12. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: «Прогресс», 1994; К.: PSYLIB, 2004. - 480 с.
13. Сопер П.Л. Основы искусства речи. Книга о науке убеждать. - Ростов н/Д: Феникс, 1999. - 380 с.
14. Троицкий В.Ю. Судьбы русской школы. Проблемы наследия русской словесности. - М.: Институт русской цивилизации, 2010. - 480 с.
15. Тюпа В.И. Анализ художественного текста. -М.: Академия, 2009. - 336 с.
16. Штейнмец А.Э. Психологическая подготовка к педагогической деятельности: Монография. -Калуга: КГПУ, 1998. - 380 с.
17. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования: статьи и лекции. - М.: Эксперимент, 1993. - 154 с.
УДК 159.9:62
Горбунова Ольга Владимировна
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, г. Самара
ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
В статье представлен анализ отечественных и зарубежных подходов, исследований относительно понятий «зрелость», «зрелость личности», «социальная зрелость», «социальная зрелость студентов будущих педагогов-психологов». Представлены и описаны характеристики социальной зрелости студентов будущих педагогов-психологов, а также даются авторские определения понятий.
Ключевые слова: зрелость, зрелость личности, социальная зрелость студента будущего педагога-психолога, характеристика.
В настоящее время в современном интернациональном обществе усиливается возможность возникновения ситуаций, связанных со стрессом, конфликтами, изменением социальной роли. Проблемы, с которыми сталкивается человек на протяжении своей жизни, в процессе обучения требуют от человека немедленного принятия решения и планирования своей жизни, умения управлять собой, выстраивать конструктивные отношения с окружающими людьми и миром в целом, а также обладать качествами, помогающими эффективно реализоваться в разнообразных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим одной из актуальных социально значимых проблем для исследователей в психологической и педагогической науке является вопрос о социальной зрелости студентов. В сфере образовательной деятельности были сделаны попытки изучить феномен социальной зрелости студентов. Однако социальная зрелость студентов будущих педагогов-психологов ни одним из представителей психолого-педагогической науки не была изучена. Вследствие этого целью данной статьи является анализ различных точек зрения и подходов, а также представление характеристик социальной зрелости студентов будущих педагогов-психологов и введение авторского определения.
Следует более подробно рассмотреть предпосылки возникновения феномена социальной зрелости личности в целом и в студенческом возрасте в частности. Сначала возникли два, понимавшиеся как тождественные, понятия - взрослось и зрелость. Однако психологическое определение феномена взрослость больше рассматривается как возрастные, паспортные нормы в онтогенезе (разви-
тие от рождения до смерти) человека, а также учитываются культурные и исторические факторы. В то время как понятие зрелости связано с теоретическими изысканиями и практическими исследованиями в отношении человека к собственной судьбе, своему эго, жизни с окружающими людьми, а также способности повлиять на социум и по необходимости изменить его или измениться самому.
Началом употребления понятия «зрелая личность» следует считать философские воззрения, в которых рассматривалась природа человека, его взаимодействия с социумом и местонахождение в мире.
Вслед за философскими идеями, в зарубежных и отечественных исследованиях в области психолого-педагогической науки начинается употребление понятия «зрелость личности».
Следует рассмотреть зарубежные и отечественные точки зрения относительно зрелости личности, социальной зрелости.
Главная характеристика зрелости личности, согласно точке зрения Э. Эриксона [5, с. 76], - гене-ративность и развитая познавательная сфера. Ге-неративность проявляется в желании повлиять на будущее, осуществляя воспитание своих детей и передачу своего практического и теоретического опыта, а также в проявлении заботы к другим окружающим людям, близким, родным и в ответственности за собственную жизнь, мысли, поведение, действия. Развитая познавательная сфера зрелой личности предполагает пик функционирования интеллектуальных процессов, что связано с возрастом юности, ранней молодости человека. Интенсивность в развитии интеллекта, процессов прогресса или регресса связана с двумя факторами: внутренним и внешним. Внутренними факторами являют-
78
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
© Горбунова О.В., 2014
Характеристика социальной зрелости личности будущих педагогов-психологов
ся особенности личности, а внешними - окружающая среда.
В зарубежной психологии зрелость личности включает в себя способность отражения мира в сознании согласно определенной жизненной философии и своему личному взгляду на мир. Личность, достигшая зрелости обладает способностью радоваться жизнью, выбранной деятельностью и проявлять свою активную позицию.
Изучение социальной зрелости личности в зарубежной психологии связано с таким ученым, как Г. Олпорт [2, с. 352], который комплексно характеризует социально зрелую личность человека с точки зрения шести основополагающих черт:
- широкие границы собственного «Я», т.е. осознание себя и своих возможностей;
- способность к сердечным, теплым межличностным отношениям, т.е. проявление дружеской интимности и сочувствия к окружающим, близким и родным людям;
- эмоциональная неозабоченность и самопринятие, т.е. способность принимать свои положительные и отрицательные качества, способность к саморегуляции в стрессовых ситуациях;
- опыт, реалистичность в восприятии мира, т.е. умение применять свои знания на практике и понимать возможности в реализации задуманного, а также видеть мир таким, какой он есть на самом деле без искажения и иллюзий;
- самопознание, саморазвитие и юмор, т.е. зрелый человек способен познавать мир и самого себя, реагируя на различные ситуации с чувством юмора;
- целостная жизненная философия, т.е. изучение окружающих вещей, явлений и своих качеств с собственной точки зрения.
Следует отметить, что в зарубежной психологии социальная зрелость рассматривается с точки зрения здоровья и активности в различных сферах жизни, а также способности к продуктивному мышлению, к теплым сердечным отношениям, к самопознанию, умению часто и гибко менять стратегии поведения в зависимости от обстоятельств.
Согласно, проведенному нами, теоретическому анализу отечественных психолого-педагогических исследований, можно отметить, основополагающие параметры развития зрелости личности:
1) Социальные и биологические факторы оказывают действия на развитие индивидуального и личностного.
2) Существует взаимосвязь личностных и индивидуальных характеристик в разные периоды взросления.
3) Связь проявления субъективности и деятельности с личностными и индивидуальными особенностями.
4) Качества личности и индивидуальность, являющиеся процессом интеграции главных особенностей и её свойств.
Достижения зрелости личности происходит тогда, когда личность самоопределяется и в результате этого приобретает свою мировоззренческую точку зрению и видение соответственно правилам, нормам и культуре в определенном обществе.
В своей статье Е.Л. Морозова [1, с. 2] указывает, что главным компонентом личности, которая достигла зрелости, является созревшая совесть. При этом совесть выступает способом саморуководства, регулирования, а также в ее основе богословская позиция, предполагающая возможность различия добра и зла, проявление ответственности, что является важным на наш взгляд.
В современных точках зрения в отечественной психолого-педагогической науке сущностную основу теоретических исследований, социальной зрелости составили положения об определенных параметрах социальной зрелости личности.
Необходимо отметить следующие параметры социальной зрелости личности:
- устойчивое состояние личности;
- направленность личности и мотивация;
- активность в своей личной жизни и обществе;
- осознание собственного поведения и глубинных смысловых структур;
- диспозиционная позиция личности;
- структура отношений и установки человека;
- отношение к деятельности;
- развитое самосознание;
- субъективность индивида в системе представлений о собственной жизни;
- объединение качеств личности в единую функционирующую систему;
- иерархизированность мотивов деятельности, представляющаяся общей структурой и понимающаяся как ступенчатая модель важнейших мотива-ционных блоков человека.
Следовательно, социальная зрелость в отечественной психологии понимается, чаще всего, как устойчивое состояние личности или как интегральное качество личности, а также определяется такими общими составляющими как ответственность, самостоятельность, социальная адаптация, взаимодействие с людьми и конструктивность по отношению к окружающим. При этом существует различные определения социальной зрелости, соответствующие направлению изучения в конкретном подходе в зарубежной и отечественной в психолого-педагогической науке.
Социальная зрелость в современных исследованиях последних десяти лет (Н.В. Шрамко [4, с. 23-46], И.А. Руднева [3, с. 32-41]) представляется с позиции, в которых основными являются социальные, профессиональные качества. В связи с этим социальная зрелость рассматривается в процессе образовательной среды вуза, в условиях профессиональной подготовки, с учетом того или иного направления, профиля обучения студентов. При
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 3
79
рассмотрении социальной зрелости личности в обществе, ученическом коллективе, следует обращать внимание на средства образовательной среды, в которых растет, развивается и реализует себя подрастающее поколение. Согласно, обобщенной точки зрения ученых, социальная зрелость личности представляет собой переходный период, сопровождающийся ответственным поведением и самодетерминацией, а также способностью человека существовать за счет собственного и сознательного жизненного выбора.
Социальная зрелость личности в образовательной среде вуза является сложным и многоуровневым феноменом, который связан со студенческим возрастом и его характеристикой.
Студенческий возраст отличается стремлением к знаниям, умениям, навыкам, проявлением социальной активности, балансом между интеллектуальной и социальной деятельностью, выстраиванием межличностных отношений с противоположным полом, планированием будущей жизни.
Время обучения в вузе совпадает с периодом развития ранней зрелости, что означает формирование личностных, социальных и профессиональных качеств. Студенты, будущие педагоги-психологи в процессе обучения в вузе развивают такие качества и свойства, как умения планировать и моделировать, работать с информацией и анализировать, приобретают уверенность в своих профессиональных способностях, научаются саморегуляции и стрессоустойчивости.
При этом студенты будущие педагоги-психоло-гии в условиях профессиональной подготовки в вузе, при прохождении практики осваивают новые знания, умения, навыки, развивают свои способности, профессионально важные качества.
При этом социальная зрелость студентов представляется с точки зрения качеств личности и определенной структуры.
Структура социальной зрелости студентов будущих педагогов-психологов с одной стороны включает в себя компоненты, показатели и критерии их оценки, а с другой представлена в виде различных характеристик. При этом нет единства мнений по данной проблеме. Мы считаем, что структура социальной зрелости будущих педагогов-психологов представляет собой, совокупность следующих характеристик:
- планирование и моделирование;
- конструктивное взаимодействие с людьми;
- толерантность к трудностям в жизни, учебной, профессиональной деятельности и способность их преодолевать.
Следует рассмотреть критерии оценки социальной зрелости будущих педагогов-психологов в соответствии с характеристиками.
Такая характеристика социальной зрелости студентов будущих педагогов-психологов, как плани-
рование и моделирование оценивается посредствам изучения планирования и моделирования.
В качестве критерия оценки такой характеристики социальной зрелости студентов будущих педагогов-психологов, как конструктивное взаимодействие с людьми является изучение коммуникативных особенностей студентов.
Такая характеристика социальной зрелости студентов будущих педагогов-психологов, как толерантность к трудностям в жизни, учебной, профессиональной деятельности и способность их преодолевать является изучения способности противостоять деструктивному взаимодействию с людьми, а также изучение стрессоустойчивости.
Таким образом, на основании выше представленного анализа отечественных и зарубежных точек зрения ученых в области психолого-педагогической науки, мы предполагаем, что зрелость - это длительный возрастной период, который сопровождается достижением высокого уровня развития физических, психических функций и процессов, а также формированием устойчивых личностно-ха-рактерологических особенностей.
Зрелость личности, мы определяем как, достижение устойчивого осознания и понимания других людей, их жизнедеятельности в обществе и своего место, роли в социуме за счет развития своих личностных и профессиональных свойств.
Мы считаем, что социальная зрелость представляет собой качество личности, которое характеризуется проявлением в обществе таких личностных и профессиональных качеств, как ответственность, терпимость, умение конструктивно воспринимать себя и других людей, выбирать стратегии поведения в обществе, за счет устойчивой системы ценностей, норм, убеждений, адекватной самооценки.
Социальная зрелость личности студентов - будущих педагогов-психологов, по нашему мнению, определяется как забота о других, ответственность, саморегуляция при возникновении сложных жизненных ситуаций, социальная полезность и развитие социально значимых качеств, высокая социальная адаптация в обществе, умение планировать, моделировать и прогнозировать как в процессе образовательной среды вуза, так и после окончания высшего учебного заведения.
Библиографический список
1. Морозова Е.Л. Психологические механизмы становления зрелости личности у подрастающего поколения средствами образовательной среды // Психологическая наука и образование. - 2011. - № 3. - С. 1-8.
2. ОлпортГ. Становление личности / пер. с англ. Л.В. Трубицыной. - М.: Смысл, 2002. - 462 с.
3. Руднева И.А. Практико-ориентированные ситуации как средство формирования социальной зрелости студентов: дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2011. - 205 с.
80
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
Влияние системы ценностных ориентаций учителя на успешность педагогической деятельности
4. Шрамко Н.В. Вузовская подготовка как этап становления социальной зрелости студентов: дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2009. - 219 с.
5. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ. А.В. Толстых. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. - 344 с.
УДК 159.9
Поварёнков Юрий Павлович
доктор психологических наук, профессор
Слепко Юрий Николаевич
кандидат психологических наук, доцент Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
[email protected], [email protected]
ВЛИЯНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ УЧИТЕЛЯ НА УСПЕШНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье проводится анализ представлений разных участников образовательного процесса (учащиеся, родители, методисты) о системе ценностных ориентаций учителя общеобразовательной школы. Рассматриваются психологические особенности системы ценностных ориентаций педагогов с разным стажем деятельности, с разной успешностью педагогической деятельности. Определяется роль как всей системы, так и ее отдельных элементов в формировании представлений учащихся, родителей и методистов о успешном и неуспешном учителе.
Ключевые слова: ценностные ориентации, жизненные сферы, успешный учитель, неуспешный учитель, стаж деятельности
Педагогическая деятельность учителя общеобразовательной школы, являясь одной из разновидностей профессий типа «человек-человек», обладает достаточно большой специфичностью ввиду принципиальной полисубъ-ектности образовательного процесса. Учащиеся и их родители, администрация школы, сам учитель и его коллеги, эксперты-методисты обладают зачастую уникальным представлением о целях и задачах не только образовательной деятельности школы, но и работы конкретного педагога. Специфичность представлений разных участников образовательного процесса о деятельности педагога распространяется не только на общие задачи его работы в школе, но и на представления о характере его профессиональных способностей, интеллектуальных возможностях, личностных особенностях, то есть всего того, что обеспечивает успешность педагогического труда.
Специфика представлений разных участников образовательного процесса была подтверждена нами в серии ранее опубликованных работ [1; 5]. В частности, было показано, что между представлениями учащихся, родителей и экспертов-методистов о личности и деятельности педагога отсутствует прямая взаимосвязь. Было установлено, что начинающие педагоги (стаж 1-7 лет) воспринимаются наиболее предпочтительно учащимися, тогда как родители и методисты относятся к работе молодого педагога как к низкоэффективной. Приобретение опыта педагогом (стаж от 8 до 30 лет) сопровождается ростом положительных оценок его деятельности и личности по мнению и родителей, и методистов; при этом положительное отношение учащихся к нему снижается. Дальнейшая профессионализация (стаж от 31 до 45 лет) приводит к очередным изменениям в отношении участников об-
разовательного процесса к личности и деятельности учителя: опытный педагог становится более привлекательным для учащихся и методистов, тогда как родители воспринимают его менее позитивно. Отношение к педагогу на завершающем этапе профессионализации (стаж от 46 и > лет) приобретает общие для учащихся, родителей и методистов черты, связанные с существенным снижением привлекательности личностных и деятельностных характеристик в сравнении с более молодыми педагогами.
Интересные данные были получены при оценке связи возраста педагога и отношения к его труду участников образовательного процесса. Так, для родителей возраст играет важную роль в восприятии педагога только в первые 8 лет работы, когда наблюдается средней силы связь между возрастом и оценкой деятельности и личности учителя (г=0,36 при р<0,001). Ученики обладают иным представлением о связи этих переменных - для них профессиональное развитие педагога связано с приобретением таких характеристик личности и деятельности, которые снижают его привлекательность в глазах учащихся (г=-0,15 при р<0,05). И только с позиции экспертов-методистов профессиональное развитие педагога является залогом приобретения им необходимых свойств личности и качеств деятельности. Здесь была обнаружена сильная положительная корреляционная связь между возрастом педагога и характером оценки его личностных и деятельностных характеристик.
Продолжая проведенный ранее анализ [1; 2; 3; 5], в настоящей статье мы обратимся к результатам анализа связи системы ценностных ориента-ций учителя [(опросник ОТеЦ И.Г. Сенина) 6] с оценкой успешности его профессиональной деятельности. Следуя логике полученных ранее резуль-
© Поварёнков Ю.П., Слепко Ю.Н., 2014 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 3