Научная статья на тему 'Социальная зрелость педагога дополнительного образования и система ценностных ориентаций в условиях конкурса профессионального мастерства'

Социальная зрелость педагога дополнительного образования и система ценностных ориентаций в условиях конкурса профессионального мастерства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОЙ СИСТЕМЫ / ОБРАЗОВАНИЕ ЕДИНЫХ ЦЕННОСТЕЙ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / ЗРЕЛОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ЗРЕЛОЕ ОТНОШЕНИЕ: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ПРОДУКТИВНОЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ / СОЦИАЛЬНО АКТИВНОЕ / НРАВСТВЕННОЕ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЖИЗНИ / К СЕБЕ / ДОСТИЖЕНИЕ УСПЕХА / СОВМЕСТНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ КОНКУРСНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / MATURE ATTITUDE: AN INTELLIGENT / VALUES / FACTORS OF VALUE SYSTEM / FORMATION OF COMMON VALUES / SOCIAL MATURITY AND THE MATURITY OF THE INDIVIDUAL / ACTION-PRODUCTIVE / PROFESSIONAL / SOCIALLY ACTIVE / MORAL / AESTHETIC ATTITUDE TO LIFE / TO HIS SUCCESS / CO-CREATIVE BANKRUPTCY COOPERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зырянова С. В.

Анализируются существующие подходы к проблеме социальной зрелости педагога дополнительного образования и системы ценностных ориентаций, на разных этапах становления и их взаимосвязь с формированием искомых понятий в жизни личности и его педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зырянова С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL MATURITY ADDITIONAL EDUCATION TEACHER AND THE VALUE SYSTEM ORIENTATIONS IN PROFESSIONAL COMPETITION SKILL

Analyzed the existing approaches to the problem of social maturity of the teacher further education and a system of value orientations, at different stages of development and their relationship to the formation of the required concepts in a person's life and his teaching activities.

Текст научной работы на тему «Социальная зрелость педагога дополнительного образования и система ценностных ориентаций в условиях конкурса профессионального мастерства»

ся?), непосредственные запросы (что нужно сейчас?) и заданиями (что нужно выполнить для достижения долгосрочных требований?).

• При разработке требований обязательно предусматривается поддержка тестирования: формулировки требований в терминах «конечного пользователя» обязательно сопровождаются описанием того, как эти требования будут проверяться.

Тезис: например, внедрение проекта группой студентов будет тестироваться преподавателем множественно: при организации, при разработке, при внедрении, при первичной защите проекта, при защите после доработки и замечаний и пр.

• «игровой» принцип сессий планирования («ходы по правилам») для снятия эмоциональной составляющей в позиционных конфликтах: первый ход со стороны содержательного лидера - выдвижение требований на этап работы, второй ход -оценка требований, третий ход - выдача ресурсных ограничений, далее процесс продолжается сначала до момента завершения.

• Рефакторинг: постоянная доработка и улучшение рабочих продуктов (результатов) проекта с целью поддержания их непротиворечивости и целостности для последующей возможности легких изменений при необходимости (обеспечение «ремонтопригодности» результатов).

Тезис: выборка достойных продолжения и дальнейшего развития студенческих проектов для доведения до конечной цели проектирования путем совместного анализа на семинарских занятиях.

• Разделение на циклы планирования проектов и их этапов в терминах «требуемых результатов» (поэтапного удовлетворения целевым, ресурсным и техническим требованиям) и «технологических работ по достижению результатов» в ходе промежуточных итераций (iterations) [6].

Тезис: дана определенная виртуальная ресурсная база для разработки проекта, по достижении положительного результата ресурсная база расширяется.

• Внутриэтапные циклы планирования исключительно на одну итерацию вперед и регулярная переоценка и перепланирование этапов каждые три-пять итераций, чтобы была уверенность в выполнении наиболее значимых на данный момент (а не на момент начала проекта, когда информация была неполной) требований.

Тезис: конечная цель отдельного проекта может варьироваться в течение времени и не соответствовать номи-

нально заявленной, если в ходе мониторинга проекта выявляется его большее соответствие иному целеполаганию.

• Изменение техник контрактации и управления работами в рамках одного проекта, учитывающее необходимость в регулярном уточнении требований к результатам: время и квалификация разработчиков в обмен на согласие непрерывного мониторинга их промежуточных результатов и возможность изменения требований (вместо попытки оценить конечные результаты по неизбежно устаревающему в ходе разработки «стабильному» техническому заданию).

Тезис: проект является не столько самим набором требований, который неминуемо будет меняться, сколько начальным набором требований и регламентом действий при изменении этих требований.

Управление проектом должно предусматривать распределенное по всему жизненному циклу проекта проведение экспертизы, чтобы не возникало циклов по всем контрактам «полгода только работа, полгода только экспертиза». В отношении студенческих индивидуальных и групповых проектов данные виды экспертизы закладываются в самом учебном процессе, на уровне педагогического и административного персонала ВУЗа подобные экспертные действия могут быть обеспечены за счет взаимной экспертизы ВУЗов и особой экспертной комиссии.

При подобной структуре организации любых проектных решений в области образовательного процесса в высшей школе продуктивность внедрения будет максимально обеспечена, однако выполнение проекта подразумевает новую организационную форму управления проектом, поскольку каждый проект является уникальным. Определение, разработка, индивидуализация целей и структуры проекта является основной задачей организационных форм управления проектом. Приведенная нами структура проекта может быть использована как на уровне непосредственно педагогического процесса, так и на уровне его организации и администрирования, то есть проектный подход применим в высшей школе и как форма образовательной программы и как способ организации педагогической практики в целом.

Безусловно, это не означает необходимость использования только такой педагогической формы в ВУЗе, однако проектный подход является современной, функциональной, практикоориентированной технологией, максимально востребованной на данный момент в российском высшем образовании.

Библиографический список

1. Безрукова, В.С. Педагогика. Проективная педагогика: учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриальнопедагогических техникумов. - Екатеринбург, 199б.

2. Грудзинский, А.О. Проектно-ориентированный университет. Профессиональная предпринимательская организация вуза: монография. - Н. Новгород, 2004.

3. Управление проектами / В.Д. Шапиро [и др.]. - СПб., 199б.

4. «Концепция управления государственными программами» по управлению федеральным проектом правительства РФ «Электронная Россия» [Э/р]. - Р/д: http://elrussia.ru/72101

б. Roberts Michael H. Project Management [Э/р]. - Р/д:http://www.hraconsulting-ltd.co.uk/project-management-book-0001.htm

б. Wysocki Robert K. Effective Project Management: Traditional, Agile, Extreme, Fifth Edition [Э/р]. - Р/д: http://my.safaribooksonline.com/book/software-engineering-and-development/project-management/9780470423677/extreme-project-

management/what_is_emertxe_project_management_quest#X2ludGVybmFsX0ZsYXNoUmVhZGVyP3htbGlkPTk30DA0NzA0MjM2NzcvaXY=

Bibliography

1. Bezrukova, V.S. Pedagogika. Proektivnaya pedagogika: uchebnoe posobie dlya inzhenerno-pedagogicheskikh institutov i industrialjno-pedagogicheskikh tekhnikumov. - Ekaterinburg, 1996.

2. Grudzinskiyj, A.O. Proektno-orientirovannihyj universitet. Professionaljnaya predprinimateljskaya organizaciya vuza: monografiya. - N. Novgorod, 2004.

3. Upravlenie proektami / V.D. Shapiro [i dr.]. - SPb., 1996.

4. «Koncepciya upravleniya gosudarstvennihmi programmami» po upravleniyu federaljnihm proektom praviteljstva RF «Ehlektronnaya Rossiya» [Eh/r]. -R/d: http://elrussia.ru/72101

5. Roberts Michael H. Project Management [Eh/r]. - R/d:http://www.hraconsulting-ltd.co.uk/project-management-book-0001 .htm

6. Wysocki Robert K. Effective Project Management: Traditional, Agile, Extreme, Fifth Edition [Eh/r]. - R/d: http://my.safaribooksonline.com/book/software-engineering-and-development/project-management/9780470423677/extreme-project-manage-

ment/what_is_emertxe_project_management_quest#X2ludGVybmFsX0ZsYxNoUmVhZGVyP3htbGlkPTk30DA0NzA0MjM2NzcvaXY

Статья поступила в редакцию 22.09.11

УДК 371:351.851

Zyryanova S.V. SOCIAL MATURITY ADDITIONAL EDUCATION TEACHER AND THE VALUE SYSTEM ORIENTATIONS IN PROFESSIONAL COMPETITION SKILL. Analyzed the existing approaches to the problem of social maturity of the teacher further education and a system of value orientations, at different stages of development and their relationship to the formation of the required concepts in a person's life and his teaching activities.

Key words: values, factors of value system, formation of common values, social maturity and the maturity of the individual, mature attitude: an intelligent, action-productive, professional, socially active, moral, aesthetic attitude to life, to his success, co-creative bankruptcy cooperation.

С.В. Зырянова, соискатель ТОГИРРО, г. Тюмень, Е-mail: mudraya-10@ mail.ru

СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО 0БРА300АНИЯ И СИСТЕМА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ О УСЛОВИЯХ КОНКУРСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

Анализируются существующие подходы к проблеме социальной зрелости педагога дополнительного образования и системы ценностных ориентаций, на разных этапах становления и их взаимосвязь с формированием искомых понятий в жизни личности и его педагогической деятельности.

Ключевые слова: ценности, система ценностей, факторы формирования ценностной системы, образование единых ценностей; социальная зрелость, зрелость личности, зрелое отношение: интеллектуальное, деятельностно-продуктивное, профессиональное, социально активное, нравственное, эстетическое отношение к жизни, к себе; достижение успеха, совместное творческое конкурсное сотрудничество.

Дополнительное образование детей сейчас ориентировано на раскрытие ценностно-смысловой компоненты мира и развитие самодеятельности детей; на раскрытие личностных интересов и склонностей; на воспитание свободной, самобытной личности. Современные учреждения дополнительного образования детей тесно сотрудничают с заинтересованными общественными организациями. В рамках такого сотрудничества активно используется кадровый потенциал и базы различных учреждений. Духовный потенциал такого сотрудничества приобретает особое значение не только для их жизненного самоопределения, для привлечения общественного внимания к проблемам детства и юности, необходимости поддержки и развития системы дополнительного образования детей, но и для становления ценностных ориентаций воспитанников. На сегодняшний день, когда постепенно утрачивается ценность образования как способа проживания полноценной и духовно наполненной жизни понимание сущности ценностных ориентаций педагога дополнительного образования особенно актуально.

Ценностные ориентиры профессионально-педагогической деятельности педагога и особенно его личностные, существенно влияют на развитие и формирование духовного мира учащихся. Ценностные ориентации педагога - это показатель всей воспитательно-образовательной системы. Процесс подготовки современного педагога в большей степени должен быть направлен не на накопление определенного уровня знаний, а на профессионально - личностное развитие, саморазвитие педагога, на формирование его ценностных приоритетов [1].

Именно личность, ее ценностные ориентации, смыслы, идеалы, определяют сущность педагогической деятельности и общения: ради чего трудится учитель, какие он ставит цели и задачи, какие выбирает способы и средства достижения целей и решения задач. В структуру личности педагога входит: мотивация личности (направленность личности и ее виды); свойства личности (педагогические способности, характер и его черты, психические процессы и состояния личности); интегральные характеристики личности (педагогическое самосознание, индивидуальный стиль, креативность как творческий потенциал), определяющие неповторимость и уникальность личности учителя. Мотивация личности обусловлена ее направленностью, включающей ценностные ориентации, мотивы, цели, смыслы, идеалы. Направленность личности определяет систему базовых отношений человека к миру и самому себе, смысловое единство его поведения и деятельности, создает устойчивость личности, позволяя противостоять нежелательным влияниям извне или изнутри, является основой саморазвития и профессионализма, точкой отсчета для нравственной оценки целей и средств поведения. Устойчивая педагогическая направленность - это стремление стать, быть и оставаться педагогом, помогающее ему преодолевать препятствия и трудности в своей работе. Направленность личности педагога проявляется во всей его профессиональной жизнедеятельности и в отдельных педагогических ситуациях, определяет его восприятие и логику поведения, весь облик человека [2].

Педагогическая направленность вписывается в общую систему ценностных ориентаций личности, преобразуется в более высокие формы и выражается в создании смысла и целей собственной жизнедеятельности, а также средств, необходимых для достижения этих целей. В структуре деятельности ценност-

ные ориентации тесно связаны с познавательными и волевыми ее сторонами. Ценностные ориентации включают в себя: идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценок субъектом окружающей действительности и ориентации в ней; способ дифференциации объектов индивидом по их значимости. Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах, социальных установках и других проявлениях личности [3].

В течение жизни человек много раз себя утверждает или отрицает, достигая вершин самосовершенствования. Ни на миг не прекращается борьба между достигнутым и еще непознанным, между равновесием, творческим подъемом и личностным кризисом. Это закономерный процесс социализации индивида. И каким бы трудным, сложным ни был этап социализации, однако человек всегда имеет возможность остановиться, осмыслить смысл своего существования. При этом социально и психологически обусловленный этап развития личности, который традиционно характеризуется обретением человеком свойств самостоятельности и самодостаточности указывает на его социальную зрелость.

Социальная зрелость, характеризуется как определенный уровень личностного развития индивида, являющийся результатом социализации, в ходе которой индивид интернализует общественные ценности и образцы поведения и адекватно исполняет роли взрослого члена общества. Социальная зрелость личности, это уровень сформированности установок, знаний, умений и этических качеств, достаточный для добровольного, умелого и ответственного выполнения всей совокупности социальных ролей, присущих взрослому. Комплекс личностных качеств субъекта, составляющих его умение взаимодействовать с другими людьми в процессе достижения целей [4].

Социальная зрелость проявляется в общественной, политической, моральной, эстетической сферах и имеет следующие показатели: развитое чувство ответственности; наличие социального интеллекта (развита способность к пониманию других людей, предвидение развития различных социальных ситуаций); потребность в заботе о других людях; способность к активному участию в жизни общества; эффективное использование своих знаний и способностей; конструктивное решение многих жизненных проблем на пути к самореализации.

Социальная зрелость позволяет человеку быть социально мобильным, то есть свободно перемещаться в социальной структуре общества как по горизонтали (профессиональный рост), так и по вертикали (карьерный рост), быстро и адекватно приспосабливаться к возникающим новым обстоятельствам в различных сферах жизнедеятельности, находить эффективные способы разрешения неожиданно возникающих проблем и нестандартных задач. Социально мобильный человек, обладающий гибкостью, способностью быстро принять изменения, умеющий адекватно и оперативно реагировать на вызовы развития всех возможных условий его существования - это качественно новый человек, способный держать под контролем все составляющие своего качества жизни, сознательно его формировать, контролировать и системно развивать, преодолевая внешние и внутренние конфликтные ситуации [5].

На становление социальной зрелости оказывает влияние окружающая социальная среда в узком смысле (микросреда) -

это непосредственное окружение каждого субъекта образования (семья, учебная группа, коллеги, друзья, ближайшим социум за пределами учебного заведения и др.). Именно эта среда, в том числе ее отдельные компоненты, оказывают решающее воздействие на формирование качества личности, развитие его личности. В то же время микросреда активно изменяется под влиянием деятельности субъектов образования, постоянно изменяя их самих. Установлено, что социально-психологический климат в системе субъектов образования является одним из ведущих факторов достижения ее результативности. Уровень отношений в коллективе дает высокую положительную динамику формирования социального опыта совместной жизнедеятельности субъектов образования, который фиксируется в их знаниях, методах познания, принципах и нормах поведениях, моральных предписаниях, традициях, обычаях, ритуалах, представлениях о должном. При этом социальный опыт индивида формируется только через опыт личного участия в различных видах деятельности и межличностном взаимодействии.

Воспринимая принцип как систему отношений, в соответствии с которым должна развиваться система становления социальной зрелости педагога дополнительного образования, мы выделили принцип повышения мотивированности учения на основе развития ценностных ориентаций субъектов образования, заинтересованности их в достижениях жизненных результатов, улучшения качества жизни для себя, коллектива учащихся, общества в целом [6]. В процессе совместной деятельности, определяющей отношения людей в группах, складываются групповые ценностные ориентации. Совпадение важнейших ценностных ориентаций членов группы обеспечивает ее сплоченность.

Развитие системы ценностных ориентаций личности, подчиняется определенным закономерностям - преобладание на протяжении индивидуального развития действия тех или иных факторов и механизмов, реализующих процессы личностной динамики, определяет доминирование соответствующего уровня в индивидуальной системе ценностей, которое, в свою очередь, формирует аналогичный тип личности. Формирование высшего уровня ценностной системы и выбор соответствующих механизмов ее развития определяется степенью выраженности таких внутренних психологических факторов, как осмысленность жизни, интернальность, позитивная «Я-концепция», низкая тревожность и фрустрационная напряженность, эмоциональная устойчивость. Развитие системы ценностных ориентаций личности является повышение субъективной значимости ценностей ее высшего уровня: ценности социализации, обусловленные ориентацией на других людей; ценности индивидуализации, соответствующие направленности на личностный рост и развитие.

Так как с развитием общества и системы образования изменились педагогические проблемы, способы их решения, а в связи с этим и представления о педагогических достижениях, на сегодняшний день материалы конкурсов имеют большое значение для понимания сущности профессионального мастерства. Конкурсы профессионального мастерства разработаны и являются одним из средств государственных мер, способствующих повышению квалификации педагогов дополнительного образования [7].

Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» проводится с 1998 г., сейчас конкурсы проходят во всех городах нашей страны. Конкурс проходит в несколько этапов: в образовательном учреждении, региональном, заочно-федеральном и очном финале. Конкурсные номинации соответствуют основным видам деятельности дополнительного образования: художественной, научно-технической, эколого-биологической, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной, социальнопедагогической [8].

В толковом словаре конкурс толкуется, как соревнование, имеющее целью выделить лучших участников. Конкурсант, как участник конкурса. Конкурировать, значит вступать в конкуренцию. Конкуренция, как соперничество, борьба за достижение больших выгод, преимуществ. Конкурентоспособный как способный выдержать конкуренцию противостоять конкурентам [9].

Из толкования можно сделать вывод, что конкурс это соревнование, к которому необходимо готовиться, иметь необходимый уровень профессиональной компетентности. Критерий профессиональной компетентности предполагает открытость

педагога не только для обучения, но и распространения своего опыта среди коллег. Педагог, прошедший этот путь будет держать достигнутую «планку», подтверждая свою компетентность и мастерство. На конкурс в дополнительном образовании отбирают лучших специалистов.

Конкурс для педагогов дополнительного образования позволяет выявить ярких представителей и лучшие работы в сфере дополнительного образования. Мы выделили общую составляющую этапов конкурса, которые создают:

1) возможность для дополнительного образования в целом: найти новые педагогические идеи по обновлению содержания в практике воспитания и дополнительного образования детей; сохранить уникальность системы дополнительного образования детей и ее роль в развитии и становлении личности ребенка; привлечь внимание местной администрации к образовательной деятельности этой системы всех заинтересованных организаций, средств массовой информации, педагогической общественности; накопить солидный банк данных разных направлений в системе дополнительного образования детей;

2) панораму передового опыта, позволяют педагогам лучше узнать друг друга; получить объективную оценку своей деятельности, убрать мнимую компетентность; позволяют проявить свою творческую личность, показать свой талант, своеобразие в определенном виде деятельности;

3) серьезную платформу для обобщения и распространения собственного опыта, для предъявления творческой результативности; побуждают педагогов к самообразованию, стимулируют теоретическую и методическую подготовку; повышают профессиональное мастерство, педагогическую квалификацию и престиж труда педагога дополнительного образования.

Как показывает анализ проведенных нами исследований по проблеме становления социальной зрелости в условиях конкурсов профессионального мастерства, современные педагоги дополнительного образования испытывают ряд объективных трудностей: не имеют достаточных методических знаний при составлении дополнительной образовательной программы, не умеют ее модернизировать; не умеют показать свой педагогический стиль, имидж; выстроить сценарий выступления; провести с выгодной позиции открытый урок. Относятся нежелательно к участию в конкурсах, без личной инициативы, иногда формально, как к нежелательному действию.

Движение конкурсов продолжается, предъявляются современные требования. Например: в г. Тюмени профессиональный конкурс «Сердце отдаю детям» в 2010 году и городской межведомственный конкурс «Учитель года-2010» проводились впервые в формате, когда три важных педагогических состязания -«Учитель года», «Воспитатель года» и «Педагог дополнительного образования» стали единым целым. Объединила их общая составляющая одного процесса, которая направлена на формирование личности человека. Продиктовано такое решение было тем, что Организаторам хотелось использовать Год Учителя, как повод для утверждения приоритетов образования в обществе, выявить талантливых и творчески работающих педагогов, а также повысить статус и престиж самой профессии учителя в социуме, стать целостным образованием.

Конкурс проводился в три этапа: проведение учебных занятий со своими и незнакомыми воспитанниками, защита программы, проведение классного часа в виде импровизации, мастер-класс для коллег и мастер - класс «Родительское собрание», «Открытая дискуссия», самопрезентация «Я и мое призвание». Сложность и многоэтапность этого конкурса обусловлено было изучением: работы педагога со всех сторон; наработок и успешной реализации на практике образовательной программы; умений педагога увлечь своими идеями во время проведения мастер-класса; оцениванием его способностей общаться как со своими воспитанниками, так и с незнакомыми детьми, родителями, педагогами; раскрытием личности конкурсанта.

Единая система развития профессионализма педагогов в конкурсах педагогического мастерства обозначена исследователями в три взаимосвязанных этапа и различается по уровням (высокий, средний, низкий):

I этап - вхождение педагога в конкурс, на котором происходит осознание своих возможностей и готовности участвовать в конкурсе профессионального мастерства;

II этап - собственно конкурсный, на котором происходит раскрытие способностей, личностных и профессиональных

качеств конкурсанта, его утверждение в условиях конкурса, подтверждение своего профессионального уровня;

III этап - постконкурсный, на котором происходит прогнозирование дальнейшей деятельности конкурсанта, возможная перспектива изменений профессиональной «Я»-концепции, утверждение профессиональной позиции, более глубокое осмысление гуманистических, социальных, профессиональных ценностей, необходимость роста профессиональной успешности.

Учитываются три уровня профессионализма.

Высокий уровень характеризуется способностью учителя к построению педагогического процесса, направленного на создание условий для достижения успеха учащимися, развития их индивидуальных особенностей, и затрагивает перестройку всех компонентов педагогического процесса: цели, содержания, форм, методов и т. д.

Средний уровень характеризуется принятием гуманистических ценностей, центрацией на интересах детей, но ограничивается только гуманизацией сферы общения, знанием основных категорий, принципов, технологий, но неспособностью применить их в конкретной педагогической ситуации.

Недостаточный уровень. Для этого уровня характерны следующие показатели: деятельность по инструкции, ориентация на четкое исполнение методических рекомендаций; заимствование образцов деятельности у других учителей; акцентирование внимания на собственных действиях, без привлечения к решению педагогических задач учащихся [10].

Таким образом, отметим, что конкурс со своими условиями и требованиями направлен не только для проявления, но и на становление социальных и профессиональных качеств педагога дополнительного образования. Конкурс характеризуется способностью выйти за пределы непрерывного потока повседневной практики и увидеть свой труд в целом. Такой прорыв дает педагогу возможность стать хозяином положения, полноправным автором, конструирующим свое настоящее и будущее. Это позволяет внутренне принимать, осознавать и оценивать трудности и противоречия разных сторон профессионального труда, самостоятельно и конструктивно разрешать их в соответствии со своими ценностными ориентациями, рассматривая любую трудность как стимул дальнейшего развития, как преодоление собственных пределов. Осознание педагогом своих потенциальных возможностей, перспективы личностного и профессионального роста побуждает его к постоянному экспериментированию, понимаемому как поиск, творчества, возможность выбора. А значит ощущать свободу с одной стороны, и свою ответственность за всё, что происходит и произойдет, с другой. Педагог осознает свое участие и ответственность за все, что происходит с ним, и пытается активно способствовать и противодействовать внешним обстоятельствам, планировать и ставить цели профессиональной деятельности, изменить

ради их достижений себя самого. Такая модель является наиболее продуктивной для творческой личности. Творческая работа, когда действия педагога строятся без прототипа, требует для своей успешной реализации сильной, зрелой, гибкой личности, и, главное, умение самостоятельно продуцировать цели и задачи, зачастую идущие вразрез с общепринятыми взглядами и добиваться их достижения [11].

На сегодняшний день радикально меняется статус педагога дополнительного образования; возросли требования к уровню его профессионализма; особенностью педагогической деятельности стала необходимость заявлять о себе широкой общественности, публично создавать свой профессиональный имидж, который позволяет ему претендовать на повышение профессионального статуса; быть конкурентоспособным. Появилась необходимость поиска новых подходов в решении проблемы становления социальной зрелости педагога дополнительного образования. Положительную роль на становление социальной зрелости педагога дополнительного образования оказывают конкурсы профессионального мастерства.

Анализируя теоретические аспекты данной проблемы, ставя перед собой задачу в данной статье рассмотреть социальную зрелость педагога дополнительного образования и систему ценностных ориентаций в условиях конкурса профессионального мастерства, мы пришли к такому выводу:

1) на становление социальной зрелости педагога дополнительного образования влияет много факторов: объективные, субъективные, внешние, внутренние;

2) под социальной зрелостью педагога дополнительного образования мы понимаем внешние и внутренние ее проявления;

3) формирование системы ценностных ориентаций меняется не только в процессе жизни и профессиональной деятельности, но и на каждом этапе конкурса. Оказывают влияние на эти изменения не только внешние факторы, но и внутренние психологические особенности личности, а также уровень профессиональной компетентности и социальной зрелости.

Суметь сориентироваться и быть мобильным в данной конкретной ситуации; поставить цель, в соответствии с требованиями; осознанно выбрать продуктивное решение педагогической задачи в повышенных условиях сложности конкурса; стремиться к сплочению с группой конкурсантов, образовать единые ценности и пространство, направленные на позитивное и творческое взаимодействие, может личность с достаточным уровнем социальной зрелости и высокими ценностными ориентациями. Результатом, которого является проявление высокого уровня профессионального мастерства, достижение успеха и тем самым оставить след не борьбы, а совместного творческого конкурсного сотрудничества, направленного на достижение общих целей развитие общества и качества жизни.

Библиографический список

1. Федоряк, Л.М. Качество жизни субъектов образования и педагогическое мастерство: акмеологический подход: монография. - Тюмень, 2008.

2. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения. - М., 1990.

3. Циркин, С.Ю.Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. - СПб., 2000.

4. Рапацевич, Е.С. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. - М., 2005.

5.Федоряк, Л.М. Качество жизни субъектов образования и педагогическое мастерство: акмеологический подход: монография. - Тюмень, 2008.

6. Федоряк, Л.М. Качество жизни и познавательная активность: монография. - СПб., 2004.

7. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб. пособие для студ.учреждений сред. проф. образования. - М., 2004.

8. Лебедев, О.Е. Дополнительное образование детей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. О.Е. Лебедева. - М., 2000.

9. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М., 1999.

10. Дубровская, В.А. Влияние конкурсов педагогического мастерства на развитие профессионализма педагогов. - Кемерово, 2007.

11. Митина, Л.М. Психология развития конкурентно способной личности. - М., 2002.

Bibliography

1. Fedoryak, L.M. Kachestvo zhizni subjhektov obrazovaniya i pedagogicheskoe masterstvo: akmeologicheskiyj podkhod: monografiya. - Tyumenj, 2008.

2. Markova, A.K. Formirovanie motivacii ucheniya. - M., 1990.

3. Cirkin, S.Yu.Spravochnik po psikhologii i psikhiatrii detskogo i podrostkovogo vozrasta. - SPb., 2000.

4. Rapacevich, E.S. Pedagogika: Boljshaya sovremennaya ehnciklopediya / sost. E.S. Rapacevich. - M., 2005.

5.Fedoryak, L.M. Kachestvo zhizni subjhektov obrazovaniya i pedagogicheskoe masterstvo: akmeologicheskiyj podkhod: monografiya. - Tyumenj, 2008.

6. Fedoryak, L.M. Kachestvo zhizni i poznavateljnaya aktivnostj: monografiya. - SPb., 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Golovanov, V.P. Metodika i tekhnologiya rabotih pedagoga dopolniteljnogo obrazovaniya: ucheb. posobie dlya stud.uchrezhdeniyj sred. prof. obrazova-

niya. - M., 2004.

8. Lebedev, O.E. Dopolniteljnoe obrazovanie deteyj: ucheb. posobie dlya stud. vihssh. ucheb. zavedeniyj / pod red. O.E. Lebedeva. - M., 2000.

9. Ozhegov, S.I. Tolkovihyj slovarj russkogo yazihka / S.I. Ozhegov, N.Yu. Shvedova. - M., 1999.

10. Dubrovskaya, V.A. Vliyanie konkursov pedagogicheskogo masterstva na razvitie professionalizma pedagogov. - Kemerovo, 2007.

11. Mitina, L.M. Psikhologiya razvitiya konkurentno sposobnoyj lichnosti. - M., 2002.

Статья поступила в редакцию 22.09.11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.