Научная статья на тему 'Акмеологические аспекты подготовки педагогов-психологов'

Акмеологические аспекты подготовки педагогов-психологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полетаева Наталия Михайловна

В статье подробно рассмотрены результаты многолетней деятельности кафедры акмеологии и психологии Ленинградского областного института развития образования и ассоциации Акмеологических школ по проблемам подготовки педагогов-психологов. На основании этих результатов сделан вывод: сочетание психологических и акмеологических знаний при подготовке и переподготовке педагогов-психологов со специализацией по акмеологии позволяет готовить специалистов не только для решения задач практики, актуальных на данный момент, но и перспективных направлений развития образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Acmeological aspects of training of teachers - psychologists

The article examines in detail the results of long-term activity of the Chair of Acmeology and Psychology of the Leningrad Regional Institute of Development of Education and the Association of Acmeological Schools on Problems of Training of Teachers — Psychologists. On the basis of these results the author comes to the following conclusion: the combination of psychological and acmeological knowledge, used in the process of training and retraining of teachers psychologists specializing in acmeology, allows preparing experts not only for the decision of tasks of practice, which are urgent at present, but also perspective directions of development of education.

Текст научной работы на тему «Акмеологические аспекты подготовки педагогов-психологов»

АКМЕОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЛИЧНОСТИ

Н. М. Полетаева

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ

енинградский областной институт развития образования (ЛОИРО) на кафедре акмеологии и психологии уже 7 лет осуществляет переподготовку по специальности педагог-психолог со специализацией по акмеологии. Разработана и опубликована соответствующая программа на 1200 часов. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области под руководством Заслуженного деятеля науки РФ В.Н. Максимовой создана ассоциация Акмеологических школ. Областные экспериментальные площадки отрабатывают различные модели Акмеологических школ: «Акмеоло-гическая школа — школа здоровья», «Акмеологическая школа — педагогическая профильная школа», «Акмеологическая школа — лицей», «Школа человекознания и педмастерства», «Акмеологическая школа — школа эколого-валеологического воспитания» и др.

Такой интерес педагогической практики к акмеологии не случаен. Главной задачей педагогики является воспитание подрастающего поколения, а воспитание всегда связано с понятием об идеале человека в будущем. В условиях идеологической нестабильности и неопределенности роль системообразующего фактора при проектировании систем воспитания и самовоспитания человек ищет либо в религии, либо в научной сфере, объединяющей область человекознания. Поиском ответов на вопросы о смысле жизни, о путях и способах развития и саморазвития, самоорганизации занимаются психология, акмеология, этика, педагогика, синергетика. Интеграция науки о человеке в педагогической деятельности — необходимое условие ее эффективности, способствующее формированию методологической компетентности всех участников образовательного процесса и позволяющее педагогам и учащимся осуществлять осознанное смыслотворение в личной и профессиональной сферах. Акмеология подводит человека к идее о самосовершенствовании и развитии как цели существования, совместно с психологией показывает пути достижения цели, а педагогика занимается поиском педагогических условий, способствующих развитию и самосовершенствованию человека. Социальная синергетика и синергетическая акмеология (В.П. Бранский, С. Д. Пожарский) рассматривают акме как аттрактор развития человека, а глобальное акме — как суператтрактор. Это то состояние, которое притягивает к себе биопсихосоциальную систему, которой являются и отдельно взятый индивид, и социум. Теория самоорганизации сложных систем, как составная часть синергетики, рассматривает «порядок» и «хаос» как закономерные этапы развития и условием эволюции систем считает рост степени синтеза порядка и хаоса системы, сознательное стремление системы периодически к хаосу (разрушению старого) с целью построения порядка более высокого уровня. Акме ассоциируется с состоянием порядка, а хаос — с состоянием «катаболе», разрушением. Таким образом, акмедвижение — это не линейное развитие, а траектория, имеющая спады и подъемы, но обязательно направленная к вершине (акме).

Эффективность функционирования живых систем зависит от вектора, направленности их активности. Активность человека в направлении саморазвития, самосовершенствования и развития окружающих (движение к акме) мы называем акмеологической позицией и считаем ее ядром здоровой личности, целью, условием и результатом продуктивного педагогического процесса, одним из критериев качества образования. Акмеологическая позиция обеспечивает человеку устойчивое стремление к успеху, к самореализации творческого потенциала в гуманистически оправданных видах деятельности. В отличие от элитарной ориентации, которая может преследовать большой спектр целей (от сугубо эгоистичных и даже враждебных по отношению к другим людям до альтруистических), акмеологи-ческая позиция предполагает отношение к человеку как к наивысшей ценности, а акмеологический рост и развитие человека связаны с переходом от ответственности за себя и способности сохранить в меняющемся мире свою жизнь к ответственности за своих близких, свой народ, свою страну, за сохранение жизни на Земле.

Л. А. Коростылева выделяет следующие уровни самореализации личности:

1) примитивно-исполнительский (низший уровень рефлексии, доминирует позиция «хочу», нет дифференциации смыслов жизни);

2) индивидуально-исполнительский (человек «застревает» на рефлексивном блоке «могу ли

я?»);

3) уровень реализации ролей и норм в социуме с элементами духовного и личностного роста (доминирует позиция «надо»);

4) смысложизненный и ценностной ориентации (баланс между «хочу», «могу» и «надо»).

При переходе от одного уровня к последующему постепенно увеличивается масштаб смысла жизни, усиливается жизненная активность, происходит переход от регуляции средой к саморегуляции, к управлению средой.

Перед педагогом встает акмеологическая задача — обеспечить поэтапный переход по уровням самореализации своих учащихся, а также собственный личностный рост. При изучении ценностных ориентаций учащихся 8-х классов Приморского района Санкт-Петербурга у более «сильных» учащихся были отмечены такие ценности, как мир во всем мире, экология, культура, которые отсутствовали у более «слабых». Последние чаще упоминали такие ценности: улица, секс, друзья, мотоцикл и т.д. Формирование акмеологических ценностных ориентаций необходимо начинать с педагога.

При повышении квалификации и переподготовке педагогов-психологов учебная программа строится нами по принципу интеграции 4-х блоков знаний: психология, педагогика, акмеология и валеология. Такая интеграция способствует формированию не только методологической культуры педагогов-психологов, которые участвуют в разработке концепций развития и образовательных программ образовательных учреждений (ОУ), но и обеспечивают возможность совмещения функций психолога, валеолога, завуча, акмеолога; а также создают условия для взаимопонимания и взаимоподдержки членов педагогического коллектива.

В качестве основного требования к аттестационной работе слушателей является интеграция знаний педагогики, психологии, акмеологии и валеологии при раскрытии своей проблемы исследования. Кроме зачетов и экзаменов по данным предметам, мы практикуем комплексный экзамен, где, отвечая на один вопрос, слушатель должен показать знания по всем четырем направлениям. Такие вопросы носят широкий характер и дают возможность показать свою эрудицию, способность к обобщению и переносу. Например: «Педагог как модель социальной зрелости», «Современное понимание категории качество образования», «Роль педагога-психолога в управлении ОУ» и др.

Педагогическая работа со слушателями групп педагогов-психологов направлена преимущественно на формирование системы знаний о человеке, на акмеологическую поддержку и обеспечение акмеологического роста как самого слушателя, так и ОУ, где он работает. Акмеологическая поддержка педагогов-психологов на курсах повышения квалификации и переподготовки заключается в помощи при решении личностных проблем и проблем профессионального роста. Управление процессом профессионального развития осуществляется через систему заданий, которые необходимо выполнить на базе своего ОУ, в библиотеке, других учреждениях. Приведем наиболее часто встречающиеся задания:

- составить модель выпускника ОУ и промежуточные модели по ступеням образования, обсудить на педсовете и обосновать условия из реализации;

- провести системную диагностику качества образования в параллели классов, провести анализ проблем, заполнить «карты проблемности» классов, указать планируемую и проведенную работу по результатам исследований;

- провести с учащимися сочинение на тему «Здоровый образ жизни — это...», сделать анализ, запланировать коррекционную работу;

- собрать как можно больше вариантов «лохотрона», дать психологический анализ, провести с учениками игру «Как не стать лохом»;

- осуществить акмеологический самоанализ, дать анализ результатов, провести методику с учениками;

- записать на кассету взаимоконсультирование психологов по проблеме;

- создать ученическую акмеологическую службу, составить план работы, устав, конспект ученической конференции по проблемам человека в современном мире и др.

Выполнение таких работ входит в план проведения педагогической практики, к отчету о которой прилагается характеристика, подписанная руководителем ОУ, где работает слушатель.

Важным условием становления и поддержания акмеологической позиции педагога-психолога на курсах является работа с ним «как с учеником», передача технологий с «рук на руки», обязательное обсуждение результатов исследований, показ «ступенек» достижений личностного и профессионального роста, обеспечение расширения позитивных социальных связей, самопрезентация.

Акмеологическая позиция как ядро здоровой личности обеспечивает поддержку желания человека жить, быть успешным и активно действовать в направлении лично и социально значимых целей. Важно осознать, что набор личностных качеств, обеспечивающих успех отдельному индивидууму (например, эгоизм, манипулятивное мышление), при доминировании таких же качеств в обществе может привести к разрушению цивилизации. Необходимость осознанного баланса между личным

и общественным становится гарантией выживания человека и совместной эволюции общества. Широкое распространение психологических знаний, общее повышение психологической культуры населения способствовали переходу человечества от биологического и социального этапа эволюции к духовно-нравственному, к усилению оценки сиюминутной выгоды с духовно-нравственных позиций. Духовность и духовно-нравственное развитие — акмеологические категории. Сегодня можно говорить не только о мировоззренческой, методологической роли акмеологии, но и об идеологической, политической, а также об эволюционно антропо-экологическом ее значении.

Поиск эффективных методов лечения и предупреждения заболеваний привел к необходимости анализа биопсихосоциальной сущности человека, изучению взаимосвязи компонентов здоровья. Развивается психосоматическая медицина, медицинская педагогика, синергетическая медицина. Анализ концепций психосоматических заболеваний, к которым медики различных стран относят от 50 до 70% всех болезней, а также анализ концепций формирования зависимостей (алкоголь, табак, игра, наркотики и др.) показывает значение социальных и духовно-нравственных факторов в формировании болезней патологических зависимостей.

Нами была разработана социально-акмеологическая концепция валеологического воспитания, подчеркивающая роль успешной интеграции человека в социум, его активности в направлении достижения личностно и социально значимого успеха на основе духовно-нравственных критериев мотивации здорового образа жизни, сохранения, укрепления и развития здоровья.

Согласно З. Фрейду, у человека существует два противоположных инстинкта: стремление к жизни — «эрос» и стремление к смерти — «танатос». Стремление к жизни, позитивный, оптимистический настрой связан с акмеологической позицией. Это стремление безусловно зависит от иерархии жизненных потребностей человека, от степени удовлетворенности или неудовлетворенности базовых и доминирующих в настоящий момент потребностей. Снижение уровня неудовлетворенности и «переход» на актуализацию потребности более высокого уровня (А. Маслоу) обеспечивает поддержание акмеологической позиции. Избыточное удовлетворение потребности приводит к таким же нейрофизиологическим и поведенческим реакциям как и неудовлетворение, поэтому чувство «меры», ощущение оптимального коридора удовлетворения потребностей будут способствовать поддержанию акмеологической позиции человека.

Рассуждая о балансе между акмедвижением и самосохранением, о чувстве «меры», невольно возникает вопрос о границах допустимого (аттракторах), нарушая которые система переходит в иное качество — более прогрессивное или регрессивное. Н.В. Косенков в своей оригинальной концепции психосоматических заболеваний приходит к выводу о взаимосвязи асимметрии головного мозга с возникновением заболевания. Причем оптимальный интервал асимметрии соответствует 0,4—0,7. В этом же интервале находится и оптимальная для человека склонность к доминанте. Наиболее благоприятный уровень доминанты, обеспечивающий развитие человека, Н.В. Косенков соотносит с золотым сечением (0,616). Акмеологическую позицию можно условно считать доминантой активности в направлении достижения успеха в гуманистически оправданных видах деятельности. Синергетиче-ский взгляд на проблему приводит к выводу: чем шире амплитуда балансирования между дуальными состояниями (например, активность — пассивность), при которой сохраняется динамическое равновесие, тем более жизнеспособна биопсихосоциальная система.

Формирование акмеологической позиции человека тесно связано с уровнем его потенциала. В.Н. Марков и Ю.В. Синягин определяют потенциал человека как систему его возобновляемых ресурсов, которые проявляются в деятельности, направленность на получение социально значимых результатов. Потенциал человека зависит как от его биологической природы и личностных характеристик, так и от социального окружения. Еще в Новом Завете (1-е послание Коринфянам, глава 15, стих 33) сказано: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы». Причем особенно интенсивно потенциал человека формируется в подростковом возрасте, а у взрослого человека фактически не изменяется [10, с. 253].

Данный вывод подтверждает актуальность школьной акмеологии, значимость организации учебно-воспитательного процесса, сопровождения и поддержки в русле акмеологической позиции. В акмеологической школе №8 г. Волхова даже организована кафедра акмеологии, в которую входят педагоги и учащиеся. А что же делать взрослому человеку, который в силу сложившихся обстоятельств формировался в не столь благоприятной для развития акмеологической позиции среде? На этот вопрос очень образно и удачно, с нашей точки зрения, ответил директор одной из акмеологических школ Ленинградской области Л.В. Солдатов: «Надо подогревать себя изнутри!», то есть сознательно концентрироваться на позитивном, контролировать свое мышление, поведение, поддерживать веру в себя и т. д.

С позиций синергетической акмеологии (В.П. Бранский, С.Д. Пожарский) способность индивида к самоорганизации подразумевает наличие готовности к самоподготовке (самообразованию и самовоспитанию) и самореализации (самовыражению и самоутверждению). Школа призвана «запустить»

АКМЕОЛОГИЯ, № 3, 2003

эти способности и поддержать мотивацию растущего человека к самоорганизации. Данные качества необходимо заложить в модель выпускника и считать наличие таких способностей как цель, условие и результат развития акмеологической позиции.

Уровень сформированности акмеологической позиции — один из интегративных показателей, отражающих здоровье личности, социальную и профессиональную зрелость.

В качестве внешних факторов, способствующих формированию у растущего человека акмеологической позиции, выделим следующие:

- социальная поддержка акмеологической позиции, предоставление возможностей для проявления активности;

- атмосфера престижности высокого уровня достижений, престижность активности человека на пути творческой самореализации;

- наличие примеров, образцов для подражания в среде общения;

- социальное одобрение гуманистических идеалов и ценностей;

- постепенное усиление степени свободы человека по мере его взросления, которое проявляется в «позволении» иметь свои цели и пути их достижения в рамках гуманистических ценностей;

- наличие акмеологической образовательной среды, обеспечивающей одновременное развитие бинарных способностей: к акмедвижению и самосохранению, к автономии и сотрудничеству на основе умений планирования и формирования четкого образа желаемого результата. Основа акмеологической позиции человека закладывается в период пренатального развития и в

период детства, она зависит от внутрисемейных отношений, ценностей и ориентаций, от состояния здоровья матери и членов семьи. Поэтому школа может корректировать и поддерживать желание ребенка быть успешным. Кроме того одной из важнейших задач школы является формирование мировоззрения будущих родителей, от которых зависит наличие или отсутствие акмеологической позиции у следующего поколения. Опытно-экспериментальное исследование показало, что внутренние и внешние психолого-педагогические условия воспитания акмеологически активной и здоровой личности закладываются на уроках валеологии, психологии, через активную деятельность учащихся в ученической психолого-валеологической службе, лабораториях «Познай себя», «Юный валеолог», «Юный спасатель». Особенно эффективна организация взаимодействия старших учащихся с младшими и педагогами, выход в ближайший социум. Деятельность в разновозрастных коллективах способствует социализации учащихся, позволяет ощутить свою значимость, приобрести опыт коллективного решения социально значимых проблем. Экспериментальное исследование показало, что для формирования акмеологической позиции учащихся старших классов оправдали себя валеологические конференции, которые проводятся на темы, связанные с проблемами человека в современном мире. Рассмотрение выделенных для обсуждения проблем осуществляется с позиций всех предметов, а также включаются современные социальные проблемы: реклама, СМИ, секты и другие организации, мошенничество и права граждан. Обязательно перед конференцией проводится анонимное анкетирование учащихся, результаты которого обрабатывают и представляют сами ученики.

Эта деятельность учащихся вписывается в общую систему воспитания в школе и способствует формированию их акмеологической позиции, социальной зрелости, а также оказывает позитивное влияние на родителей, учителей и окружающий школу социум.

Акмеологическая направленность образовательного учреждения выражается, прежде всего, в наличии:

- устойчивого вектора развития с четко сформулированными целями: статус ОУ, модель выпускника по ступеням образования и условия достижения желаемых целей;

- принятия большинством членов коллектива целей развития ОУ;

- атмосферы престижности желаемых качеств личности, в том числе и акмеологической позиции у ученика и педагога;

- оценки результативности деятельности ОУ по реализации модели выпускника через системную диагностику (дидактический, психологический, валеологический и социальный блоки);

- готовности корректировать цель и средства ее достижения на основе анализа данных комплексной диагностики и социальных изменений;

- интеграции знаний о человеке на уровне содержания образования и воспитания;

- организации образования, обеспечивающей поэтапную социализацию учеников в процессе взаимодействия школьников, педагогов и родителей с окружающим социумом.

В качестве факторов, негативно влияющих на стремление к успеху, опрошенные учащиеся Санкт-Петербурга и Ленинградской области на первое место поставили «лень» и непонимание близких, а среди факторов, помогающих быть успешными — поддержку близких и спорт. По данным психосоматической медицины фактором, наиболее негативно влияющим на здоровье, является ситуация разлуки, а наиболее позитивное влияние на здоровье оказывают стойкие позитивные со-

циальные связи. Проявление же лени нейрофизиологи наблюдают преимущественно в корреляции с минимальной дисфункцией коры головного мозга.

Положительный опыт акмеологических школ широко используется при повышении квалификации педагогов-психологов и переподготовке учителей по специальности «Практическая психология» со специализацией по акмеологии. На базе таких школ систематически проводятся семинары с активным участием учителей и учащихся, в ходе которых сочетаются теория и практика, обучение и исследование.

При проведении семинара на базе лицея № 554 Санкт-Петербурга, где обсуждались пути формирования акмеологической позиции учащихся, было показано заседание ученической акмеологи-ческой службы (ученики старших классов работают с младшими школьниками в роли психологов и валеологов) и проведено ученическое исследование показателей сформированности акмеологической позиции у учащихся и учителей (педагоги лицея и слушатели курсов) по методике В.Н. Максимовой и Н.М. Полетаевой. Результаты представлены на графике 1.

Результаты показывают, что формирование акмеологической позиции учащихся - это одна из задач службы практической психологии, поскольку такая позиция способствует психологической устойчивости личности, ее резистентности к неблагоприятным психологическим воздействиям среды.

Акмеологическая позиция - это разновидность субъектной позиции, которая может быть рассмотрена как ядро здоровой личности. Формирование такой позиции у учащихся, как показывает практика, необходимо начинать с учителя, социальный статус которого остается в обществе низким, что не стимулирует его профессиональной активности.

Поддержание акмеологической позиции связано со способностью к возобновлению жизненных ресурсов, к выработке своих эффективных способов саморегуляции. В качестве эффективного механизма развития саморегуляции нами в течение пяти лет в школах Ленинградской области был апробирован «Дневник акмеологического развития». Этот дневник вели учащиеся старших классов и среднего звена. Дневник включал в себя следующие страницы:

- это «Я» (фото, фамилия, имя, дата рождения и все, что хочется о себе написать);

- мое генеалогическое дерево и успехи моих предков (не только материальные);

- герб семьи (по желанию);

- мои цели: дальние и ближние;

- какой «Я»? (результаты тестирования и самоанализа);

- мои учебные успехи;

- спортивные достижения;

- творчество;

- мой режим дня для наилучшего успеха;

- бывают в жизни неудачи, анализ причин;

0 ----

ДЗ ЛЗ ПЗ АП

-Учащиеся ------ Учителя

- моя программа здорового образа жизни;

- чему я могу научить? Кого?;

- что можно делать при стрессе?;

- за кого я в ответе?;

- моя программа личностного роста.

Заполнение страничек дневника осуществлялось как на классных часах, так и дома с участием родителей, обсуждению отдельных страниц посвящались классные часы. Так, изучение генеалогического дерева и поиски успешности у своих предков позволили переломить негативное упадническое настроение не только у ряда учащихся, но и повлиять на настроения в семьях. Самой сложной задачей для психологов и классных руководителей оказалось разъяснение, что успех—это не всегда много денег, что есть и другое понимание успешности. При проведении классного часа «За кого я в ответе» (Чернореченская ОШ) в 6-м классе использовались материалы видеозаписи, где на данный вопрос отвечали люди разных поколений поселка. Надо отметить глубину ответов самих учащихся. Так, один ученик 6-го класса сельской школы сказал: «Человек не может ни за кого отвечать, если он не в ответе перед своей совестью».

Помощь в выработке эффективных способов саморегуляции могут оказать психологические знания, которые учащиеся получают на уроках психологии, валеологии и в кружках «Юный валео-лог», «Познай себя», при подготовке валеологических конференций и в процессе работы ученической психолого-валеологической службы.

Формирование акмеологической позиции ученика является частью общей системы нравственного воспитания, основной задачей которого является мотивация здорового образа жизни. Акмео-логическая позиция человека — важнейшая составляющая здорового образа жизни и интегративный показатель качества воспитания. Она коррелирует с желанием человека жить, развиваться, бережно относиться к жизни. Перед массовой школой, а значит и перед психологом, встала актуальная проблема формирования позитивного мышления молодежи, установки на прогрессивное развитие поведения, моделей эффективного и безопасного поведения, применения знаний и умений в созидающей деятельности. В современных социальных условиях школа может и должна взять на себя психотерапевтическую функцию и через содержание образования, через сопровождение обучения, через воспитательную работу формировать у молодежи жизнеутверждающие установки и модели поведения.

Акмеологическое развитие страны, народа связано с доминирующей позицией взрослого по отношению к ребенку, с его способностью поддержать в растущем человеке желание быть активным в гуманистических видах деятельности.

Акмеологические аспекты подготовки педагогов-психологов на курсах переподготовки в ЛОИРО отрабатывается не только в процессе аудиторных занятий и семинаров на базе экспериментальных акмеологических школ, но и при выполнении аттестационных работ. Наиболее популярной темой аттестационных работ слушателей является «Коррекция агрессивного поведения подростков». Среди коррекционных технологий рекомендуются и акмеологические технологии достижения успеха в творческой созидательной деятельности, которые не только снижают уровень агрессивности подростков, но и формируют их акмеологическую позицию, стремление к высоким результатам в интересной и полезной деятельности. Акмеологические критерии качества образования раскрываются в таких работах, как «Формирование личностной зрелости учащихся среднего звена через развитие их коммуникативных умений», «Социальная зрелость выпускника школы», «Повышение уровня школьной зрелости у учащихся младших классов», «Формирование духовно-нравственного здоровья учащихся и акмеологически развивающейся личности на уроках литературы и во внеурочное время и т.п.

Сочетание психологических и акмеологических знаний при подготовке и переподготовке педагогов-психологов со специализацией по акмеологии позволяет готовить специалистов не только для решения задач практики, актуальных на данный момент, но и перспективных направлений развития образования.

Литература_

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.

2. Акмеологические проблемы подготовки преподавателей. Вып. 2 /Отв. ред. Н.В. Кузьмина, Е.С. Гуртовой. М., 1999.

3. Бодалев А. А., Ганжин В. Т., Деркач А. А. Человек и цивилизация в зеркале акмеологии (акме как центральная формула здоровья, самопознания и творческого самоутверждения человека) // Мир психологии. М.-Воронеж, 2000. №1 (21). С. 89-108.

4. Бранский В. П., Пожарский С. Д. Социальная синергетика и акмеология. СПб., 2002.

5. Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина: Краткий учебник /Пер. с нем. М., 1999.

6. Коростылева Л. А. Уровни самореализации личности // Психологические проблемы самореализации личности. Вып.4 / Под ред. Е.Ф. Рыбалко, Л.А. Коростылевой. СПб., 2000. С.47-61.

7. Марков В. Н. Синягин Ю. В. Потенциал личности. Акмеологическая постановка проблемы //Мир психологии. М. - Воронеж, 2000. №1 (21). С. 250-261.

8. Педагог-психолог: Образовательная программа для переподготовки педагогических кадров по специальности «Практическая психология» со специализацией по акмеологии образования / Авт.: В.Н. Максимова, Н.М. Полетаева, Л.А. Волга. СПб., 2002.

9. Пряжников Н. С. Психология элитарности. М.- Воронеж, 2000.

10. Сыренский В. И., Колбанов В. В. Валеологическая поддержка учащихся и учителей. СПб., 1999.

© Полетаева Н.М., 2003

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.