- способность к саморегуляции поведения, адаптации в социуме и саморегуляции в легитимной деятельности;
- готовность к сохранению своего здоровья в интенсивных условиях учебы и труда, к созданию здоровой семьи, ответственность за принятие решений в половой жизни;
- устойчивость социально-нравственных ориентаций, гражданская позиция, высокий духовно-нравственный потенциал развития личности.
Основная задача воспитательной системы гимназии заключается в умении педагогов помочь растущему человеку войти в мир, найти в нем свое место, осуществить осознанный выбор социальной роли и реализовать ее в созидательной деятельности. Основными принципами системы воспитательной работы гимназии являются гуманность, уважение к растущей личности, к ее праву на индивидуальность. В основу содержания единого воспитательного процесса положены общечеловеческие ценности; Земля, отечество, семья, труд, знания, культура, мир, Человек [2].
Кафедра воспитательной работы гимназии работает в соответствии с Концепцией воспитательной системы, в которой основной целью является формирование социально зрелой личности, подготовленной к жизни в меняющемся обществе, ориентированной на вечные общечеловеческие ценности как основу здоровой жизни, интеллектуально развитой, с активной жизненной и гражданской позицией.
Данная цель достигается через организацию работы по нескольким направлениям.
1. Профессиональное самоопределение личности (организация профильного обучения и предпрофильной подготовки учащихся в гимназии),
С принятием Концепции профильного обучения [3] гимназия сразу же включилась в эксперимент по введению профильного образования. В 2004 году был апробирован экспериментальный учебный план по реализации профильного обучения и по решению Управления образованием администрации Кировского района открыты 3 профильных класса: гуманитарный, социальноэкономический и естественно-математический, и уже на следующий год педагогический коллектив выступил с инициативой апробирования организации предпрофильной подготовки в 9 классах, которая является составной частью профильного обучения.
Элективные курсы предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов ориентированы в целом на самоопределение учащихся, выбор профиля обучения и дальнейшей профессиональной деятельности.
На сегодняшний день учащимся 9-х классов предлагается для выбора 26 элективных курсов: предметные - Решение задач с модулями и параметрами, Электролитическая диссоциация, Реакции ионного обмена; Анализ лирического текста; Расширение вокабуляра (английский язык), Экспериментальная физика, Введение в психологию, Русский язык без проблем, Создание Web-сайтов, Эксперименты по физиологии растений, Мелсду-народное право, Читая немецкий журнал «Juma» — и ориентационные -
Основы начертательной геометрии, Путешествие по Германии, Решение задач на сложные проценты, смеси и сплавы, Химия в повседневной жизни, Практическая риторика, Основы журналистики, Природа родного края, Я и другие «я», Экономика домашнего хозяйства, Как вести себя в трудных жизненных ситуациях.
Программы данных курсов были представлены в сборнике на ярмарке «УЧСИБ».
Введение профильного обучения позволяе т ликвидировать перегрузку учащихся (в том числе связанную с временными затратами на репетиторство, подготовительные курсы при вузах), и в полной мере создать условия для реализации непрерывности образования (школа - вуз). Конечно, существуют некоторые проблемы, связанные со сложностью определения в 15 лет своих профессиональных предпочтений. Поэтому в гимназии предусмотрена возможность смены профиля на старшей ступени образования.
Ежегодно в гимназии проводится мониторинг качества профильного обучения, И мы видим, что достижения учащихся (победы в олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах различных уровней) напрямую связаны с индивидуальной образовательной траекторией, определяемой каждым учеником. Свидетельствами этих достижений (грамоты, дипломы, сертификаты и др.) наполняется индивидуальное портфолио выггускника гимназии. Показателем оправданности профильного обучения можно считать то, что более 80% выпускников ежегодно поступаю т в вузы города и страны, качество результатов единого государственного экзамена составляет по профильным предметам от 80% до 100%.
В 2008-2009 учебном году в соответствии с социальным заказом в гимназии на параллели 11-х продолжают работу педагогический, социально-гуманитарный и физико-математический профильные классы, на параллели 10-х классов открыты два универсальных гимназических класса. Учащимся этих классов предложено 20 элективных курсов и 7 спецкурсов.
Основой для формирования списка курсов, разработки программ является социальный заказ (проводится презентация курсов, составление аннотаций к каждому курсу, анкетирование учащихся после презентации). Курсы открываются при условии формировании достаточной группы,
2. Создание условий для развития творческих способностей учащихся в различных сферах одаренности. Важность создания этих условий диктуется необходимостью сформированности у выпускника устойчивого профессионального выбора и высокой мотивации достижения жизненного успеха.
Учащиеся гимназии могут реализовать себя в интеллектуальной, академической, психомоторной, лидерской, творческой, художественно-исполнительской сферах. Для этого проводятся: День гимназии, День науки, День творчества, научно-практические конференции старшеклассников, Фестиваль авторской песни, конкурс «Лидер», КВНы «Сударушка», «Бывают разные сближенья», традиционные социально значимые акции — «Дети-детям», «Посылка солдату», «Забота», способствующие включению учащегося в бла-
готворительную деятельность и воспитанию чувства ответственности за окружающих его людей, сопричастности к происходящим событиям, сопереживания тем, кто попал в беду.
Каждый год ребята нашей гимназии принимают участие во многих районных и городских мероприятий. Причем уровень результатов достаточно высок. Важно, что участие в таких делах сплачивает ребят внутри класса, внутри параллели, а также воспитывает чувство патриотизма по отношению к нашему учебному заведению, когда ребята в итоге понимают, что выступить плохо они просто не могут, потому что не могут подвести школу.
3. Формирование устойчивой мотивации к образованию. Мы считаем важным отслеживать уровень школьной мотивации, так как «надо воспитывать не поведение, а мотивы, т. е. внутренние намерения, не сознание, а потреб-ностно-мотивационную сферу ребенка» [4, с. 13]. Для этого психологическая служба гимназии использует проективную методику изучения мотивации к образованию Лускановой Натальи Георгиевны, Такую диагностику мы проводим в первых классах в декабре текущего учебного года. Используемая на этом возрасте методика - рисуночная на тему «Что мне нравится в школе». Анализ проводится по предметному содержанию рисунка. Следующий раз мы диагностируем ребят в пятом классе в конце адаптационного периода ко II ступени образования. Здесь проводится мотивационное анкетирование. И последняя диагностика осуществляется в 10 классе с помощью методики недо-писанных предложений. В результате обработки результатов можно выделить
уровней мотивации: высокии (ориентация на получение знании), хорошии (положительное отношение к школе: знают, что нужно хорошо учиться, но не заинтересованы в получении знаний лично для себя), средний (ориентированы на внешние признаки школьной жизни, в младшем возрасте это говорит об игровой мотивации), низкий (неосознанность учебной ситуации) и дезадаптация (ребенок вообще не может приспособиться к учебному процессу). Анализ данной методики при сравнении детей самих с собой позволяет педагогическому коллективу делать соответствующие выводы о результативности применяемых учебно-воспитательных технологий.
4. Формирование здорового образа жизни. В 2005 году на базе гимназии начала работу районная экспериментальная площадка «Создание единого здоровьесберегающего пространства в гимназии № 7 «Сибирская». Лабораторией здоровьесберегающих технологий был разработан и реализован на практике план мероприятий, позволяющих сформировать у выпускников гимназии готовность к сохранению своего здоровья в интенсивных условиях учебы и труда, к созданию здоровой семьи, ответственность за принятие решений в половой жизни. Здоровьесберегающие технологии используются как в рамках каждого предмета, так и на отдельных элективных курсах (например, «Вредные привычки», тренинг личностного роста, «Химия в повседневной жизни»)
Для планирования и дальнейшего анализа данной деятельности проведены педагогические советы: «Проблемы здоровьесбережения всех участни-
ков образовательного процесса в условиях инновационного образовательного учреждения», «Воспитание потребности в здоровом образе жизни как условие гармонично развитой личности» и «Психофизическое здоровье как условие успешности гимназиста»; семинар и методической декада «Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе».
В гимназии реализован проект оздоровительно-спортивного центра «Сибирячок». На сегодняшний момент в его рамках функционируют физиокабинет, фитобар, кабинет лечебного массажа, стоматологический и процедурный кабинеты, 2 спортивных зала, спортивная площадка, оборудованная малыми спортивными формами, кабинет релаксации, кабинет психологической службы, тир, хореографический и тренажерные залы.
5. Формирование социальной активности. В гимназии установлены крепкие творческие связи с различными культурно-просветительными, творческими учреждениями, некоммерческими и общественными организациями, вузами и учреждениями среднего профессионального образования. Опираясь на предшествующий опыт работы как ресурсного центра для формирования личностного и профессионального самоопределения учащихся в условиях сетевого взаимодействия «школа-вуз», авторским коллективом была разработана программа «Социальное партнерство как элемент образовательной политики и индикатор качества гимназического образования», предусматривающая систему мер, направленных на формирование и реализацию образовательной политики гимназии, обеспечивающих повышение качества образовательных услуг и динамику образовательных достижений учащихся, успешная реализация которой увеличит конкурентоспособность образовательного учреждения гимназии № 7 «Сибирская».
В программе выявлены социальные партнеры гимназии в разных сферах и уровнях (от районного до международного), установлены механизмы взаимодействия с ними, указаны целевые группы, участвующие в том или ином виде деятельности, разработаны критерии и показатели их эффективности. При успешной реализации вышеуказанных программ (они рассчитаны на 4 года) педагогический коллектив ожидает следующих результатов:
- расширения внешних связей гимназии, привлечения новых общественных институтов к воспитанию и дополнительному образованию учащихся гимназии;
- повышения мотивации всех участников образоват ельного процесса к вопросам укрепления собственного здоровья и здорового образа жизни;
- сформированности высокого уровня гражданского самосознания и ответственности гимназистов;
- повышения эффективности безопасного и здоровьесберегающего образовательного пространства;
- сформированности гражданско-правовой компетентности гимназистов;
- увеличения числа выпускников, выбирающих профессии, связанные с гражданско-правовым и военно-патриотическим направлениями.
Среди социальных партнеров гимназии - высшие учебные заведения (Новосибирские государственный педагогический университет, государственный технический университет, филиал Томского государственного университета, государственный университет экономики и управления, бизнес-колледж при НГУЭУ, Центр довузовской подготовки при СИМОР, Томский государственный университет: «Школьный университет» ТУСУР, Воронежский и Ярославский государственные университеты). Формы взаимодействия с ними самые разнообразные: организация методической поддержки при создании программ элективных курсов профильного и предпрофиль-ного обучения, проведение модульных курсов, тематических консультаций для учителей, организация практики студентов, проведение спортивных праздников и соревнований, проведение спецкурсов, курирование исследовательской деятельности учащихся, консультирование ребят при подготовке научно-исследовательских работ, индивидуальная работа с одаренными учащимися при подготовке к предметным олимпиадам различного уровня и т. д.
Программа «Социальное партнерство как элемент образовательной политики и индикатор качества гимназического образования» была представлена на международной выставке-ярмарке «УЧСИБ -2008» и получила «Большую золотую медаль» ярмарки.
Оценка качества образования и воспитания в гимназии отслеживается по следующим параметрам и показателям:
- уровень социальной зрелости учащихся;
- коммуникативные навыки, толерантность и эмпатия;
- информационные умения;
- широта кругозора и общекультурная осведомленность.
В основе «Технологии оценки эффективности воспитательных воздействий» лежат методики, применяемые на разных ступенях-уровнях зрелости (таблица).
Методики зрелости, применяемые на разных студентов
Методика Цель проведения Ступень зрелости
1 2 3
Проективная методика изучения уровня школьной мотивации (по Н. Г. Лускановой) Изучение степени адаптации учащихся к обучению в школе, на средней ступени образования, в профильной школе Школьная, учебная, социальная
Диагностика личностного роста (по П. В. Степанову) Анализ характера отношений школьников к миру, к другим людям, к самим себе и изменения этих отношений — динамики личностного роста учащихся Личностная, социальная
Окончание таблицы
1 2 3
Методика изучения социализированное™ личности учащихся (по М. И. Рожкову) Выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся Личностная, социальная
Методика изучения уровня развития детского коллектива (по А. Н. Лутошкину) Анализ детским коллективом своей сплоченности Учебная, личностная, социальная
Методика социально-психологической самоаттестации коллектива (по Р. С. Немову) Комплексная оценка развитости системы специфических отношений в первичном коллективе Учебная, личностная, социальная
Тестирование интеллектуальных возможностей учащихся (по Р. Амтхауэру и Г’. Кэттеллу) Выявление интеллектуального уровня старшеклас^ сников Личностная, социальная
Тестирования на общекультурную о св едомленность (по авторской методике педагогического коллектива) Установление степени соответствия эрудиции учащихся модели выпускника «Сибирской гимназии» по авторской методике Учебная, социальная
«Ценностно-смысловая сфера выпускника» («Опросник терминальных ценностей», «Тест смысловых жизненных ориентаций» по Д. А. Леонтьеву, анкета «Смысл жизни» по В. А. Черновскому) Выявление социальной зрелости личности Социальная
Таким образом, формирование зрелости - это социально-педагогичео кий процесс, протекающий во взаимодействии социальной и педагогической среды развития и взросления растущего человека. Зрелость как критерий качества образования в оценке его результата может быть соотнесен с такой целью, как целостное развитие растущего человека в образовательной среде, его развитие как индивида, личности, субъекта жизнедеятельности и индивидуальности в их взаимосвязи.
Библиографический список
1. Максимова, В. Н. Акмеология: новое качество образования [Текст] / В. Н. Максимова. // Завуч. - 2004. — № 3 (б). — С. 21 - 26.
2. Караковский, В. А. Воспитание? Воспитание. Воспитание! [Текст] /
В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова. - М: Педагогическое общество России, 2000. - 160 с,
3. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. [Текст] - М.: Вестник образования. 2002. - № 4. - 96 с.
4. Созонов, В. П. Организация воспитательной работы в классе [Текст] /
В. П, Созонов. - М: Центр «Педагогический поиск», 2000 - 160 с.
УДК 374. 02
Павлова Екатерина Павловна
Аспирант Педагогического института Якутского государственного университета им. М. К. Аммосова, [email protected], Якутск
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ В ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ
Pavlova Yekaterina Pavlovna
Post-graduate student at the Pedagogical institute of the M. K. Ammosov Yakut state university, [email protected], Yakutsk
THE ROLE OF PROFESSIONAL QUALITY OF THE TEACHER OF ELEMENTARY SCHOOL IN CONDITIONS OF INNOVATIVE ACTIVITY
Педагогическая деятельность, может быть, медленнее, чем другие сферы человеческой практики, но гоже претерпевает изменения. В этих изменениях наметилось множество тенденций. Педагогическая деятельность утрачивает черты спонтанно-ритуального поведения учителей и воспитателей. В современной педагогической деятельности сочетаются тенденции к возрастанию её наукоемкости (стандартизация, модульность, информационная поддержка, диагностичность целей и результатов) и усилению субъективноавторской позиции педагога.
Особенность педагогических новшеств заключается в отличие от инновационных процессов, протекающих в других сферах, прежде всего в определении «объекта» воздействия инноваций, которым является учитель, а «предмет» их деятельности - это развивающаяся личность ученика. Именно на совершенствование процесса развития этой личности и должны быть направлены любые педагогические нововведения. При этом педагогическое новшества сохраняют все черты инновационных процессов характерных другим областям жизнедеятельности человека. Инновации и творчество учителя только тогда положительны, если создание и введение нового в области содержания обучения, его методов и форм проведения занятий учитывают полноценное, гармоничное развитие личности учащегося [1, с. 20].
Инновационные процессы в образовании возникали в различные исторические периоды и определяли его развитие. Наиболее широкого масштаба они достигли в конце XIX - начале XX веков в России, Германии, Франции, США. Они отличались ярко выраженной творческой направленностью и нестандартностью подходов к обучению и воспитанию. Источниками инновационных процессов в образовании стали несколько крупных теоретических концепций. Этот период известен в истории науки как
время острого естественнонаучного кризиса, поставивший под вопрос все остальное представление о природе, познании, человеке и обществе. Концепции Д. Дьюи, Л. Н. Толстого, С. Френе, С. Шацкого, М. Монтессори, Я. Корчака и других предполагали пути педагогического решения проблемы человека и его отношения к обществу, природе, познанию. Некоторые из этих концепций реализовались на практике в виде авторских школ. ’Гак возникли школы Френе, Вальдорфская школа Р. Штайнера, «Бодрая жизнь»
С. Шацкого, Яснополянская школа Л. И. Толстого, «Наш дом» и «Дом сирота» Я. Корчака и другие.
Отечественная педагогика и школа имеет свою специфику опыта инновационных традиций. Так, комплексное обучение и воспитание (педагогическая антропология) К. Д. Ушинского, оригинальная система свободного нравственного воспитания, основанная на народной мудрости, Л. Н. Толстого, опыт трудового воспитателя С. Т. Шацкого, новаторская теория и практика воспитания в коллективе А. С. Макаренко, гуманная школа радости
B. А. Сухомлинского и многое другое [2, с. 13].
В конце 50-х - начале 60-х годов XX столетия в нашей стране были созданы концепции гуманистического воспитания (В. А. Сухомлинский), педагогического стимулирования (3. И. Равкин и другие), активизации познавательной деятельности учащихся (М. А. Данилов, М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, Г. И. Щукин и другие), теория оптимизации (Ю. К. Бабанский), концепция педагогической диагностики (Я. С. Турбовс-кой и другие) концепция педагогической прогностики (Б. С. Гершунский). История создания всех этих концепций органично связана с инновационной деятельностью учителя [1, с. 38].
В социальной жизни и развитии системы образования СССР, затем России и стран СНГ, особая роль принадлежала плеяде педагогов-новаторов, получивших мировую известность в 80-90-е годы XX века: Ш. А. Амо-нашвили, И. П. Волков, А. А. Захаренко, Е. II. Ильин, В. А. Караковский,
C. Н. Лысенкова, В. Ф. Шаталов, М. П. Щетинин и другие. На опыте их творчества, которое вдохновило и стимулировало атмосферу свободы и творчества в 60-е годы и трудные условия перехода к всеобщему среднему образованию на основе строго обязательных, сложных и насыщенных образовательных программ.
Наряду с этим в педагогической литературе существует значительное число публикаций, работ, созданных по различным аспектам педагогических нововведений. Особую роль в содержательном плане представляют исследования педагогов-новаторов и ученых, выдвинувших и апробировавших различные новаторские идеи (П. П. Блонский, В. П. Вахтеров, К. Н. Вентцель, В. В. Давыдов, Л. В. Заиков, П. Ф. Каптеров, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, М. И. Махмутов, 3. И. Равкин, М. М. Рубинштейн, В. Ф. Шаталов, Г. И. Щукин и др.). Значением новшеств российских ученых и педагогов является признание необходимости развития личности в качестве субъекта педагогического процесса, активного участника социальных