С. В. Зырянова
(Тюмень)
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОМ ЗРЕЛОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА
Выделены объективные трудности, с которыми сталкивается педагог дополнительного образования в силу недостаточного уровня социальной зрелости. Рассмотрена научная категория социальной зрелости. Описывается опыт проведения конкурсов профессионального мастерства среди педагогов дополнительного образования - важного связующего звена между теоретической подготовкой и практической деятельностью. Определены факторы, влияющие на развитие социальной зрелости педагога дополнительного образования в условиях проводимых конкурсов
Эффективное выполнение соответствующих программ дополнительного образования зависит от основного субъекта процесса образования - педагога, от его профессионализма, который все больше связывается с уровнем его социальной зрелости и непосредственно оказывает влияние не только на высокие показатели деятельности детского творческого объединения в целом, но и развитие каждого отдельного воспитанника.
Социально зрелый педагог с высоким уровнем профессиональных достижений, применяющий новые педагогические технологии, реализующий в учебном процессе инновационные идеи, владеющий современными знаниями и опытом в области социального управления, психологии и педагогики, участвующий во всероссийских и международных конкурсах, на сегодняшний день является более конкурентоспособным и востребованным потребителями (родителями и детьми].
Анализ исследований по проблеме становления и развития социальной зрелости в условиях конкурсов профессионального мастерства позволил выявить ряд объективных трудностей, которые испытывают педагоги дополнительного образования: отсутствие достаточных методических знаний при составлении программы дополнительного образования, неумение ее модернизировать; неумение продемонстрировать свой педагогический стиль, выстроить сценарий выступления, раскрыть свой творческий потенциал во время проведения открытого урока. Некоторые педагоги негативно относятся к участию в конкурсах, не проявляют личной инициати-
вы. Это обусловило необходимость поиска новых подходов в решении проблемы становления социальной зрелости педагога дополнительного образования в условиях конкурсов профессионального мастерства.
Понятие социальная зрелость имеет статус общенаучной категории. Она изучается в различных науках: в педагогике, психологии, социологии, криминологии, в относительно новой области человекознания - акмеологии и др. (Н. В. Бордовская, А. А. Реан, С. И. Розум]. В большой современной энциклопедии педагогики она определяется как уровень сфор-мированности установок, знаний, умений и этических качеств, достаточный для добровольного, умелого и ответственного выполнения всей совокупности социальных ролей, присущих взрослому [6]. В более узком понимании этот термин обозначает комплекс личностных качеств субъекта, составляющих его умение взаимодействовать с другими людьми в процессе достижений общих целей [1, с. 7].
Социально-психологический подход к изучению социальной зрелости осуществляется через определение социально-психологических критериев зрелости; социально-психологических условий (социальной среды, ин-статутов), влияющих на становление и развитие зрелости; исследование динамики становления и развития социальной зрелости; изучение прямых и опосредованных взаимовлияний личности и группы (общности, общества] и др.
Существенный вклад в изучение проблемы социальной зрелости личности внесли зарубежные и отечественные авторы. Елена
Владимировна Швеньк выделяет два основных подхода к социальной зрелости личности. Первый подход рассматривает зрелость с точки зрения описания интрапсихических условий субъективных переживаний человека, удовлетворенного жизнью и собой. Чаще это теории личности, возникшие в рамках психоаналитической или психотерапевтической практики (А. Адлер, К. Юнг, В. Франкл, К. Роджерс и др.]. Представители второго подхода, традиционного для российской психологии, рассматривают социальную зрелость с точки зрения ее значимости для общества. Акцент делается на свойствах, процессах, условиях становления, ценностях, позволяющих человеку приобрести социальную значимость (Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, А. А. Реан, В. С. Мухина, В. И. Слободчиков и др.] [10].
Авторами называются различные критерии социальной зрелости: знания и умения, которыми должен обладать человек (А. А. Бодалев]; его ценностная направленность (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Божович, И. В. Дубровина, К. К. Платонов, В. И. Слобод-чиков, Н. И. Соболева, Ф. Р. Филиппов]; осознанность, активность поведения (К. А. Абуль-ханова-Славская, И. С. Кон, В. Ф. Сафин]; высшая ступень развития способностей (А. А. Бодалев, С. Ю. Головин, А. В. Петровский, А. Н. Сухов, Ч. Кули]; черты характера - ответственность, самостоятельность, независимость (Е. А. Долл, М. Роббер, И. Б. Слюсарь); достижение человеком определенных результатов в жизни (И. А. Баева, И. С. Кон].
Отметим, что достижение социальной зрелости выступает непрерывным и достаточно продолжительным во времени процессом.
Формирование социальных качеств личности осуществляется не только в процессе подготовки будущих педагогов дополнительного образования, но и в процессе практической педагогической деятельности, причем этот процесс имеет не менее важное значение, чем овладение теоретическими знаниями. Без умения эффективно применять знания на практике специалист в сложной, требующей высочайшей ответственности социально-педагогической среде может не состояться. Связующим звеном между теоретическим обучением будущих педагогов и их самостоятельной работой в учреждениях дополнительного образования служит общественно значимая деятельность. Она обеспечивает получение социально ценного опыта и
рассматривается в качестве интегрирующего и стержневого компонента процесса становления специалиста. Ее примером являются конкурсы педагогического мастерства.
В конкурсах педагогического мастерства педагог дополнительного образования приобретает опыт, который влияет на становление его как специалиста, а также на построение собственной успешной траектории профессионального развития, достижение более высокого уровня социальной и гражданской значимости в обществе.
Единая система развития профессионализма педагогов в конкурсах педагогического мастерства представляет собой три взаимосвязанных этапа:
I этап - вхождение педагога в конкурс, на котором происходит осознание своих возможностей и готовности участвовать в конкурсе профессионального мастерства;
II этап - собственно конкурсный, на котором происходит раскрытие способностей, личностных и профессиональных качеств конкурсанта, его самоутверждение в условиях конкурса, подтверждение своего профессионального уровня;
III этап - постконкурсный, на котором происходит прогнозирование дальнейшей деятельности конкурсанта, возможная перспектива изменений профессиональной «Я»-кон-цепции, утверждение профессиональной позиции, более глубокое осмысление гуманистических, социальных, профессиональных ценностей, необходимости роста профессиональной успешности [2].
На профессиональное становление специалиста в условиях конкурса влияет его общее психическое развитие. Личностные особенности человека оказывают позитивное влияние на ход профессиональной адаптации, подтверждают профессиональное мастерство, стимулируют творчество, но могут и препятствовать становлению (отсутствие трудолюбия, добрых мотивов].
Ученые выделяют следующие факторы, влияющие на становление профессионала и достижение им успеха: высокий уровень мотивации, потребность в достижениях, высокие личностные стандарты, стремление к самореализации (А. Деркач, 1997; Н.В. Кузьмина, 1993], престиж профессионального мастерства (В. Д. Шадриков, 1994], зрелость личности (А. Г. Портнова, 1999; Е. Л. Холодцева, 2006], такие её интегральные характеристи-
ки, как направленность, компетентность, эмоциональная и поведенческая гибкость. Фундаментальными условиями развития личности профессионала выступают: уровень профессионального самосознания; степень психологической готовности к постоянному самоизменению, укрепление у себя “ресурса успеха” и уверенность в своих силах, отсутствие сопротивления инновациям, индивидуальная, социальная и экономическая ответственность, конкурентоспособность [3, 4, 5, 7, 8, 9].
Для педагогов дополнительного образования участие во Всероссийском конкурсе «Сердце отдаю детям» по-прежнему остается одним из важных средств профессионального роста, несмотря на то, что на современном этапе разработаны и внедрены механизмы материального и морального стимулирования учреждений дополнительного образования детей по результатам аттестации, аккредитации, решений методических советов и т.д.
Конкурс призван способствовать выявлению талантливых педагогов, новых педагогических идей, повышению профессионального мастерства и престижа труда работников дополнительного образования, привлечению внимания местной администрации к образовательной деятельности этой системы. Открытость педагога не только для обучения, но и распространения своего опыта среди коллег является одним из критериев профессиональной компетентности. Конкурсные номинации соответствуют основным видам деятельности педагога дополнительного образования: художественной, научно-технической, эколого-биологической, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной, социально-педагогической. Сегодня конкурсное движение активно продолжает развиваться и чрезвычайно актуально.
В нашем областном городе Тюмени конкурсы проходят на разных уровнях более 10 лет, а за последние два года в них произошли существенные изменения.
В 2010 году городской межведомственный конкурс «Учитель года-2010» проводился впервые в формате, когда три важных педагогических состязания - «Учитель года», «Воспитатель года» и «Педагог дополнительного образования» - стали единым целым. Продиктовано такое решение было тем, что объединяет их общая составляющая одного про-
цесса, которая направлена на формирование личности человека. Организаторам хотелось использовать Год Учителя для утверждения приоритетов образования в обществе, выявить талантливых и творчески работающих педагогов, а также повысить статус и престиж самой профессии учителя в социуме. Задачами этого конкурса стали: выявление у педагогов интересных идей, ознакомление с ними их коллег, поддержка талантливых учителей.
Конкурс проводился в три этапа: проведение учебных занятий со своими и незнакомыми воспитанниками, защита программы, проведение классного часа в виде импровизации, мастер-класс для коллег и мастер-класс «Родительское собрание», «Открытая дискуссия», самопрезентация «Я и мое призвание».
Сложность и многоэтапность этого конкурса были обусловлены:
- представлением работы педагога с разных сторон;
- изучением наработок по образовательной программе и результатов ее реализации на практике;
- выявлением умений педагога увлечь своими идеями во время проведения мастер-класса;
- оцениванием его способностей общаться как со своими воспитанниками, так и с незнакомыми детьми, родителями, педагогами;
- раскрытием личности конкурсанта.
В условиях проведения конкурса, с одной стороны, были выявлены проблемы, существующие в дошкольном, школьном и дополнительном образовании, а именно: информативное отставание педагога от современных детей; неумение систематизировать знания как свои, так и детей; неумение создавать программы, которые смогли бы заинтересовать, привлечь их к активной творческой деятельности, способствовать самовыражению; малоэффективная связь между деятельностью учреждений дошкольного, школьного и дополнительного образования.
С другой стороны, конкурс показал, насколько высок уровень самообразования педагога, какие инновационные методики он использует, как умеет осуществлять поиск и использовать новую информацию, насколько заинтересовал в своем опыте коллег.
VI конкурс «Сердце отдаю детям», проведенный на базе Областного центра дополнительного образования детей и молодежи в
2011 году, был направлен на повышение роли дополнительного образования детей в развитии интересов, способностей, талантов, в формировании общей культуры обучающихся.
В конкурсе принимали участие педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, тренеры-преподаватели, молодые специалисты. Оценка участников конкурса проводилась по 4 номинациям: педагог дополнительного образования, педагог-организатор, тренер-преподаватель, молодой специалист (эта новая номинация введена в 2011 году] -- и осуществлялась по нескольким этапам. 1 этап - участие в выставке «Я -педагог XXI века «; 2 этап - проведение открытого занятия с группой воспитанников на базе одного из СТК по заранее составленному графику; 3 этап - защита образовательной программы; 4 этап - самопрезентация «Я-пе-дагог XXI века».
Конкурсные задания оценивались по следующим направлениям:
1. Самопрезентация «Мое педагогическое кредо» (максимальное количество - 5 баллов];
2. Защита дополнительной образовательной программы (максимальное количество -10 баллов];
3. Открытое занятие (максимальное количество - 10 баллов];
4. Импровизированный конкурс (максимальное количество - 3 балла].
Движение конкурсов продолжается не только у нас в городе, но и по всей России, изменения положений в условиях конкурсов неизбежны, так как с интенсивными социальноэкономическими преобразованиями в обществе меняется уровень требований к качеству не только общего, но и дополнительного образования.
Возросли требования к уровню профессионализма педагога не только в конкурсах профессионального мастерства, но и в повседневном труде; особенностью педагогической деятельности стала необходимость заявлять о себе широкой общественности, публично создавать свой профессиональный имидж, который позволяет ему претендовать на повышение профессионального статуса.
Таким образом, на достижение высоких результатов педагога дополнительного образования в условиях конкурсов профессионального мастерства непосредственное влияние оказывает его социальная зрелость, внешними факторами которой являются образ специалиста, его деятельность, а внутренними - характеристика его профессиональных и социально-психологических качеств, уровень его знаний, умений. В совокупности они могут войти в состав модели становления социальной зрелости педагога и достижения им вершин профессионального совершенствования.
Литература
1. Бордовская Н. В., Реан А. А., Розум С. И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2002. - 432 с. (Сер. «Учебник нового века»].
2. Дубровская В. А. Влияние конкурсов педагогического мастерства на развитие профессионализма педагогов. - Кемерово, 2007. -32с .
3. Кузьмина Н. В. Творческий потенциал специалиста: Акмеоло-гические проблемы развития // Гуманизация образования. - 1995.
- № 1. - С.4-8.
4. Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности - М.: Московский психолого-социальный институт ; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2002. - 400 с.
5. Портнова А. Г. Методологические подходы к определению критериев психического развития // Вопросы общей и дифференциальной психологии. Вып. 3. - Кемерово, 1999.
6. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. - Минск.: Соврем. слово, 2005. - 720 с.
7. Реан А. А. Проблемы и перспективы развития концепции ло-куса контроля личности // Психологический журнал. - 1998. - № 4.
- С. 249-251.
8. Сухобская Г. С. Понятие «зрелость социально-психологического развития человека» в контексте андрагогики // Новые знания. - М., 2002. - №4.
9. Холодцева Е. Л. Конкурентоспособность в системе разноуровневых характеристик личности специалистов социальной сферы : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01. - Барнаул: БГПУ. - 2006. - 214 с.
10. Швеньк Е. В. О показателях социальной зрелости личности современного предпринимателя // Ананьевские чтения - 2006 : материалы науч.-практич. конф. / под ред. Л. А. Цветковой, А. А. Крылова. - СПб.: Издательство СПбГУ, 2006. - С. 235-237.
--------^----------