ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ
И.А. Сиялова
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
ШКОЛЬНИКОВ
ешение современных глобальных задач развития цивилизации невозможно вне сферы образования, которая обеспечивает качество нового человека, способного конструктивно решать поставленные перед ним новые проблемы. Образованию, по мнению философов, психологов, социологов, нужны новые неординарные идеи, принципиально иные подходы и парадигмы, противостоящие стереотипам сознания и традиционным методам обучения. К таким новым подходам относится акмеологический подход как теоретико-методологическая основа исследования и конструктивного решения комплексных междисциплинарных проблем современного образования (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, В.Н. Максимова, А.А. Реан, Е.В. Селезнева и др.).
Модернизация общего среднего образования направлена на повышение готовности выпускников школ к самостоятельной жизни в современных социально-экономических условиях развития общества. В решении этой задачи особая роль принадлежит психологическому образованию школьников, направленному на формирование их психологической грамотности, необходимой в жизненных и профессиональных ситуациях, и аутопсихологической компетентности как фактора саморегуляции жизнедеятельности. Психологическое образование школьников имеет ярко выраженные акмеологические аспекты, связанные с саморазвитием и самосовершенствованием творческой индивидуальности школьника.
Современный социальный заказ общества (выпускников школ, родителей учащихся, преподавателей вузов, работодателей) к системе образования в значительной степени отражает новые требования к качеству подготовки учащихся к самостоятельной взрослой жизни в сложных условиях развития современного социума. Существенно возрастает роль социальных и психологических функций образования: формирование безопасных социально-психологических моделей поведения, высокой мотивации достижений и морально-правовой ответственности выпускников школ, потребности и престижности здорового образа жизни, высоких духовно-нравственных ценностных ориентаций, готовности к созданию прочной семьи и успешному воспитанию детей, социальной и профессиональной активности и мобильности. Значимость социально-психологических функций образования определяется, прежде всего, социокультурными факторами, которые существуют в окружающей действительности: достаточно сложный и изменчивый социум, где большая часть населения психологически не готова к адекватному восприятию этой действительности и к необходимости быстрых личностных и профессиональных изменений. Жизненные и смысловые кризисы, изменение системы ценностей, слабая ориентация родителей в современных подходах к воспитанию, проблема выбора школы из-за отсутствия четких критериев оценки качества работы школ — все это делает внутренний мир современного человека крайне неустойчивым, а самих людей — растерянными и пассивными. Необходимо научить человека конструктивно решать проблемы собственного внутреннего мира, с которыми он сталкивается в жизни: изменять свое эмоциональное мировосприятие; сделать смысловую картину такой, которая придаст ему бодрость и оптимизм; вольно или невольно выступать в роли собственного психолога и психотерапевта. Современная эпоха потребовала формирования в обще-
ственном сознании новых ценностных ориентаций, возникающих на стыке процессов глобализации и возрождения историко-культурных традиций российского общества.
Существенную помощь выпускнику школы в достижении психологической устойчивости в динамично меняющемся мире может оказать система психологических знаний, а среди критериев и показателей качества современного образования, на наш взгляд, должен быть и психологический фактор.
С позиций акмеологической концепции образования, разработанной В.Н. Максимовой, достоверный критерий качества образования представляет собой зрелость на каждом его рубежном этапе. Зрелость как интегральный критерий отражает полифункциональность современной системы образования, ориентирует на формирование многомерной модели ее функционирования, позволяет конкретизировать цели и задачи образования на каждой ступени обучения, в русле гуманистической парадигмы проводить системную диагностику качества образования. Зрелость рассматривается как характеристика рубежных этапов взросления растущего человека в процессе обучения и воспитания. Зрелость — это акме, вершина, которая образуется на пересечении гетерогенных процессов: возрастного психофизиологического развития с доминированием онтогенетических закономерностей и образовательно-воспитательного процесса с доминированием закономерностей социокультурного развития [4 с. 45]. Зрелость — это интегральное качество и уровень развития растущего человека. Возрастные этапы развития так или иначе совпадают с периодами обучения. И каждый такой этап — период заканчивается достижением своей вершины, определенного вида зрелости как готовности к развитию — образованию на последующем этапе — периоде: дошкольник достигает школьной зрелости как готовности к образованию в школе; «выпускник» начальной школы — учебной зрелости как готовности к образованию в основной школе; выпускник основной школы — личностной зрелости как готовности к осмысленному и ответственному выбору дальнейшего образовательного маршрута и образованию в средней школе; выпускник средней школы — социальной зрелости как готовности к жизненному (личностному и профессиональному) самоопределению. Каждый вид зрелости отражает новый виток в духовном освоении мира, в мировоззрении, ценностно-смысловых вариантах и способах жизнедеятельности растущего человека, в его целостном развитии, во взаимодействии индивидных, личностных и субъектно-деятельностных факторов взросления и созревания. И в школьной зрелости и в учебной зрелости отражены показатели личностно-социального развития ребенка, а личностная зрелость старшего подростка и социальная зрелость юношеского возраста включают достижения в обучении, мотивацию образования, состояние здоровья, ценностные ориентации, сформированность ^-концепции и механизмов саморегуляции, развитие психических функций. Зрелость — это субъективно-объективная категория, она отражает субъективный жизненный опыт и природные ресурсы растущего человека и объективные закономерности возрастного развития и образования в соответствии с государственными стандартами. Зрелость — это также социально-педагогический результат, возникающей в процессе взаимодействия социальной и педагогической среды развития и взросления растущего человека. Каждый вид зрелости является предпосылкой достижений на новом возрастном и образовательном этапе жизнедеятельности растущего человека, его поуровневого, ступенчатого восхождения к вершине жизненного макроакме, к жизненной и профессиональной зрелости.
Проблема достижения высокого уровня качества образования на современном этапе развития общества, в русле данной акмеологической концепции — это высокий уровень достижения учащимися того вида зрелости, который соответствует его возрастному этапу и периоду обучения. Данная проблема качества образования в условиях глобализации мирового сообщества может быть успешно решена только тогда, когда образование затрагивает глубинные внутренние процессы развития человека, его менталитет, интеллект, мышление и должно включать в себя работу, направленную на развитие адаптационных, развивающих и креативных возможностей личности. В этом
прослеживаются ведущие современные тенденции гуманизации и гуманитаризации образования. Введение элементов психологического знания в содержание образования позволяет развивающейся личности формировать систему знаний о себе как о субъекте жизнедеятельности, о законах взаимодействия людей, узнавать свои собственные возможности и расширять их. Рамки уже существующих школьных предметов для этого очень ограничены. Именно поэтому на современном этапе развития нашего общества и образования столь актуальной стала потребность в разработке специальных курсов по психологии для основной и средней школы, которые будут способствовать формированию у учащихся высокого уровня учебной, личностной и социальной зрелости.
Кафедра акмеологии и психологии Ленинградского областного института развития образования предлагает акмеологический проект психологического образования «Психология — 5, 8, 10 (11)». Цель проекта: обеспечить формирование психологической грамотности, аутопсихологической компетентности и высокого уровня учебной, личностной и социальной зрелости учащихся. Курсы психологии разработаны как интегра-тивные модули на каждой ступени обучения, синтезирующие знания по психологии, акмеологии, этике, философии, менеджменту, культуре здоровья.
При разработке этапов формирования психологической грамотности, аутопси-хологической компетентности и высокого уровня учебной, личностной и социальной зрелости учащихся мы опираемся на механизмы психического развития ребенка и психологические новообразования каждого возрастного этапа.
К моменту окончания начальной школы у младшего школьника, как показывает практика, должна быть сформирована учебная зрелость — готовность к обучению в основной школе, в новых условиях систематизированного учебного труда и новых социальных отношениях. Учебная зрелость как интегральный критерий целостного развития растущего человека характеризуется комплексом показателей [5, с. 59]:
- владением элементарными знаниями о мире;
- предметными умениями и навыками и обобщенными учебными умениями;
- элементарными коммуникативными умениями;
- мотивацией продолжения обучения в школе, знанием нравственных норм поведения;
- определенным уровнем физического и психического развития.
Психологические новообразования в младшем подростковом возрасте (10—13 лет)
связаны с изменением потребностей и мотивов поведения. Это потребность в успешной адаптации в средней школе, потребность соответствовать собственным требованиям и самооценке, потребность найти и защитить свое место в окружающей социальной среде. Для их реализации нужен новый вид деятельности — общение. К центральному психологическому новообразованию этого возраста относится активное формирование самосознания личности, становление которого возможно только посредством и благодаря общению. Именно поэтому для учащихся ГУ-У классов для достижения высокого уровня сформированности учебной зрелости целесообразно введение в учебный процесс программы социально-психологического тренинга как школьного компонента базисного учебного плана (курс «Социально-психологический тренинг для младших подростков» [7]).
Наиболее значимый период в формировании личности — это период полового созревания и развития высших психических функций. Именно в этом периоде подростку нужна помощь в самовоспитании и развитии самосознания, в утверждении себя в различных видах деятельности как полноценной личности, в развитии самостоятельности. Важно обеспечить подростку поле успеха в школе. Основная школа, по концепции В.Н. Максимовой, должна сформировать у старшего подростка личностную зрелость как акмеологический результат, интегрирующий достижения обучения, воспитания и развития.
Личностная зрелость характеризуется [5, с. 63]:
- владением системой знаний, необходимых для обучения по базовому или повышенному
стандарту образования;
- сформированностью высокой мотивации достижения успеха в избранном профиле обучения;
- сформированностью ^-концепции ученика, самооценки и способности саморегуляции поведения и деятельности;
- сформированностью психофизиологических знаний ученика о себе;
- гуманистической позицией в общении и взаимодействии с людьми разного возраста.
Своеобразная ситуация складывается в познавательном развитии старшего подросткового возраста (13—15 лет). Наименьший прирост в интеллектуальном развитии дает интервал 13—14 лет, когда уровень развития большинства вербальных и невербальных показателей стабилизируется, а в отношении некоторых из них — умение обобщать и комбинаторные способности — наблюдаются регрессивные тенденции [1]. Таким образом, в 13—14 лет в интеллектуальном развитии подростков наблюдается критический период. Поэтому для старших подростков целесообразным, на наш взгляд, является диагностика и развитие познавательных процессов, что обусловлено также сложностью учебной программы и снижением мотивации к обучению в этом возрасте, поэтому необходимо включение дополнительных ресурсов для овладения школьной программой, а именно знание, активное использование и развитие своих психофизиологических способностей: особенностей восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления,
- которые предлагаются в курсе «Психология познания и творчества (8-й класс)» [3].
Введение в учебный процесс программы данного психологического курса целесообразно для формирования высокого уровня личностной зрелости старшего подростка
- выпускника основной школы. Структура данного курса включает в себя основные разделы общей и экспериментальной психологии, а весь дидактический материал курса ориентирован не на механическое запоминание, а на продуктивное усвоение, на овладение приемами формирования активного познания, развития творческого воображения учащихся. Вместе с учебным материалом к каждой теме подобраны соответствующие психологические тесты, позволяющие изучить собственные познавательные процессы, предложены упражнения для активизации и развития тех или иных познавательных процессов, психологические игры.
Для старшеклассников — выпускников средней школы важна помощь в формировании жизненной и профессиональной стратегии, ориентированной на успех, достижение вершин, макроакме в рамках морально-правовой деятельности, профессионализма в труде, в избранной специальности. Необходимо снять негативные установки, тревожность выпускника школы, проанализировать с ним вместе связь его элитарных ориен-таций (если они есть) с духовно-нравственными ценностями. С юношами и девушками важна профилактическая работа по стабилизации их эмоционально-психического состояния в связи с особенностями полового созревания и возрастного развития, а также подготовка их к выполнению управленческих функций в будущей профессиональной деятельности. Необходимо поддерживать интерес старшеклассников к проблемам страны, формировать национальное самосознание, гражданственность, потребность внести свой вклад в укрепление интересов России (В.Н. Максимова).
На ступени старших (профильных) классов средней школы педагогический процесс и акмеологическая поддержка развития школьника направлены на формирование социальной зрелости выпускника, его готовности к жизненному самоопределению, в концепции это обозначено как одна из целей — расширение возможности социализации. Стержень социальной зрелости составляют социально-нравственные качества личности, такие как самостоятельность действий, независимость суждений, ответственность за сделанный выбор, интеллектуальная развитость, способность к творчеству и саморазвитию (А.А. Реан).
Показатели социальной зрелости как акме-формы выпускника школы, по В.Н. Максимовой, состоят в следующем [4, с. 52]:
- системность знаний о мире, целостность мировоззрения, включая знания о человеке, о себе;
- устойчивый профессиональный выбор и высокая мотивация достижения жизненного успеха;
- способность к саморегуляции поведения, адаптации в социуме и самореализации в легитимной деятельности;
- готовность к охранению своего здоровья в интенсивных условиях учебы и труда, к созданию здоровой семьи, ответственность за принятие решений в половой жизни;
- устойчивость социально-нравственных ориентаций, гражданская позиция, высокий духовно-нравственный потенциал развития личности.
Для формирования высокого уровня социальной зрелости выпускников средней школы необходимо углубление теоретических знаний в вопросах дифференциальной психологии, психологии межличностных взаимоотношений: о видах и формах общения, коммуникативных умениях личности, барьерах и конфликтах в общении, межличностных отношениях в группах и коллективах, невербальных способах общения; углубление знаний по психологии семейных отношений: психологии сексуальности, правовых аспектах брака, особенностях молодой семьи; ознакомление с основами психологии управления. С этой целью нами разработан курс «Психология личности — 10 (11)».
Центральная задача введения психологических курсов в школьное обучение — формирование высокого уровня учебной, личностной и социальной зрелости, создание условий для становления творческой личности, более социально адаптированной, более защищенной. Разработанные нами курсы позволяют целенаправленно формировать базу внутренних ресурсов личности и стабильности в рамках сберегающих здоровье, акмеологических технологий жизнедеятельности.
Акмеологическая модель психологического образования школьников: «Социально-психологический тренинг для младших подростков», «Психология познания и творчества (8 класс)» и «Психология личности — 10 (11)» апробирована на практике в школах Ленинградской области (СОШ № 1, 5 и 8 г. Волхова, Калитинская СОШ Волосовского района, Кировская экономическая гимназия, СОШ № 2 г. Сланцы) и Санкт-Петербурга (лицей № 273 Колпинского района, Дворец творчества детей и молодежи г. Колпина), а также на курсах повышения квалификации педагогов-психологов «Многопрофильная психологическая служба» и «Содержание и технологии преподавания курсов психологии в школе» в Ленинградском областном институте развития образования в течение ряда лет (с 2001 г.).
Одним из важных факторов в преподавании психологических курсов для школьников является вопрос, в какой парадигме обучения должно вестись это преподавание. На наш взгляд, это должна быть акмеологическая парадигма обучения. Встает вопрос о разработке таких акмеологических методов обучения, которые позволили бы сделать феномены психологической реальности «работающими» в актуальном и перспективном пространстве конкретного ученика, нацеливали на достижение высокого уровня сформированности учебной, личностной и социальной зрелости.
Акмеологическая парадигма обучения предполагает и совершенно иную фигуру учителя психологии как субъекта учебно-воспитательного процесса. Преподаватель психологии в школе — это интегративная личность, объединяющая в одном лице гуманистически ориентированного психолога, талантливого учителя-профессионала и грамотного ученого- исследователя. В рамках данного подхода необходим новый тип учителя — педагога-акмеолога, который не только передает знания, но и создает акмеологические условия для успешного процесса обучения, условия для самоактуализации индивидуального опыта ученика, для развития его креативного потенциала, для выбора жизненной стратегии, основанной на его возможностях, интересах, личностных особенностях, то есть создает определенное образовательное пространство и преобразует в целом педагогическую реальность в акмеологическую. Исходя из этих позиций, мы строим преподавание психологии в школе и на курсах повышения
квалификации педагогов-психологов.
Интересные подходы к данной проблеме наметила М.В. Попова [6] в рамках нового учебного предмета — психологии для учащихся 8-11-х классов. Для автора данной концепции психология как совокупность знаний не является самоцелью курса. Психологические знания нужны учащемуся для того, чтобы он был более устойчивым в своем развитии, правильно составлял свою картину мира, мог прогнозировать свою судьбу, имел развитое чувство собственного достоинства. Автор предлагает такую педагогическую технологию, которая, с одной стороны, не разрушает индивидуальное психологическое своеобразие человека, а с другой — позволяет реализовать центральную дидактическую задачу курса: не давать рецептов, а помочь учащимся научиться решать свои проблемы (проблемы своего поколения), чтобы сделать его более мощным и устойчивым в его жизненной судьбе.
Наша позиция совпадает с подходом данного автора к задачам преподавания психологии в школе. Методика преподавания психологии должна быть адекватна канонам современных обучающих технологий, но должна включать и развивающие, и психологические, и психотерапевтические, и акмеологические технологии. Обязательным должно быть наличие учебной педагогической и акмеологической задачи, результата, структуры учебной деятельности, всех компонентов учебного процесса. Важная задача преподавателя психологии в школе — сформировать отношение к психологии не только как к области теоретического знания, но и как к области психологической и акмеологической практики для решения самых разных жизненных задач при помощи психологического знания; учебный курс психологии должен иметь выраженную практико-ориентированную и акмеологическую направленность. Элементы практико-ориентированного подхода имеются и у других авторов учебных программ по психологии (М.Ю. Владера, Р.С. Немова, Л.П. Пономаренко и Р.В. Белоусовой, Е.И. Рогова, Г.А. Цукермана и др.), которые в основном предлагают курсы психологии для каждого класса, что нам представляется излишней перегрузкой учащихся. Ограничение изучения психологии только старшеклассниками, на наш взгляд, недостаточно, при этом упускается важнейший в психологическом отношении период развития — подростковый возраст. Наш подход к психологическому образованию школьников — акмеологический — отвечает задачам оптимизации этого компонента содержания общего среднего образования, соответствует возрастным новообразованиям в целостном развитии растущего человека и акмеологическим, интегративным критериям качества образования.
Учителю психологии необходимо учитывать не только механизмы взаимодействия групповых процессов и психологию отдельной личности, но и осознавать свои собственные педагогические и акмеологические возможности и личностные позиции и перспективы собственного акмеологического развития. Наш опыт преподавания психологии в школе показал, что необходимо учитывать следующие моменты:
1) создание на уроках психологии обстановки безопасности, доверия и акмеологического роста учащихся. Со стороны учителя для этого нужно безусловно положительное принятие личности ученика, эмпатия, установка на одобрение и поддержку, стремление к максимальному развитию соответствующего уровня зрелости ученика;
2) умение учителя создавать такую учебную ситуацию в классе, которая сама по себе располагала бы к размышлению, интроспекции, способности услышать партнера, выйти на интуитивный уровень понимания психологических феноменов и раскрытия своего акмеологического потенциала;
3) создание кабинета психологии надо понимать не только как приобретение набора наглядных пособий, дидактических материалов, но и создание такой атмосферы, в котором личность школьника может позитивно изменяться, он может расслабляться, свободно выражать себя, чувствовать комфорт. Желательно, чтобы все предметы в кабинете психологии были бы полифункциональны и динамичны, чтобы можно было изменять пространство в зависимости от задачи занятия.
Особого внимания заслуживает вопрос использования психодиагностических и акмеологических методов в обучении. Диагностика в курсе должна быть представлена в нескольких видах: диагностика внутри предмета (как дидактический прием), диагностика усвоения знания и диагностика развития личности.
Диагностика внутри предмета включается в структуру урока и позволяет быстро проиллюстрировать теоретический материал. Диагностика усвоения знаний может быть представлена в форме упражнений для домашних заданий и самостоятельной работы, разработанных как тематические самоотчеты либо как творческие задания или акмео-логические дневники. Диагностика развития и формирования определенного уровня зрелости предполагает использование более сложных психодиагностических методик, которые целесообразно проводить в начале курса и в конце.
Разрабатываемая нами акмеологическая концепция психологического образования в рамках проекта «Психология — 5, 8, 10 (11)» осуществляется в двух направлениях: первое — разработка соответствующих учебных программ и учебно-методических пособий для учащихся и учителей, второе — разработка программ курсов повышения квалификации для педагогов-психологов, учителей психологии. Традиционная подготовка психологов включает в себя прослушивание курса психологии и совсем недостаточно включает изучение курсов педагогики и методики преподавания психологии в школе, особенно с позиций акмеологии. Поэтому подготовка учителя психологии в системе последипломного образования в рамках нашей концепции должна стать своеобразной мастерской, связующим звеном между теоретическими знаниями и практической работой.
Литература_
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. СПб., 1998.
2. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология: Учебное пособие. СПб., 2003.
3. Корчуганова И.П., СияловаИ.А. Психология познания и творчества (8 класс): Учебно-методическое пособие. СПб., 2002.
4. Максимова В.Н. Акмеология: новое качество образования: Книга для педагога. СПб., 2002.
5. Максимова В.Н. Введение в акмеологию школьного образования. СПб., 2002.
6. Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе: Учебно-методическое пособие. М., 2000.
7. Сиялова И.А. Социально-психологический тренинг для младших подростков: Учебно-методическое пособие, СПб: 2001.
© Сиялова И.А., 2004
Н.М. Полетаева
АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ - ЯДРО ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА
И ШКОЛЬНИКА
условиях глобализации процесса общественного развития и модернизации образования стратегическое значение имеет направленность воспитательной деятельности педагогов. Особую актуальность приобретает разработка акмеологического подхода к воспитанию, в котором сконцентрированы ведущие идеи гуманистической педагогики и психологии: актуализация саморазвития и самосовершенствования личности, позиции ребенка как субъекта воспитательного процесса, развитие творческой индивидуальности, понимание воспитания как нравственного становления человека, как процесса освоения гуманистических ценностей, как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности (Е.В. Бондаревская, В.А. Караковский, А.В. Мудрик, Н.Д. Никандров, С.Д. Поляков, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков и др.).
С позиций акмеологии образования воспитание выступает как процесс целостного саморазвития человека в социокультурной среде, во взаимосвязи процессов социализации и индивидуализации, в которых отражена биопсихосоциальная природа