Научная статья на тему 'Характеристика социальной зрелости личности будущих педагогов-психологов'

Характеристика социальной зрелости личности будущих педагогов-психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1514
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗРЕЛОСТЬ / ЗРЕЛОСТЬ ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ СТУДЕНТА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА / ХАРАКТЕРИСТИКА / MATURITY / PERSONALITY MATURITY / SOCIAL MATURITY OF STUDENT SCHOOL PSYCHOLOGIST TO COME / CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Горбунова Ольга Владимировна

В статье представлен анализ отечественных и зарубежных подходов, исследований относительно понятий «зрелость», «зрелость личности», «социальная зрелость», «социальная зрелость студентов будущих педагогов-психологов». Представлены и описаны характеристики социальной зрелости студентов будущих педагогов-психологов, а также даются авторские определения понятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristic of social maturity of expectant educational psychologists

The article presents an analysis of Russian and foreign approaches and investigations on the concepts of "maturity", "human maturity and personality," "social maturity", "social maturity in students educational psychologists to come". Characteristics of the social maturity of students for future educational psychologists and the definitions of the scholars are shown and described.

Текст научной работы на тему «Характеристика социальной зрелости личности будущих педагогов-психологов»

12. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: «Прогресс», 1994; К.: PSYLIB, 2004. - 480 с.

13. Сопер П.Л. Основы искусства речи. Книга о науке убеждать. - Ростов н/Д: Феникс, 1999. - 380 с.

14. Троицкий В.Ю. Судьбы русской школы. Проблемы наследия русской словесности. - М.: Институт русской цивилизации, 2010. - 480 с.

15. Тюпа В.И. Анализ художественного текста. -М.: Академия, 2009. - 336 с.

16. Штейнмец А.Э. Психологическая подготовка к педагогической деятельности: Монография. -Калуга: КГПУ, 1998. - 380 с.

17. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования: статьи и лекции. - М.: Эксперимент, 1993. - 154 с.

УДК 159.9:62

Горбунова Ольга Владимировна

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, г. Самара

[email protected]

ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ

В статье представлен анализ отечественных и зарубежных подходов, исследований относительно понятий «зрелость», «зрелость личности», «социальная зрелость», «социальная зрелость студентов будущих педагогов-психологов». Представлены и описаны характеристики социальной зрелости студентов будущих педагогов-психологов, а также даются авторские определения понятий.

Ключевые слова: зрелость, зрелость личности, социальная зрелость студента будущего педагога-психолога, характеристика.

В настоящее время в современном интернациональном обществе усиливается возможность возникновения ситуаций, связанных со стрессом, конфликтами, изменением социальной роли. Проблемы, с которыми сталкивается человек на протяжении своей жизни, в процессе обучения требуют от человека немедленного принятия решения и планирования своей жизни, умения управлять собой, выстраивать конструктивные отношения с окружающими людьми и миром в целом, а также обладать качествами, помогающими эффективно реализоваться в разнообразных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим одной из актуальных социально значимых проблем для исследователей в психологической и педагогической науке является вопрос о социальной зрелости студентов. В сфере образовательной деятельности были сделаны попытки изучить феномен социальной зрелости студентов. Однако социальная зрелость студентов будущих педагогов-психологов ни одним из представителей психолого-педагогической науки не была изучена. Вследствие этого целью данной статьи является анализ различных точек зрения и подходов, а также представление характеристик социальной зрелости студентов будущих педагогов-психологов и введение авторского определения.

Следует более подробно рассмотреть предпосылки возникновения феномена социальной зрелости личности в целом и в студенческом возрасте в частности. Сначала возникли два, понимавшиеся как тождественные, понятия - взрослось и зрелость. Однако психологическое определение феномена взрослость больше рассматривается как возрастные, паспортные нормы в онтогенезе (разви-

тие от рождения до смерти) человека, а также учитываются культурные и исторические факторы. В то время как понятие зрелости связано с теоретическими изысканиями и практическими исследованиями в отношении человека к собственной судьбе, своему эго, жизни с окружающими людьми, а также способности повлиять на социум и по необходимости изменить его или измениться самому.

Началом употребления понятия «зрелая личность» следует считать философские воззрения, в которых рассматривалась природа человека, его взаимодействия с социумом и местонахождение в мире.

Вслед за философскими идеями, в зарубежных и отечественных исследованиях в области психолого-педагогической науки начинается употребление понятия «зрелость личности».

Следует рассмотреть зарубежные и отечественные точки зрения относительно зрелости личности, социальной зрелости.

Главная характеристика зрелости личности, согласно точке зрения Э. Эриксона [5, с. 76], - гене-ративность и развитая познавательная сфера. Ге-неративность проявляется в желании повлиять на будущее, осуществляя воспитание своих детей и передачу своего практического и теоретического опыта, а также в проявлении заботы к другим окружающим людям, близким, родным и в ответственности за собственную жизнь, мысли, поведение, действия. Развитая познавательная сфера зрелой личности предполагает пик функционирования интеллектуальных процессов, что связано с возрастом юности, ранней молодости человека. Интенсивность в развитии интеллекта, процессов прогресса или регресса связана с двумя факторами: внутренним и внешним. Внутренними факторами являют-

78

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

© Горбунова О.В., 2014

Характеристика социальной зрелости личности будущих педагогов-психологов

ся особенности личности, а внешними - окружающая среда.

В зарубежной психологии зрелость личности включает в себя способность отражения мира в сознании согласно определенной жизненной философии и своему личному взгляду на мир. Личность, достигшая зрелости обладает способностью радоваться жизнью, выбранной деятельностью и проявлять свою активную позицию.

Изучение социальной зрелости личности в зарубежной психологии связано с таким ученым, как Г. Олпорт [2, с. 352], который комплексно характеризует социально зрелую личность человека с точки зрения шести основополагающих черт:

- широкие границы собственного «Я», т.е. осознание себя и своих возможностей;

- способность к сердечным, теплым межличностным отношениям, т.е. проявление дружеской интимности и сочувствия к окружающим, близким и родным людям;

- эмоциональная неозабоченность и самопринятие, т.е. способность принимать свои положительные и отрицательные качества, способность к саморегуляции в стрессовых ситуациях;

- опыт, реалистичность в восприятии мира, т.е. умение применять свои знания на практике и понимать возможности в реализации задуманного, а также видеть мир таким, какой он есть на самом деле без искажения и иллюзий;

- самопознание, саморазвитие и юмор, т.е. зрелый человек способен познавать мир и самого себя, реагируя на различные ситуации с чувством юмора;

- целостная жизненная философия, т.е. изучение окружающих вещей, явлений и своих качеств с собственной точки зрения.

Следует отметить, что в зарубежной психологии социальная зрелость рассматривается с точки зрения здоровья и активности в различных сферах жизни, а также способности к продуктивному мышлению, к теплым сердечным отношениям, к самопознанию, умению часто и гибко менять стратегии поведения в зависимости от обстоятельств.

Согласно, проведенному нами, теоретическому анализу отечественных психолого-педагогических исследований, можно отметить, основополагающие параметры развития зрелости личности:

1) Социальные и биологические факторы оказывают действия на развитие индивидуального и личностного.

2) Существует взаимосвязь личностных и индивидуальных характеристик в разные периоды взросления.

3) Связь проявления субъективности и деятельности с личностными и индивидуальными особенностями.

4) Качества личности и индивидуальность, являющиеся процессом интеграции главных особенностей и её свойств.

Достижения зрелости личности происходит тогда, когда личность самоопределяется и в результате этого приобретает свою мировоззренческую точку зрению и видение соответственно правилам, нормам и культуре в определенном обществе.

В своей статье Е.Л. Морозова [1, с. 2] указывает, что главным компонентом личности, которая достигла зрелости, является созревшая совесть. При этом совесть выступает способом саморуководства, регулирования, а также в ее основе богословская позиция, предполагающая возможность различия добра и зла, проявление ответственности, что является важным на наш взгляд.

В современных точках зрения в отечественной психолого-педагогической науке сущностную основу теоретических исследований, социальной зрелости составили положения об определенных параметрах социальной зрелости личности.

Необходимо отметить следующие параметры социальной зрелости личности:

- устойчивое состояние личности;

- направленность личности и мотивация;

- активность в своей личной жизни и обществе;

- осознание собственного поведения и глубинных смысловых структур;

- диспозиционная позиция личности;

- структура отношений и установки человека;

- отношение к деятельности;

- развитое самосознание;

- субъективность индивида в системе представлений о собственной жизни;

- объединение качеств личности в единую функционирующую систему;

- иерархизированность мотивов деятельности, представляющаяся общей структурой и понимающаяся как ступенчатая модель важнейших мотива-ционных блоков человека.

Следовательно, социальная зрелость в отечественной психологии понимается, чаще всего, как устойчивое состояние личности или как интегральное качество личности, а также определяется такими общими составляющими как ответственность, самостоятельность, социальная адаптация, взаимодействие с людьми и конструктивность по отношению к окружающим. При этом существует различные определения социальной зрелости, соответствующие направлению изучения в конкретном подходе в зарубежной и отечественной в психолого-педагогической науке.

Социальная зрелость в современных исследованиях последних десяти лет (Н.В. Шрамко [4, с. 23-46], И.А. Руднева [3, с. 32-41]) представляется с позиции, в которых основными являются социальные, профессиональные качества. В связи с этим социальная зрелость рассматривается в процессе образовательной среды вуза, в условиях профессиональной подготовки, с учетом того или иного направления, профиля обучения студентов. При

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 3

79

рассмотрении социальной зрелости личности в обществе, ученическом коллективе, следует обращать внимание на средства образовательной среды, в которых растет, развивается и реализует себя подрастающее поколение. Согласно, обобщенной точки зрения ученых, социальная зрелость личности представляет собой переходный период, сопровождающийся ответственным поведением и самодетерминацией, а также способностью человека существовать за счет собственного и сознательного жизненного выбора.

Социальная зрелость личности в образовательной среде вуза является сложным и многоуровневым феноменом, который связан со студенческим возрастом и его характеристикой.

Студенческий возраст отличается стремлением к знаниям, умениям, навыкам, проявлением социальной активности, балансом между интеллектуальной и социальной деятельностью, выстраиванием межличностных отношений с противоположным полом, планированием будущей жизни.

Время обучения в вузе совпадает с периодом развития ранней зрелости, что означает формирование личностных, социальных и профессиональных качеств. Студенты, будущие педагоги-психологи в процессе обучения в вузе развивают такие качества и свойства, как умения планировать и моделировать, работать с информацией и анализировать, приобретают уверенность в своих профессиональных способностях, научаются саморегуляции и стрессоустойчивости.

При этом студенты будущие педагоги-психоло-гии в условиях профессиональной подготовки в вузе, при прохождении практики осваивают новые знания, умения, навыки, развивают свои способности, профессионально важные качества.

При этом социальная зрелость студентов представляется с точки зрения качеств личности и определенной структуры.

Структура социальной зрелости студентов будущих педагогов-психологов с одной стороны включает в себя компоненты, показатели и критерии их оценки, а с другой представлена в виде различных характеристик. При этом нет единства мнений по данной проблеме. Мы считаем, что структура социальной зрелости будущих педагогов-психологов представляет собой, совокупность следующих характеристик:

- планирование и моделирование;

- конструктивное взаимодействие с людьми;

- толерантность к трудностям в жизни, учебной, профессиональной деятельности и способность их преодолевать.

Следует рассмотреть критерии оценки социальной зрелости будущих педагогов-психологов в соответствии с характеристиками.

Такая характеристика социальной зрелости студентов будущих педагогов-психологов, как плани-

рование и моделирование оценивается посредствам изучения планирования и моделирования.

В качестве критерия оценки такой характеристики социальной зрелости студентов будущих педагогов-психологов, как конструктивное взаимодействие с людьми является изучение коммуникативных особенностей студентов.

Такая характеристика социальной зрелости студентов будущих педагогов-психологов, как толерантность к трудностям в жизни, учебной, профессиональной деятельности и способность их преодолевать является изучения способности противостоять деструктивному взаимодействию с людьми, а также изучение стрессоустойчивости.

Таким образом, на основании выше представленного анализа отечественных и зарубежных точек зрения ученых в области психолого-педагогической науки, мы предполагаем, что зрелость - это длительный возрастной период, который сопровождается достижением высокого уровня развития физических, психических функций и процессов, а также формированием устойчивых личностно-ха-рактерологических особенностей.

Зрелость личности, мы определяем как, достижение устойчивого осознания и понимания других людей, их жизнедеятельности в обществе и своего место, роли в социуме за счет развития своих личностных и профессиональных свойств.

Мы считаем, что социальная зрелость представляет собой качество личности, которое характеризуется проявлением в обществе таких личностных и профессиональных качеств, как ответственность, терпимость, умение конструктивно воспринимать себя и других людей, выбирать стратегии поведения в обществе, за счет устойчивой системы ценностей, норм, убеждений, адекватной самооценки.

Социальная зрелость личности студентов - будущих педагогов-психологов, по нашему мнению, определяется как забота о других, ответственность, саморегуляция при возникновении сложных жизненных ситуаций, социальная полезность и развитие социально значимых качеств, высокая социальная адаптация в обществе, умение планировать, моделировать и прогнозировать как в процессе образовательной среды вуза, так и после окончания высшего учебного заведения.

Библиографический список

1. Морозова Е.Л. Психологические механизмы становления зрелости личности у подрастающего поколения средствами образовательной среды // Психологическая наука и образование. - 2011. - № 3. - С. 1-8.

2. ОлпортГ. Становление личности / пер. с англ. Л.В. Трубицыной. - М.: Смысл, 2002. - 462 с.

3. Руднева И.А. Практико-ориентированные ситуации как средство формирования социальной зрелости студентов: дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2011. - 205 с.

80

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

Влияние системы ценностных ориентаций учителя на успешность педагогической деятельности

4. Шрамко Н.В. Вузовская подготовка как этап становления социальной зрелости студентов: дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2009. - 219 с.

5. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ. А.В. Толстых. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. - 344 с.

УДК 159.9

Поварёнков Юрий Павлович

доктор психологических наук, профессор

Слепко Юрий Николаевич

кандидат психологических наук, доцент Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

[email protected], [email protected]

ВЛИЯНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ УЧИТЕЛЯ НА УСПЕШНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье проводится анализ представлений разных участников образовательного процесса (учащиеся, родители, методисты) о системе ценностных ориентаций учителя общеобразовательной школы. Рассматриваются психологические особенности системы ценностных ориентаций педагогов с разным стажем деятельности, с разной успешностью педагогической деятельности. Определяется роль как всей системы, так и ее отдельных элементов в формировании представлений учащихся, родителей и методистов о успешном и неуспешном учителе.

Ключевые слова: ценностные ориентации, жизненные сферы, успешный учитель, неуспешный учитель, стаж деятельности

Педагогическая деятельность учителя общеобразовательной школы, являясь одной из разновидностей профессий типа «человек-человек», обладает достаточно большой специфичностью ввиду принципиальной полисубъ-ектности образовательного процесса. Учащиеся и их родители, администрация школы, сам учитель и его коллеги, эксперты-методисты обладают зачастую уникальным представлением о целях и задачах не только образовательной деятельности школы, но и работы конкретного педагога. Специфичность представлений разных участников образовательного процесса о деятельности педагога распространяется не только на общие задачи его работы в школе, но и на представления о характере его профессиональных способностей, интеллектуальных возможностях, личностных особенностях, то есть всего того, что обеспечивает успешность педагогического труда.

Специфика представлений разных участников образовательного процесса была подтверждена нами в серии ранее опубликованных работ [1; 5]. В частности, было показано, что между представлениями учащихся, родителей и экспертов-методистов о личности и деятельности педагога отсутствует прямая взаимосвязь. Было установлено, что начинающие педагоги (стаж 1-7 лет) воспринимаются наиболее предпочтительно учащимися, тогда как родители и методисты относятся к работе молодого педагога как к низкоэффективной. Приобретение опыта педагогом (стаж от 8 до 30 лет) сопровождается ростом положительных оценок его деятельности и личности по мнению и родителей, и методистов; при этом положительное отношение учащихся к нему снижается. Дальнейшая профессионализация (стаж от 31 до 45 лет) приводит к очередным изменениям в отношении участников об-

разовательного процесса к личности и деятельности учителя: опытный педагог становится более привлекательным для учащихся и методистов, тогда как родители воспринимают его менее позитивно. Отношение к педагогу на завершающем этапе профессионализации (стаж от 46 и > лет) приобретает общие для учащихся, родителей и методистов черты, связанные с существенным снижением привлекательности личностных и деятельностных характеристик в сравнении с более молодыми педагогами.

Интересные данные были получены при оценке связи возраста педагога и отношения к его труду участников образовательного процесса. Так, для родителей возраст играет важную роль в восприятии педагога только в первые 8 лет работы, когда наблюдается средней силы связь между возрастом и оценкой деятельности и личности учителя (г=0,36 при р<0,001). Ученики обладают иным представлением о связи этих переменных - для них профессиональное развитие педагога связано с приобретением таких характеристик личности и деятельности, которые снижают его привлекательность в глазах учащихся (г=-0,15 при р<0,05). И только с позиции экспертов-методистов профессиональное развитие педагога является залогом приобретения им необходимых свойств личности и качеств деятельности. Здесь была обнаружена сильная положительная корреляционная связь между возрастом педагога и характером оценки его личностных и деятельностных характеристик.

Продолжая проведенный ранее анализ [1; 2; 3; 5], в настоящей статье мы обратимся к результатам анализа связи системы ценностных ориента-ций учителя [(опросник ОТеЦ И.Г. Сенина) 6] с оценкой успешности его профессиональной деятельности. Следуя логике полученных ранее резуль-

© Поварёнков Ю.П., Слепко Ю.Н., 2014 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.