10. Bicheva I. B. Razvitie tvorcheskogo myshlenija obuchajushhihsja kak uslovie nepreryvnogo poznanija i professional'nogo razvitija. Sovremennye nauchnye issledovanija i innovacii, 2016, no 6, available at: http://web.snauka.ru/issues/2016/06/67897. (In Russian)
11. Kovalenko V. A. Organizacija tvorcheskogo myshlenija. Voprosy filosofii, 2002, pp. 78-88. (In Russian)
12. Matjushkin A. M. Myshlenie, obuchenie, tvorchestvo. Moskva: Izd-vo Moskovskogo psiholo-go-social'nogo instituta; Voronezh: Izd-vo NPO «MODJeK», 2003, 720 p. (In Russian)
13. Cherneckaja N. I. Tvorcheskoe myshlenie kak vysshaja forma myshlenija. Vestnik Adyge-jskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 3: Pedagogika i psihologija, 2009, pp. 115-117. (In Russian)
Курлянова Наталья Васильевна, преподаватель ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический колледж им. В. П. Омельченко», кандидат педагогических наук, Челябинская обл., г. Магнитогорск, е-шай: nkurlyanova@mail.ru
Kurlyanova N. V., lecturer, Magnitogorsk technological college, candidate of pedagogical sciences, Chelyabinsk region, Magnitogorsk, e-mail: nkurly-anova@mail.ru
Сведения для цитирования: Молодцова, М. Ю. Использование САПР «КОМПАС-3Б» в преподавании дисциплины «Инженерная графика» [Текст] / М. Ю. Молодцова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 4 (20). — С. 28-34.
УДК 372.016:62 ББК 74.263
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САПР «КОМПАС-Эй» В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА»
М. Ю. Молодцова
В статье представлен опыт применения САПР «КОМПАС-3Р» на занятиях по учебной дисциплине «Инженерная графика» (компьютерное моделирование) в организации среднего профессионального образования.
Ключевые слова: информационные и коммуникационные технологии, сборочный чертеж, САПР «КОМПАС-Эй у16».
Для процессов информатизации современного общества и тесно связанных с ними процессов информатизации всех форм образовательной деятельности характерны совершенствование и массовое распространение современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и студента в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.
Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Для технических специальностей среднего профессионального образования при создании чертежей эффективно использовать продукты программного обеспечения САПР (система автоматизированного проектирования), такие как «AutoCAD», «ADEM», «КОМПАС» и др. Рассмотрим некоторые из них.
«AutoCAD» — это программное обеспечение, относящееся к классу САПР, разработанное компанией Autodesk. Данная программа
позволяет студентам создавать чертежи, схемы, планы и проекты. Одним из недостатков «AutoCAD» является отсутствие трехмерной параметризации.
Система «CAD/CAM/CAPP/CAE ADEM» — программное обеспечение для использования в промышленности и образовании. Позволяет студентам ознакомиться с автоматизацией производства. Недостатком данного программного обеспечения является его узкая специализация для работы на станках с ЧПУ
«КОМПАС» — продукт российской компании «Аскон». Это система автоматизированного проектирования с возможностью оформления документации в соответствии со стандартами серии ЕСКД (Единая система конструкторской документации). Программа такого рода предназначена для обучения студентов приемам трехмерного проектирования и плоского черчения.
Наиболее широкое применение на учебных занятиях получил САПР «КОМПАС». Его популярность легко объяснить: правила рабо-
ты с ним просто освоить, а богатая коллекция шаблонов способна обеспечить усвоение профессиональных компетенций по техническим специальностям на должном уровне [1]. Кроме того, этот программный продукт включен в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
Отличительная особенность продукта САПР «КОМПАС-3D» — использование параметрических технологий, разработанных компанией «Аскон», и собственного математического ядра. Особые компоненты «КОМПАС-3D v16»—универсальная система 2D-проектирования, система трехмерного моделирования, модуль проектирования спецификаций, текстовый редактор. В освоении они довольно просты, имеют справочную систему, русскоязычный интерфейс [1]. К базовым возможностям системы относится функционал, позволяющий спроектировать в 3D изделие любой сложности, затем на это изделие оформить комплект документации, необходимый для осуществления его изготовления,
Рис. 1. Сборочный чертеж «Стапель» 29
в соответствии с действующими стандартами СТП, ГОСТ и др. [1].
Использование данной программы позволяет обучать студентов на более высоком уровне — уровне проектирования трехмерных моделей.
Учебная дисциплина «Инженерная графика» изучается студентами всех технических специальностей. В результате изучения этой дисциплины студенты специальности «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» узнают основные правила построения чертежей, способы графического представления пространственных образов, возможности пакетов прикладных программ компьютерной графики в профессиональной деятельности. Студенты оформляют проектно-конструктор-скую, технологическую и другую техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой, выполняют изображения, разрезы и сечения на чертежах [2]. И на завершающем этапе выполняют сборочный чертеж с его последующим деталированием.
Сборочный чертеж — это документ, содержащий изображение сборочной единицы и другие данные, необходимые для ее сборки и контроля. Он разрабатывается на основе чертежа общего вида и входит в комплект рабочей
конструкторской документации, предназначенной непосредственно для производства. По такому чертежу определяется соединение деталей и сборочных единиц в готовое законченное изделие.
Сборочный чертеж обычно выполняют в следующей последовательности: выбор количества изображений; выбор масштаба изображений; выбор формата листа; компоновка изображений; выполнение изображений; нанесение размеров; нанесение номеров позиций; выполнение текстового материала; заполнение основной надписи [3].
Рассмотрим выполнение сборочного чертежа «Стапель» в САПР «КОМПАСА v16».
Стапель — это специальная конструкция, которая используется для ремонта автомобиля при наличии у него соответствующих повреждений. Она дает возможность полностью восстановить изначальный вид корпуса с помощью жесткой фиксации и равнонаправленного давления. Таким образом, если корпус машины помялся в дорожно-транспортном происшествии, то для исправления дефекта используются стапели.
Чертеж стапеля является сборочным чертежом (рис. 1).
Рис. 2. Спецификация к сборочному чертежу «Стапель»
еревоиодел! ? X
* ёй •1 [В
Деталь (Тел-t)
Е) ,L Начало координат
(■) Эскиз: 1
Операция Еьдовлняания:1
Скругление:1
(-) Э«ИЗ:2
|в1 Вырезать элемент еыдаалиаания:!
Ь (■) Эскиз:3
5) Операция выдавливания^
(-(Эскиза
с| Вырезать элемент вь*даали»ания:2
Hi (•) Эскиз:5
[в| Вырезать элемент выдаелиаания:3
b (■) Эскиз:б
[cl Вырезать элемент выдаалиаания:4
Щх (■) Эскиз:?
Операция еь<давлнаания:3
й (-) Эскиз:3
Ь М ЭооаЮ
Э Операция еыдз«лиаания;4
Рис. 3. ЗБ-модель «Основание»
Сборочный чертеж сопровождается спецификацией (рис. 2).
Для создания чертежа в программе необходимо создать новый файл — именно с него начинается любое формирование чертежа в САПР В меню «Файл» следует выбрать пункт «Чертеж». При создании можно выбрать различные форматы (например, А4), вид модели (сверху, снизу), масштаб и обозначить другие необходимые моменты. Анимация в «КОМПАС-ЗО у16» позволяет имитировать движение различных
Дерево модели 9 X
& Ичр ш
Рис. 4. 3D-
механизмов, процессов сборки-разборки, проверку соударений элементов. Таким образом, данная функция после создания чертежа облегчает процесс проектирования, а также может использоваться в рекламных целях.
Этапы построения сборочного чертежа «Стапель».
На первом этапе выполняем построение ЗО-модели «Основание» (рис. З).
На втором этапе выполняем построение ЗО-модели «Трапы» (рис. 4).
« Трапы»
Рис. 5. ЗБ-модель «Силовая башня»
На третьем этапе выполняем построение 3D-модели «Силовая башня» (рис. 5).
На четвертом этапе выполняем построение 3D-модели «Стрела» (рис. 6).
Рис. 6. ЗБ-модель «Стрела»
На пятом этапе выполняем построение 3D-модели «Гидравлический цилиндр» (рис. 7).
На шестом этапе выполняем построение 3D-модели «Рамка» (рис. 8).
Рис. 7. ЗБ-модель «Гидравлический цилиндр»
Дерево модели
№ е-да
9 X
стапель 5 (Тел-1) ф )— (т)Начало координат Ь (-) Эскиз: 1
¿Р Операция выдавливания^
|.....Ь (-) Эскиз:2
(о) Вырезать элемент выдавливания: 1
Ь (-) Эскиз:3
[в1 Вырезать элемент выда8ливания:2
=>
Рис. 8. ЗБ-модель «Рамка»
Умение работать в данной программе позволит студентам создавать новые модели и участвовать с ними в конкурсах. Студенты колледжа участвуют в областных олимпиадах по специальности и в соревнованиях WorldSkills, оттачивая профессиональное мастерство. Задания включают выполнение теоретических, практических и профессиональных конкурсных упражнений, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специ-
альностям среднего профессионального образования базового уровня.
Использование программы «КОМПАС» — это творческий процесс. Работа по руководству этим видом деятельности студентов осуществляется на всех этапах обучения с первого по завершающий курс, охватывая как учебный процесс, так и курсовое и дипломное проектирование.
Все это позволяет сформировать профессиональные компетенции на современном уровне, а также стимулировать мыслительную деятельность, развивать творческий потенциал и в дальнейшем дает возможность применить это на производстве.
Библиографический список
1. КОМПАС-3Р у16 : Руководство пользователя [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://support.ascon.ru/source/info_materials/2015/KOMPAS-3D_Guide.pdf.
2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта [Электронный ресурс] : [приказ Минобрнауки России от 22.04.2014 № 383]. — Режим доступа: КонсультантПлюс.
3. Куликов, В. П. Инженерная графика [Текст] : учебник / В. П. Куликов, А. В. Кузин. — М. : Форум ; ИНФРА-М, 2010. — 368 с.
For citation: Molodtsova, M. Y. Using CAD "COMPASS-3D" in teaching the "Engineering Graphics" discipline [Text] / M. Y. Molodtsova // Innovative development of vocational education. — 2018. — № 4 (20). — P. 28-34.
USING CAD "COMPASS-3D" IN TEACHING THE "ENGINEERING GRAPHICS" DISCIPLINE
M. Y. Molodtsova
The article presents the experience of using CAD "COMPASS-3D" in the classroom for the academic discipline "Engineering Graphics" (computer simulation) in the organization of secondary vocational education.
Key words: information and communication technologies, assembly drawing, CAD "COMPASS-3D v16".
References
1. KOMPAS-3D v16: Rukovodstvo pol'zovatelja, available at: https://support.ascon.ru/source/ info_materials/2015/KOMPAS-3D_Guide.pdf. (In Russian)
2 Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego professional'nogo obrazovanija po special'nosti 23.02.03 Tehnicheskoe obsluzhivanie i remont avtomobil'nogo transporta [prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 09.12.2016 № 1565], available at: Konsul'tantPljus. (In Russian)
3. Kulikov V. P. Inzhenernaja grafika Moskva: Izd-vo Forum; INFRA-M, 2010, 368 p. (In Russian)
Молодцова Марина Юрьевна, преподаватель ГБПОУ «Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова», Челябинская обл., г. Златоуст, e-mail: zlatik@anosov.ru
Molodtsova M. Y., teacher, Anosov Zlatoust industrial college, Chelyabinsk region, Zlatoust, e-mail: zlatik@anosov.ru
Сведения для цитирования: Сидорова, Е. Н. Электронное учебное пособие по математике : создание и применение в профессиональной образовательной организации [Текст] / Е. Н. Сидорова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 4 (20). — С. 34-39.
УДК 372.016:51 ББК 74.262.21
ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ: СОЗДАНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ В ПОО
Е. Н. Сидорова
В статье обсуждаются возможности использования информационных технологий для проведения различных форм уроков по математике, для самостоятельной внеаудиторной работы по