из одного или нескольких тел.

Построение тела начинается с создания формообразующего элемента одного из следующих

типов:

- элемент выдавливания,

- элемент вращения,

- кинематический элемент,

- элемент по сечениям.

Нужно мысленно исключить из этой конструкции фаски, скругления, проточки и прочие мелкие конструктивные элементы, разбить деталь на составляющие ее формообразующие элементы (параллелепипеды, призмы, цилиндры, конусы, торы, кинематические элементы и т.д.). Несмотря на то, что построение можно начинать с любого элемента, чаще всего в первую очередь создают самый крупный из них. Если в составе детали есть несколько сопоставимых по размерам элементов, то, возможно, для ее создания целесообразно будет построить несколько тел и затем объединить их. Иногда создание детали начинают с простого элемента (например, параллелепипеда, цилиндра), описанного вокруг проектируемой детали (или ее части).

Рис. 1. Эскиз детали с разрезом. Выполнил Гриценко И.

Рис. 2. Чертеж вала. Выполнил Богуш Д.

В некоторых случаях порядок проектирования детали можно наметить, представив технологический процесс ее изготовления.

Вообще говоря, описать универсальную последовательность действий для построения детали невозможно. Любой конструктор вырабатывает представления об удобном ему порядке моделирования после самостоятельного создания нескольких моделей.

Для выполнения многих команд построения моделей, а также сервисных команд требуется указание или выделение объектов - эскизов, вершин, ребер и граней, вспомогательных элементов.

Выделение объектов происходит, когда неактивна ни одна команда трехмерных построений. Объекты выделяют для того, чтобы их просмотреть, или перед вызовом какой-либо команды. Например, элемент нужно выделить для того, чтобы вызвать команду редактирования его параметров.

После того как объект выделен любым способом, соответствующая ему пиктограмма в Дереве модели из синей превращается в зеленую. Например, при выделении ребра цвет изменяет пиктограмма операции, образовавшей это ребро, а при выделении плоскости цвет изменяет пиктограмма этой плоскости.

Рис. 3. Наглядное изображение вала. Выполнил Богуш Д.

Рис. 4. Вал. 3D модель. Выполнил Богуш Д.

<59

Рис. 5. Подшипник. 3D модель. Выполнил Богуш Д.

В K0MnAC-3D LT используется метрическая система мер.

Расстояния между точками на плоскости в графических документах и между точками в пространстве вычисляются и отображаются в миллиметрах. При этом пользователь всегда работает с реальными размерами (в масштабе 1:1).

В новой версии KOMnAC-3D LT V10 SP помимо общих усовершенствований в трехмерном моделировании появилась возможность простановки размеров и обозначений в трехмерных моделях. Размеры и обозначения, имеющиеся в модели, могут быть переданы в чертеж, содержащий ассоциативные виды этой модели.

Доработана команда Точка, появились новые способы задания положения точки: переносом относительно объекта, на пересечении двух объектов, на кривой, на поверхности, в центре объекта, проекцией точки на поверхность.

Команда Деталь - заготовка теперь доступна как до создания в модели тел, так и после, т.е. теперь в модель можно вставить несколько заготовок. Доработана операция Фаска: улучшены алгоритмы формирования фаски, диагностика корректности построения.

УДК 373.1 ББК 74.263.0

А.А. Ященко

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ АВТОРСКИХ ПРОГРАММ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»

Аннотация. В статье рассмотрены основные особенности составления авторских программ по образовательным областям средней школы. Выявлены основные сложности, с которыми может столкнутся учитель при написании авторской программы по образовательной области «Технология».

Ключевые слова: учебный стандарт, авторская программа, школьная мастерская, личность педагога.

A.A. Yashenko

FEATURES AUTHORING PROGRAMS FOR THE EDUCATIONAL FIELD «TECHNOLOGY»

Abstract. The article describes the main features of the preparation of the author's programs for the educational area middle school. The basic challenges that may face the teacher in writing of the author's program on educational field "Technology".

Key words: learning standards, authoring program, school workshop, personality of the teacher.

В системе образования используются стандартные учебные программы, утвержденные Министерством образования РФ. Они отражают стандартизованный перечень знаний, умений, навыков. В этих программах также содержатся общие методические рекомендации, указываются необходимые формы и средства обучения. Учителя могут разработать авторские рабочие программы, взяв за основу типовые учебные программы.

Рабочие программы - это программы, разработанные на основе примерных учебных программ, но вносящие изменения и дополнения в содержание учебной дисциплины, последовательность изучения тем, количество часов, использование организационных форм обучения и другие.

Авторские программы - программы обучения, которые не имеют аналогов. Они основаны на авторской концепции построения содержания учебного курса по данному предмету.

При разработке авторских программ по образовательной области «Технология» каждая школа неизбежно учитывает следующие факторы: состояние и обеспеченность учебно-материальной базы школьных мастерских, местные особенности и личность преподавателя технологии.

При корректировке учебной программы приходится учитывать оснащение школьной мастерской. В случае недостаточного оснащения по одному направлению программы допускается увеличение количества часов за счет других тем. При этом учителю необходимо помнить о соблюдении стандарта обязательного минимума образования по всем направлениям.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов в год на изучение учебного материала, из расчета 2 учебных часа в неделю. Основной формой организации учебного процесса является сдвоенный урок.

Исходными документами для составления авторской рабочей программы являются: • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.